Календарно-тематическое планирование по астрономии
рабочая программа по астрономии (10 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Центр образования №44
имени Маршала Советского Союза Г.К.Жукова»
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
по __________________АСТРОНОМИИИ_____________________________
(указать учебный предмет, курс)
____10____класс на 2021 - 2022 учебный год
Количество часов в год ___34________
Количество часов в неделю ____1_______
Планирование составлено на основе Рабочей программы курса «Астрономия» для учащихся 10 класса Борзовой Н.В. на 2017-2021 учебный год, утвержденной 26.03.2021 приказом № 248/1-о МБОУЦО № 44, в соответствии с авторской программой курса «Астрономия» для общеобразовательных учреждений Е.К. Страут, 2013 г. для классов базового уровня, ФГОС СОО, Приказом Минобрнауки РФ № 506 от 07.06.2017 __________________________________________________________________________
( реквизиты утверждения рабочей программы с датой)
Учитель: Борзова Надежда Викторовна
( Ф.И.О.)
Квалификация: высшая________
Педагогический стаж: _28 лет
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «АСТРОНОМИЯ»
1час в неделю, 34 часа
Учебник «Астрономия. 11 класс», Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страут, Дрофа 2016 г.
№ п/п | Тема | Общее количество часов | Практич. работы | Контрольные работы | Основные виды учебной деятельности учащегося |
1 | Что изучает астрономия. Наблюдения — основа астрономии. | 2 | - | — |
|
2 | Практические основы астрономии. | 5 | 2 | 1 |
|
3 | Строение Солнечной системы. | 7 | 1 | 1 |
|
4 | Природа тел Солнечной системы. | 8 | 2 | 1 |
|
5 | Солнце и звезды. | 6 | 1 | 1 |
|
6 | Строение и эволюция Вселенной. | 5 | - | - |
|
7 | Жизнь и разум во Вселенной. | 2 | - | 1 |
|
Итого | 34 | 4 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «АСТРОНОМИЯ»10 КЛАСС
(1 час в неделю, всего — 34 часа).
№ и тема урока | Содержание урока | Формы и методы контроля | Домаш-нее задание | Плани-руемая дата урока (неделя/ месяц) | ||
АСТРОНОМИЯ, ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ И СВЯЗЬ С ДРУГИМИ НАУКАМИ (2 ч) | ||||||
1. Что изучает астрономия. | Астрономия, со связь с другими науками. Развитие астрономии было вызвано практическими потребностями человека, начиная с глубокой древности. Астрономия. математика и физика развивалнсь в тесной связи друг с другом. Структура и масштабы Вселенной. | Беседа. Работа с текстом учебника и иллюстрациями. | § 1 | 1/09 | ||
2 Наблюдения — основа астрономии. | Наземные и космические приборы и методы исследования астрономических объектов. Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая астрономия. | Устный опрос. Беседа. | § 2 | 2/09 | ||
ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АСТРОНОМИИ (5 ч) | ||||||
3. Звезды и созвездия. Небесные координаты. Звездные карты. Практическая работа «Определение горизонтальныx небесныx координат». | Звездная величина как характеристика освещенности, создаваемой звездой. Согласно шкале звездных величин разность на 5 величин, различие в потоках света в 100 раз. Экваториальная система координат: прямое восхождение и склонение. Использование звездной карты для определения объектов, которые можно наблюдать в заданный момент времени. | Фронтальный опрос. Беседа. Практическая работа. | § 3, 4 | 3/09 | ||
4. Видимое движение звезд на различных географических широтах. | Высота полюса мира над горизонтом и ее зависимость от географической широты места наблюдения. Небесный меридиан. Кульминация светил. Определение географической широты по измерению высоты звезд в момент их кульминации. | Фронтальный опрос. Беседа. Работа с текстом учебника. | § 5 | 4/09 | ||
5. Годичное движение Солнца. Эклиптика. Практическая работа № 2 «Определение экваториальныx небесныx координат». | Эклиптика и зодиакальные созвездия. Наклон эклиптики к небесному экватору. Положение Солнца на эклиптике в дни равноденствий и солнцестояний. Изменение в течение года продолжительности дня и ночи на различных географических широтах. | Индивидуальный опрос. Беседа. Практическая работа. | § 6 | 5/10 | ||
6. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. | Луна — ближайшее к Земле небесное тело. ее единственный естественный спутник. Период обращения Луны вокруг Земли и вокруг своей оси — сидерический (звездный) месяц. Синодический месяц — период полной смены фаз Луны.Условия наступления солнечных и лунных затмений. Их периодичность. Полные, частные и кольцеобразные затмения Солнца. Полные и частные затмения Луны. Предвычисление будущих затмений. | Фронтальный опрос. Беседа. | § 7, 8 | 6/10 | ||
7. Время и календарь. | Точное время и определение географической долготы. Часовые пояса. Местное и поясное, летнее и зимнее время. Календарь — система счета длительных промежутков времени. История календаря. Високосные годы. Старый и новый стиль. | Тестирование. Беседа. | § 9 | 7/10 | ||
СТРОЕНИЕ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ (7 ч) | ||||||
8. Развитие представлений о строении мира. | Геоцентрическая система мира Аристотеля-Птолемея. Система эпициклов и дифферентов для объяснения петлеобразного движения планет. Создание Коперником гелиоцентрической системы мира. Роль Галилея в становлении новой системы мира. | Индивидуальный опрос. Беседа. | § 10 | 8/10 | ||
9. Конфигурации планет. Синодический период. | Внутренние и внешние планеты. Конфигурации планет: противостояние и соединение. Периодическое изменение условий видимости внутренних и внешних планет. Связь синодического и сидерического (звездного) периодов обращения планет. | Тестирование. Беседа. | § 11 | 9/10 | ||
10. Законы движения планет Солнечной системы. Практическая работа «Конфигурация планет». | Три закона Кеплера. Эллипс. Изменение скорости движения планет по эллиптическим орбитам. Открытие Кеплером законов движения планет — важный шаг на пути становления механики. Третий закон — основа для вычисления относительных расстояний планет от Солнца. | Фронтальный опрос. Практическая работа. | § 12 | 10/11 | ||
11. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. | Размеры и форма Земли. Триангуляция. Горизонтальный параллакс. Угловые и линейные размеры тел Солнечной системы. | Индивидуальный опрос. Беседа. | § 13 | 11/11 | ||
12. К/р №1 Практические основы астрономии» | Небесные координаты и звездные карты. Видимое движение звезд на разных географических широтах. Затмения Солнца и Луны. | к/р | — | 12/11 | ||
13. Открытие и применение закона всемирного тяготения. | Подтверждение справедливости закона тяготения для Луны и планет. Возмущения в движении тел Солнечной системы. Открытие планеты Нептун. Определение массы небесных тел. Масса и плотность Земли. Приливы и отливы | Фронтальный опрос. Беседа. | § 14 (1-5) | 13/12 | ||
14. Движение искусственных спутников, космических аппаратов в Солнечной системе. | Время старта КА и траектории полета к пллнетам и другим телам Солнечной системы. Выполнение маневров, необходимых для посадки на поверхность планеты или выход на орбиту вокруг нее. | Индивидуальный опрос. Беседа. | § 14 (6) | 14/12 | ||
ПРИРОДА ТЕЛ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ (8 ч) | ||||||
15. Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. | Гипотеза о формировании всех тел Солнечной системы в процессе длительной эволюции холодного газопылевого облака. Объяснение их природы на основе этой гипотезы. | Беседа. | § 15, 16 | 15/12 | ||
16. Система «Земля – Луна» | Краткие сведения о природе Земли. Условия на поверхности Луны. Два типа лунной поверхности — моря и материки. Горы, кратеры и другие формы рельефа. Процессы формирования поверхности Луны и ее рельефа. Результаты исследований, проведенных автоматическими аппаратами и астронавтами. Внутреннее строение Луны. Химический состав лунных пород. Обнаружение воды на Луне. Перспективы освоения Луны. | Фронтальный опрос. Беседа. | § 17 | 16/12 | ||
17. Природа планет земной группы. Практическая работа «Составление сравнительныx xарактеристик планет земной группы». | Сходство внутреннего строения и химического состава планет земной группы. Рельеф поверхности. Вулканизм и тектоника. Метеоритные кратеры. Особенности температурных условий на Меркурии, Венере и Марсе. Отличия состава атмосферы Земли от атмосфер Марса и Венеры. Сезонные изменения в атмосфере и на поверхности Марса. Состояние воды на Марсе в прошлом и в настоящее время. Эволюция природы планет. Поиски жизни на Марсе. | Беседа. Практическая работа. | § 18 | 17/01 | ||
18. Решение задач «Строение Солнечной системы» | Развитие представлений о строении мира. Конфигурации планет. Синодический период. Определение расстояний и размеров тел Солнечной системы. Законы движения планет. | РЗ | — | 18/01 | ||
19. Планеты-гиганты, их спутники и кольца. | Химический состав и внутреннее строение планет-гигантов. Источники энергии в недрах планет. Облачный покров и атмосферная циркуляция. Разнообразие природы спутников. Сходство при роды спутников с планетами земной группы и Луной. Наличие атмосфер у крупнейших спутников. Строение и состав колец. | Фронтальный опрос. Беседа. | § 19 | 19/01 | ||
20. Малые тела Солнечной системы | Астероиды главного пояса. Их размеры и численность. Малые тела пояса Койпера. Плутон и другие карликовые планеты. Кометы. Их строение и состав. Орбиты комет. Общая численность комет. Кометное облако Оорта. Астероидно-кометная опасность. Возможности и способы ее предотвращения. Одиночные метеоры. Скорости встречи с Землей. Небольшие тела (метеороиды). Метеорные потоки, их связь с кометами. Крупные тела. Явление болида, падение метеорита. Классификация метеоритов: железные, каменные, железокаменные. | Тестирование. Беседа. | § 20 | |||
21. Контрольная работа № 2 по теме «Природа тел Солнечной системы». | Система «Земля – Луна» Планеты земной группы. Далекие планеты. Малые тела Солнечной системы. | Беседа. Контрольная работа. | § 15-20 | 21/02 | ||
СОЛНЦЕ И ЗВЕЗДЫ (6 ч) | ||||||
22. Солнце, состав и внутреннее строение. | Источник энергии Солнца и звезд — термоядерные реакции. Перенос энергии внутри Солнца. Строение его атмосферы. Грануляция. Солнечная корона. Обнаружение потока солнечных нейтрино. Значение этого открытия для физики и астрофизики. | Беседа | § 21 (1-3) | 22/02 | ||
23. Солнечная активность и ее влияние на Землю. | Проявления солнечной активности: солнечные пятна, протуберанцы, вспышки, корональные выбросы массы. Потоки солнечной плазмы. Их влияние на состояние магнитосферы Земли. Магнитные бури, полярные сияния и другие геофизические явления, влияющие на радиосвязь, сбои в линиях электропередачи. Период изменения солнечной активности. | Фронтальный опрос. Беседа | § 21 (4) | 23/02 | ||
24. Расстояния до звезд. Характеристики излучения звезд. | Звезда — природный термоядерный реактор. Светимость звезды. Многообразие мира звезд. Их спектральная классификация. Звезды-гиганты и звезды-карлики. Диаграмма «спектр — светимость». | Тестирование. Беседа | § 22 | 24/03 | ||
25. Массы и размеры звезд. | Двойные и кратные звезды. Звездные скопления. Их масса, плотность, состав и возраст. Модели звезд. | Индивидуальный опрос. Беседа. | § 23 | 25/03 | ||
26. Переменные и нестационарные звезды. | Цефеиды — природные автоколебательные системы. Зависимость «период — светимость». Затменно-двойные звезды. Вспышки Новых —явление в тесных системах двойных звезд. Открытие «экзопланет» — планет и планетных систем вокруг других звезд. | Беседа. | § 24 | 26/03 | ||
27. Эволюция звезд. Решение задач по теме «Xарактеристики звезд». | Зависимость скорости и продолжительности эволюции звезд от их массы. Вспышка Сверхновой — взрыв звезды в конце ее эволюции. Конечные стадии жизни звезд: белые карлики. нейтронные звезды (пульсары), черные дыры. | Беседа. Практическая работа. | П.21-24 | 27/04 | ||
28. К/р №3 «Солнце и звезды» | Солнце- ближайшая звезда. Расстояние до звезд. Массы и размеры звезд. Переменные и нестационарные звезды. | к/р | П.21-24 | 28/04 | ||
СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ (5 ч) | ||||||
29. Наша Галактика. | Размеры и строение Галактики. Расположение и движение Солнца. Плоская и сферическая подсистемы Галактики. Ядро и спиральные рукава Галактики. Вращение Галактики и проблема «скрытой массы». | Беседа. | § 25 (1, 2) | 29/04 | ||
30. Наша Галактика. | Радиоизлучение межзвездного вещества. Его состав. Области звездообразования. Обнаружение сложных органических молекул. Взаимосвязь звезд и межзвездной среды. Планетарные туманности — остатки вспышек Сверхновых звезд. | Тестирование. Беседа. | § 25 (3, 4) | 30/04 | ||
31. Другие звездные системы — галактики. | Спиральные, эллиптические и неправильные галактики. Их отличительные особенности, размеры, масса, количество звезд. Сверхмассивные черные дыры в ядрах галактик. Квазары и радиогалактики. Взаимодействующие галактики. Скопления и сверхскопления галактик. | § 26 | 31/05 | |||
32 Основы современной космологии | Общая теория относительности. Стационарная Вселенная А. Эйнштейна. Вывод Л. Л. Фридмана о нестационарности Вселенной. «Красное смешение» в спектрах галактик и закон Хаббла. Расширение Вселенной происходит однородно и изотропно. Гипотеза Г. А. Гамова о горячем начале Вселенной, ее обоснование и подтверждение. Реликтовое излучение. Теория Большого взрыва. Образование химических элементов. Формирование галактик и звезд. Ускорение рас ширения Вселенной. «Темная энергия» и антитя- готение. | Беседа. | § 27 | 32/05 | ||
ЖИЗНЬ И РАЗУМ ВО ВСЕЛЕННОЙ (2 ч). | ||||||
33. Жизнь и разум во Вселенной | Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности радиоастрономии и космонавтики для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании. | Конференция. | § 28 | 33/05 | ||
34.К/р №4 «Строение и эволюция Вселенной». | Наша галактика. Другие галактики. Основы современной космологии. | к/р | П.25-28 | 34/05 |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Центр образования №44
имени Маршала Советского Союза Г.К.Жукова»
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
для обучающихся надомного обучения
по __________________АСТРОНОМИИИ_____________________________
(указать учебный предмет, курс)
____10____класс на 2020 - 2021 учебный год
Учащийся: Костырин Дмитрий _______
Количество часов в год ___34________
Количество часов в неделю ____1_______
Планирование составлено на основе Рабочей программы курса «Астрономия» для учащихся 10 класса Борзовой Н.В. на 2017-2021 учебный год, утвержденной 01.09.2017 приказом № 462\1-а МБОУЦО № 44, в соответствии с авторской программой курса «Астрономия» для общеобразовательных учреждений Е.К. Страут, 2013 г. для классов базового уровня, ФГОС СОО, Приказом Минобрнауки РФ № 506 от 07.06.2017 __________________________________________________________________________
( реквизиты утверждения рабочей программы с датой)
Учитель: Борзова Надежда Викторовна
( Ф.И.О.)
Квалификация: высшая________
Педагогический стаж: _27 лет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс
Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. Стрельникова М.: Просвещение, 2006
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11)Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. СтрельниковаМ.: Просвещение, 2006(рассчитан на 3 часа ...
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-9” (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-9” (серия УМК 5-11)Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, Л.Н. Григорьева, И.П. Костина, Е.В.Кузнецова, О.В.ДувановаМ.: Прос...
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)
Календарно-тематическое поурочное планирование по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ АСТРОНОМИЯ
Календарно - тематический план для программы учебной дисциплины АСТРОНОМИЯ для профессий среднего профессионального образования технического профиля (Топ-50)08.01.24 Мастер столярно-стекольных, плотни...