Урок по теме "прокариоты"
методическая разработка по биологии по теме
Данный урок по биологии проводится в группах, обучающихся в учреждениях СПО по специальности "технология продукции общественного питания". Материал урока включает как общие сведения о прокариотах, предусмотренные программой по общей биологии, так и профессионально значимые, касающиеся значения бактерий в питании человека. На уроке используются разнообразные методы обучения, но преобладающим является групповой учебный проект и коллективная деятельность обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_razrabotka_uroka_-.doc | 958.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГОУ СПО «Аграрный техникум р.п. Сапожок» имени Д.М.Гармаш
План-конспект
открытого урока
по биологии
«Прокариоты»
18.11.2010г
Группа 32 (1 курс, специальность «повар»)
Разработала и провела:
преподаватель биологии
Шилкина И. В.
Сапожок 2010
Тема урока: ПрокариотыТип урока: формирования новых знаний
Вид урока: комбинированный урок с использованием учебного проекта и элементов игры-соревнования
Методическая цель урока: активизация познавательной самостоятельности обучающихся в приобретении профессионально значимых знаний путем использования деятельностного подхода в обучении (метода учебного проекта)
Цели урока:
- образовательная: сформировать представления обучающихся о двух уровнях клеточной организации живой природы, познакомить их с особенностями строения прокариот, показать многообразие бактерий и их роль в природе и жизни человека
- развивающая: развитие самостоятельности и активности в познании объектов и явлений органического мира, формирование навыков работы с различными источниками информации, умения выделять главное, сравнивать, анализировать
- воспитательная: формирование ответственности, аккуратности, а также социальной коммуникации.
Методы обучения: фронтальный опрос, объяснительно-иллюстративный рассказ, репродуктивный метод, самостоятельная работа, учебный проект
Оборудование:
- Названия органоидов эукариотической и прокариотической клеток
- Раздаточный дидактический материал (на столах):
- рисунок «Строение бактериальной клетки»
- таблица «Строение эукариотической и прокариотической клеток»
- «Виды бактерий»
- Настенный плакат «Строение бактерии и сине-зеленой водоросли»
- Плакаты - стенгазеты «Нормальная микрофлора человека», «Продукты питания, приготовленные с использованием бактерий», «Бактерии, вызывающие пищевые заболевания» (подготовленные обучающимися)
- Сведения о бактериях для творческого задания («молочнокислый стрептококк», «кишечная палочка», «золотистый стафилококк»)
- Листы бумаги, карандаши, фломастеры для выполнения творческого задания
- Тесты для домашнего задания
Х О Д У Р О К А
1 Оргмомент
Приветствие. Проверка присутствующих. Настрой на рабочий лад.
2. Повторение ранее изученного с направленностью на новый материал.
Преп.: Ребята, на прошлых уроках мы изучали с вами строение растительной и животной клеток, говорили об органоидах клетки.
Сейчас я буду зачитывать вам описание или назначение органоида в клетке, а вы называйте его.
(Названия органоидов прикрепляются в столбик на доску)
- Отграничивает внутреннее содержимое клетки от внешней среды.
клеточная оболочка
- Внутренняя полужидкая среда клетки
цитоплазма
- Система полостей и трубочек, участвующая в транспорте различных веществ и синтезе белков
эндоплазматическая сеть
- Округлые органоиды, состоящие из двух субъединиц, осуществляющие синтез белков
рибосомы
- Двухмембранные органоиды, являющиеся «силовыми станциями» клеток
митохондрии
- Органоид, состоящий из сложенных стопкой плоских полостей, участвующий в хранении и выведении веществ
аппарат Гольджи
- Органоиды, присущие только растительным клеткам, придающие им окраску и выполняющие важнейшие разнообразные функции
пластиды
- Непостоянные структуры цитоплазмы, в которых содержаться запасные вещества
включения
- Разнообразные выросты (жгутики, реснички), помогающие клетке передвигаться
органоиды движения
- Важный центр клетки, в котором храниться вся наследственная информация клетки
ядро
- То, чем ядро отделено от клетки
ядерная оболочка
- Внутренняя среда ядра
ядерный сок
- Длинные и тонкие нити ДНК, в которых в виде триплетов нуклеотидов записана информация о строении белков клетки
хромосомы
- Округлые тела, в которых синтезируются рибосомы
ядрышки
Молодцы. Вы показали хорошие знания
3. Изучение нового материала
Актуализация приобретаемых знаний
Преп.: Итак, ребята, мы вспомнили с вами строение клеток растений и животных.
Но наш сегодняшний урок посвящен другим, совершенно удивительным созданиям.
- Именно с них начинается история развития жизни на Земле
- Более того, почти 2 миллиарда лет они господствовали на нашей планете
- Да и сейчас они неплохо освоились в современных условиях
- Французский ученый 19 века Луи Пастер (именно он придумал пастеризацию) сказал о них: «…этим бесконечно малым существам принадлежит бесконечно большая роль в природе»
- Человек использует их в производстве масла, сыра, различных кисломолочных продуктов, квашеной капусты и других продуктов
- Эти организмы помогают очищать загрязненную воду
- И в то же время они вызывают опаснейшие заболевания – дизентерию, брюшной тиф, сальмонеллез и другие
Вы, наверное, догадались, о каких организмах идет речь?
Обуч. : О бактериях
Объяснение преподавателем нового материала
Преп.: Совершенно верно. Ученые выделяют их в особую группу – прокариоты.
Запишите, пожалуйста тему сегодняшнего урока «Прокариоты» (записывают число и тему)
Дело в том, что по строению клетки все живые организмы делятся на ядерные организмы – эукариоты и доядерные – прокариоты, основными представителями которых являются бактерии, а также сине-зеленые водоросли.
Вывешивается схема:
На сегодняшнем уроке вы познакомитесь со строением прокариот, прежде всего бактерий, их многообразием и значением в жизни человека. Особенно в том, что связано с питанием человека. Сделаем мы это по следующему плану (записан на доске):
- Строение прокариот
- Многообразие бактерий
- Значение бактерий в природе и жизни человека
Объяснение с демонстрацией плаката
А сейчас, пожалуйста, посмотрите на плакат. Я расскажу вам о строении прокариот на примере бактериальной клетки.
Снаружи бактериальная клетка окружена плотной оболочкой, а у некоторых видов еще и слизистой капсулой
Под оболочкой, состоящей из углеводов, находится плазматическая мембрана. Цитоплазма прокариот содержит несколько меньше растворенных веществ, чем эукариотическая. В ней располагаются органоиды- рибосомы, включения, а также многочисленные мембранные структуры, выполняющие различные функции (пигментсодержащие используются для фотосинтеза, аэросомы – газовые вакуоли, карбоксисомы, заполненные ферментами.
У многих бактерий имеются органоиды движения – жгутики, которые, быстро вращаясь, вызывают вращение клетки. Так она передвигается.
Как уже было сказано, у прокариот бактерий и сине-зеленых водорослей нет оформленного ядра. Генетический аппарат представлен нуклеоидом, состоящим из двухспиральной молекулы ДНК. Размножаются прокариоты делением пополам.
Похожи по строению и клетки сине-зеленых водорослей.
Итак, вы прослушали рассказ о прокариотической клетке.
Промежуточное обобщение и закрепление знаний
А сейчас я попрошу вас вспомнить, обобщить и систематизировать все услышанное заполнить таблицу «Строение эукариотической и прокариотической клеток».
органоид | эукариоты | прокариоты |
Клеточная оболочка | ||
Слизистая капсула | ||
Цитоплазма | ||
ЭПС | ||
Рибосомы | ||
Митохондрии | ||
Пластиды | ||
Аппарат Гольджи | ||
Включения | ||
Органоиды движения | ||
Оформленное ядро:
|
Обучающиеся, отвечая по очереди о каждом органоиде, заполняют таблицу.
Преп.: Итак, какой же вывод мы можем сделать? У вас на листочках есть неполный текст. Давайте сформулируем вывод.
Обуч.: Прокариоты, это организмы, не имеющие оформленного ядра и многих органоидов (ЭПС, аппарата Гольджи, митохондрий, пластид). Наследственная информация хранится в нуклеоиде - кольцевой молекуле ДНК.
Обучающиеся записывают вывод в тетрадь
Продолжение объяснения преподавателем нового материала
Преп.: Итак, мы выяснили общие черты строения прокариот в целом и бактерий в частности. Но на самом деле бактерии очень многообразны, отличаются друг от друга по многим параметрам и прежде всего по форме, способу питания и отношению к кислороду. У вас на столах находятся сведения о видах бактерий. Я прошу их вклеить в тетрадь, а дома внимательно изучить и запомнить.
Мир бактерий или – в широком смысле слова – прокариот, огромный, но до сих пор мало изученный, рядом с нами, вокруг нас, внутри нас, всегда с нами
Роль крохотных бактерий велика не только в жизни человека, но и всей планеты Земля:
- Многие бактерии принимают участие в геохимических процессах образования серы, фосфора, каменного угля, нефти
- Бактерии играют важнейшую роль в круговороте азота: нитрифицирующие и азотфиксирующие повышают плодородие почвы
- В результате деятельности гнилостных бактерий, земля очищается от погибших растений и животных
- Человек научился использовать бактерии для приготовления вакцин и сывороток, в производстве антибиотиков.
Поэтому изучить многообразие бактерий, познать их свойства, выяснить их значение в природе и для человека – первоочередные задачи, стоящие перед биологией и ее особой областью – микробиологией. Она с этими задачами довольно успешно справляется.
Изучение нового материала по подготовленным обучающимися творческим работам
И вот вы, ребята, заранее получили задание подготовить плакат – стенгазету, освещающую ту или иную сферу участия бактерий в нашей жизни. Я думаю, вы подготовились и сейчас познакомите нас с ними. Я попрошу всех внимательно слушать. Вам в дальнейшем предстоит не только использовать эти сведения, но и оценить своих товарищей.
Творческие проекты обучающихся
1 группа - «Нормальная микрофлора человека»
2 группа – «Продукты питания, приготовленные с использованием бактерий»
3 группа – «Бактерии, вызывающие пищевые заболевания»
Преп.: Большое спасибо. Все работы были очень творческими и интересными. Все молодцы. А теперь каждую команду оценят две другие. Каждый из вас должен поставить оценки 0 – если сообщение оставило вас равнодушным, + если оно понравилось и ++ - если очень понравилось.
Обучающиеся оценивают своих товарищей
4. Творческое применение и закрепление полученных знаний
Я предлагаю продолжить наш урок– соревнование творческим этапом. Каждой из команд достается определенная бактерия. У вас будет ее фотография, описание, значение в природе и жизни человека. Вам нужно будет схематично изобразить эту бактерию в разрезе, пользуясь полученными сведениями и рисунками «Строение бактериальной клетки» и кратко описать ее. Каждая команда выступает 2 минуты. Остальные команды внимательно слушают своих товарищей, а затем оценят. Пожалуйста.
Предлагаемые варианты:
- Кишечная палочка
- Молочнокислый стрептококк
- Золотистый стафилококк
Обучающиеся готовятся, потом выступают с сообщениями.
Остальные оценивают.
5. Подведение итогов занятия
Подсчитываются результаты, объявляются победители.
Команда – победитель два капитана (готовившие плакаты) получают оценку «5», остальные - «4»
Делается вывод: итак, на сегодняшнем уроке вы, ребята, узнали о существовании двух форм клеточной организации жизни на Земле – прокариотической и эукариотической. И если о эукариота мы говорили ранее, то сегодня очень подробно разобрали строение прокариот, а также их важнейших представителей – бактерий. Я думаю, вы поняли, что их значение в жизни человека, в его питании очень велико. Мы с вами еще будем изучать бактерии на уроках физиологии питания, а также целая дисциплина на 4 курсе – микробиология – будет посвящена этим маленьким, но таким значительным организмам. А сегодня мы с ними лишь немного соприкоснулись. Я, надеюсь. Что вы заинтересовались и в дальнейшем приложите усилия для их изучения.
6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
А сейчас запишите, пожалуйста, домашнее задание: (записано на доске)
- § 36 (до вирусов)
- записи в тетради, дополнительная информация о видах бактерий
- тестовое задание
Разъясняется выполнение теста.
Большое спасибо всем за урок, до свидания
Дидактические материалы урока:
Таблица «Строение эукариотической и прокариотической клеток»
органоид | эукариоты | прокариоты |
Клеточная оболочка | ||
Слизистая капсула | ||
Цитоплазма | ||
ЭПС | ||
Рибосомы | ||
Митохондрии | ||
Пластиды | ||
Аппарат Гольджи | ||
Включения | ||
Органоиды движения | ||
Оформленное ядро:
|
Прокариоты, это ……., не имеющие оформленного….. и многих ……. (ЭПС, аппарата Гольджи, ………...).
Наследственная информация хранится в ……- кольцевой молекуле ……
ВИДЫ БАКТЕРИЙ
1. По форме клетки:
9
А – кокки (шарообразные): 1 – стафилококки; 2- диплококки, 3 – стрептококки
В – палочковидные: 4, 5 – со жгутиками, 6 – со спорой (бацилла)
С – изогнутые: 7 – спирохеты (сильно извитые), 8 – спириллы,
9 – в виде запятой – вибрионы
2. По типу дыхания:
3. По способу питания:
Кишечная палочка (эшерихия коли)
Кишечная палочка (эшерихия коли) — вид палочковидных бактерий, входящий в состав нормальной микрофлоры желудочно-кишечного тракта человека. Их естественным местом обитания является содержимое толстой кишки. Большинство кишечных палочек имеет жгутики и подвижны, но есть и неподвижные формы. Они не образуют спор, не имеют капсулы.
Кишечные палочки более устойчивы во внешней среде по сравнению с другими бактериями, длительное время сохраняются в почве, воде, фекалиях. Прямой солнечный свет убивает их в течение нескольких минут, температура 60°С и 1% раствор карболовой кислоты — в течение 15 минут. Хорошо переносят высушивание.
Кишечные палочки обладают способностью к размножению в пищевых продуктах, особенно в молоке.
Быстро погибают при кипячении и воздействии дезинфицирующих средств (хлорной извести, формалина, фенола, сулемы, едкого натра и др.).
Молочнокислый стрептококк (Стрептококк лактис)
Молочнокислый стрептококк (Стрептококк лактис) - это кокки овальной формы 0.8-1.2 мкм, которые образуют цепочки различной длины. При старении цепочка дробится. Неподвижны, спор не образуют. Могут образовывать капсулу. Факультативные анаэробы.
Он является первым микроорганизмом, который выделен в чистой культуре (в 1873 г. Листером). Streptococcus lactis встречается и на растениях.
Благоприятной средой для развития стрептококков является гидролизованное молоко, они хорошо растут в присутствии лактозы или глюкозы.
Оптимальная температура роста стрептококков 30 °С. Молочнокислые стрептококки свертывают молоко при 30 °С за 10-12 ч. Образуется ровный, плотный, колющейся консистенции сгусток, который имеет чистые кисломолочные вкус и запах.
Стафилококк золотистый (Стафилококк ауреус)
Стафилококк золотистый (Staphylococcus aureus) обнаружен Р. Кохом, выделен из гноя фурункула Л. Пастером (1880), описан как возбудитель многих нагноительных процессов. Стафилококки — это целый род микроорганизмов, на сегодня известно уже 27 видов, при этом 14 видов обнаружены на коже и слизистых оболочках человека.
Стафилококки – это неподвижные условно-патогенные (вызывающие заболевание только при снижении защитных сил организма) бактерии. Они имеют правильную шаровидную форму (отсюда название: кокки, то есть зерно) и делятся, образуя скопления, напоминающие гроздья. Могут образовывать защитную капсулу.
Стафилококки могут существовать и размножаться как при отсутствии кислорода, так и в его присутствии (последнее для них предпочтительнее) при температуре 35-40˚, преимущественно в щелочной среде.
В организме человека стафилококк живет в основном на коже и слизистых оболочках, но при появлении стафилококковой инфекции может распространяться и на другие органы и ткани.
Стафилококки образуют токсины — сильнейшие яды для человека, что серьезным образом отражается на иммунной системе (иммунитете). Именно токсины стафилококка часто становятся причиной пищевых отравлений. Они накапливаются в портящихся продуктах, где размножается золотистый стафилококк. При кулинарной обработке бактерии гибнут, но их токсины разрушаются медленно. Поэтому даже после термической обработки продукты остаются ядовитыми
1 вариант
- К прокариотам относятся организмы:
- клетки которых не имеют оформленного ядра
- одноклеточные организмы
- клетки которых содержат одно или несколько ядер
- Органоиды бактериальных клеток – это:
- ядро, митохондрии, пластиды
- аппарат Гольджи, ЭПС, рибосомы
- рибосомы, включения
- Бактерии передвигаются при помощи:
- ножек
- жгутиков
- скольжения по поверхности
- Шарообразные бактерии называются:
- кокки
- вибрионы
- бациллы
- Сине-зеленые водоросли размножаются в
- водоемах с чистой водой
- водоемах, загрязненных органическими веществами
- теплых водоемах
2 вариант
- Выберите прокариотические организмы:
- грибы
- бактерии и сине-зеленые водоросли
- вирусы
- У бактерий отсутствуют:
- рибосомы, митохондрии, ЭПС
- ядро, пластиды, рибосомы
- оформленное ядро, митохондрии, ЭПС
- Некоторые бактерии покрыты:
- слизистой капсулой
- наружным слоем, состоящим из целлюлозы
- гликокаликсом
- Бактерии размножаются:
- умножением
- делением
- почкованием
- Бактерии используются в производстве:
- колбасы
- сыра
- хлеба
3 вариант
- Организмы, не имеющие оформленного ядра, называются:
- эукариоты
- прокариоты
- вирусы
- Нуклеоид – это:
- ДНК – содержащая зона клетки прокариот
- ядро
- азотистое основание
- Какие органеллы содержатся в клетках бактерий?
- рибосомы
- митохондрии
- пластиды.
- Бактерии в виде запятой называются:
- бациллы
- кокки
- вибрионы
- Бактерии вызывают заболевания:
- гипертонию и сколиоз
- дизентерию и сальмонеллез
- СПИД и ОРВИ
4 вариант
- Сине-зеленые водоросли относятся к:
- прокариотам
- эукариотам
- бактериям
- ДНК бактерий:
- очень маленькая
- расположена равномерно в клетке
- имеет форму кольца и расположена в центре
- Из органоидов у бактерий имеются:
- митохондрии
- рибосомы
- аппарат Гольджи
- Цепочки шаровидных бактерий называются:
- кокки
- стафилококки
- стрептококки
- В процессе биологической очистки воды большую роль играют:
- бактерии
- сине-зеленые водоросли
- вирусы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка
Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы: рисование по представлениюТип урока: комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами изобразительного языка ...
Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.
Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...
Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.
Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...