Программа по астрономии. 10 класс. 2 часа в неделю.
рабочая программа по астрономии (10 класс) на тему
Составлена на основе примерной программы по учебному предмету - Астрономия. Методическое пособие 10–11 классы. Базовый уровень : учеб пособие для учителей общеобразовательных организаций. — М. : Просвещение, 2017. Учебник: В.М. Чаругин, «Астрономия 10- 11 класс», М. : Просвещение, 2018 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma._astronomiya.doc | 163 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ Частное общеобразовательное учреждение «Лицей при ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (ЧОУ «Лицей при ТГПУ им. Л. Н. Толстого», ЧОУ ЛТГПУ) | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ (ДИСЦИПЛИНЕ): | |
Астрономия | |
Программа подготовлена: | |
Учителем физики Матвеевой А.В. | |
«УТВЕРЖДАЮ» Директор Частного общеобразовательного учреждения «Лицея при ТГПУ им. Л. Н. Толстого» И.В. Шеханина ____________________________ «____»_____________ 2017 г. |
Тула,
2017
Календарно-тематическое планирование
Данные переносятся в журнал | ||||
№ урока | На уроке пройдено (Тема, Содержание темы, Практическая работа на уроке ) | Домашнее задание | Тип урока | Количество часов |
Введение в астрономию (1ч) | ||||
Роль астрономии в развитии цивилизации. Эволюция взглядов человека на Вселенную. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы. Особенности методов познания в астрономии. Формирование знаний о предмете, методике исследования. | § 1, 2 | Комбинированный урок | 1 | |
Астрометрия (5 ч) | ||||
Небесная сфера. Особые точки небесной сферы. Формирование умения находить и обозначать небесные точки сферы | § 3 | Комбинированный урок | 1 | |
Небесные координаты. Звездная карта, созвездия, использование компьютерных приложений для отображения звездного неба. Видимая звездная величина. Формирование знаний и умений обнаружения небесных координат. | § 4 | Комбинированный урок | 1 | |
Суточное движение светил. Связь видимого расположения объектов на небе и географических координат наблюдателя. Движение Земли вокруг Солнца. Формирование знаний о наблюдении за небесными телами. | § 5 | Комбинированный урок | 1 | |
Видимое движение и фазы Луны. Солнечные и лунные затмения. Формирование знаний о движении и фазе Луны. | § 6 | Комбинированный урок | 1 | |
Время и календарь. Формирование умения решать практические задачи по теме. Тестирование №1. | § 7 | Комбинированный урок | 1 | |
Небесная механика (3 ч) | ||||
Система мира. Структура и масштабы Солнечной системы. Конфигурация и условия видимости планет. Формирование знаний о понятиях гелиоцентрическая система мира и геоцентрическая система мира. | § 8 | Комбинированный урок | 1 | |
Методы определения расстояний до тел Солнечной системы и их размеров. Небесная механика. Законы Кеплера движения планет. Формирование умения применять законы Кеплера и закон всемирного тяготения при объяснении движения планет и космических аппаратов. | § 9 | Комбинированный урок | 1 | |
Определение масс небесных тел. Движение искусственных небесных тел. Космические скорости и межпланетные перелёты. Тестирование №2. | § 10, 11 | Комбинированный урок | 1 | |
Строение Солнечной системы (7 ч) | ||||
Происхождение Солнечной системы. Современные представления о строении и составе Солнечной системы. Формирование знаний происхождении Солнечной системы; основных закономерностях в Солнечной системе; космогонических гипотезах | § 12 | Комбинированный урок | 1 | |
Планета Земля. Система Земля - Луна. Формирование знаний о системе Земля–Луна; основных движениях Земли; форме Земли | § 13 | Комбинированный урок | 1 | |
Луна и её влияние на Землю. Формирование знаний. Формирование знаний о природе Луны. | § 14 | Комбинированный урок | 1 | |
Планеты земной группы. Формирование знаний об общей характеристике планет земной группы (атмосфера, поверхность); | § 15 | Комбинированный урок | 1 | |
Планеты-гиганты. Планеты- карлики. Спутники и кольца планет. Формирование знаний об общей характеристике планет- гигантов (атмосфера; поверхность); | § 16 | Комбинированный урок | 1 | |
Малые тела Солнечной системы. Астероидная опасность. Формирование знаний об астероидах и метеоритах; поясе астероидов; о кометах и метеорах | § 17 | Комбинированный урок | 1 | |
Современные представления о происхождении Солнечной системы. Формирование умений пользоваться планом Солнечной системы и справочными данными; определять по астрономическому календарю, какие планеты и в каких созвездиях видны на небе в данное время; -находить планеты на небе, отличая их от звёзд; Тестирование №3. | § 18 | Комбинированный урок | 1 | |
Астрофизика и звёздная астрономия (7 ч) | ||||
Электромагнитное излучение, космические лучи и гравитационные волны как источник информации о природе и свойствах небесных тел. Формирование знаний об электромагнитном излучении в космосе и гравитационных волнах. | § 19 | Комбинированный урок | 1 | |
Солнце. Строение Солнца, солнечной атмосферы. Проявления солнечной активности: пятна, вспышки, протуберанцы. Формирование знаний о основных физических характеристиках Солнца: массе, размерах, температуре; о схеме строения Солнца и физических процессов, происходящих в его недрах и атмосфере. | § 20 | Комбинированный урок | 1 | |
Внутреннее строение и источник энергии Солнца. Периодичность солнечной активности. Роль магнитных полей на Солнце. Солнечно-земные связи. Формирование умений применять основные положения ведущих физических теорий при объяснении природы Солнца. | § 21 | Комбинированный урок | 1 | |
Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимная связь. Разнообразие звездных характеристик и их закономерности. Определение расстояния до звезд, параллакс. Формирование знаний о пульсирующих и взрывающихся звездах; о порядке расстояния до звёзд, способах определения и размеров звёзд; | § 22–23 | Комбинированный урок | 1 | |
Двойные и кратные звезды. Внесолнечные планеты. Проблема существования жизни во Вселенной. Внутреннее строение и источники энергии звезд. Формирование умений решать задачи на расчёт расстояний до звёзд по известному годичному параллаксу и обратные, на сравнение различных звёзд по светимостям, размерам и температурам. | § 24-25 | Комбинированный урок | 1 | |
Новые и сверхновые звёзды. Происхождение химических элементов. Переменные и вспыхивающие звезды. Коричневые карлики. Формирование умений анализировать диаграммы «спектр–светимость» и «масса– светимость»; находить на небе звёзды: альфы. | § 26 | Комбинированный урок | 1 | |
Эволюция звезд, ее этапы и конечные стадии. Тестирование №4. Формирование умения применять полученные знания при решении практических задач. | § 27 | Комбинированный урок | 1 | |
Млечный путь (3 ч) | ||||
Состав и структура Галактики. Звездные скопления. Межзвездный газ и пыль. Формирование знаний о понятии туманности; основных физических параметрах, химическом составе и распределении межзвёздного вещества в Галактике; | § 28 | Комбинированный урок | 1 | |
Рассеянные и шаровые звёздные скопления. Вращение Галактики. Формирование знаний о примерных значениях следующих величин: - расстояния между звёздами в окрестности Солнца, их число в Галактике, её размеры | § 29 | Комбинированный урок | 1 | |
Сверхмассивная чёрная дыра в центре Млечного Пути. Темная материя. Формирование умений объяснять причины различия видимого и истинного распределения звёзд, межзвёздного вещества и галактик на небе; оценивать массу и размер чёрной дыры по движению отдельных звёзд | § 30 | Комбинированный урок | 1 | |
Галактики (3 ч) | ||||
Открытие других галактик. Многообразие галактик и их основные характеристики. Классификация галактик. Формирование знаний об основных физических параметрах, химическом составе и распределении межзвёздного вещества в Галактике. | § 31 | Комбинированный урок | 1 | |
Активные галактики и квазары. Сверхмассивные черные дыры и активность галактик. Представление о космологии. Красное смещение. Закон Хаббла. Формирование знаний об примерных значениях следующих величин: примерное значение и физический смысл постоянной Хаббла; возраст наблюдаемых небесных тел | § 32 | Комбинированный урок | 1 | |
Скопления галактик. Тестирование №5. Формирование умений объяснять причины различия видимого и истинного распределения звёзд, межзвёздного вещества и галактик на небе | § 33 | Комбинированный урок | 1 | |
Строение и эволюция Вселенной (2 ч) | ||||
Конечность и бесконечность Вселенной. Расширяющаяся Вселенная. Формирование знаний о связи закона всемирного тяготения с представлениями о конечности и бесконечности Вселенной; что такое фотометрический парадокс. | § 34, 35 | Комбинированный урок | 1 | |
Эволюция Вселенной. Большой Взрыв. Реликтовое излучение. Формирование умений использовать знания по физике и астрономии для описания и объяснения современной научной картины мира. | § 36 | Комбинированный урок | 1 | |
Современные проблемы астрономии (4 ч) | ||||
Ускоренное расширение Вселенной и тёмная энергия. Формирование знаний о наблюдениях, подтверждающих теорию ускоренного расширения Вселенной; что исследователи понимают под тёмной энергией; зачем в уравнение Эйнштейна была введена космологическая постоянная. | § 37 | Комбинированный урок | 1 | |
Обнаружение планет возле других звёзд. Формирование знаний об условия возникновения планет около звёзд. | § 38 | Комбинированный урок | 1 | |
Поиск жизни и разума во Вселенной. Итоговое тестирование. Формирование умений использовать знания, полученные по физике и астрономии, для описания и объяснения современной научной картины мира; обосновывать свою точку зрения о возможности существования внеземных цивилизаций и их контактов с нами. | § 39 | Комбинированный урок | 1 | |
Резерв времени. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физике в 11 классе Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, В.М.Чаругин. Физика – 11, М.: Просвещение, 2012 г. Программа рассчитана на 3 часа в неделю.
Рабочая программа по физике в 11 классе (3 часа в неделю)...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Программа кружка "ОФП" 2 часа в неделю.
Программа кружка "ОФП" 2 часа в неделю....
Рабочая программа по предмету: "Физика и астрономия" для специальных коррекционных классов VII вида. 9 класс 2 часа в неделю, 68 часов
Рабочая программа по предмету: "Физика и астрономия" для специальных коррекционных классов VII вида. 9 класс 2 часа в неделю, 68 часов...
Рабочая программа по предмету: "Физика и астрономия" для специальных коррекционных классов VII вида. 8 класс 2 часа в неделю, 70 часов
Рабочая программа по предмету: "Физика и астрономия" для специальных коррекционных классов VII вида. 8 класс 2 часа в неделю, 70 часов...
Рабочая программа по астрономии для 10-11 классов, Б.А.Воронцов-Вельяминов, 35 часов,1 час в неделю.
Рабочая программа по астрономии для 10-11 классов, Б.А.Воронцов-Вельяминов, 35 часов,1 час в неделю...
Рабочая программа. Литература. 8 класс, 2часа в неделю
Рабочая программа .Литература. 8 класс, 2часа в неделю...