рабочая прграмма по биологи 8 класс
рабочая программа по биологии (8 класс) по теме

Вартанова Алёна Алексеевна

программа по линии пасечника учебник Беляев, Маш

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_8_klass.docx30.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5» с углубленным изучением отдельных предметов им. А.М.Дубинного города Пятигорска

«Рассмотрено»

Руководитель МО

_________________________

ФИО

«__»______________2012г.

«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР МБОУ «СОШ №5»

___________________________

ФИО

 

«__»____________2012г.

«Утверждаю»

Руководитель МБОУ «СОШ №5»

____________________________

ФИО

  «__»______________2012г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учителя  

 второй квалификационной категории

Вартановой Алёны  Алексеевны

 

по биологии

8 класс.                                          

ПЯТИГОРСК

2012 – 2013     учебный год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного  общего образования. Также использованы Программы для общеобразовательных учреждений и лицеев и гимназий. Биология. 6 – 11 классы - М., Дрофа, 2010, (авт. Пасечник В.В. и др.), полностью отражающих содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся.

Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.

В 8-м классе получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяет осознать учащимися единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль, и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, укрепляющих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек – важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене.

Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека;
  2. овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием  собственного организма, биологические эксперименты;
  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  4. воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
  5. иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Результаты изучения курса «Биология»  в 8 классе полностью соответствуют стандарту. Требования направлены на  реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими  ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны  с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.

        Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках рассматривается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрывается предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов человека, вводятся сведения о нервной и гуморальной регуляции деятельности организма человека, их связи, об обмене веществ, об анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматривается индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.

Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.

Колесов Д.В., Маш Р.Д.Беляев И.Н. Биология. Человек. 8 кл.: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» 8 класс. – М.: Дрофа, 2010. – 96 с.

Рабочая программа ориентирована на учебник:

  1. Колесов Д.В., Маш Р.Д. Биология. Человек. 8 кл. – М.: Дрофа, 2010.-336 с.. (Гриф: Рекомендовано МО РФ)

Содержание тем учебного курса

Введение(2ч.)

Биосоциальная природа человека , науки изучающие человека. Становление наук о человеке.

Происхождение человека(3ч.)

Систематическое положение человека. Историческое прошлое людей. Расы  человека.

Строение организма(4ч.)

Общий обзор организма человека. Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальная, соединительная. Нервная ткань. Рефлекторная регуляция.

Опорно-двигательная система(7ч.)

Значение опорно-двигательной системы. Строение костей. Скелет человека.

Соединение костей. Строение мышц. Обзор мышц человека. Работа скелетных мышц и их регуляция. Осанка .Предупреждение плоскостопия. Первая помощь при ушибах переломах костей  и вывихах суставов.

Внутренняя среда организма(3ч.)

Кровь и остальные  компоненты внутренней среды организма. Борьба организма с инфекцией. Иммунология на службе человека.

Кровеносная и лимфатическая система(6ч.)

Транспортные системы организма. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения. Гигиена  сердечнососудистой системы. Первая помощь  при заболеваниях сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.

Дыхание(4ч.)

Значение дыхания .Органы дыхательной системы. Лёгкие .Легочное и тканевое дыхание. Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Функциональные возможности дыхательной системы. Болезни и травмы органов дыхания.

Пищеварение(6ч.)

Питание и пищеварение. Пищеварение в ротовой  полости. 32.Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Всасывание. Барьерная роль печени. Регуляция пищеварения. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций.

Обмен веществ и энергии(3ч.)

Обмен веществ и энергии - основное свойство всех живых существ. Витамины.

Энергозатраты человека и пищевой рацион.

Покровные органы. Терморегуляция. Выделение(4ч.)

Кожа – наружный покровный орган. Уход за кожей .Гигиена одежды, обуви. Болезни кожи. Терморегуляция организма. Закаливание. Выделение.

Нервная система(4ч.)

Значение нервной системы. Строение нервной системы. Спинной мозг. Строение головного мозга. Функции продолговатого , среднего мозга ,моста и мозжечка. Соматический  и автономный (вегетативный ) отделы нервной системы.

Анализаторы. Органы чувств(4ч.)

Анализаторы. Зрительный анализатор. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней. Органы  слуха ,равновесия ,обоняния и вкуса,  кожно - мышечной чувствительности.

Высшая нервная деятельность. Поведение . Психика(5ч.)

Вклад отечественных ученых в разработку учения о ВНД. Врожденные и приобретённые программы поведения. Особенности ВНД человека. Речь и сознание. Познавательные процессы. Воля ,эмоции ,внимание. Обобщение по теме «ВНД. Поведение , психика».

Эндокринная система(2ч.)

Роль эндокринной регуляции. Функции желез внутренней секреции.

Индивидуальное развитие организма(9ч.)

Жизненные циклы. Размножение. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Наследственные и врожденные заболевания. Болезни ,передающиеся половым путём. Развитие  ребёнка после рождения .становление ,интересы , склонности , способности. Адаптация человека к природной   и социальной среде. Обобщение изученного.Обмен веществ – основное свойство жизни. Гомеостаз. Поддержание здорового образа жизни. 

Учебно-тематический план

 Биология. 8 класс

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Контрольные работы

Лабораторные работы

1.

Введение

2

2.

Происхождение человека

3

3.

Строение организма

5

К.р.№1 «Обзор систем органов тела человека, строение и состав клетки»

Л.р.№ 1.

« Измерение массы и роста своего организма».Л\р №2 «Ткани»

4.

Опорно-двигательная система

7

Лаб.р.№ 3. «Изучение внешнего вида отдельных костей. Микроскопическое строение кости».

Лаб.р.№ 4. «Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц»

5.

Внутренняя среда организма

3

Лаб.р.№ 5. «Изучение микроскопического строения крови» (микропрепараты крови человека и лягушки).

6.

Кровеносная и лимфатическая система

7

К.р.№2 «Кровь и кровообращение»

Лаб.р. № 6. «Изменения в тканях при перетяжках , затрудняющих кровообращение»

Лаб.р.№ 7. «Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке».

Лаб.р.№ 8. «Измерение кровяного давления».

Лаб.р.№ 9. «Изучение приемов остановки капиллярного артериального и венозного кровотечений».

7.

Дыхание

4

Лабор.р.№ 10. «Определение частоты дыхания»;

Лабор.р.№ 11. «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха»  

8.

Пищеварение

6

Лаб.р.№ 12. «Изучение действия слюны на крахмал, желудочного сока на белки».

9.

Обмен веществ и энергии.

4

К.р.№3 «Пищеварительная система, дыхательная система»

Лаб.р.№ 13. «Установление зависимости между дозированной нагрузкой и уровнем энергетического обмена»;

Лаб.р.№ 14. «Определение норм рационального питания».

10.

Покровные органы. Терморегуляция. Выделение.

4

11.

Нервная система.

4

12.

Анализаторы. Органы чувств.

5

К.р.№4 «Выделительная и нервная системы, органы чувств».

Лаб.р.№ 15. «.Функции палочек и колбочек, особенности центрального и периферического зрения. Изучение изменения размера зрачка

13.

Высшая нервная деятельность. Поведение .Психика.

5

Лаб.р.№ 16. «Измерение числа колебаний образа усеченной  пирамиды в различных условиях».

14.

Эндокринная система.

2

15.

Индивидуальное развитие организма.

7

Всего часов

68

4

16

Требования к уровню подготовки  учащихся 8-го класса:

Знать/ понимать:

  1. Признаки сходства и отличия человека и животных;
  2. Сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питание, дыхание, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма;
  3. Особенности  организма человека: его строения. Жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения.  

Уметь:

  1. Объяснять: роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика, значение различных организмов в жизни человека, место и роль человека в природе. зависимость здоровья от состояния окружающей среды, причины наследственных заболеваний и снижение иммунитета у человека, роль гормонов и витаминов в организме, влияние вредных привычек на здоровье человека;
  2. Изучать: самого себя и процессы жизнедеятельности человека, ставить биологические эксперименты, объяснять результаты опытов.
  3. Распознавать и описывать: на таблицах основные органы и системы органов человека;
  4. Выявлять:  взаимосвязь загрязнения окружающей среды и здоровья человека, взаимодействие систем и органов организма человека;
  5. Сравнивать:   человека и млекопитающих и делать соответствующие выводы;
  6. Определять: принадлежность человека к к определенной систематической группе;
  7. Анализировать и оценивать: воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека;
  8. Проводить самостоятельный поиск биологической информации: в тексте учебника, биологических словарях и справочниках, терминов, в электронных изданиях и Интернет-ресурсах.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:    

  1. Соблюдения мер профилактики заболеваний; травматизма; стрессов; ВИЧ-инфекции; вредных привычек; нарушения осанки, зрения, слуха;
  2. Оказания  первой медицинской помощи при отравлении; укусах животных; простудных заболеваниях; ожогах, травмах, кровотечениях; спасении утопающего;
  3. Рациональной организации труда и отдыха, соблюдение правил поведения в окружающей среде;
  4. Проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Перечень учебно-методического обеспечения

  1. Колесов Д.В. Биология. Человек: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учеб. завед.- 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2002.-336с.
  2. Бруновт Е.П, Малахова Г.Я., Соколова Е.А. Уроки анатомии, физиологии и гигиены человека. - М.: Просвещение, 2000.
  3. Анисимова В.С.,  Бруновт Е.П, Реброва Л.В. Самостоятельные работы учащихся по анатомии, физиологии и гигиене человека. - М.: Просвещение, 2003.
  4. Воронин  Л.Г., Маш Р.Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека.- М.: Просвещение, 2003.
  5. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Гигиена и здоровье школьника.- М.: Просвещение, 1998.
  6. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. В семье сын и дочь.- М.: Просвещение, 2005.
  7. Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека.- М.: Просвещение, 1993.

Мультимедийные пособия

1.Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. Кирилл и Мефодий, 19992003 гг. Авторы академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В.Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова.
2.Единый государственный экзамен 2010. Тренажер по биологии. Пособие к экзамену.- В.М. Авторы - Арбесман, И.В. Копылов. ООО Меридиан
3.Открытая Биология 2.5 ООО Физикон, 2003 г. Автор Д.И. Мамонтов / Под ред. к.б.н.А.В. Маталина.
4.Открытая Биология 2.6. Издательство Новый диск, 2005.
5.1С: Репетитор. Биология. ЗАО 1 С, 19982002 гг. Авторы к.б.н. А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчикова
                                                 Интернет-ресурсы:

www.bio.1september.ru
www.bio.nature.ru
www.edios.ru
www.km.ru/educftion


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая прграмма по биологии 7 класс

Рабочая прграмма по биологии 7 класс по линии Пасечника...

рабочая прграмма по биологии 9 класс

рабочая прграмма по биологии 9 класс  по линии Пасечника...

рабочая прграмма по биологии 10 класс (68 часов)

рабочая прграмма по биологии 10 класс (68 часов)  по линии Понамаревой...

рабочая прграмма по биологии 11 класс

рабочая прграмма по биологии 11 класс  по линии Понамаревой...

рабочая прграмма по биологии 6 класс

программа предназначена для преподавания биологии в 6-х классах 2 часа в неделю 70 часов в год...

рабочая прграмма по биологии 7 класс

программа предназначена для преподавания биологии в 7-х классах 2 часа в неделю 70 часов в годсоответствующая всем стандартам...

рабочая прграмма по биологи 8 класс

к учебнику Беляев, Маш, линия Пасечника...