рабочая программа по литературе в 6 классе (авторы учебника М.Г. Ахметзянова, Т.В.Воронцова, Т.О.Скиргайло) для школ с родным -татарским языком обучения.
рабочая программа по литературе (6 класс) на тему

программа рассчитана  для школ с родным татарским языком обучения,

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_kl_lit_2010.docx59.09 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по литературе в 6 классе

Пояснительная записка

           Программа составлена на основе проекта федерального компонента Государственного стандарта для школ с родным (нерусским) языком обучения, программой для 5-11 классов татарской средней общеобразовательной школы под редакцией М.Г. Ахметзянова издательства «Магариф» за 2009 год.

          При составлении ориентировались на примерное тематическое планирование в 5-11 классах, подготовленное Камаловой Л.А., и примерное тематическое планирование с учетом национально-регионального компонента для 5-7 классов под ред. Ахбаровой Г.Х. и Скиргайло Т.О.

          Программа построена с учетом возрастных особенностей учащихся 6 класса, и интеллектуальных способностей  и степенью владения русским языком как государственным. Она рассчитана на расширение кругозора учащихся, формирование прочной нравственной позиции, становление их духовного мира.

                                                     Цели и задачи изучения:

            Учитывая специфику литературы как предмета, направленного на формирование культуры личности, в программу включены произведения, знакомящие учащихся с историей страны, лучшими достижениями мировой цивилизации. Для изучения подобраны шедевры мировой классики, включая современных писателей, которые позволяют расширить представление учащихся о духовно-нравственной сущности человека, раскрыть красоту всего спектра человеческих чувств, побудить к самовоспитанию. Программа призвана способствовать воспитанию  чувства патриотизма, любви к людям, стремлению беречь окружающий мир.

                                                   Планируемые умения и навыки учащихся

            В процессе изучения программного материала предполагается обучение учащихся навыкам скорочтения и выразительного чтения, умению интерпретировать произведения, определять тему, идею, находить эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения, иными словами, постигать основы стихосложения. На каждом уроке планируется формировать навыки развития устной и письменной речи учащихся, подробного и сжатого пересказа, монологического высказывания на заданную тему. Планируется обучение составлению простого и сложного плана, кластеров и синквейнов, а также конспектированию..

    Изучение литературы на базовом уровне среднего ( полного ) общего образования направлено на достижение следующих целей:

- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

- развитие представлении о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

- освоение текстов художественных произведении в единстве содержания и формы, основных историко-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Изучение литературы в образовательных учреждениях с родным ( нерусским ) языком обучения реализует общие цели и способствует решению задач:

- обогащение духовно-нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся при параллельном изучении родной и русской литературы;

-  формирование умения соотносить нравственные идеалы произведении русской и родной литературы, выявлять их сходство и национально-обусловленное своеобразие художественных решений;

- совершенствование речевой деятельности учащихся на русском языке: умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком, его изобразительно-выразительными средствами;

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  1. воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
  2. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
  3. освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
  4. овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе – внимание к книге.

Чтение произведение зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 5 класс.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Программа первого концентра рассчитана на 2 часа в неделю.

Введение

Значение художественной литературы в жизни человека. Работа ученика с художественным текстом на страницах учебника.

                    Мифы древних славян. Миф о Солнце. Вечная борьба между светлыми и темными силами за власть над миром. Представления древних славян о явлениях природы (обожествление и очеловечивание природы).

                     Устное народное творчество. Былины.  Былина « Вольга и Микула Селянинович»

Содержание

Часы

1

Мифы древних славян

2

Устное народное творчество. Былины

3

Древнерусская литература. Русская летопись

4

Русская литература 19 века

5

Русские поэты 19 века о родной природе

6

Русская литература 20 века

7

Стихотворения о войне

8

Зарубежная литература

9

Внеклассное чтение

 

На изучение курса отводится 70 часов из расчета 2 часа в неделю.

         Программа предполагает систематическое чтение текстов художественных произведений на уроках, их осмысление, пересказ, различные виды работ по развитию устной и письменной речи:

     - составление планов;

     - краткие и подробные пересказы текста;

     - изложение с элементами сочинения;

     - устные и письменные сочинения-характеристики героев;

     - анализ художественного богатства языка писателя на примере небольших отрывков из изучаемых произведений;

     - развитие художественной фантазии у детей;  

     - прогнозирование поведения героев в других жизненных ситуациях;

     - придумывание финала, опираясь на логику развития образа и событий.

       Курс литературы 6 класса включает в себя знакомство с наиболее значительными произведениями русской литературы, начиная с древнерусской и заканчивая современной литературой.

     Программа призвана обеспечить:

- приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы;

- развитие у учащихся способности эстетического восприятия и оценки художественной литературы и воплощенных в ней явлений жизни;

-  воспитание высокого эстетического вкуса и гражданской идейно-нравственной позиции у учащихся;

- формирование представлений учащихся о литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;

- воспитание речевой культуры учащихся.

     Задачи курса литературы 6 класса:

- развить у школьников устойчивый интерес к чтению, любовь к литературе;

- совершенствовать навыки выразительного чтения;

- сформировать первоначальные умения анализа с целью углубления восприятия и осознания идейно-художественной специфики изучаемых произведений;

- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры учащихся;

- расширить кругозор уч-ся через чтение произведений различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике.

Требования к знаниям,

умениям и навыкам учащихся по литературе за курс VI класса.

                            Учащиеся должны знать:

  1. Текст художественного произведения.
  2. Событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений.
  3. Особенности композиции изученного произведения.
  4. Основные признаки понятий: юмор, сатира, метафора, роды литературы.

                      Учащиеся должны уметь:

  1. Выделять в изучаемом произведении эпизоды, важные для характеристик действующих лиц.
  2. Определять в тексте идейно-художественную роль элементов сюжета.
  3. Определять в тексте идейно-художественную роль изобразительно-выразительных средств языка.
  4. Сопоставлять двух героев изучаемого произведения с целью выявления авторского отношения к ним.
  5. Различать эпические и лирические произведения.
  6. Пересказывать устно или письменно эпическое произведение или отрывок из него.
  7. Создавать устное и письменное сочинение-рассуждение по изучаемому произведению: развернутый ответ на вопрос и характеристику.
  8. Составлять план собственного устного или письменного высказывания.
  9. Составлять план эпического произведения или отрывка из эпического произведения.
  10. Давать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении.
  11. Пользоваться справочным аппаратом хрестоматии и прочитанных книг.    

Календарно-тематическое планирование

№п.п.

Тема урока

Календарные сроки

Оборудование

 Тип урока.

Методы обучения

Сопутствующее повторение

Развитие речи, творческая работа

Результаты обучения

Межпредметн.

связи. НРК

1

Значение художественной литературы в жизни человека

Учебник

Аналитическая беседа, викторина, работа с учебником

Единые требования  к оформлению рабочих тетрадей и книгам

Повторение изученного в 5классе, знакомство  с учебником литературы, дать представление о художественной литературе как особой форме познания действительности

Какие книги прочитали летом, какие фильмы были просмотрены?

2

Мифы древних славян. Миф о сотворение мира. Персонажи славянской мифологии.

Сб. мифов Н.Куна, Легенды и мифов Др. Греции, репродукции картин на мифологические темы

рассказ учителя, комментированное чтение, беседа по вопросам, игровая ситуация

Какие мифы знаете? Что такое мифы?

Миф от греческого «слово», «предание», «сказание»

Дать представление о мифе, его природе;. Познакомить с мифами Древней Греции

Есть ли похожий жанр на  мифы у татарского народа? (риваять)

3

Миф о солнце. Народный миф о солнце. Вечная борьба между светлыми и тёмными силами за власть над миром. Теория литературы. Праздники и обычаи, связанные с мифологическими представлениями о мире. Миф. Виды мифов.

Сб. мифов Н.Куна, Легенды и мифов Др. Греции, репродукции картин на мифологические темы

Рассказ учителя с элементами беседы, устное рисование.

Мифы древних славян. Миф о сотворение мира. Персонажи славянской мифологии.

Пересказ наиболее запомнившихся мифов

Расширить представление учеников о мифе и о его природе, показать всеобщность процессов развития знаний человека о мире и о себе.

Геракл и Алып батыр. Есть ли схожесть в героях рассказов народов?

4

Устное народное творчество(УНТ). Былины. Былина

«Вольга и Микула Селянинович»

Иллюстрации к былинам — репродукции картин разных художн-в. Поур.р.

рассказ учителя с элементами беседы.

Праздники и обычаи, связанные с мифологическими представлениями о мире. Миф. Виды мифов.

Слов.работа: былина, старина, постоянный эпитет. гипербола

Дать представление об отличии былины от сказки, сформировать у учеников представление о художественных особенностях былин, о былинных героях

5

Былина « Илья Муромец и Соловей- разбойник»

Мультфильм «Илья Муромец и Соловей Разбойник», картина «Три богатыря»

Рассказ учителя с элементами беседы. Анализ былины.

Какие былины об Илье Муромце прочитали? О каких подвигах богатыря узнали?

речитатив

Расширить представление об эпическом герое, отработка навыков работы с текстом.

Составление таблицы. Характеристика Ильи Муромца. Мини-тест.

6

Древнерусская литература. Русская летопись. Фрагменты из «Повести временных лет»: «Повести о взятии Олегом Царьграда». Сказание о смерти Олега о т коня». Теория  литературы. Жанр древнерусского сказания.

Репродукция картины Васнецова «Нестор — летописец»(на форзаце в конце учебника), энциклопедический словарь, эпиграфы к уроку в виде записи на летописи, Поур.р. 5 32-35

Рассказ учителя, о древнерусской литературе, чтение статьи учебника, аналитическая беседа.

Какие века охватывает древнерусская литература?

Печенеги, «мудрый».

Составление плана,

беседа по тексту сказания

Обзорное знакомство с жанром летописи, знакомство с историей — осознание себя звеном в цепи поколений

Надписи руна

7

Русская литература 19 века. И.А.Крылов. Басни «Лебедь, щука и рак»,  «Квартет», «Осёл и соловей», «Волк и ягнёнок». Обличение в баснях человеческих пороков, отражение в них народной мудрости.

Поур.р. 5 кл. с.59-68, портрет Крылова И.А., басни Крылова и иллюстрации к ним

Рассказ учителя, чтение басен, аналитическая беседа

Древнерусская литература. Русская летопись. «Сказание о смерти Олега о т коня».

Басня, аллегория, мораль, басенный стих, античность

Работа с эпиграфом к уроку

Познакомить учащихся с творчеством Крылова. Дать определение басни.

басни Г.Тукая, М.Гафури и басни И.А. Крылова

8

И.А. Крылов В/Ч « «Свинья под дубом», «Стрекоза и Муравей», «Мартышка и очки» и др.. Мораль этих басен.

Поур.р. 5 кл. с.59-68, портрет Крылова И.А., басни Крылова и иллюстрации к ним

чтение басни, аналитическая беседа.

Обличение в баснях человеческих пороков, отражение в них народной мудрости.

Знакомство с баснями разных авторов по одному сюжету

Познакомить учащихся с предшественниками и последователями Крылова в жанре басни

Басни Г.Тукая и М.Гафури

9

А.С.Пушкин. Поэт в изгнании. Лирика. «Узник», «Песнь о вещем Олеге». Вольнолюбивые стремления поэта.

Портрет Пушкина. Репродкции картин Кипренского и Репина

рассказ учителя, аналитическая беседа.

Что мы знаем о Пушкине? Какие стихотворения знаем наизусть?

Сообщение учащихся о лицейских годах поэта, работа с репродукциями, составление устного портрета П-а

Заинтересовать учеников рассказом о лицейских раскрыть сюжет художественного произведения

Пушкин и татарская литература

10

А.С. Пушкин.

«Метель». Герои и

события. Стихия, ворвавшаяся в судьбы людей.

Иллюстрации к рассказу (на форзаце учебника)

Работа по вопросам,аналитическая беседа.

Биография. Лицейские годы Пушкина.

Хронологическая перестановка

Рассмотреть композицию повести, её элементы

11

Композиция повести А.С. Пушкина

«Метель»

Иллюстрации к рассказу (на форзаце учебника)

Работа по вопросам, аналитическая беседа

Герои и

события. Стихия, ворвавшаяся в судьбы людей.

Прямая и обратная композиция, экспозиция, кульминация, развязка.

Работа по вопросам

Рассмотреть композицию повести, её элементы

12

Для обсуждения. «Барышня-крестьянка» Сюжет и герои повести. Теория литературы. Тема и идея произведения.

Поур. р. 7 кл. с. 318 - 319

Объяснение учителя, аналитическая беседа, комментированное чтение,

Композиция повести А.С. Пушкина

«Метель»

Реализм и романтизм в повести

Показать роль автора и рассказчика в повести,выявить особенности жанра и композиции

13

В/Ч А.С. Пушкин «Выстрел».

Выставка из книг Пушкина, иллюстрации к произведениям. «Литература в школе»

аналитическая беседа, индивидуа

льные выступле

ния учащихся

Что мы знаем о творчестве Пушкина?

Понять эпоху, в которой жили герои Пушкина

Пушкин и Тукай

14

М.Ю. Лермонтов. Биография поэта. «На севере диком...«Тучи», «Горные вершины» Единение человека и природы, чувство одиночества»

Портреты Лермонтова, альбом , репродукции картин Лермонтова, Поур.р. 6 кл. с. 103-113

рассказ учителя с элементами бесе

ды, выразительное чтение, анализ стихотворений

Какие произв-я Лерм-а вы помните? А знаете ли вы, что Л-в был и талантливым художником? Стихотворения наизусть.

Олицетворение. Доклады учащихся, чтение и анализ стихотворений

познакомить учащихся с личностью поэта, почувствовать  настроение стихотворений.

Лермонтов и татарская литература

15

М.Ю Лермонтов «Утёс», «Листок». Выражение чувства одиночества через олицетворение природы. Теория литературы. Антитеза. Олицетворение

Портреты Лермонтова, альбом , репродукции картин Лермонтова, Поур.р. 6 кл. с. 103-113. 357-358

объяснение теоретических

 понятий, обсуждение стихотворений устное рисование. Контроль знаний уч-ся

Биография поэта

Антитеза. Олицетворение.

Устное рисование

Тест по лирике Л-а Поур.р. 6кл.с.357-358

учиться вырази

тельному чтению стихотворений, устному рисованию, дать поня

тие об антитезе, олицетворении.

Лермонтов и татарская литература

16

Н.В.Гоголь. Биография писателя. «Ночь перед рождеством» . Работа над первой частью повести. Пейзаж рождественской ночи.

Портрет Гоголя. Репродукция картины Куинджи «Ночь на Днепре»,

Работа со статьёй учебника, рассказ учителя, выраз.чтение     , слов. работа.

Антитеза. Олицетворение.

Беседа по вопросам

 работа с репродукциями

Расширить знания учеников о Н.В.Гоголе, истории создания его произведений, знакомство с повестью « Ночь перед рождеством»

Гоголь и татарская литература

17

Картины народной жизни и родной природы в повести. Любовь кузнеца Вакулы.  Теория

литературы: юмор в повести.

Портрет Гоголя. Репродукция картины,Поур. р. 6, с. 117-122

выразительное чтение, составление плана,

активизация самостоятельной работы учащихся.

 Работа над первой частью повести

Теория литературы. Применение теории знаний в работе с текстом, просмотр и обсуждение фрагментов фильма

развитие речи учащихся, обратить внимание на выразительное детали повести, особенности стиля Гоголя; дать представление о юморе.

18

Приключения кузнеца Вакулы в поисках царских черевичек.

Видеофильм «Ночь перед Рождеством» или одноимённый мультфильм,поур.р 6, с.113-115,№6 2000 с.20, №6 2002 Л.

выразительное чтение, составление плана,

анализ эпизодов, беседа по вопросам.

Любовь кузнеца Вакулы.  

Юмор в повести

Учиться распознавать юмористи-

ческие приёмы, анализировать

поступки героев.

19

В/Ч Н.В. Гоголь 0«Майская ночь, или Утопленница»

13.10

Выставка из книг Гоголя

анализ эпизодов, беседа по вопросам.

Какие эпизоды вам запомнились?

Описание природы в повести, внешности Левко и Ганны

Дать представление о возникновении народного календаря, фантастика народных преданий.

20-21

И.С.Тургенев. Слово о писателе. Знакомство с рассказом « Бежин луг». Природа в рассказе « Бежин луг».

Портрет Тургенева.

Иллюстрации из больших синих книг, издание «Записок охотника»

рассказ учителя

Какие произведения Тургенева знаете?

Слово о Тургеневе

 Комментированное чтение отдельных эпизодов, нахождение эпитетов, сравнений, метафор, олицетвор-й

Дать представление о личности И.С. Тургенева, навыки анализа текста. Дать сравнительную характеристику мальчишек, выявить роль пейзажа в повествовании.

22

Герои. Мастерство портретных характеристик. Анализ рассказов детей. Теория литературы. Пейзаж в литературном произведении.

Портрет Тург-а. Иллюстрации из больших синих книг

рассказ учителя

И.С.Тургенев. Слово о писателе.

Былинки.

Характеристика героев, составление плана

 Подбор цитат к пунктам плана, работа со словом

Развивать навыки характеристики литературных героев, навыки работы со словом

«Татарские мальчики тоже пасли лошадей» беседа

23

РР: Характеристика героя рассказа Тургенева «Бежин луг»

Портрет Тург-а. Иллюстрации из больших синих книг, издание «Записок охотника»

Выразительное чтение, анализ текста

Читаем эпизоды о «светопреставлении2

Сравнительная характеристика рассказов Павлуши и Ильюши. Беседа по вопросам

Развивать умение анализировать текст: исследовать речевую характеристику героев, развивать навыки устной речи

24-25

Н.А.Некрасов. Детство

поэта. « Крестьянские дети». Крестьянские дети и природа.

Большая серая книга о Некрасове с иллюстрациями, Поур.р. 6 с.

рассказ учителя, выразительное чтение, анализ стихотворения, беседа по вопросам

Что вы знаете о творчестве Некрасова?

Элементы анализа стихотворения

Познакомить учащихся с важными вехами детства и юности Некрасова; обозначить главную тему его поэзии, показать место стихотворения « Крестьянские дети», показать своеобразие худож-х приёмов поэта в пейзажной зарисовке

 Некрасов и татарская литература

26

Русские поэты 19 века о родной при роде.

Ф.И Тютчев. «Весенняя гроза», «Есть в осени первоначальной …»  «Чародейкою зимою…

Портрет Тютчева. Выставка из книг, картина Левитана «Золотая осень». №1, 98. №1, 2003 Лит. в шк.

рассказ учителя, выразительное чтение стихотворений, беседа по вопросам, сопоставл-е стихотв-ий.

Какие стихотворения о природе знаете?

Пробудить интерес к поэзии- помочь вызвать зрительные образы при чтении стихотворений, понять настроения, чувства поэта.

«Природа моего села» беседа

27

И.С.Никитин. «Встреча зимы». Стихи А.Н.Майкова, А.А.Фета. Выразитель

ность и богатство  красок времён года. Теория литературы. Метафора.

Портрет Тютчева. Выставка из книг, картина Левитана «Золотая осень». №1, 98. №1, 2003 Лит. в шк., Поур.р. 6, с. 147-157

рассказ учителя, выразительное чтение стихотворений,

Что вы знаете о творчестве Тютчева?Какие стихотворения о природе знаете?

Элементы анализа стихотворения, метафора в стихах Никитина, Фета, Майкова

беседа по вопросам, сопоставл-е стихотв-ий.

Пробудить интерес к поэзии- помочь вызвать зрительные образы при чтении стихотворений, понять настроения, чувства поэта.

«Природа моего села» беседа

28

РР: Сочинение «Зима — моё любимое время года» или составление рассказа «мой любимый уголок природы зимой»

№2. 95 Л., Поур.р. 5 кл. с. 131-134, аудиокассета или диск с классической музыкой, картины природы

рассказ учителя, выразительное чтение стихотворений, беседа о зиме

Какие стихотворения о природе знаете?

беседа

Развивать навыки составления связного текста, прививать любовь к природе

«Зима моего края» беседа

29-30

Л.Н.Толстой в Ясной

 поляне.   «Петя Ростов».

Изображение партизан

ской войны. Петя Ростов в партизанском  отряде. Первый бой и гибель Пети.Теория литературы.  Портрет литературного героя.

№2, 95 Л, портрет  и альбом о писателе, фотографии из семейного альбома, Поур. р. 5, с. 129

анализ эпизодов, работа с терминами,

Что вы знаете о творчестве Л.Н.Толстого

Ист-я справка о партизанском движении, анализ эпизодов, работа с терминами, с текстом инсцен-ки, инсценировка отрывка

Знакомство с детством писателя, его идеалами, нашедшими отражение в романе-эпопее «Война и мир», чтение эпизодов из романа о Пете Ростове, на контрасте эпизодов показать отношение Толстого к войне

Толстой в Казани

31

А.П.Чехов. Биография писателя «Смерть чиновника» Комизм бытовых ситуации в рассказе. Теория литературы. Развитие понятия портрета литературного героя

Портрет, большая серая книга про Чехова,

№4, 98, №3, 94 Л., с.48, хрестоматия 8 кл.

рассказ учителя, беседа по вопро

сам, анализ рас

сказа.

Что вы знаете о творчестве А.П.Чехова?

Литературный герой

Дать представление о личности А.П. Чехова; попытаться раскрыть природу смешного в рассказе Чехова, показать особенности чеховского стиля

Драмы Чехова на сцене театра имени Г.Камала

32

В/ч А.П.Чехов.

«Толстый

и тонкий»

Портрет, большая серая книга про Чехова,

№4, 98, №3, 94 Л., с.48,

беседа по вопросам, анализ рассказа

А.П.Чехов. Биография писателя

Инсценировка рассказа, беседа, выразительное чтение по ролям, конкурс иллюстраций юмористических рассказов Чехова

Попытаться раскрыть природу смешного в рассказе, выяснить комические ситуации, юмор и сатиру в рассказах

«Лицемерие, двуличность  в характере человека» беседа

33

Русская литература 20 века. И.А. Бунин. Слово о писателе. Проза. « Лапти».

Портрет Бунина, лапти из музея, коричн. книга Бунина

рассказ учителя, аналитическая беседа

Что вам известно о Бунине?

Лапти — объяснение значения

Дать представление о творчестве писателя, показать доброту, гуманизм в рассказе, найти гуманистические мотивы

«Татарская деревня конца 19 века» беседа

34

Сюжет рассказа. Мрачная обстановка  хуторской избы. Работник Нефед, его доброта. Гуманизм рассказа.

Портрет Бунина, лапти из музея, коричн. книга Бунина

рассказ учителя, аналитическая беседа

Слово о писателе

Обучение составлению плана

Дать представление о творчестве писателя, показать доброту, гуманизм в рассказе, найти гуманистические мотивы

«Татарская деревня конца 19 века» беседа»

35

Для обсуждения.

«Танька» Русская деревня конца 19 века. Образ девочки, её трудное, безрадостное детство. Размышления  Павла Антоновича о будущем девочки. Теория литературы. Жанр рассказа

Портрет Бунина,  коричн. книга Бунина, выставка из книг

рассказ учителя, аналитическая беседа

Дать представление о творчестве писателя, показать доброту, гуманизм в рассказе, найти гуманистические мотивы

«Татарская деревня конца 19 века» беседа

36

Лирика. «Полевые цветы», «Родина», «Соловьи». Тонкий лиризм пейзажной лирики поэта, лаконизм поэтической.

мысли.

Портрет Бунина,  коричн. книга Бунина, выставка из книг стихотворений Бунина

рассказ учителя, выразительное чтение, анализ стихотворения, беседа по вопросам.

Что воспевает писатель Бунин в своих произведениях?

Аллитерация,палитра стихов Бунина, работ а над нахождением художественно — выразительных средств

Знакомство с поэтическим наследием поэта, обучение навыкам анализа поэтического произведения

Нобелевская премия Бунина

37

А.И.Куприн. Слово о писателе.

Для обсуждения:

«Чудесный доктор»

Картины нищеты в рассказе. Доброта и благородство души профессора Пирогова. Милосердие и помощь людям как главные цели врача.

Портрет, книги для выставки, Поур.р.6, с. 329 -333

рассказ учителя

Что вы знаете о творчестве Куприна? («Белый пудель»)

Художественные приёмы

Познакомить с жизнью и творчеством писателя, сформировать чувство доброты, понимания прекрасного у читателя

38

К.Д. Бальмонт. «Осень» «Золотая  рыбка». В.Я.Брюсов.

«Вечером в дороге».

Портреты поэтов, записи популярной классической музыки, репродукции картин Шишкина, Ге, Куинджи

выразительное чтение стихотворений, беседа по вопросам, сопоставлений стихотворений, устное рисование

Что воспевает писатель Бальмонт в своих произведениях? О чём пишет Брюсов?

Благовоние, спросонья, пасть, рылись Анализ стихов. Нахождение худ. - выраз. средств

Показать  разнообразие и выразительность образов родной природы в пейзажной  лирике  поэта, помочь понять настроения,

чувства поэта, определить способы создания образов.

39

А.А.Ахматова. Биография поэта. Лирика. «Музыка»-

стихотворение, посвящённое Д. Шостаковичу. Твор

чество в жизни поэта.

«Перед весной бывают дни такие..»

Б.Л.Пастернак. Биография писателя. «Июль», «Золотая осень» Поэтические картины родной природы»

Портреты поэтов, записи популярной классической музыки, репродукции картин Шишкина, Ге, Куинджи

выразительное чтение стихотворений, беседа по вопросам, сопоставлений стихотворений, устное рисование

Изображение, описание природы в стихотворениях поэтов

Анализ стихов. Нахождение худ. - выраз. средств

Показать разнообразие и выразительность образов родной природы в пейзажной лирике  русских поэтов, помочь понять настроения, чувства поэтов, определить способы создания образов

Псевдоним Ахматовой (фамилия бабки –татарки). Происхождение Ахматовой.

Пребывание Б.Пастернака в Чистополе в годы В.О. войны.

40

Л.Н.Андреев. Биография писателя.

«Петька на даче». Мир  богатых и бедных в рассказе. Контраст как средство выражения отношения автора к героям произведения

Схемы для анализа отрывков, эпизодов, портрет писателя, картина о жизни детей прежде, №5, 88 Л, №2 , 94Л

Изучение нового материала, сообщение учителя, работа с текстом, беседа.

Что вам известно о творчестве Л.Андреева

Характеристика героя до поездки на дачу и после

Познакомить с биографией писателя, помочь учащимся увидеть главный предмет изображения в творчестве писателя.

«Жизнь детей прежде. Каким она была?» Беседа

41

Для обсуждения

«Кусака». Гуманистический смысл рассказа. Роль пейзажа.

Портрет , выставка из книг

аналитическая беседа

Л.Н.Андреев. Биография писателя.

«Петька на даче».

Составление плана, беседа по вопроса

помочь учащимся увидеть главный предмет изображения в творчестве писателя

42

М.М.Зощенко Слово о писателе. Для обсуждения. «Галоша», -сатира на бюрократов и мещан.

Авторская позиция в рассказах. Теория литературы. Сатира

(начальное понятие)

Портрет , выставка из книг

рассказ учителя, комментированное чтение, беседа по вопросам, устное рисование

Гуманистический смысл рассказа «Кусака» Андреева

Сатира, определение авторской позиции в рассказе

познакомить учеников с личностью писателя; попытаться раскрыть соотношение автора  и героя повествователя его рассказов.

43

М.М.Зощенко Автор и герой в рассказах. Своеобразие языка и жанра.

Портрет , выставка из книг

дискуссия: есть ли голос автора в рассказах? Совпадают ли герой и автор в своём отношении к происходящему?

Теория литературы. Сатира

соотношение автора и героя –повествователя ; жанр сказа, языковые особенности стиля М.Зощенко.

44

В/Ч М.М.Зощенко «Монтёр».

Портрет , выставка из книг, Поур.р. 6 с.171-172

Устное рисование. Пересказ, беседа

Своеобразие языка и жанра произвед-й Зощенко

Развивать умение сжатого пересказа, нахождения описаний, развитие разговорной речи

45

М.М.Пришвин. Биография писателя

«Кладовая солнца»

(сказка – быль)

Особенности жанра. Дружба и взаимо

помощь людей

Портрет писателя, поур.р. 6, с. 172-178, приложение к ж-лу «Лит. В шк.»

рассказ учителя, комментированное чтение, устное рисование, беседа по вопросам

Что мы знаем о творчестве Пришвина?

Сл. раб.: торф, вертлявый, пожива, на авось, поганый, гуськом, торная, по суходолу

Знакомство с некоторыми фактами биографии Пришвина, раскрыть особенности жанра, характеры героев.

«Певцы природы моего края» Беседа

46

М.М.Пришвин.

«Кладовая солнца».

Человек в окружаю

щем мире. «Что есть

правда»

Портрет писателя, поур.р. 6, с. 172-178, приложение к ж-лу «Лит. В шк.»

рассказ учителя, комментированное чтение, беседа по вопросам

Особенности жанра произв-я Дружба и взаимо

помощь людей

Палестинка

Пересказ эпизодов

Находим составные части композиции сказки—были

Показать метафорический смысл сказки-были; раскрыть замысел писателя- показать единство человека и природы.

47

В/Ч М.М.Пришвин

«Таинственный ящик», «Лесная капель».

Портрет писателя, поур.р. 6, с. 172-178, приложение к ж-лу «Лит. В шк.»

Природа в рассказах Пришвина

«певец природы», книги-путешествия Пришвина

Научить учащихся увидеть красоту природы, любить, восхищаться и оберегать природу

48

РР:Отзыв о прочитанной книге

Порядок — схема для написания отзыва на книгу

Какие произведения из курса 6 класса вам особенно понравились?

Устное сочинение

Развивать умение анализировать текст, исследовать речевую характеристику героев, развитие печи

49-50

Ю.П.Казаков. Слово о писателе. Рассказ

«Оленьи рога»

Сказочный мир трол

лей и мир природы в рассказе. Выздоров

ление героини и пробуждение приро ды. Мир взрослых и одиночество герои ни. Сон и явь в рассказе.

Портрет писателя, поур.р. 6, с. 172-178, приложение к ж-лу «Лит. В шк.», книга Братьев Гримм о троллях

сообщение учителя о писателе, аналитическая беседа.

Что вы знаете о троллях?(Сказочные сверхъестественные существа в Скандинавских сказках, поверьях)

Тональность, внутреннее состояние девочки

Сл. раб.: шафранный, кирха, грот, мезонин, оленьи рога

Знакомство с творческим методом писателя, использованием диалектов в произведениях.

51

Н.А.Заболоцкий. Слово о поэте. «Некрасивая девочка», Не позво

ляй душе лениться»,

«Лебедь в зоопарке»

Любовь поэта к родной природе.

Портрет, выставка из книг стихов, №1 2003 Л с.17-20

рассказ учителя, аналитическая беседа.

Что вы знаете о творчестве Заболоцкого?

Cл. раб. Мерцающий, обожествлять

Работа над худ-выраз. Средствами стихотворений

Познакомить учащихся с творчеством поэта, привить навыки анализа стихотворений, показать прославление в стихах духовной красоты и высоких человеческих чувств

52

Стихотворения о войне. А.Т.Твардовский

« Две строчки», «В час мира», Д.С.Самойлов «Сороковые», Е.А. Евтушенко «Мёд». Героизм, патриотизм, самоотверженность

защитников родины,

трудности грозных лет войны.

Портреты писателей. Иллюстрации художников, выставка из книг, сборник сочинений «Венок славы» о Твардовском, №4 2000 Л

рассказ учителя, сообщения учеников, выразительное чтение, , анализ стихотворений, беседа по вопросам.

Рассказ выученных стихотворений

Что вы знаете о войне, какие стихи, рассказы о ВОВ знаете?

Работа над выраз. чтения

Когда и с какой целью поэт Тв-й используетприём противопоставления, контраста?

Рассказать о значении поэзии в годы Великой Отечественной войны; показать, что высокие патриотические чувства в поэзии этого времени соединялись с глубоко личными переживаниями, развитие навыков анализа лирического стихотворения.

Поэты татарской литературы о войне.

53

А.А.Платонов. Автобиография писателя, «Корова»

Труд как нравствен

ное содержание человеческой жизни

Герой рассказа. Тема детства в рассказе.

Портрет писателя

Поур разр. 6 кл., с. 159-166

№7, 95 Л

№2. 95 Л

рассказ о писателе,

аналитическая беседа, работа с текстом

Какое впечатление произвёл на вас рассказ? Какой эпизод вам особенно запомнился?

Восстановите содержание

Найдите описание коровы

В чём заключается причина горя коровы?

Познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя, познакомиться с текстом рассказа «Корова», с его основными проблемами; обсудить проблему человека и окружающего мира; заложить основы воспитания чувства сострадания и любви ко всему живому у учащихся.

«Один день нашей коровы» беседа

54

А.А.Платонов.  «Юшка». Любовь и уважение к человеку. «Я тоже всему свету нужен...»

Портрет писателя

Поур разр. 7 кл., с. 242-246

аналитическая беседа

О каких произ-х напомнило начало рассказа «Давно, в старинное время» Пересказ эпизодов

Худ-е особенности рассказа

беседа по вопросам

характеристика главного героя

Сл.раб. Сочувствие, сострадание

познакомиться с текстом «Юшка», вызвать сочувствие к герою рассказа, дать импульс к размышлениям о необходимости сострадания,доброго отн-я к людям; развивать навыки анализа текста

«Сиротства человек не терпит. И оно — величайшее горе»

беседа  о наших сиротах, в таком ли они положении, как Юшка

55

«Ценой своей жизни...» Е.И.Носов. Биография

писателя. «Белый гусь» Рассказы  писателя о природе.

Гуманистический пафос рассказа.

Портрет писателя Рассказы Носова, выставка книг

рассказ беседа, аналитическая беседа

Комментирование оценок письменного  миниопроса за рассказ «Юшка» Платонова

Сл. раб. Кулига, привада, кульватерным строем, кукан, лютовать, гомон

Знакомство с творческой манерой писателя, углубление навыков анализа текста. Провести минидиспут о подвиге Белого гуся

56

Н.М.Рубцов. Слово о поэте. Лирика. «В горнице», «Ночь на родине». Безгранич

ная любовь к родине.

Портрет поэта.

№4, 94 М «стихи, выстраданные душой...», выставка для книг

рассказ учителя, выступление ученика

Биография

писателя Носова

Сл. раб. Сутолока, эталон, горница, символические

Познакомить учащихся творчеством поэта. Привить навыки анализа лирических стихотворений

57

В.Г.Распутин. Слово о писателе. «Уроки французского».

Отражение в рассказе

трудностей после

военного времени

Портрет писателя

№2,97 Л

рассказ учителя , беседа по вопросам

Н.М.Рубцов. Слово о поэте. Лирика

Обсуждение статей учебника

обсуждение проблемной ситуации, пересказ эпизодов

познакомить учеников с некоторыми чертами личности писателя, с главными темами его творчества; прояснить мотивы поведения героя рассказа.

58

Стойкость героя, жажда знаний, чувство собственного

достоинства

Портрет писателя

№2,97 Л

Опрос по домашнему заданию, беседа.

В.Г.Распутин. Слово о писателе.

Обсуждение статей учебника

обсуждение проблемной ситуации, пересказ эпизодов

Попытаться раскрыть содержание понятий «духовные ценности», «духовная память»,прояснить мотивы поведения героя рассказа.

59

Душевная щедрость учительницы. Её роль в жизни мальчика. Смысл названия рассказа.

Портрет писателя

№2,97 Л

Аналитическая беседа.

Стойкость героя, жажда знаний, чувство собственного

достоинства р рассказе

Обсуждение статей учебника

обсуждение проблемной ситуации, пересказ эпизодов

Попытаться раскрыть содержание понятий «духовные ценности», «духовная память».

«Мой любимый учитель» Сочинение - миниатюра

60

В/Ч Ю.В. Бондарев «Простите нас!»

Портрет писателя, выставка книг

рассказ учителя, аналитическая беседа

Развивать навыки умения охарактеризовать героя

61-62

Зарубежная  литература   Д.Дефо. Слово о писателе. Для обсуждения «Робинзон  Крузо» Гимн человеческому труду и мужеству. Робинзон Крузо и Пятница.

Портрет писателя, выставка из книг,

Поур.р. 5кл. с.221, 363-365

Рассказ учителя, аналитическая беседа.

Как боролся Робинзон за свою жизнь в первые годы пребывания на острове? Какие черты характера, достойные уважения, проявил Робинзон?

знакомство с биографией писателя,

63

РР:  Обучение сжатому аналитическому пересказу по роману «Робинзон Крузо» Д.Дефо

Портрет писателя, выставка из книг

Поур.р. 5кл. с.221, 363-365

План сочинения

аналитическая беседа, творческая работа

Что вам особенно понравилось в романе?

Вступит. сл. учителя, составление плана пересказов. Творч. работа, устное соч-е -миниатюра «Всегда ли я бываю на высоте в затруднительных положениях?

Развивать творческие способности учащихся по составлению связного увлекательного сюжета

64

Марк Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера».

Портрет писателя, сборники его произведений. Поур.р. 5 с. 233-239

рассказ учителя, сообщение ученика, пересказ эпизодов, чтение  по ролям, беседа по вопросам

Урок-игра может проводиться в форме викторины

Вопросы командам, задания

знакомство с биографией писателя, попытаться определить , в чём обаяние образов героев Марка Твена,развитие интереса и любви к литературе, обучение к навыкам групповой работы

65-66

Эрнест Сетон-Томпсон. Слово о писателе. «Чинк»,

«Снап», «Арно»

Портрет писателя, сборники его произведений. Поур.р. 6, с. 206-208

рассказ учителя, выразительное чтение, беседа по вопросам

Чтение эпизодов киносценария по рассказу Д.Лондона «Любовь к жизни»

Беседа по вопросам

Пробудить интерес к творчеству писателя, к произведениям о природе

67

РР:»Мой любимый зверёк»(по произведениям изученных писателей)

Выставка из книг  писателей о животных и птицах

Беседа, рассказы по рисункам

Какие произведения этого учебного года  вам  понравились

Пересказ эпизодов, отрывков из понравившихся произведений

Развивать творческие способности учащихся по составлению связного увлекательного сюжета сочинений

68

Вн.чт.: В.Гюго «Козетта», «Гаврош», или Д.Лондон «Белый клык», Д.Свифт «Пут-е Гулливера», М.Твен «Принц и нищий», Ф.Купер «Зверобой»;

 Знакомство  со списком литературы, вынесенным на вн.чт. В 7-ом классе

Выставка из книг этих писателей

Беседа, рассказы по рисункам

Какие произведения этого учебного года  вам особенно понравились?

Пересказ эпизодов, отрывков

Привлечь внимание учеников к проблемам сохранения и защиты живой природы, активизировать творческие способности учащихся

69-70

Урок повторение. Обобщающий урок

              Для учителя.

1.  «Литература 6 класс. Учебник-хрестоматия»  в 2 ч. для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. -  М.: «Просвещение», 2009г.

2.  Литература. 6 класс:  поурочные  разработки.    Изд.  2-е. –Волгоград: Учитель,2007.

3. Липина  Е.Ю.  Литература.  Тесты  к  учебникам-хрестоматиям  под  ред.  Т.Ф.  Курдюмовой.5-9  классы

4. Мультимедиа энциклопедия.  

5.Литература.5-10 классы.  Изучение  творчества  Пушкина/ авт.-сост. Ромашина Н.Ф.-Волгоград: Учитель,2008

6.Уроки  литературы  №6/2003,№4/2003.

Для учащихся.

  1. Литература: справочные материалы для школьника. – М., 1994.
  2. Литература в таблицах. Сост. Полухина и др. – М., 2000.
  3. Кондрашов В.Н, Литературные викторины. – М, 1968.
  4. Козак О.Н. Литературные викторины. – С-Пб., 1998.
  5. Полухина В.Т. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы по литературе. 6 класс. – М., 2000.
  6. Фогельсон И.А. Литература учит. - М., 1998.
  7. Я познаю мир: литература, сост. Чудакова, (детская энциклопедия). – М., 1998.

Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по русскому языку. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умения применять правила, определения в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать: 1) полноту и правильность ответа; 2)степень осознанности, понимания изученного; 3)языковое оформление ответа.

Ответ на теоретический вопрос  оценивается по традиционной пятибалльной системе. 

Отметка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определение понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести самостоятельно составленные примеры; 3)излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Отметка «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же и исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание основных положений данной темы, но 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3)излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по алгебре 7 класс автор учебника А.Г. Мордкович

В рабочую программу входят пояснительная записка, региональный компонент, УМК, требования к уровню подготовки учащихся 7 класса и календарно-тематическое планирование...

рабочая программа по алгебре 7 класс автор учебника Ю. Н. Макарычев

В программу входят пояснительная записка, региональный компонент, требования к уровню подготовки учащихся, календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по литературе 7 класс. Автор Учебника В.Я.Коровина

Данная рабочая программа составлена с учетом требований нового стандарта. Представляет собой документ, который содержит пояснительную записку, требования к ученикам, УМК, методы обучения, содержание к...

Рабочая программа по литературе 8 класс. Автор учебника В.Я.Коровина

рабочая программа представляет собой документ, который содержит пояснительную записку, требования к уровню подготовкиexfob[]cz? основные формы и методы работы, содержание курса, календано-тематическое...

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по литературе (7 класс) для учебника «Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия» 2 ч. для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. - М.: «Просвещение»

Рабочая программа учебного предмета «литература» составлена в соответствии с требованиями основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № № 1089 от 05.03.2004 г....

Рабочая программа по литературе 6 класс автор учебника Полухина программа Коровиной 102 часа

В рабочей программе содержится тематическое, календарно - тематическое планирование, содержание учебного предмета....