Рабочая программа по астрономии для общеобразовательных учреждений
рабочая программа по астрономии (11 класс)

Жирова Ирина Сергеевна

Рабочая программа по астрономии для общеобразовательных школ разработана к учебнику Воронцова-Вельяминова Б.А., Страут Е.К. Данная программа содержит пояснительную записку и КТП. КТП спланировано для проведения уроков астрономии во 2 полугодии 10 класса и в первом - 11 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon astronomiya.doc169.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2

Карасукского района Новосибирской области

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по астрономии

для общеобразовательных учреждений

среднее общее образование

10-11 классы

Базовый уровень

        

Составила: учитель физики

Жирова И.С.

Рассмотрена. Рекомендовать к применению________________

                 (роспись руководителя МО)

Руководитель МО (Ф.И.О.)

(дата)

Рекомендовать к утверждению________________

                                 (роспись  председателя МС)

Председатель МС Ткач Е.Н.

(дата)

УТВЕРЖДАЮ:

директор школы Загарюк П.В.

__________________

                 (роспись)

                (дата)

2017 г.

Пояснительная записка

     Данная рабочая программа по астрономии 11 класса разработана на основе:

   1) Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по астрономии от 5 марта 2004 г. N 1089,с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 июня 2008 г. N 164от 31 августа 2009 г. N 320от 19 октября 2009 г. N 427, от 10 ноября 2011 г. N 2643, от 24 января 2012 г. N 39 и от 31 января 2012 г. N 69 и от 23 июня 2015. 

   2) Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 кл./ сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. - М.: Дрофа , 2011;

   3) Авторской программы  А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута : учебно-методическое пособие / Е. К. Страут. — М. : Дрофа, 2017.

    Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Воронцов-Вельяминов Б. А., Страут Е. К. «Астрономия. 11 класс». Учебник с электронным приложением. — М. :  Дрофа, 2017.

           Общая характеристика учебного предмета

   Астрономия в российской школе всегда рассматривалась как курс, который, завершая физико-математическое образование выпускников средней школы, знакомит их с современными представлениями о строении и эволюции Вселенной и способствует формированию научного мировоззрения. В настоящее время важнейшими задачами астрономии являются формирование представлений о единстве физических законов, действующих на Земле и в безграничной Вселенной, о непрерывно происходящей эволюции нашей планеты, всех космических тел и их систем, а также самой Вселенной.

   На основании требований  Государственного образовательного стандарта  2004 г. в содержании рабочей программы по астрономии предполагается  реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный  подходы, которые определяют задачи обучения:

 - Приобретение знаний и умений для использования в практической деятельности и повседневной жизни;

 - Овладение способами познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной  деятельностей;

 - Освоение познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной компетенций.

     Компетентностный подход определяет следующие  особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. В первом блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование  навыков научного познания. Во втором — дидактические единицы, которые содержат сведения по теории физики. Это содержание обучения является базой для развития познавательной компетенции обучающихся. В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие историю развития физики и обеспечивающие развитие учебно-познавательной и рефлексивной компетенции. Таким образом, календарно-тематическое планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

     Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность обучающихся понимать причины и логику развития физических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к современной физической науке и технике, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию  личностно- и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

     Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми

   Основой целеполагания является  обновление требований к уровню подготовки выпускников, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта— переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой  деятельности, что предполагает повышенное внимание  к развитию межпредметных связей курса  астрономии.

     Дидактическая модель обучения и педагогические средства  отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных  результатов в виде сформированных умений и навыков обучающихся, обобщенных способов  деятельности. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых игр, проблемных дискуссий, поэтапного формирования умения решать задачи.

    На ступени полной средней школы задачи учебных занятий (в схеме – планируемый результат)  определены,  как закрепление умений разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Принципиальное значение в рамках курса приобретает умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы.

     Система заданий призвана обеспечить тесную взаимосвязь различных способов и форм учебной деятельности: использование различных алгоритмов усвоения знаний и умений при сохранении единой содержательной основы курса, внедрение групповых методов работы, творческих заданий, в том числе методики исследовательских проектов.

    Спецификой учебной проектно-исследовательской деятельности является ее направленность на развитие личности, и на получение объективно нового исследовательского результата.

    Цель учебно-исследовательской деятельности — приобретение обучающимися познавательно-исследовательской компетентности, проявляющейся в овладении  универсальными способами освоения действительности, в развитии способности к исследовательскому  мышлению, в активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе.

    Модульный принцип позволяет не только укрупнить смысловые блоки содержания, но и преодолеть традиционную логику изучения материала — от единичного к общему и всеобщему, от фактов к процессам и закономерностям. В условиях модульного подхода возможна совершенно иная схема  изучения  физических процессов «всеобщее — общее— единичное».

     Акцентированное внимание к продуктивным формам учебной деятельности предполагает актуализацию информационной компетентности учащихся: формирование простейших навыков работы с  источниками, (картографическими и хронологическими) материалами. В требованиях к выпускникам старшей школы ключевое значение придается комплексным умениям по поиску и анализу информации, представленной в разных знаковых системах (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд), использованию методов электронной обработки при поиске и систематизации информации.

    Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера.

        Изучение астрономии направлено на достижение следующих целей:

- осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и формировании современной естественнонаучной картины мира; 
- приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строения и эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;
- овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
- использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни;
- формирование научного мировоззрения;
- формирование навыков использования естественнонаучных и особенно физико-математических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.

         Место предмета в учебном плане

   Изучение курса рассчитано на 36 часов (1 час в неделю).   Согласно учебному плану на изучение астрономии в 2017 – 2018 г. в 10 классе отводится 20 часов (2 полугодие) и в 11 классе 16 часов (1 полугодие)  из расчета: 1 час в неделю, итого – 36 часов в год.

    Важную роль в освоении курса играют проводимые во внеурочное время собственные наблюдения обучающихся. Специфика планирования этих наблюдений определяется двумя обстоятельствами. Во-первых, они (за исключением наблюдений Солнца) должны проводиться в вечернее или ночное время. Во-вторых, объекты, природа которых изучается на том или ином уроке, могут быть в это время недоступны для наблюдений. При планировании наблюдений этих объектов, в особенности планет, необходимо учитывать условия их видимости.

      Примерный перечень наблюдений

    Наблюдения невооруженным глазом

1. Основные созвездия и наиболее яркие звезды осеннего, зимнего и весеннего неба. Изменение их положения с течением времени.

2. Движение Луны и смена ее фаз.

            Содержание программы курса астрономии.

    Астрономия, ее значение и связь с другими науками (2 ч)

Астрономия, ее связь с другими науками. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая астрономия.

    Практические основы астрономии (5 ч)

Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.

    Строение Солнечной системы (7 ч)

Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.

    Природа тел Солнечной системы (8 ч)

Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеориты. Метеоры, болиды и метеориты.

    Солнце и звезды (6 ч)

Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Звезды — далекие солнца. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Диаграмма «спектр—светимость». Массы и размеры звезд. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы.

    Строение и эволюция Вселенной (5 ч)

Наша Галактика. Ее размеры и структура. Два типа населения Галактики. Межзвездная среда: газ и пыль. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы. Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.

    Жизнь и разум во Вселенной (1 ч)

Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании.

    Промежуточная аттестация (1 ч)

Требования к уровню подготовки выпускников.

В результате изучения астрономии на базовом уровне учащиеся должны:

знать/понимать:

  • смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета(экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;
  • смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина;
  • смысл физического закона Хаббла;
  • основные этапы освоения космического пространства;
  • гипотезы происхождения Солнечной системы;
  • основные характеристики и строение Солнца, Солнечной атмосферы;
  • размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики;

уметь:

  • приводить примеры: роль астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов в электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;
  • использовать карту звездного неба для нахождения координат светила;
  • описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы «цвет-светимость», физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;
  • характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;
  • находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион: самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;
  • использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания астрономии, отделение ее от лженаук; оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.

              Способы проверки достижения результатов обучения

    При изучении курса осуществляется комплексный контроль знаний и умений обучающихся, включающий текущий контроль в процессе изучения материала, рубежный контроль в конце изучения завершенного круга вопросов и итоговый контроль в конце изучения курса. Предполагается сочетание различных форм проверки знаний и умений: устная проверка, тестирование, письменная проверка. Кроме того, учитывается участие обучающихся в дискуссиях при обсуждении выполненных заданий, оцениваются рефераты учащихся и результаты проектной деятельности.

     Достижение предметных результатов обучения контролируется в основном в процессе устной проверки знаний, при выполнении письменных проверочных и контрольных работ, тестов, при проведении наблюдений. Итоговая проверка достижения предметных результатов может быть организована в виде комплексной контрольной работы или зачета. На этом этапе проверки учащиеся защищают рефераты по изученной теме.

    Достижение метапредметных результатов контролируется в процессе выполнения учащимися наблюдений. При этом отслеживается: умение учащихся поставить цель наблюдения, подобрать приборы, составить план выполнения наблюдения, представить результаты работы, сделать выводы, умение пользоваться измерительными приборами, оценивать погрешность измерения, записывать результат измерения с учетом погрешности, видеть возможности уменьшения погрешностей измерения. Кроме того, метапредметные результаты контролируются при подготовке учащимися сообщений, рефератов, проектов и их презентации. Оценивается умение работать с информацией, представленной в разной форме, умение в области ИКТ, умение установить межпредметные связи астрономии с другими предметами (физика, биология, химия, история и др.).

    Личностные результаты обучения учащихся не подлежат количественной оценке, однако дается качественная оценка деятельности и поведения обучающихся, которая может быть зафиксирована в портфолио учащегося.

    Возможна разная методика выставления обучающимся итоговых оценок при контроле усвоения материала определенной темы. Это может быть традиционная система оценивания, может быть использована рейтинговая система, при которой отдельно выставляются баллы за ответы на уроке, за выполнение заданий и представление их, за письменные контрольные работы, за рефераты и проекты, затем эти баллы суммируются и переводятся в пятибалльную шкалу оценок. При этом каждому виду деятельности должно быть приписано определенное число баллов.

           Формы организации учебной деятельности

    Учитель выбирает необходимую образовательную траекторию, способную обеспечить визуализацию прохождения траектории обучения с контрольными точками заданий различных видов: информационных, практических, контрольных. Формы организации учебной деятельности определяются видами учебной работы, спецификой учебной группы, изучаемым материалом, учебными целями. Возможны следующие организационные формы обучения:

   -  классно-урочная (изучение нового, практикум, контроль, дополнительная работа, уроки-зачеты, уроки — защиты творческих заданий). В данном случае используются все типы объектов. При выполнении проектных заданий исследование, осуществление межпредметных связей, поиск информации осуществляются учащимися под руководством учителя;

   -  индивидуальная и индивидуализированная. Позволяют регулировать темп продвижения в обучении каждого школьника сообразно его способностям. При работе в компьютерном классе по заранее подобранным информационным, практическим и контрольным заданиям, собранным из соответствующих объектов, формируется индивидуальная траектория учащегося;

   -  групповая работа. Возможна работа групп учащихся по индивидуальным заданиям. Предварительно учитель формирует блоки объектов или общий блок, на основании демонстрации которого происходит обсуждение в группах общей проблемы, либо при наличии компьютерного класса, обсуждение мини-задач, которые являются составной частью общей учебной задачи;

    - внеклассная работа, исследовательская работа, кружковая работа;

    - самостоятельная работа учащихся по изучению нового материала, отработке учебных навыков и навыков практического применения приобретенных знаний, выполнение индивидуальных заданий творческого характера.

            Информационно-образовательная среда линии

         Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий:

  1. Воронцов-Вельяминов Б. А., Страут Е. К. «Астрономия. 11 класс». Учебник с электронным приложением.              — М. : Дрофа, 2017.
  2. Методическое пособие к учебнику «Астрономия. 11 класс» авторов Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута. — М. : Дрофа, 2017.
  3. Рабочая программа к УМК Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута : учебно-методическое пособие / Е. К. Страут. — М. : Дрофа, 2017.

Тематическое планирование на 2017-2018 учебный год

Предмет: астрономия

Класс: 10

№ п/п

Тема урока

Основное содержание урока

Виды деятельности обучающихся

Кол-во

часов

Дата

Астрономия, ее значение и связь с другими науками (2 часа)

1,2

Инструктаж по ТБ. Введение. Что изучает астрономия. Наблюдения — основа астрономии

 Астрономия, ее связь с другими науками. Развитие астрономии было вызвано практическими потребностями человека, начиная с глубокой древности. Астрономия, математика и физика развивались в тесной связи друг с другом. Структура и масштабы Вселенной. Наземные и космические приборы и методы исследования астрономических объектов. Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая астрономия

Беседа, обсуждение, работа с учебником.

2

17, 18н

Практические основы астрономии (5 часов)

3

Звезды и созвездия. Небесные координаты. Звездные карты.

 Звездная величина как характеристика освещенности, создаваемой звездой. Согласно шкале звездных величин разность на 5 величин, различие в потоках света в 100 раз. Экваториальная система координат: прямое восхождение и склонение. Использование звездной карты для определения объектов, которые можно наблюдать в заданный момент времени

Беседа, фронтальная работа. Работа с

учебником. Подготовка презентации об истории названий созвездий и звезд.

1

 19н

4

Видимое движение звезд на различных географических широтах.

Высота полюса мира над горизонтом и ее зависимость от географической широты места наблюдения. Небесный меридиан. Кульминация светил. Определение географической широты по измерению высоты звезд в момент их кульминации

Опрос, заполнение таблицы, работа с учебником, работа со подвижной картой звездного неба

1

20н

5

Годичное движение Солнца по небу.  Эклиптика.

Эклиптика и зодиакальные созвездия. Наклон эклиптики к небесному экватору. Положение Солнца на эклиптике в дни равноденствий и солнцестояний. Изменение в течение года продолжительности дня и ночи на различных географических широтах

Беседа, фронтальная работа, наблюдение, работа с учебником, работа с ПКЗН

1

21н

6

Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны.

Луна — ближайшее к Земле небесное тело, ее единственный естественный спутник. Период обращения Луны вокруг Земли и вокруг своей оси — сидерический (звездный) месяц. Синодический месяц — период полной смены фаз Луны. Условия наступления солнечных и лунных затмений. Их периодичность. Полные, частные и кольцеобразные затмения Солнца. Полные и частные затмения Луны. Предвычисление будущих затмений

Объяснение нового материала, изучение, анализ,  описание

1

22н

7

Время и календарь.

Точное время и определение географической долготы. Часовые пояса. Местное и поясное, летнее и зимнее время. Календарь — система счета длительных промежутков времени. История календаря. Високосные годы. Старый и новый стиль.

Фронтальный опрос, проверка домашнего

задания, самостоятельная работа

1

23н

Строение Солнечной системы (8 часов)

8

Развитие представлений о строении мира.

 Геоцентрическая система мира Аристотеля-Птолемея. Система эпициклов и дифферентов для объяснения петлеобразного движения планет. Создание Коперником гелиоцентрической системы мира. Роль Галилея в становлении новой системы мира

Беседа, обсуждение. Работа с учебником,

наблюдение

1

24н

9

Конфигурации планет. Синодический период.

Внутренние и внешние планеты. Конфигурации планет:  противостояние и соединение. Периодическое изменение условий видимости внутренних и внешних планет. Связь синодического и сидерического (звездного) периодов обращения планет

Фронтальная и индивидуальная работа,

1

25н

10

Законы движения планет Солнечной системы.

Три закона Кеплера. Эллипс. Изменение скорости движения планет по эллиптическим орбитам. Открытие Кеплером законов движения планет — важный шаг на пути становления механики. Третий закон — основа для вычисления относительных расстояний планет от Солнца

Опрос, работа с учебником,

наблюдение,

самостоятельная работа

1

26н

11

Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе.

Размеры и форма Земли. Триангуляция. Горизонтальный параллакс. Угловые и линейные размеры тел Солнечной системы

Опрос, фронтальная работа, опыты, решение проблемной ситуации, фронтальная и индивидуальная работа,

1

27н

12

Практическая работа с планом солнечной системы.

Размеры и форма Земли. Горизонтальный параллакс. Угловые и линейные размеры тел Солнечной системы

практическая работа

1

28н

13

Движение небесных тел под действием сил тяготения. Закон всемирного тяготения.

Подтверждение справедливости закона тяготения для Луны и планет.

Решение задач на вычисление массы планет.

1

29н

14

Возмущения в движении тел. Солнечной системы.
Масса и плотность Земли.
Определение массы небесных тел. Приливы.

Возмущения в движении тел Солнечной системы. Открытие планеты Нептун. Определение массы небесных тел. Масса и плотность Земли. Приливы и отливы

Объяснение механизма возникновения возмущений и приливов

1

30н

15

Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов (КА). Кратковременная контрольная работа

Время старта КА и траектории полета к планетам и другим телам Солнечной системы. Выполнение маневров, необходимых для посадки на поверхность планеты или выхода на орбиту вокруг нее

Беседа, обсуждение. Работа с учебником. Подготовка и презентация сообщения о КА, решение контрольной работы (тест) 

1

31н

Природа тел солнечной системы (7 часов)

16

Общие характеристики планет

Анализ основных характеристик планет. Разделение планет по размерам, массе и средней плотности. Планеты земной группы и планеты-гиганты. Их различия

Беседа, обсуждение. Анализ табличных данных, классификация объектов

1

32н

17

Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение.

 Гипотеза о формировании всех тел Солнечной системы в процессе длительной эволюции холодного газопылевого облака. Объяснение их природы на основе этой гипотезы

Объяснение нового материала, работа с учебником. Анализ основных положений

1

33н

18

Система Земля—Луна.

Краткие сведения о природе Земли. Условия на поверхности Луны. Два типа лунной поверхности — моря и материки. Горы, кратеры и другие формы рельефа. Процессы формирования поверхности Луны и ее рельефа. Результаты исследований, проведенных автоматическими аппаратами и астронавтами. Внутреннее строение Луны. Химический состав лунных пород. Обнаружение воды на Луне. Перспективы освоения Луны

Объяснение причины отсутствия у Луны атмосферы. Описание основных форм лунной поверхности. Подготовка и презентация сообщения.

1

34н

19

Планеты земной группы.

Общность характеристик. Меркурий. Венера. Марс. Практическая работа «Две группы планет солнечной системы»

Сходство внутреннего строения и химического состава планет земной группы. Рельеф поверхности. Вулканизм и тектоника. Метеоритные кратеры. Особенности температурных условий на Меркурии, Венере и Марсе. Отличия состава атмосферы Земли от атмосфер Марса и Венеры. Сезонные изменения в атмосфере и на поверхности Марса. Состояние воды на Марсе в прошлом и в настоящее время. Эволюция природы планет. Поиски жизни на Марсе

Объяснение нового материала, работа с учебником. Описание и сравнение природы планет земной группы. Объяснение причин существующих различий. Выполнение практической работы

1

35н

20

Итоговое занятие

Обобщение полученных знаний за 10 класс

1

36н

11  класс

2018-2019 учебный год

21

Инструктаж по ТБ. Далекие планеты.

Общность характеристик планет-гигантов. Спутники и кольца планет-гигантов. Плутон.

Химический состав и внутреннее строение планет-гигантов. Источники энергии в недрах планет. Облачный покров и  атмосферная циркуляция. Разнообразие природы спутников. Сходство природы спутников с планетами земной группы и Луной. Наличие атмосфер у крупнейших спутников. Строение и состав колец

Объяснение нового материала. Подготовка и презентация сообщения. Анализ определения понятия «планета»

1

22

Малые тела Солнечной системы. Планеты-карлики.

Астероиды главного пояса. Их размеры и численность. Малые тела пояса Койпера. Плутон и другие карликовые планеты. Кометы. Их строение и состав. Орбиты комет. Общая численность комет.

Кометное облако Оорта. Астероидно-кометная опасность. Возможности и способы ее предотвращения

Описание внешнего вида астероидов и комет. Объяснение процессов, происходящих в комете.

Подготовка и презентация сообщения. Заполнение таблицы

1

23

Метеоры, болиды, метеориты.

Одиночные метеоры. Скорости встречи с Землей. Небольшие тела (метеороиды). Метеорные потоки, их связь с кометами. Крупные тела. Явление болида, падение метеорита. Классификация метеоритов: железные, каменные, железокаменные

Описание и объяснение явлений. Подготовка сообщения, работа с текстом учебника

1

Солнце и звезды  (6 часов)

24

Солнце — ближайшая звезда.

Энергия и температура Солнца. Состав и строение Солнца.  Атмосфера Солнца.

 Источник энергии Солнца и звезд — термоядерные реакции. Перенос энергии внутри Солнца. Строение его атмосферы. Грануляция. Солнечная корона. Обнаружение потока солнечных нейтрино. Значение этого открытия для физики и астрофизики

Описание и объяснение явлений и процессов.

1

25

Солнечная активность и ее влияние на Землю.

Проявления солнечной активности: солнечные пятна, протуберанцы, вспышки, корональные выбросы массы. Потоки солнечной плазмы. Их влияние на состояние магнитосферы Земли. Магнитные бури, полярные сияния и другие геофизические явления, влияющие на радиосвязь, сбои в линиях электропередачи. Период изменения солнечной активности

Фронтальная работа с классом, беседа,

наблюдение и обсуждение, работа с учебником, описание образования пятен. Характеристика процессов.

1

26

Расстояния до звезд. Характеристики излучения звезд.

Годичный параллакс. Единицы измерения

расстояния: астрономическая единица, парсек,

световой год. Видимые и абсолютные звездные

величины. Светимость звезды. Их спектральная классификация. Звезды-гиганты и звезды-карлики. Диаграмма «спектр —светимость». Двойные и кратные звезды. Звездные скопления. Их состав и возраст

Определение понятия «звезда». Указание положения звезд на диаграмме. Анализ основных групп диаграммы

1

27

Массы и размеры звезд

Различные виды двойственности звезд:

оптическая, физическая, фотометрическая. Виды

физически двойных звезд. Определение масс

двойных звезд. Невидимые спутник

Опрос, фронтальная работа, описания природы объектов на конечной стадии эволюции звезд

1

28

Переменные и нестационарные звезды. Эволюция звезд.

Цефеиды — природные автоколебательные системы. Зависимость «период — светимость». Затменно-двойные звезды. Вспышки Новых — явление в тесных системах двойных звезд. Открытие «экзопланет» — планет и планетных систем вокруг других звезд

Описание пульсации. Подготовка сообщения о способах обнаружения «экзопланет» и полученных результатах

1

29

Проверочная работа «Солнце и Солнечная система».

Проверочная работа по темам: «Строение Солнечной системы», «Природа тел Солнечной системы», «Солнце и звезды»

Индивидуальная работа по

основных вопросов тем;

способов решения задач;

приемов практической работы с планом Солнечной системы

1

Строение и эволюция вселенной  (5 часов)

30

Наша Галактика.

Млечный Путь и Галактика. Звездные скопления и ассоциации.

 Размеры и строение Галактики. Расположение и движение Солнца. Плоская и сферическая подсистемы Галактики. Ядро и спиральные рукава Галактики. Вращение Галактики и проблема «скрытой массы»

Объяснение нового материала, работа с

книгой.  Описание строения и структуры Галактики. Изучение. Подготовка сообщения.

1

10н

31

Наша Галактика.

Межзвездная среда: газ и пыль. Движения звезд в Галактике. Ее вращение.

Радиоизлучение межзвездного вещества. Его состав. Области звездообразования. Обнаружение сложных органических молекул. Взаимосвязь звезд и межзвездной среды. Планетарные туманности — остатки вспышек Сверхновых звезд

Наблюдение, работа с текстом учебника, объяснение различных механизмов радиоизлучения. Описание процесса формирования звезд

1

11н

32

Другие звездные системы – галактики.

Спиральные, эллиптические и неправильные галактики. Их отличительные особенности, размеры, масса, количество звезд. Сверхмассивные черные дыры в ядрах галактик. Квазары и радиогалактики. Взаимодействующие галактики. Скопления и сверхскопления галактик

Определение типов галактик. Подготовка сообщения о наиболее интересных исследованиях далеких объектов, работа с учебником

1

12н

33

Космология начала ХХ века.

Общая теория относительности. Стационарная Вселенная А. Эйнштейна. Вывод А. А. Фридмана о нестационарности Вселенной. «Красное смешение» в спектрах галактик и закон Хаббла. Расширение Вселенной происходит однородно и изотропно

Объяснение нового материала, работа с

книгой. Применение принципа Доплера.

Подготовка сообщения о деятельности Хаббла и Фридмана. Доказательство справедливости закона Хаббла.

1

13н

34

Основы современной космологии.

Гипотеза Г. А. Гамова о горячем начале Вселенной, ее обоснование и подтверждение. Реликтовое излучение. Теория Большого взрыва. Образование химических элементов. Формирование галактик и звезд. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.

Объяснение нового материала, работа с

книгой. Подготовка и презентация сообщения о деятельности лауреатов Нобелевской премии за работы по космологии

1

14н

35

Промежуточная аттестация (итоговое тестирование)

Индивидуальная работа

1

15н

Жизнь и разум во Вселенной  (1 час)

36

Урок – конференция «Одиноки ли мы во Вселенной?»

Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности радиоастрономии и космонавтики для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании

Подготовка и презентация сообщения о современном состоянии научных исследований по проблеме существования внеземной жизни во Вселенной. Участие в дискуссии по этой проблеме

1

16н


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории Отечества составлена на основе программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В. В., автор О.И.Бородина, В.М. Мозговой, 2010 г.

История в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение определёнными  знаниями, умениями, навы...

Рабочая программа по физике для общеобразовательных учреждений 7-11 класс

данная рабочая программа разработана на основе авторской программы для общещбразовательных учреждений2 часа в неделю,68 часов в годуАвтор учебника А.В. Пёрышкин (7-9 классы ),  Г.Я. Мякишев и др....

Рабочая программа по математике 9 класс - программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1) В. В. Воронкова 5 – 9 классы Математика ГИЦ «Владос», 2000г.

Рабочая программа по математике 9 класс - программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1)   В. В. Воронкова 5 – 9 классы Математика ГИЦ «Владос», 20...

Рабочая программа по алгебре для общеобразовательных учреждений под редакцией Г.М.Кузнецовой в 7 классе.

Программа по алгебре для учащихся  7 класса составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, в соответствии с базисным учебным планом, утвержд...

Рабочая программа для 11 класса общеобразовательных учреждений

Рабочая программа составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень) для 11 класса общеобразовательных учреждений, авторской программы курса хими...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физике для общеобразовательных учреждений среднее общее образование (10 – 11 классы) Базовый уровень

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по  физике для общеобразовательных учреждений среднее общее образование (10 – 11 классы)  Базовый уровень...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физике для общеобразовательных учреждений основное общее образование (7 – 9 классы) Базовый уровень

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по  физике для общеобразовательных учреждений основное общее образование (7 – 9 классы) по ФГОС.  Базовый уровень...