Рабочая программа по биологии 7 класс
рабочая программа по биологии (7 класс) на тему

Лопаленко Наталья Андреевна

 

Рабочая программа составлено на основеПрограммы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6 – 11 классы. – М.: Дрофа, 2008.

Учебник: Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология. Многообразие живых организмов. – М.: Дрофа, 2011.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_biologii_7_klass.doc192 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СВЕТЛОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

КОЧЕНЁВСКОГО РАЙОНА

 

    УТВЕРЖДАЮ                                                        Принято на педсовете

Директор школы                                                        протокол № ___

   ________________                                                          __________________

«____» ____________  г.                        

 Рабочая программа по биологии

7 класс

Учитель: Лопаленко Наталья Андреевна

 70 часов,  2 часа в неделю

Контрольных уроков - 3 , лабораторных работ -  12  

Рабочая программа составлено на основе Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6 – 11 классы. – М.: Дрофа, 2008. 

Учебник: Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология. Многообразие живых организмов. – М.: Дрофа, 2011.

Пояснительная записка

 к рабочей программе по изучению биологии в 7 классе

      Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии  6-9  классов, 7 класса  «Биология. Многообразие живых организмов» авторов Н.И. Сонина, В.Б. Захарова, Е.Т. Захаровой, полностью отражающей содержание Примерной программы, без изменений.

          При составлении рабочей программы использовались методические рекомендации и  примерное тематическое планирование, предложенные в методическом пособии Е.Т. Бровкиной   к учебнику Захарова В.Б., Сонина Н.И. «Биология. Многообразие живых организмов» для 7 класса средней школы.

      В реализации программы  используется учебно-методический комплект:

      Для учителя:

1.  Бровкина Е.Т. Методическое пособие к учебнику Захарова В.Б., Сонина Н.И. «Биология. Многообразие живых организмов». – М.: Дрофа, 2006.

    Для учащихся:

  1. Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология. Многообразие живых организмов. Учебник для 7 класса. – М.: Дрофа, 2011.

  1. Захаров В.Б., Сонин Н.И. «Биология. Многообразие живых организмов». Рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, 2011

  1. СD – диск «Биология. Многообразие живых организмов. Электронный учебник»

Требования к уровню подготовки учащихся, заканчивающих 7 класс

В результате изучения предмета учащиеся    должны:

знать/понимать

  1. особенности жизни как формы существования материи;
  2. фундаментальные понятия биологии;
  3. о существовании эволюционной теории;
  4. основные группы прокариот, грибов, растений и животных, особенности их организации, многообразие, а также экологическую и хозяйственную роль живых организмов; основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека;

уметь

  1. пользоваться знанием биологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;
  2. давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;
  3. работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;
  4. работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект реферат;
  5. владеть языком предмета.


№ п.п.

№ урока

Содержание

Тип урока

Вводимые понятия

Домашнее задание

Сроки

Введение (3)

1.

1.

Мир живых организмов. Уровни организации живого.

ИНМ

Клетка, ткани, органы, организм, биоценоз, биосфера, живое вещество, биокостное вещество, вид, популяция,

Стр. 5, записать понятия в словарик

2.

2.

Ч. Дарвин и происхождение видов

ИНМ

Борьба за существование, искусственный и естественный отбор, конкуренция

Стр. 6, объяснить понятия

3.

3.

Многообразие организмов и их классификация

ИНМ

Систематика, отряд, род, класс, семейство, подцарство, царство, прокариоты, вирусы, грибы, растения, животные

Стр.8, читать, понятия в словарь

Царство Прокариот (3)

4.

1.

Общая характеристика и  происхождение прокариот.

ИНМ

Архебактерии, настоящие бактерии, оксифотобактерии, микробиология

Стр.11-12,  вопросы 1-4

5.

2.

Особенности строения, жизнедеятельности прокариот

ИНМ

Гетеротрофы, автотрофы, хемосинтез, фотосинтез, аэробы, анаэробы, симбионты, разрушители, клубеньковые бактерии

Стр.11-14

6.

3.

 Подцарства Архебактерии и Оксифотобактерии

ИНМ

Цианобактерии, синезеные водоросли

Стр.15,  вопросы 8-11

Царство грибы (4)

7.

1.

Царство Грибы, особенности организации грибов, их роль в природе, жизни человека

ИНМ

Микология, грибница (мицелий), гифы, почвенная грибница, плодовое тело, псевдомицелий, симбиоз, микориза, Настоящие грибы, Оомицеты, Лишайники

Стр.20-22, вопросы 1-8, стр. 26

8.

2.

Отдел Настоящие грибы, особенности строения и жизнедеятельности.

Лабораторная работа №1 «Строение плесневого гриба мукора»

 «Строение дрожжей»

«Строение плодового тела шляпочного гриба»

 ИНМ

Хитридиомицеты, Зигомицеты, Аскомицеты, Базидиомицеты, Дейтеромицеты (Несовершенные грибы), склероции

Стр. 23-24, повторить с. 20-22

9.

3.

Классы Базидиомицеты, Несовершенные грибы, особенности строения и жизнедеятельности. Отдел Оомицеты.

ИНМ

 Оомицеты, базидии, шляпочные грибы, трутовые грибы, фитофтора

 Стр. 24-25, знать общую хар-ку царства грибов, с.27

10.

4.

Отдел лишайники

Тестовая  проверочная работа

ИНМ

Слоевище, накипные, листовые, кустистые, корковый слой, серцевина,автогетеротрофы

 Стр. 28-31, вопросы

Царство Растения (20)

11.

1.

Общая характеристика царства Растения

ИНМ

Продуценты, биомасса, низшие растения, высшие растения, биомы, пигменты, фитогормоны, тургор, клеточный сок,

Стр.36-37, вопросы

12.

2.

Подцарство Низшие растения.  Общая характеристика водорослей.

ИНМ

Слоевище (таллом)

Стр.38-39, вопросы

13.

3.

Размножение и развитие водорослей

ИНМ

Гаметы, зигота, спорофит, гаметофит

Стр. 39, читать  

14-15

4-5

Многообразие водорослей, их роль в природе и практическое значение

Лабораторная работа №2 «Строение спирогиры»

ИНМ

Отделы Зелёные водоросли, Красные водоросли, Бурые водоросли, ризоиды

Стр. 44-45,читать

16.

6.

Общая характеристика подцарства Высшие растения.

ИНМ

Вегетативные и репродуктивные органы, спорангии, эмбриональный и постэмбриональный периоды, споровые и семенные растения

Стр. 48-49, читать, повторить хар-ку низших растений

17.

7.

Отдел Моховидные, особенности строения и жизнедеятельности

Лабораторная работа №3 «Строение мха кукушкин лён»,

 «Строение мха сфагнум»

ИНМ

Псилофиты, отдел Моховидные, кукушкин лён, сфагнум

Стр. 50-53

18.

8.

Отдел Плауновидные, особенности строения и жизнедеятельности

ИНМ

Отдел Плауновидные

С.56

19.

9.

Отдел Хвощевидные, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе

Лабораторная работа №4 «Строение хвоща»

ИНМ

Отдел Хвощевидные

Стр. 57-59, читать

20

10.

Отдел Папоротниковидные, особенности строения и жизнедеятельности

Лабораторная работа №5 «Строение папоротника»

ИНМ

Отдел Папоротниковидные, микроспоры, мегаспоры, заросток, травянистые и древовидные папоротники

Стр. 62, читать

21

11.

Особенности строения и жизнедеятельности папоротников, их роль в природе, практическое значение.

ИНМ

Стр. 62-65, читать

22

12.

Отдел  Голосеменные растения, особенности строения и жизнедеятельности, происхождение

Лабораторная работа №6 «Строение голосеменных растений»

ИНМ

Отдел  Голосеменные растения, женские и мужские шишки, семенные чешуи, семяпочка, пыльца, трахеиды, кутикула, сердцевина, семя, эндосперм

Стр. 68-70, вопросы 1-5

23.

13.

Многообразие видов голосеменных, их роль в природе

ИНМ

 Стр. 71-73

24

14.

Отдел Покрытосеменные, особенности организации, происхождение

Лабораторная работа №7 «Строение цветкового растения»

ИНМ

Отдел Покрытосеменные, древесная и травянистая жизненная форма, пробка, пробковый камбий

Стр. 76-79, вопросы 1-7

25

15.

Размножение покрытосеменных растений. Класс Двудольные

ИНМ

Цветок, цветоложе, чашелистики, лепестки, чашечка, пестик, тычинка, пыльца, завязь, столбик, рыльце, плод, соцветия, двойное оплодотворение, класс Двудольные

Стр. 76-79, вопросы 1-7

26.

16.

Класс Двудольные, характерные особенности растений семейства розоцветных.

ИНМ

Формула и диаграмма цветка

Стр. 83, повторить стр. 76-85

27.

17.

Класс Двудольные, характерные особенности растений семейства крестоцветных и паслёновых

ИНМ

Стр.76-79

28.

18.

Класс Однодольные, характерные  признаки растений семейства злаковых

Лабораторная работа №8 «Особенности строения пшеницы»

ИНМ

Задания стр. 87

29.

19.

Класс Однодольные, характерные  признаки растений семейства лилейных

 ИНМ

Класс Однодольные

Стр. 82

30.

20.

Царства Прокариоты, Грибы, Растения

Тестовая  проверочная работа по разделу

ПОУ

Царство Животные (37)

31.

1.

Общая характеристика царства Животные

ИНМ

симметрия

Стр. 92, читать

32.

2.

Особенности организации одноклеточных, или простейших, их классификация

ИНМ

Псевдоподии, реснички, жгутики, сократительные вакуоли, светочувствительный глазок, фаго- и пиноцитоз, циста, планктон

Стр. 94-96

33.

3.

Многообразие одноклеточных, их значение в биоценозах и в жизни человека.

Лабораторная работа №9 «Строение инфузории-туфельки»

ИНМ

Тип Саркожгутиконосцы, тип Споровики, тип Инфузории

П. 11, стр. 68, читать

34.

4.

Особенности организации многоклеточных. Губки как примитивные многоклеточные.

ИНМ

Фагоцителла, эктодерма, энтодерма, мезодерма, хорда, мезоглея, регенерация

 Стр. 97-99, вопросы 5-15

35.

5.

Особенности организации кишечнополостных

ИНМ

Базальная мембрана, диффузная нервная система, стрекательная клетка, тип кишечнополостные

Стр. 108-110, вопросы 1-5

36.

6.

Особенности организации кишечнополостных

ИНМ

Стр. 110-111, вопросы 6-11

37.

7.

Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека

ИНМ

Стр. 111-113, вопросы 13,14

38.

8.

Особенности организации плоских червей

ИНМ

Классы Ресничные черви, Сосальщики,  Ленточные черви, финна, основной  и промежуточный хозяины

Стр. 116-118, задания на стр. 121

39.

9.

Плоские черви-паразиты

ИНМ

Стр. 118-119, читать

40.

10.

Тип Круглые черви, особенности их организации

ИНМ

Тип Круглые черви, нематода, филярия, острица, аскарида

Стр. 122-124, вопросы стр. 127

41.

11.

Особенности строения и жизнедеятельности кольчатых червей

ИНМ

Тип Кольчатые черви, Классы Многощетинковые, Малощетинковые, Пиявки, сегменты, параподии, щетинки

Стр. 128-129, вопросы 1-7

42.

12.

Многообразие кольчатых червей.

Лабораторная работа №10 «Внешнее строение дождевого червя»

ИНМ

Стр. 129-131, читать

43.

13.

Особенности  организации моллюсков, их происхождение

Лабораторная работа №11 «Внешнее строение моллюсков»

ИНМ

Мантия, мантийная полость, раковина, щупальца, присоски, чернильная железа, Тип Моллюски, Класс Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие

Стр. 134-135, вопросы 1-10

44.

14.

Многообразие моллюсков, их роль в природе

ИНМ

Стр. 136-139, вопросы 11-15

45.

15.

Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих. Класс Ракообразные

ИНМ

Класс Ракообразные

Стр. 144-147, читать

46.

16.

Многообразие ракообразных, их роль в природе

ИНМ

Стр. 148-149, вопросы стр. 151

47.

17.

Класс Паукообразные, особенности строения и жизнедеятельности

ИНМ

Класс Паукообразные

Стр. 152-153, читать

48.

18.

Многообразие паукообразных, их роль в природе

ИНМ

Стр. 154, читать

49.

19.

Класс Насекомые, особенности строения и жизнедеятельности

Лабораторная работа №12 «Внешнее строение насекомого»

ИНМ

Класс Насекомые, крылатые насекомые, полиморфизм, надкрылья, фасеточные глаза, дыхальца, трахеи

Стр. 158-162,  оформить лаб. раб.

50.

20.

Размножение  и развитие насекомых

ИНМ

Стр. 163, общ. хар-ка насекомых

51.

21.

Многообразие насекомых, их роль в природе и практическое значение

ИНМ

Стр. 164-165, читать

52.

22.

Особенности строения и жизнедеятельности иглокожих, их многообразие и роль в природе

ИНМ

Тип Иглокожие, воднососудистая система

Стр. 170-171,  задания

53.

23.

Особенности организации хордовых. Бесчерепные животные.

ИНМ

Тип Хордовые, подтип Бесчерепные, Позвоночные

Стр. 174,  общ. хар-ка хордовых

54.

24.

Подтип Позвоночные. Рыбы – водные позвоночные животные.

ИНМ

Надкласс Рыбы, плавники, орган боковой линии, жабры, чешуя, плавательный пузырь

Стр. 176-179, вопросы 1-8

55.

25.

Основные группы рыб, их роль в природе и практическое значение

ИНМ

Стр. 180-183, читать

56.

26.

Класс Земноводные, особенности строения и жизнедеятельности, как примитивных наземных позвоночных

ИНМ

Класс Земноводные, отряд Безногие, Бесхвостые, Хвостатые, плечевой пояс, барабанная перепонка

Стр. 186-190, вопросы стр. 195

57.

27.

Размножение и развитие земноводных, их многообразие и роль в природе

ИНМ

Стр. 191-193, читать

58.

28.

Класс Пресмыкающиеся, Особенности строения и жизнедеятельности

ИНМ

Класс Пресмыкающиеся

Стр. 196-200, вопросы 1-8

59.

29.

Многообразие пресмыкающихся, их роль в природе и практическое значение

ИНМ

Стр. 201, вопросы стр. 203

60.

30.

Класс Птицы, особенности строения и жизнедеятельности

ИНМ

Класс Птицы

Стр. 204-208, вопросы

61.

31.

Особенности организации птиц, связанные с полётом

ИНМ

Стр. 208-211, вопросы

62.

32.

Экологические группы птиц, их роль в природе, жизни человека

ИНМ

Экологические типы птиц                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

Стр. 212-219, задания стр. 221,общ. хар-ка птиц

63.

33.

Класс Млекопитающие, особенности строения и жизнедеятельности 

ИНМ

                   

Стр. 222-224, вопросы 1-6

64.

34.

 Класс Млекопитающие, особенности строения и жизнедеятельности

ИНМ

Стр. 224-228, вопросы 7-12

65.

35.

Плацентарные млекопитающие, особенности строения и жизнедеятельности, их роль в природе и практическое значение

ИНМ

Стр. 229-233, вопросы 13-15

66.

36.

Сумчатые и Первозвери

ИНМ

Стр. 234-235, задания

67.

37.

Повторительно-обобщающий урок. Особенности строения и жизнедеятельности животных, их роль в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности

Тестовая  проверочная работа по разделу

ПОУ

Составить схему «классификация животных»

68.

1.

Царство Вирусы

ИНМ

69-70.

1-2.

Повторение курса


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...