Элективный курс по биологии «Клетки, ткани, организм»
рабочая программа по биологии (10 класс) на тему
Рабочая программа элективного курса по биологии «Клетки и ткани» составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и программы элективных курсов для 10-11 классов (авторы-составители: В.Н.Кириленкова и Д.К.Обухова.).
Биология изучается в базовом курсе биологии 10-ого и 11-ого классов общеобразовательной школы 1 час в неделю. Именно в 10-ом, 11-ом классах закладывается база знаний, на которую учащиеся опираются при подготовке к олимпиадам, к успешной сдаче ЕГЭ по биологии. Поэтому элективный курс по биологии для учащихся 10-ых классов, во-первых, весьма своевременный, во- вторых, он позволяет учащимся получать дополнительные знания, расширяющие кругозор, в-третьих, он позволяет удовлетворять познавательные интересы обучающихся в различных сферах человеческой деятельности. Элективный курс позволяет углубить и расширить знания обучающихся общих закономерностей биологической науки. Кроме того, после изучения каждого блока учащиеся имеют возможность закрепить полученные знания решением биологических задач, подавляющее большинство которых рекомендованы в сборниках ЕГЭ для тренировки. Другой целью курса является выявление детей способных к предмету, и помочь им лучше понять предмет, помочь им в дальнейшем правильно выбрать профессию, свой путь в жизни. Данный курс рассчитан на 35 часов, с расчетом по 1 часу в неделю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_po_biologii_10_klass.docx | 36.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4 п.г.т. Кукмор»
Кукморского муниципального района Республики Татарстан
СОГЛАСОВАНО На заседании методического совета школы Протокол № ___ от «_____»_____________2015 г. Руководитель ШМС ______________Р.Г. Усманова | УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ «СОШ №4 п.г.т. Кукмор» Кукморского муниципального района РТ _____________А.И.Хасанов «___»_______________2015 г. |
Рабочая программа
элективного курса по биологии «Клетки, ткани, организм» (10 класс)
Усмановой Р.Г., учителя биологии высшей квалификационной категории
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса по биологии «Клетки и ткани» составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и программы элективных курсов для 10-11 классов (авторы-составители: В.Н.Кириленкова и Д.К.Обухова.).
Биология изучается в базовом курсе биологии 10-ого и 11-ого классов общеобразовательной школы 1 час в неделю. Именно в 10-ом, 11-ом классах закладывается база знаний, на которую учащиеся опираются при подготовке к олимпиадам, к успешной сдаче ЕГЭ по биологии. Поэтому элективный курс по биологии для учащихся 10-ых классов, во-первых, весьма своевременный, во- вторых, он позволяет учащимся получать дополнительные знания, расширяющие кругозор, в-третьих, он позволяет удовлетворять познавательные интересы обучающихся в различных сферах человеческой деятельности. Элективный курс позволяет углубить и расширить знания обучающихся общих закономерностей биологической науки. Кроме того, после изучения каждого блока учащиеся имеют возможность закрепить полученные знания решением биологических задач, подавляющее большинство которых рекомендованы в сборниках ЕГЭ для тренировки. Другой целью курса является выявление детей способных к предмету, и помочь им лучше понять предмет, помочь им в дальнейшем правильно выбрать профессию, свой путь в жизни. Данный курс рассчитан на 35 часов, с расчетом по 1 часу в неделю
Основной целью курса является создание условий для развития творческого мышления, умения самостоятельно применять и пополнять свои знания через содержание курса и применение новых педагогических технологий.
Задачи курса: формирование умений и навыков комплексного осмысления знаний в биологии, помощь учащимся в подготовке к поступлению в ВУЗы и ССУЗы, удовлетворение интересов учащихся, увлекающихся цитологией и гистологией.
Основная концепция курса:
- Комплексный подход при изучении живых организмов на разных уровнях организации (от молекулярного до системно-органного). Важно показать, что ткани и органы всего живого построены на единой клеточной основе, имеющей общие фундаментальные признаки и особенности;
- Сравнительно-эволюционная направленность курса. При рассмотрении вопросов строения клетки, тканей и органов многоклеточных животных основное внимание уделяется формированию у учащихся эволюционного мышления при изучении живой природы во всех ее проявлениях;
- Использование самых современных молекулярно-биологических данных о строении и функционировании клеточных и тканевых систем животных. Это подразумевает хорошее владение учениками основами общей биологии, генетики, теории эволюции, других биологических наук;
- Экологическая направленность курса. Важно сформировать твердое убеждение у ребят, что неблагоприятные факторы (как внешней, так и внутренней природы), включая вредные привычки (наркотики, алкоголь, табак, стрессы, нарушенный психоэмоциональный фон), серьезно сказываются на состоянии организма, затрагивая самые глубинные – молекулярно-генетические – основы деятельности клеток – и что с подобного рода нарушениями бороться трудно и, порой, невозможно;
- Практические и семинарские занятия. Эта часть курса предполагает широкое использование иллюстративного материала (схемы, фотографии, таблицы) непосредственно на занятиях (особенно при изучении структуры клетки), а также изучение микроскопических препаратов тканей.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
- Устройство светового микроскопа;
- Положения клеточной теории;
- Особенности прокариотической и эукариотической клеток;
- Сходство и различие растительной и животной клеток;
- Основные компоненты и органоиды клеток: мембрану, цитоплазму и органоиды, митохондрии и хлоропласты, рибосомы;
- Основные этапы биосинтеза белка в эукариотической клетке – транскрипцию и трансляцию;
- Особенности ядерного аппарата и репродукцию клеток;
- Реакцию клеток на воздействие вредных факторов среды;
- Определение и классификацию тканей, происхождение тканей в эволюции многоклеточных;
- Строение основных типов клеток и тканей многоклеточных животных;
- Иметь представление о молекулярно-биологических основах ряда важнейших процессов в клетках и тканях нашего организма.
Учащиеся должны уметь:
- Работать со световым микроскопом и препаратами;
- Называть составные части клетки и “узнавать” их на схеме или фотографии;
- Изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования;
- Определять тип ткани по фотографии;
- Выявлять причинно-следственные связи между биологическими процессами, происходящими на разных уровнях организации живых организмов (от молекулярного до организменного);
- Иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками клеточных структур;
- Работать с современной биологической и медицинской литературой;
- Составлять краткие рефераты и доклады по интересующим их темам и представлять их;
- Использовать знания о клетке и тканях для ведения здорового образа жизни.
Ожидаемые результаты обучения
1.Расширие и углубление теоретической базы учащихся по биологии.
2.Научить учащихся правильно и быстро решать биологические задачи из сборников ЕГЭ
3.Развить и усилить интерес к предмету, более успешная подготовка к ЕГЭ.
Для достижения указанных результатов обучения в данном курсе применяются лекционные занятия, практические занятия, посвященные решению биологических задач, зачет по курсу, защита рефератов.
Контролирующие материалы
1.Для подведения итогов реализации учебной программы будут использованы зачет (итоговое тестирование)
2.Защита рефератов, защита профессии.
Содержание курса
Тема 1. Понятие о тканях многоклеточных организмов (3 ч).
Общие сведения о строении и функционировании клеток эукариот. Определение ткани. Классификация тканей. Происхождение тканей в эволюции многоклеточных животных и развитие тканей в процессе индивидуального развития организма (онтогенезе).
Практическая работа. Изучение строения животной клетки.
Тема 2. Эпителиальные ткани (8 ч).
Покровные ткани позвоночных и беспозвоночных животных. Одни функции – разные решения. Кишечные эпителии. Слизистые оболочки. Железистый эпителий. Типы пищеварения в животном мире – внутриклеточное и полостное. Кожа – покровный орган человека, его функции. Производные кожи.
Практическая работа. Изучение эпителиальных тканей.
Тема 3. Мышечные ткани (6 ч).
Типы мышечных тканей у позвоночных и беспозвоночных животных (соматические поперечно-полосатые и косые; сердечные поперечно-полосатые; гладкие). Работа сердца.
Практическая работа. Изучение мышечной ткани.
Тема 4. Ткани внутренней среды (соединительная ткань) (10 ч).
Опорно-механические ткани (соединительная ткань, хрящ, костная ткань). Трофическо - защитные ткани (кровь, лимфоидная ткань, соединительная ткань).
Кровь. Воспаление и иммунитет. Учение И.И.Мечникова. Иммунитет – понятие об основных типах иммунитета. Протекание иммунной реакции в организме при попадании антигена. Факторы, влияющие на функционирование аутоиммунной системы: экология, вирусные и инфекционные заболевания. СПИД – чума XX века – смертельная опасность этой болезни и пути борьбы с ее распространением.
Тестовая проверочная работа.
Тема 5. Ткани нервной системы (7 ч).
Значение нервной системы как главной интегрирующей системы нашего организма. Нервная регуляция функций в организме. Элементы нервной ткани – нейроны и глиальные клетки. Учение о рефлексах – безусловных и условных. Совокупность безусловных и условных – основа поведения человека. Понятие об инстинктах и динамическом стереотипе. Взаимосвязь нервной системы и анализаторов при восприятии окружающей среды.
Демонстрация учебного фильма “Типы тканей”.
Итоговая контрольная работа (1 ч).
Итого – 35 часов
Методические рекомендации.
Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов, проведение практических и лабораторных работ, решение задач, проблемных вопросов, проведение семинаров. Возможно, возникновение дискуссий, где будут обсуждены различные точки зрения по изучаемым вопросам. Знания проверяются с помощью тестовых контрольных работ. При изучении отдельных тем, учащиеся составляют обобщающие схемы, таблицы. Итогом проведения лабораторных работ или практических работ являются отчеты с выводами, рисунками
Основной акцент при изучении вопросов курса должен быть направлен на активную работу учеников в классе в форме диалога учитель – ученик, активного обсуждения материала в форме ученик – ученик, ученик – учитель.
Для практических и демонстрационных занятий необходимы:
1. Световые микроскопы.
2. Набор электронно-микроскопических фотографий и схем типов клеток и тканей, их компонентов.
3. Препараты по цитологии и основным типам тканей
Межпредметные связи.
Неорганическая химия – строение вещества, окислительно-восстановительные реакции.
Органическая химия – принципы организации органических веществ, углеводы, жиры. Белки, нуклеиновые кислоты.
Физика – свойства жидкостей, тепловые явления, термодинамика.
Календарно - тематическое планирование занятий элективного курса по биологии в 10 классе
№ | № | Тема занятия | Основные вопросы, рассматриваемые на занятии | Дата планируемая | Дата фактическая | Примечание |
I | Понятие о тканях многоклеточных организмов (3 ч) | |||||
1 | 1 | Общие сведения о строении и функционировании клеток эукариот. | Основные отличия клеток растений и животных. Выполнение практической работы. Изучение строения животной клетки. | |||
2 | 2 | Определение ткани. Классификация тканей. | Определение ткани. Классификация тканей. Основные группы тканей животных. Демонстрация учебного фильма “Типы тканей”. | |||
3 | 3 | Происхождение тканей в эволюции многоклеточных животных. | Происхождение тканей в эволюции многоклеточных животных и развитие тканей в процессе индивидуального развития организма (онтогенезе). | |||
II | Эпителиальные ткани (8 ч) | |||||
4 | 1 | Покровные ткани позвоночных и беспозвоночных животных. | Покровные ткани позвоночных и беспозвоночных животных. Одни функции – разные решения. | |||
5 | 2 | Типы пищеварения в животном мире – внутриклеточное и полостное. | Типы пищеварения в животном мире – внутриклеточное и полостное. Роль эпителиальных тканей в пищеварении. | |||
6 | 3 | Кишечные эпителии. | Кишечные эпителии. Кубический, цилиндрический. | |||
7 | 4 | Слизистые оболочки. | Слизистые оболочки ротовой полости, носовой полости. | |||
8 | 5 | Железистый эпителий. | Железистый эпителий. Железы внутренней и внешней секреции. | |||
9 | 6 | Кожа – покровный орган человека, его функции. | Кожа – покровный орган человека, его функции. | |||
10 | 7 | Производные кожи. | Производные кожи: волосы, ногти. | |||
11 | 8 | Практическая работа. Изучение эпителиальных тканей. | Выполнение практической работы. Изучение эпителиальных тканей. | |||
III | Мышечные ткани (6 ч) | |||||
12 | 1 | Типы мышечных тканей у позвоночных и беспозвоночных животных. | Типы мышечных тканей у позвоночных и беспозвоночных животных. | |||
13 | 2 | Соматические поперечно-полосатые и косые мышцы. | Соматические поперечно-полосатые и косые мышцы. Роль этих мышц в обеспечении подвижности организма. | |||
14-15 | 3-4 | Сердечные поперечно-полосатые мышцы. | Сердечные поперечно-полосатые мышцы. Работа сердца. | |||
16 | 5 | Гладкие мышечные ткани. | Гладкие мышечные ткани. Работа внутренних органов. | |||
17 | 6 | Практическая работа. Изучение мышечной ткани. | Выполнение практической работы. Изучение мышечной ткани. | |||
IV | Ткани внутренней среды (соединительная ткань) (10 ч) | |||||
18- 19 | 1-2 | Опорно-механические ткани. | Опорно-механические ткани (соединительная ткань, хрящ, костная ткань). | |||
20- 21 | 3-4 | Трофическо - защитные ткани. | Трофическо - защитные ткани (кровь, лимфоидная ткань, соединительная ткань). | |||
22 | 5 | Кровь. Воспаление и иммунитет. | Состав и функции крови. Воспаление и иммунитет. Учение И.И.Мечникова. | |||
23 | 6 | Иммунитет – понятие об основных типах иммунитета. | Иммунитет – понятие об основных типах иммунитета. Протекание иммунной реакции в организме при попадании антигена. | |||
24 | 7 | Факторы, влияющие на функционирование аутоиммунной системы. | Факторы, влияющие на функционирование аутоиммунной системы: экология, вирусные и инфекционные заболевания. | |||
25-26 | 8-9 | СПИД - опасность этой болезни и пути борьбы с ее распространением. | СПИД – чума XX века – смертельная опасность этой болезни и пути борьбы с ее распространением. | |||
27 | 10 | Тестовая проверочная работа. | Выполнение тестовой проверочной работы. | |||
V | Ткани нервной системы (7 ч) | |||||
28 | 1 | Значение нервной системы для нашего организма. | Значение нервной системы как главной интегрирующей системы нашего организма. | |||
29 | 2 | Нервная регуляция функций в организме. | Нервная регуляция функций в организме. | |||
30 | 3 | Элементы нервной ткани – нейроны и глиальные клетки. | Элементы нервной ткани – нейроны и глиальные клетки. | |||
31 | 4 | Учение о рефлексах – безусловных и условных. | Учение И.П.Павлова о высшей нервной деятельности. | |||
32 | 5 | Совокупность безусловных и условных – основа поведения человека. | Совокупность безусловных и условных – основа психической деятельности и поведения человека. | |||
33 | 6 | Понятие об инстинктах и динамическом стереотипе. | Врожденные и приобретенные программы поведения. | |||
34 | 7 | Взаимосвязь нервной системы и анализаторов при восприятии окружающей среды. | Взаимосвязь нервной системы и анализаторов при восприятии окружающей среды. Учение И.П.Павлова об анализаторах. | |||
35 | Итоговая контрольная работа (1 ч) | Выполнение итоговой контрольной работы по теме «Клетки и ткани». |
Литература для учителя:
- Вельш У., Шторх Ф. Введение в цитологию и гистологию животных – пер. с нем. М: Мир, 1986.
- Заварзин А.А Основы частной цитологии и сравнительной гистологии многоклеточных животных. – Л.: Наука, 1986.
- Заварзин А.А. и др. Биология клетки: учебник. – Изд-во СпбГУ, 1992.
- Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: в 3 т. – М.: Мир, 1998г.
- Андреева Н.Г. Эволюционная морфология нервной системы позвоночных – СПб: Лань, 1999.
- Ройт А. Иммунология – М.: Мир,2000.
- Шубникова Е.А. Функциональная морфология тканей. – М.: Изд-во МГУ, 1981.
- Маркосян А.А. Физиология. – М.: Медицина, 1968.
- Свенсон К., Уэбстер П. Клетка. – М.: Мир, 1984.
- Бергельсон И.Д. Мембраны, молекулы, клетки. – М.: Мир, 1982.
- Болдырев А.А. Строение и функции биологических мембран. – М.: Знание, 1987.
- Либерман Е.А. Живая клетка. – М.: Мир, 1985.
- Газарян К.Г., Белоусов Л.В. Биология индивидуального развития животных. – М.: Высшая школа, 1983.
- Лэмб М. Биология старения. – М.: Мир, 1980.
- Райцина С.С. Сперматогенез и структурные основы его регуляции. – М.: Наука, 1985.
Литература для обучающихся:
- Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: в 3 т.
- Дюв К. Путешествие в мир живой клетки.
- Реймерс Н.Ф. Популярный биологический словарь.
- Левитина Т.П., Ливитин М.Г. Общая биология словарь понятий и терминов.
- Левитина Т.П., Левитин М.Г. Общая биология: В помощь выпускнику школы и абитуриенту.
- Маркосян А.А. Физиология. – М.: Медицина, 1968.
- Либерман Е.А. Живая клетка. – М.: Наука, 1982.
- Де Дюв К. Путешествие в мир живой клетки. – М.: Мир, 1987.
- Кемп П., Армс К. Введение в биологию. – М.: Мир, 1988.
- Рэфф Р., Кофмен Т. Эмбрионы, гены и эволюция. – М.: Мир, 1986.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока "Биологические мембраны клетки", элективный курс по биологии , 9 класс
Одним из направлений модернизации современной школы является профильное обучение, направленное на выстраивание учеником индивидуальной образовательной траектории. что особенно важно в современном конк...
Методическая разработка урока "Биологические мембраны клетки", элективный курс по биологии , 9 класс
Одним из направлений модернизации современной школы является профильное обучение, направленное на выстраивание учеником индивидуальной образовательной траектории. что особенно важно в современном конк...
Рабочая программа элективного курса по биологии 10-11 класс "Клетки и ткани"
Рабочая программа элективного курса по биологии 10-11 класс "Клетки и ткани" рассчитана на обучающихся старших классов с целью качественной предвузовской подготовки. В данной программе показаны ...
Элективный курс «Молекулярная биология клетки»
Данный курс разработан для более глубокого изучения клетки. Этот курс применим при профильном обучении в 10, 11 классах....
Программа элективного курса по биологии "Клетка"
Программа элективного курса по биологии "Клетка" предназначена для предпрофильной подготовки учащихся и углубленного изучения предмета...
Клетки и ткани (элективный курс по биологии для одаренных детей)
Программа рассчитана на 34 часа для учащихся 10-х классов.Вопросы строения клеток, сильно оторваны по времени от курсов зоологии, анатомии и физиологии животных и человека....
Тест по разделу 1. Зоология – наука о животных. Клетка. Ткани. Организм
Тест составлен в соответствии с ФГОС ОО, по материалам учебника Т.С. Суховой, С.П. Шаталовой. Для составления заданиий использовались материалы открытого банка заданий ФИПИ, сайта "Сдам ГИА"...