Рабочая программа по астрономии для 10 классов (ФГОС)
рабочая программа по астрономии (10 класс)
Рабочая программа составлена на основании ООП СОО МБОУ Личадеевской СШ в соответствии с требованиями ФГОС.
Программа составлена на основе авторской Программы: Астрономия. Базовый уровень. 10 - 11 класс: рабочая программа к УМК Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута : учебно-методическое пособие / Е. К. Страут. — М. : Дрофа, 2017. — 39 с.к учебнику «Астрономия» (базовый уровень) для 10 - 11 класса Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е.К. Страута, издательство «ДРОФА», 2018.
Общее количество часов по программе 35, что соответствует учебному плану школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 140.5 КБ |
![]() | 159.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 10
к ООП СОО
приказ от 7.05.2020 г. №114/1
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «АСТРОНОМИЯ»
10 КЛАСС
- Планируемые результаты освоения учебного предмета «Астрономия» в 10 классе
Личностными результатами обучения астрономии в средней школе являются:
• в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя — ориентация на достижение личного счастья, реализацию позитивных
жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы; готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности, к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны, к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;
• в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству) — российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите; уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения; воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации;
• в сфере отношений обучающихся к закону, государству и гражданскому обществу — гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни; признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность; мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации; готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности; приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
• в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми — нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению; способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь; формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия), компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
• в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, к живой природе, художественной культуре — мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимость науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; экологическая культура, бережное отношение к родной земле, природным богатствам России и мира, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта экологонаправленной деятельности; эстетическое отношение к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта;
• в сфере отношений обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений — уважение всех форм собственности, готовность
к защите своей собственности; осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов; готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности, готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
Метапредметные результаты обучения астрономии в средней школе представлены тремя группами универсальных учебных действий.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
• оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной ранее цели;
• сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы;
• организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
• определять несколько путей достижения поставленной цели;
• выбирать оптимальный путь достижения цели, учитывая эффективность расходования ресурсов и основываясь на соображениях этики и морали;
• задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
• сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью;
• оценивать последствия достижения поставленной цели в учебной деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций;
• распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
• использовать различные модельно-схематические средства для представления выявленных в информационных источниках противоречий;
• осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
• искать и находить обобщенные способы решения задач;
• приводить критические аргументы как в отношении собственного суждения, так и в отношении действий и суждений другого;
• анализировать и преобразовывать проблемно-противоречивые ситуации;
• выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможности широкого переноса средств и способов действия;
• выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
• менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности (быть учеником и учителем; формулировать образовательный запрос и выполнять консультативные функции самостоятельно; ставить проблему и работать над ее решением; управлять совместной познавательной деятельностью и подчиняться).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами);
• при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом проектной команды в разных ролях (генератором идей, критиком, исполнителем, презентующим и т. д.);
• развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
• распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы;
• координировать и выполнять работу в условиях виртуального взаимодействия (или сочетания реального и виртуального);
• согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим продуктом/решением;
• представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности как перед знакомой, так и перед незнакомой аудиторией;
• подбирать партнеров для деловой коммуникации, исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
• воспринимать критические замечания как ресурс собственного развития;
• точно и емко формулировать как критические, так и одобрительные замечания в адрес других людей в рамках деловой и образовательной коммуникации, избегая при этом личностных оценочных суждений.
Предметные результаты изучения астрономии в средней школе представлены по темам.
Астрономия, ее значение и связь с другими науками
Предметные результаты освоения темы позволяют:
— воспроизводить сведения по истории развития астрономии, о ее связях с физикой и математикой;
— использовать полученные ранее знания для объяснения устройства и принципа работы телескопа.
Практические основы астрономии
Предметные результаты изучения данной темы позволяют:
— воспроизводить определения терминов и понятий (созвездие, высота и кульминация звезд и Солнца, эклиптика, местное, поясное, летнее и зимнее время);
— объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного стиля;
— объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на различных географических широтах, движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца;
— применять звездную карту для поиска на небе определенных созвездий и звезд.
Строение Солнечной системы
Предметные результаты освоения данной темы позволяют:
— воспроизводить исторические сведения о становлении и развитии гелиоцентрической системы мира;
— воспроизводить определения терминов и понятий (конфигурация планет, синодический и сидерический периоды обращения планет, горизонтальный
параллакс, угловые размеры объекта, астрономическая единица);
— вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры — по угловым размерам и расстоянию;
— формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе третьего (уточненного) закона Кеплера;
— описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом;
— объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в движении тел Солнечной системы;
— характеризовать особенности движения и маневров космических аппаратов для исследования тел Солнечной системы.
Природа тел Солнечной системы
Предметные результаты изучения темы позволяют:
— формулировать и обосновывать основные положения современной гипотезы о формировании всех тел Солнечной системы из единого газопылевого облака;
— определять и различать понятия (Солнечная система, планета, ее спутники, планеты земной группы, планеты-гиганты, кольца планет, малые тела, астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды, метеориты);
— описывать природу Луны и объяснять причины ее отличия от Земли;
— перечислять существенные различия природы двух групп планет и объяснять причины их возникновения;
— проводить сравнение Меркурия, Венеры и Марса с Землей по рельефу поверхности и составу атмосфер, указывать следы эволюционных изменений природы этих планет;
— объяснять механизм парникового эффекта и его значение для формирования и сохранения уникальной природы Земли;
— описывать характерные особенности природы планет-гигантов, их спутников и колец;
— характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять причины их значительных различий;
— описывать явления метеора и болида, объяснять процессы, которые происходят при движении тел, влетающих в атмосферу планеты с космической скоростью;
— описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов;
— объяснять сущность астероидно-кометной опасности, возможности и способы ее предотвращения.
Солнце и звезды
Предметные результаты освоения темы позволяют:
— определять и различать понятия (звезда, модель звезды, светимость, парсек, световой год);
— характеризовать физическое состояние вещества Солнца и звезд и источники их энергии;
— описывать внутреннее строение Солнца и способы передачи энергии из центра к поверхности;
— объяснять механизм возникновения на Солнце грануляции и пятен;
— описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю;
— вычислять расстояние до звезд по годичному параллаксу;
— называть основные отличительные особенности звезд различных последовательностей на диаграмме «спектр — светимость»;
— сравнивать модели различных типов звезд с моделью Солнца;
— объяснять причины изменения светимости переменных звезд;
— описывать механизм вспышек новых и сверхновых;
— оценивать время существования звезд в зависимости от их массы;
— описывать этапы формирования и эволюции звезды;
— характеризовать физические особенности объектов, возникающих на конечной стадии эволюции звезд: белых карликов, нейтронных звезд и черных дыр.
Строение и эволюция Вселенной
Предметные результаты изучения темы позволяют:
— объяснять смысл понятий (космология, Вселенная, модель Вселенной, Большой взрыв, реликтовое излучение);
— характеризовать основные параметры Галактики (размеры, состав, структура и кинематика);
— определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе зависимости «период — светимость»;
— распознавать типы галактик (спиральные, эллиптические, неправильные);
— сравнивать выводы А. Эйнштейна и А. А. Фридмана относительно модели Вселенной;
— обосновывать справедливость модели Фридмана результатами наблюдений «красного смещения» в спектрах галактик;
— формулировать закон Хаббла;
— определять расстояние до галактик на основе закона Хаббла; по светимости сверхновых;
— оценивать возраст Вселенной на основе постоянной Хаббла;
— интерпретировать обнаружение реликтового излучения как свидетельство в пользу гипотезы горячей Вселенной;
— классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее расширения — Большого взрыва;
— интерпретировать современные данные об ускорении расширения Вселенной как результата действия антитяготения «темной энергии» — вида материи, природа которой еще неизвестна.
Жизнь и разум во Вселенной
Предметные результаты позволяют:
— систематизировать знания о методах исследования и современном состоянии проблемы существования жизни во Вселенной. Обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы, создать основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, видов и способов деятельности должен системно-деятельностный подход. В соответствии с этим подходом именно активность обучающихся признается основой достижения развивающих целей образования — знания не передаются в готовом виде, а добываются учащимися в процессе познавательной деятельности.
Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в средней школе является включение учащихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность, которая имеет следующие особенности:
1) цели и задачи этих видов деятельности учащихся определяются как их личностными мотивами, так и социальными. Это означает, что такая деятельность должна быть направлена не только на повышение компетентности подростков в предметной области определенных учебных дисциплин, не только на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других;
2) учебно-исследовательская и проектная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы учащиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей и т. д. Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подростки овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе;
3) организация учебно-исследовательских и проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности.
В этих видах деятельности могут быть востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности.
В результате учебно-исследовательской и проектной деятельности выпускник получит представление:
• о философских и методологических основаниях научной деятельности и научных методах, применяемых в исследовательской и проектной деятельности;
• о таких понятиях, как концепция, научная гипотеза, метод, эксперимент, надежность гипотезы, модель, метод сбора и метод анализа данных;
• о том, чем отличаются исследования в гуманитарных областях от исследований в естественных науках;
• об истории науки;
• о новейших разработках в области науки и технологий;
• о правилах и законах, регулирующих отношения в научной, изобретательской и исследовательских областях деятельности (патентное право, защита авторского права и т. п.);
• о деятельности организаций, сообществ и структур, заинтересованных в результатах исследований и предоставляющих ресурсы для проведения исследований и реализации проектов (фонды, государственные структуры, краудфандинговые структуры и т. п.).
Выпускник сможет:
• решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин (межпредметные задачи);
• использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебно-познавательных задач;
• использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих учебно-познавательных задач и задач, возникающих в культурной и социальной жизни;
• использовать элементы математического моделирования при решении исследовательских задач;
• использовать элементы математического анализа для интерпретации результатов, полученных в ходе учебно-исследовательской работы.
С точки зрения формирования универсальных учебных действий в ходе освоения принципов учебно-исследовательской и проектной деятельности выпускник научится:
• формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и проектирования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем благе;
• восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности, определяя место своего исследования или проекта в общем культурном пространстве;
• отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей;
• оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные, такие как время, необходимые для достижения поставленной цели;
• находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов, предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в различных областях деятельности человека;
• вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества;
• самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы;
• адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков;
• адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он повлечет в жизни других людей, сообществ);
• адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть возможные варианты применения результатов.
ИКТ компетенции
Коммуникация и социальное взаимодействие
Выпускник научится:
• выступать с аудиовидеоподдержкой, включая выступление перед дистанционной аудиторией;
• участвовать в обсуждении (аудиовидеофорум, текстовый форум) с использованием возможностей Интернета;
• использовать возможности электронной почты для информационного обмена;
• вести личный дневник (блог) с использованием возможностей Интернета;
• осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве образовательного учреждения (получение и выполнение заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы, формирование портфолио);
• соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей.
Выпускник получит возможность научиться:
• взаимодействовать в социальных сетях, работать в группе над сообщением (вики);
• участвовать в форумах в социальных образовательных сетях;
• взаимодействовать с партнёрами с использованием возможностей Интернета (игровое и театральное взаимодействие).
Анализ информации, математическая обработка данных в исследовании
Выпускник научится:
• вводить результаты измерений и другие цифровые данные для их обработки, в том числе статистической, и визуализации;
• строить математические модели;
• проводить эксперименты и исследования в виртуальных лабораториях по естественным наукам, математике и информатике.
Выпускник получит возможность научиться:
• проводить естественно-научные и социальные измерения, вводить результаты измерений и других цифровых данных и обрабатывать их, в том числе статистически и с помощью визуализации;
• анализировать результаты своей деятельности и затрачиваемых ресурсов.
Моделирование и проектирование, управление
Выпускник научится:
• моделировать с использованием виртуальных конструкторов;
• конструировать и моделировать с использованием материальных конструкторов с компьютерным управлением и обратной связью;
• моделировать с использованием средств программирования;
• проектировать и организовывать свою индивидуальную и групповую деятельность, организовывать своё время с использованием ИКТ.
Выпускник получит возможность научиться:
• проектировать виртуальные и реальные объекты и процессы, использовать системы автоматизированного проектирования.
- Содержание учебного предмета
Программа составлена на основе авторской Программы: Астрономия. Базовый уровень. 10 - 11 класс: рабочая программа к УМК Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута : учебно-методическое пособие / Е. К. Страут. — М. : Дрофа, 2017. — 39 с.к учебнику «Астрономия» (базовый уровень) для 10 - 11 класса Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е.К. Страута, издательство «ДРОФА», 2018.
Общее количество часов по авторской программе 35, что соответствует учебному плану школы.
Астрономия, ее значение и связь с другими науками
Астрономия, ее связь с другими науками. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая астрономия.
Практические основы астрономии
Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.
Строение Солнечной системы
Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.
Природа тел Солнечной системы
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды и метеориты.
Солнце и звезды
Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Звезды — далекие солнца. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Диаграмма «спектр — светимость». Массы и размеры звезд. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы.
Строение и эволюция Вселенной
Наша Галактика. Ее размеры и структура. Два типа населения Галактики. Межзвездная среда: газ и пыль. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы. Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.
Жизнь и разум во Вселенной
Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании.
- Тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов | ||
1 | Астрономия, ее значение и связь с другими науками | 2 | ||
Что изучает астрономия | ||||
Наблюдения – основа астрономии | ||||
2 | Практические основы астрономии | 5 | ||
Звезды и созвездия. Небесные координаты. Звездные карты | ||||
Видимое движение звезд на различных географических широтах | ||||
Годичное движение Солнца. Эклиптика | ||||
Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны | ||||
Время и календарь. Контрольная работа № 1 по теме «Практические основы астрономии» | ||||
3 | Строение Солнечной Системы | 7 | ||
Развитие представлений о развитии мира | ||||
Конфигурации планет. Синодический период | ||||
Законы движения планет Солнечной системы | ||||
Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе | ||||
Практическая работа с планом Солнечной системы | ||||
Открытие и применение закона всемирного тяготения | ||||
Движение искусственных спутников и космических аппаратов в Солнечной системе. Контрольная работа № 2 по теме «Строение Солнечной системы» | ||||
5 | Природа тел Солнечной системы | 8 | ||
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение | ||||
Земля и Луна – двойная планета | ||||
Две группы планет | ||||
Природа планет земной группы | ||||
Урок-дискуссия «Парниковый эффект, польза или вред» | ||||
Планеты-гиганты, их спутники и кольца. Практическая работа «Две группы планет Солнечной системы». | ||||
Малые тела Солнечной системы (астероиды, карликовые планеты и кометы) | ||||
Метеоры, болиды, метеориты. Контрольная работа № 3 по теме «Природа тел Солнечной системы». | ||||
6 | Солнце и звезды | 6 | ||
Солнце: его состав и внутреннее строение | ||||
Солнечная активность и ее влияние на Землю | ||||
Физическая природа звезд | ||||
Переменные и нестандартные звезды | ||||
Эволюция звезд. Проверочная работа «Солнце и Солнечная система» | ||||
Контрольная работа № 4 по теме «Солнце и звезды». | ||||
6 | Строение и эволюция Вселенной | 5 | ||
Наша Галактика | ||||
Наша Галактика | ||||
Другие звездные системы-галактики | ||||
Космология начала XX века | ||||
Основы современной космологии | ||||
7 | Жизнь и разум во Вселенной | 2 | ||
Урок конференция «Одиноки ли мы во Вселенной» |
| |||
Всего | 35 | |||
Кол-во и темы контрольных работ | Кол-во и темы практических работ | |||
Контрольная работа №1 по теме «Практические основы астрономии» | ||||
Контрольная работа №2 по теме «Строение Солнечной Системы» | Практическая работа с планом Солнечной системы | |||
Контрольная работа №3 по теме «Природа тел Солнечной системы» | Практическая работа «Две группы планет солнечной системы» | |||
Контрольная работа №4 по теме «Солнце и звезды» | ||||
4 | 2 |
Предварительный просмотр:
Календарно – тематическое планирование по астрономии в 10 классе
№ урока | Тема урока | Дата | Корректи-ровка | Личностные результат | Метапредметные результаты | Предметные результат | Универсальные учебные действия |
Что изучает астрономия | 07.09. | Формирование положительного отношения к российской астрономической науке | Формулировать выводы и заключения | Воспроизводить сведения по истории развития астрономии, ее связях с физикой и математикой, понятие астрономия, Вселенная, Солнечная система | Коммуникативные - развивают умение точно и грамотно выражать свои мысли. Регулятивные - корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечают способы их устранения. Познавательные - ориентируются на разнообразие способов решения задач. | ||
Наблюдения — основа астрономии | 14.09. | Формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации | Классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал | Использовать полученные ранее знания для объяснения устройства и принципа работы телескопа, знать о типах телескопов и их разрешающей способности, владеть понятиями: зенит, надир, высота, азимут | Коммуникативные - умеют точно и грамотно выражать свои мысли. Регулятивные – определяют последовательность промежуточных действий с учетом конечного результата. Познавательные - осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач. | ||
Звезды и созвездия. Небесные координаты. Звездные карты | 21.09 | Формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственного отношения к учению | Выполнять познавательные и практические задания, работать с картой звездного неба и справочной литературой | Воспроизводить определения терминов и понятий: созвездие, звездная величина, ось мира, небесный меридиан, небесный экватор, склонение, прямое восхождение; Уметь пользоваться картой звездного неба и определять с ее помощью координаты светил | Коммуникативные - развивают умение точно и грамотно выражать свои мысли. Регулятивные - корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечают способы их устранения. Познавательные - ориентируются на разнообразие способов решения задач. | ||
Видимое движение звезд на различных географических широтах | 28.09 | Формирование познавательной и информационной культуры | Находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них наиболее эффективный | Воспроизводить горизонтальную и экваториальную системы координат; иметь представление о подвижной карте звездного неба; объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд на различных географических широтах | Коммуникативные - умеют точно и грамотно выражать свои мысли. Регулятивные – определяют последовательность промежуточных действий с учетом конечного результата. Познавательные - осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач. | ||
Годичное движение Солнца. Эклиптика | 5.10 | Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с книгами и техническими средствами информационных технологий | Анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения | Воспроизводить определения терминов и понятий: высота и кульминация Солнца, эклиптика; объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения Солнца на различных географических широтах | Коммуникативные - развивают умение точно и грамотно выражать свои мысли. Регулятивные - корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечают способы их устранения. Познавательные - ориентируются на разнообразие способов решения задач. | ||
Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны | 12.10 | Формирование познавательной и информационной культуры | Анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения | Объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца; воспроизводить понятия синодический и сидерический месяц, уметь рисовать схему лунного и солнечного затмений | Коммуникативные - умеют точно и грамотно выражать свои мысли. Регулятивные – определяют последовательность промежуточных действий с учетом конечного результата. Познавательные - осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач. | ||
Время и календарь Контрольная работа № 1 по теме «Практические основы астрономии» | 19.10 | Формирование познавательной и информационной культуры | Готовить сообщения и презентации с использованием материалов, полученных из Интернета и других источников | Воспроизводить определения терминов и понятий: местное, поясное, летнее и зимнее время; объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного стиля; определять время по расположению светил на небе; уметь применять полученные знания на практике | Коммуникативные: Формирование навыков работы по алгоритму. адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. Формирование навыков самостоятельной работы с текстом учебника по заданному алгоритму. Регулятивные: обнаруживать и формулировать учебную проблему Познавательные: сопоставлять характеристики . | ||
Строение солнечной системы – 7 часов | |||||||
Развитие представлений о строении мира | 26.10 | Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с книгами и техническими средствами информационных технологий | Классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, формулировать выводы и заключения | Воспроизводить исторические сведения о становлении и развитии гелиоцентрической системы мира; знать о трудах Птолемея, Коперника, Галилея, Кеплера. | Коммуникативные - развивают умение точно и грамотно выражать свои мысли. Регулятивные - корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечают способы их устранения. Познавательные - ориентируются на разнообразие способов решения задач. | ||
Конфигурации планет. Синодический период | 9.11 | Формирование познавательной и информационной культуры | На практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, мысленного эксперимента, прогнозирования | Воспроизводить определения терминов и понятий: конфигурация планет, синодический и сидерический периоды обращения планет | Коммуникативные - умеют точно и грамотно выражать свои мысли. Регулятивные – определяют последовательность промежуточных действий с учетом конечного результата. Познавательные - осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач. | ||
Законы движения планет Солнечной системы | 16.11 | Формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации | На практике пользоваться основными логическими приемами, методами мысленного эксперимента | Воспроизводить определения терминов и понятий: астрономическая единица, большая полуось, перигелий, афелий; формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе третьего (уточненного) закона Кеплера; решать задачи на законы Кеплера | Коммуникативные - развивают умение точно и грамотно выражать свои мысли. Регулятивные - корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечают способы их устранения. Познавательные - ориентируются на разнообразие способов решения задач. | ||
Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе | 23.11 | Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с книгами и техническими средствами информационных технологий | Выполнять познавательные и практические задания извлекать информацию из различных источников и критически ее оценивать | Воспроизводить определения терминов и понятий: горизонтальный параллакс, угловые размеры объекта; вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры по угловым размерам и расстоянию; | Коммуникативные - умеют точно и грамотно выражать свои мысли. Регулятивные – определяют последовательность промежуточных действий с учетом конечного результата. Познавательные - осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач. | ||
Практическая работа с планом Солнечной системы | 30.11 | Организация целенаправленной познавательной деятельности в ходе практической работы | Формулировать проблему исследования и извлекать информацию | Воспроизводить определения терминов и понятий. | Коммуникативные - умеют точно и грамотно выражать свои мысли. Регулятивные – определяют последовательность промежуточных действий с учетом конечного результата. Познавательные - осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач. | ||
Открытие и применение закона всемирного тяготения | 7.12 | Формирование познавательной и информационной культуры; Формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации | Выполнять познавательные и практические задания классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, аргументировать свою позицию, формулировать выводы и заключения; | Описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом; объяснять причины возникнове-ния приливов на Земле и возму-щений в движении тел Солнеч-ной системы; характеризовать особенности движения и маневров космических аппаратов для исследования тел Солнечной системы. | Коммуникативные: построение речевых характеристик физических процессов. Уметь анализировать условие задачи, выполнять практические задания. | ||
Движение искусственных спутников и космических аппаратов (КА) в Солнечной системе Контрольная работа № 2 по теме «Строение Солнечной системы» | 14.12 | Формирование самостоятельности в приобретении знаний, познавательной активности | Структурировать изучаемый материал, аргументировать свою позицию, формулировать выводы и заключения, применять полученные знания на практике | Применять приобретенные знания и умения при изучении астрономии для решения практических задач, встречающихся как в учебной практике, так и в повседневной человеческой жизни | Коммуникативные: Формирование навыков работы по алгоритму. адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. Формирование навыков самостоятельной работы с текстом учебника по заданному алгоритму Регулятивные: обнаруживать и формулировать учебную проблему Познавательные: сопоставлять характеристики. | ||
Природа тел солнечной системы (8 часов) | |||||||
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение | 21.12 | Формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственного отношения к учению | Выполнять познавательные и практические задания | Формулировать и обосновывать основные положения современной гипотезы о формировании всех тел Солнечной системы из единого газопылевого облака; теории зарождения Солнечной системы; определять понятия: Солнечная система, планета; объяснять механизм парнико-вого эффекта и его значение для формирования и сохранения уникальной природы Земли | Коммуникативные: Формирование навыков работы по алгоритму. адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. Формирование навыков самостоятельной работы с текстом учебника по заданному алгоритму Регулятивные: обнаруживать и формулировать учебную проблему Познавательные: сопоставлять характеристики . | ||
Земля и Луна — двойная планета | 28.12 | Формирование познавательной и информационной культуры; формирование положительного отношения к российской астрономической науке | Находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них наиболее эффективный, классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, аргументировать свою позицию, формулировать выводы и заключения | Определять и различать понятия: планета, ее спутники; описывать природу Луны и объяснять причины ее отличия от Земли | Коммуникативные: Регулятивные: обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; | ||
Две группы планет | 18.01 | Формирование познавательной и информационной культуры; | Выполнять познавательные и практические задания | Применять полученные знания при решении практических задач | Коммуникативные: Формирование навыков работы по алгоритму. адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. Формирование навыков самостоятельной работы с текстом учебника по заданному алгоритму Регулятивные: обнаруживать и формулировать учебную проблему Познавательные: сопоставлять характеристики. | ||
Природа планет земной группы | 25.01 | Формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственного отношения к учению | Выполнять познавательные и практические задания | Формулировать и обосновывать основные положения современной гипотезы о формировании всех тел Солнечной системы из единого газопылевого облака; теории зарождения Солнечной системы; определять понятия: Солнечная система, планета; объяснять механизм парнико-вого эффекта и его значение для формирования и сохранения уникальной природы Земли | Коммуникативные: Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции Регулятивные: Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно Познавательные: Извлекают необходи-мую информацию из прослушанных текстов различных жанров, выбирают смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними | ||
Урок-дискуссия «Парниковый эффект: польза или вред?» | 1.02 | Формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственного отношения к учению | Выполнять познавательные и практические задания | Определять понятия: планеты земной группы; проводить сравнение Меркурия, Венеры и Марса с Землей по рельефу поверхности и составу атмосфер, указывать следы эволюционных изменений природы этих планет | Коммуникативные:вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем , формирование навыков самостоятельной работы по алгоритму; создание зрительных образов структуры Солнечной системы Регулятивные: обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; | ||
Планеты гиганты, их спутники и кольца. Практическая работа «Две группы планет Солнечной системы». | 8.02 | Формирование познавательной и информационной культуры; формирование положительного отношения к российской астрономической науке | Классифицировать объек-ты исследования, струк-турировать изучаемый материал, аргументировать свою позицию, формулировать выводы и заключения, умение работать с информацией | Описывать характерные особенности природы планет-гигантов, их спутников и колец | Коммуникативные: построение речевых характеристик физических процессов. Отчеты (рефераты, презентации, эссе) | ||
Малые тела Солнечной системы (астероиды, карликовые планеты и кометы) | 15.02 | Формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственного отношения к учению | Выполнять познавательные и практические задания, умение работать с информацией, формулировать выводы, делать заключения | Определять и различать понятия: малые тела, астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды, метеориты; -характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять причины их значительных различий | Коммуникативные: Формирование навыков работы по алгоритму. адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. Формирование навыков самостоятельной работы с текстом учебника по заданному алгоритму Регулятивные: обнаруживать и формулировать учебную проблему Познавательные: сопоставлять характеристики. | ||
Метеоры, болиды, метеориты Контрольная работа № 3 по теме «Природа тел Солнечной системы». | 22.02 | Формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственного отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию, а также осознанному построению индивидуальной образовательной деятельности на основе устойчивых познавательных интересов. | На практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, мысленного эксперимента, уметь работать с информацией | Определять и различать понятия: метеоры, болиды, метеориты; описывать явления метеора и болида, объяснять процессы, которые происходят при движении тел, влетающих в атмосферу планеты с космической скоростью; описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов; объяснять сущность астероидно-кометной опасности, возможности и способы ее предотвращения. | Коммуникативные: построение речевых характеристик физических процессов. Уметь анализировать условие задачи, выполнять практические задания. | ||
Солнце и звезды (6 часов) | |||||||
Солнце: его состав и внутреннее строение | 1.03 | Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с книгами и техническими средствами информационных технологий | Выполнять познавательные и практические задания, уметь работать с различными источниками информации, справочниками | Определять и различать понятия: звезда, модель звезды, светимость; характеризовать физическое состояние вещества Солнца и звезд и источники их энергии; описывать внутреннее строение Солнца и способы передачи энергии из центра к поверхности; объяснять механизм возникно-вения на Солнце грануляции и пятен; описывать наблюдаемые прояв-ления солнечной активности и их влияние на Землю | Коммуникативные - развивают умение точно и грамотно выражать свои мысли. Регулятивные - корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечают способы их устранения. Познавательные - ориентируются на разнообразие способов решения задач. | ||
Солнечная активность и ее влияние на Землю | 8.03 | 15.03 | Формирование познавательной и информационной культуры; формирование положительного отношения к российской астрономической науке | Выполнять познавательные и практические задания | Определять и различать понятия: факелы, протуберанцы, вспышки, солнечная активность, период солнечной активности, описываемые и наблюдаемые проявления солнечной активности | Коммуникативные: Проявляют готов-ность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции Регулятивные: Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно Познавательные: Извлекают необходи-мую информацию из прослушанных текстов различных жанров, выбирают смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними | |
Физическая природа звезд | 22.03 | Формирование познавательной и информационной культуры. формирование положительного отношения к российской астрономической науке | Классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, аргументировать свою позицию, формулировать выводы и заключения; | Определять и различать понятия: звезда, светимость, парсек, световой год; вычислять расстояние до звезд по годичному параллаксу; называть основные отличительные особенности звезд различных последовательностей на диаграмме «спектр–светимость»; | Коммуникативные:вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем , формирование навыков самостоятельной работы по алгоритму; создание зрительных образов структуры Солнечной системы | ||
Переменные и нестационарные звезды | 5.04 | Формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации | Выполнять познавательные и практические задания, умение работать с информацией, справочниками, таблицами | Объяснять причины изменения светимости переменных звезд; описывать механизм вспышек Новых и Сверхновых; оценивать время существования звезд в зависимости от их массы; описывать этапы формирования и эволюции звезды; характеризовать физические особенности объектов, возникающих на конечной стадии эволюции звезд: белых карликов, нейтронных звезд и черных дыр | Коммуникативные: построение речевых характеристик физических процессов. Отчеты (рефераты, презентации, эссе) | ||
Эволюция звезд Проверочная работа «Солнце и Солнечная система» (кратковременная проверочная работа) | 12.04 | Формирование умения находить адекватные способы поведения, взаимодействия и сотрудничества в процессе учебной и внеучебной деятельности, проявлять уважительное отношение к мнению оппонента в ходе обсуждения спорных проблем науки. | Характеризовать физические особенности объектов, возникающих на конечной стадии эволюции звезд: белых карликов, нейтронных звезд и черных дыр | Основные параметры состояния звездного вещества: плотность, температура, химический состав, физическое состояние, их взаимную обусловленность. | Коммуникативные: Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции Регулятивные: Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно Познавательные: Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров, выбирают смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними | ||
Контрольная работа № 4 по теме «Солнце и звезды». | 19.04 | Формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации. | Систематизировать знания о методах исследования и современном состоянии проблемы существования жизни во Вселенной. | Объяснять механизм возникновения на Солнце грануляции и пятен; описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю; | Коммуникативные - умеют точно и грамотно выражать свои мысли. Регулятивные – определяют последовательность промежуточных действий с учетом конечного результата. Познавательные - осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач. | ||
Строение и эволюция Вселенной (5 часов) | |||||||
Наша Галактика | 26.04 | Формирование познавательной и информационной культуры, формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации | Выполнять познавательные и практические задания, формировать устную речь | Характеризовать основные параметры Галактики: размеры, состав, структура и кинематика; определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе зависимости «период - светимость»; распознавать типы галактик: спиральные, эллиптические, неправильные. | Коммуникативные: Проявляют готов-ность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции Регулятивные: Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно Познавательные: Извлекают необходи-мую информацию из прослушанных текстов различных жанров, выбирают смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними | ||
Промежуточная аттестация. Контрольная работа | 3.05 | Формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации | Выполнять познавательные и практические задания, формировать устную и письменную речь | Характеризовать основные параметры Галактики: размеры, состав, структура и кинематика. | Коммуникативные - умеют точно и грамотно выражать свои мысли. Регулятивные – определяют последовательность промежуточных действий с учетом конечного результата. Познавательные - осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач. | ||
Другие звездные системы —галактики | 10.05 | Проявлять уважительное отношение к мнению оппонента в ходе обсуждения спорных проблем науки. | Находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу. | Определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе зависимости «период - светимость»; распознавать типы галактик: спиральные, эллиптические, неправильные. | Коммуникативные:вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем , формирование навыков самостоятельной работы по алгоритму; создание зрительных образов структуры Солнечной системы | ||
Космология начала XX в | 17.05 | Формирование умения находить адекватные способы поведения, взаимодействия и сотрудничества в процессе учебной и внеучебной деятельности, проявлять уважительное отношение к мнению оппонента в ходе обсуждения спорных проблем науки. | Находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них наиболее эффективный. | Объяснять смысл понятий: космология, Вселенная, модель Вселенной, Большой взрыв, реликтовое излучение; сравнивать выводы А. Эйнштейна и А. А. Фридмана относительно модели Вселенной; обосновывать справедливость модели Фридмана результатами наблюдений «красного смещения» в спектрах галактик; формулировать закон Хаббла; определять расстояние до галактик на основе закона Хаббла; по светимости сверхновых. | Коммуникативные: Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции Регулятивные: Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно Познавательные: Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров, выбирают смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними | ||
Основы современной космологии | 24.05 | Формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации. | Извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации и интернет-ресурсы) и критически ее оценивать; аргументировать свою позицию | Оценивать возраст Вселенной на основе постоянной Хаббла; интерпретировать обнаружение реликтового излучения как свидетельство в пользу гипотезы Горячей Вселенной; классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее расширения - Большого взрыва; интерпретировать современные данные об ускорении расшире-ния Вселенной как результата действия антитяготения «темной энергии» - вида материи, приро-да которой еще неизвестна; систематизировать знания о ме-тодах исследования и современ-ном состоянии проблемы суще-ствования жизни во Вселенной | Коммуникативные: Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции Регулятивные: Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно Познавательные: Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров, выбирают смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними | ||
Жизнь и разум во вселенной (2 часа) | |||||||
Урок-конференция «Одиноки ли мы во Вселенной?» | 31.05 | Формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственного отношения к учению | Выполнять познавательные и практические задания. Формирование устной речи, коммуникативных навыков | Применять приобретенные знания и умения при изучении астрономии для решения практических задач, встречающихся как в учебной практике, так и в повседневной человеческой жизни | Коммуникативные: Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции Регулятивные: Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно Познавательные: Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров, выбирают смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними | ||
Урок-конференция «Одиноки ли мы во Вселенной?» | 31.05 |
Примечания.
Календарно-тематическое планирование в 10 классе рассчитано на 35 часов – 1 час в неделю, 35 учебных недель. У меня получилось 34 урока, так как 8.03 – праздничный день. В связи с этим я объединила уроки 34 и 35.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/23/picture-88068-1653288280.jpg)
Рабочая программа по астрономии 10 класс
Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с нормативно-правовыми документами:Областной базисный учебный план (Приказ ГУОиН №01-453 от 20.05.2003 г.).Федеральный компонент го...
Рабочая программа по астрономии 11 класс
Рабочая программа по астрономии 11 класс. По учебнику Е. П. Левитан....
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/19/picture-553392-1418999199.jpg)
Рабочая программа по астрономии 11 класс
Данная рабочая программа составлена на основе программы «Физика и астрономия» для общеобразовательных учреждений 7 – 11 классов, рекомендованной «Департаментом образовательных программ и стандартов об...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/27/picture-774118-1603822967.jpg)
Рабочая программа по астрономии 10 класс
Данная рабочая программа составлена на основе программы "Физика и астрономия " для общеобразовательных учреждений...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/29/picture-300609-1385743435.jpg)
Рабочая программа по астрономии 10 класс
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и основываясь на рабочую программу к УМК Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. С...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/02/picture-943204-1504356560.jpg)
Рабочая программа по астрономии 11 класс , УМК Воронцов-Вельяминов Б.А.
Программа разработана на основе программы для общеобразовательных учреждений: Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: учебно-методическое пособие / Е. К. Страут. — М. : Дрофа, 2018./...
![](/sites/default/files/pictures/2017/07/31/picture-935175-1501479093.jpg)
Рабочая программа по астрономии 11 класс
Настоящий календарно-тематический план по астрономии разработан применительно к учебной программе по астрономии для общеобразовательных учреждений «Астрономия 11 класс». Календарно-т...
- Мне нравится (1)