тема урока: Транспортные системы организма.
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме

Зайцева Наталья Станиславовна

подробный конспект урока с предложенными заданиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon transportnye_sistemy_organizma.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

                                                           Учитель биологии и химии

                                                        МБОУ» Гатчинская школа-интернат СОО»

                                                                                                          Н.С. Зайцева

Тема урока: Транспортные системы организма.

Цель урока: изучить строение кровеносной и лимфатической систем.

Задачи урока: 1.повторить ранее полученные знания; 2.сформировать у учащихся анатомо-физиологические понятия о строении и работе органов кровообращения; 3.развивать коммуникативные навыки; 4.систематизировать знания учащихся.

Ход урока.

  1. Проверка ранее полученных знаний:

А) 3 человека за первой партой работают с тестом по теме «Кровь»

           1.кровь-это:

а) эпителиальная ткань

б) мышечная ткань

в) соединительная ткань

г) нервная ткань

2.кровь состоит из:

а) плазмы, эритроцитов, лейкоцитов

б) эритроцитов, тромбоцитов, лейкоцитов

в) тромбоцитов, плазмы, эритроцитов

г) плазмы, эритроцитов, тромбоцитов, лейкоцитов

3.эритроциты - это:

а) белые клетки крови

б) непостоянной формы

в ) красные клетки крови

г) клетки участвующие в фагоцитозе

4.свертывание крови - это:

а) процесс поглощения чужеродных тел

б) приспособления организма, предохраняющее от потери крови

в) защитная реакция организма от инфекций

г) способность предохранения организма от воспаления

5.лейкоциты:

а) участвуют в переносе кислорода

б) участвуют в процессе фагоцитоза

в) способствуют  возникновению малокровия

г) участвуют в образовании тромба

6.тромбоциты участвуют:

а) в переносе кислорода

б) в процессе свертывания крови

в) в обеспечении кислородом

г) в переносе углекислого газа        

7.в состав плазмы входит:

а) вода, минеральные соли, органические и неорганические

б) вода, белки, углеводы, минеральные соли, неорганические вещества

в) белки, жиры, вода, неорганические вещества

г) минеральные соли, вода, белки, жиры, углеводы

8.донор - человек:

а) принимает чужую кровь

б) отдает свою кровь

в) которому  ввели лечебную сыворотку

г) которому сделали прививку

С остальными учащимися учитель проводит фронтальный опрос.

вопросы:

1.сколько крови содержится в организме взрослого человека?

2.что входит в состав крови?

3.почему кровь человека имеет красную окраску?

4.какую функцию выполняют эритроциты?

5.что такое иммунитет?

6.как вы понимаете, что такое физиологический раствор?

7.почему кровь на вкус соленая?

8.какая группа крови является универсальной и почему?

9.что такое резус-фактор?

10.какую функцию выполняют тромбоциты?

           12.назовите кровяное депо.

По мере окончания беседы с классом собрать выполненные тестовые задания

2.изложение нового материала.

Рассказ учителя: к транспортной системе относят 1)кровеносную систему; 2) лимфатическую систему.

Запись на доске:

Транспортная система

                            Кровеносная                           Лимфатическая

Учитель сообщает учащимся: кровеносная система включает  сердце и кровеносные сосуды-артерии, вены, капилляры.

Запись на доске:

Кровеносная система

                              Сердце                                   кровеносные сосуды

                                                                   Вены      артерии    капилляры

Учитель: открываем страницу 102 ученика, самостоятельно читаем раздел « органы кровеносной системы» и заполняем таблицу в тетради:

Таблица: функции кровеносных сосудов.

Виды кровеносных сосудов

Функции кровеносных сосудов

1.артерии

2.вены

3.капилляры

Учитель вызывает ребят для проверки заполнения таблицы.

Учитель подвел учащихся к выводу, что кровь в организме человека движется только по сосудам.

Запись в тетрадь: кровеносная система, в которой движение крови осуществляется только по сосудам, называется замкнутой.

Учитель: второй транспортной системой организма является лимфатическая система.

К ней относятся лимфатические капилляры, лимфатические узлы ,лимфатические сосуды.

Запись на доске для занесения учащимися в тетрадь:

Лимфатическая система

Лимфатические капилляры    лимфатические сосуды    лимфатические

узлы

учитель, рассказывает какие функции, выполняют составляющие единицы лимфатическую систему.

Как устроены кровеносные и лимфатические сосуды?

Стенка сосудов кроме капилляров кровеносной и лимфатической системы состоит из 3-х слоев:

  1. Наружный - образован соединительной тканью;
  2. средний - образован гладкой мышечной тканью;

3 .внутренний - образован однослойным эпителием.

Внутренний слой сосудов образует кармановидные клапаны, которые препятствуют обратному току крови ( рис.105 стр.104) учебника

Далее учитель проводит контроль усвоенных знаний на уроке.

На листочке подписываем фамилию и вертикально проставляем нумерацию от 1 до 5.

Задание: если изречение верно напротив  цифры ставим « +», если изречение неверно напротив цифры ставим «-«.

Изречения для биологического диктанта:

1.артерии- это сосуды, по которым кровь течет от сердца;

2.обратному току крови по сосудам препятствуют кармановидные клапаны;

3.самые мелкие кровеносные сосуды-артерии;

4.кровеноная система человека -замкнутая;

5.стенка артерий состоит из 2-х слоев.

Домашнее задание: параграф учебника №20, ответы на вопросы 1-3.

                                               

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по биологии 8 класс. тема "Транспортные системы организма"

Урок  "Транспортные системы организма" является комбинированным( проблемным). Основные задачи урока усвоение , запоминание и систематизация знаний учащихся. Формирование анатомических понятий, на...

Методическая разработка конспекта урока "Транспортные системы организма"

Методическая разработка конспекта урока "Транспортные системы организма" составлена с учетом требований при переходе на ФГОС, где центральное место занимает системно-деятельностный подход....

План - конспект урока биологии в 8 классе по теме "Транспортные системы организма. Круги кровообращения"

Конспект урока биологии включает в себя приёмы технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Тип урока- изучение нового материала.Цель урока: изучить особенности строения  кров...

урок биологии 8 класса тема"Транспортные системы организма"

На данном уроке учащиеся изучаютстроение и функции  кровеносной и лимфотической систем....

презентация к уроку "Транспортные системы организма"

Презентация к уроку  "Транспортные системы организма" помогает сделать более наглядным и доступным материал урока....

Презентация к теме "Транспортные системы организма. Круги кровообращения".

Презентация к уроку  "Транспортные системы организма. Круги кровообращения"....

Презентация по биологии на тему "Транспортные системы организма" (8 класс)

Транспортные системы организма: кровеносная, лимфатическая....