Главные вкладки
Борзова Надежда Викторовна
Сайт учителя физики, педагога - психолога "Обучение с увлечением"
Профессия: Учитель физики и математики; психолог
Профессиональные интересы: Создание цифровых ресурсов; занимательный эксперимент
Увлечения: Создание видеофильмов, сценарии.
Регион: Тульская область
Населенный пункт: г.Тула
Место работы: МБОУЦО № 44 г. Тулы
Звание, ученая степень: Публикация материалов в сборнике I Международного фестиваля педагогических идей (коды ISBN 978-5-9066117-01-9, УДК 37.0, ББК 74.04, С76).
Навигация
Мои сайты
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/nadezhda-borzovaЧто пользы тебе, если весь мир приобретешь, душу же свою погубишь?
Надежда Викторовна Борзова – учитель физики высшей квалификационной категории, имеющая высшее образование и 28 летний стаж педагогической работы. Возглавляю ШМО классных руководителей МОУ ЦО №44, возглавляла ШМО МБОУСОШ № 63, являюсь руководителем научного общества учащихся «ПУТЬ К ИСТИНЕ». Отмечена грамотами и благодарностями школы, РОНО, МОУ ДОД «ДД(Ю)Т», ГУО за успехи в реализации учебно - воспитательного процесса и творческий вклад в формировании личности учащихся.
Тема самообразования: оптимизация урока физики через развитие творческих способностей учащихся.
Цель: выявить наиболее оптимальные для урока физики способы развития творческих способностей учащихся и апробировать их.
Средства достижения цели: использование наиболее эффективных приемов активизации познавательной деятельности учащихся.
О себе
Преподавание курса физики вскрыло ряд проблем: формирование физической картины мира требует интегрированного подхода, анализа накопленного опыта и духовно-культурных ценностей предыдущих поколений и самого субъекта познания; при этом классно-урочная система дает невысокие результаты; методика образования отстает от развития цифровых технологий.
Поэтому для достижения поставленной цели я полагаюсь на знания и навыки учащихся. В мою жизнь прочно вошло правило К.Д. Ушинского, который говорил, что на долю воспитанника должно оставаться столько труда, сколько могут одолеть его молодые силы.
2.2 Начало формирования своей педагогической системы
На начальном этапе своего самоопределения, я увидела большую текучесть педагогических кадров и поняла, что имея стремление к познанию, ребенок не всегда имеет возможность раскрыть свои таланты. Первыми наставниками на пути творческого развития детей для меня стали педагоги школы №8 г. Тулы: Л.В. Бубенина, В.М. Аврутин, методист ТОИРО Т.А. Беднягина. В формировании педагогического опыта огромное влияние оказали преподаватели ТГПИ Н.Н. Сотский и В.В. Северьянов, директор МОУСОШ № 63 Н.Н. Трушина.
В Новом завете написано: «Любите наставников ваших, и дастся вам!» Результатом совместного труда стало активное развитие познавательных интересов моих учеников в процессе приобретения знаний по физике.
Я выдвинула гипотезу, что развить творческие способности учащихся можно с помощью личностно-ориентированных развивающих технологий через интеграцию предметов, проектную деятельность и использование ИКТ на уроках физики и во внеурочной деятельности.
Основополагающими принципами моего опыта стали:
Единение научности в образовании, компетентности в развитии, нравственности и духовности в воспитании.
Анализируя мировую практику последних лет и президентскую программу модернизации образования, можно утверждать, что выбранные мною личностно-ориентированные технологии являются ведущими. Они направлены на результат деятельности и развивают конкурентоспособность и компетентность человека.
Теоретической базой опыта являются положения Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина о системно - деятельностном подходе к обучению, Н.И. Запрудского об интегральных технологиях обучения, А.Н. Крутского, Л.А. Ивановой о психодидактике и технологиях в преподавании физики, Е.С. Полант, О.В. Лебедева о новых образовательных технологиях, основанных на компетентностном подходе к обучению учащихся.
К духовной составляющей этого вопроса назидает житие святителя Луки Войно-Ясенецкого, жизнь А. Эйнштейна, Г.Галилея, Д.И. Менделеева, И. Ньютона, которые через всю свою жизнь пронесли веру в Господа и верность науке. Святой Иоанн Кронштадский писал, что таланты нужно употреблять в дело.
Проблемой развития творческих способностей учащихся занимались многие известные ученые: М.Планк, А.Эйнштейн, П.Капица и другие. А.В. Усова считает их частью воспитания, В.Г. Разумовский рассматривает их в психологии творчества, как вид деятельности человека, результатом которой является продукт, обладающий новизной и общественной значимостью. Творчество - высшая форма активности и самостоятельной деятельности человека.
Главный акцент современного образования делается на активных индивидах, осознающих глобальные проблемы человечества. Они и являются точкой отсчета наших действий. Поэтому я поставила для себя цель направить эти действия, определить величину этого вектора. Всегда нужно помнить, что не все, что мы узнаем, нас назидает, полученные знания могут действовать во вред.
Апостол Павел говорит: «Если имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто» (1 Крф, 13,2). Отсюда видно, что направление деятельности определяют природные таланты, а количество действия зависит от нравственно-культурных ценностей.
Ведущую идею своей педагогической системы я сформулировала так: личность, готовую к самореализации, необходимо направить на результат, соответствующий творческим способностям человека, соразмерно с его духовными силами.
Подтвердить гипотезу и осуществить компетентностный подход на уроке физики и во внеурочной деятельности стало возможным с методом проектов - педагогической технологией, позволяющей школьникам интегрировать имеющиеся знания, создавать новый, практически значимый продукт.
Я провела диагностику соответствия мотивационной сферы ключевым компетентностям учащихся своей школы (приложение 1 - 1.1). В опросе участвовали все школьники 8 классов. В 8Г используются мною обычные методы классно-урочной системы, в 8 А, 8Б, 8В - проектные методы в рамках урока физики, кроме того учащиеся 8Б класса активно занимаются этой наукой и во внеурочное время, являются членами НОУ.
Анализ ответов показывает, что все дети любят опыты, их деятельность направлена на практику (приложение 1 - 1.4). Диаграммы 1.2-1.4 (приложение 1) выявляют 3 группы активности участников образовательного процесса: пассивных в 8Г, пассивно-активных в 8АВ, активных в 8Б. При этом отмечается тенденция смены пассивной деятельности (ориентированной на рассказ учителя и демонстрационный эксперимент) на активные формы: проектную индивидуальную деятельность, проект в группе, самостоятельные опыты, демонстрации, решение задач. Меняется и структура мотивации: она становятся более разнообразной, удельный вес ее выравнивается. Прослеживается гибкость личностной ориентации и стремление к самореализации в тех группах учащихся, где используется компетентностный подход и проектные методы, направленные на развитие творческих способностей учащихся (приложение 1 - 1.2). Диаграмма 1.3 (приложение 1 – 1.3) показывает, что с ростом активности коллективная деятельность в соавторстве меняется на самостоятельную проектную творческую деятельность, связанную наблюдением физических явлений. Отмечается желание сотрудничества в решении задач, в выполнении докладов и творческих работ. Поэтому информированность ученика не является приоритетной, более важно, когда мои дети владеют ключевыми и предметными компетентностями. С ростом учебно-познавательных и информационных навыков, меняется структура компетенции коммуникации и самосовершенствования (приложение 1), что может привести к замкнутости, эгоцентризму. Поэтому нужно заботиться и о духовной составляющей этого вопроса, об умении школьников разрешать возникающие проблемы.
Проектная деятельность, таким образом, способствует развитию творческих способностей, является наиболее эффективной, но таит в себе ряд опасностей личностного роста, удаляя учащегося от индекса реальных возможностей. Поэтому основополагающие принципы и ведущая идея моего опыта связанны с триединством педагогических действий: научностью, компетентностью и духовностью образования (приложение 2 – 2.1,2.2).
В настоящий момент времени я решаю проблему отставания образовательных методик от ИКТ, мы с учениками создаем собственные цифровые ресурсы: видеофильмы, видеобанк физического эксперимента, учимся создавать мультимедиадиски, электронные учебники (приложение 9). Во всем этом меня поддерживают дети, являются соавторами этого творческого процесса.
Индивидуальную систему я реализую не только на уроке, но и вне урока. Мною была апробирована методика использования творческих работ путем активизации визуально-кинестетического, аудиального каналов восприятия информации (приложение 3), техника использования творческих работ учащихся на уроке физики путем активизации ассиметрии головного мозга (приложение 4). Был опубликован ряд работ (приложения 5,9), в том числе и в интернете (http://school63.70.mb.ru; http://www.tayger2008.narod.ru).
В процессе исследования оптимизации урока физики наиболее удачными методами, позволяющими вносить изменения в обучение и варьировать ходом урока, стал для меня эксперимент и формализованный метод системного подхода, основанный на возрастной периодизации и интегрированном изучении курса физики с учетом педагогических инноваций.
Анализ школьной документации показывает, что качество знаний учащихся 7-11 классов, в которых я работаю, растет (приложение 6-6.1), через интеграцию, информатизацию и проект развиваются детские творческие способности (приложение6-6.2). При этом выявлена тенденция активности во всех экспериментальных группах, определены не только количественные, но и качественные возможности самореализации (приложение 7).
Оптимальный режим физики определяют субъект - объектные отношения, поэтому ведущими становятся ключевые метапредметные компетенции не только школьника, но и педагога: ценностно-смысловая, общекультурная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая и личностного роста.
Воспитать молодых людей, приумножающих культурное наследие, можно только изменив себя, используя мудрость опыта предыдущих поколений и современные технологии (приложение 9).
Классно-урочная система насыщена для меня разнообразными формами работы. С 1993 года в своей работе применяю активные формы и методы обучения: урок-диспут, урок-диалог, урок-восхождение, урок-дискуссию, урок-интервью, конференции. Использую приемы занимательного изложения учебного материала: применение в быту, использование на эстраде, в кино, в фокусах и играх, притчах, предрассудках, парадоксах, в истории науки (приложение 4). Большую часть материала связываю с экологическими проблемами (приложения 5, 9). Разработала программу, соответствующую экологическому минимуму урока физики, использую эту тему при подготовке учащихся к проектно-исследовательской деятельности (приложение 5).
Для развития способностей детей использую вербально - знаковые модели, разработанные мною самостоятельно на основе опыта В.Ф. Шаталова: таблицы, схемы, чертежи, алгоритмы работы, использую практическое моделирование, в том числе домашний эксперимент (приложение 3). При повторении изученного материала и при проверке ЗУН интересны творческие формы работ, например физические сказки.
С интенсивным внедрением компьютерных технологий и техники, считаю вышеперечисленные приемы малоэффективными. Предпочтение в своей работе с 2007 года стала отдавать проектной деятельности, деятельности с использованием дистанционных форм обучения, так как за короткие сроки результативность и качество работы резко увеличилось (приложения 6,7).
Проектно–исследовательская деятельность выступает как технологический инструмент оптимизации урока физики, развивая творческие способности учащихся. Мотивы самореализации, самоопределения, самосовершенствования побуждают детей к действию, формируют учебно-познавательную активность и личностную компетенцию школьников (приложение 7). Неоценимую помощь предоставляют информационные компетенции.
.
Внеклассные мероприятия углубляют и расширяют знания учащихся, полученные на уроке, повышают интерес к предмету, ценностно-смысловую компетенцию педагога и учащихся. Межпредметные связи организую на занятиях созданного мною элективного курса «Физика вокруг нас», на конференциях, тематических вечерах и неделях физики (приложения8,9).
Внеурочная деятельность, внеклассные занятия помогают мне лучше узнать индивидуальные способности учеников, выявить одаренных детей, направить их творческий потенциал.
Содержание занятий и формы их организации должны быть всегда интересны и полезны учащимся (приложение 2-2.1). Любое дело подарит радость ребенку, если вызовет у него положительные эмоции (приложение 1). Образовательная система, обеспеченная проектно-исследовательским инструментарием, нацеливает ученика и учителя на конечный результат: на самостоятельное приобретение умений и навыков деятельности, на решение возникающих проблем. Комплексное внедрение компетентности, научности и духовности способствует личностному росту педагогов и учащихся (приложение 2).
Инновационные методы развития творческих способностей на физике показали, что у учащихся отмечается значительный рост познавательной активности на уроках и дома, знания и умения стали прочнее и глубже, прослеживается тенденция к росту качества знаний. Если при традиционном подходе качество знаний составляло 45-47%, то при использовании метода проектов оно поднялось до 63-78%. Кроме того, удается включить в активную познавательную деятельность слабых учеников, повысить их интерес к предмету, осуществить поэтапный контроль и коррекцию знаний, приучать к самооценке результатов своего труда (приложение 7).
Во внеклассной работе я использую выездные школы, учебные экскурсии, экспедиции. Очень тесно в этом направлении сотрудничаю с МОУ ДОД «ДД(Ю)Т», ОЦРТД и Ю, ИНОТ, МОУДОД «Станция юных техников», с городским научным обществом учащихся «Полет». Начато сотрудничество с ТГПУ и Свято-казанским храмом по реализации концепции духовно-нравственного воспитания в обучении.
Таким образом, исследовательская и творческая деятельность учащихся позволяет формировать и развивать образовательные компетенции не только у детей, но и способствуют моему личностному росту (приложения 5,9).
Научное общество учащихся МБОУ ЦО №44, МОУСОШ №63 «Путь к Истине» было создано мною в 2005-2006 учебном году. Освоение общеучебными навыками, самоопределение и нравственно- патриотическое воспитание определяют основные направления деятельности этого сообщества школьников. Учащиеся объединены по пяти основным секциям: начальных классов, эстетической, естественнонаучной, секцией гуманитарных наук, секцией нравственно-патриотического направления, включающей основы православной культуры. Деятельность школьников направлена на поисковую работу, проведение практикумов и лабораторного эксперимента, участие в олимпиадах, конференциях и семинарах (приложения 6.2,8). Организуются выездные школы. Запланированы научные экспедиции, оздоровительный лагерь. Все это способствует личностному росту, как педагогов, так и детей (приложение 9).
Результатом работы НОУ является создание издательского отдела . Созданы видеофильмы, школьный экологический сайт, организована печать иллюстрированных детских альбомов, научных проектов, газеты «Соrоkа.ru».
Спланированные целенаправленные действия показали верность прогноза о повышении качества знаний, особенно в тех классах, где я активно внедряю свою педагогическую систему (приложение 6- 6.1). Показателем развития творческих способностей является количественная и качественная оценка участия детей в проектно - исследовательской деятельности (приложения 2,6,7). Возможным оказалось решение проблем, связанных с преподаванием физики, создание школьниками цифровых ресурсов и печать.
В ходе своей педагогической деятельности я выявила наиболее оптимальные для урока физики способы развития творческих способностей учащихся и апробировала их на практике. Гипотеза удачного использования интеграции, информатизации и проектной деятельности подтвердилась, однако более широким направлением оптимизации учебного процесса по физике является технология компетентностного подхода к обучению, реализующаяся через проектную деятельность.
При этом следует прогнозировать результаты обучения и развития учащихся, заботиться о соответствии творческих способностей человека его духовным силам. Имеются опасности, связанные с эгоизмом, с дисбалансом структуры личностного роста учителя и ученика (приложения 1.3,2).
Хочется надеяться, что представленная педагогическая система найдет отклик и поддержку единомышленников как в школе, так и в городе. А с помощью совместных усилий и единения в Туле появится детское телевидение, профессиональные юные журналисты и исследователи.
Книги, которые сформировали мой внутренний мир
1. Новый и Ветхий Завет
2. Журналы "Наука и религия"
3. Художественная классическая литература Ф.М. Достоевского, Н.В. Гоголя, поэзия и лирика А.С. Пушкина
4. Произведения приключенческого жанра и фэнтази, в том числе А. Беляева
5. Книги серии "Жизнь замечательных людей".
Мой взгляд на мир
Мои достижения
Учебно-методический электронный комплект "Безопасный урок физики": методические рекомендации, презентация, материалы урока, инструктаж ТБ и ОТ
http://educontest.net/component/content/article/7908
Самоанализ обобщенного опыта педагогической деятельности "Оптимизация урока физики через развитие творческих способностей учащихся" |
Методический проект "Воспитательная работа с "трудными" детьми" |
Моё портфолио
Добавить творческую работу ученика
Код для вставки списка публикаций на другие сайты