Разработка урока на тему: "Химическая организация клетки. Неорганические вещества, входящие в состав клетки"
материал по биологии (9 класс) на тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект урока биологии, 9-й класс | |
Целевой блок | |
Раздел 2. Структурная организация живых организмов. Тема 1. Химическая организация клетки. | |
Тема урока | Неорганические вещества клетки |
Педагогические цели | Изучить химический состав клетки; выявить роль химических элементов и неорганических веществ в процессе жизнедеятельности клетки; конкретизировать положение клеточной теории о сходстве химического состава клеток всех организмов на примере неорганических веществ: воды и минеральных солей; изучить их строение и функции в процессе жизнедеятельности клетки; реализовать межпредметные связи с химией; сформировать представления о роли микроэлементов в жизни организма. Формировать УУД: - Личностные: развитие интеллектуальных и творческих способностей; экологического сознания; признание высокой целости жизни, здоровья своего и других; развитие мотивации к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук; ответственного отношения к учению, труду; целостного мировоззрения; осознанности и уважительного отношения к другим людям. - Регулятивные УУД: самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять УД; выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта); работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно; в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки. - Коммуникативные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом); в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы; учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его; понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории); уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. - Познавательные УУД: анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений; самостоятельно выбирая критерий для указанных логических операций; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; составлять тезисы, определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность. |
Планируемые образовательные результаты | |
Предметные УУД | базовый уровень – знают о многообразии химических элементов и соединений, входящих в состав живых организмов, значении их в процессе жизнедеятельности; продуктивный уровень – выполняют творческие задания. |
Личностные УУД | развитие интеллектуальных и творческих способностей; экологического сознания и основ экологической культуры; признание высокой ценности жизни, здоровья своего и других; развитие мотивации к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук; ответственного отношения к учению, труду; целостного мировоззрения. |
Метапредметные УУД |
|
Инструментальный блок | |
Тип урока | Урок формирования новых знаний |
Форма урока | урок-лекция |
Учебно-методический комплекс | - Сонин Н.И., Захаров В.Б. Программа основного общего образования по биологии 5—9 классы. Концентрический курс. - М.: Дрофа,2012. - Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Агафонова И.Б., Сонин Н.И. Биология. Общие закономерности.9 класс (концентрический курс): учебник. - М.:Дрофа,2014. – 304 с. - Цибулевский А. Ю., Захаров В.Б., Сонин Н. И. Биология. Общие закономерности. 9 класс: Рабочая тетрадь (концентрический курс). - М.: Дрофа, 2015.. - 144 с. - мультимедийный проектор - компьютер учителя - тетрадь |
Оборудование и материалы | Компьютеры с выходом в Интернет, проектор, презентация, таблица «Периодическая система элементов Д.И. Менделеева»; |
Образовательные ресурсы | Презентация «Химическая организация клетки. Неорганические вещества». |
Организационно-деятельностный блок | |
Основные понятия и термины | Элемент, макроэлемент, микроэлемент, биоэлементы, диполь, катионы, анионы, буферность, химические связи. |
Межпредметные связи | Химия, информатика |
Организация пространства | Групповая, фронтальная, индивидуальная работа |
Домашнее задание | §21 (с. 105-107), читать, ответить на вопросы (уст.), рабочая тетрадь с. 49-50 (письм.). |
Предварительная работа до урока: 2 ученика готовят сообщения “Из истории изучения клетки”, “Клетка – элементарная единица строения живых организмов”.
Организационная структура урока
Основные этапы организации учебной деятельности, время | Цель этапа | Формы, методы, методические приёмы | Содержание педагогического взаимодействия | |||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | ||||
1.Мотивационно-целевой этап. 2 мин. | Вызвать познавательный интерес к проблеме, организовать самостоятельное формулирование проблемы и постановку цели. Обеспечить эмоциональное переживание и осознание учащимся неполноты имеющихся знаний. | Форма – фронтальная; метод - рассказ учителя с элементами беседы. | Сообщает тему, цель и план урока. Предлагает вспомнить о возникновении жизни на Земле. Спрашивает о первоначальном этапе появления клеточных форм. | Вспоминают о возникновении жизни на Земле, связанном с появлением клеточных форм жизни. Затрудняются в определении из чего появились одноклеточные. | Слушают учителя. Строят собственные высказывания, аргументируют | Самостоятельно обнаруживают и формируют учебную проблему Принимают и сохраняют учебную цель. Работа в тетради. |
2. Актуализационный этап. 6 мин. | Актуализировать имеющиеся знания по теме. Организовать совместное с учителем планирование получения информации. | Форма – фронтальная; метод – рассказ с опорой на сообщения учеников | Организует учебное взаимодействие учеников, подготовивших сообщения, класса, последующее обсуждение: что есть важнейшая составляющая часть всех живых организмов. | Рассказывают об истории изучения клетки, клетке – элементарной единице строения живых организмов Испытывают затруднения при ответе на вопросы учителя. | Слушают одноклассников. В дискуссии выдвигают аргументы и контраргументы; учатся критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать его ошибочность и корректировать его. | Принимают предложенный способ получения информации. |
3. Этап усвоения новых знаний и способов действий. 15 мин. | Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала. | Форма – фронтальная; метод – рассказ учителя с опорой на презентационный материал и материал учебника, беседа. | Рассказывает о химическом составе клетки. Предлагает проанализировать материал и сформулировать проблему. | Отвечают на вопросы учителя. Знакомятся с материалом учебника §21 (с.105-107). Делают вывод о группах химических элементов. | Слушают учителя. Высказывают правильные и ошибочные мнения. | Выдвигают версии решения проблемы, осознают конечный результат, выбирают средства достижения цели; составляют план решения проблемы. |
4. Первичная проверка понимания изученного. 10 мин. | Установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала. | Форма – групповая, метод – словесный, беседа | Организует учебное исследование проблемы для выделения групп неорганических химических элементов. Работа в парах (значение воды и минеральных солей) Организует учебное взаимодействие учеников (групп) и следующее обсуждение. | Выделяют значение и характеристики выделенных факторов. По группам соотносят важность каждого из них для процесса эволюции. | Участвуют в обсуждении содержания материала. Обсуждают в группах и в парах. | Осуществляют самоконтроль. Оформляют конспект. работают по плану, сверяют свои действия с целью и, при необходимости, исправляют ошибки самостоятельно. |
5. Этап закрепления новых знаний и способов действий. 7 мин. | Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания. | Форма – фронтальная, метод – словесный, беседа с опорой на презентационный материал | Предлагает составить схемы на ПК «Группы химических элементов», «Значение воды и минеральных солей», выделить основные выводы о важности неорганических элементов | Анализируют, сравнивают, классифицируют факты и явления; выявляют причины и следствия простых явлений; строят логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; составляют тезисы. | Участвуют в обсуждении содержания материала. Строят рассуждения, понятные для собеседников, понимая позицию другого. Высказывают правильные и ошибочные мнения. | Осуществляют самоконт-роль. Работа на ПК и в тереади |
6. Информация о домашнем задании. 3 мин. | Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | Форма – фронтальная, метод – словесный, беседа | Поясняет домашнее задание. §21 (с. 105-107), читать, ответить на вопросы (уст.), рабочая тетрадь с. 49-50 (письм.). | Рассматривают степень изученности предлагаемого задания. | Слушают учителя. Задают вопросы. | Записывают домашнее задание. |
7. Подведение итогов занятия. Рефлексия. 2 мин. | Оценить степень реализации поставленных на занятии целей. Оценить работу учеников во время урока: работы класса и отдельных учащихся. Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками. | Форма – работа в паре; метод – словесный, беседа | Предлагает ученикам дать оценку степени удовлетворённости работой на уроке, уровню полезности изученного материала и собственной работе. | Отвечают на вопросы учителя, анализируют, контролируют и оценивают результат. | Слушают учителя и одноклассников. Рефлексия своих действий. | Осуществляют самоконтроль и самооценку. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Единство живой и неживой природы Русский ученый В.И.Вернадский, проводя детальный анализ содержания элементов в земной коре и в живых организмах, пришел к выводу, что качественный состав этих объектов близок. Он предполагал, что в живом организме когда-нибудь будут найдены все элементы периодической системы, обнаруженные в неживой природе Земли. Действительно , к настоящему времени в организме человека надежно установлено присутствие около 70 элементов периодической системы.
Группы химических элементов Макроэлементы Микроэлементы Ультрамикроэлементы
Макроэлементы а) H, O, C, N - 98% + S, P - биоэлементы, образуют органические соединения. б ) K, Na, Ca, Mg, Fe, Cl - около 2% K, Na , Cl – проницаемость клеточных мембран, проведение нервного импульса. P, Ca – формирование костной ткани, прочность костей. Ca - обеспечивает свертываемость крови. Fe – входит в состав гемоглобина. Mg - входит в состав хлорофилла у растений, в состав ферментов у животных.
Микроэлементы Содержание около 0,02% Zn входит в состав инсулина – гормона поджелудочной железы, усиливает активность половых желез. Cu обеспечивает рост тканей, входит в состав ферментов. I входит в состав тироксина – гормона щитовидной железы. Zn входит в состав инсулина - гормона поджелудочной железы. F входит в состав эмали зубов. Co входит в состав витамина В12 Mn обеспечивает обмен веществ. B отвечает за процесс роста. Mo отвечает за использование железа, за задержку фтора в организме.
Ультрамакроэлементы Ультрамикроэлементы составляют менее 0,0000001 % в организмах живых существ, к ним относят золото, серебро оказывают бактерицидное воздействие, ртуть подавляет обратное всасывание воды в почечных канальцах, оказывая воздействие на ферменты. Так же к ультрамикроэлементам относят платину и цезий. Некоторые к этой группе относят и селен, при его недостатке развиваются раковые заболевания. Функции ультрамикроэлементов еще мало понятны.
Недостаток макро- и микроэлементов приводит к различным заболеваниям. И чтобы их предотвратить, необходимо употреблять определенные продукты питания. При недостатке кальция развивается остеопороз (мягкость, пористость костей), замедление роста скелета. Необходимо употреблять молочные продукты. При недостатке магния мускульные судороги, потеря жидкости организмом. Продукты: овощи, фасоль, орехи, молоко, фрукты. При недостатке хлора- сухость кожи. Продукты: вода, поваренная соль. При недостатке натрия – головная боль, слабая память, потеря аппетита. Продукты: помидоры, абрикосы, горох, поваренная соль. При недостатке калия –аритмия сердечных сокращений, внезапная смерть при увеличении нагрузок. Продукты – бананы, сухофрукты, картофель, помидоры, кабачки. Фосфор – внешние признаки недостаточности неизвестны. Содержится в рыбе, молочных продуктах, грецких орехах, гречке. При недостатке железа развивается анемия. Необходимо употреблять печень, мясо, зеленые листья овощей. При недостатке фтора – разрушение зубов. Продукты- рыба, вода. При недостатке цинка – повреждения кожи. Продукты – мясо, морские продукты. При недостатке йода развивается зоб. Необходимо употреблять хурму, морепродукты, йодированную соль.
Вода Вода играет уникальную роль как вещество, определяющее возможность существования и саму жизнь всех существ на Земле. О на выполняет роль универсального растворителя, в котором происходят основные биохимические процессы живых организмов. Уникальность воды состоит в том, что она достаточно хорошо растворяет как органические, так и неорганические вещества, обеспечивая высокую скорость протекания химических реакций и в то же время — достаточную сложность образующихся комплексных соединений. Благодаря водородной связи, вода остаётся жидкой в широком диапазоне температур, причём именно в том, который широко представлен на планете Земля в настоящее время.
Содержание воды в разных органах человека
Минеральные соли Кроме воды, в числе неорганических веществ, входящих в состав клетки, нужно назвать соли, представляющие собой ионные соединения. В водном растворе они диссоциируют с образованием катиона металла и аниона кислотного остатка. Для процессов жизнедеятельности клетки наиболее важны Катионы : K, Na, Ca, Mg . Анионы: H 2 PO 4 , Cl , HCO 3 .
Значение солей Концентрация ионов на внешней поверхности клетки отличается от их концентрации на внутренней поверхности. На внешней поверхности клеточной мембраны очень высокая концентрация ионов натрия, а на внутренней поверхности высока концентрация ионов калия. Вследствие этого образуется разность потенциалов между внутренней и внешней поверхностью клеточной мембраны, что обусловливает передачу возбуждения по нерву или мышце. Ионы кальция и магния являются активаторами многих ферментов.
Значение солей От концентрации солей внутри клетки зависят ее буферные свойства. Буферность – это способность клетки поддерживать слабощелочную реакцию на постоянном уровне. Буферность внутри клетки обеспечивается анионами H 2 PO 4 и НРО 4 . Во внеклеточной жидкости и в крови роль буфера играют Н2СО3 и НСО3 . Анионы слабых кислот и слабые щелочи связывают ионы водорода и гидроксид-ионы , благодаря чему реакция внутри клетки не изменяется.
Значение солей Соляная кислота создает кислую среду в желудке, ускоряя переваривание белков пищи. Ионы кальция и фосфора содержатся в костной ткани. Минеральные соли поступают в клетки организма из внешней среды. Избыток солей вместе с водой выводится из организма во внешнюю среду.
Ответьте на вопросы Какие неорганические вещества входят в состав клетки? Сколько процентов воды в среднем содержится в организме человека? Перечислите свойства воды. Назовите функции воды. Что такое буферность ? Какими анионами она поддерживается? Каковы функции катионов калия, натрия, кальция?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация урока "Неорганические вещества, входящие в состав клетки"
Презентация к уроку биологии для 9 класса...
Интегрированный урок по теме "Химический состав клетки. Неорганические вещества и их роль в клетке" 10 класс
Интегрированный урок по теме "Химический состав клетки. Неорганические вещества и их роль в клетке" составлен для учащихся 10 класса (базовый уровень - 1 час в неделю) по программе В.В.Пасечника....
Урок в 9 классе на тему «Химическая организация клетки. Неорганические вещества, входящие в состав клетки».
Тема урока: «Химическая организация клетки. Неорганические вещества, входящие в состав клетки».Цели урока: изучить химический состав клетки, выявить роль неорганических веществ.Задачи...
Конспект открытого урока на тему "!Органические вещества, входящие в состав клетки" (9 класс)
Планируемые результаты: учащиеся углубляют знания о нуклеиновых кислотах и их роли в организме.Личностная значимость изучаемого материала: по ДНК можно определить родственные отношения людей (растений...
Урок "Органические вещества, входящие в состав клетки" 9 класс
Урок "Органические вещества, входящие в состав клетки" 9 класс....
Урок "Неорганические вещества, входящие в состав клетки" 9 класс
Урок "Неорганические вещества, входящие в состав клетки" 9 класс....
Конспект урока по теме "Химический состав клетки. Неорганические вещества"
Урок разработан для учащихся 5 класса с учетом требований ФГОС....