Рабочая программа по астрономии 10-11 класс
рабочая программа по астрономии (10, 11 класс)

Наумкина Елена Вячеславовна

Рабочая программа по астрономии 10-11 класс. УМК Б. А. Воронцов-Вельяминов, Е. К. Страут.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_astronomiya_2018-2019.docx63.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2 имени Героя

Советского Союза П.И. Орлова»

Согласовано:

Зам. директора по УВР        

Е.И. Чеванина

«____»_______ 2018 г.    

Подпись:      

Утверждаю:

Директор школы:

Т.Т.Суренкова

 Приказ № ____            

от «_____»______ 2018г.

Подпись:

Рабочая программа по астрономии

10-11 класс

на 2018-2019 учебный год

Составитель:

Наумкина Е.В.

учитель физики

I квалификационной категории

Рассмотрено на заседании ШМО

Протокол № _______

от «___»__________ 2018г.

Руководитель ШМО

В.Е. Чижева

Подпись:

Саранск

2018


  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по астрономии для 10-11 класса составлена на основе учебной программы по астрономии для общеобразовательных учреждений «Астрономия 11 класс», Е. К. Страут 2010г.   

Данная  программа реализуется в учебнике «Астрономия. 11 класс», Б. А. Воронцов-Вельяминов, Е. К. Страут, 2017 г. 

Учебник «Астрономия. 11 класс» (авторы  Б. А. Воронцов-Вельяминов, Е. К. Страут)  для общеобразовательных учреждений, входящий в состав УМК по астрономии для 11 класса, рекомендован Министерством образования Российской Федерации (Приказ Минобрнауки России 19 декабря 2012 г. № 1067  «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.

Цели и задачи изучения астрономии.

При изучении основ современной астрономической науки перед учащимися ставятся следующие цели:

  • понять сущность повседневно наблюдаемых и редких астрономических явлений;
  • познакомиться с научными методами и историей изучения Вселенной;
  • получить представление о действии во Вселенной физических законов, открытых в земных условиях, и единстве мегамира и микромира;
  • осознать свое место в Солнечной системе и Галактике;
  • ощутить связь своего существования со всей историей эволюции Метагалактики;
  • выработать сознательное отношение к активно внедряемой в нашу жизнь астрологии и другим оккультным (эзотерическим) наукам.

Главная задача курса — дать учащимся целостное представление о строении и эволюции Вселенной, раскрыть перед ними астрономическую картину мира XX в. Отсюда следует, что основной упор при изучении астрономии должен быть сделан на вопросы астрофизики, внегалактической астрономии, космогонии и космологии.

  1. Общая характеристика учебного предмета.

Астрономия в российской школе всегда рассматривалась как курс, который, завершая физико-математическое образование выпускников средней школы, знакомит их с современными представлениями о строении и эволюции Вселенной и способствует формированию научного мировоззрения, современной научной картины мира. В настоящее время важнейшими задачами астрономии являются формирование представлений о единстве физических законов, действующих на Земле и в безграничной Вселенной, о непрерывно происходящей эволюции нашей планеты, всех космических тел и их систем, а также самой Вселенной.

  1. Место учебного предмета «Астрономия» в учебном плане.

Изучение курса рассчитано на 34 часа. При планировании 1 часа в неделю во втором полугодии 10 класса (17 часов) и 1 часа в неделю в первом полугодии 11 класса (17 часов).

  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета.

Личностными результатами освоения курса астрономии в средней школе являются:

  • формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию, а также осознанному построению индивидуальной образовательной деятельности на основе устойчивых познавательных интересов;
  • формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с книгами и техническими средствами информационных технологий;
  • формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации;
  • формирование умения находить адекватные способы поведения, взаимодействия и сотрудничества в процессе учебной и внеучебной деятельности, проявлять уважительное отношение к мнению оппонента в ходе обсуждения спорных проблем науки.

Метапредметные результаты освоения программы предполагают:

  • находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них наиболее эффективный, классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, аргументировать свою позицию, формулировать выводы и заключения;
  • анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения;
  • на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, мысленного эксперимента, прогнозирования;
  • выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
  • извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации и интернет-ресурсы) и критически ее оценивать;
  • готовить сообщения и презентации с использованием материалов, полученных из Интернета и других источников.

Предметные результаты изучения астрономии в средней школе представлены в содержании курса по темам.

Обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы, создать основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, видов и способов деятельности должен системно-деятельностный подход. В соответствии с этим подходом именно активность обучающихся признается основой достижения развивающих целей образования  —  знания не передаются в готовом виде, а добываются учащимися в процессе познавательной деятельности.

Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе является включение учащихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность, которая имеет следующие особенности:

  1. цели и задачи этих видов деятельности учащихся определяются как их личностными мотивами, так и социальными. Это означает, что такая деятельность должна быть направлена не только на повышение компетентности подростков в предметной области определенных учебных дисциплин, не только на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других;
  2. учебно-исследовательская и проектная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы учащиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей т. д. Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подростки овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе;
  3. организация учебно-исследовательских и проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. В этих видах деятельности могут быть востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности.

  1. Требования к уровню подготовки выпускников.

Должны знать:

смысл понятий: активность, астероид, астрология, астрономия, астрофизика, атмосфера, болид, возмущения, восход светила, вращение небесных тел, Вселенная, вспышка, Галактика, горизонт, гранулы, затмение, виды звезд, зодиак, календарь, космогония, космология, космонавтика, космос, кольца планет, кометы, кратер, кульминация, основные точки, линии и плоскости небесной сферы, магнитная буря, Метагалактика, метеор, метеорит, метеорные тело, дождь, поток, Млечный Путь, моря и материки на Луне, небесная механика, видимое и реальное движение небесных тел и их систем, обсерватория, орбита, планета, полярное сияние, протуберанец, скопление, созвездия и их классификация, солнечная корона, солнцестояние, состав Солнечной системы, телескоп, терминатор, туманность, фазы Луны, фотосферные факелы, хромосфера, черная дыра, Эволюция, эклиптика, ядро;

определения физических величин: астрономическая единица, афелий, блеск звезды, возраст небесного тела, параллакс, парсек, период, перигелий, физические характеристики планет и звезд, их химический состав, звездная величина, радиант, радиус светила, космические расстояния, светимость, световой год, сжатие планет, синодический и сидерический период, солнечная активность, солнечная постоянная, спектр светящихся тел Солнечной системы;

смысл работ и формулировку законов: Аристотеля, Птолемея, Галилея, Коперника, Бруно, Ломоносова, Гершеля, Браге, Кеплера, 

Ньютона, Леверье, Адамса, Галлея, Белопольского, Бредихина, Струве, Герцшпрунга-Рассела, , Хаббла, Доплера, Фридмана, Эйнштейна.

Должны уметь:

  • использовать карту звездного неба для нахождения координат светила;
  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
  • приводить примеры практического использования астрономических знаний о небесных телах и их системах;
  • решать задачи на применение изученных астрономических законов;
  • осуществлять самостоятельный поиск информации 
  • стественнонаучного содержания с использованием различных источников, ее обработку и представление в разных формах;
  • владеть компетенциями: коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, смылопоисковой, и профессионально-трудового выбора.

  1. Технология обучения.

В курс астрономии 10-11 класса входят следующие разделы:

  1. Что изучает астрономия. Наблюдения — основа астрономии.
  2. Практические основы астрономии.
  3. Строение Солнечной системы.
  4. Природа тел Солнечной системы.
  5. Солнце и звезды.
  6. Строение и эволюция Вселенной.
  7. Жизнь и разум во Вселенной.

 В каждый раздел курса включен основной материал, глубокого и прочного усвоения которого следует добиваться, не загружая память учащихся множеством частных фактов. Некоторые вопросы разделов учащиеся должны рассматривать самостоятельно. Некоторые материалы даются в виде лекций.

На повышение эффективности усвоения курса астрономии направлено использование принципа генерализации учебного материала —  такого его отбора и такой методики преподавания, при которых главное внимание уделено изучению основных фактов, понятий, законов, теорий.

7. Формы организации учебной деятельности.

  • классно-урочная (изучение нового, практикум, контроль, дополнительная работа, уроки-зачеты, уроки — защиты творческих заданий);
  • индивидуальная и индивидуализированная. Позволяют регулировать темп продвижения в обучении каждого школьника сообразно его способностям;
  • групповая работа. Возможна работа групп учащихся по индивидуальным заданиям. Предварительно учитель формирует блоки объектов или общий блок, на основании демонстрации которого происходит обсуждение в группах общей проблемы, либо при наличии компьютерного класса, обсуждение мини-задач, которые являются составной частью общей учебной задачи;
  • внеклассная работа, исследовательская работа;
  • самостоятельная работа учащихся по изучению нового материала, отработке учебных навыков и навыков практического применения приобретенных знаний, выполнение индивидуальных заданий творческого характера.

  1. Примерный перечень наблюдений

Наблюдения невооруженным глазом.

  1. Основные созвездия и наиболее яркие звезды осеннего, зимнего и весеннего неба. Изменение их положения с течением времени.
  2. Движение Луны и смена ее фаз.

        Наблюдения в телескоп.

  1. Рельеф Луны.
  2. Фазы Венеры.
  3. Марс.
  4. Юпитер и его спутники.
  5. Сатурн, его кольца и спутники.
  6. Солнечные пятна (на экране).
  7. Двойные звезды.
  8. Звездные скопления (Плеяды, Гиады).
  9. Большая туманность Ориона.
  10. Туманность Андромеды.

  1. Способы проверки достижения результатов обучения.

При изучении курса осуществляется комплексный контроль знаний и умений учащихся, включающий текущий контроль в процессе изучения материала, рубежный контроль в конце изучения завершенного круга вопросов и итоговый контроль в конце изучения курса. Предполагается сочетание различных форм проверки знаний и умений: устная проверка, тестирование, письменная проверка. Кроме того, учитывается участие учащихся в дискуссиях при обсуждении выполненных заданий, оцениваются рефераты учащихся и результаты проектной деятельности.

Достижение предметных результатов обучения контролируется в основном в процессе устной проверки знаний, при выполнении письменных проверочных и контрольных работ, тестов, при проведении наблюдений. Итоговая проверка достижения предметных результатов может быть организована в виде комплексной контрольной работы или зачета. На этом этапе проверки учащиеся защищают рефераты по изученной теме.

Достижение метапредметных результатов контролируется в процессе выполнения учащимися наблюдений. При этом отслеживается: умение учащихся поставить цель наблюдения, подобрать приборы, составить план выполнения наблюдения, представить результаты работы, сделать выводы, умение пользоваться измерительными приборами, оценивать погрешность измерения, записывать результат измерения с учетом погрешности, видеть возможности уменьшения погрешностей измерения. Кроме того, метапредметные результаты контролируются при подготовке учащимися сообщений, рефератов, проектов и их презентации. Оценивается умение работать с информацией, представленной в разной форме, умение в области ИКТ, умение установить межпредметные связи астрономии с другими предметами (физика, биология, химия, история и др.).

Личностные результаты обучения учащихся не подлежат количественной оценке, однако дается качественная оценка деятельности и поведения учащихся, которая может быть зафиксирована в портфолио учащегося.

  1.  Содержание курса астрономии 10-11 класса

Введение в астрономию (1 ч)

Астрономия, ее связь с другими науками. Структура масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая астрономия.

Демонстрации.
1. портреты выдающихся астрономов;
2. изображения объектов исследования в астрономии.

Предметные результаты освоения темы позволяют:

  • воспроизводить сведения по истории развития астрономии, ее связях с физикой и математикой;
  • использовать полученные ранее знания для объяснения устройства и принципа работы телескопа.

Практические основы астрономии (4 ч)

Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.

Предметные результаты изучения данной темы позволяют:

  • воспроизводить определения терминов и понятий (созвездие, высота и кульминация звезд и Солнца, эклиптика, местное, поясное, летнее и зимнее время);
  • объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного стиля;
  • объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на различных географических широтах, движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца;
  • применять звездную карту для поиска на небе определенных созвездий и звезд.

Демонстрации.

  1. географический глобус Земли; 
  2. глобус звездного неба;
  3. звездные карты;
  4. звездные каталоги и карты;
  5. карта часовых поясов;
  6. модель небесной сферы;
  7. разные виды часов (их изображения);
  8. теллурий.

Строение Солнечной системы (8 ч)

Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.

Предметные результаты освоения данной темы позволяют:

  • воспроизводить исторические сведения о становлении развитии гелиоцентрической системы мира;
  • воспроизводить определения терминов и понятий (конфигурация планет, синодический и сидерический периоды обращения планет, горизонтальный параллакс, угловые размеры объекта, астрономическая единица);
  • вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры по угловым размерам и расстоянию;
  • формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе третьего (уточненного) закона Кеплера;
  • описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом;
  • объяснять причины возникновения приливов на Земле возмущений в движении тел Солнечной системы;
  • характеризовать особенности движения и маневров космических аппаратов для исследования тел Солнечной системы.

Демонстрации.

  1. динамическая модель Солнечной системы;
  2. изображения видимого движения планет, планетных конфигураций;
  3. портреты Птолемея, Коперника, Кеплера, Ньютона;
  4. схема Солнечной системы;
  5. фотоизображения Солнца и Луны во время затмений.

Природа тел Солнечной системы (8 ч)

Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Ис-следования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды. Метеоры, болиды и метеориты.

Предметные результаты изучение темы позволяют:

  • формулировать и обосновывать основные положения современной гипотезы о формировании всех тел Солнечной системы из единого газопылевого облака;
  • определять и различать понятия (Солнечная система, планета, ее спутники, планеты земной группы, планеты-гиганты, кольца планет, малые тела, астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды, метеориты);
  • описывать природу Луны и объяснять причины ее отличия от Земли;
  • перечислять существенные различия природы двух групп планет и объяснять причины их возникновения;
  • проводить сравнение Меркурия, Венеры и Марса с Землей по рельефу поверхности и составу атмосфер, указывать следы эволюционных изменений природы этих планет;
  • объяснять механизм парникового эффекта и его значение для формирования и сохранения уникальной природы Земли;
  • описывать характерные особенности природы планет-гигантов, их спутников и колец;
  • характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять причины их значительных различий;
  • описывать явления метеора и болида, объяснять процессы, которые происходят при движении тел, влетающих в атмосферу планеты с космической скоростью;
  • описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов;
  • объяснять сущность астероидно-кометной опасности, возможности и способы ее предотвращения.

Демонстрации.

  1. глобус Луны;
  2. динамическая модель Солнечной системы;
  3. изображения межпланетных космических аппаратов;
  4. изображения объектов Солнечной системы;
  5. космические снимки малих тел Солнечной системы;
  6. космические снимки планет Солнечной системы;
  7. таблицы физических и орбитальных характеристик планет Солнечной системы;
  8. фотография поверхности Луны.

Солнце и звезды (6 ч)

Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Звезды — далекие солнца. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Диаграмма «спектр—светимость». Массы и размеры звезд. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы.

Предметные результаты освоения темы позволяют:

  • определять и различать понятия (звезда, модель звезды, светимость, парсек, световой год);

        характеризовать физическое состояние вещества Солнца и звезд и источники их энергии;

  • описывать внутреннее строение Солнца и способы передачи энергии из центра к поверхности;
  • объяснять механизм возникновения на Солнце грануляции и пятен;
  • описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю;
  • вычислять расстояние до звезд по годичному параллаксу;
  • называть основные отличительные особенности звезд различных последовательностей на диаграмме «спектр — светимость»;
  • сравнивать модели различных типов звезд с моделью Солнца;
  • объяснять причины изменения светимости переменных звезд;
  • описывать механизм вспышек Новых и Сверхновых;
  • оценивать время существования звезд в зависимости от их массы;
  • описывать этапы формирования и эволюции звезды;
  • характеризовать физические особенности объектов, возникающих на конечной стадии эволюции звезд: белых карликов, нейтронных звезд и черных дыр.

Демонстрации.

  1. диаграмма Герцшпрунга – Рассела;
  2. схема внутреннего строения звезд;
  3. схема внутреннего строения Солнца;
  4. схема эволюционных стадий развития звезд на диаграмме Герцшпрунга – Рассела;
  5. фотографии активных образований на Солнце, атмосферы и короны Солнца;
  6. фотоизображения взрывов новых и сверхновых звезд;
  7. фотоизображения Солнца и известных звезд.

Строение и эволюция Вселенной (6 ч)

Наша Галактика. Ее размеры и структура. Два типа населения Галактики. Межзвездная среда: газ и пыль. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы. Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.

Предметные результаты изучения темы позволяют:

  • объяснять смысл понятий (космология, Вселенная, модель Вселенной, Большой взрыв, реликтовое излучение);
  • характеризовать основные параметры Галактики (размеры, состав, структура и кинематика);

определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе зависимости «период — светимость»; распознавать типы галактик (спиральные, эллиптические, неправильные);

  • сравнивать выводы А. Эйнштейна и А. А. Фридмана относительно модели Вселенной;
  • обосновывать справедливость модели Фридмана результатами наблюдений «красного смещения» в спектрах галактик;
  • формулировать закон Хаббла;
  • определять расстояние до галактик на основе закона Хаббла; по светимости Сверхновых;
  • оценивать возраст Вселенной на основе постоянной Хаббла;
  • интерпретировать обнаружение реликтового излучения как свидетельство в пользу гипотезы Горячей Вселенной;
  • классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее расширения  —  Большого взрыва;
  • интерпретировать современные данные об ускорении расширения Вселенной как результата действия антитяготения «темной энергии» — вида материи, природа которой еще неизвестна.

Демонстрации.

  1. изображения радиотелескопов и космических аппаратов, использованных для поиска жизни во Вселенной;
  2. схема строения Галактики;
  3. схемы моделей Вселенной;
  4. таблица - схема основных этапов развития Вселенной;
  5. фотографии звездных скоплений и туманностей;
  6. фотографии Млечного Пути;
  7. фотографии разных типов галактик.

Жизнь и разум во Вселенной (2 ч)

Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании.

Предметные результаты позволяют:

  • систематизировать знания о методах исследования и современном состоянии проблемы существования жизни во Вселенной.

  1. Тематическое планирование предмета «Астрономия. 10-11 класс».

№ п/п

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка учащегося, ч

Из них

Теоретическое

обучение, ч

Лабораторные и
практические работы, ч

Контрольная работа, ч

Раздел 1

Введение в астрономию

1

1

-

-

Раздел 2

Практические основы астрономии

4

4

-

-

Раздел 3

Строение Солнечной системы

8

6

1

1

Раздел 4

Природа тел Солнечной системы

8

8

-

-

Раздел 5

Солнце и звезды

7

5

-

2

Раздел 6

Строение и эволюция Вселенной

5

5

-

-

Раздел 7

Жизнь и разум во Вселенной

2

2

-

-

Итого:

35

31

2

2



Календарно-тематическое планирование

10 класс (1 час в неделю 18 часов)

№ п/п

Тема урока

Содержание урока

Формы и методы контроля

Домашнее задание

Дата проведения

План

Факт

ВВЕДЕНИЕ В АСТРОНОМИЮ (1 час)

1/1

Что изучает астрономия. Наблюдения – основа астрономии

Астрономия, ее связь с другими науками. Развитие астрономии было вызвано практическими потребностями человека, начиная с глубокой древности. Астрономия, математика и физика развивались в тесной связи друг с другом. Структура и масштабы Вселенной. Наземные и космические приборы и методы исследования астрономических объектов. Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая астрономия.

Беседа. Работа с текстом учебника и иллюстрациями.

§ 1-2, вопросы. Упр. 1 (1). Доклады про телескопы и их виды.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АСТРОНОМИИ (4 часа)

1/2

Звезды и созвездия. Небесные координаты. Звездные карты.

Звездная величина как характеристика освещенности, создаваемой звездой. Согласно шкале звездных величин разность на 5 величин, различие в потоках света в 100 раз. Экваториальная система координат: прямое восхождение и склонение. Использование звездной карты для определения объектов, которые можно наблюдать в заданный момент времени. 

Фронтальный опрос.

Беседа. 

§ 3-4, вопросы. Упр. 2 (1). Упр. 3 (1,2) Задание 3 в виде доклада.

2/3

Видимое движение звезд на различных географических широтах

Высота полюса мира над горизонтом и ее зависимость от географической широты места наблюдения. Небесный меридиан. Кульминация светил. Определение географической широты по измерению высоты звезд в момент их кульминации.

Фронтальный опрос.

Беседа.

Работа с текстом учебника.

§ 5, вопросы. Упр. 4 (3)

3/4

Годичное движение Солнца. Эклиптика.

Эклиптика и зодиакальные созвездия. Наклон эклиптики к небесному экватору. Положение Солнца на эклиптике в дни равноденствий и  солнцестояний. Изменение в течение года продолжительности дня и ночи на различных географических широтах.

Индивидуальный опрос.

Беседа.

§ 6, вопросы. Упр. 5 (4,1). Задания 6,7.

4/5

Движения и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.

Луна — ближайшее к Земле небесное тело. ее единственный естественный спутник. Период обращения Луны вокруг Земли и вокруг своей оси — сидерический (звездный) месяц. Синодический месяц — период полной смены фаз Луны. Условия наступления солнечных и лунных затмений. Их периодичность. Полные, частные и кольцеобразные затмения Солнца. Полные и частные затмения Луны. Предвычисление будущих затмений.

Фронтальный опрос.

Беседа.

§ 7-9, вопросы. Упр. 6 (1), упр. 7 (3), задание 10.

СТРОЕНИЕ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ (8 часов)

1/6

Развитие представлений о строении мира.

Геоцентрическая система мира Аристотеля-Птолемея. Система эпициклов и дифферентов для объяснения петлеобразного движения планет. Создание Коперником гелиоцентрической системы мира. Роль Галилея в становлении новой системы мира.

Индивидуальный опрос.

Беседа.

§ 10, вопросы. Проект.

2/7

Конфигурация планет. Синодический период.

Внутренние и внешние планеты. Конфигурации планет: противостояние и соединение. Периодическое изменение условий видимости внутренних и внешних планет. Связь синодического и сидерического (звездного) периодов обращения планет.

Тестирование.

Беседа.

§ 11, вопросы. Упр. 9 (1, 2)

3/8

Законы движения планет Солнечной системы.

Три закона Кеплера. Эллипс. Изменение скорости движения планет по эллиптическим орбитам. Открытие Кеплером законов движения планет — важный шаг на пути становления механики. Третий закон — основа для вычисления относительных расстояний планет от Солнца.

Фронтальный опрос.

§ 12, вопросы. Упр. 10 (1)

4/9

Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе.

Размеры и форма Земли. Триангуляция. Горизонтальный параллакс. Угловые и линейные размеры тел Солнечной системы.

Индивидуальный опрос.

Беседа.

§ 13, вопросы. Упр. 11 (1,4)

5/10

Практическая работа № 1 с планом Солнечной системы.

План Солнечной системы в масштабе 1 см к 30 млн км с указанием положения планет на орбитах согласно данным «Школьного астрономического календаря» на текущий учебный год.

Практическая работа.

6/11

Открытие и применение закона всемирного тяготения.

Подтверждение справедливости закона тяготения для Луны и планет. Возмущения в движении тел Солнечной системы. Открытие планеты Нептун. Определение массы небесных тел. Масса и плотность Земли. Приливы и отливы

Фронтальный опрос.

Беседа.

§ 14 (1-5), вопросы. Упр. 12 (1,2)

7/12

Движение искусственных спутников и космических аппаратов (КА) в Солнечной системе.

Время старта КА и траектории полета к планетам и другим телам Солнечной системы. Выполнение маневров, необходимых для посадки на поверхность планеты или выход на орбиту вокруг нее.

Индивидуальный опрос.

Беседа.

§ 14 (6), вопросы. Упр. 12 (3)

8/13

Контрольная работа № 1 по теме «Практические основы астрономии. Строение Солнечной системы».

Выполнение контрольной работы за I полугодие.

Контрольная работа

ПРИРОДА ТЕЛ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ (5 часов)

1/14

Солнечная система как комплекс тел имеющих общее происхождение.

Гипотеза о формировании всех тел Солнечной системы в процессе длительной эволюции холодного газопылевого облака. Объяснение их природы на основе этой гипотезы.

Беседа.

§ 15-16, вопросы. Задание 12.

2/15

Земля и Луна – двойная планета.

Краткие сведения о природе Земли. Условия на поверхности Луны. Два типа лунной поверхности – моря и материки. Горы, кратеры и другие формы рельефа. Процессы формирования поверхности Луны и ее рельефа. Результаты исследований, проведенных автоматическими аппаратами и астронавтами. Внутреннее строение Луны. Химический состав лунных пород. Обнаружение воды на Луне. Перспективы освоения Луны.

Фронтальный опрос.

Беседа.

§ 17, вопросы. Упр. 13 (1)

3/16

Две группы планет.

Состав планет Солнечной системы. Краткие характеристики планет.

Индивидуальный опрос. Беседа.

§ 18, вопросы. Проекты.

4/17

Природа планет земной группы

Сходство внутреннего строения и химического состава планет земной группы. Рельеф поверхности. Вулканизм и тектоника. Метеоритные кратеры. Особенности температурных условий на Меркурии, Венере и Марсе. Отличия состава атмосферы Земли от атмосфер Марса и Венеры. Сезонные изменения в атмосфере и на поверхности Марса. Состояние воды на Марсе в прошлом и настоящее время. Эволюция природы планет. Поиски жизни на Марсе.

Фронтальный опрос.

Беседа.

§ 18, вопросы. Упр. 14 (1)

5/18

Заключительный урок - дискуссия «Парниковый эффект: польза или вред?»

Обсуждение различных аспектов проблем, связанных с существованием парникового эффекта и его роли в формировании и сохранении уникальной природы Земли. Подведение итогов.

Дискуссионная беседа.

Календарно-тематическое планирование

11 класс (1 час в неделю 17 часов)

№ п/п

Тема урока

Содержание урока

Формы и методы контроля

Домашнее задание

Дата проведения

План

Факт

ПРИРОДА ТЕЛ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ (3 часа)

1/1

Планеты гиганты, их спутники и кольца.

Химический состав и внутренне строение планет-гигантов. Источники энергии в недрах планет. Облачный покров и атмосферная циркуляция. Разнообразии природы спутников. Сходство природы спутников с планетами земной группы и Луной. Наличие атмосфер у крупнейших спутников. Строение и состав колец.

Фронтальный опрос.

Беседа.

§ 19, вопросы. Упр. 15. Задание 13

2/2

Малые тела Солнечной системы (астероиды, карликовые планеты и кометы).

Астероиды главного пояса. Их размеры численность. Малые тела пояса Койпера. Плутон и другие карликовые планеты. Кометы. Их строение и состав. Орбиты комет. Общая численность комет. Кометное облако Оорта. Астероидно-кометная опасность. Возможности и способы ее предотвращения.

Тестирование.

Беседа.

§ 20 (1-3), вопросы. Упр. 16 (1,3)

3/3

Метеоры, болиды, метеориты.

Одиночные метеоры. Скорости встречи с Землей. Небольшие тела (метеороиды). Метеорные потоки, их связь с кометами. Крупные тела. Явление болида, падение метеорита. Классификация метеоритов: железные, каменные, железокаменные.

Беседа.

§ 20 (4) вопросы.

СОЛНЦЕ И ЗВЕЗДЫ (6 часов)

1/4

Солнце: его состав и внутренне строение.

Источник энергии Солнца и звезд — термоядерные реакции. Перенос энергии внутри Солнца. Строение его атмосферы. Грануляция. Солнечная корона. Обнаружение потока солнечных нейтрино. Значение этого открытия для физики и астрофизики.

Беседа.

§ 21 (1-3) вопросы. Упр. 17 (1)

2/5

Солнечная активность и ее влияние на Землю.

Проявления солнечной активности: солнечные пятна, протуберанцы, вспышки, корональные выбросы массы. Потоки солнечной плазмы. Их влияние на состояние магнитосферы Земли. Магнитные бури, полярные сияния и другие геофизические явления, влияющие на радиосвязь, сбои в линиях электропередачи. Период изменения солнечной активности.

Фронтальный опрос.

Беседа.

§ 21 (4) вопросы. Упр. 17 (3)

3/6

Физическая природа звезд.

Звезда — природный термоядерный реактор. Светимость звезды. Многообразие мира звезд. Их спектральная классификация. Звезды-гиганты и звезды-карлики. Диаграмма «спектр — светимость». Двойные и кратные звезды. Звездные скопления. Их масса, плотность, состав и возраст. Модели звезд.

Тестирование.

Беседа

§ 22-23, вопросы. Упр. 18 (1), Упр. 19 (1)

4/7

Переменные и нестационарные звезды.

Цефеиды — природные автоколебательные системы. Зависимость «период — светимость». Затменно-двойные звезды.  Вспышки Новых — явление в тесных системах двойных звезд. Открытие «экзопланет» — планет и планетных систем вокруг других звезд.

Индивидуальный опрос. Беседа.

§ 24, вопросы.

5/8

Эволюция звезд.

Зависимость скорости и продолжительности эволюции звезд от их массы. Вспышка Сверхновой — взрыв звезды в конце ее эволюции. Конечные стадии жизни звезд: белые карлики. Нейтронные звезды (пульсары), черные дыры.

Беседа.

§ 22-24, повторить. Проекты.

6/9

Проверочная работа по теме «Солнце и Солнечная система».

Проверочная работа по темам: «Строение Солнечной системы», «Природа тел Солнечной системы», «Солнце и звезды».

Проверочная работа.

СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ (6 часов)

1/10

Наша Галактика.

Размеры и строение Галактики. Расположение и движение Солнца. Плоская и сферическая подсистемы Галактики. Ядро и спиральные рукава Галактики. Вращение Галактики и проблема «скрытой массы».

Беседа.

§ 25 (1-2), вопросы.

2/11

Наша Галактика.

Радиоизлучение межзвездного вещества. Его состав. Области звездообразования. Обнаружение сложных органических молекул. Взаимосвязь звезд и межзвездной среды. Планетарные туманности — остатки вспышек Сверхновых звезд.

Индивидуальный опрос. Беседа.

§ 25 (3-4), вопросы.

3/12

Другие звездные системы-галактики.

Спиральные, эллиптические и неправильные галактики. Их отличительные особенности, размеры, масса, количество звезд. Сверхмассивные черные дыры в ядрах галактик. Квазары и радиогалактики. Взаимодействующие галактики. Скопления и сверхскопления галактик.

Тестирование. Беседа.

§ 26, вопросы. Упр. 21 (1)

4/13

Космология начала ХХ века.

Общая теория относительности. Стационарная Вселенная А. Эйнштейна. Вывод Л. Л. Фридмана о нестационарности Вселенной. «Красное смешение» в спектрах галактик и закон Хаббла. Расширение Вселенной происходит однородно и изотропно.

Фронтальный опрос. Беседа.

§ 27, вопросы.

5/14

Основы современной космологии.

Гипотеза Г. А. Гамова о горячем начале Вселенной, ее обоснование и подтверждение. Реликтовое излучение. Теория Большого взрыва. Образование химических элементов. Формирование галактик и звезд. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.

Беседа.

§ 27, вопросы. Проекты

6/15

Контрольная работа № 2 по теме «Природа тел Солнечной системы. Солнце и звезды».

Контрольная работа  № 4 по итогам года (1 час).

Контрольная работа

ЖИЗНЬ И РАЗУМ ВО ВСЕЛЕННОЙ (2 часа)

1/16

Заключительный урок-конференция «Одиноки ли мы во Вселенной»

Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности радиоастрономии и космонавтики для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании.

Беседа.

§ 28, вопросы

2/17


Электронные образовательные ресурсы:
http://www.astro.websib.ru/  - конспекты уроков, справочный материал;
http://www.astrotime.ru/  - демонстрационные таблицы по астрономии в электронном
формате;
http://www.astronet.ru/  - календарь лунных и солнечных затмений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по астрономии для 11 классов

Рабочая программа по астрономии для 11 классов составлена на основе программы Страут, Е.К. Астрономия. Базовый уровень. 11 класс.Программа рассчитана на 35 часов....

рабочая программа по астрономии в 11 классе

Рабочая программа по астрономии рассчитана на 34 часа...

Рабочая программа по астрономии 10-11 класс

Авторская рабочая программа к учебнику В. М. Чаругина "Астрономия 10-11"...

Рабочая программа по астрономии 10-11 класс.

Программа составлена в соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, на основе авторской ...

Рабочая программа по астрономии за 11 класс

содержание, КТП, результаты...

Рабочая программа по астрономии 10-11 класс

Рабочая программа по астрономии 10-11 класс...

Рабочие программы Физика, Астрономия 10-11 класс

Рабочая программа учебного курса «Физика» для 10-11 классов на уровне среднего общего образования составлена на основе авторской программы А.В. Шаталиной «Физика: учебное пособие для...