Технологическая карта урока по астрономии "Звезды и созвездия"
учебно-методический материал по астрономии (10 класс)
Технологическая карта подготовлена к уроку "Звезды и созвездия" по астрономии в 10 классе. Карта составлена с использованием учебника В.М. Чаругин "Астронимия 10-11"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_zvezdy_i_sozvezdiya.docx | 28.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта к уроку астрономии
Автор разработки: Афанасьева Галина Петровна, учитель физики и астрономии
Общая часть | ||||||||||
Предмет | Класс | Тема урока | ||||||||
Астрономия | 10 | Звёзды и созвездия | ||||||||
Используемый учебник | ||||||||||
Название | Класс | Авторы | ||||||||
Астрономия | 10 | Чаругин В.М. | ||||||||
Планируемые образовательные результаты | ||||||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||||||
Научатся:
| Познавательные:
Регулятивные:
Коммуникативные:
|
| ||||||||
ТСО (оборудование) | Средства ИКТ (ЭФУ, программы, приложения, ресурсы сети Интернет) | |||||||||
Компьютер, проектор, экран. Карта звездного неба (демонстрационная). Подвижные карты звёздного неба (ПКЗН). | Карта звёздного неба онлайн http://kosmoved.ru/nebo_segodnya_geo.php | |||||||||
Организационная структура урока | ||||||||||
Этап урока | Образовательные задачи (планируемые результаты) | Используемые ресурсы, в т.ч. ЭФУ (для ЭФУ укажите названия конкретных объектов и страницу) | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | длит. этапа (мин) | |||||
| Создание условий для осознанного восприятия нового материала. | Психологический настрой обучающихся на урок. Проверка готовности к уроку астрономии | Самооценивание готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность. | 1 мин. | ||||||
II. Мотивация к учебной деятельности. Целеполагание. | Включение обучающихся в деятельность на личностно - значимом уровне. Формулирование темы и цели урока. | Слайд №1 презентации к уроку астрономии «Звёзды и созвездия» | Читает отрывок из стихотворения В. Маяковского: «Послушайте! | Объясняют какие эмоции вызвали эти стихи Озвучивают тему и цель урока. | 1 мин. | |||||
II. Актуализация знаний | Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося. | Слайды №2, №3, №4 презентации к уроку астрономии «Звёзды и созвездия» | Организует проверку выполнения домашнего задания в форме «Интеллектуальной разминки». Обсуждает с учащимися ранее изученное | Готовят ответы на вопросы «Интеллектуальной разминки». Представители групп дают ответы (по карточкам-заданиям с набором вопросов). Приложение 1. | 8 мин. | |||||
III. Постановка учебной задачи. | Обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»). | Делает акцент на основных моментах. | Выделяют, каких именно знаний не хватает (это причина затруднений). | 2 мин. | ||||||
IV. «Открытие нового знания» | Самостоятельное изучение новых знаний и способов действий. | Слайды №5, №6, №7, №8 презентации к уроку астрономии «Звёзды и созвездия» | Формулирует задание | Выполняют задания в группах. Изучают самостоятельно § 3. Звёзды и созвездия. Выделяют главное. | 7 мин. | |||||
V. Первичное осмысление и закрепление | Проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала. | Слайды №9 презентации к уроку астрономии «Звёзды и созвездия» | Контролирует выполнение работы. | Выполняют задание «Закончи предложение» | 5 мин. | |||||
VI. Практическая работа | Применение знаний и способов действий. | Карта звёздного неба онлайн. http://kosmoved.ru/nebo_segodnya_geo.php | Организует практическую Работу с ПКЗН | Находят на звездной карте созвездия Большой и Малой Медведицы, Кассиопеи, Дракона, Лебедя, Лиры, Ориона, Геркулеса и др. | 12 мин. | |||||
VII. Самоанализ и самоконтроль | Каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. | Подведение учеников к самопроверке | Самопроверка по вопросам в учебнике на стр.22. | 5 мин. | ||||||
VIII. Рефлексия. | Осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности. Подводит итоги урока | Осуществляют самооценку работы групп, используя лист оценивания. | 3 мин. | ||||||
IX. Задание на дом: §3. Подготовить мифы и легенды, связанные с звёздами или созвездиями | Включение новых знаний в систему изученного материала. | Информирует учащихся о домашнем задании | Записывают домашнее задание, определяют, какого уровня задание они хотят выполнить. | 1 мин. |
Приложение 1.
Вопросы «Интеллектуальной разминки» на этапе актуализации знаний
Карточка-задание №1
1. В чём состоят особенности астрономии?
2. Какие координаты светил называются горизонтальными?
3. Опишите, как координаты Солнца будут меняться в процессе его движения над горизонтом в течение суток.
4. По своему линейному размеру диаметр Солнца больше диаметра Луны примерно в 400 раз. Почему их угловые диаметры почти равны?
5. Для чего используется телескоп?
6. Что считается главной характеристикой телескопа?
7. Почему при наблюдениях в телескоп светила уходят из поля зрения?
Карточка-задание №2.
1. Какие сведения из астрономии вы получили в курсах природоведения, естествознания, физики, истории?
2. В чем специфика астрономии (по объектам и методам исследования) по сравнению с другими науками о природе?
3. Какие типы небесных тел вам известны?
4. Какова роль наблюдений в астрономии? С помощью каких инструментов они выполняются?
5. Какова роль космонавтики в исследовании Вселенной?
6.Чем отличаются оптические системы рефрактора и рефлектора?
Карточка-задание №3.
1. Решение каких задач занимается небесная механика?
2. Какие отечественные и зарубежные орбитальные обсерватории вы знаете?
3. Почему современная астрономия является всеволновой?
4. Зачем нужен телескоп при наблюдении Луны?
5. Какие мифы и легенды, связанные с названиями звёзд, созвездий, планет вам известны?
Приложение 2.
Текст для самостоятельного изучения «Звёзды и созвездия»
В безоблачную ночь открывается величественная картина звездного неба. Россыпи звезд - в котором кажется, невозможно разобраться.
Тысячи лет назад люди глядели на небо, считали звезды и мысленно соединяли их в разнообразные фигуры (созвездия), называя их именами персонажей древних мифов и легенд, животных и предметов.
У разных народов имелись свои мифы и легенды о созвездиях, свои названия, разное их количество. Деления были чисто условны, рисунки созвездия редко соответствовали названной фигуре, однако это существенно облегчало ориентирование по небу. Даже босоногие мальчики в древней Халдее или Шумерах лучше знали небо любого из нас. В общем случае на небе можно насчитать до 2500-3000 звезд (в зависимости от вашего зрения) - а всего видимых звезд около 6000.
Старейшие по названиям считаются созвездия зодиакальные - пояс, вдоль которого происходит годичное движение Солнца (эклиптика), а также видимые пути Луны и планет. Так созвездия Телец - было известно > 4000 лет назад, так как в это время в этом созвездии находилась точка весеннего равноденствия. Интересны описания созвездий в древности.
Итак, у разных народов и в разное время был разный принцип деления.
Так:4 век до н.э. был список 809 звезд входящих в 122 созвездия.
18 век - Монголия - было 237 созвездий.
2 век - Птолемей ("Альмагеста") - описано 48 созвездий.
15-16 век - период великих морских путешествий - описано 48 созвездий южного неба.
В Русском звездном атласе Корнелия Рейссига, изданном в 1829г содержались 102 созвездия.
Были попытки переименовать установившиеся созвездия, но не одно название не прижилось у астрономов (там церковь в 1627г издала атлас созвездия "Христианское звездное небо", давались названия монархов - Георг, Карл, Людовик, Наполеон).
Многие звездные карты (атласы) 17-19 века содержали названия созвездий и рисунки фигур. Но прижился только один звездный атлас Яна Гавелия (1611-1687, Польша) изданный в 1690 г. и имеющий не только точное расположение звезд и впервые экваториальных координатах, но и прекрасные рисунки (лицевая обложка и титульный лист).
Путаница с созвездиями прекращена в 1922 г. Международный астрономический союз разделил все небо на 88 созвездий, а границы окончательно установлены в 1928году (пример Ориона).
Созвездия - область неба с характерной группой звезд и всеми звездами, находящимися внутри его границ. Соседство звезд, кажущиеся, в проекции на небесную сферу. Самые яркие звезды имеют собственные имена (более 300 звезд имеют имена, большинство арабские).
В 125 г. до н.э. Гиппарх (180-125, Греция) вводит деление звезд на небе по видимой яркости на звездные величины, обозначив самые яркие - первой звездной величины (1m), а еле видимые - 6m (т. е. разность в 5 звездных величин). Позже фотометрическими способами при уточнении звездных величин пришлось ввести дробные числа и даже отрицательные (например, m= -1,6m).
Итак, звездная величина - видимая яркость (блеск) звезды.
В 1603г Иоганн Байер (1572-1625, Германия) публикует каталог всех видимых звезд и впервые вводит их обозначение буквами греческого алфавита в порядке уменьшения блеска (наиболее яркие). Самые яркие -…?, затем ?, ?, ?, ? и т.д.
Поэтому звезды сейчас обозначаются: Вега (? Лиры), Сириус (? Большого Пса), Полярная (? М. Медведицы).
Смотреть: в учебнике астрономии - Приложение III.Название некоторых звезд.
CD-Большая энциклопедия (показ созвездий). Видимость созвездий в течение года в средних широтах.
Приложение 3.
Практическая работа
ПКЗН - у каждого на столе. Посмотреть созвездия.
Показывается, как определяется вид небосвода в течении суток.
А) Карта, изображение проекции, в центре Полярная, вокруг которой "вращается " небо. Географические координаты (Экватор).
Б) Накладной круг (?> =55o). Центр-Зенит. Вид неба - совмещение даты с часом. Дальше ориентируешься по сторонам горизонта.
В) CD - "Red Shift 5.1"- показ запуска и общее знакомство с содержимым.
- Установить, чтобы отображались границы и наименование созвездий, ярких звезд.
- найти полярную звезду, созвездия Большой и Малой Медведицы, Ориона, Лиры и т.д.
- вращение неба, получение информации об объектах.
Вопросы:
- Понятие созвездия. Сколько существует созвездий на небе? Примерный способ нахождения. Можно ли долететь до созвездия.
- Почему на звездных картах не отображаются Солнце, Луна и планеты? Какой греческой буквой обозначается самая яркая звезда в созвездии?
- Какая астрономическая ошибка закралась в строке песни Владимира Высоцкого: "В далеком созвездии тау Кита…."?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"
В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....
Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"
Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...
Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»
Цели урока: сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...
технологическая карта урока по астрономии «Звезды и созвездия. Звездные карты»
урок разработ в соответствии с тербованиями ФГОС СОО...
Технологическая карта урока по географии "Карта и её математическая основа. Практическая работа №1. Определение на основе иллюстраций учебни-ка и карт атласа территорий России с наибольшими искажениями на различных картографических проекциях"
Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности...
Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)
Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...
«Технологическая карта урока – выбор оптимального варианта «Иду на урок»: проектирование и моделирование урока с позиции требований системно-деятельностного подхода. Основные принципы работы над созданием карты: интерактивность, структурированность, алгор
В презентации рассказано как поэтапно создавать различные виды технологических карт к урокам по ФГОС....