Рабочая программа по астрономии 10-11 класс.
рабочая программа по астрономии (10 класс)

Михин Александр Алексеевич

 Программа составлена в соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, на основе авторской программы курса астрономии для 10—11 классов общеобразовательных учреждений (автор В.М. Чаругин).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Козловская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено

на заседании МС

Протокол № 1от«29» 08.2018 г.

Руководитель МС   Бутыркина Е.А.

____________

Согласовано:

заместитель директора по УВР

Бутыркина Е.А.

_____________

« »08. 2018 г.

Утверждаю.

Директор школы

Раковский В.С. ___________

Приказ №___________

от«_ »________ 2018 г.

Рабочая программа

учебного курса

АСТРОНОМИЯ

10 - 11 классы

Учитель: Михин Александр Алексеевич

2018 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Программа составлена в соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, на основе авторской программы курса астрономии для 10—11 классов общеобразовательных учреждений (автор В.М. Чаругин).

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ

1. Закон РФ «Об образовании» (от 10.07.1992 года N 3266-1)

2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089).

3. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ (приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. №1312)

4. Приказ Минобрнауки №506 от 7.06.2017 «О внесении изменений в ФК ГОС»

5. Приказ Минобрнауки №253 от 31.03.2014 (редакция от 20.06.2017 г) «Об утверждении федерального перечня учебников».

6.  Учебный план МКОУ Козловская СОШ на 2018-2019 уч. год;

7. Письмо Минобрнауки №ТС194/08 от 20.06.2017 «Об организации изучения учебного предмета «Астрономия»

8. Требования постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

9. Перечень учебников, утверждённых МКОУ Козловская СОШ на 2018-2019 уч. год;

10. Программы курса астрономии для 10—11 классов общеобразовательных учреждений (автор В.М. Чаругин). Методическое пособие. 10-11 класс «Просвещение» 2017г.

Изучение астрономии в 10 – 11 классах направлено на достижение следующих целей:

  • сформировать целостное представление о строении и эволюции Вселенной, отражающее современную астрономическую картину мира.
  • развития познавательной мотивации в области астрономии;
  • становление у учащихся ключевых компетентностей;
  • развитие способности к самообучению и самопознанию, ситуации успеха, радости от познания.

Основными задачами изучения астрономии на уровне среднего общего образования являются:

  • понимание роли астрономии для развития цивилизации, формировании научного мировоззрения, развитии космической деятельности человечества;
  • понимание особенностей методов научного познания в астрономии; формирование представлений о месте Земли и Человечества во Вселенной;
  • объяснение причин наблюдаемых астрономических явлений;
  • формирование интереса к изучению астрономии и развитие представлений о возможных сферах будущей профессиональной деятельности, связанных с астрономией.
  • приобретение знаний и умений для использования в практической деятельности и повседневной жизни;

Требования к уровню подготовки обучающихся 10-11 класса

В результате изучения астрономии на базовом уровне ученик должен знать/понимать

  • смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;
  • смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная вели- чина;
  • смысл физического закона Хаббла;
  • основные этапы освоения космического пространства;
  • гипотезы происхождения Солнечной системы;
  • основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;
  • размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики; 

уметь:

  • приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения ин- формации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;
  • описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы «цвет — светимость», физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;
  • характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;
  • находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;

• использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии; отделения ее от лженаук; оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях
  • Получить представление о различных типах галактик,

Узнать:

  • о проявлениях активности галактик и квазаров, распределении галактик в пространстве и формировании скоплений и ячеистой структуры их распределения.
  • о строении и эволюции уникального объекта Вселенной в целом. Проследить за развитием представлений о конечности и бесконечности Вселенной, о фундаментальных парадоксах, связанных с ними.
  • Понять, как из наблюдаемого красного смещения в спектрах далёких галактик пришли к выводу о нестационарности, расширении Вселенной, и, что в прошлом она была не только плотной, но и горячей и, что наблюдаемое реликтовое излучение подтверждает этот важный вывод современной космологии.
  • Узнать, как открыли ускоренное расширение Вселенной и его связью с тёмной энергией и всемирной силой отталкивания, противостоящей всемирной силе тяготения.
  • Узнать об открытии экзопланет — планет около других звёзд и современном состоянии проблемы поиска внеземных цивилизаций и связи с ними.
  • Научиться проводить простейшие астрономические наблюдения, ориентироваться среди ярких звёзд и созвездий, измерять высоты звёзд и Солнца, определять астрономическими методами время, широту и долготу места наблюдений, измерять диаметр Солнца и измерять солнечную активность и её зависимость от времени.

Общая характеристика предмета «Астрономия»

Курс астрономии не только завершает физико-математическое образование, но и несет в себе определенный общенаучный и культурный потенциал. Астрономия является завершающей философской и мировоззренческой дисциплиной, и ее преподавание есть необходимость для качественного полного естественнонаучного образования. Без специального формирования астрономических знаний не может сформироваться естественнонаучное мировоззрение, цельная физическая картина мира. Астрономия может показать единство законов природы, применимость законов физики к небесным телам, дать целостное представление о строении Вселенной и познаваемости мира. Всё современное естествознание: физика, математика, география и другие науки — питалось и развивалось благодаря развитию астрономии. Достаточно вспомнить механику, математический анализ, развитые Ньютоном и его последователями в основном для объяснения движения небесных тел. Современные идеи и теории: общая теория относительности, физика элементарных частиц — во многом зиждутся на достижениях современной астрономии, таких её разделов, как астрофизика и космология.

Предусматривается применение следующих технологий обучения:

  • игровые технологии,
  • элементы проблемного обучения,
  • технологии уровневой дифференциации,
  • здоровьесберегающие технологии,
  • ИКТ.

Место предмета в учебном плане .

Базисный учебный план для образовательный учреждений на этапе полного среднего образования предусматривает обязательное изучение астрономии в 10-11 классах в объеме 35 учебных часов из расчета 1 час в неделю.

В 10 классе программа рассчитана на 18 часов (0,5 часа в неделю), в 11 классе – 17 (0,5 часа в неделю). Последовательность тем соответствует примерной программе среднего (полного) общего образования астрономии в 10 - 11 классах для общеобразовательных учреждений.

     Содержание курса.

10 класс (18 часов).

Введение в астрономию (1 ч)

Астрономия – наука о космосе. Понятие Вселенной. Структуры и масштабы Вселенной. Далёкие глубины Вселенной. Какие тела заполняют Вселенную. Каковы их характерные размеры и расстояния между ними. Какие физические условия встречаются в них. Вселенная расширяется. Где и как работают самые крупные оптические телескопы. Как астрономы исследуют гамма-излучение Вселенной. Что увидели гравитационно-волновые и нейтринные телескопы.

Астрометрия (5 ч)

Звездное небо. Что такое созвездие. Основные созвездия Северного полушария. Небесный экватор и небесный меридиан; горизонтальные, экваториальные координаты; кульминации светил. Горизонтальная система координат. Экваториальная система координат. Эклиптика, точка весеннего равноденствия, неравномерное движение Солнца по эклиптике. Петлеобразное движение планет, попятное и прямое движение планет. Эклиптика, зодиакальные созвездия. Неравномерное движение Солнца по эклиптике. Фазы Луны и синодический месяц, условия наступления солнечного и лунного затмений. Почему происходят солнечные затмения. Сарос и предсказания затмений Солнечное и звёздное время, лунный и солнечный календарь, юлианский и григорианский календарь.

Небесная механика (3 ч)

Представления о строении Солнечной системы в античные времена и в средневековье. Гелиоцентрическая система мира, доказательство вращения Земли вокруг Солнца. Параллакс звёзд и определение расстояния до них, парсек. Открытие И.Кеплером законов движения планет. Открытие закона Всемирного тяготения и обобщённые законы Кеплера. Определение масс небесных тел. Расчёты первой и второй космической скорости и их физический смысл. Полёт Ю.А. Гагарина вокруг Земли по круговой орбите. Понятие оптимальной траектории полёта к планете. Время полёта к планете и даты стартов. Лунный рельеф и его природа. Приливное взаимодействие между Луной и Землёй. Удаление Луны от Земли и замедление вращения Земли. Прецессия земной оси и предварение равноденствий.

Строение Солнечной системы (9 ч)

Состав Солнечной системы. Планеты земной группы и планеты- гиганты, их принципиальные различия. Облако комет Оорта и Пояс Койпера. Размеры тел солнечной системы. Форма и размеры Земли. Внутреннее строение Земли. Роль парникового эффекта в формировании климата Земли. Исследования Меркурия, Венеры и Марса, их схожесть с Землёй. Как парниковый эффект греет поверхность Земли и перегревает атмосферу Венеры. Есть ли жизнь на Марсе. Эволюция орбит спутников Марса Фобоса и Деймоса. Физические свойства Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна. Вулканическая деятельность на спутнике Юпитера Ио. Природа колец вокруг планет-гигантов. Природа и движение астероидов. Специфика движения групп астероидов Троянцев и Греков. Природа и движение комет. Пояс Койпера и Облако комет Оорта. Природа метеоров и метеоритов. Природа падающих звёзд, метеорные потоки и их радианты. Связь между метеорными потоками и кометами. Природа каменных и железных метеоритов. Природа метеоритных кратеров.

11 класс (17 часов)

Астрофизика и звёздная астрономия (6 ч)

Цель изучения темы — получить представление о разных типах оптических телескопов, радиотелескопах и методах наблюдений с их помощью; о методах и результатах наблюдений Солнца, его основных характеристиках; о проявлениях солнечной активности и связанных с ней процессах на Земле и в биосфере; о том, как астрономы         узнали         о         внутреннем         строении         Солнца         и         как наблюдения         солнечных         нейтрино         подтвердили         наши представления         о         процессах         внутри         Солнца;         получить представление:         об         основных         характеристиках         звёзд,         их взаимосвязи, внутреннем строении звёзд различных типов, понять природу белых карликов, нейтронных звёзд и чёрных дыр, узнать как двойные звёзды помогают определить массы звёзд, а пульсирующие звёзды — расстояния во Вселенной; получить представление о новых и сверхновых звёздах, узнать, как живут и умирают звёзды.

Млечный Путь – наша Галактика (3 ч)

Цель изучение темы — получить представление о нашей Галактике — Млечном Пути, об объектах, её составляющих, о распределении газа и пыли в ней,  рассеянных и шаровых скоплениях, о её спиральной структуре; об исследовании её центральных областей, скрытых от нас сильным поглощением газом и пылью, а также о сверхмассивной чёрной дыре, расположенной в самом центре Галактики.

Галактики (3 ч)

Цель изучения темы — получить представление о различных типах галактик, об определении расстояний до них по наблюдениям красного смещения линий в их спектрах, и о законе Хаббла; о вращении галактик и скрытой тёмной массы в них; получить представление об активных галактиках и квазарах и о физических процессах, протекающих в них, о распределении галактик и их скоплений во Вселенной, о горячем межгалактическом газе, заполняющим скопления галактик.

Строение и эволюция Вселенной (2 ч)

Цель изучения темы — получить представление об уникальном объекте — Вселенной в целом, узнать как решается вопрос о конечности или бесконечности Вселенной, о парадоксах, связанных с этим, о теоретических положениях общей теории относительности, лежащих в основе построения космологических моделей Вселенной; узнать какие наблюдения привели к созданию расширяющейся модели Вселенной, о радиусе и возрасте Вселенной, о высокой температуре  вещества  в начальные  периоды жизни Вселенной и о природе реликтового излучения, о современных наблюдениях ускоренного расширения Вселенной.

Современные проблемы астрономии (3 ч)

Цель изучения данной темы — показать современные направления изучения Вселенной, рассказать о возможности определения расстояний до галактик с помощью наблюдений сверхновых звёзд и об открытии ускоренного расширения Вселенной, о роли тёмной энергии и силы всемирного отталкивания; учащиеся получат представление об экзопланетах и поиске экзопланет, благоприятных для жизни; о возможном числе высокоразвитых цивилизаций в нашей Галактике, о методах поисках жизни и внеземных цивилизаций и проблемах связи с ними.

        


Календарно-тематическое планирование .

урока

Тема урока

Количество

часов

Домашнее задание

Дата

План

Факт

10 класс

1. Введение в астрономию (1 ч)

2. Астрометрия (5 ч)

Физический диктант

2

Звёздное небо

1

3

Небесные координаты

1

4

Видимое движение планет и Солнца

1

5

Движение Луны и затмения

1

6

Время и календарь

1

3. Небесная механика (3 ч)

7

Система мира

1

8

Законы Кеплера движения планет

1

9

Космические скорости и межпланетные перелёты

1

4. Строение Солнечной системы (9 ч)

10

Современные представления о строении и составе Солнечной системы

1

11

Планета Земля

1

12

Луна и её влияние на Землю

1

13

Планеты земной группы

1

14-15

Планеты-гиганты. Планеты-карлики

2

16

Малые тела Солнечной системы

1

17

Современные представления о происхождении Солнечной системы

1

18

Контрольная работа

1

11 класс

5. Астрофизика и звёздная астрономия. (6 ч)

19

Методы астрофизических исследований

1

20

Солнце

1

21

Внутреннее строение и источник энергии Солнца

1

22

Основные характеристики звёзд

1

23

Белые карлики, нейтронные звёзды, чёрные дыры. Двойные, кратные и переменные звёзды

1

24

Новые и сверхновые звёзды. Эволюция звёзд

1

6. Млечный путь – наша Галактика. (3 ч)

25

Газ и пыль в Галактике

1

26

Рассеянные и шаровые звёздные скопления.

1

27

Сверхмассивная чёрная дыра в центре Млечного Пути

1

7. Галактики. (3 ч)

28

Классификация галактик

1

29

Природа квазаров

1

30

Скопления галактик

1

8. Строение и эволюция Вселенной (2 ч)

31

Конечность и бесконечность Вселенной

1

32

Модель «горячей Вселенной»

1

9. Современные проблемы астрономии (3 ч)

33

Ускоренное расширение Вселенной и тёмная энергия

1

34

Обнаружение планет возле других звёзд

1

35

Поиск жизни и разума во Вселенной

1


Форма промежуточной аттестации: тестирование .

Контроль реализации программы.

Основными методами проверки знаний и умений учащихся по физике являются:

  • устный опрос,
  • письменные и лабораторные работы. К письменным формам контроля относятся: физические диктанты, самостоятельные и контрольные работы, тесты.

Основные виды проверки знаний – текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая – по завершении темы (раздела), школьного курса.

Формы контроля: устный и письменный, фронтальный и индивидуальный, тест и традиционная контрольная работа, лабораторная работа. Форма промежуточной аттестации- тест

Критерии оценивания.

Оценка ответов учащихся

Оценка «5» ― ответ полный, самостоятельный правильный, изложен литературным языком в определенной логической последовательности. Ученик знает основные понятия и умеет ими оперировать при решении задач.

Оценка «4» ― ответ удовлетворяет вышеназванным требованиям, но содержит неточности в изложении фактов, определении понятий, объяснении взаимосвязей, выводах и решении задач. Неточности легко исправляются при ответе на дополнительные вопросы.

Оценка «3» ― ответ в основном верный, но допущены неточности: учащийся обнаруживает понимание учебного материала при недостаточной полноте усвоения понятий или непоследовательности изложения материала; затрудняется в показе объектов на звездной карте, решении качественных и количественных задач.

Оценка «2» ― ответ неправильный, показывает незнание основных понятий, непонимание изученных закономерностей и взаимосвязей, неумение работать с учебником, звездной картой, решать задачи.

Оценка «1» ― ответ, решение задачи или результат работы с картой отсутствуют.


Критерии оценивания тестового контроля:

Оценка «1» - от 10 до 20 % правильно выполненных заданий.

Оценка «2» - от 21 до 30 % правильно выполненных заданий.

Оценка «3» - 31 – 50 % правильно выполненных заданий.

Оценка «4» – 51 – 85 % правильно выполненных заданий.

Оценка «5» – от 86 до 100 % правильно выполненных заданий.



Оценка самостоятельных и контрольных работ

Оценка «5» ставится за работу,  выполненную  полностью без ошибок  и недочётов.

Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок,  одной  негрубой  ошибки   и трех недочётов,  при   наличии 4   -  5 недочётов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы. Перечень ошибок:

Грубые ошибки

  1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов.
  2. Неумение выделять в ответе главное.
  3. Неумение применять знания для решения задач; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения.
  4. Небрежное отношение к оборудованию.

Негрубые ошибки

  1. Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия.
  2. Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей.

Недочеты

  1. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем.
  2. Орфографические и пунктуационные ошибки.

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

Материально-техническое обеспечение.

1. Астрономический календарь [Текст]: Постоянная часть. – М.: Наука, 1981.

2. Астрогалактика. Астрономия для всех [Электронный ресурс]: http://www.astrogalaxy.ru/255.htm

3..Белозерова, Л. Методика изучения астрономических понятий курса физики и астрономии в современной школе на базе новых технологий обучения [Текст] / Л. Белозерова: Дис. ... канд. пед. наук. – М., 1999. – 136 c. РГБ ОД, 61:99- 13/668-1

4..Википедия – свободная энциклопедия [Электронный ресурс] // http://ru.wikipedia.org/wiki/

5.Левитан, Е.П. Дидактика астрономии [Текст] / Е.П. Левитан. – М.: Едиториал УРСС, 2004. 51.Левитан, Е.П. Дидактика астрономии: от ХХ к ХХI веку [Текст] / Е.П. Левитан, А.Ю. Румянцев //Земля и Вселенная. – 2002. – № 4

6. Янко, Г.С. Наблюдения и практические работы по астрономии в средней школе [Текст] / Г.С. Янко. – М.: Просвещение, 1978.

7. Учебное пособие В.М. Чаругин. Астрономия. 10 – 11»/ М.: Просвещение, 2017 г

Технические средства обучения и средства ИКТ.

-Универсальный настольный компьютер

- Цифровой проектор

- Экран настенный

-Принтер лазерный цветной формата А4

-Документ-сканер

- Сетевой фильтр-удлинитель

-Блок бесперебойного питания

-Универсальный настольный компьютер

- Принтер

Физика, 7-11 кл. Библиотека наглядных пособий

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

  1. http://festival.1september.ru/articles/210791/ Н.Н. Гомулина.
  2. Открытая астрономия/ Под ред. В.Г. Сурди- на. – Электронный образовательный ресурс. http://www.college.ru/astronomy/course/content/index.htm
  3. В.Г. Сурдин. Астрономические задачи с решениями/ Издатель- ство ЛКИ, 2017 г.
  4. . Астронет http://www.astronet.ru/ - сайт, посвященный популяри- зации астрономии.
  5. Сайт Н.Н. Гомулиной http://www.gomulina.orc.ru/ - виртуальный методический кабинет учителя физики и астрономии.
  6. «Открытая астрономия» 3. Сайт преподавателя астрономии Н.Е. Шатовской http://myastronomy.ru/ -
  7. . Школьная астрономия Санкт-Перербирга http://school.astro.spbu.ru/ - содержит олимпиадные задания, информацию о летней астрономический школе для учеников, ссылки на полезные Интернет- ресурсы.
  8. Новости космоса, астрономии и космонавтики http://www.astronews.ru/ - с

КОНТРОЛЬ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

Вариант 1

1. Третья планета от Солнца – это … 1) Сатурн 2) Венера 3) Земля

2. По каким орбитам обращаются планеты вокруг Солнца? 1) по окружностям 2) по эллипсам, близким к окружностям

3) по ветвям парабол 3. Ближайшая к Солнцу точка орбиты планеты называется … 1) перигелием 2) афелием 3) эксцентриситетом

4. Кто открыл законы движения планет вокруг Солнца? 1) Птолемей 2) Коперник 3) Кеплер 4) Бруно

5. Все планеты-гиганты характеризуются … 1) быстрым вращением 2) медленным вращением 3) статичным состоянием

6. Астероиды вращаются между орбитами … 1) Венеры и Земли 2) Марса и Юпитера 3) Нептуна и Плутона

7. Какие вещества преобладают в атмосферах звезд? 1) гелий и кислород 2) азот и гелий 3) водород и гелий

8. К какому классу звезд относится Солнце? 1) сверхгигант 2) желтый карлик 3) белый карлик 4) красный гигант 100

9. При удалении наблюдателя от источника света линии спектра … 1) смещаются к его фиолетовому концу 2) смещаются к его красному концу 3) не изменяются

10. Какой слой Солнца является основным источником видимого излуче- ния? 1) Хромосфера 2) Фотосфера 3) Солнечная корона

. Чему равно расстояние до этой звезды в световых годах? 1) 20 св. лет 2) 0,652 св. года 3) 16,3 св. лет11. Параллакс Альтаира 0,20

Вариант 2

1. Период обращения планет вокруг Солнца по отношению к звездам на- зывается … 1) сидерическим 2) синодическим 3) лунным

2. Полный оборот вокруг Земли Луна совершает за …? 1) 29,5 сут. 2) 31 сут. 3) 27,3 сут.

3. Сколько планет обращается вокруг Солнца? 1) 9 2) 8 3) 10

4. Ближе всех планет к Солнцу расположена планета … 1) Земля 2) Меркурий 3) Венера

5. Самая далекая от Солнца точка орбиты планеты называется … 1) перигелием 2) афелием 3) эксцентриситетом

6. Белые полярные шапки на общем оранжево-красном фоне можно уви- деть в телескоп у … 1) Меркурия 2) Плутона 3) Марса

7. Хвост кометы всегда направлен … 1) к Солнцу 2) от Солнца 3) ориентирован произвольно

8. Какие звезды имеют более низкую температуру? 1) красные 2) желтые 3) белые 4) голубоватые

9. Солнце на диаграмме Герцшпрунга-Рессела входит в последовательность … 1) сверхгигантов 2) гигантов 3) главную 4) субкарликов 5) белых карликов 101

10. Эффект смещения спектральных линий при движении источника света относительно наблюдателя называется эффектом … 1) Кеплера 2) Доплера 3) Струве

. Сколько времени идет свет от этой звезды? 1) 28 св. лет 2) 0,9 св. лет 3) 11,6 св. лет11. Параллакс Проциона 0,28

№ Варианта

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Вариант 1

3

2

1

3

1

2

3

2

2

2

3

Вариант 2

1

3

3

2

2

3

2

1

3

2

3

нормы оценивания работы:

 6 – 7 ответов – «3»;¬

 8 – 9 ответов – «4»;¬

 10 – 11 ответов – «5».¬

ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ

Технические средства обучения и средства ИКТ.

- Цифровой проектор

- Экран настенный

-Принтер лазерный цветной формата А4

-Блок бесперебойного питания

-Универсальный настольный компьютер

- Принтер


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по астрономии для 11 классов

Рабочая программа по астрономии для 11 классов составлена на основе программы Страут, Е.К. Астрономия. Базовый уровень. 11 класс.Программа рассчитана на 35 часов....

рабочая программа по астрономии в 11 классе

Рабочая программа по астрономии рассчитана на 34 часа...

Рабочая программа по астрономии 10-11 класс

Авторская рабочая программа к учебнику В. М. Чаругина "Астрономия 10-11"...

Рабочая программа по астрономии 10-11 класс

Рабочая программа по астрономии 10-11 класс. УМК Б. А. Воронцов-Вельяминов, Е. К. Страут....

Рабочая программа по астрономии за 11 класс

содержание, КТП, результаты...

Рабочая программа по астрономии 10-11 класс

Рабочая программа по астрономии 10-11 класс...

Рабочие программы Физика, Астрономия 10-11 класс

Рабочая программа учебного курса «Физика» для 10-11 классов на уровне среднего общего образования составлена на основе авторской программы А.В. Шаталиной «Физика: учебное пособие для...