Элективный курс «Молекулярная биология клетки»
элективный курс по биологии (11 класс) по теме
Данный курс разработан для более глубокого изучения клетки. Этот курс применим при профильном обучении в 10, 11 классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs.doc | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС
«МОЛЕКУЛЯРНАЯ БИОЛОГИЯ КЛЕТКИ»
(ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ 10-11 КЛАСС)
СОСТАВИТЕЛЬ:
УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ ШКОЛЫ № 148
ШИЯН НАТАЛЬЯ ФЕДОРОВНА
КРАСНОЯРСК 2009
МОЛЕКУЛЯРНАЯ БИОЛОГИЯ КЛЕТКИ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современная биология-это комплексная наука, изучающая жизнь во всех ее проявлениях на различных уровнях организации: от молекулярного до биосферного. Клеточный уровень определяет суть живых организмов.
Данный курс расширяет и углубляет базовые знания по биологии. Он предназначен для учащихся 10-11 классов. Изучение элективного курса поможет оценить правильность выбора профиля обучения и определиться в дальнейшем профессиональной деятельности.
Огромный поток современной информации и недостаток времени ставит перед человеком задачу не просто накапливать и запоминать эту информацию, а прежде всего, уметь ее анализировать. Большое значение в обучении имеет активная позиция ученика, его интерес к изучаемой проблеме.
В данном курсе каждый факт, каждая теория предлагается с точки зрения разных научных школ и течений современной биологии клетки и гистологии. Это показывает всю сложность изучения работы клетки, формирует интерес ученика к получению более глубокой информации в этой научной области.
Цитология - конкретная наука. Изучение клетки предполагает широкое использование наглядной информации. Поэтому одним из ведущих форм занятий должны стать семинары и практические работы. Микроскоп и электронные фотографии, Интернет- сайты и СD- диски, экскурсии в лаборатории научно - исследовательских институтов, изучающих проблемы биологии клетки - все это поможет в изучении сложных вопросов современной биологии клетки.
Данный курс может быть использовано для самостоятельной работы по теме «Клетка», а также при подготовке к сдаче ЕГЭ и поступлению в вузы биологической направленности.
ЦЕЛЬ КУРСА: углубление, систематизация и расширение знаний молекулярной
биологии клетки
Для реализации данных целей ставятся задачи:
- систематизировать и углубить научно-понятийный аппарат, основные биологические положения;
- расширять биологические знания через исторический обзор, изучение новых тем и толкование рядов вопросов.
- углубить знания о внутреннем строении и функциям клетки.
- показать значение клеточных форм для жизнедеятельности человека.
- сформировать потребность в приобретении новых знаний и способах их получения путем самообразования.
- научить умению вести научную дискуссию, эвристическую беседу.
В результате обучения учащиеся должны:
- приобрести новые дополнительные знания по биологии (сверх базового уровня);
- научиться работать с учебной литературой;
- моделировать изучаемые процессы на компьютере;
- отбирать необходимый учебный материал к занятиям;
- сравнивать, анализировать, делать выводы, классифицировать, выделять существенные признаки и закономерности изучаемых вопросов
№ | НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМ КУРСА | ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ | ДОЛЖНЫ УМЕТЬ |
1 | Клетка, как элементарная единица живой материи | *историю открытия клетки. *клеточную теорию. *строение прокариотичеких и экукаротических клеток. *строение и значение стволовых клеток. | *отличать и сравнивать прокариотическую и эукариотическую клетку
|
2 | Химический состав клетки | * состав и значение неорганических веществ. * строение и функции белков. *строение и функции углеводов. *строение и функции липидов. *строение и функции нуклеиновых кислот | * сравнивать и находить общее в функциях органических веществ. *практически определять наличие углеводов, липидов и белков в веществах. *анализировать и делать выводы по результатам исследований |
3 | Структуры, общие для растительных и животных клеток | * строение и функции органоидов клетки. | *определять тургор клетки * наблюдать плазмолиз и деплазмолиз клетки. *определять органоиды в различных клетках. |
4 | Структуры, свойственные растительным клеткам | *строение клеточных стенок. *строение, значение вакуолей и пластид. | * отличать клеточные стенки растений о животной. *определять различные виды пластид |
5 | Неклеточные формы жизни | *строение и значение вирусов. *строение и значение бактерий. | * соблюдать правила поведения, чтобы не заразиться. *отличать бактерии и вирусы по внешнему виду. |
6 | Обмен веществ и энергии | *пластический и энергетический обмен клетки. * процесс митоза, мейоза и их значение. | * практически определять каждую фазу деления у различных клеток. *сравнивать, находить общее и отличие в митозе и мейозе. *практически доказать необходимые условии я для фотосинтеза |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМ КУРСА | ВСЕГО ЧАСОВ | В ТОМ ЧИСЛЕ | ||
ЛЕКЦИИ | ПРАКТ. | СЕМИНАР | |||
1 | Клетка, как элементарная единица живой материи | 8 | 2 | 1 | |
2 | Химический состав клетки | 6 | 2 | 2 | 1 |
3 | Структуры, общие для растительных и животных клеток. | 9 | 3 | 2 | 1 |
4 | Структуры, свойственные растительным клеткам | 4 | 1 | ||
5 | Неклеточные формы жизни. | 2 | 1 | ||
6 | Обмен веществ и энергии. | 5 | 2 | 1 | 2 |
ИТОГО | 34 | 10 | 6 | 5 |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
- Клетка, как элементарная единица живой материи.
Гистологические исследования клетки. Формы и размеры клеток. Клеточная теория. Строение прокариотических и эукариотических клеток. Строение растительных и животных клеток. Микросреда клетки. Строение и значение стволовых клеток.
- Химический состав клетки.
Неорганические вещества клетки. Строение белков. Функции белков. Строение и функции углеводов. Строение и функции липидов. Строение и функции нуклеиновых кислот.
- Структуры, общие для растительных и животных клеток. Строение и функции клеточных мембран. Строение и функции ядра. Строение и функции цитоплазмы. Эндоплазматический ретикулум клетки. Строение и функции микротрубочек, микроворсинок, ресничек. Строение и функции рибосом. Строение и функции аппарата Гольджи. Строение и функции лизосом. Строение и функции митохондрий.
- Структуры, свойственные растительным клеткам. Строение клеточных стенок. Строение и функции вакуолей. Строение и функции пластид. Лабораторная работа: «Строение пластид клетки».
- Неклеточные формы жизни. Царство вирусов. Строение, функции, значение. Царство бактерий. Строение, функции, значение.
- Обмен веществ и энергии. Пластический обмен. Фотосинтез, хемосинтез. Энергетический обмен в клетке. Митоз. Значение в жизни растений и животных. Мейоз.
Методические рекомендации
Цитология - конкретная наука. Изучение клетки предполагает широкое использование наглядной информации, поэтому одним из ведущих форм занятий должны стать семинары и практические работы. На некоторых занятиях целесообразно использовать групповые формы работы.
Ресурсное обеспечение программы
- Микроскоп и электронные фотографии
- Доступ в Интернет (поисковые системы)
- Экскурсии в лаборатории научно-исследовательских институтов, изучающих проблемы биологии клетки.
ЛИТЕРАТУРА
- А.О.Рувинский. Общая биология. Москва «Просвещение» 1993
- А.С. Трошин, В.П.Трошина. Физиология клетки. МосД,К,Обухов, В,Н,Кириленкова.
Клетки и ткани «Просвещение» 1979
- А.Поликар. Поверхность клетки и ее микросреда. Москва «Мир» 1975
- В.Г.Хржановский, С,Ф,Пономаренко Ботаника. Москва «Колос» 1982
- К.Свенсон, П.Уэбстер. Клетка. Москва «Мир» 1980
- Б.М.Медников. Формы и уровни жизни. Москва «Просвещение» 1994
- Н.Грин, У.Стаут, Д. Тейлор. Биология. Москва «Мир» 1993
- А. Хэм, Д. Кормак. Гистология. Москва «Мир» 1982
- Б.М.Медников Аксиомы биологии Москва. «Знание» 1982
- Р.Дин. Процессы распада в клетке. Москва «Мир» 1981
- Е.С.Чухрай. Молекула, жизнь, организм. Москва «Просвещение» 1981
- Ю.А. Овчинников, А.Н.Шамин. Строение и функции белков. Москва «Педагогика» 1983
- Э. Либберта. Основы общей биологии. Москва «Мир» 1982
- С.Г.Мамонтов. В.Б.Захаров. Общая биология. Москва «Высшая школа» 1999
- Т.Л.Богданова Биология задания и упражнения. Москва «Высшая школа» 1991
- Д.К.Обухов, В,Н,Кириленкова. Клетки и ткани. Москва «Дрофа» 2007
- В,Б,Шешнев. Сорок шесть ступеней к идеалу. Москва «Колос» 1982
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока "Биологические мембраны клетки", элективный курс по биологии , 9 класс
Одним из направлений модернизации современной школы является профильное обучение, направленное на выстраивание учеником индивидуальной образовательной траектории. что особенно важно в современном конк...
Методическая разработка урока "Биологические мембраны клетки", элективный курс по биологии , 9 класс
Одним из направлений модернизации современной школы является профильное обучение, направленное на выстраивание учеником индивидуальной образовательной траектории. что особенно важно в современном конк...
Рабочая программа элективного курса по биологии 10-11 класс "Клетки и ткани"
Рабочая программа элективного курса по биологии 10-11 класс "Клетки и ткани" рассчитана на обучающихся старших классов с целью качественной предвузовской подготовки. В данной программе показаны ...
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА: «МОЛЕКУЛЯРНАЯ БИОЛОГИЯ»
На занятиях элективного курса учащиеся воочию убеждаются в материальности основ жизни, их познаваемости. Курс «Молекулярная биология» окажет большое влияние на формирование научной картины мира; разви...
Элективный курс по биологии «Клетки, ткани, организм»
Рабочая программа элективного курса по биологии «Клетки и ткани» составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и программы электив...
Программа элективного курса по биологии "Клетка"
Программа элективного курса по биологии "Клетка" предназначена для предпрофильной подготовки учащихся и углубленного изучения предмета...
Элективный курс по биологии Молекулярные основы физиологии и фармакологии
элективный курс по биологии Молекулярные основы физиологии и фармакологии...