Рабочая программа для 10 класса по астрономии. (В.М. Чаругин, 1 час в неделю)
рабочая программа по астрономии (10, 11 класс) на тему
Рабочая программа по астрономии для 10 класса составлена в соответствии со следующими нормативными документами:
1.С федеральным законом № 273 «Закон об образовании Российской Федерации»
2. Приказа МО и Н РФ от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
3.Приказ Минобрнауки России от 7.06.2017 г. И 29.06.2017 г. № 613 о внесении изменения федеральный государственный образовательный стандарт
4.Рекомендадии Минобрнауки России (20.06.2017 ТС-194/08 об организации учебного предмета «Астрономия»
5.Примерная программа по учебному предмету - Астрономия. Методическое пособие 10–11 классы. Базовый уровень : учеб пособие для учителей общеобразоват. организаций. — М. : Просвещение, 2017..
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10_kl_astronomiya.docx | 40.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по астрономии для 10 класса составлена в соответствии со следующими нормативными документами:
1.С федеральным законом № 273 «Закон об образовании Российской Федерации»
2. Приказа МО и Н РФ от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
3.Приказ Минобрнауки России от 7.06.2017 г. И 29.06.2017 г. № 613 о внесении изменения федеральный государственный образовательный стандарт
4.Рекомендадии Минобрнауки России (20.06.2017 ТС-194/08 об организации учебного предмета «Астрономия»
5.Примерная программа по учебному предмету - Астрономия. Методическое пособие 10–11 классы. Базовый уровень : учеб пособие для учителей общеобразоват. организаций. — М. : Просвещение, 2017..
Цели:
— осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и формировании современной естественнонаучной картины мира;
— приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строении и эволюции Вселен-ной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;
— овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;
— развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
— использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни;
— формирование научного мировоззрения; — формирование навыков использования естественнонаучных и особенно физико-математических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.
формирование и развитие у обучающихся астрономических знаний и умений для понимания явлений и процессов, происходящих в космосе, формирование единой картины мира.
ЗАДАЧИ:
- Приобретение знаний и умений для использования в практической деятельности и повседневной жизни;
- Овладение способами познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельностей;
- Освоение познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной компетенций.
Требования к уровню подготовки учащихся
знать/понимать
• смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцен-трическая система, видимая звездная величина, со-звездие, противостояния и соединения планет, ко-мета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, плане-та, спутник, звезда, Солнечная система, ГалактикаВселенная, всемирное и поясное время, внесолнеч-ная планета (экзопланета), спектральная классифи-кация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;
• смысл физических величин: парсек, свето-вой год, астрономическая единица, звездная вели-чина;
• смысл физического закона Хаббла;
• основные этапы освоения космического пространства;
• гипотезы происхождения Солнечной си-стемы;
• основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;
• размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики;
уметь
• приводить примеры: роли астрономии в раз витии цивилизации, использования методов ис следований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения ин-формации об объектах Вселенной, получения астро-номической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния сол-нечной активности на Землю;
• описывать и объяснять: различия календа-рей, условия наступления солнечных и лунных зат-мений, фазы Луны, суточные движения светил, при-чины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физи-ко-химических характеристик звезд с использова-нием диаграммы «цвет — светимость», физические причины, определяющие равновесие звезд, источ-ник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера
• характеризовать особенности методов по-знания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, воз-можные пути эволюции звезд различной массы;
• находить на небе основные созвездия Север-ного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;
• использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии; отделения ее от лженаук; оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
Содержание курса
Введение в астрономию (1 ч)
Цель изучения данной темы — познакомить учащихся с основными астрономическими объектами, заполняющими Вселенную: планетами, Солнцем, звёздами, звёздными скоплениями, галактиками, скоплениями галактик; физическими процессами, протекающими в них и в окружающем их пространстве. Учащиеся знакомятся с характерными масштабами, характеризующими свойства этих небесных тел. Также приводятся сведения о современных оптических, инфракрасных, радио-, рентгеновских телескопах и обсерваториях. Таким образом, учащиеся знакомятся с теми небесными телами и объектами, которые они в дальнейшем будут подробно изучать на уроках астрономии.
Астрометрия (5 ч)
Целью изучения данной темы — формирование у учащихся о виде звёздного неба, разбиении его на созвездия, интересных объектах в созвездиях и мифологии созвездий, развитии астрономии в античные времена. Задача учащихся проследить, как переход от ориентации по созвездиям к использованию небесных координат позволил в количественном отношении изучать видимые движения тел. Также целью является изучение видимого движения Солнца, Луны и планет и на основе этого — получение представления о том, как астрономы научились предсказывать затмения; получения представления об одной из основных задач астрономии с древнейших времён — измерении времени и ведении календаря.
Небесная механика (3 ч)
Цель изучения темы — развитее представлений о строении Солнечной системы: геоцентрическая и гелиоцентрические системы мира; законы Кеплера о движении планет и их обобщение Ньютоном; космические скорости и межпланетные перелёты.
Строение Солнечной системы (7 ч)
Цель изучения темы – получить представление о строении Солнечной системы, изучить физическую природу Земли и Луны, явления приливов и прецессии; понять физические особенности строения планет земной группы, планет-гигантов и планет-карликов; узнать об особенностях природы и движения астероидов, получить общие представления о кометах, метеорах и метеоритах; узнать о развитии взглядов на происхождение Солнечной системы и о современных представлениях о её происхождении.
Астрофизика и звёздная астрономия (7 ч)
Цель изучения темы — получить представление о разных типах оптических телескопов, радиотелескопах и методах наблюдений с их помощью; о методах и результатах наблюдений Солнца, его основных характеристиках; о проявлениях солнечной активности и связанных с ней процессах на Земле и в биосфере; о том, как астрономы узнали о внутреннем строении Солнца и как наблюдения солнечных нейтрино подтвердили наши представления о процессах внутри Солнца; получить представление: об основных характеристиках звёзд, их взаимосвязи, внутреннем строении звёзд различных типов, понять природу белых карликов, нейтронных звёзд и чёрных дыр, узнать как двойные звёзды помогают определить массы звёзд, а пульсирующие звёзды — расстояния во Вселенной; получить представление о новых и сверхновых звёздах, узнать, как живут и умирают звёзды.
Млечный Путь – наша Галактика (3 ч)
Цель изучение темы — получить представление о нашей Галактике — Млечном Пути, об объектах, её составляющих, о распределении газа и пыли в ней, рассеянных и шаровых скоплениях, о её спиральной структуре; об исследовании её центральных областей, скрытых от нас сильным поглощением газом и пылью, а также о сверхмассивной чёрной дыре, расположенной в самом центре Галактики.
Галактики (3 ч)
Цель изучения темы — получить представление о различных типах галактик, об определении расстояний до них по наблюдениям красного смещения линий в их спектрах, и о законе Хаббла; о вращении галактик и скрытой тёмной массы в них; получить представление об активных галактиках и квазарах и о физических процессах, протекающих в них, о распределении галактик и их скоплений во Вселенной, о горячем межгалактическом газе, заполняющим скопления галактик.
Строение и эволюция Вселенной (2 ч)
Цель изучения темы — получить представление об уникальном объекте — Вселенной в целом, узнать как решается вопрос о конечности или бесконечности Вселенной, о парадоксах, связанных с этим, о теоретических положениях общей теории относительности, лежащих в основе построения космологических моделей Вселенной; узнать какие наблюдения привели к созданию расширяющейся модели Вселенной, о радиусе и возрасте Вселенной, о высокой температуре вещества в начальные периоды жизни Вселенной и о природе реликтового излучения, о современных наблюдениях ускоренного расширения Вселенной.
Современные проблемы астрономии (4 ч)
Цель изучения данной темы — показать современные направления изучения Вселенной, рассказать о возможности определения расстояний до галактик с помощью наблюдений сверхновых звёзд и об открытии ускоренного расширения Вселенной, о роли тёмной энергии и силы всемирного отталкивания; учащиеся получат представление об экзопланетах и поиске экзопланет, благоприятных для жизни; о возможном числе высокоразвитых цивилизаций в нашей Галактике, о методах поисках жизни и внеземных цивилизаций и проблемах связи с ними.
Критерии оценивания:
Оценка ответов учащихся
Оценка «5» ― ответ полный, самостоятельный правильный, изложен литературным языком в определенной логической последовательности. Ученик знает основные понятия и умеет ими оперировать при решении задач.
Оценка «4» ― ответ удовлетворяет вышеназванным требованиям, но содержит неточности в изложении фактов, определении понятий, объяснении взаимосвязей, выводах и решении задач. Неточности легко исправляются при ответе на дополнительные вопросы.
Оценка «3» ― ответ в основном верный, но допущены неточности: учащийся обнаруживает понимание учебного материала при недостаточной полноте усвоения понятий или непоследовательности изложения материала; затрудняется в показе объектов на звездной карте, решении качественных и количественных задач.
Оценка «2» ― ответ неправильный, показывает незнание основных понятий, непонимание изученных закономерностей и взаимосвязей, неумение работать с учебником, звездной картой, решать задачи.
Критерии оценивания тестового контроля:
Оценка «2» - от 21 до 30 % правильно выполненных заданий.
Оценка «3» - 31 – 50 % правильно выполненных заданий.
Оценка «4» – 51 – 85 % правильно выполненных заданий.
Оценка «5» – от 86 до 100 % правильно выполненных заданий.
Оценка самостоятельных и контрольных работ
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.
Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочётов, при наличии 4 - 5 недочётов.
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы. Перечень ошибок:
Грубые ошибки
- Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов.
- Неумение выделять в ответе главное.
- Неумение применять знания для решения задач; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения.
- Небрежное отношение к оборудованию.
Негрубые ошибки
- Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия.
- Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей.
Недочеты Небрежное выполнение записей, чертежей, схем. Орфографические и пунктуационные ошибки.
Учебно-тематическое планирование по астрономии
Календарно-тематический план по астрономии в 10-м классе на 201 -2019 учебный год составлен на основе методического пособия: «- Астрономия. Методическое пособие 10–11 классы. Базовый уровень : учеб пособие для учителей общеобразоват. организаций. — М. : Просвещение, 2017.»
Для реализации программы используется учебник:, В.М. Чаругин «Астрономия 10- 11 класс», М. : Просвещение, 2018 г.
Дополнительная литература:
1.Астрономия 11 класс, Е. П. Левитан, 2010 г
2.«Астрономия 11 класс», Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е.К.2007 год
3. Астрономия 11 класс, «Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы», Л.А.Кирик, К.П. Бондаренко
№ | Раздел | Кол-во часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Астрометрия | 5 |
3 | Небесная механика | 3 |
4 | Строение Солнечной системы | 7 |
5 | Астрофизика и звездная астрономия | 7 |
6 | Млечный путь | 3 |
7 | Галактики | 3 |
8 | Строение и эволюция Вселенной | 2 |
9 | Современные проблемы астрономии | 4 |
Итого | 35 |
Календарно- тематическое планирование.
№ | Тема | Кол-во часов | Дата | |
план | факт | |||
Введение(1 ч) | ||||
1 | Введение в астрономию. | 1 | 06.09 | |
Астрометрия (5 ч) | ||||
2 | Звёздное небо | 1 | 13.09 | |
3 | Небесные координаты | 1 | 20.09 | |
4 | Видимое движение планет и Солнца | 1 | 27.09 | |
5 | Движение Луны и затмения | 1 | 04.10 | |
6 | Время и календарь | 1 | 11.10 | |
Небесная механика (3 ч) | ||||
7 | Система мира | 1 | 18.10 | |
8 | Законы Кеплера движения планет | 1 | 25.10 | |
9 | Космические скорости и межпланетные перелёты | 1 | 08.11 | |
Строение Солнечной системы (7 ч) | ||||
10 | Современные представления о строении и составе Солнечной системы | 1 | 15.11 | |
11 | Планета Земля | 1 | 22.11 | |
12 | Луна и её влияние на Землю | 1 | 29.11 | |
13 | Планеты земной группы | 1 | 06.12 | |
14 | Планеты-гиганты. Планеты- карлики | 1 | 13.12 | |
15 | Малые тела Солнечной системы | 1 | 20.12 | |
16 | Современные представления о происхождении Солнечной системы | 1 | 27.12 | |
Астрофизика и звёздная астрономия (7 ч) | ||||
17 | Методы астрофизических исследований | 1 | 17.01 | |
18 | Солнце | 1 | 24.01 | |
19 | Внутреннее строение и источник энергии Солнца | 1 | 31.01 | |
20 | Основные характеристики звёзд | 1 | 07.02 | |
21 | Белые карлики, нейтронные звёзды, чёрные дыры. Двойные, кратные и переменные звёзды | 1 | 14.02 | |
22 | Новые и сверхновые звёзды | 1 | 21.02 | |
23 | Эволюция звёзд | 1 | 28.02 | |
Млечный путь (3 ч) | ||||
24 | Газ и пыль в Галактике | 1 | 07.03 | |
25 | Рассеянные и шаровые звёздные скопления | 1 | 14.03 | |
26 | Сверхмассивная чёрная дыра в центре Млечного Пути | 1 | 21.03 | |
Галактики (3 ч) | ||||
27 | Классификация галактик | 1 | 04.04 | |
28 | Активные галактики и квазары | 1 | 11.04 | |
29 | Скопления галактик | 1 | 18.04 | |
Строение и эволюция Вселенной (2 ч) | ||||
30 | Конечность и бесконечность Вселенной. Расширяющаяся Вселенная | 1 | 25.04 | |
31 | Модель «горячей Вселенной» и реликтовое излучение | 1 | 02.05 | |
Современные проблемы астрономии (4ч) | ||||
32 | Ускоренное расширение Вселенной и тёмная энергия | 1 | 09.05 | |
33 | Обнаружение планет возле других звёзд | 1 | 16.05 | |
34 | Поиск жизни и разума во Вселенной | 1 | 23.05 | |
35 | Обобщение и систематизация знаний. | 30.05 |
Лист корректировки календарно-тематического планирования
Предмет: астрономия
Класс: 10
Учитель: Мусина Н.Н.
2018-2019 учебный год
№ урока | Тема | Количество часов | Причина корректировки | Способ корректировки | |
по плану | дано | ||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса по астрономии для 9 класса "Космическая Одиссея"
Элективный курс по астрономии в рамках предпрофильной подготовки для 9-х классов предусматривает интеграцию учебных предметов, что способствует формированию современной научной картины мира, раскрывая...
06.11 17 г.Рабочая программа по физике и астрономии 8 класс
Рабочая программа по физике 8 класс для детей с задержкой психического развития....
РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО ФИЗИКЕ И АСТРОНОМИИ
Рабочие программы по физике 7-11 классы, астрономия - 11 класс...
Рабочая программа и КТП по астрономии 10 класс ФГОС
Рабочая программа по астрономии составлена в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта, примерной программой, УМК: В. М. Чаругин Астрономия. Базовый уровень. 10 - 11 класс....
Адаптированная рабочая программа по учебной дисциплине "Астрономия" для СПО
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Астрономия», на основе Пр...
Контрольно-оценочные средства к адаптированной рабочей программе по учебной дисциплине "Астрономия" для СПО
Каждый вариант зачетной работы состоит из тестовых заданий и включает в себя 20 заданий, отличающихся по содержанию, форме и уровню сложности. К каждому заданию дано 4 варианта ответа, из которы...
Рабочие программы по физике и астрономии
Рабочие программы по физике и астрономии разработаны с учётом требований ФГОС...