Спецкурс "Координация и регуляция процессов жизнедеятельности""
рабочая программа по биологии (8 класс) по теме
Спецкурс нацелен на углубление знаний по биологии, в разделе "Человек". Предполагает рассмотренеи наиболее сложных вопросов, связанных со сроением и физиологией нервной системы человека, кроме того, в программе спецкурса заложены и такие общебиологические понятия как эволюция (эволюция нервной системы), онтогенез и филогенез (развитие н.с. в онто и филогенезе) и многие другие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.docx | 30.27 КБ |
Предварительный просмотр:
СПЕЦКУРС.
КООРДИНАЦИЯ И РЕГУЛЯЦИЯ ПРОЦЕССОВ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа спецкурса «Координация и регуляция процессов жизнедеятельности» ориентирована на обучающихся 8 классов гимназии для углубления курса «Биология. Человек и его здоровье».
Концепция программы спецкурса заключена в том, чтобы раскрыть взаимосвязь нервных и психических процессов, через изучение материальных основ психической деятельности.
Актуальность содержания программы выражается в том, что на примере процессов координации и регуляции жизнедеятельности происходит комплексный обзор общебиологических понятий – обмен веществ и энергии, координация, регуляция, гомеостаз, онтогенез и филогенез, эволюция. Кроме того, программа содержит целый ряд специфических понятий, находящих отражение в итоговой аттестации обучающихся 9 классов и в КИМах ЕГЭ, например – нервная и гуморальная регуляция, головной и спинной мозг, центральная и периферическая нервная системы, автономная нервная система.
Цель программы: профессиональная ориентация через углубленное изучение процессов координации и регуляции жизнедеятельности.
Задачи:
- Изучить строение нервной системы.
- Изучить особенности строения анализаторов.
- Рассмотреть и изучить эндокринный аппарат человека и его взаимосвязь с нервной системой.
- Изучить процессы высшей нервной деятельности.
СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
1. Введение. Регуляция жизнедеятельности. Виды регуляции: нервная и гуморальная. (1)
Раздел 1. Нервная регуляция процессов жизнедеятельности. (17 ч./ 9 занятий).
1.1. Нервная ткань. Строение нейрона. Синапсы.(1)
1.2. Нервная система человека и позвоночных животных. Общий план строения и функции. (2)
1.3. Центральная нервная система: головной мозг. Кора больших полушарий. Функциональная ассиметрия коры больших полушарий.(4)
1.4. Центральная нервная система: спинной мозг. (2)
1.6. Периферическая нервная система (2)
1.7. Автономная нервная система. (2)
1.8. Развитие нервной системы в филогенезе (2).
1.8. Развитие нервной системы в онтогенезе. (2)
Раздел 2. Органы чувств. Анализаторы. (10 ч./5 занятий).
2.1. Зрительный анализатор. (2).
2.2. Слуховой анализатор. (2)
2.3. Обонятельный и вкусовой анализаторы. (2).
2.4. Развитие органа зрения в фило- и онтогенезе. (2).
2.5. Развитие органа слуха и равновесия в фило- и онтогенезе. (2)
Раздел 3. Гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности. (16 ч./8 занятий).
3.1. Гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности. Эндокринный аппарат. Эндокринология. (2).
3.2. Гипоталамо-гипофизарная система. (2).
3.3. Щитовидная, паращитовидная железы и надпочечники. (2).
3.4. Поджелудочная железа. Сахарный диабет: причины и меры профилактики. Половые железы. Половое созревание и развитие. (4).
3.5. Тимус. Роль тимуса в иммунных реакциях организма. Эпифиз. (4).
3.6. Гомеостаз. (2).
Раздел 4. Высшая нервная деятельность. (18 ч/9 занятий).
4.1. Создание учения о ВНД. Рефлексы. (2).
4.2. Сознание человека. (2).
4.3. Деятельность человека. (2).
4.4. Ощущения и восприятие. (2).
4.5. Внимание. (2).
4.6. Память. (2).
4.7. Воображение. (2).
4.8. Мышление. (2).
4.9. Речь. (2).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема занятия | Дата | Тип занятия, компетенции | Вид контроля. Измерители. | Информационное сопровождение, оборудование |
1 | Раздел 1. Нервная регуляция процессов жизнедеятельности. Введение. Регуляция жизнедеятельности. Виды регуляции. Нервная ткань. Нейрон. Синапс. | 1 неделя октября | Интерактивная лекция. | Фронтальная беседа. | Презентация в программе Power Point по тематике занятия. |
2 | Нервная система человека и позвоночных животных. Центральная нервная система: спинной мозг. | 2 неделя октября | Интерактивная лекция. | Фронтальная беседа. | Презентация в программе Power Point по тематике занятия. |
3 | ЦНС: спинной мозг. ЦНС: головной мозг. | 3 неделя октября | Интерактивная лекция. | Фронтальная беседа. | Презентация в программе Power Point по тематике занятия. |
4 | ЦНС: головной мозг. ЦНС: кора больших полушарий. | 4 неделя октября | Интерактивная лекция. | Фронтальная беседа. | Презентация в программе Power Point по тематике занятия. |
5 | ЦНС: кора больших полушарий. Функциональная ассиметрия больших полушарий. | 2 неделя ноября | Интерактивная лекция. | Фронтальная беседа. | Презентация в программе Power Point по тематике занятия. |
6 | Периферическая нервная система. | 3 неделя ноября | Интерактивная лекция. | Фронтальная беседа. | Презентация в программе Power Point по тематике занятия. |
7 | Автономная нервная система. | 4 неделя ноября | Интерактивная лекция. | Фронтальная беседа. | Презентация в программе Power Point по тематике занятия. |
8 | Развитие нервной системы в филогенезе. | 1 неделя декабря | Интерактивная лекция. | Фронтальная беседа. | Презентация в программе Power Point по тематике занятия. |
9 | Развитие нервной системы в онтогенезе. | 2 неделя декабря | Интерактивная лекция. | Фронтальная беседа. Диагностический тест по разделу 1. | Презентация в программе Power Point по тематике занятия. |
10 | Раздел 2. Органы чувств. Анализаторы. Зрительный анализатор. | 3 неделя декабря | Интерактивная лекция. | Фронтальная беседа. | Презентация в программе Power Point по тематике занятия. |
11 | Слуховой анализатор. | 4 неделя декабря | Интерактивная лекция. | Фронтальная беседа. | Презентация в программе Power Point по тематике занятия. |
12 | Обонятельный и слуховой анализаторы. | 2 неделя января | Интерактивная лекция. | Фронтальная беседа. | Презентация в программе Power Point по тематике занятия. |
13 | Развитие органа зрения в фило- и онтогенезе. | 3 неделя января | Интерактивная лекция. | Фронтальная беседа. | Презентация в программе Power Point по тематике занятия. |
14 | Развитие органа слуха в фило- и онтогенезе. | 4 неделя января | Интерактивная лекция. | Фронтальная беседа. Диагностический тест по разделу 2. | Презентация в программе Power Point по тематике занятия. |
15 | Раздел 3. Гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности. Гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности. Эндокринный аппарат. Эндокринология. | 5 неделя января | Интерактивная лекция. | Фронтальная беседа. | Презентация в программе Power Point по тематике занятия. |
16 | Гипоталамо-гипофизарная система. | 1 неделя февраля | Интерактивная лекция. | Фронтальная беседа. | Презентация в программе Power Point по тематике занятия. |
17 | Щитовидная, паращитовидная железы и надпочечники. | 2 неделя февраля | Интерактивная лекция. | Фронтальная беседа. | Презентация в программе Power Point по тематике занятия. |
18 | Поджелудочная железа. Сахарный диабет: причины и меры профилактики. | 3 неделя февраля | Интерактивная лекция. | Фронтальная беседа. | Презентация в программе Power Point по тематике занятия. |
19 | Половые железы. Половое созревание и развитие. | 4 неделя февраля | Интерактивная лекция. | Фронтальная беседа. | Презентация в программе Power Point по тематике занятия. |
20 | Тимус. Эпифиз. | 1неделя марта | Интерактивная лекция. | Фронтальная беседа. | Презентация в программе Power Point по тематике занятия. |
21 | Роль тимуса в иммунных реакциях организма. | 2 неделя марта | Интерактивная лекция. | Фронтальная беседа. | Презентация в программе Power Point по тематике занятия. |
22 | Гомеостаз. | 3 неделя марта | Интерактивная лекция. | Фронтальная беседа. Диагностический тест по разделу 3. | Презентация в программе Power Point по тематике занятия. |
23 | Раздел 4. Высшая нервная деятельность. Создание учения о ВНД. Рефлексы. | 4 неделя марта | Интерактивная лекция. | Фронтальная беседа. | Презентация в программе Power Point по тематике занятия. |
24 | Сознание человека. Деятельность человека. | 2 неделя апреля | Интерактивная лекция. | Фронтальная беседа. | Презентация в программе Power Point по тематике занятия. |
25 | Ощущения и восприятия. Внимание. Память. | 3 неделя апреля | Интерактивная лекция. | Фронтальная беседа. | Презентация в программе Power Point по тематике занятия. |
26 | Воображение. Мышление. Речь. | 4 неделя апреля | Интерактивная лекция. | Фронтальная беседа. Диагностический тест по разделу 4. | Презентация в программе Power Point по тематике занятия. |
ТРЕБОВАНИЯ К УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ
В ходе освоения программы спецкурса обучающиеся должны освоить основные теоретические положения о координации и регуляции процессов жизнедеятельности.
Контроль за освоением программы осуществляется в виде промежуточного контроля на каждом занятии в форме фронтальной беседы по теме занятия, а так же, после окончания изучения каждого из четырех разделов программы, в форме диагностического теста по разделу.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Литература, использованная при при подготовке программы
- Билич Г.Л. Биология. Полный курс. В 3-х томах. Том 1. Анатомия. М.: ОНИКС. 2005 г. 864 с.
- Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. М.: ВЛАДОС. 2008. 688 с.
- Пименов А.В., Гончаров О.В. Пособие по биологии для поступающих в вузы. Саратов: Лицей. 2008. 607 с.
- Биология для поступающих в вузы"под редакцией академика РАМН, профессора В. Н. Ярыгина. Москва: "Высшая школа". 1995.
- Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. В трех томах. Москва:"Мир". 1996.
Литература для обучающихся
- "Биология для поступающих в вузы" под редакцией академика РАМН, профессора В. Н. Ярыгина. Москва "Высшая школа" 1995;
- Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. "Биология" в трех томах. Москва, "Мир" 1996;
- Константинов В.М., Наумов С.П., Шаталова С.П. "Зоология позвоночных", Москва "Академия", 2000;
- Левушкин С. И., Шилов И. А. "Общая зоология". Москва "Высшая школа" 1994;
- Мамонтов С. Г., Захаров В. Б., Козлова Т. А. "Основы биологии". Москва "Просвещение" 1992;
- Медников Б. М. "Биология: формы и уровни жизни". Москва "Просвещение" 1994;
- "Пособие по биология для поступающих в вузы" под редакцией Лемезы. Минск "Университетское";
- Ромер А., Парсонс Т. "Анатомия позвоночных" в двух томах. Москва "Мир" 1992;
- Хадорн Э., Венер Р. "Общая зоология". Издательство "Мир" 1989;
- Эккерт Р., Рэнделл Д., Огастин Дж. Физиология животных". Москва, "Мир" 1992.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ДИСКИ (ЭЛЕКТРОННЫЕ ПОСОБИЯ)
- Презентация в программе Power Point «НС».
- Презентация в программе Power Point «ВНД».
- Презентация в программе Power Point «Слуховой анализатор».
- Презентация в программе Power Point «Зрительный анализатор».
- Презентация в программе Power Point «Эндокринная система».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 6 классе по теме "Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость".
Презентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость" с использованием ИКТ....
Регуляция процессов жизнедеятельности организмов и их связей с окружающей средой.
Задачи: 1. Познакомить учащихся с регуляцией процессов жизнедеятельности организмов и связи их с окружающей средой.2...
Координация и регуляция процессов жизнедеятельности организмов.
Презентация по теме "Координация и регуляция процессов жизнедеятельности организмов" для 6 класса имеет объём двух уроков по данной теме, включает задания творческие, работу с учебником, с рабочими те...
Итоговый урок по теме «Регуляция процессов жизнедеятельности»
Итоговый урок по биологии 6 класс по теме ""Регуляция процессов жизнедеятельности"...
Итоговый урок по теме «Регуляция процессов жизнедеятельности»
Итоговый урок по биологии 6 класс "Регуляция процессов жизнедеятельности"...
План-конспек урока Тема: Регуляция процессов жизнедеятельности у беспозвоночных организмов.
Цели урока: Образовательная – закрепить знания учащихся о движении живых организмов, изучить реакции беспозвоночных организмов на внешние воздействия;Развивающая – развитие умений самостоятельно ...
Спецкурс. Координация и регуляция процессов жизнедеятельности.
СПЕЦКУРС. КООРДИНАЦИЯ И РЕГУЛЯЦИЯ ПРОЦЕССОВ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ....