Рабочая программа по астрономии для 10 классов (ФГОС)
рабочая программа по астрономии (10 класс)
Рабочая программа составлена на основании ООП СОО МБОУ Личадеевской СШ в соответствии с требованиями ФГОС.
Программа составлена на основе авторской Программы: Астрономия. Базовый уровень. 10 - 11 класс: рабочая программа к УМК Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута : учебно-методическое пособие / Е. К. Страут. — М. : Дрофа, 2017. — 39 с.к учебнику «Астрономия» (базовый уровень) для 10 - 11 класса Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е.К. Страута, издательство «ДРОФА», 2018.
Общее количество часов по программе 35, что соответствует учебному плану школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_astronomiya_10.doc | 140.5 КБ |
ktp_astronomiya_10.doc | 159.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 10
к ООП СОО
приказ от 7.05.2020 г. №114/1
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «АСТРОНОМИЯ»
10 КЛАСС
- Планируемые результаты освоения учебного предмета «Астрономия» в 10 классе
Личностными результатами обучения астрономии в средней школе являются:
• в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя — ориентация на достижение личного счастья, реализацию позитивных
жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы; готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности, к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны, к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;
• в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству) — российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите; уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения; воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации;
• в сфере отношений обучающихся к закону, государству и гражданскому обществу — гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни; признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность; мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации; готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности; приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
• в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми — нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению; способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь; формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия), компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
• в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, к живой природе, художественной культуре — мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимость науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; экологическая культура, бережное отношение к родной земле, природным богатствам России и мира, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта экологонаправленной деятельности; эстетическое отношение к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта;
• в сфере отношений обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений — уважение всех форм собственности, готовность
к защите своей собственности; осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов; готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности, готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
Метапредметные результаты обучения астрономии в средней школе представлены тремя группами универсальных учебных действий.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
• оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной ранее цели;
• сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы;
• организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
• определять несколько путей достижения поставленной цели;
• выбирать оптимальный путь достижения цели, учитывая эффективность расходования ресурсов и основываясь на соображениях этики и морали;
• задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
• сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью;
• оценивать последствия достижения поставленной цели в учебной деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций;
• распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
• использовать различные модельно-схематические средства для представления выявленных в информационных источниках противоречий;
• осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
• искать и находить обобщенные способы решения задач;
• приводить критические аргументы как в отношении собственного суждения, так и в отношении действий и суждений другого;
• анализировать и преобразовывать проблемно-противоречивые ситуации;
• выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможности широкого переноса средств и способов действия;
• выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
• менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности (быть учеником и учителем; формулировать образовательный запрос и выполнять консультативные функции самостоятельно; ставить проблему и работать над ее решением; управлять совместной познавательной деятельностью и подчиняться).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами);
• при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом проектной команды в разных ролях (генератором идей, критиком, исполнителем, презентующим и т. д.);
• развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
• распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы;
• координировать и выполнять работу в условиях виртуального взаимодействия (или сочетания реального и виртуального);
• согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим продуктом/решением;
• представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности как перед знакомой, так и перед незнакомой аудиторией;
• подбирать партнеров для деловой коммуникации, исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
• воспринимать критические замечания как ресурс собственного развития;
• точно и емко формулировать как критические, так и одобрительные замечания в адрес других людей в рамках деловой и образовательной коммуникации, избегая при этом личностных оценочных суждений.
Предметные результаты изучения астрономии в средней школе представлены по темам.
Астрономия, ее значение и связь с другими науками
Предметные результаты освоения темы позволяют:
— воспроизводить сведения по истории развития астрономии, о ее связях с физикой и математикой;
— использовать полученные ранее знания для объяснения устройства и принципа работы телескопа.
Практические основы астрономии
Предметные результаты изучения данной темы позволяют:
— воспроизводить определения терминов и понятий (созвездие, высота и кульминация звезд и Солнца, эклиптика, местное, поясное, летнее и зимнее время);
— объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного стиля;
— объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на различных географических широтах, движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца;
— применять звездную карту для поиска на небе определенных созвездий и звезд.
Строение Солнечной системы
Предметные результаты освоения данной темы позволяют:
— воспроизводить исторические сведения о становлении и развитии гелиоцентрической системы мира;
— воспроизводить определения терминов и понятий (конфигурация планет, синодический и сидерический периоды обращения планет, горизонтальный
параллакс, угловые размеры объекта, астрономическая единица);
— вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры — по угловым размерам и расстоянию;
— формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе третьего (уточненного) закона Кеплера;
— описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом;
— объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в движении тел Солнечной системы;
— характеризовать особенности движения и маневров космических аппаратов для исследования тел Солнечной системы.
Природа тел Солнечной системы
Предметные результаты изучения темы позволяют:
— формулировать и обосновывать основные положения современной гипотезы о формировании всех тел Солнечной системы из единого газопылевого облака;
— определять и различать понятия (Солнечная система, планета, ее спутники, планеты земной группы, планеты-гиганты, кольца планет, малые тела, астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды, метеориты);
— описывать природу Луны и объяснять причины ее отличия от Земли;
— перечислять существенные различия природы двух групп планет и объяснять причины их возникновения;
— проводить сравнение Меркурия, Венеры и Марса с Землей по рельефу поверхности и составу атмосфер, указывать следы эволюционных изменений природы этих планет;
— объяснять механизм парникового эффекта и его значение для формирования и сохранения уникальной природы Земли;
— описывать характерные особенности природы планет-гигантов, их спутников и колец;
— характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять причины их значительных различий;
— описывать явления метеора и болида, объяснять процессы, которые происходят при движении тел, влетающих в атмосферу планеты с космической скоростью;
— описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов;
— объяснять сущность астероидно-кометной опасности, возможности и способы ее предотвращения.
Солнце и звезды
Предметные результаты освоения темы позволяют:
— определять и различать понятия (звезда, модель звезды, светимость, парсек, световой год);
— характеризовать физическое состояние вещества Солнца и звезд и источники их энергии;
— описывать внутреннее строение Солнца и способы передачи энергии из центра к поверхности;
— объяснять механизм возникновения на Солнце грануляции и пятен;
— описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю;
— вычислять расстояние до звезд по годичному параллаксу;
— называть основные отличительные особенности звезд различных последовательностей на диаграмме «спектр — светимость»;
— сравнивать модели различных типов звезд с моделью Солнца;
— объяснять причины изменения светимости переменных звезд;
— описывать механизм вспышек новых и сверхновых;
— оценивать время существования звезд в зависимости от их массы;
— описывать этапы формирования и эволюции звезды;
— характеризовать физические особенности объектов, возникающих на конечной стадии эволюции звезд: белых карликов, нейтронных звезд и черных дыр.
Строение и эволюция Вселенной
Предметные результаты изучения темы позволяют:
— объяснять смысл понятий (космология, Вселенная, модель Вселенной, Большой взрыв, реликтовое излучение);
— характеризовать основные параметры Галактики (размеры, состав, структура и кинематика);
— определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе зависимости «период — светимость»;
— распознавать типы галактик (спиральные, эллиптические, неправильные);
— сравнивать выводы А. Эйнштейна и А. А. Фридмана относительно модели Вселенной;
— обосновывать справедливость модели Фридмана результатами наблюдений «красного смещения» в спектрах галактик;
— формулировать закон Хаббла;
— определять расстояние до галактик на основе закона Хаббла; по светимости сверхновых;
— оценивать возраст Вселенной на основе постоянной Хаббла;
— интерпретировать обнаружение реликтового излучения как свидетельство в пользу гипотезы горячей Вселенной;
— классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее расширения — Большого взрыва;
— интерпретировать современные данные об ускорении расширения Вселенной как результата действия антитяготения «темной энергии» — вида материи, природа которой еще неизвестна.
Жизнь и разум во Вселенной
Предметные результаты позволяют:
— систематизировать знания о методах исследования и современном состоянии проблемы существования жизни во Вселенной. Обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы, создать основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, видов и способов деятельности должен системно-деятельностный подход. В соответствии с этим подходом именно активность обучающихся признается основой достижения развивающих целей образования — знания не передаются в готовом виде, а добываются учащимися в процессе познавательной деятельности.
Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в средней школе является включение учащихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность, которая имеет следующие особенности:
1) цели и задачи этих видов деятельности учащихся определяются как их личностными мотивами, так и социальными. Это означает, что такая деятельность должна быть направлена не только на повышение компетентности подростков в предметной области определенных учебных дисциплин, не только на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других;
2) учебно-исследовательская и проектная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы учащиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей и т. д. Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подростки овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе;
3) организация учебно-исследовательских и проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности.
В этих видах деятельности могут быть востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности.
В результате учебно-исследовательской и проектной деятельности выпускник получит представление:
• о философских и методологических основаниях научной деятельности и научных методах, применяемых в исследовательской и проектной деятельности;
• о таких понятиях, как концепция, научная гипотеза, метод, эксперимент, надежность гипотезы, модель, метод сбора и метод анализа данных;
• о том, чем отличаются исследования в гуманитарных областях от исследований в естественных науках;
• об истории науки;
• о новейших разработках в области науки и технологий;
• о правилах и законах, регулирующих отношения в научной, изобретательской и исследовательских областях деятельности (патентное право, защита авторского права и т. п.);
• о деятельности организаций, сообществ и структур, заинтересованных в результатах исследований и предоставляющих ресурсы для проведения исследований и реализации проектов (фонды, государственные структуры, краудфандинговые структуры и т. п.).
Выпускник сможет:
• решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин (межпредметные задачи);
• использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебно-познавательных задач;
• использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих учебно-познавательных задач и задач, возникающих в культурной и социальной жизни;
• использовать элементы математического моделирования при решении исследовательских задач;
• использовать элементы математического анализа для интерпретации результатов, полученных в ходе учебно-исследовательской работы.
С точки зрения формирования универсальных учебных действий в ходе освоения принципов учебно-исследовательской и проектной деятельности выпускник научится:
• формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и проектирования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем благе;
• восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности, определяя место своего исследования или проекта в общем культурном пространстве;
• отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей;
• оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные, такие как время, необходимые для достижения поставленной цели;
• находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов, предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в различных областях деятельности человека;
• вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества;
• самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы;
• адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков;
• адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он повлечет в жизни других людей, сообществ);
• адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть возможные варианты применения результатов.
ИКТ компетенции
Коммуникация и социальное взаимодействие
Выпускник научится:
• выступать с аудиовидеоподдержкой, включая выступление перед дистанционной аудиторией;
• участвовать в обсуждении (аудиовидеофорум, текстовый форум) с использованием возможностей Интернета;
• использовать возможности электронной почты для информационного обмена;
• вести личный дневник (блог) с использованием возможностей Интернета;
• осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве образовательного учреждения (получение и выполнение заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы, формирование портфолио);
• соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей.
Выпускник получит возможность научиться:
• взаимодействовать в социальных сетях, работать в группе над сообщением (вики);
• участвовать в форумах в социальных образовательных сетях;
• взаимодействовать с партнёрами с использованием возможностей Интернета (игровое и театральное взаимодействие).
Анализ информации, математическая обработка данных в исследовании
Выпускник научится:
• вводить результаты измерений и другие цифровые данные для их обработки, в том числе статистической, и визуализации;
• строить математические модели;
• проводить эксперименты и исследования в виртуальных лабораториях по естественным наукам, математике и информатике.
Выпускник получит возможность научиться:
• проводить естественно-научные и социальные измерения, вводить результаты измерений и других цифровых данных и обрабатывать их, в том числе статистически и с помощью визуализации;
• анализировать результаты своей деятельности и затрачиваемых ресурсов.
Моделирование и проектирование, управление
Выпускник научится:
• моделировать с использованием виртуальных конструкторов;
• конструировать и моделировать с использованием материальных конструкторов с компьютерным управлением и обратной связью;
• моделировать с использованием средств программирования;
• проектировать и организовывать свою индивидуальную и групповую деятельность, организовывать своё время с использованием ИКТ.
Выпускник получит возможность научиться:
• проектировать виртуальные и реальные объекты и процессы, использовать системы автоматизированного проектирования.
- Содержание учебного предмета
Программа составлена на основе авторской Программы: Астрономия. Базовый уровень. 10 - 11 класс: рабочая программа к УМК Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута : учебно-методическое пособие / Е. К. Страут. — М. : Дрофа, 2017. — 39 с.к учебнику «Астрономия» (базовый уровень) для 10 - 11 класса Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е.К. Страута, издательство «ДРОФА», 2018.
Общее количество часов по авторской программе 35, что соответствует учебному плану школы.
Астрономия, ее значение и связь с другими науками
Астрономия, ее связь с другими науками. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая астрономия.
Практические основы астрономии
Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.
Строение Солнечной системы
Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.
Природа тел Солнечной системы
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды и метеориты.
Солнце и звезды
Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Звезды — далекие солнца. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Диаграмма «спектр — светимость». Массы и размеры звезд. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы.
Строение и эволюция Вселенной
Наша Галактика. Ее размеры и структура. Два типа населения Галактики. Межзвездная среда: газ и пыль. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы. Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.
Жизнь и разум во Вселенной
Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании.
- Тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов | ||
1 | Астрономия, ее значение и связь с другими науками | 2 | ||
Что изучает астрономия | ||||
Наблюдения – основа астрономии | ||||
2 | Практические основы астрономии | 5 | ||
Звезды и созвездия. Небесные координаты. Звездные карты | ||||
Видимое движение звезд на различных географических широтах | ||||
Годичное движение Солнца. Эклиптика | ||||
Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны | ||||
Время и календарь. Контрольная работа № 1 по теме «Практические основы астрономии» | ||||
3 | Строение Солнечной Системы | 7 | ||
Развитие представлений о развитии мира | ||||
Конфигурации планет. Синодический период | ||||
Законы движения планет Солнечной системы | ||||
Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе | ||||
Практическая работа с планом Солнечной системы | ||||
Открытие и применение закона всемирного тяготения | ||||
Движение искусственных спутников и космических аппаратов в Солнечной системе. Контрольная работа № 2 по теме «Строение Солнечной системы» | ||||
5 | Природа тел Солнечной системы | 8 | ||
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение | ||||
Земля и Луна – двойная планета | ||||
Две группы планет | ||||
Природа планет земной группы | ||||
Урок-дискуссия «Парниковый эффект, польза или вред» | ||||
Планеты-гиганты, их спутники и кольца. Практическая работа «Две группы планет Солнечной системы». | ||||
Малые тела Солнечной системы (астероиды, карликовые планеты и кометы) | ||||
Метеоры, болиды, метеориты. Контрольная работа № 3 по теме «Природа тел Солнечной системы». | ||||
6 | Солнце и звезды | 6 | ||
Солнце: его состав и внутреннее строение | ||||
Солнечная активность и ее влияние на Землю | ||||
Физическая природа звезд | ||||
Переменные и нестандартные звезды | ||||
Эволюция звезд. Проверочная работа «Солнце и Солнечная система» | ||||
Контрольная работа № 4 по теме «Солнце и звезды». | ||||
6 | Строение и эволюция Вселенной | 5 | ||
Наша Галактика | ||||
Наша Галактика | ||||
Другие звездные системы-галактики | ||||
Космология начала XX века | ||||
Основы современной космологии | ||||
7 | Жизнь и разум во Вселенной | 2 | ||
Урок конференция «Одиноки ли мы во Вселенной» |
| |||
Всего | 35 | |||
Кол-во и темы контрольных работ | Кол-во и темы практических работ | |||
Контрольная работа №1 по теме «Практические основы астрономии» | ||||
Контрольная работа №2 по теме «Строение Солнечной Системы» | Практическая работа с планом Солнечной системы | |||
Контрольная работа №3 по теме «Природа тел Солнечной системы» | Практическая работа «Две группы планет солнечной системы» | |||
Контрольная работа №4 по теме «Солнце и звезды» | ||||
4 | 2 |
Предварительный просмотр:
Календарно – тематическое планирование по астрономии в 10 классе
№ урока | Тема урока | Дата | Корректи-ровка | Личностные результат | Метапредметные результаты | Предметные результат | Универсальные учебные действия |
Что изучает астрономия | 07.09. | Формирование положительного отношения к российской астрономической науке | Формулировать выводы и заключения | Воспроизводить сведения по истории развития астрономии, ее связях с физикой и математикой, понятие астрономия, Вселенная, Солнечная система | Коммуникативные - развивают умение точно и грамотно выражать свои мысли. Регулятивные - корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечают способы их устранения. Познавательные - ориентируются на разнообразие способов решения задач. | ||
Наблюдения — основа астрономии | 14.09. | Формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации | Классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал | Использовать полученные ранее знания для объяснения устройства и принципа работы телескопа, знать о типах телескопов и их разрешающей способности, владеть понятиями: зенит, надир, высота, азимут | Коммуникативные - умеют точно и грамотно выражать свои мысли. Регулятивные – определяют последовательность промежуточных действий с учетом конечного результата. Познавательные - осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач. | ||
Звезды и созвездия. Небесные координаты. Звездные карты | 21.09 | Формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственного отношения к учению | Выполнять познавательные и практические задания, работать с картой звездного неба и справочной литературой | Воспроизводить определения терминов и понятий: созвездие, звездная величина, ось мира, небесный меридиан, небесный экватор, склонение, прямое восхождение; Уметь пользоваться картой звездного неба и определять с ее помощью координаты светил | Коммуникативные - развивают умение точно и грамотно выражать свои мысли. Регулятивные - корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечают способы их устранения. Познавательные - ориентируются на разнообразие способов решения задач. | ||
Видимое движение звезд на различных географических широтах | 28.09 | Формирование познавательной и информационной культуры | Находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них наиболее эффективный | Воспроизводить горизонтальную и экваториальную системы координат; иметь представление о подвижной карте звездного неба; объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд на различных географических широтах | Коммуникативные - умеют точно и грамотно выражать свои мысли. Регулятивные – определяют последовательность промежуточных действий с учетом конечного результата. Познавательные - осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач. | ||
Годичное движение Солнца. Эклиптика | 5.10 | Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с книгами и техническими средствами информационных технологий | Анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения | Воспроизводить определения терминов и понятий: высота и кульминация Солнца, эклиптика; объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения Солнца на различных географических широтах | Коммуникативные - развивают умение точно и грамотно выражать свои мысли. Регулятивные - корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечают способы их устранения. Познавательные - ориентируются на разнообразие способов решения задач. | ||
Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны | 12.10 | Формирование познавательной и информационной культуры | Анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения | Объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца; воспроизводить понятия синодический и сидерический месяц, уметь рисовать схему лунного и солнечного затмений | Коммуникативные - умеют точно и грамотно выражать свои мысли. Регулятивные – определяют последовательность промежуточных действий с учетом конечного результата. Познавательные - осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач. | ||
Время и календарь Контрольная работа № 1 по теме «Практические основы астрономии» | 19.10 | Формирование познавательной и информационной культуры | Готовить сообщения и презентации с использованием материалов, полученных из Интернета и других источников | Воспроизводить определения терминов и понятий: местное, поясное, летнее и зимнее время; объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного стиля; определять время по расположению светил на небе; уметь применять полученные знания на практике | Коммуникативные: Формирование навыков работы по алгоритму. адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. Формирование навыков самостоятельной работы с текстом учебника по заданному алгоритму. Регулятивные: обнаруживать и формулировать учебную проблему Познавательные: сопоставлять характеристики . | ||
Строение солнечной системы – 7 часов | |||||||
Развитие представлений о строении мира | 26.10 | Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с книгами и техническими средствами информационных технологий | Классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, формулировать выводы и заключения | Воспроизводить исторические сведения о становлении и развитии гелиоцентрической системы мира; знать о трудах Птолемея, Коперника, Галилея, Кеплера. | Коммуникативные - развивают умение точно и грамотно выражать свои мысли. Регулятивные - корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечают способы их устранения. Познавательные - ориентируются на разнообразие способов решения задач. | ||
Конфигурации планет. Синодический период | 9.11 | Формирование познавательной и информационной культуры | На практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, мысленного эксперимента, прогнозирования | Воспроизводить определения терминов и понятий: конфигурация планет, синодический и сидерический периоды обращения планет | Коммуникативные - умеют точно и грамотно выражать свои мысли. Регулятивные – определяют последовательность промежуточных действий с учетом конечного результата. Познавательные - осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач. | ||
Законы движения планет Солнечной системы | 16.11 | Формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации | На практике пользоваться основными логическими приемами, методами мысленного эксперимента | Воспроизводить определения терминов и понятий: астрономическая единица, большая полуось, перигелий, афелий; формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе третьего (уточненного) закона Кеплера; решать задачи на законы Кеплера | Коммуникативные - развивают умение точно и грамотно выражать свои мысли. Регулятивные - корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечают способы их устранения. Познавательные - ориентируются на разнообразие способов решения задач. | ||
Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе | 23.11 | Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с книгами и техническими средствами информационных технологий | Выполнять познавательные и практические задания извлекать информацию из различных источников и критически ее оценивать | Воспроизводить определения терминов и понятий: горизонтальный параллакс, угловые размеры объекта; вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры по угловым размерам и расстоянию; | Коммуникативные - умеют точно и грамотно выражать свои мысли. Регулятивные – определяют последовательность промежуточных действий с учетом конечного результата. Познавательные - осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач. | ||
Практическая работа с планом Солнечной системы | 30.11 | Организация целенаправленной познавательной деятельности в ходе практической работы | Формулировать проблему исследования и извлекать информацию | Воспроизводить определения терминов и понятий. | Коммуникативные - умеют точно и грамотно выражать свои мысли. Регулятивные – определяют последовательность промежуточных действий с учетом конечного результата. Познавательные - осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач. | ||
Открытие и применение закона всемирного тяготения | 7.12 | Формирование познавательной и информационной культуры; Формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации | Выполнять познавательные и практические задания классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, аргументировать свою позицию, формулировать выводы и заключения; | Описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом; объяснять причины возникнове-ния приливов на Земле и возму-щений в движении тел Солнеч-ной системы; характеризовать особенности движения и маневров космических аппаратов для исследования тел Солнечной системы. | Коммуникативные: построение речевых характеристик физических процессов. Уметь анализировать условие задачи, выполнять практические задания. | ||
Движение искусственных спутников и космических аппаратов (КА) в Солнечной системе Контрольная работа № 2 по теме «Строение Солнечной системы» | 14.12 | Формирование самостоятельности в приобретении знаний, познавательной активности | Структурировать изучаемый материал, аргументировать свою позицию, формулировать выводы и заключения, применять полученные знания на практике | Применять приобретенные знания и умения при изучении астрономии для решения практических задач, встречающихся как в учебной практике, так и в повседневной человеческой жизни | Коммуникативные: Формирование навыков работы по алгоритму. адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. Формирование навыков самостоятельной работы с текстом учебника по заданному алгоритму Регулятивные: обнаруживать и формулировать учебную проблему Познавательные: сопоставлять характеристики. | ||
Природа тел солнечной системы (8 часов) | |||||||
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение | 21.12 | Формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственного отношения к учению | Выполнять познавательные и практические задания | Формулировать и обосновывать основные положения современной гипотезы о формировании всех тел Солнечной системы из единого газопылевого облака; теории зарождения Солнечной системы; определять понятия: Солнечная система, планета; объяснять механизм парнико-вого эффекта и его значение для формирования и сохранения уникальной природы Земли | Коммуникативные: Формирование навыков работы по алгоритму. адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. Формирование навыков самостоятельной работы с текстом учебника по заданному алгоритму Регулятивные: обнаруживать и формулировать учебную проблему Познавательные: сопоставлять характеристики . | ||
Земля и Луна — двойная планета | 28.12 | Формирование познавательной и информационной культуры; формирование положительного отношения к российской астрономической науке | Находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них наиболее эффективный, классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, аргументировать свою позицию, формулировать выводы и заключения | Определять и различать понятия: планета, ее спутники; описывать природу Луны и объяснять причины ее отличия от Земли | Коммуникативные: Регулятивные: обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; | ||
Две группы планет | 18.01 | Формирование познавательной и информационной культуры; | Выполнять познавательные и практические задания | Применять полученные знания при решении практических задач | Коммуникативные: Формирование навыков работы по алгоритму. адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. Формирование навыков самостоятельной работы с текстом учебника по заданному алгоритму Регулятивные: обнаруживать и формулировать учебную проблему Познавательные: сопоставлять характеристики. | ||
Природа планет земной группы | 25.01 | Формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственного отношения к учению | Выполнять познавательные и практические задания | Формулировать и обосновывать основные положения современной гипотезы о формировании всех тел Солнечной системы из единого газопылевого облака; теории зарождения Солнечной системы; определять понятия: Солнечная система, планета; объяснять механизм парнико-вого эффекта и его значение для формирования и сохранения уникальной природы Земли | Коммуникативные: Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции Регулятивные: Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно Познавательные: Извлекают необходи-мую информацию из прослушанных текстов различных жанров, выбирают смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними | ||
Урок-дискуссия «Парниковый эффект: польза или вред?» | 1.02 | Формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственного отношения к учению | Выполнять познавательные и практические задания | Определять понятия: планеты земной группы; проводить сравнение Меркурия, Венеры и Марса с Землей по рельефу поверхности и составу атмосфер, указывать следы эволюционных изменений природы этих планет | Коммуникативные:вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем , формирование навыков самостоятельной работы по алгоритму; создание зрительных образов структуры Солнечной системы Регулятивные: обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; | ||
Планеты гиганты, их спутники и кольца. Практическая работа «Две группы планет Солнечной системы». | 8.02 | Формирование познавательной и информационной культуры; формирование положительного отношения к российской астрономической науке | Классифицировать объек-ты исследования, струк-турировать изучаемый материал, аргументировать свою позицию, формулировать выводы и заключения, умение работать с информацией | Описывать характерные особенности природы планет-гигантов, их спутников и колец | Коммуникативные: построение речевых характеристик физических процессов. Отчеты (рефераты, презентации, эссе) | ||
Малые тела Солнечной системы (астероиды, карликовые планеты и кометы) | 15.02 | Формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственного отношения к учению | Выполнять познавательные и практические задания, умение работать с информацией, формулировать выводы, делать заключения | Определять и различать понятия: малые тела, астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды, метеориты; -характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять причины их значительных различий | Коммуникативные: Формирование навыков работы по алгоритму. адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. Формирование навыков самостоятельной работы с текстом учебника по заданному алгоритму Регулятивные: обнаруживать и формулировать учебную проблему Познавательные: сопоставлять характеристики. | ||
Метеоры, болиды, метеориты Контрольная работа № 3 по теме «Природа тел Солнечной системы». | 22.02 | Формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственного отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию, а также осознанному построению индивидуальной образовательной деятельности на основе устойчивых познавательных интересов. | На практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, мысленного эксперимента, уметь работать с информацией | Определять и различать понятия: метеоры, болиды, метеориты; описывать явления метеора и болида, объяснять процессы, которые происходят при движении тел, влетающих в атмосферу планеты с космической скоростью; описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов; объяснять сущность астероидно-кометной опасности, возможности и способы ее предотвращения. | Коммуникативные: построение речевых характеристик физических процессов. Уметь анализировать условие задачи, выполнять практические задания. | ||
Солнце и звезды (6 часов) | |||||||
Солнце: его состав и внутреннее строение | 1.03 | Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с книгами и техническими средствами информационных технологий | Выполнять познавательные и практические задания, уметь работать с различными источниками информации, справочниками | Определять и различать понятия: звезда, модель звезды, светимость; характеризовать физическое состояние вещества Солнца и звезд и источники их энергии; описывать внутреннее строение Солнца и способы передачи энергии из центра к поверхности; объяснять механизм возникно-вения на Солнце грануляции и пятен; описывать наблюдаемые прояв-ления солнечной активности и их влияние на Землю | Коммуникативные - развивают умение точно и грамотно выражать свои мысли. Регулятивные - корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечают способы их устранения. Познавательные - ориентируются на разнообразие способов решения задач. | ||
Солнечная активность и ее влияние на Землю | 8.03 | 15.03 | Формирование познавательной и информационной культуры; формирование положительного отношения к российской астрономической науке | Выполнять познавательные и практические задания | Определять и различать понятия: факелы, протуберанцы, вспышки, солнечная активность, период солнечной активности, описываемые и наблюдаемые проявления солнечной активности | Коммуникативные: Проявляют готов-ность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции Регулятивные: Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно Познавательные: Извлекают необходи-мую информацию из прослушанных текстов различных жанров, выбирают смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними | |
Физическая природа звезд | 22.03 | Формирование познавательной и информационной культуры. формирование положительного отношения к российской астрономической науке | Классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, аргументировать свою позицию, формулировать выводы и заключения; | Определять и различать понятия: звезда, светимость, парсек, световой год; вычислять расстояние до звезд по годичному параллаксу; называть основные отличительные особенности звезд различных последовательностей на диаграмме «спектр–светимость»; | Коммуникативные:вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем , формирование навыков самостоятельной работы по алгоритму; создание зрительных образов структуры Солнечной системы | ||
Переменные и нестационарные звезды | 5.04 | Формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации | Выполнять познавательные и практические задания, умение работать с информацией, справочниками, таблицами | Объяснять причины изменения светимости переменных звезд; описывать механизм вспышек Новых и Сверхновых; оценивать время существования звезд в зависимости от их массы; описывать этапы формирования и эволюции звезды; характеризовать физические особенности объектов, возникающих на конечной стадии эволюции звезд: белых карликов, нейтронных звезд и черных дыр | Коммуникативные: построение речевых характеристик физических процессов. Отчеты (рефераты, презентации, эссе) | ||
Эволюция звезд Проверочная работа «Солнце и Солнечная система» (кратковременная проверочная работа) | 12.04 | Формирование умения находить адекватные способы поведения, взаимодействия и сотрудничества в процессе учебной и внеучебной деятельности, проявлять уважительное отношение к мнению оппонента в ходе обсуждения спорных проблем науки. | Характеризовать физические особенности объектов, возникающих на конечной стадии эволюции звезд: белых карликов, нейтронных звезд и черных дыр | Основные параметры состояния звездного вещества: плотность, температура, химический состав, физическое состояние, их взаимную обусловленность. | Коммуникативные: Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции Регулятивные: Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно Познавательные: Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров, выбирают смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними | ||
Контрольная работа № 4 по теме «Солнце и звезды». | 19.04 | Формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации. | Систематизировать знания о методах исследования и современном состоянии проблемы существования жизни во Вселенной. | Объяснять механизм возникновения на Солнце грануляции и пятен; описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю; | Коммуникативные - умеют точно и грамотно выражать свои мысли. Регулятивные – определяют последовательность промежуточных действий с учетом конечного результата. Познавательные - осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач. | ||
Строение и эволюция Вселенной (5 часов) | |||||||
Наша Галактика | 26.04 | Формирование познавательной и информационной культуры, формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации | Выполнять познавательные и практические задания, формировать устную речь | Характеризовать основные параметры Галактики: размеры, состав, структура и кинематика; определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе зависимости «период - светимость»; распознавать типы галактик: спиральные, эллиптические, неправильные. | Коммуникативные: Проявляют готов-ность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции Регулятивные: Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно Познавательные: Извлекают необходи-мую информацию из прослушанных текстов различных жанров, выбирают смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними | ||
Промежуточная аттестация. Контрольная работа | 3.05 | Формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации | Выполнять познавательные и практические задания, формировать устную и письменную речь | Характеризовать основные параметры Галактики: размеры, состав, структура и кинематика. | Коммуникативные - умеют точно и грамотно выражать свои мысли. Регулятивные – определяют последовательность промежуточных действий с учетом конечного результата. Познавательные - осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач. | ||
Другие звездные системы —галактики | 10.05 | Проявлять уважительное отношение к мнению оппонента в ходе обсуждения спорных проблем науки. | Находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу. | Определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе зависимости «период - светимость»; распознавать типы галактик: спиральные, эллиптические, неправильные. | Коммуникативные:вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем , формирование навыков самостоятельной работы по алгоритму; создание зрительных образов структуры Солнечной системы | ||
Космология начала XX в | 17.05 | Формирование умения находить адекватные способы поведения, взаимодействия и сотрудничества в процессе учебной и внеучебной деятельности, проявлять уважительное отношение к мнению оппонента в ходе обсуждения спорных проблем науки. | Находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них наиболее эффективный. | Объяснять смысл понятий: космология, Вселенная, модель Вселенной, Большой взрыв, реликтовое излучение; сравнивать выводы А. Эйнштейна и А. А. Фридмана относительно модели Вселенной; обосновывать справедливость модели Фридмана результатами наблюдений «красного смещения» в спектрах галактик; формулировать закон Хаббла; определять расстояние до галактик на основе закона Хаббла; по светимости сверхновых. | Коммуникативные: Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции Регулятивные: Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно Познавательные: Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров, выбирают смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними | ||
Основы современной космологии | 24.05 | Формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации. | Извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации и интернет-ресурсы) и критически ее оценивать; аргументировать свою позицию | Оценивать возраст Вселенной на основе постоянной Хаббла; интерпретировать обнаружение реликтового излучения как свидетельство в пользу гипотезы Горячей Вселенной; классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее расширения - Большого взрыва; интерпретировать современные данные об ускорении расшире-ния Вселенной как результата действия антитяготения «темной энергии» - вида материи, приро-да которой еще неизвестна; систематизировать знания о ме-тодах исследования и современ-ном состоянии проблемы суще-ствования жизни во Вселенной | Коммуникативные: Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции Регулятивные: Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно Познавательные: Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров, выбирают смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними | ||
Жизнь и разум во вселенной (2 часа) | |||||||
Урок-конференция «Одиноки ли мы во Вселенной?» | 31.05 | Формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственного отношения к учению | Выполнять познавательные и практические задания. Формирование устной речи, коммуникативных навыков | Применять приобретенные знания и умения при изучении астрономии для решения практических задач, встречающихся как в учебной практике, так и в повседневной человеческой жизни | Коммуникативные: Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции Регулятивные: Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно Познавательные: Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров, выбирают смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними | ||
Урок-конференция «Одиноки ли мы во Вселенной?» | 31.05 |
Примечания.
Календарно-тематическое планирование в 10 классе рассчитано на 35 часов – 1 час в неделю, 35 учебных недель. У меня получилось 34 урока, так как 8.03 – праздничный день. В связи с этим я объединила уроки 34 и 35.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по астрономии 10 класс
Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с нормативно-правовыми документами:Областной базисный учебный план (Приказ ГУОиН №01-453 от 20.05.2003 г.).Федеральный компонент го...
Рабочая программа по астрономии 11 класс
Рабочая программа по астрономии 11 класс. По учебнику Е. П. Левитан....
Рабочая программа по астрономии 11 класс
Данная рабочая программа составлена на основе программы «Физика и астрономия» для общеобразовательных учреждений 7 – 11 классов, рекомендованной «Департаментом образовательных программ и стандартов об...
Рабочая программа по астрономии 10 класс
Данная рабочая программа составлена на основе программы "Физика и астрономия " для общеобразовательных учреждений...
Рабочая программа по астрономии 10 класс
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и основываясь на рабочую программу к УМК Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. С...
Рабочая программа по астрономии 11 класс , УМК Воронцов-Вельяминов Б.А.
Программа разработана на основе программы для общеобразовательных учреждений: Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: учебно-методическое пособие / Е. К. Страут. — М. : Дрофа, 2018./...
Рабочая программа по астрономии 11 класс
Настоящий календарно-тематический план по астрономии разработан применительно к учебной программе по астрономии для общеобразовательных учреждений «Астрономия 11 класс». Календарно-т...
- Мне нравится (1)