Рабочая программа по астрономии. ФГОС
рабочая программа по астрономии (11 класс) на тему
Авторы учебника Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е.К. Страут. Базовый курс. 11 класс. 34 часа, 1ч в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_astr_11.docx | 95.34 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Наименование курса: Астрономия
Класс: 11 .
Уровень общего образования: среднее общее (Базовый уровень)
Срок реализации программы: 2017-2018 учебный год
Количество часов по учебному плану: всего 34 часа в год, в неделю 1 час
Планирование составлено на основе программы : Примерная программа учебного предмета АСТРОНОМИЯ 11 кл. (авторы программы Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е.К. Страут, М.: Дрофа, 2013г.).
Учебник: «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс» Б.А. Воронцов-Вельяминов,
Е.К.Страут М.: Дрофа, 2017г.
Общая характеристика учебного предмета
Астрономия в российской школе всегда рассматривалась как курс, который, завершая физико-математическое образование выпускников средней школы, знакомит их с современными представлениями о строении и эволюции Вселенной и способствует формированию научного мировоззрения. В настоящее время важнейшими задачами астрономии являются формирование представлений о единстве физических законов, действующих на Земле и в безграничной Вселенной, о непрерывно происходящей эволюции нашей планеты, всех космических тел и их систем, а также самой Вселенной.
Место предмета в учебном плане
Изучение курса рассчитано на 34 часов. При планировании 2 часов в неделю курс может быть пройден в течение первого полугодия в 11 классе. При планировании 1 часа в неделю целесообразно начать изучение курса во втором полугодии в 10 классе и закончить в первом полугодии в 11 классе.
Важную роль в освоении курса играют проводимые во внеурочное время собственные наблюдения учащихся. Специфика планирования этих наблюдений определяется двумя обстоятельствами. Во-первых, они (за исключением наблю- дений Солнца) должны проводиться в вечернее или ночное время. Во-вторых, объекты, природа которых изучается на том или ином уроке, могут быть в это время недоступны для наблюдений. При планировании наблюдений этих объектов, в особенности планет, необходимо учитывать условия их видимости.
Примерный перечень наблюдений
Наблюдения невооруженным глазом
- Основные созвездия и наиболее яркие звезды осеннего, зимнего и весеннего неба. Изменение их положения с тече- нием времени.
- Движение Луны и смена ее фаз.
Наблюдения в телескоп
- Рельеф Луны.
- Фазы Венеры.
- Марс.
- Юпитер и его спутники.
- Сатурн, его кольца и спутники.
- Солнечные пятна (на экране).
- Двойные звезды.
- Звездные скопления (Плеяды, Гиады).
- Большая туманность Ориона.
- Туманность Андромеды.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностными результатами освоения курса астрономии в средней (полной) школе являются:
формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию, а также осознанному построению индивидуальной образовательной деятельности на основе устойчивых познавательных интересов;
- формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с книгами и техническими средствами информационных технологий;
- формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации;
- формирование умения находить адекватные способы поведения, взаимодействия и сотрудничества в процессе учебной и внеучебной деятельности, проявлять уважительное отношение к мнению оппонента в ходе обсуждения спорных проблем науки.
Метапредметные результаты освоения программы предполагают:
- находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них наиболее эффективный, классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, аргументировать свою позицию, формулировать выводы и заключения;
- анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения;
- на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, мысленного эксперимента, прогнозирования;
- выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
- извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации и интернет-ресурсы) и критически ее оценивать;
- готовить сообщения и презентации с использованием материалов, полученных из Интернета и других источников.
Предметные результаты изучения астрономии в средней (полной) школе представлены в содержании курса по темам. Обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы, создать основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, видов и способов деятельности должен системно-деятельностный подход. В соответствии с этим подходом именно активность обучающихся признается основой достижения развивающих целей образования — знания не передаются в готовом виде, а добываются учащимися в процессе познавательной деятельности.
Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе является включение учащихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность, которая имеет следующие особенности:
- цели и задачи этих видов деятельности учащихся определяются как их личностными мотивами, так и социальными. Это означает, что такая деятельность должна быть направлена не только на повышение компетентности подростков в предметной области определенных учебных дисциплин, не только на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других;
- учебно-исследовательская и проектная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы учащиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей и т. д. Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подростки овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе;
организация учебно-исследовательских и проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. В этих видах деятельности могут быть востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ
Что изучает астрономия.
Наблюдения — основа астрономии (2 ч)
Астрономия, ее связь с другими науками. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая астрономия.
Предметные результаты освоения темы позволяют:
- воспроизводить сведения по истории развития астрономии, ее связях с физикой и математикой;
- использовать полученные ранее знания для объяснения устройства и принципа работы телескопа.
Практические основы астрономии (5 ч)
Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.
Предметные результаты изучения данной темы позволяют:
- воспроизводить определения терминов и понятий (созвездие, высота и кульминация звезд и Солнца, эклиптика, местное, поясное, летнее и зимнее время);
- объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного стиля;
- объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на различных географических широтах, движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца;
- применять звездную карту для поиска на небе определенных созвездий и звезд.
Строение Солнечной системы (7 ч)
Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.
Предметные результаты освоения данной темы позволяют:
- воспроизводить исторические сведения о становлении и развитии гелиоцентрической системы мира;
- воспроизводить определения терминов и понятий (конфигурация планет, синодический и сидерический периоды обращения планет, горизонтальный параллакс, угловые размеры объекта, астрономическая единица);
- вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры по угловым размерам и расстоянию;
- формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе третьего (уточненного) закона Кеплера;
- описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом;
- объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в движении тел Солнечной системы;
- характеризовать особенности движения и маневров космических аппаратов для исследования тел Солнечной системы.
Природа тел Солнечной системы (8 ч)
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды. Метеоры, болиды и ме- теориты.
Предметные результаты изучение темы позволяют:
- формулировать и обосновывать основные положения современной гипотезы о формировании всех тел Солнечной системы из единого газопылевого облака;
- определять и различать понятия (Солнечная система, планета, ее спутники, планеты земной группы, планеты-гиганты, кольца планет, малые тела, астероиды, планеты-кар- лики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды, метеориты);
- описывать природу Луны и объяснять причины ее отличия от Земли;
- перечислять существенные различия природы двух групп планет и объяснять причины их возникновения;
- проводить сравнение Меркурия, Венеры и Марса с Землей по рельефу поверхности и составу атмосфер, указывать следы эволюционных изменений природы этих планет;
- объяснять механизм парникового эффекта и его значение для формирования и сохранения уникальной природы Земли;
- описывать характерные особенности природы планет- гигантов, их спутников и колец;
- характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять причины их значительных различий;
- описывать явления метеора и болида, объяснять процессы, которые происходят при движении тел, влетающих в атмосферу планеты с космической скоростью;
- описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов;
- объяснять сущность астероидно-кометной опасности, возможности и способы ее предотвращения.
Солнце и звезды (6 ч)
Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Звезды — далекие солнца. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Диаграмма «спектр—светимость». Массы и размеры звезд. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы.
Предметные результаты освоения темы позволяют:
- определять и различать понятия (звезда, модель звезды, светимость, парсек, световой год);
- характеризовать физическое состояние вещества Солнца и звезд и источники их энергии;
- описывать внутреннее строение Солнца и способы передачи энергии из центра к поверхности;
- объяснять механизм возникновения на Солнце грануляции и пятен;
- описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю;
- вычислять расстояние до звезд по годичному параллаксу;
- называть основные отличительные особенности звезд различных последовательностей на диаграмме «спектр — светимость»;
- сравнивать модели различных типов звезд с моделью Солнца;
- объяснять причины изменения светимости переменных звезд;
- описывать механизм вспышек Новых и Сверхновых;
- оценивать время существования звезд в зависимости от их массы;
- описывать этапы формирования и эволюции звезды;
- характеризовать физические особенности объектов, возникающих на конечной стадии эволюции звезд: белых карликов, нейтронных звезд и черных дыр.
Строение и эволюция Вселенной (5 ч)
Наша Галактика. Ее размеры и структура. Два типа населения Галактики. Межзвездная среда: газ и пыль. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы. Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии.
«Красное смещение» и закон Хаббла. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.
Предметные результаты изучения темы позволяют:
- объяснять смысл понятий (космология, Вселенная, модель Вселенной, Большой взрыв, реликтовое излучение);
- характеризовать основные параметры Галактики (размеры, состав, структура и кинематика);
- определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе зависимости «период — светимость»;
- распознавать типы галактик (спиральные, эллиптические, неправильные);
- сравнивать выводы А. Эйнштейна и А. А. Фридмана относительно модели Вселенной;
- обосновывать справедливость модели Фридмана результатами наблюдений «красного смещения» в спектрах галактик;
- формулировать закон Хаббла;
- определять расстояние до галактик на основе закона Хаббла; по светимости Сверхновых;
- оценивать возраст Вселенной на основе постоянной Хаббла;
- интерпретировать обнаружение реликтового излучения как свидетельство в пользу гипотезы Горячей Вселенной;
- классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее расширения — Большого взрыва;
- интерпретировать современные данные об ускорении расширения Вселенной как результата действия антитяготения «темной энергии» — вида материи, природа которой еще неизвестна.
Жизнь и разум во Вселенной (2 ч)
Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании.
Предметные результаты позволяют:
систематизировать знания о методах исследования и современном состоянии проблемы существования жизни во Вселенной.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
- Телескоп.
- Спектроскоп.
- Теллурий.
- Модель небесной сферы.
- Звездный глобус.
- Подвижная карта звездного неба.
- Глобус Луны.
- Карта Луны.
- Карта Венеры.
- Карта Марса.
- Справочник любителя астрономии.
- Школьный астрономический календарь (на текущий учебный год)
Оценка ответов учащихся
Количественные отметки за уровень освоения курса, предмета выставляются в соответствии с закреплённой в МБОУ Волчковской СОШ балльной системой оценивания: «2» - неудовлетворительно, «3» - удовлетворительно, «4» - хорошо и «5» - отлично.
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а так же правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения: правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, 6eз использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении др. предметов: если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению вопросов программного материала: умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более 2-3 негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил 4-5 недочётов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов чем необходимо для оценки «3».
Оценка контрольных работ
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.
Оценка «4» ставится за работу выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочётов, при наличии 4 - 5 недочётов.
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Оценка лабораторных работ
Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасности труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5» , но было допущено два - три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.
Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, позволяет получить правильные результаты и выводы: если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов: если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования правил безопасности труда.
Оценка тестовых работ учащихся
«5» - 85% - 100%
«4» - 65% - 84%
«3» - 41% - 64%
«2» - 21% - 40%
«1» - 0% - 20%
Перечень ошибок:
Грубые ошибки
- Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.
- Неумение выделять в ответе главное.
- Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.
- Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы
- Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.
- Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
- Неумение определить показания измерительного прибора.
- Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.
Негрубые ошибки
- Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.
- Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.
- Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
- Нерациональный выбор хода решения.
Недочеты
- Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решения задач.
- Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.
- Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
- Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
- Орфографические и пунктуационные ошибки
Учебно-методическое обеспечение программы
- Воронцов-Вельяминов Б. А., Страут Е. К. «Астрономия. Базовый уровень.11 класс», М. Дрофа, 2013
- Е.К.Страут Методическое пособие к учебнику «Астрономия. Базовый уровень.11 класс» авторов Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута, М. Дрофа, 2013
Литература для учителя
Иванов В. В., Кривов А. В., Денисенко П. А. Пара- доксальная Вселенная. 175 задач по астрономии. — СПб.: 1997.
Пшеничнер Б. Г., Войнов С. С. Внеурочная работа по астрономии: кн. для учителя. — М.: Просвеще- ние, 1989.
Сурдин В. Г. Астрономические олимпиады: Зада- чи с решениями. — М.: МГУ, 1995.
Шевченко М. Ю., Угольников О. С. Школьный ас- трономический календарь на 2016/17 учеб. год. — Вып. 67: пособие для любителей астрономии. — М.: ОАО «Планетарий», 2016.
Шкловский И. С. Вселенная, жизнь, разум. — М.: Наука, 1984.
Касьянов В. А. Физика. Углубленный уровень.
11 класс. — М.: Дрофа, 2016.
Литература для учащихся
Белонучкин В. Е. Кеплер, Ньютон и все-все- все… — Вып. 78. — М.: Изд-во «Наука». Главная редакция физико-математической литературы, 1990. — (Квант).
Галактики / ред.-сост. В. Г. Сурдин. — М.: Физ- матлит, 2013.
Гамов Г. Приключения мистера Томпкинса. — Вып. 85. — М.: Бюро Квантум, 1993. — (Квант).
Горелик Г. Е. Новые слова науки — от маятника Галилея до квантовой гравитации. — Вып. 127. При- ложение к журналу «Квант», № 3. — М.: Изд-во МЦНМО, 2013. — (Квант).
Дубкова С. И. Истории астрономии. — М.: Белый город, 2002
Максимачев Б. А., Комаров В. Н. В звездных ла- биринтах: Ориентирование по небу. — М.: Наука, 1978.
Сурдин В. Г. Галактики. — М.: Физматлит, 2013.
Сурдин В. Г. Разведка далеких планет. — М.: Физ- матлит, 2013.
Хокинг С. Краткая история времени. — СПб.: Ам- фора, 2001.
Хокинг С. Мир в ореховой скорлупе. — СПб.: Ам- фора, 2002.
Интернет-ресурсы
Астрофизический портал. Новости астрономии. http://www.afportal.ru/astro
Вокруг света. http://www.vokrugsveta.ru Всероссийская олимпиада школьников по астро-
номии. http://www.astroolymp.ru
Государственный астрономический институт им. П. К. Штернберга, МГУ. http://www.sai.msu.ru
Интерактивный гид в мире космоса. http:// spacegid.com
МКС онлайн. http://mks-onlain.ru
Обсерватория СибГАУ. http://sky.sibsau.ru/ index.php/astronomicheskie-sajty
Общероссийский астрономический портал. http://астрономия.рф
Репозиторий Вселенной. http://space-my.ru Российская астрономическая сеть. http://www.
astronet.ru
Сезоны года. Вселенная, планеты и звезды. http://сезоны-года.рф/планеты%20и%20звезды. html
ФГБУН Институт астрономии РАН. http://www. inasan.ru
Элементы большой науки. Астрономия. http:// elementy.ru/astronomy
Календарно-тематическое планирование уроков астрономии 11 класс (34 часа, 1ч. в неделю)
№ | Тема урока | Содержание урока | Тип урока / форма проведения | Планируемые результаты | Формы организации учебно-познавательной деятельности | Оборудование, ЭОР | Д/з | Дата | ||||
Личностные | Метапредметные | Предметные | план | факт | ||||||||
1 | Что изучает астрономия | Астрономия как наука. История становления ас- трономии в связи с практическими потребностями. Этапы развития астрономии. Взаимосвязь и взаи- мовлияние астрономии и других наук. | обсудить потребности человека в познании, как наиболее значимой ненасыщаемой потребности, понимание различия между мифологи- ческим и научным сознанием. | формулировать понятие «предмет астрономии»; доказывать самостоятель- ность и значимость астрономии как науки. | объяснять причины возникнове- ния и развития астрономии, приводить примеры, подтверждающие данные причины; иллюстриро- вать примерами практическую направленность ас- трономии; воспроизводить сведения по истории раз- вития астрономии, ее связях с другими науками | Интерактивная доска (проектор), ноутбук с выходом в Интернет | § 1. Представить графически (в виде схемы) взаимосвязь астрономии с другими науками, подчеркивая самостоятельность астрономии как науки и уникальность ее предмета. | |||||
2 | Наблюдения — основа астрономии | Понятие «небесная сфера», основные линии и точки, горизонтальная система координат. Мнемо- нические приемы определения угловых размеров расстояний между точками небесной сферы. Теле- скопы как инструмент наглядной астрономии. Виды телескопов и их характеристики. | взаимодействовать в группе сверст- ников при выполнении самостоятельной работы; ор- ганизовывать свою познавательную деятельность. | формулировать выводы об особенностях астрономии как науки; приближенно оценивать угловые расстояния на небе; классифици- ровать телескопы, используя различные основания (конструктивные особенности, вид исследуемого спектра и т. д.); работать с информацией научного содержания. | : изображать основные круги, ли- нии и точки небесной сферы (истинный (математи- ческий) горизонт, зенит, надир, отвесная линия, азимут, высота); формулировать понятие «небесная сфера»; использовать полученные ранее знания из раздела «Оптические явления» для объяснения уст- ройства и принципа работы телескоп | Интерактивная доска (проектор), ноутбук с выходом в Интернет Модель небесной сферы | § 2.1; практические задания. | |||||
3 | Звезды и созвездия.Небесные координаты. Звездные карты |
| : организовывать целенаправленную познавательную деятельность в ходе самостоятель- ной работы. | формулировать проблему ми- кроисследования, извлекать информацию, представ- ленную в явном виде | формулировать понятие «созвез- дие», определять понятие «видимая звездная вели- чина»; определять разницу освещенностей, создава- емых светилами, по известным значениям звездных величин; использовать звездную карту для поиска созвездий и звезд на небе. | Интерактивная доска (проектор), ноутбук с выходом в Интернет Модель небесной сферы Подвижная карта звездного шеба. | § 2.2; 3; 4; практические за- дания. | |||||
4 | Видимое движение звездна различных географических широтах | Исследование высоты полюса мира на различных географических широтах. Введение понятий «восхо- дящее светило», «невосходящее светило», «незахо- дящее светило», «верхняя кульминация», «нижняя кульминация». Вывод зависимости между высотой светила, его склонением и географической широтой местности. | самостоятельно управлять собст- венной познавательной деятельностью. | Характеризовать особенности суточного движения звезд на различных географи- ческих широтах Земли, аналитически доказывать возможность визуального наблюдения светила на определенной географической широте Земли. | формулировать определения тер- минов и понятий «высота звезды», «кульминация», объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на различных географиче- ских широтах. | Интерактивная доска (проектор), ноутбук с выходом в Интернет Модель небесной сферы Подвижная карта звездного шеба. | § 5; практические задания. | |||||
5 | . Годичное движение Солнца.Эклиптика | Введение понятий «дни равноденствия» и «дни солнцестояния», анализ астрономического смысла дней равноденствия и солнцестояния. Введение по- нятия «эклиптика». Исследование движения Солн- ца в течение года на фоне созвездий с использовани- ем подвижной карты. Обсуждение продолжительно- сти дня и ночи в зависимости от широты местности в течение года. | проявлять готовность к принятию истории, культуры и традиций различных народов. | формулировать выводы о причинах различной продолжительности дня и ночи в зависимости от широты местности; проводить ана- лиз вида звездного неба с использованием подвижной карты, исходя из времени года. | воспроизводить определения тер- минов и понятия «эклиптика», объяснять наблю- даемое движение Солнца в течение года; характери- зовать особенности суточного движения Солнца на полюсах, экваторе и в средних широтах Земли, на- зывать причины изменения продолжительности дня и ночи на различных широтах в течение года | Интерактивная доска (проектор), ноутбук с выходом в Интернет Модель небесной сферы Подвижная карта звездного шеба. | § 6; практические задания. | |||||
6 | Движение и фазы Луны.Затмения Солнца и Луны | Анализ модели взаимодействия Земли и Луны. Сравнительная характеристика физических свойств Земли и Луны. Анализ явлений солнечного и лунно- го затмений, условия их наступления и наблюдения на различных широтах Земли. | организовывать самостоятельную познавательную деятельность. | графически пояснять усло- вия возникновения лунных и солнечных затмений. | формулировать понятия и опреде- ления «синодический период», «сидерический пери- од»; объяснять наблюдаемое движение и фазы Лу- ны, причины затмений Луны и Солнца; описывать порядок смены лунных фаз | Презентация | § 7, 8; практические зада- ния. | |||||
7 | Время и календарь | Периодические или повторяющиеся процессы как основа для измерения времени. Древние часы. Введение понятий «местное время», «поясное вре- мя», «зимнее время» и «летнее время». Бытовое и научное понятие «местное время». Летоисчисление в древности. Использование продолжительных пе- риодических процессов для создания календарей. Солнечные и лунные календари и их сравнение. Ста- рый и новый стили. Современный календарь. | проявлять толерантное и уважи- тельное отношение к истории, культуре и традици- ям других народов. | анализировать понятие «вре- мя», пояснять смысл понятия «время» для опреде- ленного контекста. | формулировать определения тер- минов и понятий «местное время», «поясное время», «зимнее время» и «летнее время»; пояснять причи- ны введения часовых поясов; анализировать вза- имосвязь точного времени и географической долго- ты; объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного стиля. | Презентация | § 9, домашняя контрольная работа № 1. | |||||
8 | Развитие представлений о строении мира | высказывать убежденность в воз- можности познания системы мира. | устанавливать причинно- следственные связи смены представлений о строе- нии мира; характеризовать вклад ученых в станов- ление астрономической картины мира. | воспроизводить исторические све- дения о становлении и развитии гелиоцентрической системы мира, объяснять петлеобразное движение планет с использованием эпициклов и дифферентов. | Презентация | § 10; практическое задание. | ||||||
9 | Конфигурации планет.Синодический период | Конфигурации планет как различие положения Солнца и планеты относительно земного наблюдате- ля. Условия видимости планет при различных кон- фигурациях. Синодический и сидерический перио- ды обращения планет. Аналитическая связь между синодическим и сидерическим периодами для внеш- них и внутренних планет. | организовывать самостоятельную познавательную деятельность. | представлять информацию о взаимном расположении планет в различных видах (в виде текста, рисунка, таблицы), делать выводы об условиях наблюдаемости планеты в зависимости от внешних условий расположения Солнца и Земли. | воспроизводить определения тер- минов и понятий «конфигурация планет», «синоди- ческий и сидерический периоды обращения пла- нет». | Презентация | § 11; практические задания. | |||||
10 | Законы движения планет Солнечной системы | Эмпирический характер научного исследования Кеплера. Эллипс, его свойства. Эллиптические орби- ты небесных тел. Формулировка законов Кеплера. Значение и границы применимости законов Кеп- лера. | целенаправленно организовывать собственную познавательную деятельность. | анализировать информацию, полученную из текста научного содержания; объяс- нять суть эмпирического способа определения фор- мы траектории небесных тел (на примере Марса). | воспроизводить определения тер- минов и понятий «эллипс», «афелий», «перигелий», «большая и малая полуось эллипса», «астрономиче- ская единица»; формулировать законы Кеплера | Презентация | § 12; практические задания. | |||||
11 | Определение расстояний и размеров телв Солнечной системе | Методы определения расстояний до небесных тел: горизонтальный параллакс, радиолокационный ме- тод и лазерная локация. Методы определения разме- ров небесных тел: методологические основы опреде- ления размеров Земли Эратосфеном; метод триангу- ляции. | организовывать самостоятельную познавательную деятельность; высказывать убеж- денность в единстве методов изучения параметров Земли и других планет. | анализировать информацию, полученную из текста научного содержания; объяс- нять суть эмпирического способа определения раз- меров Земли. | формулировать определения тер- минов и понятий «горизонтальный параллакс», «угловые размеры объекта»; пояснять сущность ме- тода определения расстояний по параллаксам све- тил, радиолокационного метода и метода лазерной локации; вычислять расстояние до планет по гори- зонтальному параллаксу, а их размеры по угловым размерам и расстоянию. | Презентация | § 13; практические задания | |||||
12 | Практическая работа с планом Солнечной системы | Определение расстояний до планет Солнечной си- стемы с использованием справочных материалов. Определение положения планет Солнечной системы с использованием данных «Школьного астроно- мического календаря» на текущий учебный год. Графическое представление положения планет Сол- нечной системы с учетом масштаба и реального рас- положения небесных тел на момент проведения ра- боты. | контролировать собственную по- знавательную деятельность. | извлекать и анализировать информацию астрономического содержания с ис- пользованием «Школьного астрономического ка- лендаря». | определять возможность наблюде- ния планет на заданную дату; располагать планеты на орбитах в принятом масштабе. | Практические задания. | ||||||
13 | Открытие и применение закона всемирного тяготения | Аналитическое доказательство справедливости закона всемирного тяготения. Явление возмущенно- го движения как доказательство справедливости за- кона всемирного тяготения. Применение закона все- мирного тяготения для определения масс небесных тел. Уточненный третий закон Кеплера. Явление приливов как следствие частного проявления закона всемирного тяготения при взаимодействии Луны и Земли. | выражать отношение к интеллек- туально-эстетической красоте и гармоничности за- конов небесной механики | аналитически доказывать справедливость законов Кеплера на основе закона всемирного тяготения; делать вывод о взаимодопол- няемости результатов применения эмпирического и теоретического методов научного исследования. | определять массы планет на основе третьего (уточненного) закона Кеплера; описывать движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различным эксцентрисите- том; объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в движении тел Солнечной системы. | Презентация | § 14.1—14.5; практические задания. | |||||
14 | Движение искусственных спутников и космических аппаратов (КА) в Солнечной системе | Общая характеристика орбит и космических ско- ростей искусственных спутников Земли. История освоения космоса. Достижения СССР и России в кос- мических исследованиях. История исследования Луны. Запуск космических аппаратов к Луне. Пило- тируемые полеты и высадка на Луну. История иссле- дования и современный этап освоения межпланет- ного пространства космическими аппаратами. | выражать личностное отношение к достижениям СССР и России в области космических исследований, выражать собственную позицию от- носительно значимости дальнейших научных кос- мических исследований, запуска искусственных спутников планет; доказывать собственное мнение, характеризующее экологические проблемы запуска искусственных аппаратов на околоземную орбиту и в межпланетное пространство. | анализировать возможные траектории движения космических аппаратов, до- казывать собственную позицию, характеризующую перспективы межпланетных перелетов. | характеризовать особенности дви- жения (время старта, траектории полета) и маневров космических аппаратов для исследования тел Сол- нечной системы; описывать маневры, необходимые для посадки на поверхность планеты или выхода на орбиту вокруг нее. | Презентация | Домашняя контрольная рабо- та № 2 «Строение Солнечной системы». | |||||
15 | Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение | Современные методы изучения небесных тел Сол- нечной системы. Требования к научной гипотезе о происхождении Солнечной системы. Общие сведе- ния о существующих гипотезах происхождения Сол- нечной системы. Гипотеза О. Ю. Шмидта о происхо- ждении тел Солнечной системы. Научные подтвер- ждения справедливости космогонической гипотезы происхождения Солнечной системы. | отстаивать собственную точку зре- ния о Солнечной системе как комплексе тел общего происхождения. | сравнивать положения раз- личных теорий происхождения Солнечной системы; доказывать научную обоснованность теории проис- хождения Солнечной системы, использовать методо- логические знания о структуре и способах подтвер- ждения и опровержения научных теорий. | формулировать основные положе- ния гипотезы о формировании тел Солнечной систе- мы, анализировать основные положения современ- ных представлений о происхождении тел Солнечной системы, использовать положения современной тео- рии происхождения тел Солнечной системы. | Презентация | § 15, 16; практические зада- ния. | |||||
16 | Земля и Луна — двойная планета | Определение основных критериев характерис- тики и сравнения планет. Характеристика Земли согласно выделенным критериям. Характеристика Луны согласно выделенным критериям. Сравни- тельная характеристика атмосферы Луны и Земли и астрофизических и геологических следствий раз- личия. Сравнительная характеристика рельефа пла- нет. Сравнительная характеристика химического со- става планет. Обоснование системы «Земля — Луна» как уникальной двойной планеты Солнечной сис- темы. | организовывать самостоятельную познавательную деятельность, высказывать убеж- денность в возможности познания окружающего ми- ра, единстве методов изучения характеристик Земли и других планет. | приводить доказательства рассмотрения Земли и Луны как двойной планеты, обосновывать собственное мнение относительно пер- спектив освоения Луны. | характеризовать природу Земли; перечислять основные физические условия на по- верхности Луны; объяснять различия двух типов лунной поверхности (морей и материков); объяснять процессы формирования поверхности Луны и ее рельефа; перечислять результаты исследований, проведенных автоматическими аппаратами и астро- навтами; характеризовать внутреннее строение Лу- ны, химический состав лунных пород. | Презентация | § 17; практические задания. | |||||
17 | Две группы планет | Внутригрупповая общность планет земной груп- пы и планет-гигантов по физическим характеристи- кам. Сходства и различия планет Солнечной систе- мы по химическому составу, вызванные единством происхождения тел Солнечной системы. Выделение критериев, по которым планеты максимально отли- чаются. | проявлять готовность к самообра- зованию, ответственное отношение к учению, орга- низовывать самостоятельную познавательную дея- тельность. | использовать информацию научного содержания, представленную в различных видах (таблицы, текст), для анализа и сравнения ха- рактеристик планет Солнечной системы, классифи- кации объектов. | перечислять основные характери- стики планет, основания для их разделения на груп- пы, характеризовать планеты земной группы и пла- неты-гиганты, объяснять причины их сходства и различия. | Презентация | § 15; практические задания. | |||||
18 | Природа планет земной группы | Основные характеристики планет земной группы (физические, химические), их строение, особенности рельефа и атмосферы. Спутники планет земной группы и их особенности. Происхождение спутни- ков. Сравнительная характеристика Марса, Венеры и Меркурия относительно Земли. | организовывать самостоятельную познавательную деятельность; выступать с презен- тацией результатов своей работы; принимать учас- тие в общем обсуждении результатов выполнения работы. | использовать основы теории формирования Солнечной системы для объяснения особенностей планет земной группы; сравнивать планеты земной группы на основе выделенных кри- териев, объяснять причины различий планет земной группы; работать с текстом научного содержания, выделять главную мысль, обобщать информацию, представленную в неявном виде, характеризующую планеты земной группы. | указывать параметры сходства внутреннего строения и химического состава планет земной группы; характеризовать рельеф поверхно- стей планет земной группы; объяснять особенности вулканической деятельности и тектоники на плане- тах земной группы; описывать характеристики каж- дой из планет земной группы. | Презентация | § 18; подготовка сообщений к уроку-дискуссии по проблеме парникового эффекта; практическое задание. | |||||
19 | Урок-дискуссия «Парниковый эффект: польза или вред?» | Физические основы возникновения парникового эффекта. Естественный парниковый эффект и его проявления на Венере и Марсе. Искусственный (ан- тропогенный) парниковый эффект и его последствия для Земли. Региональные особенности проявления факторов, способствующих возникновению антро- погенного парникового эффекта. Основные направ- ления снижения последствий антропогенного пар- никового эффекта. | доказывать собственную точку зре- ния относительно последствий парникового эффек- та, основываясь на законах физики и астрономиче- ских данных; представлять результаты собственных исследований в виде доклада и презентации; высказывать собственную точку зрения относительно ценностей экологической направленности; прояв- лять уважительное отношение к мнению оппонен- тов. | извлекать информацию о парниковом эффекте из различных источников и критически оценивать ее. | объяснять механизм возникнове- ния парникового эффекта на основе физических и астрономических законов и закономерностей; ха- рактеризовать явление парникового эффекта, раз- личные аспекты проблем, связанных с существова- нием парникового эффекта; пояснять роль парнико- вого эффекта в сохранении природы Земли. | Презентация | Упражнение 14 учебника, практическое задание. | |||||
20 | Планеты-гиганты, их спутники и кольца | Основные характеристики планет-гигантов (фи- зические, химические), их строение. Спутники пла- нет-гигантов и их особенности. Происхождение спутников. Кольца планет-гигантов и их особенно- сти. Происхождение колец. | организовывать самостоятельную познавательную деятельность; выступать с презен- тацией результатов своей работы; принимать учас- тие в общем обсуждении результатов выполнения работы. | использовать основы теории формирования Солнечной системы для объяснения особенностей планет-гигантов; работать с текстами научного содержания, выделять главную мысль, обобщать информацию, представленную в неявном виде, характеризующую планеты-гиганты, исполь- зовать законы физики для описания природы пла- нет-гигантов; сравнивать природу спутников пла- нет-гигантов и Луны. | указывать параметры сходства внутреннего строения и химического состава планет- гигантов; описывать характеристики каждой из пла- нет-гигантов; характеризовать источники энергии в недрах планет; описывать особенности облачного по- крова и атмосферной циркуляции; анализировать особенности природы спутников планет-гигантов; формулировать понятие «планета»; характеризовать строение и состав колец планет-гигантов. | Презентация | § 19; практические задания. | |||||
21 | Малые тела Солнечной системы (астероиды, карликовые планеты и кометы) | Астероиды и их характеристики. Особенности карликовых планет. Кометы и их свойства. Пробле- ма астероидно-кометной опасности для Земли. | выдвигать предложения о способах защиты от космических объектов, сближающихся с Землей, и защищать свою точку зрения; проявлять уважительное отношение к мнению оппонента; вы- сказывать личностное отношение к четкости и высо- кой научной грамотности деятельности К. Томбо. | аргументированно пояснять причины астероидно-кометной опасности; описы- вать возможные последствия столкновения Земли и других малых тел Солнечной системы при пересече- нии орбит. | определять понятие «планета», «малая планета», «астероид», «комета»; характери- зовать малые тела Солнечной системы; описывать внешний вид и строение астероидов и комет; объяс- нять процессы, происходящие в комете, при измене- нии ее расстояния от Солнца; анализировать орбиты комет. | Презентация | § 20.1—20.3; практическое задание. | |||||
22 | Метеоры, болиды, метеориты | Определение явлений, наблюдаемых при дви- жении малых тел Солнечной системы в атмосфере Земли. Характеристика природы и особенностей яв- ления метеоров, метеорных потоков. Особенности явления болида и характеристики метеоритов. Гео- логические следы столкновения Земли с метеори- тами. | проявлять уважительное отноше- ние к мнению оппонентов; проявлять устойчивый интерес к самостоятельной познавательной деятель- | анализировать и отличать на- блюдаемые явления прохождения Земли сквозь ме- теорные потоки | определять понятия «метеор», «ме- теорит», «болид»; описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов. | Презентация | § 20.4, домашняя контроль- ная работа № 3 «Природа тел Солнечной системы». | |||||
23 | Солнце: его состав и внутреннее строение | Современные методы изучения Солнца. Энергия и температура Солнца. Химический состав Солнца. Внутреннее строение Солнца. Атмосфера Солнца. | высказывать мнение относительно достоверности косвенных методов получения ин- формации о строении и составе Солнца; участвовать в обсуждении полученных результатов аналитиче- ских выводов; проявлять заинтересованность в са- мостоятельном проведении наблюдения Солнца. | использовать физические за- коны и закономерности для объяснения явлений и процессов, наблюдаемых на Солнце; формулировать логически обоснованные выводы относительно по- лученных аналитических закономерностей для све- тимости Солнца, температуры его недр и атмосферы. | объяснять физическую сущность источников энергии Солнца и звезд; описывать про- цессы термоядерных реакций протон-протонного цикла; объяснять процесс переноса энергии внутри Солнца; описывать строение солнечной атмосферы; пояснять грануляцию на поверхности Солнца; ха- рактеризовать свойства солнечной короны; раскры- вать способы обнаружения потока солнечных ней- трино; обосновывать значение открытия солнечных нейтрино для физики и астрофизики. | Презентация | § 21.1—3; практическое зада- ние. | |||||
24 | Солнечная активность и ее влияние на Землю | Формы проявления солнечной активности. Рас- пространение излучения и потока заряженных ча- стиц в межзвездном пространстве. Физические ос- новы взаимодействия потока заряженных частиц с магнитным полем Земли и частицами ее атмосферы. Физические основы воздействия потока солнечного излучения на технические средства и биологические объекты на Земле. Развитие гелиотехники и учет солнечного влияния в медицине, технике и других направлениях. | участвовать в диалоге, высказы- вать и отстаивать собственную точку зрения; прояв- лять уважительное отношение к мнению сверстни- ков; самостоятельно организовывать собственную познавательную деятельность | описывать причинно-следст- венные связи проявлений солнечной активности и состояния магнитосферы Земли; использовать зна- ние физических законов и закономерностей в плаз- ме для описания образования пятен, протуберанцев и других проявлений солнечной активности | перечислять примеры проявления солнечной активности (солнечные пятна, протубе- ранцы, вспышки, корональные выбросы массы); ха- рактеризовать потоки солнечной плазмы; описывать особенности последствий влияния солнечной актив- ности на магнитосферу Земли в виде магнитных бурь, полярных сияний; их влияние на радиосвязь, сбои в линиях электропередачи; называть период из- менения солнечной активности. | Презентация | § 21.4; практическое задание. | |||||
25 | Физическая природа звезд | Метод годичного параллакса и границы его при- менимости. Астрономические единицы измерения расстояний. Аналитическое соотношение между светимостью и звездной величиной. Абсолютная звездная величина. Ее связь с годичным параллак- сом. Спектральные классы. Диаграмма «спектр — светимость». Размеры и плотность вещества звезд. Определение массы звезд методом изучения двой- ных систем. Модели звезд. | организовывать собственную по- знавательную деятельность; взаимодействовать в группе сверстников при выполнении самостоятель- ной работы; формулировать высказывания относи- тельно возможности познания окружающего мира косвенными методами. | обоснованно доказывать мно- гообразие мира звезд; анализировать основные груп- пы диаграммы «спектр — светимость»; формулиро- вать выводы об особенностях методов определения физических характеристик звезд, классифицировать небесные тела; работать с информацией научно- го содержания. | характеризовать звезды как при- родный термоядерный реактор; определять понятие «светимость звезды»; перечислять спектральные классы звезд; объяснять содержание диаграммы «спектр — светимость»; давать определения поня- тий «звезда», «двойные звезды», «кратные звезды». | Презентация | § 22, 23.1, 23.2; практическое задание. | |||||
26 | Переменные и нестационарные звезды | Основы классификации переменных и неста- ционарных звезд. Затменно-двойные системы. Це- феиды — нестационарные звезды. Долгопериодиче- ские звезды. Новые и сверхновые звезды. Пульсары. Значение переменных и нестационарных звезд для науки. | работать с различными источника- ми информации, проявлять готовность к самостоя- тельной познавательной деятельности. | использовать знания по фи- зике для объяснения природы пульсации цефеид; делать выводы о значении переменных и нестацио- нарных звезд для развития научных знаний. | характеризовать цефеиды как при- родные автоколебательные системы; объяснять за- висимость «период — светимость»; давать опреде- ление понятия «затменно-двойная звезда»; харак- теризовать явления в тесных системах двойных звезд — вспышки новых. | Презентация | § 23.1, 23.3, 24.1, 24.2 (новые звезды); практические задания. | |||||
27 | Эволюция звезд | Оценка времени свечения звезды с использова- нием физических законов и закономерностей. На- чальные стадии эволюции звезд. Зависимость «сце- нария» эволюции от массы звезды. Особенности эво- люции в тесных двойных системах. Графическая интерпретация эволюции звезд в зависимости от фи- зических параметров. | высказывать убежденность в воз- можности познания законов природы, в частности понимания эволюции звезд. | оценивать время свечения звезды по известной массе запасов водорода. | объяснять зависимость скорости и продолжительности эволюции звезд от их массы; рассматривать вспышки сверхновой как этап эволю- ции звезды; объяснять варианты конечных стадий жизни звезд (белые карлики, нейтронные звезды, пульсары, черные дыры); описывать природу объек- тов на конечной стадии эволюции звезд. | Презентация | § 24.2; практические зада- ния. | |||||
28 | Проверочная работа«Солнце и Солнечная система» | Применение закономерностей, характеризующих тела Солнечной системы. Применение закономерно- стей, характеризующих диаграмму «спектр — све- тимость». Применение закономерностей для опреде- ления масс звезд системы. Использование элементов схемы, отражающей эволюцию звезд в зависимости от массы. | управлять собственной познава- тельной деятельностью; проявлять ответственное отношение к познавательной деятельности, навыки работы с информационными источниками. | формулировать выводы отно- сительно космических тел, опираясь на законы и за- кономерности астрономии. | решать задачи, используя знания по темам «Строение Солнечной системы», «Природа тел Солнечной системы», «Солнце и звезды». | Домашняя контрольная рабо- та № 4. | ||||||
29 | . Наша Галактика | Наша Галактика на небосводе. Строение Галакти- ки. Состав Галактики. Вращение Галактики. Про- блема скрытой массы | управлять собственной познава- тельной деятельностью; проявлять готовность к са- мообразованию; высказывать убежденность в воз- можности познания окружающей действительно- сти. | выдвигать и сравнивать гипо- тезы относительно природы скрытой массы. | описывать строение и структуру Галактики; перечислять объекты плоской и сфери- ческой подсистем; оценивать размеры Галактики; пояснять движение и расположение Солнца в Галак- тике; характеризовать ядро и спиральные рукава Га- лактик; характеризовать процесс вращения Галак- тики; пояснять сущность проблемы скрытой массы. | Презентация | § 25.1, 25.2, 25.4; практиче- ские задания. | |||||
30 | Наша Галактика | Состав межзвездной среды и его характеристика. Характеристика видов туманностей. Взаимосвязь различных видов туманностей с процессом звездо- образования. Характеристика излучения межзвезд- ной среды. Научное значение исследования процес- сов в разреженной среде в гигантских масштабах. Обнаружение органических молекул в молекуляр- ных облаках. | проявлять навыки самообразова- ния, информационной культуры, включая самостоя- тельную работу с книгой; высказывать убежден- ность в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации. | объяснять различные меха- низмы радиоизлучения на основе знаний по физике; классифицировать объекты межзвездной среды; ана- лизировать характеристики светлых туманностей | характеризовать радиоизлучение межзвездного вещества и его состав, области звездо- образования; описывать методы обнаружения орга- нических молекул; раскрывать взаимосвязь звезд и межзвездной среды; описывать процесс формирова- ния звезд из холодных газопылевых облаков; опре- делять источник возникновения планетарных туманностей как остатки вспышек сверхновых звезд. | Презентация | § 25.3, 28; практическое за- дание. | |||||
31 | Другие звездные системы — галактики | Типы галактик и их характеристики. Взаимодей- ствие галактик. Характеристика активности ядер галактик. Уникальные объекты Вселенной — кваза- ры. Скопления и сверхскопления галактик. Про- странственная структура Вселенной | высказывать убежденность в воз- можности познания законов развития галактик; участвовать в обсуждении, проявлять уважение к мнению оппонентов. | классифицировать галакти- ки по основанию внешнего строения; анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их воз- никновения; извлекать информацию из различных источников и преобразовывать информацию из од- ного вида в другой (из графического в текстовый). | характеризовать спиральные, эл- липтические и неправильные галактики; называть их отличительные особенности, размеры, массу, ко- личество звезд; пояснять наличие сверхмассивных черных дыр в ядрах галактик; определять понятия «квазар», «радиогалактика»; характеризовать вза- имодействующие галактики; сравнивать понятия «скопления» и «сверхскопления галактик». | Презентация | § 26 (без закона Хаббла); упражнение 21 (1, 5). | |||||
32 | Космология начала ХХ в. | «Красное смещение» в спектрах галактик. Закон Хаббла. Значение постоянной Хаббла. Элементы об- щей теории относительности А. Эйнштейна. Теория А. А. Фридмана о нестационарности Вселенной и ее подтверждение. | высказывать собственную позицию относительно возможности характеристики стацио- нарности Вселенной; участвовать в обсуждении, уважая позицию оппонентов. | сравнивать различные пози- ции относительно процесса расширения Вселенной; оценивать границы применимости закона Хаббла и степень точности получаемых с его помощью резуль- татов; сопоставлять информацию из различных источников. | формулировать основные постула- ты общей теории относительности; определять ха- рактеристики стационарной Вселенной А. Эйнштей- на; описывать основы для вывода А. А. Фридмана о нестационарности Вселенной; пояснять понятие «красное смещение» в спектрах галактик, исполь- зуя для объяснения эффект Доплера, и его значе- ние для подтверждения нестационарности Вселен- ной; характеризовать процесс однородного и изо- тропного расширения Вселенной; формулировать закон Хаббла. | Презентация | § 26 (закон Хаббла, «красное смещение»), 27 (без основ современной космологии); практические задания. | |||||
33 | Основы современной космологии | Научные факты, свидетельствующие о различ- ных этапах эволюционного процесса во Вселенной. Темная энергия и ее характеристики. Современная космологическая модель возникновения и развития Вселенной с опорой на гипотезу Г. А. Гамова, обна- руженное реликтовое излучение. | высказывать собственную позицию относительно теории антитяготения и направлений поисков темной энергии. | приводить доказательства ускорения расширения Вселенной; анализировать процесс формирования галактик и звезд. | формулировать смысл гипотезы Г. А. Гамова о горячем начале Вселенной, обосновы- вать ее справедливость и приводить подтвержде- ние; характеризовать понятие «реликтовое излучение»; описывать общие положения теории Большого взрыва; характеризовать процесс образования химических элементов; описывать научные гипотезы существования темной энергии и явления анти- тяготения. | Презентация | § 27; практическое задание. | |||||
34 | Урок-конференция«Одиноки ли мы во Вселенной?» | Ранние идеи существования внеземного разу- ма. Представление идей внеземного разума в рабо- тах ученых, философов и писателей-фантастов. Био- логическое содержание термина «жизнь» и свойства живого. Биологические теории возникновения жиз- ни. Уникальность условий Земли для зарождения и развития жизни. Методы поиска планет, населенных разумной жизнью. Радиотехнические методы поиска сигналов разумных существ. Перспективы развития идей о внеземном разуме и заселении других планет. | участвовать в дискуссии по пробле- ме существования внеземной жизни во Вселенной; формулировать собственное мнение относительно проблемы существования жизни вне Земли; аргу- ментировать собственную позицию относительно значимости поиска разума во Вселенной; доказы- вать собственную позицию относительно возможно- стей космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями; проявлять готовность к принятию иной точки зрения, уважительно относиться к мнению оппонентов в ходе обсуждения спорных проблем относительно поиска жизни во Вселенной. | характеризовать средства со- временной науки в целом и ее различных областей (астрономии, химии, физики, биологии, географии), позволяющие осуществлять поиск жизни на других планетах Солнечной системы и экзопланетах; ис- пользовать знания из области химии для объяснения особенностей сложных органических соединений. | использовать знания о методах ис- следования в астрономии; характеризовать совре- менное состояние проблемы существования жизни во Вселенной, условия, необходимые для развития жизни. | Презентация |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по астрономии 2012-2013 учебный год
Рабочая программа+хронограф по астрономии...
Рабочая программа по астрономии 10 класс
Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с нормативно-правовыми документами:Областной базисный учебный план (Приказ ГУОиН №01-453 от 20.05.2003 г.).Федеральный компонент го...
Рабочая программа по астрономии к курсу В.М. Чаругина для 10-11 классов (ФГОС)
Рабочая программа по астрономии составлена в соответствии с:приказом Министерства образования и науки РФ от 29 июня 2017 г. № 613 "О внесении изменений в федеральный государственный обр...
Рабочая программа по астрономии для 10 классов (ФГОС)
Рабочая программа составлена на основании ООП СОО МБОУ Личадеевской СШ в соответствии с требованиями ФГОС.Программа составлена на основе авторской Программы: Астрономия. Базовый уровень. 10 - 11 класс...
Рабочая программа по астрономии 10-11 классов по ФГОС 2020-2021
Рабочая программа по астрономии 10-11 классов по ФГОС 2020-2021...
Рабочая программа по астрономии ФГОС СОО
10 класс...