Исследовательская работа "Леворукость - признак одаренности"
творческая работа учащихся по биологии (10 класс) на тему

 

Каковы причины леворукости? Действительно ли леворукие – какие- то особенные люди? Правда ли, что они необыкновенно талантливы? Как определить ведущую руку? На эти вопросы в этой работе можно найти ответы.

Исследователь поставил перед собой цель: выяснить существование связи леворукости и одаренности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon levorukost-priznak_odaryonnoschti.doc113.5 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЯ, ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ,

ХАНТЫ – МАНСИЙСКИЙ АО – ЮГРА,  ПГТ. БЕРЕЗОВО

МОУ БЕРЕЗОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Районный конкурс исследовательских работ «Шаг в будущее»

Исследовательская работа

«Леворукость – признак одаренности»

                                                  Автор: Кухаренко Наталия Антоновна

     МОУ Березовская средняя

общеобразовательная школа 10 класс

                                                   

Руководитель:Беляковская Татьяна Борисовна

учитель биологии МОУ Березовская

средняя общеобразовательная школа

2010г.

Россия, Тюменская область, ХМАО – Югра, пгт. Березово,

МОУ Березовская средняя общеобразовательная  школа.

Исследовательская работа «Леворукость – признак одаренности»

Кухаренко Наталия Антоновна, 10 класс.

Аннотация

       Каковы причины леворукости? Действительно ли леворукие – какие- то особенные люди? Правда ли, что они необыкновенно талантливы? Как определить ведущую руку? На эти вопросы в этой работе можно найти ответы.

       Исследователь поставил перед собой цель: выяснить существование связи леворукости и одаренности детей.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Определить группу «леворуких» детей в школе, используя определенную методику;
  2. Расширить теоретические знания о леворукости, праворукости и одаренности детей;
  1. Изучить признак леворукости и праворукости, используя определенные тесты – задания;
  2. Выяснить связь между признаками леворукости и одаренности детей на основании полученных данных;
  3. Воспитать чувства ответственности, взаимопомощи и самоорганизации.          

         Огромное значение для успешного выполнения работы играет выбор методов исследовательской деятельности:

  1. изучение научной литературы по вопросу леворукости;
  2. использование Интернет – ресурса при изучении вопроса «Одаренность»;
  3. наблюдение за группой леворуких детей;
  4. использование специальных заданий  для определения «рукости»;
  5. фиксация результатов с помощью фотосъемки;
  6. составление родословных, генетических задач;
  7. обобщение собранного материала;
  8. защита исследовательской работы на научно- практической конференции в школе.

Исследовательская работа проводилась один год. Материал изложен в доступной форме, подтвержден конкретными примерами. Связь между признаками леворукости и одаренности установлена. Материалы данной работы могут использоваться как учениками, так и учителями на уроках биологии 9 -11 классы, при решении генетических задач, при составлении родословных; классными руководителями и учителями предметниками при развитии способностей у леворуких детей. Цель исследовательской работы автором достигнута.

                                         

                                      План исследований  

Исследовательская работа проводилась в течение 2009 – 2010 учебного года.

Этапы

Виды деятельности

Сроки исполнения

Результат исследования

1

                 Работа с теорией:

1. Разработка теоретического обоснования темы.

1 неделя сентября  2009г.

Выбрала тему «Леворукость – признак одаренности»

2.Подбор литературы по вопросу «леворукость».

Сентябрь –октябрь 2009г.

Изучение подобранной литературы

3.Работа с Интернет – ресурсом по вопросу «одаренность».

Сентябрь –октябрь 2009г.

Изучение материала

2

             Работа с практикой:

1.Выбор параллели учеников школы для проведения исследования.

Ноябрь 2009г.

Выбраны параллели 8 -11 классов

2.Определение количества учеников, которые могут принять участие в эксперименте.

Ноябрь 2009г.

320 человек

3

Подготовка эксперимента:

1. Выбор специальных тестовых заданий для определения рукости учеников.

Декабрь 2009г.

Подобраны задания выполнимые учениками любого возраста.

2.Подготовка вопросов для беседы с леворукими учениками.

Декабрь

2009г.

Вопросы подобраны интересные

4

Проведение эксперимента:

1.Проведение тестовых заданий

Январь 2010г.

Тесты проведены на уроках биологии. Выявлена  рукость учеников

2.Составление родословных

Февраль 2010г.

Составлены родословные для 18 человек (леворуких)

3.Составление генетических задач

Февраль 2010г.

Составлены генетические задачи по признаку леворукости

4.Надлюдения, беседы с учениками леворукими.

Март 2010г.

Выявили трудности леворуких в работе на уроках и дома.

5.Отслеживание успеваемости учеников

Март 2010г.

Определили количество хорошистов и троечников.

6.Фотосъемка,

составление диаграмм

Март2010г.

Сделали фотографии, диаграммы

5

Обобщение теории и практики:

  1. Обобщение полученных результатов.

Апрель 2010г.

Результаты обобщены

  1.   Оформление исследовательской работы

Апрель 2010г.

Работа оформлена

      3.   Выступление на научно – практической конференции в школе

Апрель 2010г.

На конференции работа заняла 1 место

       

           Почти все люди на земле праворукие, и только часть из них – другие, не такие, как все. Они пишут и шьют, едят и работают левой рукой. Так им удобнее, легче, сподручнее.

О леворуких мы знаем много  и… почти ничего.            

           Человеку свойственно настороженное отношение ко всему, что выпадает из картины всеобщности. В наше время не настороженность, а интерес, стремление понять леворуких и узнать о них больше, понимание естественности различий – это, по-видимому, путь цивилизованного отношения к феномену леворукости.

         С вопросом леворукости мы познакомились на уроках биологии в 9 -10 классе, при изучении темы «Наследственность и изменчивость». Решали генетические задачи, связанные с рецессивным признаком леворукости и доминантным  - праворукости.

               Я обратила внимание на то, что в нашей школе, почти во всех классах, есть ученики, которые пишут левой рукой (Приложение I).

              Вопрос леворукости заинтересовал меня, потому что я «левша» и все делаю левой рукой. В дополнительной литературе, которую я читала, было много интересного материала о леворукости, мне хотелось привести полученные знания в систему.

            В школе на кафедре предметов « естественно - научного цикла» МАН определяли темы  исследовательских работ. Я выбрали тему исследовательской работы: «Леворукость – признак одаренности». Была определена цель исследовательской работы, затем вытекающие из нее задачи.

    Цель работы:

  1. Выяснить существование связи леворукости и одаренности детей.

    Задачи:

  1. Определить группу «леворуких» детей в школе, используя определенную методику;
  2. Расширить теоретические знания о леворукости, праворукости и одаренности детей;
  1. Изучить признак леворукости и праворукости, используя определенные тесты – задания;
  2. Выяснить связь между признаками леворукости и одаренности детей на основании полученных данных;
  3. Воспитать чувства ответственности, взаимопомощи и самоорганизации.          

         Огромное значение для успешного выполнения работы играет выбор методов исследовательской деятельности.

Методы:

  1. изучение научной литературы по вопросу леворукости;
  2. использование Интернет – ресурса при изучении вопроса «Одаренность»;
  3. наблюдение за группой леворуких детей;
  4. использование специальных заданий  для определения «рукости»;
  5. фиксация результатов с помощью фотосъемки;
  6. составление родословных, генетических задач;
  7. обобщение собранного материала;
  8. защита исследовательской работы на научно- практической конференции в школе.

Леворукость – это не болезнь, а образ жизни.

     Человеческое тело симметрично. То есть правая сторона  выглядит зеркальным отражением  левой, и наоборот. Исключения малочисленны и связаны в основном с расположением внутренних органов: сердце смещено влево от центра, печень – вправо, отклоняются от симметрии селезенка, аорта, изгибы кишечника… но среди парных органов исключений   нет: правый глаз (ухо, нога, легкое) внешне не отличаются от левого. У всех перечисленных органов одинаковы не только формы, но и функции.  И только человеческие руки, будучи внешне одинаковыми (по крайней мере при рождении), функционально неравноценны: в большинстве случаев правая - рука может делать всё, на что способна ее напарница, а еще много того, что та не умеет.

            Изучая литературу я выяснила, что сегодня левшество и леворукость – одна из интенсивно обсуждаемых проблем.

           Данную исследовательскую работу я начала с изучения определения понятий «левшество» и «леворукость».  

        Левшество -  проявление устойчивой, неизменной психофизиологической характеристики, специфического типа функциональной организации системы человека, его головного мозга.

          Леворукость – предпочтение, активное использование левой руки. «Леворукость»  и «левшество»  не являются синонимами, хотя мы часто называем левшой леворукого человека. Левшество не ограничивается только леворукостью. Левкорукость определяет только ведущую руку, тогда как левшество – комплексная характеристика.                                                                                                                                                                                                                                            У правшей главенствует левая часть мозга, а у левшей – правая. Но есть люди, у которых полушария головного мозга  функционируют равнозначно,  без  существенного доминирования одного из них. Их называют амбидекстрами. Амбидекстры хорошо владеют обоими парными органами: обеими руками, ногами, ушами, глазами.   Преимущественное владение левой рукой – зависит от «нехотения» или его упрямства, от особой организации деятельности  мозга и своеобразия высших психических функций.                                                                                                                                                                                                                            

         Сильно леворукие – выполняют все действия левой рукой, несильно леворукие - некоторые  действия  выполняют правой рукой, отдавая предпочтение левой,  амбидекстры -  действия  выполняют правой, и левой рукой без предпочтения. Несильно праворукие - действия  выполняют левой рукой, отдавая предпочтение правой, сильно праворукие - выполняют все действия правой рукой. Некоторые праворукие люди выполняют некоторые движения левой рукой.

          Речь леворуких детей эмоциональна,  богата интонациями и жестами.  Леворукие школьники очень ранимы, эмоциональны, подвижны, тревожны, хуже привыкают к смене обстановки.   Их легко огорчить, они легко могут заплакать или прийти в состояние ярости. Они намного тоньше чувствуют цвет и форму предмета, видят отличия между предметами, то есть более индивидуализируют окружающий мир.  

          Леворукие и амбидекстры наиболее точно оценивают неприятные запахи. У них преобладают эмоции отрицательного знака (более пессимистичны), у мужчин преобладает эмоциональная несдержанность, страх, пониженный фон настроения, принятие существующего порядка вещей. Их стихия индивидуальная работа, проявляющая их инициативу и интуицию. Леворуким трудно быстро менять вид деятельности. У них позднее появляется самостоятельная речь.

           Левши – натуры целостные и впечатлительные, имеющие богатое воображение и фантазию. Они имеют интерес к искусству.  Они могут решить одну проблему разными способами. Они очень застенчивы, стремятся  к лидерству, имеют потребность в высокой оценке, но к низкой саморегуляции поведения; в школе характерны трудности с формированиями навыков письма, чтения и счета.

Любое предположение или умозаключение убедительнее всего иллюстрируют цифры. В различных регионах земного шара насчитывается различное количество леворуких. Максимальное количество людей с левыми и симметричными профилями встречается на севере России – среди ненцев, эвенков, селькупов и т.д. точно такая же ситуация наблюдается во всех приполярных областях Земли и в горах. При изучении этого факта оказалось, что именно люди с левыми признаками успешнее адаптируются к природным факторам среды, в том числе к недостатку кислорода.  За последние 50 лет удельный вес леворуких в европейских странах возрос в 3-4 раза, что связано с повсеместным прекращением переучивания левшей, а также с созданием специальных технологических приспособлений, инструментов и средств деятельности, специально к ним адаптированных. Среди детей намного больше левшей, чем среди взрослых. Статистика показывает, что взрослые люди в меньшей степени будут левшами, чем их более молодые соотечественники – процент левшей резко снижается с увеличением возраста.                  

На основании выше изложенного теоретического материала, я делаю вывод, что левша – это человек, предпочтительно пользующийся левой рукой и в популяции людей имеет место разнообразие ведущей руки

                       Определение ведущей руки. Тесты и методики.

           Изучив теоретические вопросы «левшества» в жизни, я перешла от теории к практическим тестам – заданиям. Использовала метод наблюдения, выбрала систему заданий, которые предложила для выполнения группе учащихся 8-11 классов. В опросе участвовало 320 человек, опрос проводился с целью определения ведущей руки у учащихся. Выяснив, что выраженность леворукости и праворукости бывает разной и существуют люди четырех групп: «выраженные правши»,  «выраженные левши», «невыраженные правши», «невыраженные левши», я провела специальное тестирование (Приложение II) и наблюдение, беседовала с учениками группы «леворукие, затем обобщила полученные результаты. Статистический анализ показал, что из 320 учащихся 8 – 11 классов «выраженные правши»,  составляют 91%, «выраженные левши» - 6% (18 человек, в каждом классе 1 -2 ученика – леворукие),  амбидекстры - 3%.(Приложение III) В ходе исследовательской работы были составлены схемы родословных семей, с целью изучения вопроса передачи признака леворукости  по наследству. Родословные 18 человек (леворуких) отличаются друг от друга характером передачи признака. В данной работе принимали участие ученики 9 -11 классов (леворукие). По родословным они наглядно видели механизм передачи признака леворукости. Как правило, признак передается через поколение  (Приложение IV).

                        Как живется леворуким детям в праворуком мире?

            С таким вопросом я обратилась к леворуким ученикам, на этот же вопрос отвечала сама. Этический подход изучения данного вопроса в школе не позволяет мне предоставить список учеников леворуких, по своей природе они очень стеснительные, даже участвуя в фотосъемке, некоторые из них просили не показывать лицо, а ведь леворукость это не болезнь, а норма жизни.

Наблюдения за леворукими учениками, дружеский разговор вскрыл следующие проблемы:

  1. когда они сидят за столом в школе или дома, они садятся так, чтобы левая рука была свободной и никому не мешала
  2. ручку и карандаш неудобно держать – пальцы скользят, рука закрывает и размазывает написанное, при написании текста приходится разворачивать тетрадь (Приложение V)
  3. пишут они аккуратно, приходится выводить каждую букву (Приложение VI)
  4. обычные ножницы  закрывают место резки и «жуют бумагу и ткань.
  5. точилками и линейками, рассчитанными для праворуких, очень неудобно пользоваться
  6. трудности в работе на компьютере, с фотоаппаратом, с телефоном
  7. трудности в работе с кухонными принадлежностями: половник, ножи, мясорубка, овощечистка.  

Я полностью согласна с трудностями, которые испытывают леворукие, но приходится приспосабливаться к праворукому миру.

        Теперь передо мной встала задача - выяснить являются ли левши одаренными людьми?

         Используя данные Интернет – ресурса, я была удивлена огромным списком людей леворуких. Среди них были известные нам политики и военные, ученые и бизнесмены, художники, актеры и музыканты, писатели и философы (Приложение VII).

В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей.

Одаренность сейчас определяется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности, а не только в академической области. Одаренность следует рассматривать как достижения и как возможность достижения. Смысл утверждения в том, что нужно принимать во внимание и те способности, которые уже проявились, и те, которые могут проявиться.

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). В то же время нельзя игнорировать и роль психологических механизмов саморазвития личности, лежащих в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Леворукость – это признак одаренности?

         Признаки одаренности охватывают два аспекта поведения ребенка: инструментальный и мотивационный. Инструментальный – характеризует способы его деятельности. Мотивационный – характеризует отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности.

          Я остановлюсь подробнее  на мотивационном аспекте, именно он ярко проявляется у леворуких детей.

          Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками:

1. Повышенная, избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной действительности (знакам, звукам, цветам, растениям и т.д.) либо определенным формам собственной активности (физической, художественной и т.д.), сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия.

2. Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом, погруженность в то или иное дело.

3. Повышенная познавательная потребность, любознательность.

4. Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов.

5. Высокая критичность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели, стремление к совершенству.

Психологические особенности детей, демонстрирующих одаренность, могут рассматриваться лишь как признаки, сопровождающие одаренность, но не обязательно как порождающие ее. Поэтому наличие указанных психологических особенностей может служить лишь основанием для предположения об одаренности, а не для вывода о  безусловном наличии.

Следует подчеркнуть, что поведение одаренного ребенка совсем не обязательно должно соответствовать одновременно всем вышеперечисленным признакам. Поведенческие признаки одаренности вариативны и часто противоречивы по своим проявлениям.

Могут быть выделены следующие виды одаренности: практическая это одаренность в ремеслах, спорте и организационная одаренность.

В художественно – эстетической деятельности выделяются: хореографическая, сценическая, литературно -  поэтическая, изобразительная и музыкальная одаренность.

По критерию «форма проявления» можно говорить о явной и скрытой одаренности.

Явная одаренность проявляется в деятельности ученика достаточно ярко и отчетливо, в том числе и при неблагоприятных условиях.

Скрытая одаренность проявляется в деятельности ученика в замаскированной форме.

По критерию «широта проявлений в различных видах деятельности» можно выделить: общую или умственную и специальную одаренность.

Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и может быть определена в отношении отдельных областей деятельности (музыка, живопись, спорт и т.д.) Общая одаренность связана со специальными видами одаренности. В частности , под влиянием общей одаренности  проявления специальной одаренности выходят на качественно более высокий уровень освоения конкретной деятельности.

Наиболее рано проявляется одаренность в искусстве, особенно в музыке. Несколько позднее одаренность проявляется в сфере изобразительного искусства.

Отсутствие ярких   проявлений одаренности  в детском возрасте не означает отрицательного вывода относительно перспектив дальнейшего развития личности.

При выявлении связи между леворукостью и одаренностью детей  был задействован широкий спектр разнообразных методов: различные варианты метода наблюдения за детьми, специальные психодиагностические тренинги, включение детей в специальные игровые занятия, анализ участия леворуких детей в конкурсах, конференциях, смотрах.            

 Статистика показала следующие результаты: из 18 леворуких детей -  6 человек хорошо рисуют, 2-  сочиняют стихи, 3- поют, 2 – члены театрального кружка, 5 – имеют организаторские способности. 4 человека из 18 отмечали наличие у себя всех этих способностей.

По итогам 2009- 2010 учебного года  провели анализ успеваемости учащихся леворуких

Из 18 человек -13 –хорошистов и 5 –имеют удовлетворительные учебные возможности.

Среди учителей 1 человек – также оказался леворуким. Все вышеуказанные способности характерны и для него. Данный учитель является участником конкурса «Учитель года», увлекается музыкой, сочиняет стихи, хорошо срисовывает, в совершенстве владеет английским и немецким языками, имеет два высших образования.  

Анализируя участие леворуких детей и учителя в общешкольных делах, удивляешься их возможностям. Они являются участниками конкурсов рисунков на различные темы, конкурсов стихов и песен. Леворукие дети принимают  участие в конкурсе «Ученик года» в номинациях «Жил был художник один», «Просыпается поэзия во мне» и занимают призовые места. Опрос показал, что среди   леворуких учеников нет спортсменов со значительными успехами.

           Леворукий ребенок, как и любой ребенок, индивидуален. Ему должно быть спокойно и удобно жить в праворуком мире, чтобы воспринимать этот мир как свой, а не как чужой.

                                                      Выводы

         В результате проведенной исследовательской работы  по теме «Леворукость – признак одаренности» можно сделать  выводы,  опирающиеся на изученный теоретический материал и факты статистики по школе:

  1. леворукий ребенок также как и праворукий – неповторим. Среди учеников школы нет «вундеркиндов», но потенциал одаренности есть (потенциальная одаренность), это подтверждают результаты исследовательской работы.
  2. У «левшей» хорошо развито правое полушарие головного мозга. Развитие  потенциала одаренности может сдерживаться на данном этапе развития детей разными причинами (трудными семейными обстоятельствами, недостаточной мотивацией, низким уровнем саморегуляции).
  3.  Самые замечательные способности леворуких в школе не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем.

          Нельзя закрывать глаза на то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть.

           Хочется надеяться, что список леворуких, одаренных  людей (писатели, художники, артисты, спортсмены и т. д.) в будущем пополнится знакомыми  именами учеников нашей школы. Наши выпускники, в том числе и леворукие,  в предыдущие годы, оканчивали школу с золотыми и серебряными медалями. Леворукие выпускники ежегодно поступают в престижные Вузы страны и возможно внесут свой весомый вклад  в жизнь общества.

         Материал данной исследовательской работы, я считаю,  может использоваться на уроках биологии по теме «Наследственность и изменчивость». Он может быть интересен ученикам (леворуким), а также учителям предметникам и классным руководителям ,чтобы как можно быстрее адаптироваться в праворуком мире

Список используемой литературы

1.  Пятница Т.В. Мой ребенок – левша.-  Ростов- на- Дону, «Феникс»,2008.

2.  Безруких М.Б.  Леворукий ребенок в школе и дома. – Екатеринбург:ЛИТУР, 2001

3. Майская А. Ребенок – левша: как достичь гармонии с «правым» миром – СПб.:    Питер,2005.  

 4. Семенович А.В. Эти невероятные левши:Практическое пособие для психологов и родителей. – М.: Генезис, 2004.

5.  Шорох – Троицкая М.К. Не переучивайте левшу! – Наука и жизнь. – 2002.- №8

6.  Макарьев И.  Если ваш ребенок левша. – М.: Лань ,2003.  

                               Тесты для определения рукости.

        Существует несколько вариантов определения рукости. Наиболее распространенным является метод количественной оценки с помощью вопросников, включающих от 5 до 20 вопросов, ответы на которые отражают предпочтение одной из рук при выполнении повседневных действий.

        Более эффективно использовать специальные задания:

  1. «Переплетение пальцев рук.Предложите детям сложить руки в замок, тест должен выполняться быстро, без подготовки. Считается, что у правшей сверху кладется большой палец правой руки, а у левшей – левой.
  2. «Поза Наполеона» - складывание руки на уровне груди. Принято считать, что у правшей правая кисть  лежит сверху на левом предплечье.
  3. Нанизывание бисера или пуговиц на иголку с ниткой
  4. Ребенку предлагают открыть несколько баночек с завинчивающимися крышками.
  5. Развязывание узелков. Ведущей считается та рука, которая развязывает узел.
  6. Построить из кубиков дом. Ведущей является рука, которая чаще берет, укладывает и поправляет кубики.
  7. Намотать нитку на катушку.
  8. Перелить воду из одного стакана в другой.
  9. Продеть нитку в иголку.
  10. Позвонить в колокольчик
  11. Закрыть и открыть застежку – молнию.
  12. Взять стакан с водой.

Приложение VII                                

Выдающиеся личности (леворукие).

Политики и военные:

Уинстон Черчилль,  Джорж Буш Старший,  Джорж Буш Младший, Билл Клинтон,    Фидель Кастро, Махатма Ганди, Баарак Обама, Владимир Путин(скрытый левша).

Ученые и бизнесмены:

физиолог И.П. Павлов,  Леонардо да Винчи, Альберт Эйнштейн, Исаак Ньютон

Художники:

Леонардо да Винчи,  Питер Пауль Рубенс, Микеланджело,  Пабло Пикассо

Актеры:

Чарли Чаплин, Мэрилин Монро, Том Круз, Роберт Де Ниро, Анжелина Джоли,         Николь Кидман, Джулия Робертс, Брюс Уиллис, Сильвестр Сталлоне, Деми Мур, Микки Рурк, Аверин (Глухарь)

Музыканты:

Никколо Паганини, Людвиг Ван Бетховен, Вольфгант Амадей Моцарт, Фредерик Шопен,

Роберт Шуман, Сергей Рахманинов, Сергей Прокофьев, Пол Маккартни, Мирей Матье, Стинг,

Писатели и философы:

Аристотель, Фридрих Ницше, Ганс Христиан Андерсен, Александр Пушкин, Лев Толстой,

Владимир Даль, Марк Твен, Николай Лесков.

Спортсмены:

Олег Блохин,  Гарри Каспаров, Мартина Навратилова, Диего Марадона.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с детьми с признаками одаренности.

Эта статья об организации идентификации детей с признаками одаренности. К статье приложена презентация и рекомендации для классных руководителей....

Использование современных образовательных технологий и приёмов в классах с детьми с признаками одаренности

Использование современных образовательных технологий и приёмов в классах с детьми с признаками одаренности.Выступление на конференции краевого уровня с международным участием...

Программа родительского всеобуча в среднем звене общеобразовательной школы по поддержке и развитию детей, имеющих признаки одаренности

Создание условий для взаимного сотрудничества родителей и педагогов по поддержке и развитию детей, имеющих признаки одаренности....

Памятка – рекомендация для родителей, воспитывающих ребенка с признаками одаренности

Детская одаренность – одно из интересных и загадочных явлений природы. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Как помочь ребенку в развитии способностей?...

Программа совершенствования коммуникативных умений обучающихся с признаками одаренности «Я среди других людей»

Программа направлена на совершенствование коммуникативных умений обучающихся с признаками одаренности....

Методический доклад "Влияние детско-родительских отношений на развитие детской одаренности. Сопровождение семей, имеющих детей с признаками одаренности."

                         Работа с одаренными детьми –  сложный и никогда не прекращающийся процесс, требующий ...

Статья на тему "Одаренные дети, признаки одаренности и виды одаренности"

Статья на тему "Одаренные дети, признаки одаренности  и виды одаренности"А также:Принципы и методы выявления одаренных детейФакторы, влияющие на развитие одаренностиРабота с одаренными ...