Календарно-тематическое планирование по астрономии
рабочая программа по астрономии (10 класс)

Борзова Надежда Викторовна

Астрономия 10 класс ФГОС СОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ktp_astronom-10_1ch_2021-2025.doc177 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Центр образования №44

имени Маршала Советского Союза Г.К.Жукова»

                               

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

по __________________АСТРОНОМИИИ_____________________________

(указать учебный предмет, курс)

____10____класс    на   2021 -  2022 учебный год

Количество  часов  в год        ___34________

Количество часов в  неделю  ____1_______

Планирование составлено на основе Рабочей программы курса «Астрономия» для учащихся 10 класса Борзовой Н.В.  на 2017-2021 учебный год, утвержденной 26.03.2021 приказом № 248/1-о  МБОУЦО № 44, в соответствии с авторской программой курса «Астрономия» для общеобразовательных учреждений Е.К. Страут, 2013 г. для классов базового уровня, ФГОС СОО, Приказом Минобрнауки РФ № 506 от 07.06.2017 __________________________________________________________________________

( реквизиты утверждения рабочей программы с датой)

                                                                             Учитель: Борзова Надежда Викторовна

                                                                                                          ( Ф.И.О.)

                                                                    Квалификация: высшая________

                                                                   Педагогический стаж: _28 лет

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «АСТРОНОМИЯ»

1час в неделю, 34 часа

Учебник «Астрономия. 11 класс», Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страут,  Дрофа 2016 г.

№ п/п

Тема

Общее количество часов

Практич. работы

Контрольные работы

Основные виды учебной деятельности учащегося

1

Что изучает астрономия. Наблюдения — основа астрономии.

2

-

  • Поиск примеров, подтверждающих практическую направленность астрономии.
  • Применяет знания, полученные в курсе физики, для описании устройства телескопа. Характеризует преимущества наблюдений, проводимых из космоса.

2

Практические основы астрономии.

5

2

1

  • Подготовка презентации об истории названий созвездий и звезд.
  • Применяет знания, полученные в курсе географии, о составлении карт в различных проекциях.
  • Работает со звездной картой при организации и проведении наблюдений
  • Характеризует отличительные особенности суточного движения звезд на полюсах, экваторе и в средних широтах Земли.
  • Характеризует особенности суточного движения Солнца на полюсах. экваторе и в средних широтах Земли
  • Изучает основные фазы Луны. Описывает порядок их смены. Анализирует причины, по которым Луна всегда обращена к Земле одной стороной.
  • Описывает взаимное расположение Земли, Луны и Солнца в моменты затмений.
  • Объясняет причины, по которым затмения Солнца и Луны не происходят каждый месяц
  • Подготовка и презентация сообщения об истории календаря.
  • Анализирует необходимость введения часовых поясов, високосных лет и нового календарного стиля.

3

Строение Солнечной системы.

7

1

1

  • Подготовка и презентация сообщения означении открытий Коперника и Галилея для формирования научной картины мира. Объясняет петлеобразное движение планет с использованием эпициклов и дифферентов.
  • Описывает условия видимости планет, находящихся в различных конфигурациях.
  • Решает задачи на вычисление звездных периодов обращения внутренних и внешних планет.
  • Анализирует законы Кеплера, их значения для развития физики и астрономии.
  • Решает задачи на вычисление расстояний планет от Солнца на основе третьего закона Кеплера.
  • Решает задачи на вычисление расстояний и размеров объектов.
  • Построение плана Солнечной системы в принятом масштабе с указанием положения планет на орбитах. Определение возможности их наблюдения на заданную дату.
  • Решает задачи на вычисление массы планет.
  • Объясняет механизм возникновения возмущений и приливов.
  • Подготовка и презентация сообщения о КА, исследующих природу тел Солнечной системы.

4

Природа тел Солнечной системы.

8

2

1

  • На основе знаний физических законов объясняет явления и процессы, происходящие в атмосферах планет. Описывает  и сравнивает природы планет земной группы. Объяснение причин существующих различий.
  • Подготовка и презентация сообщения о результатах исследований планет земной группы.
  • Подготовка и презентация сообщения по этой проблеме. Участие в дискуссии.
  • На основе знаний законов физики описание природы планет-гигантов. Подготовка и презентация сообщения о новых результатах иоследований планет гигантов, их спутников  и колец.
  • Анализирует определение понятия «планета».
  • Описывает внешний вид астероидов и комет.
  • Объясняет процессы, происходящие в комете, при изменении ее расстояния от Солнца.
  • Подготовка и презентация сообщения о способах обнаружения опасных космических объектов и предотвращения их столкновения с Землей.
  • На основе знания законов физики описывает и объясняет явления метеора и болида.
  • Подготовка сообщения о падении наиболее известных метеоритов.

5

Солнце и звезды.

6

1

1

  • На основе знаний физических законов описывает и объясняет явления и процессы, наблюдаемые на Солнце.
  • Описывает  процессы, происходящие при термоядерных реакциях протон-протонного цикла.
  • На основе знаний о плазме, полученных в курсе физики, описывает образование пятен, протуберанцев и других проявлений солнечной активности.
  • Характеризует процессы солнечной активности и механизма их влияния на Землю.
  • Определяет понятие «звезда». Указывает положение звезд на диаграмме «спектр — светимость» согласно их характеристикам.
  • Анализирует основные группы диаграммы.
  • На основе знаний по физике описывает пульсацию цефеид как автоколебательного процесса.
  • Подготовка сообщения о способах обнаружения «экзопланет» и полученных результатах.
  • На основе знаний по физике оценивает  время свечения звезды по известной массе запасов водорода; для описания природы объектов на конечной стадии эволюции звезд.

6

Строение и эволюция Вселенной.

5

-

-

  • Описывает строение и структуру Галактики.
  • Изучает объекты плоской и сферической подсистем.
  • Подготовка сообщения о развитии исследований Галактики.
  • На основе знаний по физике объясняет различные механизмы радиоизлучения.
  • Описывает процесс формирования звезд из холодных газопылевых облаков.
  • Определяет типы галактик.
  • Подготовка сообщения о наиболее интересных исследованиях галактик,  квазаров и других далеких объектов.
  • Применяет принцип Доплера для объяснения     « красного смещения» .
  • Подготовка сообщения о деятельности Хаббла и Фридмана. Доказывает справедливость закона Хаббла для наблюдателя, расположенного в любой галактике.
  • Подготовка и презентация сообщения о деятельности Гамова и .лауреатов Нобелевской премии по физике за работы по космологии.

7

Жизнь и разум во Вселенной.

2

-

1

  • Подготовка и презентация сообщения о современном состоянии научных исследований по проблеме существования внеземной жизни во Вселенной.
  • Участвует в дискуссии по этой проблеме.

Итого

34

4

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «АСТРОНОМИЯ»10 КЛАСС

(1 час в неделю, всего — 34 часа).

№ и тема

урока

Содержание

урока

Формы и методы контроля

Домаш-нее задание

Плани-руемая дата урока (неделя/

месяц)

АСТРОНОМИЯ, ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ И СВЯЗЬ С ДРУГИМИ НАУКАМИ (2 ч)

1. Что изучает астрономия.

Астрономия, со связь с другими науками. Развитие астрономии было вызвано практическими потребностями человека, начиная с глубокой древности. Астрономия. математика и физика развивалнсь в тесной связи друг с другом. Структура и масштабы Вселенной.

Беседа. Работа с текстом учебника и иллюстрациями.

§ 1

1/09

2 Наблюдения — основа астрономии.

Наземные и космические приборы и методы исследования астрономических объектов. Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая астрономия.

Устный опрос.

Беседа.

§ 2

2/09

ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АСТРОНОМИИ (5 ч)

3. Звезды и созвездия. Небесные координаты. Звездные карты. Практическая работа  «Определение горизонтальныx небесныx координат».

Звездная величина как характеристика освещенности, создаваемой звездой. Согласно шкале звездных величин разность на 5 величин, различие в потоках света в 100 раз. Экваториальная система координат: прямое восхождение и склонение. Использование звездной карты для определения объектов, которые можно наблюдать в заданный момент времени.

Фронтальный опрос.

Беседа. Практическая работа.

§ 3, 4

3/09

4. Видимое движение звезд на различных географических широтах.

Высота полюса мира над горизонтом и ее зависимость от географической широты места наблюдения. Небесный меридиан. Кульминация светил. Определение географической широты по измерению высоты звезд в момент их кульминации.

Фронтальный опрос.

Беседа.

Работа с текстом учебника.

§ 5

4/09

5. Годичное движение Солнца. Эклиптика. Практическая работа № 2 «Определение экваториальныx небесныx координат».

Эклиптика и зодиакальные созвездия. Наклон эклиптики к небесному экватору. Положение Солнца на эклиптике в дни равноденствий и  солнцестояний. Изменение в течение года продолжительности дня и ночи на различных географических широтах.

Индивидуальный опрос.

Беседа. Практическая работа.

§ 6

5/10

6. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны.

Луна — ближайшее к Земле небесное тело. ее единственный естественный спутник. Период обращения Луны вокруг Земли и вокруг своей оси — сидерический (звездный) месяц. Синодический месяц — период полной смены фаз Луны.Условия наступления солнечных и лунных затмений. Их периодичность. Полные, частные и кольцеобразные затмения Солнца. Полные и частные затмения Луны. Предвычисление будущих затмений.

Фронтальный опрос.

Беседа.

§ 7, 8

6/10

7. Время и календарь.

Точное время и определение географической долготы. Часовые пояса. Местное и поясное, летнее и зимнее время. Календарь — система счета длительных промежутков времени. История календаря. Високосные годы. Старый и новый стиль.

Тестирование. Беседа.

§ 9

7/10

СТРОЕНИЕ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ (7 ч)

8. Развитие представлений о строении мира.

Геоцентрическая система мира Аристотеля-Птолемея. Система эпициклов и дифферентов для объяснения петлеобразного движения планет. Создание Коперником гелиоцентрической системы мира. Роль Галилея в становлении новой системы мира.

Индивидуальный опрос.

Беседа.

§ 10

8/10

9. Конфигурации планет. Синодический период.

Внутренние и внешние планеты. Конфигурации планет: противостояние и соединение. Периодическое изменение условий видимости внутренних и внешних планет. Связь синодического и сидерического (звездного) периодов обращения планет.

Тестирование.

Беседа.

§ 11

9/10

10. Законы движения планет     Солнечной системы. Практическая работа  «Конфигурация планет».

Три закона Кеплера. Эллипс. Изменение скорости движения планет по эллиптическим орбитам. Открытие Кеплером законов движения планет — важный шаг на пути становления механики. Третий закон — основа для вычисления относительных расстояний планет от Солнца.

Фронтальный опрос.

Практическая работа.

§ 12

10/11

11. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе.

Размеры и форма Земли. Триангуляция. Горизонтальный параллакс. Угловые и линейные размеры тел Солнечной системы.

Индивидуальный опрос.

Беседа.

§ 13

11/11

12. К/р №1 Практические основы астрономии»

Небесные координаты и звездные карты. Видимое движение звезд на разных географических широтах. Затмения Солнца и Луны.

к/р

12/11

13. Открытие и применение закона всемирного тяготения.

Подтверждение справедливости закона тяготения для Луны и планет. Возмущения в движении тел Солнечной системы. Открытие планеты Нептун. Определение массы небесных тел. Масса и плотность Земли. Приливы и отливы

Фронтальный опрос.

Беседа.

§ 14 (1-5)

13/12

14. Движение искусственных спутников, космических аппаратов в Солнечной системе.

Время старта КА и траектории полета к пллнетам и другим телам Солнечной системы. Выполнение маневров, необходимых для посадки на поверхность планеты или выход на орбиту вокруг нее.

Индивидуальный опрос.

Беседа.

§ 14 (6)

14/12

ПРИРОДА ТЕЛ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ (8 ч)

15. Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение.

Гипотеза о формировании всех тел Солнечной системы в процессе длительной эволюции холодного газопылевого облака. Объяснение их природы на основе этой гипотезы.

Беседа.

§ 15, 16

15/12

16. Система «Земля – Луна»

Краткие сведения о природе Земли. Условия на поверхности Луны. Два типа лунной поверхности —  моря и материки. Горы, кратеры и другие формы рельефа. Процессы формирования поверхности Луны и ее рельефа. Результаты исследований, проведенных автоматическими аппаратами и астронавтами. Внутреннее строение Луны. Химический состав лунных пород. Обнаружение воды на Луне. Перспективы освоения Луны.

Фронтальный опрос.

Беседа.

§ 17

16/12

17. Природа планет земной группы. Практическая работа    «Составление сравнительныx xарактеристик планет земной группы».

Сходство внутреннего строения и химического состава планет земной группы. Рельеф поверхности. Вулканизм и тектоника. Метеоритные кратеры. Особенности температурных условий на Меркурии, Венере и Марсе. Отличия состава атмосферы Земли от атмосфер Марса и Венеры. Сезонные изменения в атмосфере и на поверхности Марса. Состояние воды на Марсе в прошлом и в настоящее время. Эволюция природы планет. Поиски жизни на Марсе.

Беседа. Практическая работа.

§ 18

17/01

18. Решение задач «Строение Солнечной системы»

Развитие представлений о строении мира. Конфигурации планет. Синодический период. Определение расстояний и размеров тел Солнечной системы. Законы движения планет.

РЗ

18/01

19. Планеты-гиганты, их спутники и кольца.

Химический состав и внутреннее строение планет-гигантов. Источники энергии в недрах планет.

Облачный покров и атмосферная циркуляция. Разнообразие природы спутников. Сходство при роды спутников с планетами земной группы и Луной. Наличие атмосфер у крупнейших спутников. Строение и состав колец.

Фронтальный опрос.

Беседа.

§ 19

19/01

20. Малые тела Солнечной системы

Астероиды главного пояса. Их размеры и численность. Малые тела пояса Койпера. Плутон и другие карликовые планеты. Кометы. Их строение и состав. Орбиты комет. Общая численность комет. Кометное облако Оорта.

Астероидно-кометная опасность. Возможности и способы ее предотвращения. Одиночные метеоры. Скорости встречи с Землей. Небольшие тела (метеороиды). Метеорные потоки, их связь с кометами. Крупные тела. Явление болида, падение метеорита. Классификация метеоритов: железные, каменные, железокаменные.

Тестирование.

Беседа.

§ 20

21. Контрольная работа № 2 по теме «Природа тел Солнечной системы».

Система «Земля – Луна» Планеты земной группы. Далекие планеты. Малые тела Солнечной системы.

Беседа.

Контрольная работа.

§ 15-20

21/02

СОЛНЦЕ И ЗВЕЗДЫ (6 ч)

22. Солнце, состав и внутреннее строение.

Источник энергии Солнца и звезд — термоядерные реакции. Перенос энергии внутри Солнца. Строение его атмосферы. Грануляция. Солнечная корона. Обнаружение потока солнечных нейтрино. Значение этого открытия для физики и астрофизики.

Беседа

§ 21 (1-3)

22/02

23. Солнечная активность и ее влияние на Землю.

Проявления солнечной активности: солнечные пятна, протуберанцы, вспышки, корональные выбросы массы. Потоки солнечной плазмы. Их влияние на состояние магнитосферы Земли. Магнитные бури, полярные сияния и другие геофизические явления, влияющие на радиосвязь, сбои в линиях электропередачи. Период изменения солнечной активности.

Фронтальный опрос.

Беседа

§ 21 (4)

23/02

24. Расстояния до звезд. Характеристики излучения звезд.

Звезда — природный термоядерный реактор. Светимость звезды. Многообразие мира звезд. Их спектральная классификация. Звезды-гиганты и звезды-карлики. Диаграмма «спектр — светимость».

Тестирование.

Беседа

§ 22

24/03

25. Массы и размеры звезд.

Двойные и кратные звезды. Звездные скопления. Их масса, плотность, состав и возраст. Модели звезд.

Индивидуальный опрос.

Беседа.

§ 23

25/03

26. Переменные и нестационарные звезды.

Цефеиды — природные автоколебательные системы. Зависимость «период — светимость». Затменно-двойные звезды.  Вспышки Новых —явление в тесных системах двойных звезд. Открытие «экзопланет» — планет и планетных систем вокруг других звезд.

Беседа.

§ 24

26/03

27.  Эволюция звезд. Решение задач по теме «Xарактеристики звезд».

Зависимость скорости и продолжительности эволюции звезд от их массы. Вспышка Сверхновой — взрыв звезды в конце ее эволюции. Конечные стадии жизни звезд: белые карлики. нейтронные звезды (пульсары), черные дыры.

Беседа. Практическая работа.

П.21-24

27/04

28. К/р №3 «Солнце и звезды»

Солнце- ближайшая звезда. Расстояние до звезд. Массы и размеры звезд. Переменные и нестационарные звезды.

к/р

П.21-24

28/04

СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ (5 ч)

29. Наша Галактика.

Размеры и строение Галактики. Расположение и движение Солнца. Плоская и сферическая подсистемы Галактики. Ядро и спиральные рукава Галактики. Вращение Галактики и проблема «скрытой массы».

Беседа.

§ 25 (1, 2)

29/04

30. Наша Галактика.

Радиоизлучение межзвездного вещества. Его состав. Области звездообразования. Обнаружение сложных органических молекул. Взаимосвязь звезд и межзвездной среды. Планетарные туманности — остатки вспышек Сверхновых звезд.

Тестирование.

Беседа.

§ 25 (3, 4)

30/04

31. Другие звездные системы — галактики.

Спиральные, эллиптические и неправильные галактики. Их отличительные особенности, размеры, масса, количество звезд. Сверхмассивные черные дыры в ядрах галактик. Квазары и радиогалактики. Взаимодействующие галактики. Скопления и сверхскопления галактик.

§ 26

31/05

32

Основы современной космологии

Общая теория относительности. Стационарная Вселенная А. Эйнштейна. Вывод Л. Л. Фридмана о нестационарности Вселенной. «Красное смешение» в спектрах галактик и закон Хаббла. Расширение Вселенной происходит однородно и изотропно.

Гипотеза Г. А. Гамова о горячем начале Вселенной, ее обоснование и подтверждение. Реликтовое излучение. Теория Большого взрыва. Образование химических элементов. Формирование галактик и звезд. Ускорение рас ширения Вселенной. «Темная энергия» и антитя- готение.

Беседа.

§ 27

32/05

ЖИЗНЬ И РАЗУМ ВО ВСЕЛЕННОЙ (2 ч).

33. Жизнь и разум во Вселенной

Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности радиоастрономии и космонавтики для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании.

Конференция.

§ 28

33/05

34.К/р №4 «Строение и эволюция Вселенной».

Наша галактика. Другие галактики. Основы современной космологии.

к/р

П.25-28

34/05

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Центр образования №44

имени Маршала Советского Союза Г.К.Жукова»

                               

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

 для обучающихся надомного обучения

по __________________АСТРОНОМИИИ_____________________________

(указать учебный предмет, курс)

____10____класс    на   2020 -  2021 учебный год

Учащийся:               Костырин Дмитрий _______

Количество  часов  в год        ___34________

Количество часов в  неделю  ____1_______

Планирование составлено на основе Рабочей программы курса «Астрономия» для учащихся 10 класса Борзовой Н.В.  на 2017-2021 учебный год, утвержденной 01.09.2017 приказом № 462\1-а  МБОУЦО № 44, в соответствии с авторской программой курса «Астрономия» для общеобразовательных учреждений Е.К. Страут, 2013 г. для классов базового уровня, ФГОС СОО, Приказом Минобрнауки РФ № 506 от 07.06.2017 __________________________________________________________________________

( реквизиты утверждения рабочей программы с датой)

                                                                             Учитель: Борзова Надежда Викторовна

                                                                                                          ( Ф.И.О.)

                                                                    Квалификация: высшая________

                                                                   Педагогический стаж: _27 лет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. Стрельникова М.: Просвещение, 2006

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11)Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. СтрельниковаМ.: Просвещение, 2006(рассчитан на 3 часа ...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-9” (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-9” (серия УМК 5-11)Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, Л.Н. Григорьева, И.П. Костина, Е.В.Кузнецова, О.В.ДувановаМ.: Прос...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование  по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ АСТРОНОМИЯ

Календарно - тематический план для программы учебной дисциплины АСТРОНОМИЯ для профессий среднего профессионального образования технического профиля (Топ-50)08.01.24 Мастер столярно-стекольных, плотни...