МЕТОДИЧЕСКИЙ СБОРНИК РАЗРАБОТОК ЗАНЯТИЙ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ЛАБОРАТОРИЙ
план-конспект занятия по астрономии (10, 11 класс)
Сценарии занятий представлены 5 направлениями интеллектуального и технического творчества работы семейного клуба «Город мастеров». В занятиях большая роль отведена родителями учащихся, которые на основе собственных занятий и опыта совместно с детьми ведут научно-исследовательскую и экспериментальную работу в лабораториях, создавая коллективные проекты. Научные руководители (педагоги) планируют формы работы с учащимися и родителями и представляют итоговый проект в виде презентации либо эксперимента на общем заседании педагогов, учащихся и родителей семейного клуба «Город мастеров».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
МЕТОДИЧЕСКИЙ СБОРНИК РАЗРАБОТОК ЗАНЯТИЙ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ЛАБОРАТОРИЙ | 191.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Ямало-Ненецкий автономный округ
Департамент образования Администрации города Ноябрьска
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа
микрорайона Вынгапуровский»
муниципального образования города Ноябрьск
МЕТОДИЧЕСКИЙ СБОРНИК
РАЗРАБОТОК ЗАНЯТИЙ
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ЛАБОРАТОРИЙ
г. Ноябрьск, мкр. Вынгапуровский
2019 – 2020 учебный год
Содержание
Аннотация……………………………………………………………………………….……..……3
Лаборатория «Физическая»……………………………………………………………………..….7
Лаборатория «Химическая»………………………………………………………………..….…...9
Лаборатория «Робототехническая»………………………………………………………………11
Лаборатория «Экологическая»……………………………………………………………………12
Лаборатория «Астрономическая»……………………………………………………………….15
Сценарии занятий в семейном интеллектуальном клубе «Город мастеров»
Авторы:
Черношей С.В., учитель начальных классов
Василенко С.Ф., учитель начальных классов
Гергард И.Л., учитель начальных классов
Калугина Н.Н., учитель физики
Мазур М.В., учитель биологии
Самсонова И.Б., учитель математики
Аннотация
Сценарии занятий представлены 5 направлениями интеллектуального и технического творчества работы семейного клуба «Город мастеров». В занятиях большая роль отведена родителями учащихся, которые на основе собственных занятий и опыта совместно с детьми ведут научно-исследовательскую и экспериментальную работу в лабораториях, создавая коллективные проекты. Научные руководители (педагоги) планируют формы работы с учащимися и родителями и представляют итоговый проект в виде презентации либо эксперимента на общем заседании педагогов, учащихся и родителей семейного клуба «Город мастеров».
Цель: создание условий для формирования естественнонаучного, инженерно-технического и физико-математического мышления посредством организации работы исследовательских лабораторий (мастерских).
Задачи:
- совершенствование работы школы по развитию мотивации учащихся к точным наукам;
- активизация инициатив родителей - представителей профессий технической направленности, специалистов Ямала инженерии, строительства из числа родителей (законных представителей) обучающихся к участию в образовательном процессе;
- содействие развитию новых направлений дополнительного образования в школе;
- создание условий для проявления потенциала одаренных детей и профессионального самоопределения учащихся;
- поддержке социальных инициатив, творчества, самостоятельности учащихся через включение их в коллективно-творческую и научно-исследовательскую деятельность;
- совершенствование работы в системе «учитель – ученик - родитель».
Оборудование: материально-техническое оснащение кабинетов химии, физики, биологии, технологии, информатики, планетарий, карточки-маршруты (приложение 1), оборудование «Менделеевская лаборатория» (комплексы), робототехнические комплоты и поля, грамоты и благодарственные письма за участие.
Участники: учащиеся профильных классов (10, 11 классы), учащиеся начальной школы (3,4 классы), дети с ОВЗ, родители (лица их заменяющие), социальные партнеры ОО.
Способы реализации проекта:
- формирование общего видения, коллективное целеполагание, координация личных профессиональных целей;
- проектно-групповая организация деятельности;
- построение взаимно-продуктивных отношений: наставничество, трансляция технологий, смена функционала в рамках команд и рабочих групп;
- коллективная рефлексия, самоэкспертиза изменений.
Ход мероприятия:
Вступительное слово ведущего:
В настоящее время мир профессий чрезвычайно динамичен, изменчив, и требования, предъявляемые им к человеку, неуклонно меняются. В связи с этим проблема выбора профессии становиться все более актуальной. Современному обществу требуется человек с раннего детства осознанно готовый к профессиональному самоопределению, разбирающийся в современном рынке труда. Уже в начальной школе дети задумываются о своей будущей профессии, с любознательностью, любопытством, огромным желанием и умением собирают информацию о мире профессий и охотно выбирают соответственную роль.
Ученик 1.
Все мы обязаны своей жизнью планете – прекрасной и единственной Земле-матери. Зеленой от лесов, синей от океанов, желтой от песков.
Ученик 2.
Наша планета – величайшая тайна и чудо. Она хранит в себе самые таинственные загадки от зарождения жизни до грядущих судеб человечества.
Ученик 1.
Аэродромы, пирсы и перроны,
Леса без птиц и земли без воды...
Все меньше окружающей природы.
Все больше окружающей среды.
Ученик 2.
Всего несколько строк из стихотворения Роберта Рождественского, но они отражают тот факт, что все мы, люди XXI века, почти незаметно для себя оказались не просто свидетелями, но виновниками этих печальных изменений.
Ученик 1.
Тема очередного этапа проекта «Город мастеров», связана с такой важной проблемой современности, как охрана окружающей среды. Эта проблема особенно актуально звучит сейчас.
Ученик 2.
Сегодня в научных лабораториях вас встретят младшие научные сотрудники – ученики старших классов, они раскроют вам тайны экологических знаний и умений.
Ученик 1.
Сейчас я приглашаю на сцену наших уважаемых родителей, спасибо, что вы нашли время в рабочий день для участия в проекте «Город мастеров». Сегодня вы назначаетесь командирами своих отрядов.
Ученик 2.
Получите маршрутные листы по цвету своего жетона. Дорогие ребята и уважаемые гости, цвет вашего жетона определяет, членом какой команды вы являетесь.
Ученик 1.
Сегодня для вас откроют двери 5 лабораторий, время работы в каждой - 15 мин. В маршрутном листе вы получаете отметку о выполнении заданий.
Ученик 2.
Когда вы пройдете весь маршрут, встретимся в актовом зале. А ваш маршрутный лист (приложение 1) превратится в пригласительный билет в следующий этап проекта «Город мастеров».
Ученик 1.
А сейчас мы приглашаем все участников объединиться в команды и
ВМЕСТЕ: В путь!
(учащимся, родителям и сопровождающим социальным партнерам раздаются карточки-маршруты, где указаны номера кабинетов - мастерских для проведения лабораторных исследований). Тьюторы - ведущие организуют свою команду по цветам жетона и проводят для занятий (приложение 2).
Все участники собираются в актовом зале, где будет проводиться заключительный этап и подведение итогов работы лабораторий и команды представят свои продукты и кратко расскажут о работе мастерских.
Ученик 1.
Мы рады снова приветствовать вас в нашем зале.
Ученик 2. Вам понравилось сегодняшнее путешествие? Можно ли вас назвать юными экологами? А что особенно понравилось?
( микрофон пустить в зал)
Ученик 2.
Просим командиров с заполненными маршрутными листами подняться на сцену.
Ученик 1.
А сейчас легким движением мы превратим маршрутный лист в «Пригласительный билет» на следующий этап проекта «Город мастеров».
Ученик 2.
А вот чему он будет посвящен, вы узнаете, побывав в планетарии.
Приглашаем в планетарий сначала наших гостей, а вам, ребята, предлагаем полученные впечатления от работы в лабораториях, отразить в эмблеме «Юный эколог».
( работают с педагогом дополнительного образования художественно-эстетического направления изготовление эмблемы из заготовок природного и бросового материалов.)
Ученик 1.
Уважаемые гости, просим вас не раскрывать секрет того, что вы увидели в нашем планетарии, а приглашаем вас в зал, и предлагаем вам принять участие в экологической викторине «33 вопроса о природе» (приложение 3).
Ученик 2. Учащихся приглашаем в планетарий.
(родителем волонтером проводится игра-викторина в формате вопрос-ответ во время работы планетария).
Участники мероприятия организуются в зале.
Ученик 1.
Друзья, вы все побывали на заключительной станции в нашем планетарии. Так чему будет посвящена наша следующая встреча?
(ответы участников)
Ученик 2.
Совершенно верно, мы будем открывать тайны мирового океана. А сегодня мы благодарим всех за участие. Завершить нашу встречу хотим такими словами:
Вся Земля – наш общий дом
Мы все с рожденья в нём живём.
Давай докажем, что не зря
На нас надеется Земля.
Давайте будем беречь планету,
Другой такой на свете нет.
Развеем над нею и тучи и дым,
В обиду её никому не дадим
(звучит музыка инструментальной группы «Зодиак»).
Все участники получают благодарственные письма и поощрительные призы (грамоты, сладкие подарки) за работу в лабораториях. Общее фото с призами и эмблемой проекта.
Приложение 1
Маршрутный лист
№ п/п | Название мастерских | Кабинет | Ответственный педагог, должность | Родитель-волонтер, должность | Отметка о выполнении |
1. | Лаборатория «Экологическая» | 103 | Гергард И.Л., учитель начальных классов | Василенко С.И., начальник отдела экологической службы ОАО ВТВК | |
2. | Лаборатория «Естественнонаучная» | 107 | Мазур М.В., учитель химии и биологии | Овсиенко О.Б., старший лаборант ОАО «Газпромнефть НоябрьскНефтегаз» | |
3. | Лаборатория «Робототехническая» | 108 | Самсонова И.Б., Преподаватель внеурочной деятельности | Гилеев А.М., инженер ОАО ВТВК | |
4. | Лаборатория «Физическая» | 105 | Калугина Н.Н., учитель физики | Бабинец А.В., начальник службы СПС ООО «Ноябрьские энергетические сети» | |
5. | Лаборатория «Астрономическая» (все участники) | актовый зал | Черношей С.В., педагог-организатор | Ковалев А.А., старший мастер ОАО «СИБУР» |
Лаборатория «Физическая»
Тема: «Экономить электроэнергию – спасти нашу планету!».
Научный руководитель: Калугина Наталья Николаевна, учитель физики.
Возраст участников: 8-11 лет (учащиеся 3-4 классов), родители (лица их заменяющие), социальные партнеры школы.
Возраст тьюторов: учащиеся старших классов (9-11 класс)
Время работы на станции: 14-15 минут.
Цели:
Обучающая: вызвать интерес учащихся к научно-техническому творчеству;
Развивающая: способствовать развитию умения применять знания в новой ситуации; логически излагать свои мысли; продолжить развитие мышления, творческих и исследовательских способностей;
Воспитательная: воспитывать положительную мотивацию к обучению, культуру умственного труда, умение работать в группе.
Задачи:
Личностные: создать условия для осознания смысла учения в применении теоретических знаний в решении практических задач и понимания личной ответственности за будущий результат, волевому усилию, развитию рефлексии, адекватно реагировать на трудности и не бояться сделать ошибку.
Метапредметные: создать условия для овладения универсальными учебными действиями: воспринимать, перерабатывать, предъявлять информацию в словесной, образной и символической (схематической) формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, экспериментальными навыками, постановке целей, развивать монологическую и диалогическую речь, умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.
Предметные: создать условия для формирования умений сборки электрических цепей по схеме, вносить изменения с целью улучшения результата.
Оборудование: на каждую группу конструктор «Электроник», сборник схем электрических цепей, «пальчиковые» батарейки – 4 штуки.
Ход мероприятия:
В кабинете 3 стола, на каждом столе набор необходимого оборудования.
Группу гостей встречают двое учащихся-тьюторов.
1 ведущий. Добрый день, уважаемые гости! Вы попали в нашу секретную физическую лабораторию, которая занимается решением глобальных проблем человечества. Просим вас разделиться на 3 группы и занять свои рабочие места.
2 ведущий. Нашей планете грозит кризис нехватки электричества. Его потребление растет с каждым днем. Необходимо собрать схему электрической цепи, которая позволяет экономить электроэнергию. Свет в подъездах должен гореть только тогда, когда в подъезде находятся люди.
1 ведущий. Просим вас собрать электрическую цепи, в которой лампочка загорается и отключается, реагирую на хлопок в ладоши, свист или голос (в случае, если руки человека заняты).
2 ведущий. Страница, на которой находится схема данной электрической цепи, зашифрована. Решите пример, записанный на доске, и узнаете номер странице.
(2018 – 1958): 3 + 3 =
2018 – год нынешний, 1958 – год открытия нашей секретной лаборатории.
(Ребята решают пример, получают ответ 23, находят страницу и собирают электрическую цепь).
Ведущие подходят и проверяют работу электрической цепи, реакцию светодиодной лампы на хлопок, свист и голос.
1 ведущий. Уважаемые гости, просим заменить лампу на более мощную на лампу дневного света - на 3,5 В. Горит слабо? Усовершенствуйте свою электрическую цепь.
(Ребята добавляют блок с 2 батарейками, слегка меняя электрическую цепь, демонстрируют работу цепи).
2 ведущий. Подумайте и предложите, где еще можно использовать эту электрическую цепь для экономии электроэнергии.
(Ребята предлагают свои идеи)
1 ведущий. Спасибо за работу, вы хорошо постарались. Просим разобрать электрическую цепь и сложить оборудование в секретный ящик.
2 ведущий. В добрый путь! И не забывайте экономить электроэнергию.
Вывод: учащиеся начальной школы вполне легко выполняют задания на сборку электрических цепей, легко вносят в предложенные схемы свои изменения, проявляют высокий интерес к практической и интеллектуальной деятельности.
Оформленный продукт: работающие электрические цепи, реагирующие на свист или хлопок.
Лаборатория «Химическая»
Тема: «Разделяй! Удивляй!»
Научный руководитель: Мазур Мария Викторовна, учитель химии и биологии.
Возраст участников: 8-11 лет (учащиеся 3-4 классов), родители (лица их заменяющие), социальные партнеры школы.
Возраст тьюторов: учащиеся старших классов (9-11 класс)
Время работы на станции: 14-15 минут.
Цели:
Обучающая: вызвать интерес учащихся к химическому эксперименту;
Развивающая: способствовать развитию умения применять знания в новой ситуации; логически излагать свои мысли; продолжить развитие мышления, творческих и исследовательских способностей.
Воспитательная: воспитывать положительную мотивацию в учении; культуру умственного труда, умение работать в группе.
Задачи:
Личностные: создать условия для осознания смысла учения в применении теоретических знаний в решении практических задач и понимания личной ответственности за будущий результат, волевому усилию, развитию рефлексии, адекватно реагировать на трудности и не бояться сделать ошибку.
Метапредметные: создать условия для овладения универсальными учебными действиями: воспринимать, перерабатывать, предъявлять информацию в словесной, образной и символической (схематической) формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, экспериментальными навыками, постановке целей, развивать монологическую и диалогическую речь, умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.
Предметные: создать условия для формирования умения выделять вещества из неоднородной смеси, вносить изменения с целью улучшения результата.
Оборудование: лабораторный штатив с зажимами, кольцами и лапками, воронка, химические стаканы, фильтровальная бумага, песок, поваренная соль, фарфоровая чашечка, спиртовка, спички, ножницы, вода.
Ход мероприятия:
В кабинете 1 стол, на котором набор необходимого оборудования.
Группу гостей встречают двое учащихся-тьюторов.
1 ведущий. Добрый день, уважаемые гости! Вы попали в нашу химическую лабораторию, в которой проводится много интересных опытов.
2 ведущий. Сегодня мы попробуем научиться разделять смеси веществ. У меня в стаканчике смесь речного песка и поваренной соли. Кто из вас может предложить способ как разделить эти вещества.
Тьюторы выслушивают ответы участников.
1 ведущий. Хорошо, давайте добавим в смесь воду, вы правильно предложили две стадии разделения этой смеси – вначале фильтрование, потом выпаривание. А кто из вас знает как изготовить фильтр из фильтровальной бумаги? (Участники предлагают различные способы изготовления фильтра)
2 ведущий. Для изготовления фильтра листок фильтровальной бумаги в два раза больше диаметра воронки дважды складываем пополам, примеряем к воронке и отрезаем по дуге так, чтобы край бумаги был на 0,5 см. ниже края воронки. Как сделать так, чтобы фильтр держался в воронке? (Участники предлагают различные способы фиксации фильтра в воронке)
1 ведущий. Давайте смочим фильтр. И выльем нашу смесь в воронку.
2 ведущий. Пока смесь фильтруется мы познакомим вас с оборудованием химической лаборатории. Ребята, посмотрите, это штатив, на нем в зажимах находятся кольца и лапки, попробуйте снять их и снова прикрепить на штатив, поменять кольца на лапки. (Участники работают с лабораторными штативами, учатся закреплять на них кольца и лапки, перемещать их на разную высоту)
1 ведущий. Наша смесь разделилась, песок остался на фильтре, а в стакане – прозрачный фильтрат и мы переходим к выпариванию.
2 ведущий. Я переливаю фильтрат в фарфоровую чашечку, зажигаю спичкой спиртовку и через насколько секунд наша смесь закипит. Обратите внимание, ребята, на краях фарфоровой чашечки появляется белый налет из соли.
1 ведущий. Ребята, мы разделили смесь песка и поваренной соли.
Вывод: учащиеся начальной школы легко отвечают на вопросы тьюторов, выдвигают гипотезы, легко вносят в предложенные схемы свои изменения, проявляют высокий интерес к практической и интеллектуальной деятельности.
Оформленный продукт: разделенные вещества: поваренная соль и речной песок.
Лаборатория «Робототехническая»
Тема: Экологическая катастрофа на острове «Зелёный».
Научный руководитель: Самсонова Ирина Борисовна, преподаватель внеурочной деятельности.
Возраст участников: 8-11 лет (учащиеся 3-4 классов), родители (лица их заменяющие), социальные партнеры школы.
Возраст тьюторов: учащиеся старших классов (9-11 класс)
Время работы на станции: 14-15 минут.
Цель: дать общее представление о конструкторе Lego WeDo, как о средстве развития ребенка в игре.
Задачи:
-формирование информационной культуры учащихся, под которой понимается умение целенаправленно работать с информацией и использование для этого возможности компьютера;
- формирование умений и навыков конструирования, приобретения первого опыта при решении конструкторских задач,
- знакомство и освоение программирования в компьютерной среде LEGOWeDO.
- из комплекта Lego WeDo цветок Венерину мухоловку и лягушку пожирательницу мутированных мух.
Оборудование: 2 ноутбука с ПО для конструктора Lego WeDo, 4 комплекта конструктора ПервоРобот LEGO® Education WeDo™*9580; компьютер, проектор с экраном, 2 секундомера.
Ход мероприятия:
Два тьютора: старший конструктор (15 лет) и младший конструктор (10 лет) встречают участников и знакомят с легендой: «На острове «Зелёный» случилась экологическая катастрофа. Этот остров очень богат памятниками истории и красивыми местами. Ежегодно его посещали туристы и путешественники, которые оставляли здесь много мусора: пакеты, бутылочки, фантики, остатки еды. Из-за неправильного хранения мусора развелись мутированные мухи, которые стали пожирать всю растительность на острове. Наши друзья, члены добровольного экологического десанта прислали сигнал sos. Попросили помочь им очистить остров от мутантов. Наши научные сотрудники решили собрать помощников из конструктора Lego WeDo: цветок Венерину мухоловку и лягушку пожирательницу мутированных мух и запрограммировать их на уничтожение вредителей. Но наших сотрудников на станции мало, поэтому просим гостей помочь собрать помощников и спасти этот остров от непрошенных гостей».
Гости делятся на три группы: 1-я группа собирает из конструктора лягушку-пожирательницу мутированных мух. 2-ая группа собирает цветок «Венерину-мухоловку», 3-группа пишет программу для наших моделей. Время на выполнение задания 12-13 минут. Тьюторы помогаю гостям разобраться в инструкции по сборке и подключиться к компьютеру. Если гости за отведённое время справляются с заданием, остров считается спасённым.
Вывод:
Моделируя из Lego WeDo привычные для себя явления и предметы, дети начинают более широко смотреть на окружающий мир. Сборка разных объектов позитивно влияет на развитие мелкой моторики, дети учатся усидчивости, творческому мышлению. Учащиеся получают первый опыт программирования в доступной и понятной среде.
По итогу выполнения заданий все участники делятся впечатлениями и представляют работающие модели (1-2 мин.)
Продукт: 2 комплекта готовых моделей: цветок «Венерина-мухоловка» и лягушка-пожирательница мутированных мух, запрограммированные на уничтожение вредителей.
Лаборатория «Экологическая»
Тема: «Спасём океан!»
Научный руководитель: Гергард Инга Леонидовна, учитель начальных классов.
Возраст участников: 8-11 лет (учащиеся 3-4 классов), родители (лица их заменяющие), социальные партнеры школы.
Возраст тьюторов: учащиеся старших классов (9-11 класс)
Время работы на станции: 14-15 минут.
Цель: формировать экологическую культуру, основы экологического мировоззрения, умение пользоваться экологическими знаниями в практической деятельности, мотивацию экологически грамотного поведения, бережного отношения и любви к природе; развивать, поддерживать познавательный интерес детей и использовать его в целях экологического образования.
Задачи:
- формировать у детей умения и навыки наблюдений за природными объектами и явлениями;
- развивать познавательный интерес к миру природы;
- повышать интерес к исследовательской деятельности;
- способствовать освоению детьми элементарных норм поведения по отношению к природе, формировать навыки рационального природопользования в повседневной жизни;
- формировать систему элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка;
- формировать первоначальную систему ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязь человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой);
- формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь, а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;
- упражнять детей в умении выдвигать гипотезу, проверять ее на практике, делать выводы, обобщать полученные результаты, сравнивать их со своими предположениями;
- развивать у детей способности творческого применения полученных в процессе экспериментирований знаний и умений;
- знакомить детей с особенностями компонентов природы, их свойствами и взаимосвязями.
Оборудование: ёмкости имитирующие поверхность океана - 3 шт., животные и растения океана (игрушки), пластиковые пакеты, перчатки, удочки.
Ход мероприятия:
I.Организационный момент.
-Добрый день участники нашей семейной лаборатории. Сегодня, мы будем учиться помогать окружающей среде, в частности, океану.
Многие учёные-океанологи считают мировой океан огромной кладовой самых разных природных ресурсов, по объёму эти ресурсы можно сравнить с ресурсами земной суши. Саму морскую воду уже можно считать огромным богатством.
Морская жизнь в настоящее время подвергается атаке со всех сторон пластиком. Наши океаны полностью засорены отходами из пластика в виде больших пластиковых пакетов, бутылок… Они создают целые острова мусора прямо за тысячи километров от цивилизации.
Неустанная и постоянно растущая пластическая проблема, с которой сталкиваются наши морские экосистемы, огромна. По оценкам экспертов 8,8млн. тонн пластмасс попадают в наши океаны по всему миру каждый год. И хотя этот печальный факт частично объясняется растущим населением без эффективной системы удаления отходов в соответственно, но загрязнение морской среды также является результатом ежедневного нашего выбора в той или иной ситуации на индивидуальном бытовом уровне.
Мы сами можем сократить количество пластмасс, которые проникают в экосистему мирового океана. Давайте обсудим несколько простых способов, которые радикально сократят загрязнения океанов и сделают нас супер героями для китов и рыб во всем мире!
- Как вы, думаете, какому загрязнению подвергается океан?
Химические отходы, нефтепродукты, органические и неорганические удобрения все это попадает в океан.
-Как же помочь океану?
Жители Австралии первыми забили тревогу и провели акцию по спасению вод океана. Они собирали мусор, спасали птиц и морских обитателей от загрязнения нефтепродуктами. Вскоре многие жители Земли присоединились к этой акции.
Сегодня и мы, покажем, как можно помочь океану.
II.Экологическая практика
Работа с первой емкостью.
Вы видите, что наш океан загрязнен пластиком и различными отходами. Предлагаю взять перчатки, и собрать с поверхности пластик, а дно очистить при помощи сетки.
В реальном океане экологи пользуются разработанной системой инженера Бояна Слата,она кажется незамысловатой. Это плавающая труба длиной 600 метров, собранная из соединенных между собой легких пластиковых труб, произведенных австрийской компанией AGRU по специальному заказу. Труба выполнена из материалов, устойчивых к воздействию гигантского давления, ультрафиолета и соленой воды. По заявлениям производителя, она способна выдерживать штормы практически любой силы. Внутри труба полая, и в ней расположены специальные перегородки, обеспечивающие максимальную устойчивость и плавучесть.
Работа со второй емкостью.
В данной емкости загрязнение произошло в результате розлива нефтепродуктов. Нефть в водной среде несет отрицательное воздействие на планктон и бентос, а также наносит серьезный вред популяции птиц, морским млекопитающим и рыбам. В тканях рыб могут накапливаться вредные вещества, наиболее опасные из которых полициклические ароматические углеводороды.
В данной ситуации мы воспользуемся губками для сбора с поверхности океана нефтяных пятен, очистим животных попавших в зону загрязнения.
Для уменьшения последствий при аварийном разливе нефти необходимо быстрое и эффективное извлечение углеводородов из водных объектов. Существуют различные методы очистки загрязнений.
а) ручной метод, применяется при очистке загрязнении отмелей, береговой кромки и почвы. Для очистки используют ручные инструменты, такие как ведра, лопаты или сети. В случае загрязнения зарослей и травы может так же применяться промывка струями воды с последующим сбором и очисткой промывочной воды;
б) термический метод, самый древний способ ликвидации разлива нефти. Основан на выжигании слоя нефти, применяется при достаточной толщине слоя и непосредственно после загрязнения, до образования эмульсий с водой.
в) при физико-химическом методе при обработке нефти химическими реагентами из воды удаляются тонкодисперсные и растворенные примеси и разрушаются органические и плохо окисляемые вещества нефти.
г) механические методы наиболее эффективны и являются одним из основных методов ликвидации разлива. Основываются на извлечение нефти при помощи сорбентов, автономных средств сбора, самоходных судов нефтесборщиков.
Из существующих методов ликвидации разливов нефти перспективным является механический метод, который осуществляется с помощью сорбентов
Практическая работа: очищение нефтяных пятен с поверхности ёмкости.
Работа с третьей емкостью
В этой ёмкости мы проведем высадку мальков рыбы и поговорим о том, как сохранить популяцию рыбы в океане.
Огромное количество рыбы гибнет, не доходя до потребителя. Как этому противостоять?
Ограничить вылов рыбы сетями. Учимся ловить рыбу удочкой, отпуская мальков в водоем.
III. Выводы:
Мы, люди, имеем возможность противостоять таким угрозам. Даже если вы не живете рядом с морем, вы можете помочь. Вот несколько рекомендаций, способствующих сохранению драгоценных океанических ресурсов:
- Следуйте рекомендациям по обеспечению устойчивости, когда вы покупаете рыбу для употребления в пищу: так вы поможете вывести из бизнеса незаконные рыболовные предприятия.
- Отказывайтесь от применения пластиковых пакетов, пользуйтесь многоразовыми сумками.
- Пользуйтесь общественным транспортом для уменьшения загрязнения окружающей среды автомобильными выбросами.
- Экономьте воду и энергию.
- Утилизируйте пластмассы и другие продукты.
- Поддерживайте правительственные усилия по созданию МОР в вашей стране.
- Помогайте неправительственным организациям, занимающимся сохранению морской среды и устойчивости, добровольно жертвуя свое время или деньги. Узнайте, как вы можете помочь защищать океаны, получая дополнительную информацию.
Оформленный продукт: очищенный «океан» и пополнение запасов океана в виде высадки искусственно выращенных мальков.
Во время проведения занятия с учащимися для взрослых (педагогов, родителей, социальных партнеров) проводится мини-викторина по экологии.
Лаборатория «Астрономическая»
Тема: «Спутник Земли - Луна».
Научный руководитель: Черношей Светлана Валентиновна, педагог-организатор.
Возраст участников: 8-11 лет (учащиеся 3-4 классов), участники проекта: педагоги, родители, социальные партнеры.
Возраст тьюторов: учащиеся старших классов (9-11 класс)
Время работы на станции: 14-15 минут.
Цель: Познакомить учащимся с естественным спутником Земли - Луной.
Задачи:
1.Дать возможность учащимся научиться самим добывать дополнительную информацию о заданном космическом объекте.
2. Прививать интерес к познанию окружающего мира, тренировать наблюдательность
3. Развивать творческую инициативу, мышление, устную речь, память, воображение.
Формируемые УУД:
Определять цель деятельности на уроке, ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового, слушать и слышать друг друга, осуществлять сотрудничество, делать выводы в результате совместной работы
Оборудование планетария: компьютер, экран, видеоролик:
- Организационный момент (Под космическую музыку дети заходят в планетарий, рассаживаются в центре по кругу).
II. Актуализация знаний
-Друзья, посмотрите на наше звездное небо. (2слайд).
-Прочитайте слова. Что они обозначают? (Космос, Вселенная)
- Как одним словом это назвать? (Планеты) (3 слайд)
III. Постановка темы и целей урока.
- Что здесь лишнее? (Луна) (4 слайд)
- Почему она лишняя? (Луна не планета).
- Что же будем изучать сегодня? Я предлагаю вам отправиться в космическое путешествие. Куда мы полетим с вами? (Будем исследовать космический объект Луну).
- На борту нашего корабля оказался ещё один пассажир.
Угадайте, кто он.
ЗАГАДКА: У него большая шляпа. Он бездельник и растяпа.
Он хвастун, болтун, зазнайка. Знают все – малыш. (Незнайка).
- Как и в любом космическом корабле – у нас тоже будет бортовой журнал (на внеурочном занятии по астрономии, я завела тетрадь «бортовой журнал», где с ребятами записываем краткие сведения). Незнайка подготовил для нас вопросы (в бортовом журнале записываем). (6 слайд)
1. Как движется Луна?
2. Что такое Луна?
3. Излучает ли Луна собственный свет?
4. Есть ли жизнь на Луне?
5. Какую форму и размер имеет Луна?
- По этим вопросам мы будем исследовать космический объект-Луну.
IV. Изучение новой информации.
Итак, наше путешествие начинается. (8слайд)
1 вопрос - Как движется Луна в космическом пространстве?
Посмотрите и сделайте вывод: как движется Луна? Запишем в бортовой журнал.
2 вопрос. Что такое Луна? (Спутник) (слайд 9)
-Вслушайтесь в это слово. Что оно обозначает? (Идущий по одному пути). По какому пути движется Луна вместе с Землёй? (слайд 10)
Луна вместе с Землёй движется вокруг Солнца. (слайд 11)
Продолжаем наше путешествие.
3 вопрос. Излучает ли Луна собственный свет? (слайд13)
- Люди говорят: Ярко светит Луна. Ярко светит Солнце. Какое выражение верно? Почему? Могут ли одновременно быть на небе Луна и месяц? Почему? Докажите. (слайд14), (слайд15)
Может ли одновременно быть на небе месяц и луна? (нет)
Видео
-Если бы мы оказались на Луне-нас бы кто-нибудь встретил? (слайд16). Почему? Что необходимо для жизни? (Вода и воздух).
Рассмотрите фотографию Луны и послушайте стихотворение.
(Саша читает стихотворение). Подумайте, что назвали лунными морями.
У лунного моря
Особый секрет,
На море оно не похоже.
Воды в этом море ни капельки нет,
И рыбы не водятся тоже.
В волны его
Невозможно нырнуть,
Нельзя в нём плескаться,
Нельзя утонуть.
Купаться в том море
Удобно лишь тем,
Кто плавать в воде не умеет совсем. (слайд17)
Занесём в бортжурнал.
V.Физ-минутка.
Раз, два, три, четыре, пять. (Ходьба).
В космос мы летим опять. (Руки соединить над головой).
Отрываюсь от Земли (Прыгаем).
Долетаем до Луны. (Руки в стороны, покружились).
На орбите повисим (Руки назад-вперёд).
И опять домой спешим. (Шагаем).
VI.Продолжение изучения нового материала.
- Какую форму и размер имеет Луна? (1 ученик читает из энциклопедии («Тайны вселенной», Астрономия и космос Росмэн., стр.24) Луна имеет шарообразную форму. В 4 раза меньше Земли. Запишем в бортжурнал.
VII. Итог занятия.
-Наше путешествие подходит к концу. Какой космический объект мы исследовали? Получилось ли у нас это? (21слайд)
- По бортжурналу. (Один ученик читает вопрос, другой отвечает на него).
VIII. Рефлексия. (Слайд22).
-Продолжите предложения. (Я знаю ..., я запомнил..., я смог…)
IX. Тест.
1.Вокруг Солнца вращаются планеты. Их…
a) 7;
б) 9;
в) 10;
2.Планеты Солнечной системы изучают :
а) астрономы;
б) физики;
в) биологи.
3.Что такое Земля?
а) звезда;
б) планета;
в) созвездие;
4.На какой орбите от Солнца находится Земля?
а) на первой;
б) на седьмой;
в) на третьей.
5.Что является источником тепла для всего живого на Земле?
А) Луна;
Б) Солнце;
В) Планеты Солнечной системы.
Х. Проверка теста. (слайды 23-28).
XI.Интересные факты о Луне . (читают дети).
- Наша встреча подошла к концу, спасибо за вашу активность на занятии.
(Для родителей, педагогов и социальных партнеров занятие проводится в сокращенном варианте, с просмотром видеофильма «Тайна рождения нашей планеты». Время занятия- 15 минут.)
Во время проведения занятия для взрослых педагог дополнительного образования проводит мастер-класс по изготовлению эмблемы «Юный эколог» (руководитель Артеменкова Е.А., педагог дополнительного образования).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методические рекомендации к проведению урока-лаборатории по русскому языку
Развивающее и проблемное обучение предполагает более глубокое проникновение в лингвистический материал на уроках русского языка. Помогут в этомтакие нестандартные уроки . как уроки-лаборат...
Статья для методического сборника. Технология развития критического мышления на уроках литературы - стадии и методические приёмы.
В статье рассматриваются стадии и методические приёмы для развития критического мышления на уроке литературы...
Сборник разработок уроков по геометрии для 9 класса, раздел "Многоугольники", календарно-тематического планирования.
Настоящее пособие предназначено для учителей математики, работающих в 9 классах общеобразовательных школ. Пособие содержит разработки уроков по г...
Методическая копилка разработок по методике Н.Е.Щурковой
В копилку входят методические разработки по методике Н.Е.Щурковой...
Сборник разработок уроков по алгебре. 8 класс
Сборник содержит среднесрочное и краткосрочное планирование серии последовательных уроков по теме "Квадратичная функция, её свойства и график"...
Презентации к сборнику разработок уроков по алгебре. 8 класс
Электорнные презентации к серии последовательных урокав алгебры...
Сборник разработок внеклассных мероприятий по математике для учащихся 5-9 классов
В настоящее время перед современной педагогической наукой стоит проблема, как повысить интерес школьников к математике. Это побудило искать новые методы и средства обучения, способствующие развитию ин...