рабочая программа "Занимательная экология"
рабочая программа по биологии по теме
Программа предназначена для педагогов допобразования. Имеет эколого-биологическую направленность. Модифицированна на основе программы Шенкевич.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Zanimatelnaya_ekologiya.doc | 646 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Центр дополнительного образования для детей
«Профессионал» города Краснодара
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОУ ДОД ЦДОД
«Профессионал»
Ицкович В.Г.
Протокол совета учреждения
от 2010 г. №
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (КУРСА)
«Занимательная экология»
(наименование учебной дисциплины, курса)
Эколого-биологическое
(наименование объединения)
3 года
(срок реализации программы)
модифицированная
(вид программы)
13-15 лет
(возраст обучающихся)
Вильданова Ирина Владимировна
(Ф.И.О. педагога, составителя)
2010 год
г. Краснодар
Пояснительная записка
Программа «Занимательная экология» имеет эколого-биологическую направленность. Данная программа модифицирована на основе программы, разработанной Г.Н.Шенкевич.
Необходимость модификации программы вызвана ее несоответствием в некоторых разделах с региональными особенностями края, а также желанием автора данного варианта расширить и углубить некоторые из разделов, адаптировать программу под базовый уровень учащихся.
Так, программа Г.Н. Шенкевич рассчитана на два года обучения, которые раскрывают экологию северных районов России. Модифицированная программа предполагает три года обучения и посвящена изучению экологических особенностей Краснодарского края. В данную программу были добавлены следующие разделы: «Редкие и исчезающие виды флоры и фауны Краснодарского края», «Особо охраняемые территории Краснодарского края», «Исследовательская и проектная деятельность», «Экологический мониторинг».
Данная программа актуальна, её главной идеей является экологическое воспитание личности учащегося, так как на сегодняшний день человечество имеет массу последствий неразумного отношения к природе. Это: загрязнение всех сред обитания, что приводит к исчезновению представителей флоры и фауны, ухудшение здоровья людей, появление онкозаболеваний, аллергии и т.д. Следовательно, сама жизнь сегодня требует экологической грамотности всех граждан.
Благодаря хорошо продуманной практической части программа способствует формированию практических умений и навыков воспитанников, т.е. осуществляется практико-ориентированный подход.
Программой предусмотрена проектно-исследовательская деятельность учащихся в виде разработки и защите проектов и исследовательских работ, что позволяет не только развить исследовательский интерес, но и творческий потенциал ребят.
Значительная часть работы по программе предусматривает деятельность в группах, что формирует навыки работы в коллективе, коммуникативные способности воспитанников.
Содержанием программы предусмотрено формирование и патриотических чувств воспитанников: через изучение природы родного края, прививается чувство долга, ответственности за природные богатства Родины, за сохранение и приумножение ценностей родного края.
При реализации содержания программы необходимо учитывать здоровьесберегающие аспекты: не ограничивать перемещения воспитанников в помещении, проводить физминутки; соблюдать санитарно-гигиенические правила и нормы; заботиться о психологическом комфорте на занятиях.
Программа отличается содержательностью, вариативностью, гибкостью использования. На ее основе можно выстраивать работу, которая будет отвечать социально-экономическим особенностям Краснодарского края, традициям, возможностям и интересам различных групп обучающихся, их родителей, педагогов, населения.
В процессе занятий учащимся предоставляется возможность получить и развить навыки самореализации и самоуправления.
Программа носит образовательно-развивающую направленность, рассчитана на среднего и старшего школьника, направлена на воспитание экологической культуры и нравственной позиции учащихся в отношении природной среды; развитие творческих способностей, воображения, эмоциональной отзывчивости.
Курс «Занимательная экология» предназначен для детей 13 - 15 лет, рассчитан на 3 года обучения. Занятия предусматриваются два раза в неделю по два часа в первый год (144 часа), во второй и третий годы: два раза в неделю по 3 часа (216 часов).
Цель программы: развитие экологического сознания личности ребёнка, формирование готовности к активной природоохранной деятельности, раскрытие творческого потенциала воспитанников.
Задачи:
Обучающие:
- Сформировать знания о закономерностях экологии, основных экологических понятиях.
- Привить учащимся навыки работы с методами, необходимыми для исследований: наблюдение, измерение, эксперимент мониторинг и др.
- Научить оформлять результаты работы и защищать ее.
Развивающие:
- Развить умение проектировать свою деятельность (учебную, исследовательскую);
- Сформировать творческие и коммуникативные способности учащихся;
- Развить способность применять теоретические знания на практике;
- Развить способность самостоятельно добывать, анализировать информацию и делать выводы.
Воспитывающие:
- Воспитать экологическое мировоззрение и культуру.
- Сформировать умение работать в коллективе.
- Воспитать патриотическое и нравственное отношение к природным богатствам родного края.
- Формировать и пропагандировать здоровый образ жизни
Методы обучения и развития творческих способностей
- Групповой метод
- Индивидуальная работа
- Использование методов проектов и исследований
- Использование наглядных пособий
- Общение с «живой» природой
- Метод экскурсионной и практической деятельности
Прогнозируемые результаты
После изучения материала данного курса учащиеся должны овладеть следующими теоретическими знаниями и практическими навыками.
Должен знать:
- Основы рационального использования природных богатств.
- Экологические требования к антропогенной деятельности.
- Последствия неразумного поведения в природе.
- Основные заповедные места края и страны.
- Редкие и исчезающие виды флоры и фауны.
- Связи человека и природной среды, их значение.
- Последствия антропогенного воздействия на все оболочки Земли.
Должен уметь:
- Составлять проекты.
- Проводить исследования.
- Работать со справочной литературой.
- Закладывать и составлять гербарные материалы.
- Проводить фенологические наблюдения.
- Работать с определителями растений и животных.
- Проводить опыты.
Данная программа способствует:
- пониманию современных проблем окружающей среды;
- овладению проектно-исследовательскими навыками;
- наблюдению природных тел и явлений;
- умению анализировать состояние окружающей среды на основе взаимосвязей в природе.
- Формированию здорового образа жизни
- Формированию нравственной культуры человека
- Формированию патриотизма
Условия реализации программы
Программа подготовлена для детей от 13 до 15 лет. Ее реализация рассчитана на 576 часовой курс, в котором 374 часа отведенного времени составляют практические занятия. Продолжительность образовательного процесса - 3 года. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа в первый год и по 3 часа во второй и третий годы соответственно. Занятия проводятся во внеурочное время. Количество обучающихся в группах 12 человек. Учебные группы разновозрастные.
Для успешной реализации программы необходимо:
- Оборудованный кабинет (наличие проектора или интерактивной доски, микроскопы).
- Наглядные пособия (муляжи птиц, гербарные материалы, скелет человека и других позвоночных животных).
- Методическая и обучающая литература.
- Видеофильмы о природе, экологических катастрофах и о рациональном природопользовании.
Реализацию программы предлагается осуществлять на основе следующих принципов:
- Гуманного отношения к природе и человеку.
- Учет индивидуальных особенностей учащихся.
- Непрерывности образования и воспитания.
- Учета национальных и личностных особенностей.
Формы и методы контроля
Виды контроля | Содержание | Методы | Сроки контроля |
Вводный | Области интересов и склонностей, определение базового уровня ЗУН | Беседы, наблюдения, тестирования, анкетирования | 1-ый год обучения |
Текущий | Освоение учебного материала по темам | Выполнение заданий, составление и разработка творческих работ | По разделам и темам |
Оценка практических умений и навыков учащихся | Проектно-исследовательская деятельность, участие в выставках и конкурсах | По разделам и темам | |
Оценка самостоятельности | Проектно-исследовательская деятельность, игры, наблюдения | 1 раз в полгода | |
Профориентация | Беседы, наблюдения, упражнения, консультации | В течение года | |
Коррекция | Внесение изменений и поправок по ходу освоения программы | Индивидуальные занятия, помощь в самореализации, самоконтроле | В течение года |
Итоговый | Контроль выполнения поставленных задач. Уровень творческого роста | Зачетные работы, выполнение проектов и исследовательских работ | Январь, май |
Учебно-тематический план по курсу «Занимательная экология»
1 год
№ | Наименование темы, раздела | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1 | Вводное занятие | 2 | 2 | 4 |
2 | Определители флоры и фауны. | 8 | 18 | 26 |
3 | Гербарий растительности | 8 | 18 | 26 |
4 | Редкие и исчезающие виды флоры и фауны Краснодарского края. | 8 | 18 | 26 |
5 | Особо охраняемые территории Краснодарского края | 10 | 18 | 28 |
6 | Экологические факторы и среды жизни организмов | 8 | 18 | 26 |
7 | Заключительное занятие | 2 | 6 | 8 |
Итого: | 46 | 98 | 144 | |
2 год | ||||
8 | Биоценоз (39 часов) | 15 | 24 | 39 |
9 | Экосистемы (36 часов) | 12 | 24 | 36 |
10 | Популяции . (36 часов) | 12 | 24 | 36 |
11 | Биосфера (36 часов) | 12 | 24 | 36 |
12 | Круговорот веществ и элементов (30 часов) | 12 | 18 | 30 |
13 | Ноосфера (33 часа) | 12 | 21 | 33 |
14 | Заключительное занятие (6 ) | 3 | 3 | 6 |
Итого: | 78 | 138 | 216 | |
3 год | ||||
15 | Вводное занятие (9 часов) | 3 | 6 | 9 |
16 | Исследовательская и проектная деятельность (9 | 3 | 6 | 9 |
17 | Экологический мониторинг (6 часов) | 3 | 3 | 6 |
18 | Экстремальные и особые виды воздействия на биосферу (9 часов) | 3 | 6 | 9 |
19 | Антропогенные воздействия на биосферу (15 часов) | 6 | 9 | 15 |
20 | Антропогенные воздействия на атмосферу (39 часов) | 15 | 24 | 39 |
21 | Антропогенные воздействия на литосферу (39 часов) | 15 | 24 | 39 |
22 | Антропогенные воздействия на биотические сообщества (42 часа) | 15 | 27 | 42 |
23 | Антропогенные воздействия на гидросферу (39 часов) | 15 | 24 | 39 |
24 | Заключительное занятие. (9 часов) | 3 | 6 | 9 |
Итого: | 78 | 138 | 216 | |
Всего за 3 года | 202 | 374 | 576 |
Содержание программы первого года обучения.
Курс "Занимательная экология"
- Вводное занятие. Краткая история экологии. Предмет экологии, структура экологии.
Знакомство с группой. Беседы о наиболее актуальных проблемах окружающей среды. Краткая история экологии. Предмет экологии. Структура экологии.
Практ. часть. Работа со справочной литературой, просмотр журналов, видеофрагментов.
- Определители флоры и фауны.
Понятие об определителе флоры и фауны. Методика работы с определителями растений, грибов, лишайников, зверей, птиц, рыб.
Практ. часть. Работа с определителем. Написание реферата по результатам экскурсий.
Экскурсии. В парк, на луг, к водоему. Работа с определителями флоры и фауны.
- Гербарий растительности
Понятие о гербарии. Классификация гербариев. Методика и правила сбора гербария.
Практ. часть. Знакомство с гербариями. Изготовление папки для гербария. Изготовление гербариев.
Экскурсии. На луг, по территории пришкольного участка, по пос Пригородному.Сбор материала для составления гербариев древесно-кустарниковой и травянистой растительности.
- Редкие и исчезающие виды флоры и фауны Краснодарского края.
Экологический подход к охране редких и исчезающих видов и мест их обитания. Красная книга. Виды растений и животных Краснодарского края, занесенных в Красную книгу. Реликты и эндемики флоры и фауны Краснодарского края.
Практ. часть. Знакомство с реликтовыми, эндемичными, редкими и исчезающими видами растений и животных края по гербариям, иллюстрациям и плакатам. Изучение Красной книги Краснодарского края. Составление карты ареалов редких видов животных и растений Краснодарского края на примере морозника кавказского. Написание реферата "Реликтовые, эндемичные, редкие и исчезающие виды флоры и фауны Краснодарского края".
Экскурсии. В зоопарк "Знакомство с реликтовыми, эндемичными, редкими и исчезающими видами флоры и фауны края".
- Особо охраняемые территории Краснодарского края Охраняемые территории, причины их организации и значение. Классификация заповедников. Заповедники Краснодарского края.
Практ. часть. Работа с зоогеографическими картами заповедников. Просмотр видеофильмов, работа со справочной литературой. Работа с Красной книгой (флора и фауна Краснодарского края). Написание реферата "Флора и фауна Краснодарского края".
- Экологические факторы и среды жизни организмов Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенный. Свет, вода, температура как абиотические факторы. Законы Аллена, Бергмана, Ламотта, Вант-Гоффа. Биологические ритмы. Теория расчетных низкочастотных ритмов (физический цикл - 23 дня, эмоциональный цикл - 28 дней, интеллектуальный цикл - 33 дня). Фотопериодизм. Закон Хопкинса. Лимитирующие факторы. Законы Либиха, Вильямса, Шелфорда. Эдафический фактор. Растения-индикаторы. Биотические отношения: внутривидовые (конгруэнции, каннибализм), межвидовые (конкуренция, аллелопатия, хищничество, паразитизм, симбиоз, мутуализм, комменсализм, аменсализм). Среды жизни организмов: водная, наземно-воздушная, почва как среда жизни, живые организмы как среда обитания. Жизненные формы организмов (классификации И.Г.Серебрякова, К. Раункиера, Д.Н. Кашкарова).
Практ. часть. Работа с определителями растений "Выделение экологических групп растений по отношению к освещению". Составление индивидуальных биологических ритмов. Составление климадиаграмм. Работа с определителями растений "Выделение экологических групп растений по отношению к влажности". Работа с атласами, зоогеографическими картами. Знакомство с растениями - индикаторами. Изучение приспособлений организмов к водной среде на примере обитателей аквариума. Создание экосистемы аквариума. Решение экологических задач. Работа со справочной литературой. Написание рефератов: "Наблюдение за растениями - индикаторами", "Жизненные формы растений городского парка", "Описание экосистемы аквариума".
Иссл. работа. Влияние освещения на биологическое состояние комнатных растений. Суточная активность животных зооуголка. Влияние температурного режима и влажности на биологическое состояние комнатных растений.
Экскурсии. В городской парк. Наблюдение за растениями - индикаторами. Жизненные формы растений.
- Заключительное занятие
Подведение итогов года.
Практ.часть. Защита и презентации исследовательских и проектных работ
Учебно-тематический план по курсу «Занимательная экология»
1 год
№ | Наименование темы, раздела | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1 | Вводное занятие | 2 | 2 | 4 |
2 | Определители флоры и фауны. | 8 | 18 | 26 |
3 | Гербарий растительности | 8 | 18 | 26 |
4 | Редкие и исчезающие виды флоры и фауны Краснодарского края. | 8 | 18 | 26 |
5 | Особо охраняемые территории Краснодарского края | 10 | 18 | 28 |
6 | Экологические факторы и среды жизни организмов | 8 | 18 | 26 |
7 | Заключительное занятие | 2 | 6 | 8 |
Итого: | 46 | 98 | 144 |
Календарно-тематический план по курсу «Занимательная экология»
1 год
Раздел | Тематическое содержание | теория | практика | всего | Даты | |
Группы | ||||||
1 | 2 | |||||
1.Вводное занятие. (4 часа) | Краткая история экологии. Предмет экологии, структура экологии | 1 | 1 | 4 | ||
Работа со справочной литературой, просмотр журналов, видеофрагментов. | 1 | 1 | ||||
2.Определители флоры и фауны. (26 часов) | Понятие об определителе флоры. | 1 | 1 | 26 | ||
Понятие об определителе фауны | 1 | 1 | ||||
Работа с определителем грибов. | 1 | 1 | ||||
Методика работы с определителями зверей, птиц, рыб | 1 | 1 | ||||
Работа с определителем рыб. | 1 | 1 | ||||
Методика работы с определителями растений, грибов. | 1 | 1 | ||||
Работа с определителем растений. | 1 | 1 | ||||
Работа с определителем беспозвоночных животных. | 1 | 1 | ||||
Экскурсии. в парк. | 2 | |||||
Написание реферата по результатам экскурсий. | 2 | |||||
Экскурсии. на луг. | 2 | |||||
Написание реферата по результатам экскурсий. | 2 | |||||
Работа с определителями флоры и фауны. | 2 | |||||
3.Гербарий растительности (26 часов) | Понятие о гербарии. | 1 | 1 | 26 | ||
Знакомство с гербариями | 1 | 1 | ||||
Классификация гербариев. | 1 | 1 | ||||
Изготовление гербариев кустарниковой растительности | 1 | 1 | ||||
Методика и правила сбора гербария. | 1 | 1 | ||||
Изготовление папки для гербария. | 1 | 1 | ||||
Экскурсия на луг, по территории пришкольного участка, для составления гербариев древесно- кустарниковой и травянистой растительности. | 1 | 1 | ||||
Написание реферата по результатам экскурсий. | 1 | 1 | ||||
Изготовление гербариев растений первого яруса | 2 | |||||
Изготовление гербариев растений второго яруса | 2 | |||||
Экскурсия по пос. Пригородному.. | 2 | |||||
Сбор материала для составления гербариев древесно-кустарниковой и травянистой растительности | 2 | |||||
Изготовление гербариев трав | 2 | |||||
4.Редкие и исчезающие виды флоры и фауны Краснодарского края. (26 часов) | Экологический подход к охране редких и исчезающих видов и мест их обитания. | 1 | 1 | 26 | ||
Красная книга | 1 | 1 | ||||
. Изучение Красной книги Краснодарского края. | 1 | 1 | ||||
Виды растений и животных Краснодарского края, занесенных в Красную книгу. | 1 | 1 | ||||
Составление карты ареалов редких видов растений Краснодарского края на примере морозника кавказского | 1 | 1 | ||||
Реликты и эндемики флоры и фауны Краснодарского края. | 1 | 1 | ||||
Знакомство с реликтовыми, эндемичными, редкими и исчезающими видами растений. | 1 | 1 | ||||
Знакомство с реликтовыми, эндемичными, редкими и исчезающими видами животных края по гербариям, иллюстрациям и плакатам | 1 | 1 | ||||
Составление карты ареалов редких видов животных. | 2 | |||||
Написание реферата "Реликтовые, эндемичные, редкие и исчезающие виды флоры Краснодарского края". | 2 | |||||
Написание реферата "Реликтовые, эндемичные, редкие и исчезающие виды фауны Краснодарского края". | 2 | |||||
Экскурсии. В Зоопарк "Знакомство с реликтовыми, эндемичными, редкими и исчезающими видами флоры и фауны края". | 2 | |||||
Написание реферата по итогам экскурсии | 2 | |||||
5.Особо охраняемые территории Краснодарского края (28 часа) | Охраняемые территории. | 1 | 1 | 28 | ||
Причины организации охраняемых территорий. | 1 | 1 | ||||
Работа со справочной литературой | 1 | 1 | ||||
Значение охраняемых территорий | 1 | 1 | ||||
.Работа с Красной книгой (флора Краснодарского края). | 1 | 1 | ||||
Что такое заповедники и заказники. | 1 | 1 | ||||
Заповедники Краснодарского края. | 1 | 1 | ||||
Классификация заповедников. | 1 | 1 | ||||
Флора и фауна заповедников Краснодарского края | 1 | 1 | ||||
Знакомство с картами заповедников. | 1 | 1 | ||||
Работа с зоогеографическими картами заповедников. | 2 | |||||
Просмотр видеофильмов. | 2 | |||||
Работа с Красной книгой (фауна Краснодарского края). | 2 | |||||
Написание реферата "Флора и фауна Краснодарского края". | 2 | |||||
6.Экологические факторы и среды жизни организмов (26 часов) | Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенный. Свет, вода, температура как абиотические факторы. | 1 | 1 | |||
Экологические группы растений. | 1 | 1 | 26 | |||
Законы Аллена, Бергмана, Ламотта, Вант-Гоффа. | 1 | 1 | ||||
Составление климадиаграмм. Работа с определителями растений | 1 | 1 | ||||
Теория расчетных низкочастотных ритмов | 1 | 1 | ||||
Биологические ритмы Работа с определителями растений | 1 | 1 | ||||
Выделение экологических групп растений по отношению к освещению". | 1 | 1 | ||||
Составление индивидуальных биологических ритмов. | 1 | 1 | ||||
Составление климадиаграмм. | 2 | |||||
Иссл. работа. Влияние освещения на биологическое состояние комнатных растений. Суточная активность животных зооуголка. | 2 | |||||
Решение экологических задач | 2 | |||||
Иссл. работа.. Влияние температурного режима и влажности на биологическое состояние комнатных растений. | 2 | |||||
Экскурсии. В городской парк. Наблюдение за растениями - индикаторами. Жизненные формы растений. | 2 | |||||
7.Заключительное занятие (8 часов) | Подведение итогов года. Конференция по выполненным творческим работам. | 1 | 2 | 8 | ||
Защита и презентации исследовательских работ. | 1 | 2 | ||||
Защита и презентации проектных работ | 2 | |||||
Итого | 46 | 98 | 144 часа |
Содержание программы второго года обучения.
Курс "Занимательная экология"
(216 часов)
- Биоценоз
Биоценоз. Компоненты биоценоза: почва, фитоценоз, зооценоз, энтоценоз. Структура биоценоза: видовая, пространственная, экологическая, трофическая. Учение В.Н. Сукачева о биогеоценозе. Биогеоценоз и экосистема. Экологическая ниша.
Практ. часть. Описание экологической ниши 2-3 организмов (аквариум). Составление экологических пирамид. Составление цепей питания
Иссл. работа. Влияние световой энергии на процесс фотосинтеза (на примере комнатных растений). Перспективы развития биоценоза в местах затронутых пожарами.
Экскурсии. В лесополосу "Лесной биогеоценоз и экологические ниши организмов, к открытому водоему «Водный биогеоценоз», к плодовому саду «Искусственный биоценоз », на поле «Хозяйственная деятельность и видовой состав искусственных биогеоценозов»
- Экосистемы.
Экосистема. Типы экосистем (природная, агроэкосистема, индустриально-городская). Экологическая сукцессия, климакс сообщества, гомеостаз экосистемы. Создание органического вещества в экосистеме. Продуктивность экосистемы. "Экологические пирамиды". Распад "пирамид". Закон Р. Линдемана (правило 10%).
Практ. часть. Решение экологических задач. Написание реферата по результатам экскурсии. Составление экологических пирамид. Составление гербария с учетом ярусности растений.
Экскурсии. В парк. "Надземная ярусность растительности парка", на луг «Распределение растительности на открытых местах», в лесополосу «Особенности видового состава растений на территории, прилегающей к населенному пункту»
- Популяции .
Популяция. Типы популяций. Структура популяций (половая, возрастная, пространственная, этологическая). Численность и плотность популяций. Акклиматизация и интродукция. Рациональное и нерациональное использование популяций.
Практ. часть. Решение экологических задач. Составление диаграмм зависимости половой структуры, возрастной структуры популяций на примере животных зооуголка. Определение численности популяции методом вторичной выборки. Составление памятки о правилах поведения в лесу, о рациональном использовании лесных богатств.
- Биосфера
Биосфера. Состав биосферы. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Распределение жизни в биосфере. Живое вещество и его функции в биосфере.
Практ. часть. Решение задач. Составление предварительных тем рефератов и начало их реализации. Сообщения на тему «Как живое вещество влияет на климат Земли». Творческое сочинение на тему «Что будет, если…». Просмотр фильмов и решение тематических задач.
- Круговорот веществ и элементов
Круговорот веществ в природе (вода, кислород, углерод, азот, фосфор, сера). Роль круговорота веществ. Влияние антропогенных факторов на круговорот веществ. Особая роль воды в системе органического мира.
Практ. часть. Решение задач. Моделирование круговорота химических элементов. Сообщение на тему «Без воды нет жизни на Земле». Составление проекта «Глобальное потепление», «Таяние ледников»
- Ноосфера
Открытие ноосферы. Роль ученых в создании теории ноосферы. Современные представления о ноосфере.
Практ. часть. Подготовка и выполнение творческой работы на тему «Что такое ноосфера ». Выполнение художественных работ и сочинений по тематике «Как я представляю ноосферу». Просмотр тематических фильмов. Изучение трудов ученых, внесших вклад в развитие учение о ноосфере.
- Заключительное занятие
Подведение итогов года, совместное планирование творческих тем на следующий год.
Практ. часть. Конференция исследовательских работ кружковцев.
Учебно-тематический план по курсу «Занимательная экология»
2 год
№ | Наименование темы, раздела | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1 | Биоценоз (39 часов) | 15 | 24 | 39 |
2 | Экосистемы (36 часов) | 12 | 24 | 36 |
3 | Популяции . (36 часов) | 12 | 24 | 36 |
4 | Биосфера (36 часов) | 12 | 24 | 36 |
5 | Круговорот веществ и элементов (30 часов) | 12 | 18 | 30 |
6 | Ноосфера (33 часа) | 12 | 21 | 33 |
7 | Заключительное занятие (6 часов) | 3 | 3 | 6 |
Итого: | 78 | 138 | 216 |
Календарно-тематический план по курсу «Занимательная экология»
2 год
Раздел | Тематическое содержание | теория | практика | всего | Даты | |
Группы | ||||||
1 | 2 | |||||
Биоценоз (39 часов) | Биоценоз. | 2 | 1 | 39 | ||
Компоненты биоценоза: почва, фитоценоз, зооценоз, энтоценоз | 1 | 2 | ||||
Структура биоценоза: видовая, пространственная, экологическая, трофическая | 1 | 2 | ||||
Учение В.Н. Сукачева о биогеоценозе. | 1 | 2 | ||||
Биогеоценоз и экосистема. | 1 | 2 | ||||
Описание экологической ниши 2-3 организмов (аквариум). | 1 | 2 | ||||
Составление экологических пирамид | 1 | 2 | ||||
Составление цепей питания | 1 | 2 | ||||
Иссл. работа Перспективы развития биоценоза в местах затронутых пожарами | 1 | 2 | ||||
Экскурсии. В лесополосу "Лесной биогеоценоз и экологические ниши организмов, | 1 | 2 | ||||
Экскурсии к открытому водоему «Водный биогеоценоз» | 1 | 2 | ||||
к плодовому саду «Искусственный биоценоз », | 1 | 2 | ||||
Экскурсии на поле «Хозяйственная деятельность и видовой состав искусственных биогеоценозов» | 1 | 2 | ||||
Экосистемы. (36 часов) | Экосистема. Типы экосистем (природная, агроэкосистема, индустриально-городская | 1 | 2 | 36 | ||
Экологическая сукцессия, климакс сообщества, гомеостаз экосистемы. | 1 | 2 | ||||
Продуктивность экосистемы. | 1 | 2 | ||||
"Экологические пирамиды". Распад "пирамид". Закон Р. Линдемана (правило 10%). | 1 | 2 | ||||
Решение экологических задач. | 1 | 2 | ||||
Написание реферата по результатам экскурсии | 1 | 2 | ||||
Создание органического вещества в экосистеме. | 1 | 2 | ||||
Составление экологических пирамид | 1 | 2 | ||||
Составление гербария с учетом ярусности растений. | 1 | 2 | ||||
Экскурсии. В парк. "Надземная ярусность растительности парка" | 1 | 2 | ||||
Экскурсии на луг « Распределение растительности на открытых местах», | 1 | 2 | ||||
Экскурсии в лесополосу «Особенности видового состава растений на территории, прилегающей к населенному пункту» | 1 | 2 | ||||
Популяции (36 часов) | Популяция. | 1 | 2 | 36 | ||
Типы популяций | 1 | 2 | ||||
Структура популяций (половая, возрастная, пространственная, этологическая). | 1 | 2 | ||||
Численность и плотность популяций. | 1 | 2 | ||||
Решение экологических задач. | 1 | 2 | ||||
Составление диаграмм зависимости половой структуры, популяций на примере животных зооуголка. | 1 | 2 | ||||
Определение численности популяции методом первичной выборки. | 1 | 2 | ||||
Составление диаграмм зависимости возрастной структуры популяций на примере животных зооуголка. | 1 | 2 | ||||
Решение экологических задач. | 1 | 2 | ||||
Определение численности популяции методом вторичной выборки. | 1 | 2 | ||||
Составление памятки о правилах поведения в лесу. | 1 | 2 | ||||
Составление памятки о рациональном использовании лесных богатств | 1 | 2 | ||||
Биосфера (34 часа)
| Биосфера | 1 | 2 | 34 | ||
Состав биосферы | 1 | 2 | ||||
Учение В.И. Вернадского о биосфере. | 1 | 2 | ||||
Распределение жизни в биосфере. | 1 | 2 | ||||
Решение задач. | 1 | 2 | ||||
Составление предварительных тем рефератов и начало их реализации. | 1 | 2 | ||||
Сообщения на тему «Как живое вещество влияет на климат Земли». | 1 | 2 | ||||
Творческое сочинение на тему «Что будет, если…». | 1 | 2 | ||||
Прогнозирование состава биосферы после экологической катастрофы. | 1 | 2 | ||||
Решение тематических задач. | 1 | 2 | ||||
Изучение водного состава биосферы. | 1 | 2 | ||||
Просмотр фильмов. | 1 | 2 | ||||
Круговорот веществ и элементов (30 часов) | Круговорот веществ в природе (вода, кислород, углерод, азот, фосфор, сера). | 2 | 1 | 30 | ||
Роль круговорота веществ. | 2 | 1 | ||||
Влияние антропогенных факторов на круговорот веществ | 1 | 2 | ||||
Особая роль воды в системе органического мира | 1 | 2 | ||||
Решение задач. | 1 | 2 | ||||
Моделирование круговорота воды в природе. | 1 | 2 | ||||
Сообщение на тему «Без воды нет жизни на Земле». | 1 | 2 | ||||
Просмотр фильма об уникальных свойствах воды | 1 | 2 | ||||
Моделирование круговорота азота в природе | 1 | 2 | ||||
Составление проекта «Глобальное потепление», «Таяние ледников | 1 | 2 | ||||
Ноосфера (33 часа)
| Открытие ноосферы | 1 | 2 | 33 | ||
Роль ученых в создании теории ноосферы | 1 | 2 | ||||
Современные представления о ноосфере. | 1 | 2 | ||||
Связь учение о ноосфере с другими науками | 1 | 2 | ||||
Подготовка к творческой работы на тему «Что такое ноосфера ». | 1 | 2 | ||||
Выполнение художественных работ «Как я представляю ноосферу | 1 | 2 | ||||
Просмотр тематических фильмов. | 1 | 2 | ||||
Выполнение сочинений по тематике: «Какая она – ноосфера» | 1 | 2 | ||||
Выполнение творческой работы на тему «Что такое ноосфера ». | 1 | 2 | ||||
Изучение биографии Вернадского И.И. | 1 | 2 | ||||
Изучение трудов ученых, внесших вклад в развитие учения о ноосфере | 2 | 1 | ||||
Заключительное занятие | Подведение итогов года, совместное планирование творческих тем на следующий год. | 2 | 1 | 6 | ||
Конференция исследовательских работ кружковцев. | 1 | 2 | ||||
Итого | 78 | 138 | 216 |
Содержание программы третьего года обучения.
Курс "Занимательная экология"
(216 часов)
- Вводное занятие
История развития экологических идей. Законы Б. Коммонера.
Практ. часть. Обзор экологических проблем России, Краснодарского края.
Экскурсии. В парк. "Экологические объекты окружающей среды".
- Исследовательская и проектная деятельность
Методика исследовательской деятельности, структура исследовательской работы. Анализ и обработка исследовательской работы. Выводы исследовательской работы. Оформление исследовательской работы. Проект. Этапы проектной деятельности. Написание и оформление заявки.
Практ. часть. Знакомство с исследовательскими работами. Анализ и обработка исследовательской деятельности (на примере исследовательских работ). Оформление исследовательской работы (на примере исследовательских работ). Знакомство с проектами. Написание проекта. Решение экологических задач.
Экскурсии. "Экологические объекты окружающей среды".
- Экологический мониторинг
Задачи и методы мониторинга. Экологическая экспертиза. Методы контроля. Система мониторинга в крае.
Практ. часть. Отбор проб воды и определение общих показателей воды (температуры, мутности, цвета, запаха, наличие примесей) и водородного показателя (рН). Приготовление водной почвенной вытяжки и определение водородного показателя (рН). Решение экологических задач.
- Экстремальные и особые виды воздействия на биосферу
Экстремальные воздействия на биосферу: антропогенные (военные действия, аварии, катастрофы), природные (стихийные бедствия). Последствия воздействия оружия массового поражения на человека и бионту. Последствия техногенных экологических катастроф на биосферу. Экологические последствия бедствий эндогенного и экзогенного характера (землетрясений, цунами, извержения вулканов, наводнений, штормов, оползней и т.д.). Особые виды антропогенного воздействия на биосферу: шумовое, биологическое, электромагнитное воздействия, опасные отходы.
Практ. часть. Просмотр видеофильмов. Работа со справочной литературой. Изучение причин шумового дискомфорта.
Иссл. работа. Антропогенные воздействия на биосферу.
- Антропогенные воздействия на биосферу
Антропогенные воздействия на биосферу. Классификация воздействий. Основные виды загрязнителей окружающей среды. Изменение факторов среды в условиях города (трансформация абиотических и биотических факторов).
Практ. часть. Составление экологической карты города. Составление экологического паспорта помещения.
Иссл. работа. Оценка состояния экосистемы микрорайона.
Экскурсии. На предприятия города. "Знакомство с эффективностью работы очистных сооружений предприятий-загрязнителей окружающей среды".
5.1 Антропогенные воздействия на атмосферу
Состав воздуха, его значение для жизни организмов. Основные загрязнители атмосферного воздуха (естественные, антропогенные). Классификация антропогенного загрязнения: по масштабам (местное, региональное, глобальное), по агрегатному состоянию (газообразное, жидкое, твердое), радиоактивное, тепловое. Источники загрязнения атмосферы. Экологические последствия загрязнения атмосферы ("парниковый эффект", "озоновые дыры", "кислотные дожди"). Приемы и методы изучения загрязнения атмосферы.
Практ. часть. Определение изменения температуры и относительной влажности в кабинете в ходе занятия. Знакомство с приемами и методами изучения загрязнения атмосферы. Решение экологических задач.
Иссл. работа. Влияние выбросов производства на атмосферу. Загрязнение окружающей среды автотранспортными средствами.
Экскурсии. На предприятия-загрязнители атмосферного воздуха.
5.2.Антропогенные воздействия на литосферу
Деградация почв, причины деградации почв. Эрозия почв: ветровая, водная. Загрязнители почв (пестициды, минеральные удобрения, нефть и нефтепродукты, отходы и выбросы производства, газодымовые загрязняющие вещества). Экологические последствия загрязнения литосферы (вторичное засоление, заболачивание почв, опустынивание, физическое "загрязнение" горных пород). Приемы и методы изучения загрязнения литосферы.
Практ. часть. Составление карт местности с расположением несанкционированных свалок. Изготовление поделок из отходов продукции одноразового использования.
Иссл. работа. Загрязнение среды обитания человека на территории края, влияние на его здоровье. Экскурсии. "Выявление несанкционированных свалок в окрестностях города".
5.3. Антропогенные воздействия на биотические сообщества
Экологические функции леса. Классификация лесов по выполняемым функциям (защитные, ограниченно-эксплуатационные, эксплуатационные). Классификация антропогенных воздействий на биотические сообщества: прямое воздействие (вырубка лесов, пожары, затопления), косвенное воздействие (загрязнение воздуха, воды, применение пестицидов и минеральных удобрений). Экологические последствия воздействия человека на растительные сообщества (уменьшение биологического разнообразия, дестабилизация экосистем). Роль животного мира в биосфере. Основные причины сокращения численности и вымирания животных. Приемы и методы изучения влияния человека на биотические сообщества.
Практ. часть. Просмотр видеофильмов. Работа с доп. литературой. Решение задач.
Иссл. работа. Сохранение и восстановление экосистем.
Экскурсии. В краеведческий музей. "Редкие и исчезающие виды флоры и фауны края".
5.4. Антропогенные воздействия на гидросферу (39 часов)
Загрязнение вод: химическое (нефть и нефтепродукты, Спавы, пестициды, минеральные удобрения и др.), бактериальное (вирусы и болезнетворные микроорганизмы), физические (радиоактивные вещества, тепло и др.). Источники загрязнения вод. Экологические последствия загрязнения гидросферы (эвтрофикация водоемов, истощение вод). Приемы и методы изучения загрязнения гидросферы.
Практическая часть. Знакомство с приемами и методами изучения загрязнения гидросферы. Решение задач.
Иссл. работа. Оценка экологического состояния водоема. Исследование природных вод.
Экскурсии. К водоему. "Описание водоема". "Влияние выбросов промышленных предприятий города на экологическое состояние водоема".
- Заключительное занятие.
Подведение итогов года и курса обучения.
Практическая часть. Защита и презентация проектов и исследовательских работ.
Учебно-тематический план по курсу «Занимательная экология»
3 год
№ | Наименование темы, раздела | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1 | Вводное занятие (9 часов) | 3 | 6 | 9 |
2 | Исследовательская и проектная деятельность (9 часов) | 3 | 6 | 9 |
3 | Экологический мониторинг (6 часов) | 3 | 3 | 6 |
4 | Экстремальные и особые виды воздействия на биосферу (9 часов) | 3 | 6 | 9 |
5 | Антропогенные воздействия на биосферу (15 часов) | 6 | 9 | 15 |
5.1 | Антропогенные воздействия на атмосферу (39 часов) | 15 | 24 | 39 |
5.2 | Антропогенные воздействия на литосферу (39 часов) | 15 | 24 | 39 |
5.3 | Антропогенные воздействия на биотические сообщества (42 часа) | 15 | 27 | 42 |
5.4 | Антропогенные воздействия на гидросферу (39 часов) | 15 | 24 | 39 |
6 | Заключительное занятие. (9 часов) | 3 | 6 | 9 |
Итого: | 78 | 138 | 216 |
Календарно-тематический план по курсу «Занимательная экология»
3 год
Раздел | Тематическое содержание | теория | практика | всего | Даты | |
Группы | ||||||
1 | 2 | |||||
Вводное занятие (9 часов) | История развития экологических идей. Законы Б. Коммонера | 1 | 2 | 9 | ||
Обзор экологических проблем России, Краснодарского края. | 1 | 2 | ||||
Экскурсии. В парк. "Экологические объекты окружающей среды" | 1 | 2 | ||||
Исследовательская и проектная деятельность (9 часов) | Методика исследовательской и проектной деятельности. | 1 | 2 | 9 | ||
Знакомство с исследовательскими работами. | 1 | 2 | ||||
Экскурсии. "Экологические объекты окружающей среды". | 1 | 2 | ||||
Экологический мониторинг (6 часов) | Задачи и методы мониторинга | 2 | 1 | 6 | ||
Отбор проб воды и определение общих показателей воды | 1 | 2 | ||||
Экстремальные и особые виды воздействия на биосферу (9 часов) | Экстремальные воздействия на биосферу | 1 | 2 | 9 | ||
Просмотр видеофильмов | 1 | 2 | ||||
Иссл. работа. Антропогенные воздействия на биосферу | 1 | 2 | ||||
Антропогенные воздействия на биосферу (15 часов) | Антропогенные воздействия на биосферу. | 2 | 1 | 15 | ||
Классификация воздействий. | 1 | 2 | ||||
Составление экологической карты города | 1 | 2 | ||||
Иссл. работа. Оценка состояния экосистемы микрорайона. | 1 | 2 | ||||
Экскурсии. На предприятия города. "Знакомство с эффективностью работы очистных сооружений предприятий-загрязнителей окружающей среды". | 1 | 2 | ||||
Антропогенные воздействия на атмосферу (39 часов) | Состав воздуха, его значение для жизни организмов | 2 | 1 | 39 | ||
Основные загрязнители атмосферного воздуха | 2 | 1 | ||||
Классификация антропогенного загрязнения | 1 | 2 | ||||
Источники загрязнения атмосферы | 1 | 2 | ||||
Экологические последствия загрязнения атмосферы | 1 | 2 | ||||
Определение изменения температуры и относительной влажности в кабинете в ходе занятия. | 1 | 2 | ||||
Знакомство с приемами изучения загрязнения атмосферы | 1 | 2 | ||||
Решение экологических задач | 1 | 2 | ||||
Влияние выбросов производства на атмосферу. | 1 | 2 | ||||
Иссл. работа. Загрязнение окружающей среды автотранспортными средствами | 1 | 2 | ||||
Знакомство с методами изучения загрязнения атмосферы | 1 | 2 | ||||
Влияние твердых бытовых отходов на атмосферу | 1 | 2 | ||||
Экскурсии. На предприятия-загрязнители атмосферного воздуха | 1 | 2 | ||||
Антропогенные воздействия на литосферу (39 часов) 3 | Деградация почв, причины деградации почв. | 1 | 2 | 39 | ||
Эрозия почв: ветровая, водная. | 2 | 1 | ||||
Загрязнители почв | 1 | 2 | ||||
Экологические последствия загрязнения литосферы | 2 | 1 | ||||
Приемы и методы изучения загрязнения литосферы. | 1 | 2 | ||||
Составление карт местности с расположением несанкционированных свалок. | 1 | 2 | ||||
Составление характеристики местности, где расположены свалки. | 1 | 2 | ||||
Изготовление поделок из отходов продукции одноразового использования. Проекты утилизации бытовых отходов | 1 | 2 | ||||
Беседа с представителями ООО «Чистый город» | 1 | 2 | ||||
Составление характеристик мест для санкционированных свалок | 1 | 2 | ||||
Иссл. работа. Загрязнение среды обитания человека на территории края, влияние на его здоровье | 1 | 2 | ||||
Описание животных обитающих и живущих за счет свалок | 1 | 2 | ||||
Экскурсии. "Выявление несанкционированных свалок в окрестностях города". | 1 | 2 | ||||
Антропогенные воздействия на биотические сообщества (42 часа) | Экологические функции леса. | 2 | 1 | 42 | ||
Классификация лесов по выполняемым функциям | 1 | 2 | ||||
Классификация антропогенных воздействий на биотические сообщества | 1 | 2 | ||||
Экологические последствия воздействия человека на растительные сообщества | 1 | 2 | ||||
Роль животного мира в биосфере. | 1 | 2 | ||||
Просмотр видеофильмов | 1 | 2 | ||||
Составление прогнозов о перспективах развития биотических сообществ, расположенных вблизи города | 1 | 2 | ||||
Работа с доп. литературой. | 1 | 2 | ||||
Составление характеристики биотических сообществ Краснодарского водохранилища | 1 | 2 | ||||
Перспективы развития Краснодарского водохранилища | 1 | 2 | ||||
Решение задач | 1 | 2 | ||||
Вымершие и исчезающие биотические сообщества: предположения и обоснование. | 1 | 2 | ||||
Иссл. работа. Сохранение и восстановление экосистем | 1 | 2 | ||||
Экскурсии. В краеведческий музей. "Редкие и исчезающие виды флоры и фауны края | 1 | 2 | ||||
Антропогенные воздействия на гидросферу (39 часов) | Загрязнение вод: | 2 | 1 | 39 | ||
Источники загрязнения вод. | 1 | 2 | ||||
Экологические последствия загрязнения гидросферы | 2 | 1 | ||||
Приемы и методы изучения загрязнения гидросферы | 1 | 2 | ||||
Последствия загрязнения подземных вод | 1 | 2 | ||||
Знакомство с приемами и методами изучения загрязнения гидросферы | 1 | 2 | ||||
Решение задач | 1 | 2 | ||||
Иссл. работа. Оценка экологического состояния водоема. | 1 | 2 | ||||
Иссл. работа. Исследование природных вод. | 1 | 2 | ||||
Экскурсии. К водоему. "Описание водоема". | 1 | 2 | ||||
Написание сообщения по результатам экскурсии | 1 | 2 | ||||
Экскурсии. К водоему. "Влияние выбросов промышленных предприятий города на экологическое состояние водоема | 1 | 2 | ||||
Подготовка сообщения по результатам экскурсии | 1 | 2 | ||||
Заключительное занятие. (9 часов) | Подведение итогов года и курса обучения | 1 | 2 | 9 | ||
Защита и презентация проектов. | 1 | 2 | ||||
Защита и презентация исследовательских работ | 1 | 2 | ||||
Итого | 78 | 138 | 216 |
Методические рекомендации
В организации и проведении дополнительных занятий экологического характера возникает много трудностей. Они вызваны тем, что эта работа очень многогранна и требует творческого подхода к ее проведению. Следует учитывать местные условия, запросы детского коллектива, индивидуальные возможности и интересы учащихся. Наряду с этим занятия дают неограниченные возможности для развития творческой активности школьников.
При реализации программы интерес учащихся будет выступать главной движущей силой в поиске ответов на многие тематические вопросы. Развитие интереса – вот одно из направлений программы, которое включает в себя интеллектуальные, эмоциональные и волевые элементы в определенном сочетании и взаимосвязи.
В ходе организации прослеживается метод проектно-исследовательской деятельности, направленной на экологическое образование учащихся, формирование экологической культуры и организацию разнообразной творческой деятельности.
Организованные занятия способствуют тому, что интересы учащихся приобретают очертания склонностей, особенно когда они побуждают к творческому поиску, к практическому применению полученных знаний (например, при проведении опытов, проектных и исследовательских работ, при фенологических наблюдениях).
Необходимо учитывать и возрастные особенности учащихся и ориентироваться при организации занятий на их запросы и склонности, направляя их в нужное русло.
Экологическая направленность занятий способствует укреплению патриотических чувств, а также любви к родному краю
В практику обучения включается использование наглядных пособий, дидактического материала, изготовленного самими учащимися на основе исследовательской и поисковой работы.
Результатом творческой работы объединения «Занимательная экология» становятся защищенные проекты и исследования, организация и проведение конкурсов, природоохранная деятельность.
Основные направления в развитии творческих способностей учащихся
- Развитие творческих способностей в формировании образов «живой природы».
- Развитие интереса и внимания к окружающему миру через близкие к пониманию образы, воплощенные средствами практической деятельности.
- Развитие навыков проектно-исследовательской деятельности;
- Развитие коммуникативных способностей в опыте работы коллективной и индивидуальной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
- Айала, Ф., Кайгер, Дж. Современная генетика. - М: Мир, 1987.
- Акимушкин, И. Мир животных. - М.: Молодая гвардия, 1973. - 375 с.
- Акимушкин, И. Мир животных. - М.: Молодая гвардия, 1975. - 238 с.
- Бабочки мира. - М.: Аванта+, 2001. - 184с.
- Биологический энциклопедический словарь. - М.: Изд-во БРЭ, 1995.
- Биология охраны природы / под ред. М. Сулея и Б. Уилкокса. - М.: Мир, 1983
- Грин. Н, Стаут. У., Тейлор Д. Биология: в 3 т. - М.: Мир, 1990.
- Дубинин, Н П. Общая генетика. - М.: Наука, 1986. - 559 с.
- Журнал «Химия и жизнь». 1985-2004 гг.
- Журнал «Вокруг света». 2000-2004 гг.
- Журнал «Природа». 1990-1999 гг.
- Журнал «Знание - сила». 2000-2004 гг.
- Журнал «Наука и жизнь» 1991-2004 гг.
- Жизнь животных. Т. 1,4.- М.: Просвещение, 1983.
- Заяц, Р. Г., Рачковская, И. В., Стамбровская, В. М. Пособие по биологии для абитуриентов. - Минск: Вышэйшая школа, 1997. - 510 с.
- Клауснитцер, Б. Экология городской фауны. - М.: Мир, 1990. -247с.
- Константинов, А. С. Общая гидробиология. - М.: Высшая школа, 1986.
- Лобашов, М. Е., Ватти, К. В., Тихомирова, М. М. Генетика с основами селекции. -М.: Просвещение, 1979. - 304 с.
- Наумов, Н. П., Карташев, Н. Н. Зоология позвоночных. - М.: Высшая школа, 1979.
20. Наумов, Д. Мир океана. - М.: Молодая гвардия, 1983. - 333 с.
Сайты в Интернете:
www.center.fio.ru
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
- Никольский, Г. В. Экология рыб. - М.: Высшая школа, 1974.
- Одум, Ю. Экология: в 2 т. - М.: Мир, 1986.
- Скулачев, В. П. Электродвигатель бактерий / Соросовский образовательный журнал. - 2003.
- Смирнов, А. Мир растений. - М.: Молодая гвардия, 1988. - 303 с.
- Смирнов, А. Мир растений. - М.: Молодая гвардия, 1982. - 335 с.
- Смирнов, А. Мир растений. - М.: Молодая гвардия, 1979. - 320 с.
- Сосновский, И. П. Редкие и исчезающие животные. - М.: Энерго-атомиздат, 1987. - 366 с.
- Тупикин, Е. И. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. -370.
- Халидов, А. Б. Насекомые - разрушители грибов. - Казань: Изд-во Казанского университета, 1984. - 150 с.
- Шилов, И. А. Экология. - М.: Высшая школа, 1998. - 512 с.
- Эдхард, Ж.-П., Сежен, Ж. Планктон. -Л.: Гидрометеоиздат, 1984.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Экология растений" 6 класс
Настоящая рабочая учебная программа курса «Экология растений» для 6 класса II ступени обучения основной общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента государ...
Рабочая программа "Экология и автомобиль"
дисциплина входит в общеобразовательный цикл. Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке для профессий техническог...
Рабочая программа "Экология растений. 6 класс"
Рабочая программа "Экология растений. 6 класс" является продолжением программы для 5 класса "Экология растений" и напрвлена на углубление биологических знаний у учащихся 6 класса....
Рабочая программа «Экология Москвы и устойчивое развитие» для 10-11 классов
Рабочая программа (пояснительная записка и календарно-тематическое планирование) курса "Экология Москвы и устойчивое развития" 1...
Рабочая программа "Экология Алтайского края"
Рабочая программа «Экология Алтайского края» разработана на основе Примерной учебной программы регионального компонента содержания образования АКИПКРО, (авторы составители доцент кафедры естественно-г...
Рабочая программа "Экология Алтайского края"
Рабочая программа «Экология Алтайского края» разработана на основе Примерной учебной программы регионального компонента содержания образования АКИПКРО, (авторы составители доцент кафедры естественно-г...
Рабочая программа "Экология Алтайского края"
Рабочая программа «Экология Алтайского края» разработана на основе Примерной учебной программы регионального компонента содержания образования АКИПКРО, (авторы составители доцент кафедры естественно-г...