Анализ педагогической деятельности Петрушиной В.В.
методическая разработка по астрономии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_petrushina.docx | 27.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Представление собственного инновационного педагогического опыта преподавателя математики высшей квалификационной категории
ГБПОУ РМ «Ковылкинский аграрно-строительный колледж»
Петрушиной Валентины Владимировны
«Использование информационных коммуникационных технологий на учебных занятиях»
Эпоха информационного общества, основой которого становятся знания, их производство, передача и усвоение, предъявляет новые требования к системе образования, ее моделям, методам и формам, позволяющим на качественно новом уровне подготовить студентов к будущей трудовой деятельности. Информация превращается в основной предмет человеческого труда, изменяет содержание самого процесса труда, расширяет участие работника в принятии решений. Студент, овладевая основами своей специальности, усваивают не только определенное количество знаний, но и навыки творческой профессиональной деятельности.
Основная цель профессиональной деятельности, согласно стандарту педагога:
- организация деятельности студентов по освоению знаний; формированию и развитию умений и компетенций, позволяющих осуществлять профессиональную деятельность;
- обеспечение достижения ими нормативно установленных результатов образования;
- создание педагогических условий для профессионального и личностного развития студентов, удовлетворения потребностей в углублении и расширении образования;
- методическое обеспечение реализации образовательных программ.
В настоящее время в России происходят глобальные преобразования во всех областях науки и образования, поэтому повышаются требования к жизни, к воспитанию, к образованию, и естественно, к выпускникам и к качеству их знаний, умений, навыков. И как следствие к преподавателям и качеству преподавания учебных дисциплин.
Введен новый курс учебной дисциплины «Астрономия» в среднем профессиональном образовании, как самостоятельный учебный предмет, в котором должна соблюдаться строгая логическая последовательность изложения материала, и как аппарат для широкого применения. Изучение астрономии в среднем профессиональном образовании направлено на формирование общих компетенций (ОК): самоорганизации, самообучения, информационному, коммуникативному. Общие компетенции формируются в процессе учебной и внеаудиторной самостоятельной деятельности студентов при изучении предмета. При этом общая компетенция понимается как совокупность знаний, способностей, умений и навыков, которые обусловливают познавательную активность обучающихся. Формирование общих компетенций является основой реализации федерального государственного образовательного стандарта нового поколения для учреждений среднего профессионального образования.
Выбор приемов и методов формирования и развития общих компетенций является актуальным и важным для эффективной организации учебной и внеаудиторной самостоятельной деятельности студентов. Традиционный подход к обучению не всегда в полной мере позволяет это реализовать. Для решения этих задач, необходимо в структуру занятия включать компоненты, которые присущи активным методам обучения. Использование на учебных занятиях по астрономии активных методов обучения помогает формировать не просто знания, а умения и потребности применять эти знания для анализа, оценки ситуации и принятия правильного решения. При освоении специальностей среднего профессионального образования естественно-научного, технических профилей математика изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего образования. Программа учебной дисциплины ориентирована на достижение следующих целей:
- обеспечение сформированности представлений о социальных, культурных и исторических факторах становления астрономии;
- обеспечение сформированности умений применять полученные знания при решении вариативных задач;
- обеспечение сформированности представлений об астрономии как части общечеловеческой культуры, универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления.
Исходя из концепции развития образования в Российской Федерации очень важно понимать, что изучение дисциплины играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности, логическое мышление.
Для того чтобы управлять познавательной деятельностью студентов, необходимо сформировать у них нужную мотивацию, которая в свою очередь, зависит от потребностей. Каждому необходимо подбирать свою мотивацию, свои стимулы, которые заставят его работать.
Таким образом, требования к качеству знаний студентов в современных условиях, предопределило выбор темы моей проблемы и основные направления деятельности:
- усвоение структуры тестовых технологий;
- использование ИКТ для систематизации знаний и умений;
-систематическое использование Интернет-ресурсов, организация исследовательской работы, внедрение проектной технологии;
-вовлечение студентов в сознательную деятельность (по самостоятельному изготовлению презентаций с помощью компьютерных средств и средств мультимедиа);
- использование различных программных средств тестового контроля на уроках математики My Test, тесты на EXEL с правом проверки результатов, в Power Point.
- использование Интернет ресурсов (при выполнении проектов, исследовательских работ, творческих заданий, при написании рефератов, при поиске необходимой информации и т.п.) не только педагогом, но и студентами.
Педагогическая идея:
- применение информационных коммуникационных технологий в процессе преподавания учебных дисциплин;
- повышение качества обучения естествознания, астрономии, математике развитие логического мышления за счет использования информационной технологии, внедрения проектной деятельности в образовательный процесс;
- формирование содержания образования и способов деятельности студентов в соответствии с требованиями, предъявляемыми к выпускнику;
- приоритет самостоятельной деятельности студентов.
Концепция изменений:
Повышение качества подготовки обучающихся посредством применения современных информационных технологий, использования Интернет-ресурсов.
Развитие познавательной активности и самостоятельной деятельности студентов средствами ИКТ.
В образовательный процесс вводятся:
- система работы в группах;
- создание презентаций;
- создание проектов и исследовательских работ;
- создание тестовых заданий;
- участие в Интернет-олимпиадах и конкурсах.
Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма):
- положительные мотивы учения, интерес обучающихся к предмету, индивидуализация и дифференциация обучения, творческая активность, благоприятный микроклимат в коллективе, предоставление свободы выбора действий, эмоциональность;
- создание мультимедийных презентаций по астрономии, естествознанию, математике как средства наглядности при изучении программного материала;
- наличие электронных учебников и обучающих курсов, непрерывное повышение уровня профессионализма преподавателя;
- использование инновационных технологий обучения и воспитания;
- наличие компьютера в кабинете преподавателя;
- достижение компьютерной грамотности, освоение информационных технологий, знакомство с Интернет-ресурсами;
- приобретение навыков создания презентаций с помощью программы Power Point, проведение учебных занятий с использованием ЦОРов.
Результат изменений:
- внедрение элементов ИКТ в учебный процесс позволяет интенсифицировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, увеличить объем самостоятельной работы обучающихся, повысить темп урока;
- управление обучением с помощью компьютера приводит к резкому повышению эффективности усвоения, активизации мыслительной деятельности обучающихся;
- положительная динамика уровня обученности;
- рост активности обучающихся на уроках и во внеурочной познавательной деятельности;
- рост числа участников и призеров предметных олимпиад и конкурсах;
- выраженный интерес обучающихся к предмету, развитие практических навыков самостоятельной работы, поиска информации по предложенной теме, умений работать в группе для достижения общей цели;
- обучающиеся овладели навыками создания мультимедийных презентаций по всем учебным дисциплинам;
- повысился уровень информационной компетенции обучающихся.
Описание моего инновационного опыта
Современный студент живет в мире электронной культуры. Меняется роль преподавателя, он должен стать координатором информационного потока. Педагог, идущий в ногу со временем, сегодня психологически и технически готов использовать ИКТ в преподавании. Основной целью применения ИКТ является: развитие мышления, формирование приёмов мыслительной деятельности как основных процессов, необходимых для успешного обучения. Проведение уроков с использованием информационных технологий – это мощный стимул в обучении, появилась возможность изменить традиционное проведение урока, сделать урок более насыщенным, ярким, увлекательным, запоминающимся.
Ковылкинский аграрно-строительный колледж является учебным заведением, в котором преподаваемые мной учебные дисциплины базовыми и естественно - научными, поэтому знания для будущих специалистов имеет большое значение.
Применять информационные технологии на учебных занятиях можно, используя компьютерные программы и обучающие системы, представляющие собой электронные учебники, учебные пособия, лабораторные практикумы, системы тестирования знаний, системы на базе мультимедиа – технологий. Каждое практическое занятие сопровождается большим количеством конкретных примеров использования цифровых образовательных ресурсов и связи с будущей специальностью. При этом у преподавателя появляется возможность проявить творческий подход к организации учебного занятия, к разработке своих оригинальных дидактических материалов.
Свой опыт использования информационных технологий я начала с презентаций, созданных в программе Microsoft Power Point и тестовой оболочки «Краб», тестов на Exel. На занятиях по математике, астрономии, естествознании компьютерная презентация помогает в удобной, наглядной форме представить учебный материал, по астрономии наглядность и творчество. В любой момент можно вернуться к предыдущим слайдам, повысить концентрацию внимания обучающихся, увеличить темп занятия.
Одной из инноваций для образования являются интерактивные электронные доски, кардинально преобразующие педагогические технологии. С появлением интерактивной доски, упростилось создание презентаций. Теперь во время урока на доске с помощью специального карандаша можно изменить модель, ее цвет, переносить объект, в другое место экрана, установить связь между объектами, добавить или удалить объект, создавать простые, быстрые изменения в подготовленном материале. Интерактивная доска позволяет обучающимся принимать активное участие, так как любое неверное решение можно легко исправить. Благодаря интерактивности и наглядности, группу легко вовлечь в познавательную деятельность. Например, при изучении темы из цикла «Исследование функций с помощью производной», можно показать, с помощью цвета, где функция возрастает, где убывает, изменить построение графика, его расположение и многое другое, на занятиях по астрономии создавать звездную карту по теме «Созвездия».
С помощью редактора электронных таблиц Microsoft Excel очень интересно и увлекательно строить графики функций и выполнять несложные вычисления. На втором курсе студенты специальности: «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственных машин и механизмов» проводят исследования графиков функций в Excel и самостоятельно делают выводы зависимости графиков от коэффициентов (графики токов, напряжений, намагниченности металлов). Данные работы проводятся совместно с преподавателем электротехники. Интересные проекты и презентации выполняют студенты второго курса "Строительство и эксплуатация зданий и сооружений" по теме "Многогранники" и «Вычисление площадей с помощью интеграла».
Большие возможности открываются у преподавателя при использовании электронных учебных пособий. Совместное применение текстовой и звуковой информации, графики, видеофрагменты, анимации, это содействует усилению эмоционально-личностного восприятия студентами нового материала. Применение электронного учебника позволяет повысить интерес к предмету математики. Таким образом, обучающийся становится активным соавтором учебного занятия, организует собственную работу, одновременно контролируя себя.
При изучении математики мною используются следующие обучающие программы: «Живая геометрия», "Соответствие", «Тригонометрические функции числа" и др.
По астрономии: «Астронет» — популярный и удобный в использовании портал по астрономии, который содержит новости космоса, научные статьи и глоссарий, Электронная библиотека астронома-любителя.
Анализ результативности
Работая над данной проблемой можно подвести итоги, нельзя не заметить положительной динамики, которая прослеживается в интересе студентов к процессу обучения, как в колледже, так и на предприятии при прохождении производственной (преддипломной) практики. Изменяется отношение обучающихся к своей выбранной профессии.
Качество знаний обучающихся за 3 года по результатам итоговой аттестации
Период | Всего студентов | Оценки | Успеваемость | Кач-во знаний | |||
«2» | «3» | «4» | «5» | ||||
2016 | 120 | - | 43 | 69 | 9 | 100 | 65 |
2017 | 120 | - | 45 | 65 | 10 | 100 | 62,5 |
2018 | 120 | - | 43 | 65 | 12 | 100 | 64,2 |
Проделанная мною работа позволяет сделать вывод о том, что применяемые методы обучения на учебных занятиях сыграли положительную роль в знаниях и умениях. Об этом свидетельствуют результаты знаний.
Применение ИКТ открывает перспективное направление в обучении. Вместе с тем необходимо понимать, что использование только Интернет-технологий на уроке математики не решает моментально всех проблем преподавателя. Необходимо соблюдать принцип «в нужном месте, в нужное время, в нужном объеме».
Практика использования ИКТ на учебных занятиях показала, что повышается не только эффективность обучения, но и создается более продуктивная атмосфера на занятии: студент вовлекается в разнообразную, эмоциональную, насыщенную деятельность,
значительно повышается его заинтересованность в изучаемом материале. Как сказал великий Эйнштейн: "Умеет учить тот, кто учит интересно". Если в традиционном обучении основными являются руководящая, информационная, контролирующая функции обучения, то в обучении в условиях информационной среды увеличиваются возможности выбора средств, форм и темпа изучения образовательных областей, т.е. повышается интерес детей к изучаемому предмету за счет наглядности, занимательности, интерактивной формы представления материала; усиливается мотивация самостоятельного обучения, развития критического мышления; раскрываются творческие способности и интересы каждого ребенка, и что очень важно, осуществляется подготовка детей к жизни в условиях информационного общества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публичный отчет учителя химии биологии МКОУ СОШ № 10 п.Лебединый Алданского района РС(Я) за 2010-2011г " Анализ педагогической деятельности учителя химии биологии за 2010-2011г"
В публичном отчете представлен анализ деятельности учителя химии биологии за 2010-2011г. Анализируется учителем выполнение поставленных задач за прошедший год, мониторинг обученности по химии и биолог...
анализ педагогической деятельности
анализ пед. деятельности учителя....
Анализ педагогической деятельности
Анализ педагогической деятельностиучителя иностранного языка первой квалификационной категории Муниципального Бюджетного Общеобразовательного Учреждения «Овгортская Общеобразовательная Школа-Интерн...
Форма анализа педагогической деятельности за год педагога дополнительного образования
Форма анализа педагогической деятельности за год педагога дополнительного образования...
презентация " Диалектический подход к анализу педагогической деятельности."
Презентация содержит рекомендации по составлению аналитической справки в период проведения аттестации педагога.Включает содержание и структуру справки, краткую характеристику описываемых критер...
Анализ педагогической деятельности педагога- организатора Рамазановой Милвары Мугуддиновны Изобразительная деятельность 2019-2020 уч. год
Анализ педагогической деятельности педагога- организатора Рамазановой Милвары МугуддиновныИзобразительная деятельность2019-2020 уч. год «Мир состоит из множества соединенийкрасок и света. И...