Историко - культурные традиции казачества как одна из ведущих ролей в образовательном пространстве.
учебно-методическое пособие по астрономии

МБУ ДО ЦВР Мир Лабы им. Н.И. Кондратенко

В истории России казаки стали уникальным явлением. Они представляют собой определенный социум, который в свое время позволил могущественной империи дорасти до огромных размеров и закрепиться на новых землях, которые впоследствии стали полноправными частями великой страны.

Каковы истоки термина «казаки»? 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Историко - культурные традиции казачества как одна из ведущих ролей в образовательном пространстве.

Епифанова О.Ф.,

методист МБУ ДО ЦВР «Мир Лабы»

им. Н.И. Кондратенко г. Лабинска

В истории России казаки стали уникальным явлением. Они представляют собой определенный социум, который в свое время позволил могущественной империи дорасти до огромных размеров и закрепиться на новых землях, которые впоследствии стали полноправными частями великой страны.

Каковы истоки термина «казаки»? Доподлинно это неизвестно. На сей счет имеется лишь множество гипотез, каждая из которых заслуживает внимания. Еще один вопрос, ответ на который пока еще не получен исследователями казачества, состоит в том, является ли этот социум отдельным этносом или его можно считать частью русского народа.  

Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает традиции и обычаи казаков. За годы лихолетья и уничтожения казачества изрядно выветривались и исказились под чуждым влиянием эти понятия. Даже наши старики, родившиеся уже в советское время, не всегда правильно трактуют неписаные казачьи законы.

Беспощадные к врагам, казаки в своей среде были всегда благодушны, щедры и гостеприимны. В основе характера казака была какая-то двойственность: то он весел, шутлив, забавен, то необычайно грустен, молчалив, недоступен. С одной стороны, это объясняется тем, что казаки, глядя постоянно в глаза смерти, старались не пропускать выпавшую на их долю радость. С другой стороны – они философы и поэты в душе – часто размышляли о вечном, о суете сущего и о неизбежном исходе этой жизни. Поэтому основу в формировании морально-нравственных устоев казачьих обществ составили 10 Христовых заповедей. Приучая детей к соблюдению заповедей Господних, родители по-народному их восприятию поучали: не убивай, не кради, не блуди, трудись по совести, не завидуй другому и прощай обидчиков, заботься о детях своих и родителях, дорожи девичьим целомудрием и женской честью, помогай бедным, не обижай сирот и и вдовиц, защищай от врагов Отечество. Но прежде всего крепи веру православную: ходи в Церковь, соблюдай посты, очищай душу свою – через покаяние от грехов, молись единому Богу Иисусу Христу и добавляли: если кому-то что-то можно, то нам нельзя – МЫ КАЗАКИ.

Чрезвычайно строго в казачьей среде, наряду с заповедями Господними, соблюдались традиции, обычаи, поверья, которые являлись жизненно-бытовой необходимостью каждой казачьей семьи, несоблюдение или нарушение их осуждалось всеми жителями хутора или станицы, поселка. Обычаев, традиций много: одни появляются, другие исчезают. Остаются те, что наиболее отражают бытовые и культурные особенности казаков, что сохраняются в памяти народа от далекой старины.

В отечественном образовании активно осмысливается и находит конкретное воплощение в педагогической практике аксиологический вектор, рассматривающий методологические основы с точки зрения нахождения человеком личностных смыслов, идеалов, ценностей, ментальных стереотипов в соответствующей культурно-исторической среде. Это в свою очередь актуализирует поиск соответствующих традиционных моделей российской ментальности и создание педагогических концепций, основывающихся на преемственной передаче социально-культурного опыта в рамках национальных традиции в российской образовательной системе.

Речь идет о смене модели рационального знания на вектор культуросообразности и культуротворчества просвещения. Одновременно осуществляется поворот от абсолютизации ценностей знаниевой педагогики к осознанию и реализации в образовательной практике гуманистических и культурных ценностей.

Аналитический обзор исследований, рассматривающих образование в контексте культуры, показывает, что в основе культурологической образовательной модели лежат следующие концепции:

- деятельностная, культурологическим инструментом которой выступает деятельность – познавательная, практико-преобразующая, коммуникативная, ценностно-ориентационная, эстетическая;

-ценностная, представляющая процесс учения как формирование культурных личностных качеств, отвечающих идеальным характеристикам носителя культуры;

-диалогическая, направленная на диалог в едином образовательном пространстве прошлых, настоящих и будущих культур.

Культурологические основы российского образования ориентируют на некий образец (константу) российской культуры. Таким образцом для современного образования стала культура российского казачества.   Обращение к казачеству как к феномену истории и культуры в аспекте методологии обосновывает социальную значимость казачьей идеи, в системе духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Педагогику казачества можно рассматривать как этнопедагогику, обобщающую социальные знания и опыт, которые казачество накопило на протяжении своего развития как этнокультурная, сословная, субэтническая группа.  И в то же время - это казачья идея-традиция, выражающаяся в идеалах, ценностях, смыслах, обычаях и ритуалах казачьего образа жизни.  Педагогика казачества – это направление педагогических знаний и эмпириеского опыта, позволяющие решать многие проблемы духовно-нравственного воспитания в системе современного образования.

Педагогика казачества основывается на глубинной российской традиционности. В то же время её не следует понимать как простое воспроизводство прошлого. Современная педагогика казачества, как инновационная идея, находящаяся на начальном этапе своего научно-теоретического осмысления и развития, воплощает в себе синтез традиционного и нового. Её инновационность характеризуется появлением новых форм и моделей учебно-воспитательной деятельности, образованием духовно-воспитательных пространств, определяющих её значительную социопрактическую направленность.

Основными идеями педагогики казачества выступают: воспитание подрастающих поколений на идеалах и ценностях казачьей культуры, многовековой российской традиции народовластия; становление личности свободного (вольного) человека, укорененного в свою малую родину, культуру и историю России; воспитание молодёжи в духе патриотизма, становление в сознании молодёжи психологической готовности к служению Отечеству.

В наших школах реализуется программа развития «Духовно-нравственные и культурно-исторические ценности российского казачества как средство воспитания, развития и социализации, учащихся казачьих классов и групп».  На основе системного использования культурно-исторических традиций казачества в условиях интеграции основного, дополнительного образования и институтов социализации обеспечивается процесс духовно-нравственного воспитания учащихся. Такой подход к системе воспитания определяет становление современных поколений людей, мотивами и смыслами деятельности которых станет любовь к Родине, ответственность за результаты своей деятельности, готовность к созиданию будущего.

Сегодня вся Россия с надеждой смотрит на возрождение Казачества, веря в то, что возрождается не только форма, но и духовная основа общества.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Управление образования муниципального образования Лабинский район МБУ ДО ЦВР «Мир Лабы» имени Н.И. Кондратенко г. Лабинска Историко-культурные традиции казачества как одна из ведущих ролей в образовательном пространстве Епифанова Ольга Феодосьевна, методист, руководитель структурного подразделения отдела казачества, народных традиций и ОПК

Слайд 2

Без казаков сегодня невозможно поддержание общественного порядка на Кубани, охрана природных ресурсов, военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения и подготовка молодежи к службе в армии. Весома роль войска и в общественно-политической жизни края. Поэтому возрождения кубанского казачества стало событием для всех кубанцев.

Слайд 3

РОЖДЕНИЕ КАЗАКА Казак уже с рожденья – воин, Все дарят лук, одежду, стрелы, ружье, патроны, порох, пули. В 5 лет дитя по степи мог скакать, А чуть научится стрелять - И монету между пальцев пулей мог казак наш выбивать. Самым отвратительным пороком считали обман, Тут уже наказывал – атаман Наказанья были справедливы, Хотя, слышали мы, что очень строги, Но ведь это наши предки – казаки, А значит, они всегда были правы!

Слайд 4

У казаков все было подчиненно воспитанию воина. Так с момента рождения малыш был окружен вниманием казаков, заботой о том, чтобы вырастить из него казака – защитника Отечества, патриота Родины. Казак рождался воином. В 3 года казачата свободно сидели на лошади; в 10 - подростки могли гонять коней на водопой, запрячь и распрячь лошадь, пасти коней в ночном; в 12 они гарцевали на лошадях, ориентировались на местности, оказывали первую медицинскую помощь, 14-15 летние подростки могли джигитовать, преодолевать на скаку препятствия, рубить лозу, вести огонь. С 17 лет казак назывался малолетка. Начинались скачки, стрельба в цель на скаку, рубка – т.е. ученье воинскому делу. В 19 лет – приводился к присяге на верность службе.

Слайд 5

Старикам- уважение. Гостю – всё почтение. А женщине – любовь. Следует знать, что у казаков: Дружба – обычай; Товарищество – традиции; Гостеприимство – закон !

Слайд 7

Аналитический обзор исследований, рассматривающих образование в контексте культуры, показывает, что в основе культурологической образовательной модели лежат следующие концепции: - деятельностная, культурологическим инструментом которой выступает деятельность – познавательная, практико-преобразующая, коммуникативная, ценностно-ориентационная, эстетическая; -ценностная, представляющая процесс учения как формирование культурных личностных качеств, отвечающих идеальным характеристикам носителя культуры; -диалогическая, направленная на диалог в едином образовательном пространстве прошлых, настоящих и будущих культур.

Слайд 8

Педагогика казачества – это направление педагогических знаний и эмпириеского опыта, позволяющие решать многие проблемы духовно-нравственного воспитания в системе современного образования .

Слайд 9

Основными идеями педагогики казачества выступают: воспитание подрастающих поколений на идеалах и ценностях казачьей культуры, многовековой российской традиции народовластия; становление личности свободного (вольного) человека, укорененного в свою малую родину, культуру и историю России; воспитание молодёжи в духе патриотизма, становление в сознании молодёжи психологической готовности к служению Отечеству.

Слайд 10

К Казаком надо родиться, казаком надо стать, казаком надо быть

Слайд 11

К Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние культурно-образовательного пространства гимназии на повышение культурного уровня выпускника.

Культурно-образовательное пространства гимназии обогощает духовный мир школьников. Нельзя не отметить высокой роли географии в эстетическом воспитании учащихся: в формировании восприятия прекрасного...

Городской образовательный историко - культурный квест "Знатоки культуры"

Авторы и организаторы данного мероприятия: Кошелева А. И. учитель истории и обществознания МОУ "СОШ №::6", Лапшина Елена Юрьевна учитель истории и обществознания МОУ "Гимназия" гор...

ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ ОБЪЕКТОВ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ, КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Актуальность данной статьи продиктована сразу несколькими факторами. Во-первых, многие историко-культурные памятники, связанные с архитектурой, в наши дни находятся под угрозой исчезновения.  Опа...

Роль краеведения в реализации историко-культурного стандарта

Аннотация: Автор статьи проанализировала содержание историко-культурного стандарта по истории России и соответствующие учебники по истории России издательства «Дрофа и сделала вывод, что м...

Проект «Использование культурно-исторического и духовно-нравственного потенциала семейных традиций казачества в воспитании школьников»

Проект «Использование культурно-исторического и духовно-нравственного потенциала семейных традиций казачества в воспитании школьников» (в рамках федерального проекта в области образо...