Рабочая программа по астрономии для 10, 11 классов по учебнику Б.А. Воронцова- Вельяминова
рабочая программа по астрономии (10, 11 класс) на тему
Данные рабочие программы составлены при изучении астрономии в 10 и 11 классах по 0,5 часа в год по учебнику Воронцова- Вельяминова и Е.К. Страута изд. "Дрофа"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_astronomii.docx | 34.09 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Зыковская средняя общеобразовательная школа»
«РАССМОТРЕНО» на заседании МО протокол №__ от 30.08. 2018г. | «СОГЛАСОВАНО» Зам. директора по УВР ______ /А.С. Чевтайкина./ 31.08.2018г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор школы ______/ Е.В. Агапова/ Приказ № 34/02 от 31.08.2018г. |
Рабочая программа
по астрономии для 10, 11 классов
на 2018-2019 учебный год
Составитель программы: учитель Боронахина И.И.. |
2018г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основании
- закона об образовании в Российской Федерации от 29.12 2012 г. ФЗ №273«Об образовании в РФ»
- федерального государственного стандарта основного общего образования «Утвержден приказом министерства образования и науки РФ №1897 от 12.12.2010 г
- Примерная программа учебного предмета АСТРОНОМИЯ 11 кл. (авторы программы Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е.К. Страут, М.: Дрофа, 2013г.), рекомендованная письмом департамента государственной политики в образовании МО и Н РФ от 07.07.2005г. №03-1263;
Цели учебного предмета:
● осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и формировании современной естественнонаучной картины мира;
● приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строения и эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;
● овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;
● развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
● использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни;
● формирование научного мировоззрения;
● формирование навыков использования естественнонаучных и особенно физико-математических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.
Формы организации учебной деятельности.
- классно-урочная (изучение нового, практикум, контроль, дополнительная работа, уроки-зачеты, уроки — защиты творческих заданий);
- индивидуальная и индивидуализированная. Позволяют регулировать темп продвижения в обучении каждого школьника сообразно его способностям;
- групповая работа. Возможна работа групп учащихся по индивидуальным заданиям. Предварительно учитель формирует блоки объектов или общий блок, на основании демонстрации которого происходит обсуждение в группах общей проблемы, либо при наличии компьютерного класса, обсуждение мини-задач, которые являются составной частью общей учебной задачи;
- внеклассная работа, исследовательская работа;
- самостоятельная работа учащихся по изучению нового материала, отработке учебных навыков и навыков практического применения приобретенных знаний, выполнение индивидуальных заданий творческого характера.
Требования к уровню подготовки
Обучающиесядолжны:
1. Знать, понимать
- смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;
- смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина;
- смысл физического закона Хаббла;
- основные этапы освоения космического пространства;
- гипотезы происхождения Солнечной системы;
- основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;
- размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики;
Уметь
- приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;
- описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы "цвет-светимость", физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;
- характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;
- находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;
- использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии, отделение ее от лженаук; оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
Содержание учебного предмета
Введение 2ч
Астрономия, ее связь с другими науками. Структура масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая астрономия.
Демонстрации.
1. портреты выдающихся астрономов;
2. изображения объектов исследования в астрономии.
Практические основы астрономии 8 ч
Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.
Демонстрации.
1.географический глобус Земли;
2.Глобус звездного неба;
3.звездные карты;
4.звездные каталоги и карты;
5.карта часовых поясов;
6.модель небесной сферы;
7.разные виды часов (их изображения);
8.теллурий.
Строение Солнечной системы (7 ч)
Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.
Демонстрации.
1.динамическая модель Солнечной системы;
2.изображения видимого движения планет, планетных конфигураций;
3.портреты Птолемея, Коперника, Кеплера, Ньютона;
4.схема Солнечной системы;
4.фотоизображения Солнца и Луны во время затмений.
Тематическое планирование
№п/п | Название главы | Кол-во часов | Из них к/р |
1. | Введение | 2 | |
2. | Практические основы астрономии | 8 | 1 |
3. | Строение Солнечной системы | 7 | 1 |
ИТОГО: | 17 | 2 |
Календарно-тематическое планирование
№ | тема | Сроки по плану | Сроки по факту | примечание |
Г.1 Введение 2 ч | ||||
1 | Предмет астрономии. | |||
2 | Наблюдения – основа астрономии | |||
Г.2 Практические основы астрономии 8 ч | ||||
3 | Звезды и созвездия. | |||
4 | Небесные координаты. Звездные карты | |||
5 | Видимое движение звезд на различных географических широтах | |||
6 | Годичное движение Солнца.по небу. Эклиптика | |||
7 | Движение и фазы Луны. | |||
8 | Затмения Солнца и Луны. | |||
9 | Время и календарь | |||
10 | Контрольная работа №1 «Практические основы астрономии» | |||
Глава 3. Строение солнечной системы 7 ч | ||||
11 | Развитие представлений о строении мира | |||
12 | Конфигурации планет. Синодический период | |||
13 | Законы движения планет Солнечной системы | |||
14 | Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе | |||
15 | Движение небесных тел под действием сил тяготения. Движение искусственных спутников и космических аппаратов к планетам | |||
16 | Контрольная работа №2 «Строение Солнечной системы» | |||
17 | Урок обобщения и систематизации знаний |
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основании
- закона об образовании в Российской Федерации от 29.12 2012 г. ФЗ №273«Об образовании в РФ»
- федерального государственного стандарта основного общего образования «Утвержден приказом министерства образования и науки РФ №1897 от 12.12.2010 г
- Примерная программа учебного предмета АСТРОНОМИЯ 11 кл. (авторы программы Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е.К. Страут, М.: Дрофа, 2013г.), рекомендованная письмом департамента государственной политики в образовании МО и Н РФ от 07.07.2005г. №03-1263;
Цели учебного предмета:
● осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и формировании современной естественнонаучной картины мира;
● приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строения и эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;
● овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;
● развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
● использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни;
● формирование научного мировоззрения;
● формирование навыков использования естественнонаучных и особенно физико-математических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.
Формы организации учебной деятельности.
- классно-урочная (изучение нового, практикум, контроль, дополнительная работа, уроки-зачеты, уроки — защиты творческих заданий);
- индивидуальная и индивидуализированная. Позволяют регулировать темп продвижения в обучении каждого школьника сообразно его способностям;
- групповая работа. Возможна работа групп учащихся по индивидуальным заданиям. Предварительно учитель формирует блоки объектов или общий блок, на основании демонстрации которого происходит обсуждение в группах общей проблемы, либо при наличии компьютерного класса, обсуждение мини-задач, которые являются составной частью общей учебной задачи;
- внеклассная работа, исследовательская работа;
- самостоятельная работа учащихся по изучению нового материала, отработке учебных навыков и навыков практического применения приобретенных знаний, выполнение индивидуальных заданий творческого характера.
Требования к уровню подготовки
Обучающиесядолжны:
1. Знать, понимать
- смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;
- смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина;
- смысл физического закона Хаббла;
- основные этапы освоения космического пространства;
- гипотезы происхождения Солнечной системы;
- основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;
- размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики;
Уметь
- приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;
- описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы "цвет-светимость", физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;
- характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;
- находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;
- использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии, отделение ее от лженаук; оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
Содержание учебного предмета
1 Природа тел Солнечной системы 6ч
Происхождение Солнечной системы. Система Земля - Луна. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Спутники и кольца планет. Малые тела Солнечной системы. Астероидная опасность.
Демонстрации.
глобус Луны;
динамическая модель Солнечной системы;
изображения межпланетных космических аппаратов;
изображения объектов Солнечной системы;
космические снимки малих тел Солнечной системы;
космические снимки планет Солнечной системы;
таблицы физических и орбитальных характеристик планет Солнечной системы;
фотография поверхности Луны.
Солнце и звёзды 5ч
. Строение Солнца, солнечной атмосферы. Проявления солнечной активности: пятна, вспышки, протуберанцы. Периодичность солнечной активности. Роль магнитных полей на Солнце. Солнечно-земные связи. Энергия и температура Солнца. Состав и строение солнца. Атмосфера Солнца. Солнечная активность. Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимная связь. Разнообразие звездных характеристик и их закономерности. Определение расстояния до звезд, параллакс. Двойные и кратные звезды. Внесолнечные планеты. Проблема существования жизни во Вселенной. Внутреннее строение и источники энергии звезд. Происхождение химических элементов. Переменные и вспыхивающие звезды. Коричневые карлики. Эволюция звезд, ее этапы и конечные стадии.
Демонстрации.
диаграмма Герцшпрунга – Рассела;
схема внутреннего строения звезд;
схема внутреннего строения Солнца;
схема эволюционных стадий развития звезд на диаграмме Герцшпрунга – Рассела;
фотографии активных образований на Солнце, атмосферы и короны Солнца;
фотоизображения взрывов новых и сверхновых звезд;
фотоизображения Солнца и известных звезд.
Строение и эволюция Вселенной 6ч
Состав и структура Галактики. Звездные скопления. Межзвездный газ и пыль. Вращение Галактики. Темная материя. Открытие других галактик. Многообразие галактик и их основные характеристики. Сверхмассивные черные дыры и активность галактик. Представление о космологии. Красное смещение. Закон Хаббла. Эволюция Вселенной. Большой Взрыв. Реликтовое излучение. Темная энергия Жизнь и разум во Вселенной.
Демонстрации.
изображения радиотелескопов и космических аппаратов, использованных для поиска жизни во Вселенной;
схема строения Галактики;
схемы моделей Вселенной;
таблица - схема основных этапов развития Вселенной;
фотографии звездных скоплений и туманностей;
фотографии Млечного Пути;
фотографии разных типов галактик.
Тематическое планирование
№№ п/п | Название главы | Кол-во часов | Кол- во к/р |
1 | Природа тел Солнечной системы | 6 | 1 |
2 | Солнце и звезды | 5 | 1 |
3 | Строение и эволюция Вселенной | 6 | 1 |
ИТОГО: | 17 | 3 |
Календарно- тематическое планирование
№ п/п | Тема | Сроки по плану | Сроки по плану | примечание |
Природа тел Солнечной системы 6 ч | ||||
Общие характеристики планет. Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение | ||||
Система Земля -Луна | ||||
Планеты земной группы | ||||
Далёкие планеты | ||||
Малые тела Солнечной ситемы | ||||
Контрольная работа № 1 по теме «Природа тел Солнечной системы» | ||||
Солнце и звезды 5 ч | ||||
Солнце- ближайшая звезда | ||||
Годичный параллакс и расстояние до звёзд. Видимая и абсолютная звёздные величины | ||||
Спектры, цвет и температура звезд. Диаграмма спектр- светимость | ||||
Массы и размеры звёзд. Переменные и нестационарные звёзды | ||||
Контрольная работа № 2 по теме «Солнце и звезды» | ||||
Строение и эволюция Вселенной 6ч | ||||
Млечный путь и Галактика. Звёздные скопления и ассоциации | ||||
Межзвёздная среда: газ и пыль. Движение звёзд в Галактике. Её вращение. | ||||
Другие звёздные системы- галактики | ||||
Основы современной космологии. Жизнь и разум во Вселенной | ||||
Итоговая контрольная работа | ||||
Урок обобщения пройденного материала |
Учебно-методическое обеспечение программы
- Воронцов-Вельяминов Б. А., Страут Е. К. «Астрономия. Базовый уровень.11 класс», М. Дрофа, 2013
- Е.К.Страут Методическое пособие к учебнику «Астрономия. Базовый уровень.11 класс» авторов Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута, М. Дрофа, 2013
Методическое обеспечение программы
- 1. «Астрономия 11 класс: поурочные планы по учебнику Е. П. Левитан, 2005г», В. Т. Оськина, 2006г.
- 2. «Что и как наблюдать на звездном небе?», Э. С. Зигель, 1979г.
3. «Астрономия в 11 классе. Методика проведения практических работ», Б. А. Воронцов-Вельяминов, 1984г.
4. «Сборник вопросов и задач по астрономии», под ред. Б. А. Воронцов-Вельяминов, 1982г.
5. Физика. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября», статьи по астрономии.
Для учащихся:
1. Учебник «Астрономия 11 класс Е. П. Левитан, 2005г»
2. Дидактические материалы по астрономии. Е. П. Левитан, 2002г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по литературе в 6 классе (авторы учебника М.Г. Ахметзянова, Т.В.Воронцова, Т.О.Скиргайло) для школ с родным -татарским языком обучения.
программа рассчитана для школ с родным татарским языком обучения,...
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Рабочая программа по астрономии для 11 классов
Рабочая программа по астрономии для 11 классов составлена на основе программы Страут, Е.К. Астрономия. Базовый уровень. 11 класс.Программа рассчитана на 35 часов....
рабочая программа по астрономии в 11 классе
Рабочая программа по астрономии рассчитана на 34 часа...
Рабочая программа по астрономии 10-11 класс
Авторская рабочая программа к учебнику В. М. Чаругина "Астрономия 10-11"...
Рабочая программа по астрономии 10-11 класс
Рабочая программа по астрономии 10-11 класс. УМК Б. А. Воронцов-Вельяминов, Е. К. Страут....
Рабочая программа по астрономии 10-11 класс.
Программа составлена в соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, на основе авторской ...