Рабочая программа по биологии 6 класс
рабочая программа по биологии (6 класс) по теме

Лопаленко Наталья Андреевна

 

Рабочая программа составлено на основе Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6 – 11 классы. – М.: Дрофа, 2008.

Учебник: Сонин Н.И. Биология. Живой организм. 6 класс. – М.: Дрофа, 2011

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_biologii_6_klass.doc251 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СВЕТЛОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

КОЧЕНЁВСКОГО РАЙОНА

 

    УТВЕРЖДАЮ                                                        Принято на педсовете

Директор школы                                                        протокол № ___

   ________________                                                          __________________

 «____» ____________ г.                        

 Рабочая программа по биологии

6 класс

Учитель: Лопаленко Наталья Андреевна

70 часов,  2 часа в неделю

Контрольных уроков - 4,  лабораторных работ - 12 ,  практических работ - 2

Рабочая программа составлено на основе Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6 – 11 классы. – М.: Дрофа, 2005.

Учебник: Сонин Н.И. Биология. Живой организм. 6 класс. – М.: Дрофа, 2008.

Пояснительная записка

к рабочей программе по  изучению биологии в 6 классе

     

     

      Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 6 класса «Живой организм» автора Н.И. Сонина, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

      В соответствии с федеральным базисным учебным  планом в рамках основного общего образования изучение биологии в 6 классе складывается следующим образом: 35 часов из федерального компонента и 35 часов из регионального компонента. C  учётом  этого  составлено   тематическое  планирование  на  70 часов,  включающее  вопросы  теоретической  и  практической  подготовки  учащихся  и  реализацию  регионального  компонента.

      Реализация  программы  обеспечивается  учебно-методическим комплектом: 

      Для  учителя:

1. Е.Т.Бровкина, Н.И.Сонин. «Биология. Живой организм» 6 класс: Методическое пособие к учебнику Н.И.Сонина «Биология. Живой организм» 6 класс. – М.: Дрофа, 2005.

2. Козлова  Т.А.  Биология  в  таблицах.  6-11 кл:  Справ.  пособие.- М.:  Дрофа,  2004.

     Для учащихся:

Н.И.Сонин «Живой организм. Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Живой организм» 6 класс. – М.: Дрофа, 2006.

     

MULTIMEDIA – поддержка курса:

  1. CD-диск «Биология 6-11 класс. Лаборатория»
  2. CD-диск «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии».
  3.  CD-диск «Биология. Живой организм 6 класс. Электронное учебное издание».
  4. Коллекция ЦОР Интернета
  5. CD-диск «Электронные уроки и тесты. Биология в школе»

Требования к уровню подготовки учащихся, заканчивающих 6 класс

Учащиеся должны знать:

  1. основные признаки живого (обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение);
  2. химический состав клетки, значение основных неорганических и органических веществ;
  3. особенности строения ядерных и безъядерных клеток, отличия строения растительных и животных клеток;
  4. строение ядерной клетки, основные функции её органоидов;
  5. типы деления клеток, их роль в организме;
  6. особенности строения тканей, органов и систем органов растительных и животных организмов;
  7. основные жизненные функции растительных и животных организмов (питание, пищеварение, дыхание, перемещение веществ, выделение, обмен веществ, движение, регуляция и координация, размножение, рост и развитие);
  8. характеристику природного сообщества, экосистемы, цепи питания.

Учащиеся должны уметь:

  1. распознавать органоиды клетки;
  2. узнавать органы и системы органов изученных организмов;
  3. составлять простейшие цепи питания;
  4. размножать комнатные растения вегетативным способом;
  5. пользоваться микроскопом, готовить микропрепараты.

Тематический план

№ темы

Название темы

Количество часов

Введение

1

Раздел 1

Строение и свойства живых организмов

25

1.1

Основные свойства живых организмов

2

1.2

Химический состав клеток

2

1.3

Строение растительной и животной клеток

4

1.4

Деление клетки

2

1.5

Ткани растений и животных

2

1.6

Органы и системы органов

10

1.7

Растения и животные как целостный организмы

2

Обобщение

1

Раздел 2

Жизнедеятельность организмов      

34

2.1

Питание и пищеварение

 5

2.3

Дыхание

 2

2.4

Передвижение веществ в организме

4

2.5

Выделение

4

2.6

Опора и движение

2

2.7

Регуляция процессов жизнедеятельности

4

2.8

Размножение

4

2.9

Рост и развитие

6

Обобщение

3

Раздел 3

Организм и среда.  Природные сообщества

5

3.1

Среда обитания организмов. Экологические факторы.

1

3.2

Взаимосвязи живых организмов.

1

3.3.

Природные сообщества.

1

3.4.

Влияние деятельности человека.

1

Обобщение

1

Повторение курса

4


Учебно-тематическое планирование

№ п.п.

№ урока

Содержание

Тип урока

Вводимые понятия

Региональный компонент

Домашнее задание

Сроки

Строение и свойства живых организмов (26)

Введение. Многообразие живых организмов, их особенные свойства.

ИНМ

Живые организмы; общность живых организмов: клеточное строение и  набор ХЭ и веществ.

Многообразие живых организмов Новосибирской области

Стр.4, читать п.1

Основные свойства живых организмов.

ИНМ

Основные признаки живого: обмен веществ, питание, дыхание, выделение, раздражимость, подвижность, размножение, рост, развитие.

Строение растительной клетки.

   

ИНМ

Безъядерные и ядерные организмы. Основные части всех клеток: плазматическая мембрана, цитоплазма, ядро. Отличие растительной клетки от животной: клеточ. Оболочка, вакуоль, пластиды. Хлорофилл, хлоропласты, органоиды: эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, рибосомы, митохондрии, лизосомы, клеточный центр, центриоли, ядро, ядрышко, хромосомы.

Записать определения в словарь и выучить их.

Строение животной клетки.

Лабораторная работа №1. Строение растительной клетки.

Строение животной клетки.

ПР

Отличительные признаки растительной клетки от животной.

Записать определения в словарь и выучить их.

Увеличительные приборы и правила работы с ними.

ПР

Части светового микроскопа: окуляр, объектив, тубус, предметный столик, зеркало, предметное и покровное стёкла

Химический состав клетки.

ИНМ

Элементы, органические и неорганические вещества, минеральные соли

Стр.10, читать п.2

Органические вещества клетки.

Лабораторная работа №2 Определение состава семян.

ИНМ

Белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты

Стр.11-12, читать п.2

Неклеточные формы жизни.

ИНМ

Вирусы, фагоцитоз, пиноцитоз, бактериофаг

Стр.20, читать п.3

Повторение по теме «Строение растительной и животной клетки».

ПОУ

Задание в рабочей тетради

Деление клеток.

ИНМ

Митоз, хроматиды

Стр. 24-25, читать п.4

Мейоз и его биологическое значение.

ИНМ

Мейоз, биологическая роль мейоза.

Стр. 26,читать п.4

Ткани растений.

Лабораторная работа №3 Ткани растений.

ИНМ

Ткань, межклеточное вещество, образовательная, покровные, механическая, основная, проводящая ткани.

Стр. 30-31, читать п.5

Ткани животных: эпителиальные и соединительные. Лабораторная работа № 4

Ткани животных.

ИНМ

Эпителиальная, соединительная, мышечная: гладкая и поперечно-полосатая, нервная ткани;

Записать определения в словарь и выучить их.

Мышечные ткани.

ИНМ

свойства мышечной ткани: возбудимость и сократимость

Задание в рабочей тетради

Нервная ткань.

ИНМ

Лаб. раб.

свойства  нервной ткани: возбудимость и проводимость

Задание в рабочей тетради

Органы цветковых растений. Корень.

Лабораторная работа №5

Корневые системы

ИНМ

Корень; корневая система; типы корней: главные, придаточные и боковые; типы корн. сист.: мочковатая, стержневая; дыхательные корни, корни-подпорки, корни-прицепки.

Стр. 38, п.6, читать

Побег.

Лабораторная работа №6

Строение побега.

Простые и сложные листья.

ИНМ

Побег, стебель, листья, почки, листовая пластинка, черешки, основание, прилистник, простые листья, сложные листья, видоизменения листьев: колючки, усики.

Стр. 39, читать, п.6

Цветок и плод.

ИНМ

Цветок, венчик, лепестки, чашелистики, чашечка, пестик, тычинки, завязь, столбик, рыльца, пыльца, цветоложе, цветоножки, соцветие, плоды, околоплодник, семязачатки

Стр. 40-41, читать, п.6

Цветок и плод.

Лабораторная работа № 7

Строение цветка.

ПОУ

Задание в рабочей тетради

Строение семян, их функции.

Лабораторная работа №8

Строение семян.

ИНМ

Семя, семенная кожура, зародыш, части зародыша: зародышевый корешок, стебелёк, почка, семядоля, эндосперм, растения двудольные и однодольные.

Задание в рабочей тетради

Органы цветковых растений.

ИНМ

Вегетативные и репродуктивные органы, корневой чехлик, зоны корня: роста, деления, всасывания; корневые волоски, древесина, луб, кожица, пробка, кора, камбий, древесина, сердцевина, цветки: однополые и раздельнополые, виды растений: однодомные и двудомные.

П.6, стр. 42-43, читать

Органы  и системы органов животных.

ИНМ

Система органов, пищеварительная система: рот, глотка, пищевод, зоб, желудок, кишечник, анальное отверстие; кровеносная система: сердце, сосуды;  органы дыхания: трахея, жабры, лёгкие; выделительная система: почки, мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал; опорно-двигательная система: скелет, мышцы; нервная система: головной и спинной мозг, нервы;  эндокринная система, гормоны; органы размножения: яичники и семенники.

П.7, читать,

задание в рабочей тетради

ИНМ

Организм растения – единое целое.

ИНМ

Взаимосвязь систем органов

П.8

Целостность животного организма.

 ПОУ

П.9, повторить основные понятия темы.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Строение и свойства живых организмов».

ПОУ

Жизнедеятельность организмов       (34)

Питание. Почвенное питание растений.

 ИНМ

Питание; почвенное, воздушное питание; устьица, хлорофилл.

Фотосинтез.

ИНМ

Фотосинтез

Питание животных.

Лабораторная работа № 9

Действие слюны на крахмал.

Пищеварение, ферменты

§10, стр. 63-65

Питание животных.

ИНМ

Растительноядные организмы, хищники, трупоеды, симбионтами, паразиты

П. 10, читать

Стр. 60-62

Питание животных.

 ОУ

Дыхание. Дыхание растений.

ИНМ

Дыхание, газообмен, типы дыхания: клеточное и кожное, устьица, чечевички.

П. 11, стр. 68, читать

Дыхание животных.

ИНМ

Жабры: внутренние и наружные; трахеи, лёгкие

П. 11, стр. 69, читать

Передвижение воды и минеральных веществ в растении.

Лабораторная работа № 10

Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю.

ИНМ

Сосуды, ситовидные трубки

П. 12, стр. 74, читать

Передвижение органических веществ в растении.

ИНМ

Корневое давление

Задание в рабочей тетради

Перенос веществ в организме беспозвоночных животных.

ИНМ

Задание в рабочей тетради

Перенос веществ в организме позвоночных животных.

ИНМ

Кровь, плазма, гемоглобин, гемолимфа, типы кровеносной системы: замкнутая и незамкнутая, вены, артерии, капилляры, предсердие, желудочек

П. 12, стр. 76-77, читать

Выделение.

ИНМ

Сократительная вакуоль, выделительные канальцы, нефридии, мочеточник, мочевой пузырь

П. 13, стр. 80-81, читать

Выделение у растений.

ИНМ

Гидатоды, нефрон, фильтрация, первичная и вторичная моча.

П. 13, стр. 82-83, читать

Обмен веществ и энергии у растений.

ИНМ

Обмен веществ

П. 14, стр. 86, читать

Обмен веществ и энергии у животных.

ИНМ

Теплокровные  и холоднокровные животные

П. 14, стр. 87, читать

Опорные системы и их значение в жизни организмов.

ИНМ

Скелет, мышцы, наружный и внутренний скелет

П. 15, стр. 92-93, читать

Опорные системы растений и позвоночных животных.

Лабораторная работа № 11

Строение костей.

ИНМ

Кости, связки, сухожилия – строение кости

П. 15, стр. 94-95, читать

Движение.

Лабораторная работа №12

Наблюдение за движением дождевого червя.

ИНМ

Движение, реснички, жгутик, мышечная деятельность

П. 16, стр. 98-99, читать

Движение многоклеточных животных в водной среде.

ИНМ

Хвостовой плавник, реактивное движение, плавательные перепонки

П. 16, стр. 100-102, читать

Передвижение позвоночных животных в воздушной и наземной средах.

ИНМ

Ноги, копытные, стопоходящие и пальцеходящие животные, подъёмная сила крыла.

 Задание в рабочей тетради

Особенности передвижения наземных млекопитающих и движения растений.

ИНМ

Скорость движения

П. 16, стр. 105, читать

Регуляция процессов жизнедеятельности организмов и их связей с окружающей средой.

ИНМ

Раздражимость, чувствительность, нервная и эндокринная система, сетчатая нервная система, рефлекс, нервные узлы, окологлоточное нервное кольцо, брюшная нервная цепочка, спиной и головной мозг.

П. 17, стр. 110-112, читать

Регуляция процессов жизнедеятельности организмов и их связей с окружающей средой.

ИНМ

Строение головного мозга: передний мозг, мозжечок, средний мозг, задний мозг, инстинкт, большие и малые полушария головного мозга

П. 17, стр. 114-115, читать

Регуляция жизнедеятельности позвоночных животных и их взаимосвязь с окружающей средой.

ИНМ

Задание в рабочей тетради

Эндокринная система и её роль в регуляции жизнедеятельности позвоночных животных. Ростовые вещества растений.

ИНМ

Химическая регуляция, гормоны, щитовидная железа, гипофиз, ростовые вещества, условные и безусловные рефлексы, нервный импульс,

П. 17, стр. 116-118, читать

Размножение, его виды. Бесполое размножение.

ИНМ

Бесполое размножение, деление, почкование, спора, спорообразование, спорангии

П. 18, стр. 122-123, читать

Вегетативное размножение растений.

Практическая работа №1

Вегетативное размножение комнатных растений.

ИНМ

Вегетативное размножение

П. 18, стр. 124, читать

Половое размножение животных.

ИНМ

Половое размножение, гаметы, сперматозоиды, яйцеклетки, раздельнополые и обоеполые организмы, гермафродит, партеногенез, оплодотворение, зигота, наружное и внутреннее оплодотворение, семенники, яичники

П. 19, стр. 128-130, читать

Половое размножение растений.

ИНМ

Опыление, самоопыление, перекрёстное опыление, насекомоопыляемые и ветроопыляемые растения, двойное оплодотворение

П. 20, стр. 134-136, читать

Рост и развитие растений.

Практическая работа №2

Определение всхожести семян.

ИНМ

Индивидуальное развитие

П. 21, стр. 141, читать

Особенности индивидуального развития цветкового растения.

ИНМ

Стадии развития растения

Задание в рабочей тетради

Рост и развитие животных.

ИНМ

Дробление, бластула, гаструла, эктодерма, эндодерма, мезодерма, нейрула, прямое и непрямое развитие,

П. 22, стр. 146-148, читать, повторить понятия

Повторительно-обобщающий урок по теме «Жизнедеятельность организмов».

ПОУ

П. 23, стр. 152-154, читать

Организм и среда. Природные сообщества (5)

 61.

1.

Среда обитания организмов. Экологические факторы.

ИНМ

Экология, экологические факторы

П. 24, стр. 156-157, читать

62.

2.

Взаимосвязи живых организмов.

ИНМ

Симбиоз, хищничество

П. 24, стр. 158, читать

63.

3.

Природные сообщества. Экскурсия в природу на тему «Природные сообщества пришкольной территории».

ИНМ

Экологические проблемы нашего региона

П. 25, стр. 164-166, читать

64.

4.

Влияние деятельности человека.

Экологические проблемы нашего региона

П. 26, стр. 172, читать, повторить понятия изученные за год

65.

5.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Организм и среда. Природные сообщества».

 ПОУ

Повторение (5)

66-67.

1-2.

Строение и свойства живых организмов.

ПОУ

Задание в рабочей тетради

68-70.

3-5.

Жизнедеятельность организмов.

ПОУ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...