Рабочие программы по физике и астрономии
рабочая программа
Рабочие программы по физике и астрономии разработаны с учётом требований ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochie_programmy_po_fizike_i_astronomii_na_2019-2020_u.g.rar | 186.91 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Ковылкинская средняя общеобразовательная школа №3»
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО Протокол №1 от 28 августа 2019 г. | СОГЛАСОВАНО Зам.директора по УВР ___________________ Нестеренко Е.И. 29 августа 2019 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор школы _______________ Палаева Н.А. 29 августа 2019 г. Приказ №167 30 августа 2019 г. |
Рабочая программа
учебного курса физики в 9 классе
Составитель: Купряшкина Т.П.
1.Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Физика».
Для выявления соответствия результатов целям и задачам обучения предусматривается организация всех основных этапов учебно-познавательной деятельности школьников: применение и актуализацию теоретических знаний, самоконтроль качества усвоения материала, использование алгоритмов решения задач, выполнение самостоятельных и контрольно-оценочных работ. Тренировочные задания, содержащие набор качественных, экспериментальных и графических задач, ориентированы на формирование ведущих понятий и основных законов курса. Они дают ученику возможность осмыслить существенные признаки понятия, рассмотреть физическое явление на уровне фактов, физических величин и физических закономерностей. Тесты для самоконтроля предназначены для проведения оперативного поурочного тематического контроля и самоконтроля знаний. В зависимости от конкретных условий набор тестовых заданий и время на их выполнение может варьироваться. Самостоятельные и контрольные работы позволяют сформировать такие важные качества личности, как активность, самостоятельность, самодиагностика и самооценка учебных достижений.
Предметные результаты изучения физики (ФГОС) должны отражать:
1) формирование представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, об объективности научного знания; о системообразующей роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий; научного мировоззрения как результата изучения основ строения материи и фундаментальных законов физики;
2) формирование первоначальных представлений о физической сущности явлений природы (механических, тепловых, электромагнитных и квантовых), видах материи (вещество и поле), движении как способе существования материи; усвоение основных идей механики, атомно-молекулярного учения о строении вещества, элементов электродинамики и квантовой физики; овладение понятийным аппаратом и символическим языком физики;
3) приобретение опыта применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, проведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов; понимание неизбежности погрешностей любых измерений;
4) понимание физических основ и принципов действия (работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияния их на окружающую среду; осознание возможных причин техногенных и экологических катастроф;
5) осознание необходимости применения достижений физики и технологий для рационального природопользования;
6) овладение основами безопасного использования естественных и искусственных электрических и магнитных полей, электромагнитных и звуковых волн, естественных и искусственных ионизирующих излучений во избежание их вредного воздействия на окружающую среду и организм человека;
7) развитие умения планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний законов механики, электродинамики, термодинамики и тепловых явлений с целью сбережения здоровья;
8) формирование представлений о нерациональном использовании природных ресурсов и энергии, загрязнении окружающей среды как следствие несовершенства машин и механизмов.
- Содержание учебного предмета
1.Законы взаимодействия и движения тел (36ч)
Материальная точка. Траектория. Скорость. Перемещение. Система отсчета. Определение координаты движущего тела. Графики зависимости кинематических величин от времени. Прямолинейное равноускоренное движение. Скорость равноускоренного движения. Перемещение при равноускоренном движении. Определение координаты движущего тела.
Графики зависимости кинематических величин от времени. Ускорение. Относительность механического движения. Инерциальная система отсчета. Первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Свободное падение Закон Всемирного тяготения. Криволинейное движение. Движение по окружности. Искусственные спутники Земли. Ракеты. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Движение тела брошенного вертикально вверх. Движение тела брошенного под углом к горизонту. Движение тела брошенного горизонтально.
Ускорение свободного падения на Земле и других планетах.
Лабораторные работы.
1. Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.
2.Измерение ускорения свободного падения.
Контрольная работа №1 по теме «Равномерное, равноускоренное движение».
Контрольная работа №2 «Законы Ньютона. Закон сохранения импульса».
2.Механические колебания и волны. Звук (12ч)
Механические колебания. Амплитуда. Период, частота. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник. Зависимость периода и частоты нитяного маятника от длины нити. Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Механические волны. Длина волны. Продольные и поперечные волны. Скорость распространения волны. Звук. Высота и тембр звука. Громкость звука. Распространение звука. Скорость звука. Отражение звука. Эхо. Резонанс.
Лабораторные работы.
3. Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины.
4.Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины.
Контрольная работа №3 по теме «Механические колебания и волны. Звук»
3.Электромагнитные явления (20ч)
Действие магнитного поля на электрические заряды. Графическое изображение магнитного поля. Направление тока и направление его магнитного поля. Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки. Магнитный поток. Электромагнитная индукция.
Явление электромагнитной индукции. Получение переменного электрического тока. Электромагнитное поле. Неоднородное и неоднородное поле. Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Электродвигатель. Электрогенератор.
Свет электромагнитная волна.
Лабораторные работы.
5.Изучение явления электромагнитной индукции.
6. Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания
Контрольная работа №4 по теме «Электромагнитное поле».
4.Строение атома и атомного ядра (17ч)
Радиоактивность. Альфа-, бетта- и гамма-излучение. Опыты по рассеиванию альфа-частиц. Планетарная модель атома. Атомное ядро. Протонно-нейтронная модель ядра. Методы наблюдения и регистрации частиц. Радиоактивные превращения. Экспериментальные методы. Заряд ядра. Массовое число ядра. Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Сохранение заряда и массового числа при ядерных реакциях. Открытие протона и нейтрона. Ядерные силы. Энергия связи частиц в ядре. Энергия связи. Дефект масс. Выделение энергии при делении и синтезе ядер. Использование ядерной энергии. Дозиметрия. Ядерный реактор. Преобразование Внутренней энергии ядер в электрическую энергию. Атомная энергетика. Термоядерные реакции.
Биологическое действие радиации.
Лабораторные работы.
7.Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков.
8.Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.
9. Измерение естественного радиационного фона дозиметром.
Контрольная работа №5 «Строение атома и атомного ядра».
5.Строение и эволюция Вселенной (5ч)
Состав, строение и происхождение Солнечной системы. Планеты и малые тела Солнечной системы. Строение, излучение и эволюция Солнца и звезд. Строение и эволюция Вселенной.
6.Итоговое повторение (12ч)
Повторение материала курса физики за 9 класс.
Итоговая контрольная работа №6.
3.Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Количество часов | Виды самостоятельной работы | Дата проведения занятия | |
плани-руемая | факти-ческая | |||||
1 | Законы взаимодействия и движения тел | 36 | ||||
1/ 1.1 | Вводный инструктаж по технике безопасности. Материальная точка. Система отсчета Перемещение. | УОНМ | 1 | |||
2/ 1.2 | Определение координаты движущегося тела | КУ | 1 | |||
3/ 1.3 | Решение задач по теме «Определение координаты движущегося тела» | УЗИМ | 1 | |||
4/ 1.4 | Скорость и перемещение при прямолинейном равномерном движении | КУ | 1 | |||
5/ 1.5 | Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение. | КУ | 1 | |||
6/ 1.6 | Решение задач по теме «Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение» | УЗИМ | 1 | |||
7/ 1.7 | Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости | КУ | 1 | |||
8/ 1.8 | Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении | КУ | 1 | |||
9/ 1.9 | Решение задач по теме «Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении» | УЗИМ | 1 | |||
10/ 1.10 | Исследование равноускоренного движения без начальной скорости. | КУ | 1 | |||
11/ 1.11 | Лабораторная работа №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости» | УПКУУД | 1 | |||
12/ 1.12 | Решение задач по теме «Равномерное, равноускоренное движение» | УЗИМ | 1 | |||
13/ 1.13 | Решение задач «Равномерное, равноускоренное движение без начальной скорости» | УЗИМ | 1 | |||
14/ 1.14 | Контрольная работа №1 по теме «Равномерное, равноускоренное движение» | УК | 1 | |||
15/ 1.15 | Анализ контрольной работы. Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. | КУ | 1 | |||
16/ 1.16 | Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона | КУ | 1 | |||
17/ 1.17 | Второй закон Ньютона. | КУ | 1 | |||
18/ 1.18 | Решение задач по теме «Первый и второй законы Ньютона» | УЗИМ | 1 | |||
19/ 1.19 | Третий закон Ньютона. | КУ | 1 | |||
20/ 1.20 | Решение задач по теме «Третий закон Ньютона» | УЗИМ | 1 | |||
21/ 1.21 | Свободное падение тел. | КУ | 1 | |||
22/ 1.22 | Лабораторная работа №2 «Измерение ускорения свободного падения» | УПКУУД | 1 | |||
23/ 1.23 | Движение тела, брошенного вертикально вверх. Невесомость. | КУ | 1 | |||
24/ 1.24 | Решение задач по теме «Движение тела, брошенного вертикально вверх. Невесомость» | УЗИМ | 1 | |||
25/ 1.25 | Закон всемирного тяготения. | КУ | 1 | |||
26/ 1.26 | Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах. | КУ | 1 | |||
27/ 1.27 | Решение задач по теме «Закон всемирного тяготения. Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах». | УЗИМ | 1 | |||
28/ 1.28 | Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью. | КУ | 1 | |||
29/ 1.29 | Решение задач «Движение по окружности» | КУ | 1 | |||
30/ 1.30 | Искусственные спутники Земли | КУ | 1 | |||
31/ 1.31 | Решение задач по теме «Искусственные спутники Земли» | УЗИМ | 1 | |||
32/ 1.32 | Импульс тела. Закон сохранения импульса | КУ | 1 | |||
33/ 1.33 | Реактивное движение. Ракеты. | КУ | 1 | |||
34/ 1.34 | Вывод закона сохранения механической энергии | КУ | 1 | |||
35/ 1.35 | Решение задач по теме «Закон сохранения механической энергии» | УЗИМ | 1 | |||
36/ 1.36 | Контрольная работа №2 «Законы Ньютона. Закон сохранения импульса» | УК | 1 | |||
2 | Механические колебания и волны. Звук | 12 | ||||
37/ 2.1 | Анализ контрольной работы. Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник. | КУ | 1 | |||
38/ 2.2 | Величины, характеризующие колебательное движение: амплитуда, период, частота колебаний. | КУ | 1 | |||
39/ 2.3 | Лабораторная работа №3 «Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины» | УПКУУД | 1 | |||
40/ 2.4 | Лабораторная работа №4 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины» | УПКУУД | 1 | |||
41/ 2.5 | Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс. | КУ | 1 | |||
42/ 2.6 | Решение задач по теме «Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс» | УЗИМ | 1 | |||
43/ 2.7 | Распространение колебаний в упругих средах. Продольные и поперечные волны. | КУ | 1 | |||
44/ 2.8 | Длина волны. Связь длины волны со скоростью её распространения и периодом | КУ | 1 | |||
45/ 2.9 | Источники звука. Звуковые колебания Высота тона. Громкость звука. | КУ | 1 | |||
46/ 2.10 | Распространение звука. Звуковые волны. Отражение звука. Эхо. | КУ | 1 | |||
47/ 2.11 | Звуковой резонанс. Интерференция. | КУ | 1 | |||
48/ 2.12 | Контрольная работа №3 по теме «Механические колебания и волны. Звук» | УК | 1 | |||
3 | Электромагнитное поле | 20 | ||||
49/ 3.1 | Анализ контрольной работы. Магнитное поле и его графическое изображение. | КУ | 1 | |||
50/ 3.2 | Неоднородные и однородные магнитные поля. Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика. | КУ | 1 | |||
51/ 3.3 | Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки. | КУ | 1 | |||
52/ 3.4 | Индукция магнитного поля. | КУ | 1 | |||
53/ 3.5 | Магнитный поток. | КУ | 1 | |||
54/ 3.6 | Решение задач по теме «Магнитная индукция. Магнитный поток» | УЗИМ | 1 | |||
55/ 3.7 | Опыты Фарадея. Явление электромагнитной индукции. | КУ | 1 | |||
56/ 3.8 | Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции. | КУ | 1 | |||
57/ 3.9 | Лабораторная работа №5 «Изучение явления электромагнитной индукции» | УПКУУД | 1 | |||
58/ 3.10 | Переменный ток. Генератор переменного тока. | КУ | 1 | |||
59/ 3.11 | Преобразование энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние. | КУ | 1 | |||
60/ 3.12 | Электромагнитное поле. | КУ | 1 | |||
61/ 3.13 | Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы. | КУ | 1 | |||
62/ 3.14 | Конденсатор. Колебательный контур. Поглощение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения. | КУ | 1 | |||
63/ 3.15 | Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления. | КУ | 1 | |||
64/ 3.16 | Решение задач по теме «Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления» | УЗИМ | 1 | |||
65/ 3.17 | Дисперсия света. Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света атомами. | КУ | 1 | |||
66/ 3.18 | Происхождение линейчатых спектров. Лабораторная работа №6 «Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания» | УПКУУД | 1 | |||
67/ 3.19 | Решение задач по теме «Дисперсия света. Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света атомами» | УЗИМ | 1 | |||
68/ 3.20 | Контрольная работа №4 по теме «Электромагнитное поле» | УК | 1 | |||
4 | Строение атома и атомного ядра | 17 | ||||
69/ 4.1 | Радиоактивность. Альфа, бета-, гамма-излучения. | УОНМ | 1 | |||
70/ 4.2 | Модели атомов. Опыт Резерфорда | УОНМ | 1 | |||
71/ 4.3 | Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях. | КУ | 1 | |||
72/ 4.4 | Решение задач по теме «Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях». | УЗИМ | 1 | |||
73/ 4.5 | Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике. | КУ | 1 | |||
74/ 4.6 | Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Ядерные силы. | КУ | 1 | |||
75/ 4.7 | Энергия связи частиц в ядре. Дефект масс. | КУ | 1 | |||
76/ 4.8 | Решение задач по теме «Энергия связи частиц в ядре. Дефект масс» | УЗИМ | 1 | |||
77/ 4.9 | Деление ядер урана. Цепная ядерная реакция | УОНМ | 1 | |||
78/ 4.10 | Ядерный реактор | УОНМ | 1 | |||
79/ 4.11 | Лабораторная работа №7 «Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков» | УПКУУД | 1 | |||
80/ 4.12 | Лабораторная работа №8 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям» | УПКУУД | 1 | |||
81/ 4.13 | Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций. | УОНМ | 1 | |||
82/ 4.14 | Термоядерная реакция. | УОНМ | 1 | |||
83/ 4.15 | Лабораторная работа №9 «Измерение естественного радиационного фона дозиметром» | УПКУУД | 1 | |||
84/ 4.16 | Решение задач по теме «Строение атома и атомного ядра» | УЗИМ | 1 | |||
85/ 4.17 | Контрольная работа №5 «Строение атома и атомного ядра» | УК | 1 | |||
5 | Строение и эволюция Вселенной | 5 | ||||
86/ 5.1 | Состав, строение и происхождение Солнечной системы | УОНМ | 1 | |||
87/ 5.2 | Большие планеты Солнечной системы | УОНМ | 1 | |||
88/ 5.3 | Малые тела Солнечной системы | УОНМ | 1 | |||
89/ 5.4 | Звезды и созвездия | УОНМ | 1 | |||
90/ 5.5 | Строение и эволюция Вселенной | УОНМ | 1 | |||
6 | Итоговое повторение | 12 | ||||
91/ 6.1 | Повторение и обобщение материала по теме «Равномерное прямолинейное движение» | УОСЗ | 1 | |||
92/ 6.2 | Повторение и обобщение материала по теме «Равномерное и равноускоренное движения» | УОСЗ | 1 | |||
93/ 6.3 | Повторение и обобщение материала по теме «Законы Ньютона» | УОСЗ | 1 | |||
94/ 6.4 | Повторение и обобщение материала по теме «Закон всемирного тяготения. Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах». | УОСЗ | 1 | |||
95/ 6.5 | Повторение и обобщение материала по теме «Закон сохранения импульса» | УОСЗ | 1 | |||
96/ 6.6 | Повторение и обобщение материала по теме «Механические колебания и волны» | УОСЗ | 1 | |||
97/ 6.7 | Повторение и обобщение материала по теме «Звук» | УОСЗ | 1 | |||
98/ 6.8 | Повторение и обобщение материала по теме «Электромагнитное поле» | УОСЗ | 1 | |||
99/ 6.9 | Повторение и обобщение материала по теме «Электромагнетизм» | УОСЗ | 1 | |||
100/ 6.10 | Повторение и обобщение материала по теме «Состав и строение атомного ядра» | УОСЗ | 1 | |||
101 6.11 | Итоговая контрольная работа №6 | УК | 1 | |||
102/ 6.12 | Анализ итоговой контрольной работы. Повторение и обобщение материала по курсу физики за 9 класс. | УОСЗ | 1 | |||
Итого | 102 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса по астрономии для 9 класса "Космическая Одиссея"
Элективный курс по астрономии в рамках предпрофильной подготовки для 9-х классов предусматривает интеграцию учебных предметов, что способствует формированию современной научной картины мира, раскрывая...
06.11 17 г.Рабочая программа по физике и астрономии 8 класс
Рабочая программа по физике 8 класс для детей с задержкой психического развития....
Учебные программы по физике и астрономии 2017-2018 учебный год
Здесь представлены учебные программы для учащихся 7-9 классов к учебнику А. В. Перышкина, а также програмы по физике для 10-11 классов к учебнику Б. Б. Буховцева и Г.Я. МякишеваТакже программа по астр...
РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО ФИЗИКЕ И АСТРОНОМИИ
Рабочие программы по физике 7-11 классы, астрономия - 11 класс...
Рабочая программа и КТП по астрономии 10 класс ФГОС
Рабочая программа по астрономии составлена в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта, примерной программой, УМК: В. М. Чаругин Астрономия. Базовый уровень. 10 - 11 класс....
Адаптированная рабочая программа по учебной дисциплине "Астрономия" для СПО
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Астрономия», на основе Пр...
Контрольно-оценочные средства к адаптированной рабочей программе по учебной дисциплине "Астрономия" для СПО
Каждый вариант зачетной работы состоит из тестовых заданий и включает в себя 20 заданий, отличающихся по содержанию, форме и уровню сложности. К каждому заданию дано 4 варианта ответа, из которы...