Памятка – рекомендация для родителей, воспитывающих ребенка с признаками одаренности
консультация по теме
Детская одаренность – одно из интересных и загадочных явлений природы. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Как помочь ребенку в развитии способностей?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_roditeley_odaennykh_detey.docx | 22.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработал: Сивова С.А
Памятка – рекомендация для родителей,
воспитывающих ребенка с признаками одаренности
Детская одаренность – одно из интересных и загадочных явлений природы. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок. Это объясняется общественными потребностями и, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности.
Одно из определений понятия «одаренный ребенок»: «Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности».
Одаренные дети обычно обладают отменной памятью, которая основана на раннем овладении речью и абстрактным мышлением. Их отличают способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями.
Так же у детей часто наблюдается общирный словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, а также умение ставить вопросы. Одаренных детей также отличают повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в той сфере, которая им интересна.
Типичные черты одаренных детей
- на занятиях все легко и быстро схватывают;
- знают многое о таких событиях и проблемах, о которых их сверстники не догадываются;
- быстро запоминают услышанное или прочитанное;
- решают сложные задачи, требующие умственного усилия;
-задают много вопросов, интересуются многим и часто спрашивают;
-оригинально мыслят и предлагают неожиданные ответы и решения;
- очень восприимчивы, наблюдательны быстро реагируют на все новое, неожиданное.
Если у Вашего ребенка:
- отличная память в сочетании с ранним языковым развитием,
- чрезвычайное любопытство в отношении того, как устроен тот или иной предмет, отчего мир устроен так, а не иначе,
- проявляется способность отслеживать несколько процессов одновременно,
- живое воображение, изобретательность и богатая фантазия,
- отличное чувство юмора, он любит смешные несоответствия, игру слов, шутки,
- повышенные математические способности в плане вычислений и логики,
- устойчивая концентрация внимания и большое упорство в решении различных задач,
- обостренное чувство справедливости, опережающее нравственное развитие,
- наблюдаются трудности в общении со сверстниками,
- высокий энергетический уровень (малая продолжительность сна),
- зрение часто нестабильно, испытывает затруднения фокусирования с близкого расстояния на дальнее (от парты к доске),
то можно говорить о наличии у него отличительных черт, характерных для одаренных детей.
Что делать родителям?
Отвечайте на все бесчисленные вопросы. Одаренные дети в 3—4-х летнем возрасте очень любопытны и готовы исследовать все стороны окружающего их мира. В поиске ответов на свои вопросы они упорней, чем средний ребенок. Здесь очень важно проявить терпение, доброту и уважение. Используйте эти вопросы для того, чтобы стимулировать ребенка к дальнейшим исследованиям и опытам.
Не делайте излишнего упора на занятиях, так как учебные программы скорее суживают мышление ребенка, а не расширяют его. Традиционные занятия уделяют слишком большое внимание логическим, цифровым и линейным процессам. Для ребенка дошкольного возраста более естественно мышление интуитивное, ассоциативное, которое лучше всего развивается в игре, и может подавляться ранними интенсивными занятиями с использованием строго организованных материалов, подобных школьным учебникам.
В одаренном ребенке надо развивать самые разные интересы. Например, активно вовлекать в групповые занятия музыкой, ритмикой, сценическим искусством и т. д.
Выделите ребенку место для его коллекций, экспериментов и любимых занятий. Такие занятия могут принимать форму элементарного природоведения (пусть даже в городском дворе), а обычный сад или огород могут подтолкнуть ребенка к изучению химии, иностранного языка (все растения имеют латинские названия), агрономии. Эстетическое удовольствие, получаемое ребенком от цветения разных растений, наблюдение за насекомыми, опыляющими цветы, могут заинтересовать его биологией и энтомологией. Подобные занятия воспитывают в ребенке трудолюбие и радость познания плодов собственного труда.
Если ребенок отказывается спать днем, родители могут заменить сон тихими играми: чтением, решением кроссворда, прослушиванием сказки и т. д. Одаренный ребенок весь день «крутится на высоких оборотах», поэтому иногда их надо и снизить. Да и родителям необходима передышка.
Объединиться в создании «групп по интересам». Папы и мамы могли бы использовать собственные способности и устраивать для всех детей занятия вместо дневного сна, от которого многие дети упорно отказываются. Например, организовать занятия иностранным языком, так как в дошкольном возрасте «языковые» центры мозга впитывают информацию наиболее эффективно. Занятия, стимулирующие групповые дискуссии, также хороши: это прекрасная возможность прояснить мысль, предложить идею и выслушать мнение других.
Избегайте создания «эффекта ореола». Помните, что ребенку необходимо с ранних лет сталкиваться с ситуациями, в которых он не блещет, не достигает вершин. Ребенок может принимать участие и получать удовольствие от занятий, в которых не преуспевает. Успех приходит не всегда и не во всем. Неудача — вещь нормальная, случающаяся со всеми.
Оградите малыша от общественного неодобрения и негативной реакции сверстников, бабушек и дедушек. Сейчас не время критики! Кроха должен укрепиться в своей позиции, тогда ему будет легче развиваться.
Советы Дэвида Льюиса,
одного из признанных специалистов по одаренности
- Отвечайте на все вопросы ребенка терпеливо и честно.
- Найдите достойное место в доме, где ребенок сможет демонстрировать свои работы, достижения.
- Не ругайте ребенка за беспорядок в комнате или на столе, если это связано с творческим занятием, и работа еще не закончена.
- Показывайте ребенку, что любите его таким, какой он есть, а не за его достижения. Чаще говорите об этом вслух.
- Поручайте своему ребёнку посильные дела и заботы.
- Помогайте ему строить собственные планы и принимать решения
- Не сравнивайте своего ребёнка с другими, указывая при этом на его недостатки.
- Не унижайте своего ребёнка, не давайте ему почувствовать, что он чем-то хуже вас.
- Приучайте вашего ребенка мыслить самостоятельно.
- Принуждайте ребенка придумывать истории и фантазировать. Делайте это вместе с ним.
- Приучайте его к регулярному чтению с малых лет.
- Внимательно относитесь к его потребностям.
- Каждый день находите время, чтобы побыть с ребенком наедине.
- Включайте ребенка в совместное обсуждение общих семейных дел.
- Не дразните ребенка за ошибки.
- Хвалите за любые успехи.
- Учите его общаться со взрослыми любого возраста.
- Разрабатывайте практические эксперименты, помогайте ребенку узнавать больше нового.
- Не запрещайте ребенку играть со всяким хламом – это стимулирует его воображение.
- Побуждайте ребенка находить проблемы и решать их.
- Хвалите ребенка только за конкретные успехи и поступки и делайте это искренне.
- Будьте честными в оценке своих чувств к ребенку.
- Не ограничивайте круг тем, обсуждаемых с ребенком.
- Давайте ребенку возможность самостоятельно принимать решения. Пусть он почувствует ответственность за свои решения.
- Помогайте ребенку стать личностью.
- Помогайте ребенку находить полезные телепередачи и телепрограммы.
- Развивайте в ребенке позитивное восприятие его способностей.
- Поощряйте в ребенке максимальную независимость от взрослых.
- Верьте в здравый смысл вашего ребенка и доверяйте ему.
- Никогда не отмахивайтесь от неудач ребенка, говоря ему: «Я этого тоже не умею».
- Старайтесь, чтобы основную часть работы, за которую взялся ваш ребенок, он выполнял самостоятельно, даже если вы не уверены в позитивном конечном результате.
- Наблюдайте за развитием вашего ребенка, анализируйте процесс развития, записывайте результаты в дневник.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие семьи и школы. Педагогические рекомендации для родителей, воспитывающих ребенка с интеллектуальной недостаточностью.
Взаимодействие семьи и школы. Педагогические рекомендации для родителей, воспитывающих ребенка с интеллектуальной недостаточностью....
Рекомендации родителям воспитывающим ребенка с ЗПРР
Памятка для родителей...
Рекомендации для родителей, воспитывающих ребенка с синдром Дауна
Рекомендации для родителей, ...
статья "РЕБЕНОК С ПРИЗНАКАМИ ОДАРЕННОСТИ" область изобразительное искусство
Учитель должен постараться раскрыть потенциал ученика, помочь в трудностях, подвести к успеху.Есть суждение, что признаки одаренности могут быть у всех детей, только у одних они несут кратковременный ...
Рекомендации для родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с инвалидностью
Примите ситуацию как данность, не думайте о том, как и почему это случилось, размышляйте о том, как с этим дальше жить. Помните, что все ваши страхи и «черные мысли» ребенок чувствуе...
Рекомендации для родителей, воспитывающих детей с нарушениями речи
Чтобы Ваш ребёнок смог освоить всю сложную систему русского языка, ему требуется помощь не только специалистов (логопеда, невролога, психолога, дефектолога и др.), но и Ваша поддержка и внимание....
Рекомендации для родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья
Рекомендации для родителей, воспитывающих детей сограниченными возможностями здоровья:1.Научите ребёнка играть. Отведите ему специальный уголок, где на коврике расставьте игрушечную мебель, разложите ...