Пояснительная записка . Неживая природа 6 класс
календарно-тематическое планирование по биологии (6 класс) по теме

 Елена Владимировна Савенко

В пояснительной записке раскрыты: цель учебного курса, задачи, педагогические условия и средства реализации стандарта. Раскрыты основные методы и формы обучения, формы организации учебного процесса,коррекционно-развивающие задания; тематическое планирование и основное содержание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiskabiologiya_6_klass.docx38.69 КБ

Предварительный просмотр:

            ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ    ЗАПИСКА

    Рабочая учебная программа курса биологии 6 класса ориентирована на использование УМК под редакцией А.И. Никишова, составлена в  соответствии  с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования , на основе примерной программы по предмету «Биология. Неживая природа» допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в специальных коррекционных учреждениях 8 вида на 2010 – 2012 год.

    Рабочая учебная программа дает распределение учебных часов по разделам курса «Биология. Неживая природа»   и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов по неживой природе с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных и психологических особенностей учащихся. В рабочей учебной программе представлены содержание  материала по биологии, требования к обязательному и возможному уровню подготовки обучающегося, типы уроков, методы обучения, формы и методы контроля, определен перечень целей и задач, тем, экскурсий, УМК.

   Федеральным базисным планом для специальных коррекционных учреждений 8 вида на прохождение курса «Биология. Неживая природа» отводится  68 часов из расчета 2 часа в неделю. Срок реализации 1 год.

Цель: Познакомить учащихся с нарушением интеллекта 6 класса с основными элементами  неживой природы: водой, воздухом, полезными ископаемыми, почвой.

Задачи:

  1. Сформировать элементарные знания о неживой природе: о воде, воздухе, полезных ископаемых, почве.
  2. Дать сведения о свойствах воды, о температуре воды, ее измерении, о растворимых и нерастворимых веществах, растворах; познакомить с тем, где и как учитываются и используются свойства воды.
  3. Познакомить с основными сведениями о физических свойствах воздуха и его составе (кислород, углекислый газ, азот), рассмотреть использование этих свойств в быту и технике.
  4. Ознакомить учащихся с внешним видом, основными свойствами, применением в народном хозяйстве полезных ископаемых.
  5. Познакомить учащихся с составом почвы, с минеральной и органической частью почвы, с различием по цвету и по механическому составу для определения их типа, с водными свойствами песчаных и глинистых почв, обработкой почвы .
  6. Учить проводить несложные опыты под руководством учителя.

    В ходе преподавания «Биологии. Неживая природа» проводится работа над  развитием познавательной деятельности , по формированию  у учащихся перечисленных в программе ЗУН, следует обращать внимание на разностороннее развитие личности учащихся, обеспечивать гражданское, нравственное , эстетическое воспитание.

Педагогические условия и средства реализации стандарта

Форма : урок

Типы уроков

Название

Структура

Вид учебных занятий

1

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Подготовка учащихся к усвоению изучения нового материала. Первичная проверка усвоенных знаний. Контроль и самопроверка знаний. Подведение итогов урока. Информация о домашнем задании.

Рассказ.

Исследовательская работа.

Учебный практикум

2

Урок закрепления знаний

Актуализация опорных знаний. Определение границ (возможностей) применения этих знаний. Пробное применение знаний. Упражнения по образцу ив сходных условиях с целью выработки умений и безошибочного применения знаний. Упражнения с переносом знаний в новые условия

Практикум

3

Урок комплексного применения ЗУН учащимися

Актуализация ЗУН необходимых для творческого применения этих знаний. Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности. Усвоение образца комплексного применения знаний, умений , навыков. Применения обобщения ЗУН в новых условиях. Контроль и самоконтроль ЗУН.

Практическая работа

Работа в группах

4

Урок обобщения и систематизации знаний

Подготовка учащихся: сообщение темы (проблемы) вопросов, литературы. Вооружение учащихся во время обобщающей деятельности необходимым материалом, картами, справочниками, атласами, наглядными пособиями, схемами, слайдами.

Игра

Путешествие

5

Комбинированный урок

Организационный этап

Этап проверки домашнего задания.

Этап всесторонней проверки знаний.

Этап подготовки учащихся  к активному сознательному усвоению нового материала.

Этап усвоения новых знаний.

Этап информации учащихся о домашнем задании

         

 Методы обучения

 Словесные                                            Исследовательские

Наглядные

Практические

Методы проблемного обучения

Этапы учебного процесса

Методы обучения

Этапы усвоения знаний учащимися

Подготовка к изучению нового материала

Повторение: фронтальная беседа, устный опрос, диктант, тестирование

Актуализация опорных знаний, мотивация изучения нового материала

Изучение нового материала

1 уровень – словесные методы, объяснительно-иллюстративный, беседа.

2 уровень – самостоятельная работа с учебником, частично-поисковые методы.

3 уровень – проблемный, исследовательский, самостоятельная работа

Восприятие , осмысление. Первичное закрепление, непроизвольное запоминание

Закрепление знаний и способов деятельности

1 уровень – репродуктивные методы, наглядные методы, метод классификации и конкретизации изученного, текущий контроль

Первичное обобщение, произвольное запоминание

Применение знаний и способов деятельности

Применение теории в сходных ситуациях, практические и игровые методы, текущий контроль

Первичная систематизация знаний и способов деятельности, их перенос и применение в новых условиях

Обобщение и систематизация изученного

Методы обобщения и систематизации: словесные , наглядные, игровые, практические, обобщающие ; межпредметные уроки, индивидуальная коррекция результатов.

Обобщение знаний и способов деятельности, включение их в систему

Ведущие методы, формы обучения:

  1. Передача информации от учителя к ученику   -  устное изложение материала: рассказ, беседа, лекция, объяснение, пояснения. Это позволяет раскрыть основные теоретические положения и ключевые понятия содержания программы.
  2. Слово  учителя в  сочетании  со зрительным рядом -  демонстрация картин, таблиц, слайдов, фильмов, видеоматериалов, натуральных объектов, муляжей, коллекций, макетов, гербарий, карт, атласов, влажных препаратов, объемных моделей – оказывает эмоционально-эстетическое воздействие на учащихся, создает определенный настрой, мотивирующий школьников к дальнейшей познавательной деятельности.
  3. Организация практических работ учащихся под руководством учителя: выполнение самостоятельных и практических работ позволит закрепить полученный материал.
  4. Организация и проведение экскурсий: в природу, в школьный музей, в районный краеведческий музей.
  5. Организация и проведение наблюдений: за погодой по месяцам, сезонным изменениям в природе и труде человека.

Формы организации учебного процесса:

Фронтальные

Групповые

Индивидуальные

  Формы  работы должны варьироваться в зависимости от темы, от способностей и возможностей учащихся:

  1. словарные диктанты;
  2. работа по индивидуальным карточкам;
  3. цифровые диктанты;
  4. коллективные рассказы;
  5. работы по опорным схемам;
  6. ребусы, загадки, кроссворды, анограммы.

         Коррекционно-развивающие задания:

  1. Развитие аналитико-синтетической деятельности (составь целое из частей, найти отсутствующую часть, определить по характерным признакам предмет или явление).
  2. Развитие зрительно-мыслительных операций (найди 10 предметов на картине, найди 6 отличий).
  3. Словарная работа ( терминология).
  4. Развитие слухового и зрительного восприятия ( работа по схемам, опорным карточкам, по плану, по таблицам, по словарным словам и иллюстрациям, игра «Чего не стало?»).
  5. Развитие памяти ( Игры «Кто больше запомнит», «Кто больше знает»)
  6. Развитие связной речи ( рассказ по  образцу, плану, описанию, объяснению, по наводящим вопросам, игра «Учимся задавать вопросы»).

  Для осуществления учебного процесса использую элементы следующих педагогических технологий.

Технологии:

  1. Традиционное обучение
  2. Игровые технологии
  3. КСО ( работа в парах, в группах и т. д.);
  4. Дифференцированное и индивидуальное обучение
  5. Здоровье - сберегающие технологии

     Принципы обучения

Научности                                                                      Индивидуальный подход

Связи теории с практикой                                         Доступность

Системности                                                                  Прочность усвоения знаний

Сознательности и активности в обучении

 Формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения

  1. Устные ответы
  2. Самостоятельная работа
  3. Работа по карте
  4. Фронтальный опрос
  5. Дифференцированный опрос
  6. Индивидуальный опрос

Обоснованность выбора УМК для реализации учебной программы.

  Учебно-методический комплект под редакцией А.И.Никишова   для 6 класса рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации, соответствует обязательному минимуму содержания курса «Биологии. Неживая природа» специального коррекционного образования для учреждений  8 вида. Учебник содержит необходимый теоретический материал. В данном УМК имеются задания для выполнения практических работ, повторения, обобщения по разделам.

  В данный УМК входит : учебник.

   Срок реализации 1 год.

Тематическое планирование

Тема

Кол часов

В том числе на экскурсии

1

1.1

1.2

1.3

Общее знакомство с природой

Неживая и живая природа

Твердые тела, жидкости и газы

Для чего изучают природу

3

1

1

1

2

2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

2.6

2.7

2.8

2.9

2.10

2.11

2.12

2.13

2.14

2.15

2.16

2.17

Вода

Вода в природе

Вода-жидкость

Температура воды

Изменение уровня воды при нагревании и охлаждении

Изменение состояния воды при замерзании

Лед – твердое тело

Превращение воды в пар

Кипение воды

Три состояния воды в природе

Вода –растворитель

Водные растворы и их использование

Водные растворы в природе

Нерастворимые в воде вещества

Чистая и мутная вода

Питьевая вода

Использование воды в быту

Что мы узнали о воде

17

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

3

3.1

3.2

3.3

3.4

3.5

3.6

3.7

3.8

3.9

3.10

3.11

3.12

3.13

3.14

3.15

Воздух

Воздух в природе

Воздух занимает место

Воздух сжимаем и упруг

Воздух- плохой проводник тепла

Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении

Теплый воздух легче холодного

Движение воздуха в природе

Состав воздуха

Кислород

Углекислый газ

Применение углекислого газа

Значение воздуха

Чистый и загрязненный воздух

Охрана воздуха

Что мы узнали о воздухе

15

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

4

4.1

4.2

4.3

4.4

4.5

4.6

4.7

4.8

4.9

4.10

4.11

4.12

4.13

4.14

4.15

4.16

4.17

4.18

4.19

4.20

4.21

Полезные ископаемые

Что такое полезные ископаемые

Полезные ископаемые ,используемые в строительстве

Гранит

Известняки

Песок и глина

Горючие полезные ископаемые

Торф

Каменный уголь

Нефть

Природный газ

Полезные ископаемые, из которых получают минеральные удобрения

Калийная соль

Фосфориты

Полезные ископаемые, применяемые для получения металлов

Железные руды

Черные металлы. Чугун

Сталь

Медная и алюминиевая руда

Алюминий

Медь и олово

Что мы узнали о полезных ископаемых

21

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

5

5.1

5.2

5.3

5.4

5.5

5.6

5.7

5.8

5.9

5.10

5.11

5.12

Почва

Что называют почвой

Состав почвы

Перегной

Песок и глина в почве

Минеральные соли в почве

Различие почв по их составу

Как проходит вода в разные почвы

Испарение воды из почвы

Весенняя обработка почвы

Осенняя обработка почвы

Охрана почв

Что мы узнали о почве

12

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

  Основное содержание

  1. Введение  (4 часа)
  2. Вода  (15 часов)
  3. Воздух (15 часов)
  4. Полезные ископаемые (20 часов)
  5. Почва (10 часов)

      В 6 классе учащиеся будут наблюдать за сезонными изменениями в природе во время экскурсий, планируется провести 3 экскурсии в течение года.

Тема экскурсии

Цели экскурсии

Объект экскурсии

Сроки

Время проведения

Инструктаж

1

Водоемы ближайшего окружения

1.Познакомить учащихся ближайшим водоемом

2. Воспитывать познавательную активность с помощью наводящих вопросов

Залив Терпения

сентябрь

20 мин

Инструкция №15 «По организации и проведению туристических походов, экспедиций и экскурсий с учащимися и воспитанниками» от 12. 08. 2003

2

Почва

1.Познакомить учащихся с почвенными обнажениями

2. Воспитывать умение работать в группе

Берег реки Черной

апрель

30 мин.

Инструкция №15 «По организации и проведению туристических походов, экспедиций и экскурсий с учащимися и воспитанниками» от 12. 08. 2003

3

Песчаная и глинистая почва

  1. Учить учащихся различать почвы
  2. Воспитывать навык работы в парах

Пришкольный участок

Май

30 мин

Инструкция №15 «По организации и проведению туристических походов, экспедиций и экскурсий с учащимися и воспитанниками» от 12. 08. 2003

  Практические работы

  1. Определение текучести воды
  2. Измерение температуры питьевой холодной воды, горячей и теплой воды
  3. Движение воздуха из теплой комнаты в холодную и холодного в теплую
  4. Наблюдение за отклонением пламени свечи
  5. Распознавание черных и цветных металлов по образцам и различным изделиям из этих металлов
  6. Различие песчаных и глинистых почв
  7. Обработка почвы на пришкольном участке

Требования к уровню подготовки учащихся:

В результате изучения биологии ученик должен знать:

-  отличительные признаки твердых тел, жидкостей, газообразных тел;

- отличительные признаки газообразных тел;

-свойства воздуха (расширение, сжатие, теплопроводность, упругость).

- отличительные признаки полезных ископаемых;

-группы изученных полезных ископаемых.

- отличительные признаки песчаной, глинистой и черноземной почв

Уметь:

- обращаться с простым лабораторным оборудованием;

- определять температуру воды.

- определять полезные ископаемые по внешнему виду.

- проводить несложные опыты.

- проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке.

.

Проверка знаний и умений учащихся

                   Оценка устных ответов.

- Отметка «5» - полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника; четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий; верно использованы научные термины; для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов, ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.

- Отметка «4» - раскрыто основное содержание материала, в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины; ответ самостоятельный  ; определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.

 - Отметка «3» -  усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно; определения понятий недостаточно четкие ; не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении; допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.

- Отметка «2» - основное содержание учебного материала не раскрыто; не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя, грубые ошибки в определении понятий при использовании терминологии.

- отметка «1» - ответ отсутствует

         Итоговая оценка  знаний и умений учащихся

  1. За учебную четверть и за год знания и умения учащихся оцениваются одним баллом.
  2. При выставлении итоговой оценки учитывается уровень знаний и овладение практическими навыками.
  3. Основанием для выставления итоговой оценки служат: результаты наблюдений учителя за повседневной работой ученика, устного опроса.

Список литературы

   Учебно – методический комплект для учащихся:

  1. Учебник «Биология. Неживая природа »  А.И.Никишов                              

Учебно – методический комплект для учителя:

1.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида. Сборник №1. Под редакцией В.В.Воронковой, М. ВЛАДОС  2010 г

  1. Современный урок в специальном (коррекционном) образовательном учреждении  VIII вида. Ю-С 2006
  2. Изучаем «Окружающий мир» с увлечением. Методическое пособие. М. 2007
  3. Т.М. Лифанова «Дидактические игры на уроках естествознания». Методические рекомендации.

                              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка 10-11 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.   Данная рабочая программа разработанна на основе комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов, авторы: доктор педагогических наук В.И. Лях, канд...

Пояснительная записка 5-9 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.      Данная рабочая программа разработанна на основе комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов, авторы: доктор педагогических н...

Пояснительная записка математика 11 класс

Пояснительная записка к рабочей программе по математике 11 класс, алгебра- Мордкович, геометрия -Атанасян....

пояснительная записка для 5 класса ФГОС

Пояснительная записка рабочей программы учебного предмета "Физическая культура" для 5 класса разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.В объёме 105 часов, и...

Тематическое планирование с пояснительной запиской для 7 класса по литературе

Материалы предназначены доя ведения курса литературы по программе "Школа 2100" (учебник Бунеевых)...