Рабочая программа по астрономии для учащихся 10-11 класса
рабочая программа по астрономии (10, 11 класс)
Астрономия в российской школе всегда рассматривалась как курс, который, завершая физико-математическое образование выпускников средней школы, знакомит их с современными представлениями о строении и эволюции Вселенной и способствует формированию научного мировоззрения.
Курс астрономии призван способствовать формированию современной научной картины мира, раскрывая развитие представлений о строении Вселенной как одной из важнейших сторон длительного и сложного пути познания человечеством окружающей природы и своего места в ней
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по астрономии для учащихся 10-11 класса составлена в соответствии с нормативными документами:
1. Нормативные документы:
- Закон «Об образовании» № 273 от 29.12.2012г;
- Федеральный компонент государственных образовательных стандартов общего, среднего (полного) общего образования (Приказ Минобр России № 1089 от 5 марта 2004г.)
- «О внесении изменений в Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный приказом Минобразования России 5 марта 2004 г. № 1089» от 7 июня 2017г. № 506
- Методические рекомендации по введению учебного предмета «Астрономия» как обязательного для изучения на уровне среднего общего образования. Приказ № ТС-194/08 от 20.06.2017 г.
2. Программа по астрономии. Базовый уровень. 11 класс. Автор программы Е.К. Страут к учебнику Б.А.Воронцова-Вельяминова, Е.К. Страут. Учебник образует завершенную предметную линию
Астрономия в российской школе всегда рассматривалась как курс, который, завершая физико-математическое образование выпускников средней школы, знакомит их с современными представлениями о строении и эволюции Вселенной и способствует формированию научного мировоззрения.
Курс астрономии призван способствовать формированию современной научной картины мира, раскрывая развитие представлений о строении Вселенной как одной из важнейших сторон длительного и сложного пути познания человечеством окружающей природы и своего места в ней.
Особую роль при изучении астрономии должно сыграть использование знаний, полученных учащимися по другим естественнонаучным предметам, в первую очередь по физике.
Материал, изучаемый в начале курса в теме «Основы практической астрономии», необходим для объяснения наблюдаемых невооруженным глазом астрономических явлений. В организации наблюдений могут помочь компьютерные приложения для отображения звездного неба. Такие приложения позволяют ориентироваться среди мириад звезд в режиме реального времени, получить информацию по наиболее значимым космическим объектам, подробные данные о планетах, звездах, кометах, созвездиях, познакомиться со снимками планет.
Астрофизическая направленность всех последующих тем курса соответствует современному положению в науке. Главной задачей курса становится систематизация обширных сведений о природе небесных тел, объяснение существующих закономерностей и раскрытие физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений. Необходимо особо подчеркивать, что это становится возможным благодаря широкому использованию физических теорий, а также исследований излучения небесных тел, проводимых практически по всему спектру электромагнитных волн не только с поверхности Земли, но и с космических аппаратов. Вселенная предоставляет возможность изучения таких состояний вещества и полей таких характеристик, которые пока недостижимы в земных лабораториях. В ходе изучения курса важно сформировать представление об эволюции неорганической природы как главном достижении современной астрономии.
Цель изучения астрономии на данном этапе обучения является:
-развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности; понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов астрономии, взаимосвязи между физикой и астрономией; формирование у учащихся представлений о астрофизической картине мира.
Достижение этой цели на базовом уровне среднего (полного) общего образования обеспечивается решением следующих задач:
-осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и формировании современной естественнонаучной картины мира;
-приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строении и эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;
-овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;
-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
-использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни;
-формирование научного мировоззрения;
-формирование навыков использования естественнонаучных и особенно физико-математических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.
Изучение курса рассчитано на 35 часов. При планировании 1 часа в неделю целесообразно начать изучение курса во втором полугодии в 10 классе и закончить в первом полугодии в 11 классе.
По учебному плану школы в этом учебном году выделено на изучение астрономии в 10 классе во втором полугодии 18 часов и в 11 классе первом полугодии 17 часов, из расчёта 1 час в неделю.
Программа соответствует возрастным особенностям и познавательным возможностям учащихся 10-11 класса.
Важную роль в освоении курса играют проводимые во внеурочное время собственные наблюдения учащихся. Специфика планирования этих наблюдений определяется двумя обстоятельствами. Во-первых, они (за исключением наблюдений Солнца) должны проводиться в вечернее или ночное время. Во-вторых, объекты, природа которых изучается на том или ином уроке, могут быть в это время недоступны для наблюдений. При планировании наблюдений этих объектов, в особенности планет, необходимо учитывать условия их видимости.
В процессе изучения курса применяются следующие основные методы обучения:
- - объяснительно-иллюстративный;
- - репродуктивный;
- - частично-поисковый;
- - исследовательский;
- - метод проблемного изложения.
При реализации программы предусмотрены следующие формы контроля уровня достижений учащихся:
- опрос индивидуальный и фронтальный
- самостоятельная работа;
- тестовая работа;
- контрольная работа.
Изучение программного материала астрономии в10 и в11 классах направлено на формирование следующих ключевых компетенций:
коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной,
смысловой поисковой и профессионально-трудового выбора
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Раздел, тема | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Предмет астрономии | 2 | 2 | 0 |
2 | Практические основы астрономии | 5 | 4 | 1 |
3 | Строение Солнечной системы | 2 | 2 | 0 |
4 | Законы движения небесных тел | 5 | 3 | 2 |
5 | Природа тел Солнечной системы | 8 | 6 | 2 |
6 | Солнце и звезды | 6 | 5 | 1 |
7 | Наша Галактика — Млечный Путь | 2 | 2 | 0 |
8 | Строение и эволюция Вселенной | 2 | 2 | 0 |
9 | Жизнь и разум во Вселенной | 2 | 2 | 0 |
10 | Повторение | 1 | 1 | 0 |
Итого: | 35 | 29 | 6 | |
2 полугодие 10 класса | 18 | 15 | 3 | |
1 полугодие 11 класса | 17 | 14 | 3 |
ПЛАНИРОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ
Полугодие | Практические работы | Контрольные работы |
2 полугодие (10 класс) | 1 | 2 |
1полугодие (11 класс) | 1 | 2 |
всего | 2 | 4 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предмет астрономии (2 ч)
Астрономия, ее связь с другими науками. Роль астрономии в развитии цивилизации. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Всеволновая астрономия: электромагнитное излучение как источник информации о небесных телах. Практическое применение астрономических исследований. История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю. А. Гагарина. Достижения современной космонавтики
Основы практической астрономии (5 ч)
Звезды и созвездия. Видимая звездная величина. Небесная сфера. Особые точки небесной сферы. Небесные координаты. Звездные карты. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Связь видимого расположения объектов на небе и географических координат наблюдателя. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Видимое движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь
Строение Солнечной системы (2 ч)
Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет.
Законы движения небесных тел (5 ч)
Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.
Природа тел Солнечной системы (8 ч)
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Космические лучи. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды. Метеоры, болиды и метеориты. Астероидная опасность.
Солнце и звезды (6 ч)
Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Методы астрономических исследований; спектральный анализ. Физические методы теоретического исследования. Закон Стефана—Больцмана. Источник энергии Солнца. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Роль магнитных полей на Солнце. Солнечно-земные связи. Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимосвязь. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Эффект Доплера. Диаграмма «спектр — светимость» («цвет — светимость»). Массы и размеры звезд. Двойные и кратные звезды. Гравитационные волны. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы. Закон смещения Вина.
Наша Галактика — Млечный Путь (2 ч)
Наша Галактика. Ее размеры и структура. Звездные скопления. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы (темная материя).
Строение и эволюция Вселенной (2 ч)
Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Эволюция Вселенной. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.
Жизнь и разум во Вселенной (2 ч)
Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании.
Примерный перечень наблюдений
Наблюдения невооруженным глазом
1. Основные созвездия и наиболее яркие звезды осеннего, зимнего и весеннего неба. Изменение их положения с течением времени.
2. Движение Луны и смена ее фаз.
Наблюдения в телескоп
1. Рельеф Луны.
2. Фазы Венеры.
3. Марс.
4. Юпитер и его спутники.
5. Сатурн, его кольца и спутники.
6. Солнечные пятна (на экране).
7. Двойные звезды.
8. Звездные скопления (Плеяды, Гиады).
9. Большая туманность Ориона.
10. Туманность Андромеды.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Общие учебные умения | Знать: -смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра; -смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина; -смысл физического закона Хаббла; -основные этапы освоения космического пространства; -гипотезы происхождения Солнечной системы; -основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы; -размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики; |
Специально-предметные умения Предмет астрономии Основы практической астрономии Строение Солнечной системы Законы движения небесных тел Природа тел Солнечной системы Солнце и звезды Наша Галактика — Млечный Путь Строение и эволюция Вселенной Жизнь и разум во Вселенной | Уметь: -приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю; -описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы «цвет — светимость», физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера; -характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы; -находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе; -использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта; -использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии; отделения ее от лженаук; оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Наименование раздела | Номер урока | Дата | Информация о корректировке | Тема урока | |
План | Факт | ||||
Предмет астрономии (2ч) | 1 | Предмет астрономии | |||
2 | Наблюдения - основа астрономии | ||||
Практические основы астрономии (5ч) | 3 | Звезды и созвездия. Небесные координаты и звездные карты | |||
4 | Видимое движение звезд на различных географических широтах | ||||
5 | Годичное движение Солнца по небу. Эклиптика. | ||||
6 | Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. | ||||
7 | Время и календарь. Контрольная работа № 1 по теме «Практические основы астрономии» | ||||
Строение Солнечной системы (2ч) | 8 | Развитие представлений о строении мира | |||
9 | Конфигурация планет. Синодический период. | ||||
Законы движения небесных тел (5ч) | 10 | Законы движения планет Солнечной системы | |||
11 | Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе | ||||
12 | Движение небесных тел под действием сил тяготения | ||||
13 | Решение задач по теме «Строение Солнечной системы». Практическая работа с планом Солнечной системы | ||||
14 | Контрольная работа № 2 по теме «Строение Солнечной системы» | ||||
Природа тел солнечной системы (8ч) | 15 | Общие характеристики планет | |||
16 | Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение | ||||
17 | Система Земля-Луна | ||||
18 | Планеты земной группы | ||||
19 | Далекие планеты | ||||
20 | Малые тела Солнечно системы | ||||
21 | Практическая работа «Две группы планет Солнечной системы» | ||||
22 | Контрольная работа № 3 по теме «Природа тел Солнечной системы» | ||||
Солнце и звезды (6ч) | 23 | Солнце – ближайшая звезда | |||
24 | Расстояния до звезд. Характеристики излучения звезд. | ||||
25 | Массы и размеры звезд | ||||
26 | Переменные и нестационарные звезды | ||||
27 | Решение задач по теме «Солнце и звезды» | ||||
28 | Контрольная работа № 4 по теме «Солнце и Солнечная система» | ||||
Наша Галактика (2ч) | 29 | Наша Галактика | |||
30 | Межзвездная среда: газ и пыль. Движение звезд в Галактике. | ||||
Строение и эволюция Вселенной (2ч) | 31 | Другие звездные системы- галактики | |||
32 | Основы современной космологии | ||||
Жизнь и разум во Вселенной (2ч) | 33 | Жизнь и разум во Вселенной | |||
34 | Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. | ||||
Повторение (1ч) | 35 | Повторительно-обобщающий урок по курсу |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по астрономии для учащихся 10 класса составлена в соответствии с нормативными документами:
1. Нормативные документы:
- Закон «Об образовании» № 273 от 29.12.2012г;
- Федеральный компонент государственных образовательных стандартов общего, среднего (полного) общего образования (Приказ Минобр России № 1089 от 5 марта 2004г.)
- «О внесении изменений в Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный приказом Минобразования России 5 марта 2004 г. № 1089» от 7 июня 2017г. № 506
- Методические рекомендации по введению учебного предмета «Астрономия» как обязательного для изучения на уровне среднего общего образования. Приказ № ТС-194/08 от 20.06.2017 г.
2. Программа по астрономии. Базовый уровень. 11 класс. Автор программы Е.К. Страут к учебнику Б.А.Воронцова-Вельяминова, Е.К. Страут. Учебник образует завершенную предметную линию
Астрономия в российской школе всегда рассматривалась как курс, который, завершая физико-математическое образование выпускников средней школы, знакомит их с современными представлениями о строении и эволюции Вселенной и способствует формированию научного мировоззрения.
Курс астрономии призван способствовать формированию современной научной картины мира, раскрывая развитие представлений о строении Вселенной как одной из важнейших сторон длительного и сложного пути познания человечеством окружающей природы и своего места в ней.
Особую роль при изучении астрономии должно сыграть использование знаний, полученных учащимися по другим естественнонаучным предметам, в первую очередь по физике.
Материал, изучаемый в начале курса в теме «Основы практической астрономии», необходим для объяснения наблюдаемых невооруженным глазом астрономических явлений. В организации наблюдений могут помочь компьютерные приложения для отображения звездного неба. Такие приложения позволяют ориентироваться среди мириад звезд в режиме реального времени, получить информацию по наиболее значимым космическим объектам, подробные данные о планетах, звездах, кометах, созвездиях, познакомиться со снимками планет.
Астрофизическая направленность всех последующих тем курса соответствует современному положению в науке. Главной задачей курса становится систематизация обширных сведений о природе небесных тел, объяснение существующих закономерностей и раскрытие физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений. Необходимо особо подчеркивать, что это становится возможным благодаря широкому использованию физических теорий, а также исследований излучения небесных тел, проводимых практически по всему спектру электромагнитных волн не только с поверхности Земли, но и с космических аппаратов. Вселенная предоставляет возможность изучения таких состояний вещества и полей таких характеристик, которые пока недостижимы в земных лабораториях. В ходе изучения курса важно сформировать представление об эволюции неорганической природы как главном достижении современной астрономии.
Цель изучения астрономии на данном этапе обучения является:
-развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности; понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов астрономии, взаимосвязи между физикой и астрономией; формирование у учащихся представлений о астрофизической картине мира.
Достижение этой цели на базовом уровне среднего (полного) общего образования обеспечивается решением следующих задач:
-осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и формировании современной естественнонаучной картины мира;
-приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строении и эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;
-овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;
-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
-использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни;
-формирование научного мировоззрения;
-формирование навыков использования естественнонаучных и особенно физико-математических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.
Изучение курса рассчитано на 35 часов. При планировании 1 часа в неделю целесообразно начать изучение курса во втором полугодии в 10 классе и закончить в первом полугодии в 11 классе.
По учебному плану школы в этом учебном году выделено на изучение астрономии в 10 классе во втором полугодии 18 часов из расчёта 1 час в неделю.
Программа соответствует возрастным особенностям и познавательным возможностям учащихся 10 класса.
Важную роль в освоении курса играют проводимые во внеурочное время собственные наблюдения учащихся. Специфика планирования этих наблюдений определяется двумя обстоятельствами. Во-первых, они (за исключением наблюдений Солнца) должны проводиться в вечернее или ночное время. Во-вторых, объекты, природа которых изучается на том или ином уроке, могут быть в это время недоступны для наблюдений. При планировании наблюдений этих объектов, в особенности планет, необходимо учитывать условия их видимости.
В процессе изучения курса применяются следующие основные методы обучения:
- - объяснительно-иллюстративный;
- - репродуктивный;
- - частично-поисковый;
- - исследовательский;
- - метод проблемного изложения.
При реализации программы предусмотрены следующие формы контроля уровня достижений учащихся:
- опрос индивидуальный и фронтальный
- самостоятельная работа;
- тестовая работа;
- контрольная работа.
Изучение программного материала астрономии в 10 классе направлено на формирование следующих ключевых компетенций:
коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной,
смысловой поисковой и профессионально-трудового выбора
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Раздел, тема | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Предмет астрономии | 2 | 2 | 0 |
2 | Практические основы астрономии | 5 | 4 | 1 |
3 | Строение Солнечной системы | 2 | 2 | 0 |
4 | Законы движения небесных тел | 5 | 3 | 2 |
5 | Природа тел Солнечной системы | 4 | 4 | 0 |
Итого: | 18 | 15 | 3 | |
2 полугодие 10 класса | 18 | 15 | 3 |
ПЛАНИРОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ
Полугодие | Практические работы | Контрольные работы |
2 полугодие (10 класс) | 1 | 2 |
всего | 1 | 2 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предмет астрономии (2ч)
Астрономия, ее связь с другими науками. Роль астрономии в развитии цивилизации. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Всеволновая астрономия: электромагнитное излучение как источник информации о небесных телах. Практическое применение астрономических исследований. История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю. А. Гагарина. Достижения современной космонавтики
Основы практической астрономии (5ч)
Звезды и созвездия. Видимая звездная величина. Небесная сфера. Особые точки небесной сферы. Небесные координаты. Звездные карты. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Связь видимого расположения объектов на небе и географических координат наблюдателя. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Видимое движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь
Строение Солнечной системы (2ч)
Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет.
Законы движения небесных тел (5ч)
Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.
Природа тел Солнечной системы (4ч)
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Космические лучи. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса
Примерный перечень наблюдений
Наблюдения невооруженным глазом
1. Основные созвездия и наиболее яркие звезды осеннего, зимнего и весеннего неба. Изменение их положения с течением времени.
2. Движение Луны и смена ее фаз.
Наблюдения в телескоп
1. Рельеф Луны.
2. Фазы Венеры.
3. Марс.
4. Юпитер и его спутники.
5. Сатурн, его кольца и спутники.
6. Солнечные пятна (на экране).
7. Двойные звезды.
8. Звездные скопления (Плеяды, Гиады).
9. Большая туманность Ориона.
10. Туманность Андромеды.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Общие учебные умения | Знать: -смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра; -смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина; -смысл физического закона Хаббла; -основные этапы освоения космического пространства; -гипотезы происхождения Солнечной системы; -основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы; -размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики; |
Специально-предметные умения Предмет астрономии Основы практической астрономии Строение Солнечной системы Законы движения небесных тел Природа тел Солнечной системы Солнце и звезды Наша Галактика — Млечный Путь Строение и эволюция Вселенной Жизнь и разум во Вселенной | Уметь: -приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю; -описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы «цвет — светимость», физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера; -характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы; -находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе; -использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта; -использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии; отделения ее от лженаук; оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Наименование раздела | Номер урока | Дата | Информация о корректировке | Тема урока | |
План | Факт | ||||
Предмет астрономии (2ч) | 1 | Предмет астрономии | |||
2 | Наблюдения - основа астрономии | ||||
Практические основы астрономии (5ч) | 3 | Звезды и созвездия. Небесные координаты и звездные карты | |||
4 | Видимое движение звезд на различных географических широтах | ||||
5 | Годичное движение Солнца по небу. Эклиптика. | ||||
6 | Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. | ||||
7 | Время и календарь. Контрольная работа № 1 по теме «Практические основы астрономии» | ||||
Строение Солнечной системы (2ч) | 8 | Развитие представлений о строении мира | |||
9 | Конфигурация планет. Синодический период. | ||||
Законы движения небесных тел (5ч) | 10 | Законы движения планет Солнечной системы | |||
11 | Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе | ||||
12 | Движение небесных тел под действием сил тяготения | ||||
13 | Решение задач по теме «Строение Солнечной системы». Практическая работа с планом Солнечной системы | ||||
14 | Контрольная работа № 2 по теме «Строение Солнечной системы» | ||||
Природа тел солнечной системы (8ч) | 15 | Общие характеристики планет | |||
16 | Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение | ||||
17 | Система Земля-Луна | ||||
18 | Планеты земной группы |
Предварительный просмотр:
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Наименование раздела | Номер урока | Дата | Информация о корректировке | Тема урока | |
План | Факт | ||||
Природа тел солнечной системы (4ч) | 1 | Далекие планеты | |||
2 | Малые тела Солнечно системы | ||||
3 | Практическая работа «Две группы планет Солнечной системы» | ||||
4 | Контрольная работа № 3 по теме «Природа тел Солнечной системы» | ||||
Солнце и звезды (6ч) | 5 | Солнце – ближайшая звезда | |||
6 | Расстояния до звезд. Характеристики излучения звезд. | ||||
7 | Массы и размеры звезд | ||||
8 | Переменные и нестационарные звезды | ||||
9 | Решение задач по теме «Солнце и звезды» | ||||
10 | Контрольная работа № 4 по теме «Солнце и Солнечная система» | ||||
Наша Галактика (2ч) | 11 | Наша Галактика | |||
12 | Межзвездная среда: газ и пыль. Движение звезд в Галактике. | ||||
Строение и эволюция Вселенной (2ч) | 13 | Другие звездные системы- галактики | |||
14 | Основы современной космологии | ||||
Жизнь и разум во Вселенной (2ч) | 15 | Жизнь и разум во Вселенной | |||
16 | Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. | ||||
Повторение (1ч) | 17 | Повторительно-обобщающий урок по курсу |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по астрономии 2012-2013 учебный год
Рабочая программа+хронограф по астрономии...
Учебная программа по психологическому развитию учащихся 5-11классов на 2011-2012 учебный год
Основная цель программы – формирование гуманистического мировоззрения и психологической культуры учащихся, формирование человека, способного к самовоспитанию и саморазвитию, человека самосоверше...
Рабочая программа по физике для обучающихся 10-11классов (базовый уровень) к комплекту учебников «Физика» авт.Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский
Данная рабочая программа реализуется через комплект учебников физики 10-11 класса авторов Г.Я. Мякишев и Б.Б. Буховцев, который наиболее полно отражает идеи «Обязательного минимума содержания физическ...
Рабочая программа по физике 7-9,10-11классы
Рабочие программа по физике для 7-9 классы составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по физике. 7-9 классы» под редакцией В. А. Орлова, О. Ф. Кабар...
Рабочая программа по алгебре и началам анализа, 11класс
Абаптированная рабочая программа по алгебре и началам анализа для 11 класса,автор учебника Мордкович А.Г. ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИКА» для 10/11классов полной средней школы.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИКА» для 10/11классов полной средней школы....
Рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 10-11классов Решение задач по молекулярной биологии и генетике (практикум по биологии)
Курс «Решение задач по молекулярной биологии и генетике» не только расширяет и систематизирует знания учащихся, но и рассматривает основные общебиологические понятия и закономерности,...