Урок биологии в 6 классе . Тема: Значение листьев в жизни растения.
презентация к уроку по биологии (6 класс) по теме
Материал разбит на три документа: 1. Тематическая карта урока и сценарий урока. 2. Приложения к уроку. 3. Награждения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Класс: 6
Учитель: Донская Алевтина Геннадьевна.
Дата: 29 ноября 2013 года.
Тема урока: «Значение листа в жизни растения»
Раздел программы по биологии: Органы цветковых растений
Тип урока: комбинированный, урок усвоения новых знаний.
Форма урока: урок-игра, преобладающая форма работы групповая.
Оборудование: парты расставлены для работы в группах, на доске оформлена таблица учета баллов, наличие проектора, компьютера, экрана, презентаций учителя и учащихся, карточек для исследовательской работы для 4 команд, рабочих листов, учебников, опытных экземпляров растений, гербариев, листков для рефлексии, наградных бейджиков, ведомость для учета баллов членами жюри.
УМК: учебник Пономарева И.Н. «Биология: 6 класс». М. – Вентана-Граф, 2010.
Программное обеспечение: программа Microsoft Office PowerPoint, презентация по теме урока, подготовленная учителем и детьми.
Цели:
Учебные:
- систематизировать знания о строении и функциях листа;
- изучить значение листьев в жизни растений;
- сформировать навыки практического применения знаний;
Развивающие:
- развивать умение применять полученные знания на практике;
- развивать познавательный интерес, умение работать с гербариямия. Живыми растениями, с дополнительной литературой и выполнять творческие задания;
- развивать речь и мышление;
- развивать навыки исследовательской работы в группах.
Воспитательные:
- воспитывать стремление к получению новых знаний, обобщению знаний из различных областей жизни;
- воспитывать ответственность, самостоятельность, умения работать в коллективе, коммуникативные качества, умение слушать.
Ожидаемые результаты учащихся:
Предметные:
- знают основные понятия – фотосинтез, транспирация (испарение), лист, устьице;
- умеют давать описание и значения процессам, протекающим в листе (фотосинтез, газообмен, испарение).
Метапредметные:
- умеют работать с текстом, выделять главное, структурируют учебный материал;
- видят связь изученного материала с жизнью.
Личностные:
- понимают значение зеленых растений в жизни планеты;.
- учебно-познавательный интерес к теме «Органы цветковых растений»;
- формируют положительное личное отношение к окружающей среде.
Ход урока:
Этап урока, время | Деятельность учителя, метод | Деятельность учащихся |
1.Организацион-ный момент 1-2 минут. Мотивация учащихся Шкала выставления оценок: «5» - 16 - 21 балл «4» - 11 - 15 баллов «3» - 6 - 10 баллов «2» - менее 6 баллов 2. Проверка знаний, умений, навыков. (5 минут) (7 минут) 3. Постановка цели урока с помощью детей (2 минуты) 4. Изучение нового материала (5 мин) 5.Физкультминутка (1 минута) 6. Первичное закрепление знаний. (8 минут) 7. Организация и связывание информации. Вывод. (7 минут) 8. Рефлексия (4 мин) 9. Итог урока Оценивание (3 минуты) 10.Домашнее задание (1 мин) | Приветствие учащихся. Проверка организации рабочих мест. (На группы по 4 человека класс разделен заранее.) Обращает внимание учащихся на доску, где вычерчена таблица учета баллов, и записано, сколько баллов нужно набрать для получения определенной оценки. Проводит инструктаж, жеребьевку. Настраивает на активную исследовательскую работу в группах. Использует презентацию «Значение листьев в жизни растений» (слайд №2) -Учитель задает вопросы в виде «Блиц опроса» Фронтальный опрос (слайд №3) После всех ответов команды, учитель объявляет количество набранных за ответы баллов. - Необходимо определить вид листа и жилкование у гербарных растений.( дано 6 растений каждой команде) [слайд №4] Метод обучения: частично-поисковый, словесно-наглядный. - Необходимо поменяться карточками и проверить правильность выполнения по [слайд №5] Выставляет баллы в таблицу. Учитель с помощью наводящих вопросов определяет цель урока. Методы обучения: частично- поисковый. Тема урока: «Значение листьев в жизни растений». [слайд №7]Организует исследовательскую работу путем выполнения заданий в карточках с помощью учебника, рабочих листов, поставленных ранее опытов над растениями. Контролирует ход работы, оказывает по необходимости помощь учащимся. [слайд №8) Учитель организует упражнения для спины, глаз. По ходу выступления команды учитель на слайде показывает описываемый процесс . [слайд №9-13) Если это необходимо вносит корректировки и дополнения в ответ. Обращает внимание на поставленные опыты с растениями. Учитель контролирует, как команда задает вопрос, команда поднявшая карточку с номером первой - отвечает на него. Учитель объявляет результаты для выступивших команд. Учитель формулирует проблему: «Группа школьников, развлекаясь, обрывает листья у кустарников, считая, что не наносит вреда растению», докажите ребятам, что без листа, растение погибнет. Организация заслушивания ответов команд по очередности, определенной жеребьевкой в начале урока. [слайд №20] Учитель предлагает заполнить на листочке «Лист рефлексии» и повесить на дерево. Подсчет баллов , оценивание и присуждение «научных степеней» командам: 4 место - «аспирант» 3 место - «доцент» 2 место - «профессор» 1 место - «академик» Запишите, пожалуйста, домашнее задание, § 19, вопросы после параграфа, рубрика «Какие утверждения верны?» [слайд №22] Спасибо за работу на уроке!!! | Приветствие учителя. Организация рабочих мест. Внимательно слушают инструктаж Капитаны команд вытягивают карточки с номером команды. Задают вопросы, если таковые есть. Команда отвечает. Если затрудняется, то право ответа переходит к команде первой поднявшей карточку с номером. Команда работает с гербариями и заполняет таблицы. Взаимопроверка команд. Учащиеся самостоятельно подходят к цели урока. Работают с текстом учебника, выполняют задания в карточке, готовят рассказ и вопрос для других команд. Учащиеся выполняют упражнения. Представитель выступающей команды рассказывает об «исследованной» ими функции листа, формулирует вопрос для других команд. Команды поднимают карточку и отвечают на вопросы. Презентация детей- «Листопад» Презентация детей «Видоизменения листьев» и видео Отвечают о возможных последствиях потери листьев: Слушают итог. Получают награды. Пишут свое отношение к уроку и вешают на дерево. Записывают домашнее задание |
Список литературы:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/Министерство образования и науки Российской Федерации.- М.: Просвещение, 2011.
- Примерные программы по учебным предметам. Биология. 6-9 классы. Естествознание. 5 класс. – М.: Просвещение, 2010.
- УМК: учебник Пономарева И.Н. «Биология: 6 класс». М. – Вентана-Граф, 2010.
Сценарий урока
Предварительная подготовка: парты расставлены для работы в группах, на доске оформлена таблица учета баллов, наличие проектора, компьютера, экрана, презентаций учителя и учащихся, карточек для исследовательской работы, рабочих листов, учебников, опытных экземпляров растений, гербариев, листков для рефлексии, наградных бейджиков.
- Организация урока. (1-2 мин)
Приветствие учащихся. [слайд №2]
Проверка организации рабочих мес. (класс заранее делится на группы по 4 человека .)
Учитель: Ребята, сегодня мы проведем не совсем обычный урок - урок-исследование, все вы сегодня ученые, которым предстоит решать важные научные проблемы. А т.к. одна голова - хорошо, а две - лучше, то работать мы будем в научно-исследовательских группах. Каждая команда получит в конце урока оценку в зависимости от количества набранных баллов.
Обращает внимание учащихся на доску, где вычерчена таблица учета баллов, и записано, сколько баллов нужно набрать для получения определенной оценки. Запись на доске.
Исследование наше пройдет в несколько этапов, каждый из которых оценивается определенной суммой баллов. Отвечать команды будут в соответствии со своими номерами, т.е. 1-ая - команда всегда отвечает первой, 2-ая - второй и т.п.
Номера команд даны в соответствии с подготовленными детьми презентациями, сделанными по желанию.
Вопросы? Тогда начинаем!
2. Проверка знаний, умений, навыков. (12 мин)
Учитель задает вопросы в виде «Блиц опроса»
Учитель: Любой ученый, прежде чем начинать исследование, оценивает какие знания у него есть, а каких не хватает. Начнем с этого и мы. Итак, первый этап: «Блиц-опрос». [слайд №3] каждой команде будет предложено по 3 вопроса, на которые нужно ответить быстро, 1 правильный ответ - 1 балл. Если команда затрудняется ответить, то право ответа переходит к команде первой поднявшей карточку с номером. Максимальная оценка за этот этап 3 балла.
Учитель зачитывает вопросы, после всех ответов команды объявляет количество набранных за ответы баллов
ВОПРОСЫ:
Команда №1
- Какими тканями образована листовая пластинка?
- Чем покрыт лист снаружи?
- Из какого вегетативного органа развивается лист?
Команда №2
- Какие листья называют простыми?
- Какой тип жилкования характерен для двудольных растений?
- Как называется отверстия между двумя клетками расположенными в эпидермисе (кожице) листа?
Команда №3
- Из каких частей состоит лист?
- Какие листья называют сложными?
- Основная функция кожицы листа?
Команда №4
- Клетки, какой ткани располагаются внутри листовой пластинки?
- Какое жилкование характерно для листьев однодольных растений?
- Что такое лист?
№1.1. Проводящая, основная ткань, покровная 2. Эпидермисом (Кожица) 3. Из почки.
№2 1.Состоящие из одной листовой пластинки 2.сетчатое перистое 3.устьице.
№31.Листовая пластина, черешок, прилистники. 2.Состоящие из нескольких листовых пластинок 3.Защитная.
№4 1.Основной 2. Параллельное и дуговое 3. Специализированный боковой орган растения
Учитель: Молодцы! Знания у вас есть, можете быть настоящими учеными. Но необходимо проверить ваши практические знания. [слайд №4]
Итак, каждая команда получает 6 гербариев растений, Вы в «лист ответов» напротив соответствующего номера пишите название растения, вид листа, тип жилкования. Когда выполнили, поднимаете карточку с номером команды. Команда, которая справилась первой, получает один дополнительный балл
Поменялись листами ответов с соседней командой. Внимание на экран..[слайд №5] Правильное определение 1 балл. Максимальная оценка за этот этап 7 баллов.
Результаты фиксируются в таблице.
3.Постановка цели урока с помощью детей (2 мин)
Молодцы! Зная внешнее и внутренне строение листа, что мы сможем еще узнать о листе?
(ответы детей, учитель наводящими вопросами подводит детей к теме урока)
Итак, тема нашего урока: «Значение листьев в жизни растений». [слайд №6]
4. Изучение нового материала (5 мин)
В связи с этим, мы переходим к третьему этапу нашего исследования «Научная работа». [слайд №7]
Ваша группа - команда исследователей, занимающаяся исследованием функций листа. Каждая группа получает бланк, в который она будет записывать результаты своего исследования. Вы работаете с текстом учебника, рабочими листами и выполняете задания в карточке, готовите рассказ об изученной функции листа для своих коллег, и готовите для них вопрос, чтобы выяснить, как они усвоили то, что вы им расскажите. Максимальная оценка за этот этап 10 баллов + баллы за ответы на вопросы. Время выполнения 5 минут!
Вопросы?
Запускаем секундомер …[слайд №8]
Учитель организует выполнение заданий в карточках, контролирует ход работы, оказывает по необходимости помощь учащимся.
5.Физкультминутка. Организуется с помощью одного ученика. Упражнения для глаз, для спины.
6. Первичное закрепление знаний.
Учитель: Итак, время вышло, теперь команды по порядку рассказывают о своей функции листа, потом задают вопрос другим командам. Отвечает на этот вопрос та команда, которая первой поднимет карточку со своим номером.
Слушаем команду №1 «Образование органических веществ на свету» [слайд №9]
По ходу выступления команды учитель на слайде показывает описываемый процесс. Если это необходимо вносит корректировки и дополнения в ответ.
Команда задает вопрос, команды поднявшая карточку с номером первой - отвечает на него.
Учитель объявляет результаты для выступивших команд
Слушаем команду №2 «Испарение воды листьями» [слайд №10]
По ходу выступления команды учитель на слайде показывает описываемый процесс. Если это необходимо вносит корректировки и дополнения в ответ.
Команда задает вопрос, команды поднявшая карточку с номером первой - отвечает на него.
Учитель объявляет результаты для выступивших команд
Слушаем команду №3 «Газообмен и листопад» [слайд №11,12] Учащиеся читают стих о листопаде.
По ходу выступления команды учитель показывает презентацию ученика о процессе листопада. Если это необходимо вносит корректировки и дополнения в ответ. Разбирает на слайде сравнительную характеристику фотосинтеза и дыхания.
Команда задает вопрос, команды поднявшая карточку с номером первой - отвечает на него.
Учитель объявляет результаты для выступивших команд
Слушаем команду №4 «Видоизменения листьев» [слайд №13] Показывает презентацию ученика по видоизменениям листьев.
Если это необходимо вносит корректировки и дополнения в ответ. После выступления команды учитель сообщает дополнительную информацию о насекомоядных растениях видео [слайд №14-19]
Команда задает вопрос, команды поднявшая карточку с номером первой - отвечает на него.
Учитель объявляет результаты для выступивших команд
Учитель: Молодцы! теперь мы с вами знаем, какие функции, т.е. какую работу выполняют листья.
7.Организация и связывание информации. Вывод.
Я думаю, [слайд №20] многие из вас наблюдали такую ситуацию: Учитель формулирует проблему, при этом срывает искусственные листья с дерева: «Группа школьников, развлекаясь, обрывает листья у дерева, считая, что не наносит вреда растению», докажите ребятам, что без листа, растение погибнет.
Итак, задача команд: [слайд №18] придумайте одно последствие того, что на растении будут оборваны все листья. Условие: командам нельзя повторяться!
Время на обдумывание 1 минута. Каждый ответ приносит вам 1 балл.
Организация заслушивания ответов команд по очередности, определенной жеребьевкой в начале рока.
- основной орган фотосинтеза -голодание растения и оно может погибнуть
- орган выведения шлаков - все шлаки останутся в растении
- орган газообмена - нарушится газообмен растения с атмосферой
- растение не сможет охлаждать себя с помощью испарения воды
- растения-хищники - не смогут охотится
- лист запасает питательные вещества - растения не смогут их запасти
Формулируют вывод о значении листьев в жизни растения:
Учитель:
Лист выполняет жизненно-важные для растения функции: фотосинтез, газообмен, запасание питательных веществ, очищение от шлаков. Внешнее и внутреннее строение листьев хорошо приспособлено для выполнения этих функций. Приобретая новые функции, лист видоизменяется.
Молодцы! Я уверена, что теперь, зная какой вред, наносит растению обрывание листьев, никто из вас не будет этого делать!
8. Рефлексия
А сейчас на оборванном листочке напиши, что ты главное вынес для себя с урока и повесь листочек обратно на дерево. По желанию можно зачитать.
9. Итог урока Оценивание.
Учитель: А теперь давайте подведем итоги нашего научного исследования! (слайд №21]
Подсчет баллов присуждение «научных степеней» командам:
4 место - «аспиранты» вы молодцы, в вас заложен большой научно-исследовательский потенциал, и вы еще обязательно проявите себя
3 место - «доценты» ваша команда замечательно потрудилась сегодня и хорошо справилась с решение поставленных задач
2 место - «профессора» вы замечательно справились с решение сложных исследовательских задач, сформулировали свою гипотезу, и усвоили гипотезу своих коллег
1 место - «академики» ваша команда проявила себя на высоте сегодня! вы не только можете изучать сами разные природные явления, но и научить других как это делать!
10. Домашнее задание
( записано на доске) Запишите, пожалуйста, домашнее задание,
§ 19, вопросы после параграфа, рубрика «Какие утверждения верны?» [слайд №22]
Спасибо за работу на уроке!!!
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок биологии 7 класс. Тема: Значение и охрана птиц. Обобщение знаний по теме.
Урок повторения и обобщения материала....
Значение листьев в жизни растений
конспект урока...
Значение листьев в жизни растений
конспект урока...
Разработка урока по биологии для 6 класса на тему: "Значение воды в жизни растений" (с использованием ИКТ).
Тема урока: Значение воды в жизни растений Тип урока: комбинированный.Цель урока: систематизировать знания о значении воды в жизни растений.Задачи:1) расширить знания об испарении воды раст...
Урок биологии. 7 класс. Тема: Значение и охрана птиц. Редкие и исчезающие птицы Тувы.
На уроке показать разнообразное значение птиц и их практическое значение. Обосновать необходимость охраны птиц и выяснить их происхождение. научить детей к бережному отношению к орружающей среде,...
Урок биологии 7 класс "Значение листьев в жизни растений"
Урок разработан с учетом требований программы общеобразовательной специальной (коррекционной) школы VIII вида....
Урок биологии 7 класс. Тема: Значение простейших.
Учащиеся получат представления о многообразии и жизнедеятельности одноклеточных и их роли в биосфере.Личностная значимость изучаемого материала для школьников: профилактика малярии и других паразитарн...