Коррекционно-развивающие занятия " Упражнения для развития мыслительных операций"
учебно-методический материал по психологии
Комплекс упражнений для развития мыслительных операций у детей с УО (ИН)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uprazhneniya_dlya_razvitiya_myshleniya.docx | 439.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Сборник адаптивных коррекционно - развивающих упражнений по развитию мыслительных операций
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Среди всех познавательных процессов, представляющих собой формы отражения человеком окружающего мира, наивысшим и наиболее сложным является мышление. Если в процессе восприятия человек познает единичные и конкретные предметы, когда они непосредственно воздействуют на его органы чувств, то благодаря мышлению он познает такие особенности, свойства и признаки предмета, которые он мог и не воспринимать непосредственно.
Особенностью мышления является отражение предметов и явлений действительности в их существенных признаках, закономерных связях и отношениях, которые существуют между частями, сторонами, признаками каждого предмета и между разными предметами и явлениями действительности.
Раскрыв связи, существующие между предметами, человек может заглянуть в глубь вещей и предвидеть их изменение под воздействием разных причин.
Мышление — психический процесс, благодаря которому человек отражает предметы и явления действительности в их существенных, признаках и раскрывает разнообразные связи, существующие в них и между ними. Благодаря деятельности мышления человек не должен сотни раз проводить вслепую пробы, идти от ошибки к ошибке. Они пользуются уже открытыми законами, применяют известные им зависимости и затем своей практикой подтверждают их правильность или отбрасывают их как ошибочные.
Именно благодаря знанию законов и зависимостей объективной действительности деятельность человека разумна, а значит, целенаправленна и осмысленна. Мыслящий зрелый человек уже наперед знает или предполагает, что у него получится. Он решает задачу «в уме», на основе своего и чужого опыта, который использует в мышлении.
Проблемы мышления умственно отсталых детей кроются, прежде всего, в свойствах нервных процессов у таких детей. Слабость функций коры головного мозга обуславливает замедленный темп формирования новых условных связей, а также непрочность их в результате возникают проблемы процесса мышления, проблемы начинаются с потребности что-то понять узнать и объяснить и имеют наибольшую проблематичность на стадии анализа и синтеза явлений.
Для мышления умственно отсталых детей характерно:
нарушение всех мыслительных операций (в большей степени обобщение и абстрагирования);
снижение активности мыслительных процессов;
наиболее сохранный вид мышления — наглядно-действенный;
неосознанность и хаотичность действий в процессе решения;
некритичность мышления;
слабая регулирующая роль мышления;
низкая мотивация мыслительной деятельности.
Анализ у таких детей характеризуется недостаточной полнотой и точностью, бессистемностью и непоследовательностью, хаотичностью. При анализе объекта они выделяют лишь отдельные, хорошо им знакомые, наиболее заметные части объекта, не стремятся произвести детальный анализ, пропускают ряд важных свойств. Из-за несовершенства анализа затруднен синтез предметов. Выделяя в предметах отдельные их части или свойства, они не устанавливают связи между ними, поэтому затрудняются составить представление о предмете в целом. Ярко проявляются специфические черты мышления у умственно отсталых детей в операциях сравнения. Не умея выделить главное в предметах и явлениях, они проводят сравнение по несущественным признакам а часто — по несоотносимым (например цвет одного объекта и форму другого). При сравнении более успешно выделяют признаки различия, чем сходства.
В наибольшей степени страдает такая мыслительная операция, как обобщение. У умственно отсталых детей оно также основано на выделении несущественных второстепенных свойств объектов. При обобщении такие дети опираются на внешние наглядные свойства, функциональные или ситуативные признаки. Дети самостоятельно не обобщают свой опыт повседневного действия с предметами-орудиями, имеющими фиксированное назначение. Поэтому у них отсутствует этап осмысления ситуации требующей применения фиксированного (общепринятого) орудия. В тех случаях, когда дети с помощью взрослого применяют вспомогательные средства, они недостаточно обобщают свой собственный опыт действий и не могут использовать его при решении новых задач, т. е. у них отсутствует перенос способа действия.
Развитие различных видов мышления своеобразно по сравнению с нормой. Наиболее нарушенным является словесно-логическое мышление, а наиболее сохранным — наглядно-действенное. Причем, решая ту или иную задачу, они прибегают преимущественно к методу проб и ошибок, повторяя пробы в неизмененном виде и, соответственно, получая все время один и тот же неверный результат. Дети с отклонениями в развитии, в отличие от нормально развивающихся сверстников не умеют ориентироваться в условиях проблемной практической задачи, они не анализируют эти условия. Поэтому при попытках достичь цели они не отбрасывают ошибочные варианты, а повторяют одни и те же непродуктивные действия. Фактически у них отсутствуют подлинные пробы. Их затрудняет решение даже простейших практически-действенных задач, таких, как объединение разрезанного на 2 — 3 части изображения знакомого объекта, выбор геометрической фигуры, по своей форме и величине идентичной соответствующему, на плоской поверхности углублению («почтовый ящик») и т.п. Надо сказать, что осуществление практических действий само по себе затрудняет умственно отсталых детей. Их движения неловки и стереотипны, часто импульсивны, чрезмерно быстры или, наоборот, слишком замедлены.
У детей отмечается малая динамичность образов, их фрагментарность. Отличительной чертой мышления умственно отсталых детей является некритичность, неспособность самостоятельно оценить свою работу. Они, как правило, не проводят проверки решения задания, часто не замечают своих ошибок.
При решении мыслительных задач отмечается не достаточность ориентировки отсутствие планирования. Умственно отсталые дети обычно начинают работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, без внутреннего плана действия, при слабом самоконтроле. Мотивации мышления у них снижена: привлекают легкие задания, не требующие мыслительного напряжения и преодоления препятствий.
Кроме того, проблемные дети отличаются включением речи в процесс решения мыслительных задач. У нормально развивающихся детей имеется постоянная потребность помочь себе осмыслить ситуацию путем анализа своих действий во внешней речи. Это дает им возможность осознания своих действий, при которых речь начинает выполнять организующую и регулирующую функции, т. е. позволяет ребенку планировать свои действия.
У умственно отсталых детей такая потребность почти не возникает. Поэтому у них обращает на себя внимание недостаточная связь между практическими действиями и их словесным обозначением отмечается явный разрыв между действием и словом. Следовательно, их действия недостаточно осознанны, опыт действия не зафиксирован в слове, а поэтому не обобщен, и образы-представления формируются замедленно и фрагментарно.
У детей с отклонениями в развитии наблюдается слабая взаимосвязь между основными компонентами мыслительной деятельности: действием, словом и образом.
Необходимым условием развития мышления учащихся с собыми образовательными потребностями это специально подобранный комплекс коррекционно-развивающих упражнений направленный на развитие всех типов мышления. Поэтому мною был составлен сборник заданий и упражнений на развитие мышления детей с особыми образовательными потребностями
В него включены задания на формирование умения выделять существенные свойства (признаки) конкретных объектов и абстрагирование от второстепенных качеств, умение отделять форму понятия от его содержания, устанавливать связи между понятиями (логические ассоциации), формирование способности оперирования смыслом.
СРАВНЕНИЕ
ЦЕЛЬ: научить ребенка сравнивать предметы, слова, числа, находить их общие признаки.
УПРАЖНЕНИЕ 1.
ЗАДАНИЕ: чем похожи слова: КОШКА КНИГА КРЫШКА?
УПРАЖНЕНИЕ 2.
ЗАДАНИЕ: найди общие признаки предметов: КНИГИ ТЕТРАДИ
УПРАЖНЕНИЕ 3.
ЗАДАНИЕ: чем похожи слова: МОРЕ МОЛОКО МАНГО?
УПРАЖНЕНИЕ 4.
ЗАДАНИЕ: чем похожи слова: ПЕЧЬ ТЕЧЬ РЕЧЬ?
УПРАЖНЕНИЕ 5.
ЗАДАНИЕ: чем похожи слова: МОРЖ НОЖ КОВШ?
УПРАЖНЕНИЕ 6.
ЗАДАНИЕ: найди общие признаки предметов: ЯБЛОКО АРБУЗ
УПРАЖНЕНИЕ 7.
ЗАДАНИЕ: чем отличаются предметы: РУЧКА КАРАНДАШ?
УПРАЖНЕНИЕ 8.
ЗАДАНИЕ: чем похожи слова: КОЛЕСО ПОЛОСА ЯБЛОКО?
УПРАЖНЕНИЕ 9.
ЗАДАНИЕ: чем похожи числа: 77 и 17; 24 и 624?
Чем они отличаются?
УПРАЖНЕНИЕ 10.
ЗАДАНИЕ: чем похожи числа: 7 и 71; 31 и 38?
УПРАЖНЕНИЕ 11.
ЗАДАНИЕ: чем похожи числа: 3и 13; 84 и 14?
Чем они отличаются?
УПРАЖНЕНИЕ 12.
ЗАДАНИЕ: чем похожи слова: КОШКИ СОБАКИ?
УПРАЖНЕНИЕ 13.
ЗАДАНИЕ: чем отличаются предметы: КНИГА ТЕТРАДЬ?
УПРАЖНЕНИЕ 14.
ЗАДАНИЕ: чем похожи числа: 12 и 21; 5 и 15?
Чем они отличаются?
УПРАЖНЕНИЕ 15.
ЗАДАНИЕ: чем похожи слова: МЫШЬ БРОШЬ РОЖЬ?
УПРАЖНЕНИЕ 16.
ЗАДАНИЕ: чем отличаются предметы: САНИ ТЕЛЕГА?
УПРАЖНЕНИЕ 17.
ЗАДАНИЕ: чем отличаются слова: РАССКАЗ СТИХОТВОРЕНИЕ?
УПРАЖНЕНИЕ 18.
ЗАДАНИЕ: найди общие признаки следующих чисел: 8 и 18; 20 и 10
УПРАЖНЕНИЕ 19.
ЗАДАНИЕ: чем похожи слова: ЧИСЛО ВЕСЛО КРЕСЛО?
УПРАЖНЕНИЕ 20.
ЗАДАНИЕ: найди общие признаки: ЕЛЬ СОСНА
УПРАЖНЕНИЕ 21.
ЗАДАНИЕ: чем отличаются ОСЕНЬ ВЕСНА?
УПРАЖНЕНИЕ 22.
ЗАДАНИЕ: чем похожи числа каждой пары: 5 и 50; 17 и 170?
УПРАЖНЕНИЕ 23.
ЗАДАНИЕ: чем отличаются: ЛЕТО ЗИМА?
УПРАЖНЕНИЕ 24.
ЗАДАНИЕ: назвать общие признаки: БЕРЕЗА ОСИНА
УПРАЖНЕНИЕ 25.
ЗАДАНИЕ: прочитать числа каждой пары: 6 и 60; 42 и 420
Чем они похожи и чем отличаются?
УПРАЖНЕНИЕ 26.
ЗАДАНИЕ: чем отличаются: ДЕРЕВО КУСТАРНИК?
УПРАЖНЕНИЕ 27.
ЗАДАНИЕ: чем отличаются: ЛИСТВЕННОЕ ДЕРЕВО ХВОЙНОЕ ДЕРЕВО?
УПРАЖНЕНИЕ 28.
ЗАДАНИЕ: назвать общие признаки: ВОРОБЕЙ ВОРОНА
УПРАЖНЕНИЕ 29.
ЗАДАНИЕ: чем отличаются: БЕЛЫЙ ГРИБ МУХОМОР?
УПРАЖНЕНИЕ 30.
ЗАДАНИЕ: прочитать числа каждой пары: 21 и 201; 13 и 31
Чем они похожи и чем отличаются?
УПРАЖНЕНИЕ 31.
ЗАДАНИЕ: сравни слова: ОКНО СУКНО ОБЛАКО
Чем они похожи и чем отличаются?
УПРАЖНЕНИЕ 32.
ЗАДАНИЕ: назвать общие признаки: РЕКА ОЗЕРО
Чем отличаются?
УПРАЖНЕНИЕ 33.
ЗАДАНИЕ: даны числа: 13; 17; 31; 21
Чем они похожи и чем отличаются?
УПРАЖНЕНИЕ 34.
ЗАДАНИЕ: назвать общие признаки: СТОЛ СТУЛ
Чем отличаются?
УПРАЖНЕНИЕ 35.
ЗАДАНИЕ: даны числа: 5; 15; 563; 25
Чем они похожи и чем отличаются?
УПРАЖНЕНИЕ 36.
ЗАДАНИЕ: чем отличаются: ЛИНЕЙКА ТРЕУГОЛЬНИК?
УПРАЖНЕНИЕ 37.
ЗАДАНИЕ: назвать общие признаки: ВИЛКА ЛОЖКА
Чем отличаются эти предметы?
УПРАЖНЕНИЕ 38.
ЗАДАНИЕ: чем похожи слова: КАМЫШ КОВШ ШАЛАШ?
Чем они отличаются?
УПРАЖНЕНИЕ 39.
ЗАДАНИЕ: даны числа: 4; 14; 48; 24
Чем они похожи и чем отличаются?
УПРАЖНЕНИЕ 40.
ЗАДАНИЕ: даны числа: 12; 16; 20; 24
Чем они похожи и чем отличаются?
УПРАЖНЕНИЕ 41.
ЗАДАНИЕ: чем отличаются: АЛЬБОМ ТЕТРАДЬ?
УПРАЖНЕНИЕ 42.
ЗАДАНИЕ: определить, правильно ли проведено сравнение:
у бабочки крылья красивые, а у стрекозы – прозрачные;
у клена листья резные, а у березы зеленые.
УПРАЖНЕНИЕ 43.
ЗАДАНИЕ: определить, правильно ли проведено сравнение:
Мухомор несъедобный, а у белого гриба коричневая шляпка.
У снегиря красная грудка, а у ласточки раздвоенный хвост.
АНАЛИЗ:
Игра «Меняем порядок»:
Цели: развивать у детей такие мыслительные операции, как анализ расположения, порядка следования.Учить составлять сложноподчинённые предложения с союзами «Если …, то»
ЗАДАНИЕ: Придумай, что будет, если…
Сначала утро, потом ночь.
Сначала взрослый, потом ребёнок.
Сначала согреют суп, потом зажгут огонь.
Сначала спят, потом ложатся в кровать.
Возможный ответ: Если бы сначала было утро, а потом ночь, то все люди ложились бы спать, только что проснувшись.
Игра «Складываем слова из половинок»
Цели: упражнение формирует способность по отдельному фрагменту высказывать догадку обо всём слове в целом, установку на тщательный анализ буквенного состава слова для правильного его прочтения с учетом того, что имеются слова, сходные по звучанию, и их недопустимо путать друг с другом.
ЗАДАНИЕ: Задача детей, имея целый ряд карточек с началами и окончаниями слов, быстро сложить их так, чтобы получилось целое слово. Как усложнённый вариант предлагается к одной первой половинке подобрать несколько окончаний и наоборот. Затем предлагается прочитать слова.
Лжезагадки:
Цели: использовать для развития аналитического мышления. Каждая загадка имеет ярко выраженную принадлежность к какой-либо теме работы по ознакомлению с окружающим, по экологии. Необходимо связно, логично аргументировать свой ответ:
ЗАДАНИЕ: Кто быстрее долетит до цветка-бабочка или гусеница?
Ответы:
Конечно, бабочка, она может летать, а гусеница нет;
Неизвестно кто, если гусеница летит на листике и дует сильный ветер, то может и гусеница прилететь раньше.
Одновременно, если гусеница летит на бабочке.
Ответы на лжезагадки принимаются и реальные и сказочные. По каждой отгаданной загадке можно составить рассказ или сказку.
УПРАЖНЕНИЕ 1.
ЗАДАНИЕ: Составьте слова из рассыпанных букв, исключите лишнее слово.
быкар -. рыбка
казаск - сказка
бийгик - гибкий
лтобс - столб
кеар – рек
УПРАЖНЕНИЕ 2.
ЗАДАНИЕ: Спишите, исправив ошибки. ( текст на доске)
У Васютки ушки чутки. Усы длинные, шубка шёлковая. Глазки огневые ,когти цепкие. Ласков Васька да хитёр. Днём на солнышке лежит и всё сказки говорит.
По чистому снегу бежит мышка. За мышкой дорожка, где в снегу лапки ступали. Увидела мышка сосновую шишку и поглядывает, нет ли хоря.
УПРАЖНЕНИЕ 3.
ЗАДАНИЕ: Подбери к каждому слову родственные слова.
Берёза -
Морковь -
Морозит -
Рыба -
УПРАЖНЕНИЕ 4.
ЗАДАНИЕ: Подбери к именам прилагательным антонимы.
Тяжёлая ноша
чёрствый хлеб
частый лес
горький запах
неуклюжий котёнок
далёкий путь
шершавая доска
смелый мальчик
высокий забор
СИНТЕЗ
Примером игр на развитие операции синтеза могут служить разного рода «нелепицы», где ребёнку требуется «навести порядок», задания на восстановление последовательности слов в предложениях, фраз в рассказе. Воспитателем или логопедом может быть задано начало, середина или конец рассказа, а ребёнку предлагается придумать недостающую часть.
Игра «Расставь по местам»
Ход: Детям предлагается расставить правильно строчки у перепутанного стихотворения, которое или нарисовано –символически или (если дети читают) – написано. Наиболее эффективно, если соединены надпись и картинка, изображающая героя или действие.
Злой кабан сидел на ветке,
Пароход томился в клетке,
Соловей – точил клыки,
Дикобраз – давал гудки,
Ёж – накрыт к обеду был
Чиж – усами шевелил,
Рак – летал над облаками,
Стол – гонялся за мышами,
Чайник – прыгал во дворе.
Мальчик – булькал на костре
Абстрактно-логическое мышление
УПРАЖНЕНИЕ 1. Установление связи между понятиями
ЦЕ:ЛЬ: установление отношений, в которых находятся данные слова.
УПРАЖНЕНИЕ 2. Формирование умения выделять существенные признаки для сохранения логичности суждений при решении длинного ряда однотипных задач.
Взрослый говорит ребенку: "Сейчас я прочитаю тебе ряд слов. Из этих слов ты должен будешь выбрать только два, обозначающие главные признаки основного слова, т.е. то, без чего этот предмет не может быть. Другие слова тоже имеют отношение к основному слову, но они не главные. Тебе нужно найти самые главные слова. Например: сад... Как вы думаете, какие из данных слов главные?: растения, садовник, собака, забор, земля, т.е. то, без чего сада быть не может? Может ли быть сад без растений? Почему?.. Без садовника... собаки... забора... земли?.. Почему?" Каждое из предполагаемых слов подробно разбирается. Главное, чтобы ребенок понял, почему именно то или иное слово является главным, существенным признаком данного понятия.
а) Сапоги (шнурки, подошва, каблук, молния, голенище)
б) Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода)
в) Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед)
г) Сарай (сеновал, лошади, крыша, скот, стены)
д) Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево)
е) Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага)
ж) Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила)
з) Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово)
и) Война (самолет, пушки, сражения, ружья, солдаты)
УПРАЖНЕНИЕ 3. Формирование способности оперирования смыслом.
ЗАДАНИЕ: "Сейчас я прочитаю тебе пословицу, а ты попробуй подобрать к ней подходящую фразу, отражающую общий смысл пословицы, например:
Семь раз отмерь, а один раз отрежь
а) Если сам отрезал неправильно, то не следует винить ножницы
б) Прежде чем сделать, надо хорошо подумать
в) Продавец отмерил семь метров ткани и отрезал
Правильный выбор здесь - "Прежде чем сделать, надо хорошо подумать", а ножницы или продавец - лишь частности и не отражают основного смысла".
Примерные задания:
1. Лучше меньше, да лучше.
а) Одну хорошую книгу прочесть полезней, чем семь плохих.
б) Один вкусный пирог стоит десяти невкусных.
в) Важно не количество, а качество.
2. Поспешишь - людей насмешишь.
а) Клоун смешит людей.
б) Чтобы сделать работу лучше, надо о ней хорошо подумать.
в) Торопливость может привести к нелепым результатам.
3. Куй железо, пока горячо.
а) Кузнец кует горячее железо.
б) Если есть благоприятные возможности для дела, надо сразу их использовать.
в) Кузнец, который работает не торопясь, часто успевает больше, чем тот, который торопится.
4. Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива.
а) Не стоит причину неудач сваливать на обстоятельства, если дело в тебе самом.
б) Хорошее качество зеркала зависит не от рамы, а от самого стекла.
в) Зеркало висит криво.
5. Не красна изба углами, а красна пирогами.
а) Нельзя питаться одними пирогами, надо есть и ржаной хлеб.
6) О деле судят по результатам.
в) Один вкусный пирог стоит десяти невкусных.
6. Сделал дело - гуляй смело.
а) Если выполнил работу хорошо, можешь отдохнуть.
б) Мальчик вышел на прогулку.
7. Умелые руки не знают скуки.
а) Петр Иванович никогда не скучает.
б) Мастер своего дела любит и умеет трудиться.
ОБОБЩЕНИЕ
Подбери обобщающее понятие
мак, ромашка, роза _______________________________________________
чашка, тарелка, миска ______________________________________________
рубашка, брюки, платье ____________________________________________
морковь, капуста, свекла ___________________________________________
кукла, мишка, мячик _______________________________________________
кисель, кефир, сок, чай _____________________________________________
серьги- браслет, цепочка, кулон ______________________________________
муравейник, нора, логово, берлога ____________________________________
двойка, тройка, пятёрка, единица _____________________________________
топор, лопата, пила, отвёртка ________________________________________
глина, шерсть, дерево, пластмасса ____________________________________
самолёт, корабль, лодка, мотоцикл ____________________________________
дирижёр, шофёр, воспитатель, портной ________________________________
утюг, холодильник, пылесос _________________________________________
волейбол, баскетбол, футбол _________________________________________
храбрость, доброта, трудолюбие, честность ____________________________
КЛАССИФИКАЦИЯ
Цель: научить ребёнка выделять общий признак в словах – понятиях, классифицировать.
УПРАЖНЕНИЕ 1.
Найди лишнее слово: АНДЕРСЕН, ПЕРРО, БР. ГРИММ, ПУШКИН
УПРАЖНЕНИЕ 2.
Найди лишнее слово: ГУСЬ, ОСЕЛ, КУРИЦА, ИНДЮК
УПРАЖНЕНИЕ 3.
Найди лишнее слово: СКАЗКА, БЫЛИНА, ПОВЕСТЬ, ПОСЛОВИЦА
УПРАЖНЕНИЕ 4.
Найди лишнее слово: СТЕКЛЯННЫЙ, ДЕРЕВЯННЫЙ, ХРУПКИЙ
Как можно назвать общим словом оставшиеся слова?
УПРАЖНЕНИЕ 5.
Найди лишнее слово: КИЕВ, МИНСК, ЯРОСЛАВЛЬ, МОСКВА
Как можно назвать общим словом оставшиеся слова?
УПРАЖНЕНИЕ 6.
Найди лишнее слово: ВТОРНИК, СРЕДА, ЗИМА, ЧЕТВЕРГ
Как можно назвать общим словом оставшиеся слова?
УПРАЖНЕНИЕ 7.
Найди лишнее слово: ТРАМВАЙ, МЕТРО, ТРОЛЛЕЙБУС, САМОСВАЛ
Как можно назвать общим словом оставшиеся слова?
УПРАЖНЕНИЕ 8.
Найди лишнее слово: СМЕЛЫЙ, ТРУСЛИВЫЙ, ХРАБРЫЙ, ОТВАЖНЫЙ
Как можно назвать общим словом оставшиеся слова?
УПРАЖНЕНИЕ 9.
Найди лишнее слово: ПАСМУРНО, НЕНАСТНО, ЯСНО, ДОЖДЛИВО
УПРАЖНЕНИЕ 10.
Найди лишнее слово: МАТЕМАТИКА, ЧТЕНИЕ, ТЕТРАДЬ, ПРИРОДОВЕДЕНИЕ
УПРАЖНЕНИЕ 11.
Найди лишнее слово: БОЛЬ, БОЛЬШОЙ, БОЛЬНИЦА, БОЛЬНОЙ
УПРАЖНЕНИЕ 12.
Найди лишнее слово: БЕРЕЗА, ОСИНА, ДЕРЕВО, ТОПОЛЬ
УПРАЖНЕНИЕ 13.
Найди лишнее слово: ГОРЕНИЕ, ЗАГОРАТЬ, ГОРА, ГОРЕТЬ
УПРАЖНЕНИЕ 14.
Найди лишнее слово: ИДТИ, БЕЖАТЬ, РИСОВАТЬ, ЗАХОДИТЬ
УПРАЖНЕНИЕ 15.
Найди лишнее слово: ГРУСТЬ, РАДОСТЬ, ВЕСЕЛЬЕ
УПРАЖНЕНИЕ 16.
Найди лишнее слово: СТАРШЕКЛАССНИК, КНИГА, УЧЕНИК, ШКОЛЬНИК
Как можно назвать общим словом оставшиеся слова?
УПРАЖНЕНИЕ 17.
Найди лишнее слово: МОРЕ, МОРЩИНЫ, МОРСКОЙ, МОРЯК
УПРАЖНЕНИЕ 18.
Найди лишнее слово: ОГУРЕЦ, КАБАЧОК, КЛУБНИКА, ПОМИДОР
Как можно назвать общим словом оставшиеся слова?
ЦЕЛЬ: развить у ребенка способность описывать свойства предметов, сравнивать предметы по определенным параметрам, устанавливать связи между различными явлениями, легко переходить от одних связей к другим.
УПРАЖНЕНИЕ 1.
Задание: даны слова: ПТИЦЫ ЛИСИЦА ОГУРЕЦ
Оставь из них только два, которые имеют сходные свойства.
Например: 1) лишний «огурец» - он не живой.
2) лишнее «птицы» - слово во множественном числе и т.д.
УПРАЖНЕНИЕ 2.
Задание: даны слова: СОБАКА ПОМИДОР СОЛНЦЕ
Оставь из них только два, которые имеют сходные свойства.
УПРАЖНЕНИЕ 3.
Задание: даны слова: КОРОВА БОТИНКИ ТРОВА
Оставь из них только два, которые имеют сходные свойства.
УПРАЖНЕНИЕ 4.
Задание: даны слова: КУРИЦА ПШЕНИЦА ПОДУШКА
Оставь из них только два, которые имеют сходные свойства.
УПРАЖНЕНИЕ 5.
Задание: даны слова: ГУСЬ ЛЯГУШКА ТИНА
Оставь из них только два, которые имеют сходные свойства.
УПРАЖНЕНИЕ 6.
Задание: даны слова: КУРИЦА ЦЫПЛЕНОК МИМОЗА
Оставь из них только два, которые имеют сходные свойства.
УПРАЖНЕНИЕ 7.
Задание: даны слова: ЗОНТ ДОРОГА СУМКА
Оставь из них только два, которые имеют сходные свойства.
ЦЕЛЬ: научить ребенка классифицировать
УПРАЖНЕНИЕ 1.
Задание: что в ряду лишнее и почему?
16; И; 8; 26
УПРАЖНЕНИЕ 2.
Задание: что в ряду лишнее и почему?
18; 37; 24; 12
УПРАЖНЕНИЕ 3.
Задание: что в ряду лишнее и почему?
36; 15; 17; 31
УПРАЖНЕНИЕ 4.
Задание: что в ряду лишнее и почему?
25; 6; 37; 46
УПРАЖНЕНИЕ 5.
Задание: какая буква лишняя и почему?
Б Г И К
УПРАЖНЕНИЕ 6.
Задание: какая буква лишняя и почему?
А О И Н Ы
УПРАЖНЕНИЕ 7.
Задание: что в ряду лишнее и почему?
38; 44; 100; 29; 50
УПРАЖНЕНИЕ 8.
Задание: что в ряду лишнее и почему?
55; 88; 33; 90; 11
УПРАЖНЕНИЕ 9.
Задание: что в ряду лишнее и почему?
74; 7; 47; 44; 77
КЛАССИФИКАЦИЯ 2
ЦЕЛЬ: классифицировать предметы, слова, формировать умение выбирать основание для классификации.
Упражнение 1.
Задание: дан перечень слов (два столбика):
УХО КОТ
ПЕРО ГРИБ
ВАЗА СТОЛ
ЕЛЬ
Выбери подпись к каждому столбику:
слова распределены по количеству букв;
слова распределены по количеству слогов;
слова распределены по родам.
Упражнение 2.
Задание: дан перечень слов (два столбика):
СЛОВО КОТ
ПЕРО МЕЛ
КНИГА МЫШЬ
КИНО ГРИБ
Выбери подпись к каждому столбику:
слова распределены по количеству букв;
слова распределены по количеству слогов;
слова распределены по родам.
Упражнение 3.
Задание: дан перечень слов (два столбика):
РОЗА ТОК
ПЕРО ЗУБ
ВАЗА РОТ
РУКА ЕЛЬ
Выбери подпись к каждому столбику:
слова распределены по количеству букв;
слова распределены по количеству слогов;
слова распределены по родам.
Упражнение 4.
Задание: дан перечень слов (два столбика):
ЛИСА ОВЦА
ВОЛК КОЗА
ЗАЯЦ СОБАКА
МЕДВЕДЬ КОТЕЛЬ
Выбери подпись к каждому столбику:
домашние животные,
дикие животные.
Упражнение 5.
Задание: дан перечень слов (два столбика):
МОДА КРОТ
МЫШЬ ПЛУГ
КОЗА КРУГ
ПОРА ПЛОТ
Выбери подпись к каждому столбику:
слова распределены по количеству букв;
слова распределены по количеству слогов;
слова распределены по родам.
Упражнение 6.
Задание: даны слова: ЛИМОН, АПЕЛЬСИН, ГРУША, МАЛИНА, ЯБЛОКО, ЗЕМЛЯНИКА, СЛИВА, СМОРОДИНА.
Назови: 1. ягоды;
2. фрукты.
Упражнение 7.
Задание: даны слова, которые разбиты на три группы по родам:
МАМА ПОЛОТЕНЦЕ КЛЕН
СОСНА ОКНО ПЕНЬ
ТЕНЬ НЕБО ДЕНЬ
СОЛЬ СОЛНЦЕ СТУЛ
Вставь пропущенные слова в предложения:
в первом столбике слова …рода,
во втором столбике слова …рода,
в третьем столбике слова …рода.
Упражнение 8.
Задание: даны слова: СТОЛ, ЧАШКА, СТУЛ, ТАРЕЛКА, ШКАФ, ЧАЙНИК, ДИВАН, ЛОЖКА, ТАБУРЕТ, КРЕСЛО, КАСТРЮЛЯ.
Подчеркни название мебели одной чертой, название посуды – двумя чертами.
Упражнение 9.
Задание: даны слова, которые разбиты на три группы количеству слогов:
МЫШЬ КОРОВА СОВА
КОНЬ СОЛОВЕЙ НОРА
ХОР ГОЛОВА ПАРА
РОСТ ПЕРЕПЕЛ РАНА
Вставь пропущенные слова в предложения:
в первом столбике - слова, имеющие – слог;
во втором столбике – слова, имеющие – слога;
в третьем столбике - слова, имеющие – слога.
Упражнение 10.
Задание: дан перечень растений (4 столбика):
БЕРЕЗА ЕЛЬ ШИПОВНИК ОДУВАНЧИК
КЛЕН СОСНА ОРЕШНИК ВАСИЛЕК
ТОПОЛЬ ЛИСТВЕННИЦА ЖИМОЛОСТЬ КОЛОКОЛЬЧИК
ДУБ
Выбери подпись к каждому столбику:
кустарники;
лиственные деревья;
хвойные деревья;
цветы.
Упражнение 11.
Задание: назови фамилии одноклассников, которые начинаются с букв В и С.
Упражнение 12. Задание: раздели слова на группы по количеству слогов: ПЕНАЛ, ВАЗА, ЛАМПА, АБАЖУР, ПЕРО, КАРАНДАШ, ТЫКВА, ПАРТА, ЛИНЕЙКА, ТЕТРАДЬ, СТОЛ, МЫШЬ, ПОЛ.
К какой группе относятся слова: СОЛЬ, РУЧКА, МОЛОТОК, КОРЕНЬ?
Упражнение 13.
Задание: раздели существительные по родам: ЕЛЬ, ГРИБ, СОСНА, ДЕРЕВО, ЗЕМЛЯНИКА, ГНЕЗДО, СОЛНЦЕ, ОДУВАНЧИК, ОКНО, БРОШЬ.
К какой группе следует отнести существительные: ДВЕРЬ, СТЕКЛО, СТОЛ, ПОЛОТЕНЦЕ, ВЕРЕВКА?
Упражнение 14.
Задание: даны числа: 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10
Раздели их на 2 группы:
четные
нечетные
К какой группе следует отнести числа: 16; 31; 42; 18; 37?
Упражнение 15.
Задание: даны числа: 2; 13; 3; 43; 6; 55; 18; 7; 9; 31
Раздели их на 2 группы:
однозначные
двузначные
Упражнение 16.
Задание: распредели названия следующих растений на группы; дай название каждой группе: МАК, ЛИПА, КЛЕН, РОМАШКА, ШИПОВНИК, ЛАНДЫШ, МАЛИНА, СМОРОДИНА, ДУБ.
Упражнение 17.
Задание: распредели названия животных на группы; дай название каждой группе: ГОЛУБЬ, ВОРОБЕЙ, ВОЛК, СИНИЦА, КАРП, МЕДВЕДЬ, ЩУКА, РЫСЬ, ТИГР, СНЕГИРЬ, СУДАК.
Упражнение 18.
Задание: распредели названия животных на группы; дай название каждой группе: КОШКА, ЕЖ, СОБАКА, ВОЛК, КОЗА, ЛИСА, ЗАЯЦ, ОВЦА.
Упражнение 19.
Задание: буквы Е; Ё; Ж; З; И; К; Л; М; Н; О распредели две на группы; гласные и согласные. На какой строчке классификация проведена правильно?
Е; Ё; И; К Ж; З; Л; М; Н; О
Е; Ё; И; О Ж; З; К; Л; М; Н
Е; Ё; Н; О Ж; З; И; К; Л; М; Н
4. И; Е; Ё; Ж; З; К; Л; М; Н; О
Упражнение 20.
Задание: распредели названия следующих растений на группы; дай название каждой группе: СОСНА, ЛИПА, КЛЕН, ЕЛЬ, ЛИСТВЕННИЦА, БЕРЕЗА.
Упражнение 21.
Задание: числа 22; 35; 48; 51; 31; 45; 27; 24; 36; 20
разбиты на 2 группы: четные и нечетные. На какой строчке классификация проведена правильно?
31; 35; 27; 45; 51; 22 48; 24; 20; 36
31; 35; 27; 45; 51 27; 20; 24; 36; 22; 48
27; 31; 35; 45; 51 20; 24; 22; 36; 48
4. 26; 31; 36; 35; 45; 51 20; 24; 22; 48
Упражнение 22.
Задание: числа 1; 2; 3; 5; 8; 12; 16; 24; 35; 48
разбиты на 2 группы: однозначные и двузначные
В какой строчке классификация проведена правильно?
1; 2; 3; 5; 12; 8; 16; 24; 35; 48
1; 2; 3; 5; 8 12; 16; 24; 35; 48
1; 2; 3; 5; 8; 16 12; 24; 35; 48
4. 2; 3; 5; 8 24; 1; 12; 6; 16; 35; 48
Упражнение 23.
Задание: раздели на две группы по родам слова: ПОЛОТЕНЦЕ, ПОЛ, МЫЛО, ПОТОЛОК, РАМА, СТЕНА, НОЖ, КАША.
В какой таблице классификация проведена правильно?
1. 3.
ПОЛ КАША ПОЛОТЕНЦЕ | КАША ПОЛ ПОТОЛОК |
РАМА МЫЛО | СТЕНА НОЖ МЫЛО |
НОЖ СТЕНА КРЫЛЬЦО | РАМА КРЫЛЬЦО ПОЛОТЕНЦЕ |
ПОТОЛОК |
2. 4.
ПОЛ ПОЛОТЕНЦЕ КАША | КРЫЛЬЦО КАША НОЖ |
НОЖ МЫЛО СТЕНА | МЫЛО СТАН ПОЛ |
ПОТОЛОК КРЫЛЬЦО РАМА | РАМА ПОТОЛОК |
Упражнение 24.
Задание: раздели на две группы по количеству слогов слова: ДВЕРЬ, БРОШЬ, СОЛНЦЕ, КИНО, МАРКА, СОЛОВЕЙ, КАРАНДАШ, КОЛОКОЛ, МАРТ.
В какой таблице классификация проведена правильно?
1. 3.
БРОШЬ СОЛНЦЕ СОЛОВЕЙ | БРОШЬ СОЛНЦЕ СОЛОВЕЙ |
ДВЕРЬ МАРКА КАРАНДАШ | ДВЕРЬ КИНО КАРАНДАШ |
МАРТ КОЛОКОЛ | МАРТ МАРКА КОЛОКОЛ |
КИНО |
2. 4.
СОЛОВЕЙ КИНО БРОШЬ | БРОШЬ КИНО СОЛОВЕЙ |
КАРАНДАШ СОЛНЦЕ ДВЕРЬ | ДВЕРЬ СОЛНЦЕ КАРАНДАШ |
МАРКА МАРТ | МАРКА КОЛОКОЛ |
КОЛОКОЛ |
Упражнение 25.
Задание: раздели на две группы по количеству букв слова: КОРКА, РАМА, ВОЛНА, КОРА, ЛАПА, СОР, ПАЛКА, КОН, МАЙ.
В какой таблице классификация проведена правильно?
1. 3.
СОР ЛАПА КОРКА | МАЙ ЛАПА КОРКА |
КОН РАМА ПАЛКА | КОН РАМА ПАЛКА |
СОР КОРА | СОР ВОЛНА |
ВОЛНА | КОРА |
2. 4.
СОР ЛАПА КОРКА | МАЙ ЛАПА КОРКА |
КОН РАМА ПАЛКА | КОН КОРА ПАЛКА |
МАЙ КОРА ВОЛНА | СОР РАМА ВОЛНА |
КОРА |
Упражнение 26.
Задание: даны названия растений: ЕЛЬ, СОСНА, ЛИСТВЕННИЦА, КЛЕН, БЕРЕЗА, ШИПОВНИК, ОРЕШНИК, ТОПОЛЬ, СИРЕНЬ.
Раздели их на две группы: хвойные деревья, лиственные деревья, кустарники.
В какой таблице классификация проведена правильно?
1.
ЕЛЬ | БЕРЕЗА | ШИПОВНИК |
СОСНА | ТОПОЛЬ | ОРЕШНИК |
ЛИСТВЕННИЦА | КЛЕН | СИРЕНЬ |
2.
ЕЛЬ | БЕРЕЗА | ШИПОВНИК |
СОСНА | ТОПОЛЬ | КЛЕН |
ЛИСТВЕННИЦА | КЛЕН | СИРЕНЬ |
СИРЕНЬ | ОРЕШНИК |
3.
ЕЛЬ | ТОПОЛЬ | ОРЕШНИК |
СОСНА | СИРЕНЬ | ШИПОВНИК |
БЕРЕЗА | КЛЕН |
4.
ЕЛЬ | ЛИСТВЕННИЦА | ОРЕШНИК |
СОСНА | БЕРЕЗА | СИРЕНЬ |
КЛЕН | ШИПОВНИК | |
ТОПОЛЬ |
Упражнение 27.
Задание: по какому признаку объединены слова: УТЮГ, ВЬЮГА, ПАЛКА, ЧАСЫ, ЛАМПА, СТАКАН, ДИВАН?
Выбрать правильный ответ:
в этих словах одинаковое количество букв;
в этих словах одинаковое количество слогов;
эти слова мужского рода;
эти слова женского рода.
Упражнение 28.
Задание: даны три группы слов:
КОШКА ОКНО МОЛОТОК
БРОШЬ ЯБЛОКО ДОМ
МЫШЬ КРЫЛЬЦО НОЖ
ДОСКА ВЕДРО ЦВЕТОК
Что послужило основанием для такой классификации?
Выбрать правильный ответ:
слова сгруппированы по количеству букв;
слова сгруппированы по родам;
слова сгруппированы по количеству слогов.
Упражнение 29.
Задание: определи, что послужило основанием для такой классификации слов:
ЛАНДЫШ МАЛИНА
ОДУВАНЧИК СМОРОДИНА
КОЛОКОЛЬЧИК КЛУБНИКА
КРЫЖОВНИК ГВОЗДИКА
Выбрать правильный ответ:
слова сгруппированы по количеству букв;
слова сгруппированы по родам;
слова сгруппированы по количеству слогов.
Упражнение 30.
Задание: даны две группы слов:
ЛАНДЫШ МАЛИНА
ОДУВАНЧИК СМОРОДИНА
КОЛОКОЛЬЧИК КЛУБНИКА
КРЫЖОВНИК ГВОЗДИКА
Что послужило основанием для такой классификации?
Выбрать правильный ответ:
слова сгруппированы по количеству букв;
слова сгруппированы по родам;
слова разделены на цветы и ягоды.
Упражнение 31.
Задание: определи, по какому признаку проведена классификация растений:
ЕЛЬ ЛАНДЫШ ШИПОВНИК
КЛЕН КОЛОКОЛЬЧИК СМОРОДИНА
БЕРЕЗА ГВОЗДИКА ОРЕШНИК
Выбрать правильный ответ:
слова сгруппированы по родам;
слова сгруппированы по количеству слогов;
слова разделены на группы: деревья, кустарники, цветы.
Упражнение 32.
Задание: числа сгруппированы в три строчки:
1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9
20; 21; 28; 29; 36; 39
321; 324; 547; 625; 744
Что послужило основанием для такой классификации?
Упражнение 33.
Задание: распредели числа на группы двумя способами (т.е. выбрать основание для классификации):
1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12; 13; 14; 15; 16; 17; 18; 19; 20
Развитие логических операций.
ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ.
1. У сапога всегда есть… | Шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговицы. |
2. В теплых краях живет… | Волк, медведь, олень, верблюд, пингвин, морж. |
3. В году… | 24 месяца, 3 месяца, 12 месяцев, 4 месяца. |
4. Месяц зимы… | Сентябрь, март, февраль, ноябрь. |
5. В нашей стране не живет… | Соловей, аист, страус, синица, скворец. |
6. Отец старше своего сына… | Часто, всегда, никогда, редко, иногда. |
7. Время суток… | Год, месяц, неделя, день, понедельник. |
8. У деревьев всегда есть… | Цветы, плоды, листья, корень, тень. |
9. Время года… | Август, суббота, утро, осень, каникулы. |
10. Пассажирский транспорт… | Комбайн, самосвал, автобус, экскаватор, тепловоз. |
ИСКЛЮЧЕНИЕ ПОНЯТИЙ.
1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка. | Фасоль |
2. Река, море, озеро, мост, пруд. | Мост |
3. Кукла, юла, мяч, скакалка, песок. | Песок |
4. Стол, табурет, ковер, кресло, кровать. | Ковер |
5. Тополь, береза, ель, липа, осина. | Ель |
6. Курица, петух, орел, индюк, гусь. | Орел |
7. Окружность, треугольник, указка, квадрат, четырехугольник. | Указка |
8. Саша, Витя, Стас, Семёнов, Игорь. | Семёнов |
9. Весёлый, быстрый, вкусный, осторожный, грустный. | Вкусный |
10. Москва, Владивосток, деревня, Томск. | Деревня |
ОБОБЩЕНИЕ.
1. Окунь, карась, щука… | Рыбы |
2. Лопата, молоток, пила… | Инструменты |
3. Лето, зима, осень… | Времена года |
4. Огурец, помидор, морковь… | Овощи |
5. Шкаф, диван, кровать… | Мебель |
6. Июнь, июль, январь… | Месяцы |
7. Сирень, орешник… | Кустарники |
8. Синица, снегирь, ворона… | Птицы |
9. Слон, тигр, лев, лиса… | Животные |
10. Ель, пихта, сосна, дуб… | деревья |
Развитие словесно-логического мышления
Упражнение 1
Может ли стол, у которого отвинтили 2 ножки, стоять? Почему?
Может ли трамвай объехать девочку, стоящую на рельсах?
3. Удержатся ли 2 шарика, если их поставить друг на друга?
Может ли кубик катиться? Почему?
Может велосипед обогнать автомобиль? Почему?
Если по телевизору показывают футбол — может ли мяч вылететь и ударить мальчика?
У тебя маленькая сумка и большой мешок, и то и другое с картошкой. Что легче нести?
Кого в лесу трудно увидеть? А кого легко?
Кого легко заметить на снегу, а кого трудно?
10. По комнате бегал черный котёнок и попал в банку с мукой. Вдруг в комнате появился белый котёнок. Откуда он взялся?
11Мама выглянула в окно и говорит: «На улице сильный ветер!- («Ночью был дождь».) Как она догадалась?
12. Может поезд метро столкнуться с автобусом?
По глубокому снегу проще идти пешком или на лыжах?
Что случится, если мальчик залезет в ванну, полную воды?
Летом можно кататься на лыжах? Почему?
16. На зиму заяц меняет свою шубку с серой на белую. Почему?
17. Чем столб отличается от дерева?
18. Почему льдины в реке не стоят на месте весной?
19. Папа купил сыну мороженое, положил его в карман курточки и забыл. Когда через час папа вспомнил о мороженом, его в кармане не оказалось. Куда оно делось?
Папа поднимает тяжёлую гирю, а мальчик не может. Почему?
Если человек прыгнет с самолёта, он разобьется. А как же парашютисты?
Если с крыши дома бросить платок и камень, что быстрее падёт на землю?
Для чего зимой надевают шубы?
Если шубу положить на снег, снег под ней растает
Упражнение 2
Закончи предложение»
Цель: закончить предложение одним из слов, данных в скобках, и повтори получившуюся фразу целиком.
Моряк увидел далёкий остров, так как взял в руки ( лупу, бинокль, очки)
Маша уколола спицей палец, так как не умела (стирать, вязать, шить)
Рабочие не могли поднять пианино в квартиру, так как лестница в подъезде была (старая, грязная, узкая).
Машина не смогла двигаться дальше, так как у нее сломалось(зеркало, багажник, руль)
Вода в банке поднялась, потому что мальчик бросил в неё ( прутик, камни, крошки)
Катя отдёрнула руку, потому что взялась за горячую(металлическую, деревянную, пластмассовую)ручку сковородки.
Упражнение 3
«3-ий лишний»
Цель: выбрать из 3-х объектов один лишний, с учётом выделенного
признака, и подробно объяснить свой выбор.
• Цвет: цыплёнок, лимон, василёк
Огурец, морковь, трава
Халат врача, помидор, снег
• Форма: телевизор, книга, колесо
Косынка, арбуз, палатка
• Величина: бегемот, муравей, слон
Дом, карандаш, ложка
• Материал: банка, кастрюля, рюмка
Альбом, тетрадь, ручка
• Вкус: конфета, картошка, варенье
Торт, селёдка, мороженое
• Вес: вата, гиря, штанга
Мясорубка, перышко, гантеля
Упражнение 4
«Почему это случилось».
Цель: закончить предложение, обьяснив названное событие. Использовать конструкцию сложноподчинённого предложения с союзом потому что.
Мама отругала сына, потому что .
Мальчик решил переодеться, потому что .
Девочка поднялась с сиденья автобуса .
Мальчик быстро бежал к школе .
У Саши заболели глаза .
Учительница весело рассмеялась .
Бабушка выключила телевизор
Собака грозно зарычала
Мама заплакала
Гости громко рассмеялись
Собака весело завиляла хвостом
Кот выгнул спину и зашипел
Мама открыла окно
Петя громко вскрикнул
Стая ворон поднялась над полем
Машины резко затормозили
Милиционер громко засвистел
Упражнение 5
«Что не подходит»
Цель: проанализировав 3 логически связанных понятия, выделить одно, отличающееся от других каким-либо признаком. Объяснить ход рассуждений. Пример: книга — альбом — тетрадь. Лишним предметом окажется книга, так как в ней есть рассказ, а альбом и тетрадь рассказа не содержат, это просто скрепленная бумага.
Ночник, торшер, свеча
Глаза, нос, брови
Простыня, пододеяльник, наволочка
Пруд, река, озеро
Слива, яблоко, персик
Брюки, шорты, юбка
Стол, полка, стул
Кофта, свитер, рубашка
Коза, свинья, корова
Картошка, морковь, огурец
Ёлка, береза, сосна
Трамвай, электричка, троллейбус .
Сковородка, чашка, кастрюля .
Петух, гусь, воробей .
Корова, лошадь, лев .
Упражнение 6
«Что важно, что нет».
Цель: выбрать из ряда слов, отражающих некоторые детали основного объекта, одно - два главных, без которых указанное понятие не существует. Подробно объяснить свой выбор. Для удобства анализа ряда понятий взрослый может, называя по одному слову, каждый раз уточнять с ребёнком, важна ли данная деталь для отражения основных свойств объекта.
Пример: (огород). Без теплицы может быть огород? А без пугала? И т.п.
ОГОРОД: пугало, теплица, грядки, забор, участок, сорняки.
САД: забор, фруктовые деревья, собака, скамейки.
УЛИЦА: дорога, дома, фонари, люди, магазины. ЛЕС: ягоды, грибы, звери, цветы, деревья, птицы. МОРЕ: пляж, солёная вода, песок, отдыхающие, рыбы. РЕКА: лодки, течение, берег, вода, рыбак, рыба
УПРАЖНЕНИЕ: «Во что превратился …»
Цель: рассказать, во что превратится
Стул без спинки ___________________________ .
Чашка без ручки .
Мороженое без холодильника .
Всадник без лошади .
Дерево без веток .
Стол без ножек .
Диван без спинки .
Самолёт без крыльев .
Книга без страниц .
Подушка без перьев .
Спинки без серы .
Снеговик без холода .
Телевизор без электричества .
Карандаш без грифеля .
Кофта без рукавов .
Кепка без козырька .
Окно без стёкол .
Сад без деревьев .
УПРАЖНЕНИЕ « …, чтобы…»
Цель: закончить предложение, используя союз чтобы. К началу каждой фразы подобрать по 2-3 возможных варианта её продолжения. Проговорить получившееся высказывание целиком.
Дети сели в лодку .
Мама надела нарядное платье .
Петя закрыл лицо руками .
Катя подняла с земли птенчика .
Вова взя1 собаку на поводок .
Дедушка поставил в огороде пугало .
Рабочие привезли кирпич .
Папа купил цветы .
Лена размахивала руками .
Дима нагнулся над кустом_________________ .
Водитель открыл багажник автомобиля_________________ .
Мама подошла к телефону_____________________________ .
Лена налила в миску суп________________________________.
Марина открыла окно_________________________________ .
Серёжа подошёл к ручью________________________________ .
УПРАЖНЕНИЕ
Цель: из группы предметов выбрать один, который по какому-ли: признаку отличается от всех остальных. Подробно рассказать, в чем отличия.
Пример: три предмета всегда холодные (снег, мороженое, сосулька чашка чая, от которой поднимается пар — горячая. Поэтому чашка здесь — лишняя, она не подходит ко всем остальным предметам. (Объяснение может даваться другими, более доступными ребёнку словами. Однако формулировка должна быть максимально полной и чёткой).
Муравейник — нора — скворечник — дупло.
Снежинка — мороженое — горячий чай — сосулька — снеговик.
Велосипед — коньки — санки — лыжи — снегокат.
Расчёска — зубная щетка — бант — мочалка — зубная паста.
Курица — сосиска — сыр — колбаса — ветчина.
Ложка — вилка — нож — ножницы — половник.
Называть словосочетания наоборот
Знаменитый смельчак .
Выгодная покупка
Добрый друг .
Радостная встреча .
Неожиданный отъезд .
Плавный вдох .
Вспомнить радость .
Светлый верх .
Внешнее спокойствие .
Извилистый спуск .
Давняя обида .
Мелкий недостаток .
Отдать много .
Взволнованный враг .
Пустить сверху .
Тёмное прошлое .
Чем похожи и чем отличаются
Коляска и санки .
Столб и дерево .
Нож и ножницы .
Ваза и банка .
Платье и сарафан . _
Шкаф и тумбочка .
Наволочка и пододеяльник .
Топор и молоток .
Гвоздь и шуруп .
Половник и ложка .
Вилка и грабли .
Дом и теплица .
Будка и клетка .
Упражнение :Составь рассказ
Цель: объединить в наименьшем количестве предложений 3 далёких по смыслу понятия.
Пример: Каша — листья — рыба. Семья отправилась в поход. Папа поставил палатку на засыпанную листьями землю. Вечером все вместе варили кашу и жарили пойманную в реке рыбу.
Пример: Похожие на рыбок желтые листья сыпались на мокрую землю, которая напоминала густую кашу.
• Лодка — карандаш — муравейник .
• Лес — парта — бегемот .
• Кран — торшер — облако .
Часы — плита — море .
Попугай — ветер — пила .
Шишка — помидор — дождь .
Обезьяна — самолёт — сахарный песок .
• Каша — листья — рыба .
Весы — дом — берег .
Дерево — гвоздь — озеро .
Собака — грузовик — тетрадь .
• Портфель — прыгалка — ёлка .
Самостоятельно подобрать 3 далёких по смыслу понятия и объединить их в маленьком рассказике.
УПРАЖНЕНИЕ
Цель: назвать как можно больше функций одного предмета
Пример: (карандаш) он годится для письма, рисования, его можно использовать как указку, жёрдочку для попугая, палочку для размешивания краски, им можно измерять другие предметы.
Книга
Кирпич .
Ящик .
Лампочка .
Катушка
Кусок стекла .
Вилка .
Пластмассовая бутылка .
Кусок материи .
Газета .
Бинт .
Кубик .
Банка с масляной краской .
Зеркало .
Длинная доска .
Стеклянная банка .
Автомобильная шина .
Лист фанеры .
Бревно .
Ведро с песком .
Бочка с водой
Наглядно-действенное мышление
Упражнениен: «Дорисуй половинки»
Задание "Дорисуй половинки" развивает мышление, воображение, внимание, зрительную память, графические навыки ребёнка. Дорисовывая вторую половинку рисунка можно познакомить ребенка с таким понятием, как "ось симметрии" и объяснить, что значит "отобразить зеркально". Задания составлены таким образом, чтобы ребёнок смог дорисовывать и левую и правую половинки рисунка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа Развитие мыслительных операций у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста на индивидуальных занятиях посредством комплекса компьютерных игр.
Данная программа направлена на развитие различных психических функций детей, таких как зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, словесно-логическое мышление и др., её можно с успехом ...
«Технология развития мыслительных операций анализа и синтеза с учетом индивидуальных особенностей устойчивости внимания»
Описание апробации методической разработки по математике, в рамках научно-исследовательской работы в школе....
Коррекционно-развивающие игры и упражнения способствующие развитию познавательной деятельности учащихся младших классов
В помощь родителям...
Коррекционно – развивающие игры и упражнения на развитие познавательных процессов
Необходимо принимать и использовать отдельные психолого-педагогические приемы, повышающие эффективность коррекции и развития познавательных процессов как по отдельности, так и вместе. Так же коррекцио...
Конспект коррекционно-развивающего занятия с приемами развития мыслительной деятельности «Действие и его название. Различие названий действий по вопросам»
Закрепление программного материала по русскому языку с обучающимися 1 дополнительного класса на занятиях с учителем-дефектологом....
Конспект коррекционно-развивающего занятия с приёмами развития мыслительной деятельности «Составление предложений по сюжетной картинке»
Развитие речи посредством программного материала по русскому языку на занятиях учителя-дефектолога с обучающимися 1-ого дополнительного класса...
Конспект коррекционного занятия "Упражнения на развитие быстроты реакции и мыслительной деятельности"
Занятие по развитию психмоторных и сенсорных процессов...