Интегрированный Бинарный урок биологии и физкультуры по теме: "Значение физических упражнений для развития и укрепления сердечнососудистой системы"
опыты и эксперименты по физкультуре

Барышникова Татьяна Владимировна

Изучить влияние физических упражнений на сердечнососудистую систему

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon biofizra.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный  Бинарный  урок биологии и  физкультуры по теме:

"Значение физических упражнений для развития и укрепления сердечнососудистой системы". 8-й класс

Преподаватель физической культуры: Барышникова Т.В.

Преподаватель биологии: Федоренко И.Г.

Цель: изучить влияние физических упражнений на сердечнососудистую систему.

Задачи:        

  • Показать влияние физической нагрузки на работу сердечнососудистой  

           системы;

  • Развивать умения применять теоретические знания на практике, оценивать    

          результаты выполненных действий;

  • Воспитывать формирование интереса к собственному здоровью.

     Планируемые результаты:

        Учащиеся должны знать принципы работы сердечнососудистой системы человека ; как и для чего измеряют пульс и артериальное давление. Уметь применять эти знания на практике.

     Оборудование: секундомеры, прибор для измерения артериального давления (тонометр), листы самоконтроля, учебные таблицы "Сердце", "Влияние физических упражнений на развитие сердечной мышцы",  спортивный инвентарь.

     Формы организации учебной деятельности:

        Индивидуальная работа; фронтальная работа; работа в группах; практическая работа.

Тип урока. Интегрированный урок биологии и физкультуры.

Применяемые технологии:

        Обучение в сотрудничестве; проблемное обучение.

Содержание урока:

  1. Организация начала урока.
  2. Актуализация имеющихся знаний, сообщение темы урока и его задач.
  3. Инструктаж по выполнению практической работы.
  4. Выполнение практической работы.
  5. Проверка выполнения практической работы, корректировка результатов.
  6. Проверка результатов учебной работы на уроке.
  7. Формулирование выводов
  8. Рефлексия.
  9. Подведение итогов.

Проведение урока

1.        Организационный этап урока.

Учитель физкультуры проводит построение учащихся.

2.        Сообщение темы урока и его задач

Учитель биологии  сообщает тему и цели урока.

Более 2500 лет назад лучшему воину скороходу было поручено сообщить жителям Афин о победе греков над персами в Марафонской долине. Гонец пробежал около 40 километров за 3 часа. Появившись на площади, он крикнул: "Мы победили!" и упал замертво. От чрезмерного напряжения произошла внезапная остановка сердца. С 1896 года проводятся соревнования на марафонскую дистанцию. Сегодня она доступна даже людям пенсионного возраста. В чём причина этого явления? Попробуем разобраться. Для этого нам предстоит на уроке:

  • Определить зависимость работы сердца от физической нагрузки. Измерить артериальное давление до и после физической нагрузки.
  •   Определить по пульсу степень тренированности вашего организма.
  • Сделать для себя вывод о необходимости заниматься физической культурой для сохранения и укрепления здоровья.

 3. Инструктаж по выполнению практической работы.

Учитель биологии проводит инструктаж по выполнению практической работы.

Для решения поставленных задач мы выполним практическую работу по определению зависимости частоты сердечных сокращений от физической нагрузки и измерим артериальное давление до и после нагрузки.

В течение урока нагрузка будет меняться: вначале постепенно повышаться, а затем так же плавно снижаться. После каждой серии упражнений вы будете измерять свой пульс. Пульс измеряется на тыльной стороне лучезапястного сустава в течение 10 секунд. Измерения проводятся трижды, средний результат заносится в лист самоконтроля. Чтобы определить величину пульса за 1 минуту среднее значение умножается на 6, полученная величина тоже заносится в лист самоконтроля. Пульс – это ритмические колебания стенки артерии в период сокращения желудочков сердца. Пульс отражает частоту сердечных сокращений. По частоте пульса мы будем следить за изменением работы сердца. Сегодня вам предоставляется возможность применить знания, полученные на уроках биологии, для оценки своего физического состояния, степени тренированности организма и по желанию с помощью учителя физкультуры выбрать вид и уровень нагрузки для того, чтобы укрепить сердечнососудистую систему.

Лист самоконтроля

Таблица 1

ЧСС в покое

ЧСС после физической нагрузки

Артериальное давление

Состояние кожи лица (окраска, потоотделение)

10 сек

1

мин

10 сек

1

мин

До физ. нагрузки

После нагрузки

До физ. нагрузки

После нагрузки

1.

2.

3.

среднее значение

1.

2.

3.

среднее значение

1.

2.

3.

среднее значение

Результаты определяются по формуле: m1-m/m * 100% =x

M l - пульс, измеренный после максимальной нагрузки (круговой тренировки).

m - пульс в покое (используется первое значение, определённое до 1 нагрузки).

X - увеличение пульса во время максимальной нагрузки по сравнению с величиной пульса в покое.

Вывод о тренированности организма делается на основании значения Х:

выше 31% - сердце слабое, нагрузка велика и её необходимо уменьшить;

меньше 31% - сердце достаточно тренировано, можно постепенно повышать нагрузку.

4. Выполнение практической работы.

Учитель биологии определяет с учащимися величину пульса в покое. Результаты заносятся в карту самоконтроля. Измеряется артериальное давление в состоянии покоя, учащиеся визуально оценивают состояние покровов на лице, результаты заносятся в карту самоконтроля.

Учитель физкультуры в течение 5 минут в игровой форме проводит разминку, цель которой подготовить организм к выполнению беговой нагрузки.

Класс делится на команды путём построения на 2 колонны. Команда №1 получает красный флажок, №2 -зелёный. Капитаны с флажками остаются на месте, команды добегают до конца зала и возвращаются назад. Капитаны в это время по знаку учителя могут поменяться местами и поменять положение флажка:

•     верх - построение в колонну

•     вперёд - в круг

•     в сторону - в шеренгу.

Вернувшиеся команды располагаются в заданном капитаном порядке.

Учитель биологии определяет с учащимися величину пульса после разминки. Результаты заносятся в карту самоконтроля и комментируются. Пульс увеличивается, но эти изменения незначительны.

Учитель физкультуры проводит полосу препятствий.

1  круг - бег без препятствий;

2 круг - "зигзаг" (обегая стойки);

3 круг - "зигзаг, барьер" (перепрыгивая зигзагообразно через скамейки );

4-6 круги - " зигзаг, барьер, кочки" (перепрыгнуть с круга на круг, нарисованные на полу мелом);

                7 круг - "зигзаг, барьер" (перепрыгивая зигзагообразно через скамейки );

8 круг - "зигзаг" (обегая стойки);

9 круг - бег без препятствий;

10 круг - ходьба.

Учитель биологии  определяет с учащимися величину пульса после нагрузки. Результаты заносятся в карту самоконтроля и комментируются. Пульс увеличивается по сравнению с разминкой.

Учитель физкультуры проводит круговую тренировку.

Учащиеся делятся на команды по 2 человека. На каждой станции есть кармашек с заданием, на которое даётся 1 минута

( определяется песочными часами). После выполнения заданий команды перемещаются по кругу на следующую станцию.

Задания по станциям:

№1 - прыжки через скакалку;

№2 - отжимание от скамейки;

№3 - прыжки в длину с места;

№4 - поднимание туловища на наклонной скамейке;

№5 - удержание уголка ног на перекладине;

№6 - подтягивание на перекладине;

№7 - вис на перекладине и поднимание ног;

№8 - наклоны вперёд сидя;

№9 - прыжки через скакалку;

№10 - приседания;

№11 - стойка на лопатках.

Учитель биологии определяет с учащимися величину пульса после нагрузки. Результаты заносятся в карту самоконтроля и комментируются. Измеряется артериальное давление после нагрузки. Учащиеся визуально оценивают состояние кожи на лице, фиксируют потоотделение и данные записывают в карту самоконтроля.

5. Проверка выполнения практической работы, корректировка результатов.

Учащиеся работают с таблицей №2, учителя могут выступать в роли консультантов.

Учитель биологии комментирует полученные результаты, используя учебные таблицы. Практически у всех учащихся пульс и артериальное давление увеличились после физической нагрузки. Почему? (дети предлагают свои варианты ответов).

Учитель биологии:

Когда человек двигается, увеличивается потребность скелетных мышц в питательных веществах и кислороде. Повышается уровень  обменных процессов. С помощью гормонов надпочечников и симпатических нервов усиливается работа сердца, благодаря чему повышается кровоснабжение в работающих мышцах. Повышение эффективности работы сердечной мышцы происходит за счёт силы и частоты сокращений. Коронарные сосуды в это время также более активно наполняются кровью и снабжают мышечные волокна сердечной мышцы, вследствие чего они становятся толще и сильнее. Таким образом, выполняя физические  упражнения,  мы способствуем укреплению сердечной мышцы. Тренированное сердце за одно сокращение выбрасывает в покое 100мл, а при выполнении физической нагрузки - 300мл, нетренированное сердце - в 2 раза меньше.

6. Проверка результатов учебной работы на уроке.

Учитель биологии выкладывает в центре зала фигуру вопросительного знака из бумажных сердечек, на нижней стороне которых записан вопрос по теме урока. Учащиеся садятся вокруг, по очереди берут вопросы и отвечают на них. Учитель при необходимости корректирует ответы.

Вопросы:

1.  Чем определяется биение пульса?

2.  Как изменяется снабжение мышц кровью при переходе от состояния покоя к работе? Почему?

3.  Как осуществляется питание сердечной мышцы?

4.  Почему учащается пульс после выполнения физической нагрузки?

5. Чем отличается строение тренированного человека от нетренированного?

6.  Как изменяется работа тренированного и нетренированного человека при выполнении физической нагрузки?

7. Для чего проводят разминку перед выполнением основной нагрузки?

8.  Почему физическую нагрузку надо повышать постепенно?

9.  Как изменяется работа сердца при переходе от физической нагрузки к покою?

10.  Как объяснить факт, что заяц,  выросший в клетке погибает при первом же беге?

7.  Формулирование выводов

Известный американский учёный Бол Уайт заметил, что "...если бы мы использовали свой ум и ноги больше, чем будильник и желудок, то меньше бы страдали от болезней сердца". Тренированное сердце - основа человеческого здоровья.

8. Рефлексия.

Что нового вы узнали на уроке о своём организме?

Будете ли вы применять эти знания для сохранения и укрепления своего здоровья?

Для выбора нагрузки можно получить консультацию, обратившись к учителю физкультуры.

9. Подведение итогов. Выставление отметок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: значение физических упражнений для развития и укрепления сердечнососудистой системы.

Интегрированный урок. Тема урока: значение физических упражнений для развития и укрепления сердечнососудистой системы....

Фрагмент урока физической культуры Большаковой Е.В. с пименением Дальтон-лаборатории. Тема урока: «Значение физических упражнений для развития и укрепления сердечнососудистой системы».

Фрагмент урока физической культуры Большаковой Е.В. с пименением Дальтон-лаборатории. Тема урока: «Значение физических упражнений для развития и укрепления сердечнососудистой системы»....

Презентация к уроку биологии в 8 классе на тему "Значение физической нагрузки для развития системы органов движения"

Мультимедийная презентация к уроку биологии в 8 классе на тему "Значение физической нагрузки для развития системы органов движения"....

интегрированный урок по биологии и физической культуре на тему : "ЗНАЧЕНИЕ И ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ"

Данный урок хорошо вписался в планирование, как интегрированный урок  биологии и физической культуры.  Урок традиционный, но в него вне...

Презентация " Значение физических упражнений для развития и укрепления сердечно-сосудистой системы."

Презентация к интегрированному уроку "Значение физических упражнений для разввития и укрепления сердечно-сосудистой системы"...

«Значение физических упражнений для правильного формирования опорно-двигательной системы человека» интегрированный урок биология, физическая культура в 8 классе .

Цели урока: определение роли физических упражнений для правильного формирования опорно-двигательной системы человека. Задачи:изучить  материал об основных группах мышц;познакомить учащихся с физи...