Уроки астрономии 34 урока
учебно-методический материал по астрономии (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: Предмет астрономии.
Ход урока:
Вводная беседа (2 мин)
Требования: учебник-тетрадь
новый предмет - работа с учебником
Новый материал (30 мин) Начало - демонстрация видео клипа с CD, моей презентации.
Астрономия [греч. astron - звезда, nomos -закон] – наука о Вселенной (о природе)= наука о строении, происхождении и развитии небесных тел и их систем, муза - Урания.
Системы: - все тела во Вселенной образуют системы различной сложности.
Все тела находятся в непрерывном движении, изменении, развитии. Планеты, звезды, галактики имеют свою историю, нередко исчисляемую млрд. лет. На схеме отражена системность и расстояния: 1 световой год (св. год) - это расстояние, которое луч света со скоростью почти 300 000 км/с пролетает за 1 год. 1 световой год равен 9,46 миллионам миллионов километров! |
История астрономии – одна из самых увлекательных и древнейших наук (можно показать отрывок из фильма Астрономия (ч.1, фр. 2 Самая древняя наука). Потребность в астрономических знаниях диктовалась жизненной необходимостью:
- Счета времени (календарь).
- Находить дорогу по звездам, особенно мореплавателям
- Любознательность – разобраться в происходящих явлениях и поставить их себе на службу.
- Забота о своей судьбе, народившая астрологию.
Этапы развития астрономии
I-й Античный мир (до н. э)
II-ой Дотелескопический (наша эра до 1610г)
III-ий Телескопический (1610-1814гг)
IV-ый Спектроскопия (1814-1900гг)
V-ый Современный (1900 - наст.время)
Связь c другими предметами.
1 - гелиобиология | |
Основные разделы астрономии:
Классическая астрономия | объединяет ряд разделов астрономии, основы которых были разработаны до начала ХХ века: | ||
| Астрометрия: | Сферическая астрономия | изучает положение, видимое и собственное движение космических тел и решает задачи, связанные с определением положений светил на небесной сфере, составлением звездных каталогов и карт, теоретическим основам счета времени. |
Фундаментальная астрометрия | ведет работу по определению фундаментальных астрономических постоянных и теоретическому обоснованию составления фундаментальных астрономических каталогов. | ||
Практическая астрономия | занимается определением времени и географических координат, обеспечивает Службу Времени, вычисление и составление календарей, географических и топографических карт; астрономические методы ориентации широко применяются в мореплавании, авиации и космонавтике. | ||
| Небесная механика | исследует движение космических тел под действием сил тяготения (в пространстве и времени). Опираясь на данные астрометрии, законы классической механики и математические методы исследования, небесная механика определяет траектории и характеристики движения космических тел и их систем, служит теоретической основой космонавтики. | |
Современная астрономия | Астрофизика | изучает основные физические характеристики и свойства космических объектов (движение, строение, состав и т.д.), космических процессов и космических явлений, подразделяясь на многочисленные разделы: теоретическая астрофизика; практическая астрофизика; физика планет и их спутников (планетология и планетографии); физика Солнца; физика звезд; внегалактическая астрофизика и т. д. | |
| Космогония | изучает происхождение и развитие космических объектов и их систем (в частности Солнечной системы). | |
| Космология | исследует происхождение, основные физические характеристики, свойства и эволюцию Вселенной. Теоретической основой ее являются современные физические теории и данные астрофизики и внегалактической астрономии. |
Наблюдения в астрономии - основной источник информации. Они имеют особенности:
- длительные промежутки времени и одновременное наблюдение родственных объектов (пример-эволюция звезд)
- необходимость указания положения небесных тел в пространстве (координаты)
Для точности наблюдений, нужны приборы. Наблюдения проводятся в специализированных учреждениях -обсерваториях.
Телескоп - увеличивает угол зрения (разрешающая способность), и собирает больше света (проникающая сила).
Виды телескопов: = оптические и радио (Показ)
1. Оптические телескопы
Рефрактор - используется преломление света в линзе (преломляющий), первый в 1609г Г. Галилей
Рефлектор - используется вогнутое зеркало (отражающий), фокусирующее лучи, первый в 1668г изобрел И. Ньютон.
Зеркально – линзовый (камера Шмидта) - комбинация обеих видов, первый построил в 1930г Б. ШМИДТ.
назначение |
|
В астрономии расстояние между небесными телами измеряют углом → угловое расстояние: градусы – 5о,2, минуты – 13',4, секунды – 21",3
Обычным глазом мы видим рядом 2 звезды (разрешающая способность), если угловое расстояние не менее 1-2'. Угол, под которым мы видим диаметр Солнца и Луны ~ 0,5о= 30'.
Вычисления:
- Разрешающая способность α= 14"/D [D – диаметр объектива телескопа в см.] или α= 206265·λ/D [где λ - длина световой волны, а D – диаметр объектива телескопа]
- Светосила Е=~S (или D2 ) объектива. Е=(D/dхр)2, где dхр- диаметр зрачка человека в обычных условиях 5мм.
- Увеличение =Фокусное расстояние объектива/Фокусное расстояние окуляра. W=F/f=β/α.
При сильном увеличении >500х видно колебания воздуха, поэтому телескоп необходимо располагать как можно выше в горах и где небо часто безоблачно, а еще лучше за пределами атмосферы ( в космосе).
Задача (самостоятельно-3 мин) Для 6м телескопа– рефлектора в Специальной астрофизической обсерватории (на северном Кавказе) определить разрешающую способность, светосилу и увеличение, если используется окуляр с фокусным расстоянием 5см (F=24м). [Оценка по скорости и правильности решения]
2. Радиотелескопы - преимущества: в любую погоду и время суток можно вести наблюдение объектов, недоступные для оптических. Представляют собой чашу (подобие локатора). Радиоастрономия получило развитие с 50-х годов 20-го столетия.
Закрепление материала [6мин].
Вопросы:
- Какие сведения астрономические вы изучали в курсах других предметов? (природоведение, физики, истории и т.д.)
- В чем специфика астрономии по сравнению с другими науками о природе?
- Какие типы небесных тел вам известны?
- Планеты. Сколько, как называются, порядок расположения, самая большая и т.д.
- Какое значение в народном хозяйстве имеет сегодня астрономия?
Значения в народном хозяйстве:
- Ориентирование по звездам для определения сторон горизонта
- Навигация (мореходство, авиация, космонавтика) - искусство прокладывать путь по звездам
- Исследование Вселенной с целью понять прошлое и спрогнозировать будущее
- Космонавтика:
- Исследование Земли с целью сохранения ее уникальной природы
- Получение материалов, которые невозможно получение в земных условиях
- Прогноз погоды и предсказание стихийных бедствий
- Спасение терпящих бедствие судов
- Исследования других планет для прогнозирования развития Земли
Домашнее задание: Введение, §1; вопросы и задания для самоконтроля (стр11); стр29 (п.1-6) – главные мысли.
При подробном изучении материала об астрономических инструментах можно предложить ученикам вопросы и задачи:
1. Определите основные характеристики телескопа Г. Галилея.
2. В чем преимущества и недостатки оптической системы рефрактора Галилея по сравнению с оптической схемой рефрактора Кеплера?
3. Определите основные характеристики БТА. Во сколько раз БТА мощнее МШР?
4. В чем преимущества телескопов, установленных на борту космических аппаратов?
5. Какими условиями должно удовлетворять место для строительства астрономической обсерватории?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок астрономия -информатика. Тема урока "Космос.Солнечная система."
"Космос. Луна"Урок-презентация по астрономии, интегрированный с информатикой. Учащиеся знакомятся с галактикой, с планетами солнечной системы, с космосом.Урок проводится совместно с ...
Презентация к уроку астрономии (физики) по теме "Физические методы исследования в астрономии"
Данную презентацию можно использовать на уроках физики (в теме "Атомы и звезды", 9 класс) и астрономии. Использую этот материал на занятиях курса по выбору "Занимательная Вселенная" (9 класс). Презент...
План-конспект урока. Тема урока: Праздничный урок " Светлая пасха"
Этапы урока: 1.Вводная часть (организационный момент): - приветствие - тема урока...
Урок астрономии "Звездное небо". УМК Чаругин В. М. Урок 2
Цель урока — познакомить учащихся с основными созвездиями звездного неба, наиболее яркими звездами, показать способы нахождения созвездий с помощью звездной карты, дать определения оси мира, пол...
Презентация к уроку астрономии 11 класса "Введение в астрономию"
Введение в астрономию, основные объекты изучения, способы изучения, развитие науки....
Презентация к уроку по астрономии Урок №31 "Модель горячей Вселенной и реликтовое излучение"
Цели урока: •Познакомиться с моделью «горячей Вселенной».•Узнать, где, когда и как образовалось основное количество гелия во Вселенной.•Выяснить, ка...
Технологическая карта урока астрономии на тему: "Наблюдение - основа астрономии".
Технологическая карта урока астрономии на тему: "Наблюдение - основа астрономии" выполнена в технологии проблемного обучения с применением интернет-ресурсов....