Рабочая программа элективного курса по астрономии для 9 класса "Космическая Одиссея"
элективный курс по астрономии (9 класс) на тему

Долбнев Василий Викторович

Элективный курс по астрономии в рамках предпрофильной подготовки для 9-х классов предусматривает интеграцию учебных предметов, что способствует формированию современной научной картины мира, раскрывая развитие представлений о строении Вселенной как одной из важнейших сторон длительного и сложного пути познания человечеством окружающей природы  и своего места в ней. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_elektivnogo_kursa_po_astronomii_novaya.docx32.88 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

ГО «АЛЕКСАНДРОВСК – САХАЛИНСКИЙ РАЙОН»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САНАТОРНОГО ТИПА

ДЛЯ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ДЛИТЕЛЬНОМ ЛЕЧЕНИИ,

САНАТОРНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ С. ВИАХТУ

Рецензент         

Зам.директора по УВР

______________________

Протокол № __от «___» __________ 2016 г.

Утверждаю
Руководитель ОУ

_______ Новикова Г.А.
 _________________________
приказ № ______ от________

Рабочая программа

элективного курса по астрономии для 9 класса

в рамках предпрофильной подготовки

II ступень, срок реализации 2016-2017г.

Космическая Одиссея

Автор и составитель рабочей программы:

Долбнев Василий Викторович,

учитель биологии и географии, первая квалификационная категория

Виахту

2016

Пояснительная записка

Элективный курс по астрономии для 9-х классов предусматривает интеграцию учебных предметов, что способствует формированию современной научной картины мира, раскрывая развитие представлений о строении Вселенной как одной из важнейших сторон длительного и сложного пути познания человечеством окружающей природы  и своего места в ней.

Следует учесть повышенный интерес 14 – 16 летних учащихся к вопросам о составе, движении и строении небесных тел. Данный элективный курс является пропедевтическим, поэтому знания полученные на занятиях пригодятся учащимся при изучении астрономии в старшем звене (10 – 11 кл.).

Особую роль при изучении курса должно сыграть использование знаний, полученных учащимися по другим естественнонаучным предметам, в первую очередь по физике и географии.

Объём практических работ и формы контроля зависят от реальных условий, в которых находится конкретная школа, материально – технической базы кабинета и возможностей учителя. Демократичность программы достигается тем, что её содержание является примерным. Свобода учителя заключается в том, что определенным должен быть только результат обучения, а каким путем пойдет учитель к его достижению – секрет его педагогического мастерства.

Выполняемые учащимися под руководством учителя наблюдения имеют для изучения астрономии очень большое значение, так как они несут практическую направленность предмета. Поощрения заслуживают наблюдения, проводимые учащимися самостоятельно.

Программа рассчитана на 34 часа, режим занятий – 1 час в неделю. Предполагаемые формы учебной деятельности: лекции, практические работы, семинары, групповые формы работы, конференции, выполнение проектов.

Цель курса: удовлетворять и развивать познавательные возможности учащихся 14 – 16 лет по астрономии, опираясь на уже имеющиеся у них знания по географии, естествознанию, физике.

Задачи курса:

  1. развивать мотивацию учебной деятельности учащихся;
  2. сформировать представления у учащихся об основных объектах Солнечной системы, их характеристиках и процессах, происходящих в них;
  3. сформулировать, с учетом возрастных особенностей учащихся, основные научные понятия в астрономии и астрофизике;
  4. возбудить интерес к науке, профессии астрофизика, исследователя-астронома;
  5. использовать исторические сведения, эволюцию идей, а также роль великих ученых в раскрытии тайн природы, их борьба с суеверием и невежеством;
  6. ознакомить учащихся с новыми достижениями науки в области исследования Солнечной системы, приобщать к изучению астрономической техники;
  7. развивать умения использовать научно-популярную литературу для пополнения своих знаний, энциклопедии, справочники, Интернет;
  8. учить составлять интересное сообщение по астрономии и делать его презентацию;  

ОБОРУДОВАНИЕ: карты, плакаты, схемы, фотографии (аэро- и космические фотоснимки), модели, портреты астрономов, глобус, теллурий, компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийные диски по астрономии, DVD.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

I. Введение (1 час)

Вводный урок «Астрономия – наука о небесных телах». Представление об одной из самых древних и увлекательных наук – астрономии.  Звёздное небо – компонент природной среды.  Известные учёные – астрономы, внёсшие значительный вклад в развитие науки. Освоение космоса.

II. Строение и эволюция Вселенной (3 часа)

Вселенная. Галактики. Млечный путь. Представления о Вселенной. Модели Вселенной. Галактика. Световой год. Многообразие галактик. Звёзды на небе. 

III. Строение Солнечной системы (21 час)

Происхождение Солнечной системы. История происхождения Солнечной системы. Строение Солнечной системы. Две группы планет. Роль Солнца в Солнечной системе.

Планеты земной группы: Меркурий, Венера, Земля, Марс. Характеристика каждой «каменной» планеты земной группы. Планеты земной группы и их сходства с Землей. Рельеф поверхности. Внутреннее строение планет. Состав и структура пород, слагающие поверхностные слои планет. Химический состав и плотность планетных атмосфер. Роль атмосферы в тепловом балансе планеты. Эволюция планет земного типа. Проблема жизни на иных планетах. Изучение планет.

Основные движения Земли. Сутки. Смена дня и ночи. Форма Земли. Процессы, происходящие в недрах Земли и на ее поверхности. Система Земля – Луна. Луна – естественный спутник Земли. Луна как тело планетного типа. Строение лунной поверхности. «Моря» и «материки». Особенности природы Луны в сравнении с Землей. Физические условия на Луне. Причинная обусловленность происходящих на Луне явлений: суточные колебания температуры и т.п. Лунные затмения.  Исследования Луны.

Практическая работа: работа с альбомом «Солнечная система» с зарисовкой и описанием каждой планеты.

Планеты – гиганты: Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Характеристика каждой газовой планеты – гиганта. Планеты-гиганты и их спутники. Особенности строения. Изучение планет.

Практическая работа: работа с альбомом «Солнечная система» с зарисовкой и описанием каждой планеты.

Плутон. Общая характеристика планеты. Особенности строения. Изучение планеты.

IV. Солнце и звезды (4 часа)

Солнце и его роль в Солнечной системе. Общие сведения о Солнце (величина, положение). Вид Солнца в телескоп. Температура Солнца и состояние вещества на Солнце. Химический состав Солнца. Строение атмосферы Солнца (фотосфера, хромосфера, солнечная корона, солнечная активность). Внутреннее строение Солнца. Солнце и жизнь Земли. Солнечные затмения.

Практическая работа: сообщения, рисунки, фотографии Солнца.

Звёзды. Созвездия. Звёзды, их разнообразие. Отличительные особенности звёзд: размеры и яркость. Понятие «созвездие». Названия созвездий и их расположение на звёздном небе. Полярная звезда и созвездия Большой и Малой Медведицы. Расстояния до звёзд.

Практическая работа: Работа с картой звёздного неба. Копирование карты звёздного неба.

V. Комплекс малых тел Солнечной системы (3 часа)

Метеориты. Кометы. Астероиды. Движение астероидов. Физические характеристики астероидов. Вид, строение и открытие комет. Природа комет. Метеоры и болиды. Метеорные потоки и их наблюдение.

VI. Итоговое занятие (2 часа)

Научно – практическая конференция. Защита проектов.

Наблюдения (практические занятия)

(под руководством учителя во внеурочное время)

Наблюдения невооруженным глазом.

1. Суточное вращение неба.

2. Фазы Луны.

3. Нахождение планет.

4. Основные созвездия и наиболее яркие звёзды осеннего, зимнего и весеннего неба (с помощью карты звёздного неба).

В результате изучения курса учащиеся должны:

Знать:

  • строение и эволюцию Вселенной;
  • строение Солнечной системы;
  • по каким характеристикам планеты делятся на две основные группы, какую роль в их исследовании отводится космической технике;
  • основные объекты Солнечной системы, их характеристику и процессы, происходящие в них;
  • причины сходства и различия физической природы Земли и Луны;
  • астероиды, кометы, метеорные тела и метеориты, которые образуют комплекс малых тел Солнечной системы. Нужно знать, какова природа этих небесных тел, в чем они сходны и чем отличаются от планет и их спутников;
  • происхождение метеорных потоков, их название и уметь их наблюдать;
  • типологию звезд, их яркость и уметь распознавать их на звёздном небе;

Уметь:

  • объяснять по каким характеристикам планеты делятся на две основные группы;
  • определять сходства и отличия планет от их спутников;
  • объяснять смену дня и ночи, времен года, вращение Земли и Луны, как происходят лунные и солнечные затмения;
  • проводить сходства и различия физической природы Земли и Луны;
  • описывать происхождение метеорных потоков, наблюдать их;
  • пользоваться картой звёздного неба;
  • самостоятельно проводить наблюдения за суточным вращением неба, фазами Луны, распознавать основные созвездия и наиболее яркие звезды.


Календарно – тематический план:

№ п/п

Название темы

Дата

Из них

Формы контроля

Лек.

Практ.

I. Введение – 1 час.

1

Вводное занятие «Астрономия – наука о небесных телах».

0,5

0,5

Пресс – конференция.

II. Строение и эволюция Вселенной – 3 часа.

2

Вселенная. Галактики. Млечный путь.

1

Собеседование.

3

Занятие-практикум. Галактики.

1

Работа с альбомом «Солнечная система».

4

Занятие-практикум. Млечный путь.

1

Компьютерная графика (рисунки).

III. Строение Солнечной системы – 21 час.

5

Происхождение Солнечной системы.

1

Тест.

6

Планеты земной группы: Меркурий.

0,5

0,5

Сообщения.

7

Практикум. Меркурий.

1

Работа с альбомом «Солнечная система».

8

Планеты земной группы: Венера.

0,5

0,5

Сообщения.

9

Практикум. Венера.

1

Работа с альбомом «Солнечная система».

10

Планеты земной группы: Земля.

0,5

0,5

Дискуссия.

11

Практикум. Земля.

1

Работа с альбомом «Солнечная система».

12

Земля и Луна. Луна – естественный спутник Земли.

1

Компьютерная графика (рисунки).

13

Практикум. Луна.

1

Работа с альбомом «Солнечная система».

14

Планеты земной группы: Марс.

0,5

0,5

Собеседование.

15

Практикум. Марс.

1

Работа с альбомом «Солнечная система».

16

Планеты – гиганты: Юпитер.

0,5

0,5

Сообщения.

17

Практикум. Юпитер.

1

Работа с альбомом «Солнечная система».

18

Планеты – гиганты: Сатурн.

0,5

0,5

Сообщения.

19

Практикум. Сатурн.

1

Работа с альбомом «Солнечная система».

20

Планеты – гиганты: Уран.

0,5

0,5

Тест.

21

Практикум. Уран.

1

Работа с альбомом «Солнечная система».

22

Планеты – гиганты: Нептун.

0,5

0,5

Семинар.

23

Практикум. Нептун.

1

Работа с альбомом «Солнечная система».

24

Плутон.

0,5

0,5

Сообщения.

25

Практикум. Плутон.

1

Работа с альбомом «Солнечная система».

IV. Солнце и звёзды – 4 часа.

26

Солнце и его роль в Солнечной системе.

1

Сообщения, рисунки.

27

Практикум. Солнце.

1

Работа с альбомом «Солнечная система».

28

Звёзды. Созвездия (интегрированное занятие = астрономия + математика).

1

Сообщения, рисунки.

29

Практикум. Звёзды и созвездия.

Работа с альбомом «Солнечная система».

V. Комплекс малых тел Солнечной системы – 3 часа.

30

Метеориты. Кометы. Астероиды.

1

Семинар.

31

Практикум. Кометы.

Работа с альбомом «Солнечная система».

32

Практикум. Астероиды.

Работа с альбомом «Солнечная система».

VI. Итоговое занятие – 2 часа.

33

Научно – практическая конференция.

1

Защита проектов.

34

Итоговое занятие.

1

Тест


Материально-техническое обеспечение

Литература для учителя

  1. Маров, М.Я. Планеты Солнечной системы [Текст] / М.Я. Маров. – М. Наука, 1986.
  2. Программа для общеобразовательных учреждений: Физика. Астрономия. 7-11 кл. [Текст] / Сост. Ю.И. Дик, В.А. Коровин. – 2-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2001. – 256 с.
  3.  Глядя в глубины Вселенной [Текст] // GEO. – 2004. - № 12. – С. 32 – 46.
  4.  От Пифагора до «Хаббла» или Какой мы видели Вселенную [Текст] // GEO. – 2004. - № 10. – С. 238 – 250.
  5.  К Марсу за водой [Текст] // GEO. – 2005. - № 8. – С. 18 – 20.
  6.  Костюмы для высших сфер (о скафандрах) [Текст] // GEO. – 2004. - № 9. – С. 178 – 188.
  7.  Планеты: будем пересчитывать? [Текст] // GEO. – 2006. - № 12. – С. 56 – 71.
  8.  Что это вспыхнуло там, вдали? [Текст] // GEO. – 2005. - № 2. – С. 24 – 26.

Литература для учащихся

  1. Астрономия без скуки [Текст] / Пер. с исп. – М.: Мой Мир ГмбХ & Ко. КГ, 2005. – 96 с.: ил.
  2. Зигель, Ф.Ю. Астрономия в ее развитии [Текст] / Ф.Ю. Зигель. – М.: Просвещение, 1988.
  3. Комаров, В.Н. Увлекательная астрономия [Текст] / В.Н. Комаров. – М.: Издательство “Наука”. Главная редакция физико-математической литературы, 1968.
  4. Маров, М.Я. Планеты Солнечной системы [Текст] / М.Я. Маров. – М. Наука, 1986.
  5. Мизун, Ю.В. Загадки Вселенной [Текст] / Ю.В. Мизун, Ю.Г. Мизун. – М.: Вече, 2004. – 320 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "Углубленное изучение отдельных тем курса математики" 10-11 класс

Элективный курс "Углубленное изучение отдельных тем курса математики" для 10-11 классов соответствует целям и задачам обучения в старшей школе. Основная функция данного элективного курса - дополнитель...

Рабочая программа элективного курса по химии 10 -11 класс "Углубленное изучение отдельных тем курса общей химии"

Элективный курс может быть использован как с целью обобщения знаний по химии,  так и с целью подготовки учащихся к Единому Государственному экзамену по химии, начиная уже с 10-ого класса....

Методическая разработка рабочей программы элективного курса «Углубленное изучение отдельных тем курса математики».

  Элективный курс «Углубленное изучение отдельных тем курса математики» соответствует целям и задачам обучения в старшей школе. Основная функция данного элективного курса - дополнительная ...

Рабочая программа элективного курса "Астрономия"

Элективный курс разработан для учащихся 10 класса, изучающих физику на профильном уровне....

Рабочая программа элективного курса«Физика и астрономия»

Рабочая программа элективного курса«Физика и астрономия»...

Рабочая программа элективного курса«Физика и астрономия»

Рабочая программа элективного курса«Физика и астрономия»...