Рабочая программа по астрономии
рабочая программа по астрономии (11 класс) на тему
Рабочая программа предназначена для учителей физики преподающих астрономию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ПРОГРАММА ПО АСТРОНОМИИ | 31.1 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет: астрономия
Класс: 10
Всего часов: 35 часов
Составитель: Гайфулина Ляйсана Зиннуровна
учитель физики и математики
Пояснительная записка
Рабочая программа по астрономии
Цели:
— осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и формировании современной естественнонаучной картины мира;
— приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строении и эволюции Вселен-ной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;
— овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;
— развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
— использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни;
— формирование научного мировоззрения; — формирование навыков использования естественнонаучных и особенно физико-математических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.
формирование и развитие у обучающихся астрономических знаний и умений для понимания явлений и процессов, происходящих в космосе, формирование единой картины мира.
ЗАДАЧИ:
- Приобретение знаний и умений для использования в практической деятельности и повседневной жизни;
- Овладение способами познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельностей;
- Освоение познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной компетенций.
Требования к уровню подготовки учащихся
знать/понимать
• смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцен-трическая система, видимая звездная величина, со-звездие, противостояния и соединения планет, ко-мета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, плане-та, спутник, звезда, Солнечная система, ГалактикаВселенная, всемирное и поясное время, внесолнеч-ная планета (экзопланета), спектральная классифи-кация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;
• смысл физических величин: парсек, свето-вой год, астрономическая единица, звездная вели-чина;
• смысл физического закона Хаббла;
• основные этапы освоения космического пространства;
• гипотезы происхождения Солнечной си-стемы;
• основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;
• размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики;
уметь
• приводить примеры: роли астрономии в раз витии цивилизации, использования методов ис следований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения ин-формации об объектах Вселенной, получения астро-номической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния сол-нечной активности на Землю;
• описывать и объяснять: различия календа-рей, условия наступления солнечных и лунных зат-мений, фазы Луны, суточные движения светил, при-чины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физи-ко-химических характеристик звезд с использова-нием диаграммы «цвет — светимость», физические причины, определяющие равновесие звезд, источ-ник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера
• характеризовать особенности методов по-знания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, воз-можные пути эволюции звезд различной массы;
• находить на небе основные созвездия Север-ного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;
• использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии; отделения ее от лженаук; оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
Содержание курса
Введение в астрономию (2 ч)
Цель изучения данной темы — познакомить учащихся с основными астрономическими объектами, заполняющими Вселенную: планетами, Солнцем, звёздами, звёздными скоплениями, галактиками, скоплениями галактик; физическими процессами, протекающими в них и в окружающем их пространстве. Учащиеся знакомятся с характерными масштабами, характеризующими свойства этих небесных тел. Также приводятся сведения о современных оптических, инфракрасных, радио-, рентгеновских телескопах и обсерваториях. Таким образом, учащиеся знакомятся с теми небесными телами и объектами, которые они в дальнейшем будут подробно изучать на уроках астрономии.
Астрометрия (5 ч)
Целью изучения данной темы — формирование у учащихся о виде звёздного неба, разбиении его на созвездия, интересных объектах в созвездиях и мифологии созвездий, развитии астрономии в античные времена. Задача учащихся проследить, как переход от ориентации по созвездиям к использованию небесных координат позволил в количественном отношении изучать видимые движения тел. Также целью является изучение видимого движения Солнца, Луны и планет
- на основе этого — получение представления о том, как астрономы научились предсказывать затмения; получения представления об одной из основных задач астрономии с древнейших времён — измерении времени и ведении календаря.
Небесная механика (4 ч)
Цель изучения темы — развитее представлений о строении Солнечной системы: геоцентрическая и гелиоцентрические системы мира; законы Кеплера о движении планет и их обобщение Ньютоном; космические скорости и межпланетные перелёты.
Строение Солнечной системы (7 ч)
Цель изучения темы – получить представление о строении Солнечной системы, изучить физическую природу Земли и Луны, явления приливов и прецессии; понять физические особенности строения планет земной группы, планет-гигантов и планет-карликов; узнать об особенностях природы и движения астероидов, получить общие представления о кометах, метеорах и метеоритах; узнать о развитии взглядов на происхождение Солнечной системы и о современных представлениях о её происхождении.
Астрофизика и звёздная астрономия (9 ч)
Цель изучения темы — получить представление о разных типах оптических телескопов, радиотелескопах и методах наблюдений с их помощью; о методах и результатах наблюдений Солнца, его основных характеристиках; о проявлениях солнечной активности и связанных с ней процессах на Земле и в биосфере; о том, как астрономы узнали о внутреннем строении Солнца и как наблюдения солнечных нейтрино подтвердили наши представления о процессах внутри Солнца; получить представление: об основных характеристиках звёзд, их взаимосвязи, внутреннем строении звёзд различных типов, понять природу белых карликов, нейтронных звёзд и чёрных дыр, узнать как двойные звёзды помогают определить массы звёзд, а пульсирующие звёзды — расстояния во Вселенной; получить представление о новых и сверхновых звёздах, узнать, как живут и умирают звёзды.
Млечный Путь – наша Галактика (3 ч)
Цель изучение темы — получить представление о нашей Галактике — Млечном Пути, об объектах, её составляющих, о распределении газа и пыли в ней, рассеянных и шаровых скоплениях, о её спиральной структуре; об исследовании её центральных областей, скрытых от нас сильным поглощением газом и пылью, а также о сверхмассивной чёрной дыре, расположенной в самом центре Галактики.
Галактики (3 ч)
Цель изучения темы — получить представление о различных типах галактик, об определении расстояний до них по наблюдениям красного смещения линий в их спектрах, и о законе Хаббла; о вращении галактик и скрытой тёмной массы в них; получить представление об активных галактиках и квазарах и о физических процессах, протекающих в них, о распределении галактик и их скоплений во Вселенной, о горячем межгалактическом газе, заполняющим скопления галактик.
Строение и эволюция Вселенной (3 ч)
Цель изучения темы — получить представление об уникальном объекте — Вселенной в целом, узнать как решается вопрос о конечности или бесконечности Вселенной, о парадоксах, связанных с этим, о теоретических положениях общей теории относительности, лежащих в основе построения космологических моделей Вселенной; узнать какие наблюдения привели к созданию расширяющейся модели Вселенной, о радиусе и возрасте Вселенной, о высокой температуре вещества в начальные периоды жизни Вселенной и о природе реликтового излучения, о современных наблюдениях ускоренного расширения Вселенной.
Современные проблемы астрономии (3 ч)
Цель изучения данной темы — показать современные направления изучения Вселенной, рассказать о возможности определения расстояний до галактик с помощью наблюдений сверхновых звёзд и об открытии ускоренного расширения Вселенной, о роли тёмной энергии и силы всемирного отталкивания; учащиеся получат представление об экзопланетах и поиске экзопланет, благоприятных для жизни; о возможном числе высокоразвитых цивилизаций в нашей Галактике, о методах поисках жизни и внеземных цивилизаций и проблемах связи с ними.
Учебно-тематическое планирование по астрономии
Календарно-тематический план по астрономии в 11-м классе на 2017 -2018 учебный год составлен на основе методического пособия: «- Астрономия. Методическое пособие 10–11 классы. Базовый уровень : учеб пособие для учителей общеобразоват. организаций. — М. : Просвещение, 2017.»
Для реализации программы используется учебник:, В.М. Чаругин «Астрономия 10- 11 класс», М. : Просвещение, 2018 г.
Дополнительная литература:
1.Астрономия 11 класс, Е. П. Левитан, 2010 г
2.«Астрономия 11 класс», Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е.К.2007 год
3. Астрономия 11 класс, «Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы», Л.А.Кирик, К.П. Бондаренко,
Календарно- тематическое планирование.
№ | Тема | Кол-во часов | Дата | примечание | ||||||||
По плану | фактический | |||||||||||
Введение | ||||||||||||
1 | Введение в астрономию. | |||||||||||
Астрометрия (5 ч) | ||||||||||||
2 | Звёздное небо | |||||||||||
3 | Небесные координаты | |||||||||||
4 | Видимое движение планет и Солнца | |||||||||||
5 | Движение Луны и затмения | |||||||||||
6 | Время и календарь | |||||||||||
Небесная механика (3 ч) | ||||||||||||
7 | Система мира | |||||||||||
8 | Законы Кеплера движения планет | |||||||||||
9 | Космические скорости и межпланетные перелёты | |||||||||||
Строение Солнечной системы (7 ч) | ||||||||||||
10 | Современные представления о строении и составе Солнечной системы | |||||||||||
11 | Планета Земля | |||||||||||
12 | Луна и её влияние на Землю | |||||||||||
13 | Планеты земной группы | |||||||||||
14 | Планеты-гиганты. Планеты- карлики | |||||||||||
15 | Малые тела Солнечной системы | |||||||||||
16 | Современные представления о происхождении Солнечной системы | |||||||||||
Астрофизика и звёздная астрономия (7 ч) | ||||||||||||
17 | Методы астрофизических исследований | |||||||||||
18 | Солнце | |||||||||||
19 | Внутреннее строение и источник энергии Солнца | |||||||||||
20 | Основные характеристики звёзд | |||||||||||
21 | Белые карлики, нейтронные звёзды, чёрные дыры. Двойные, кратные и переменные звёзды | |||||||||||
22 | Новые и сверхновые звёзды | |||||||||||
23 | Эволюция звёзд | |||||||||||
Млечный путь (3 ч) | ||||||||||||
24 | Газ и пыль в Галактике | |||||||||||
25 | Рассеянные и шаровые звёздные скопления | |||||||||||
26 | Сверхмассивная чёрная дыра в центре Млечного Пути | |||||||||||
Галактики (3 ч) | ||||||||||||
27 | Классификация галактик | |||||||||||
28 | Активные галактики и квазары | |||||||||||
29 | Скопления галактик | |||||||||||
Строение и эволюция Вселенной (2 ч) | ||||||||||||
30 | Конечность и бесконечность Вселенной. Расширяющаяся Вселенная | |||||||||||
31 | Модель «горячей Вселенной» и реликтовое излучение | |||||||||||
Современные проблемы астрономии (4 ч) | ||||||||||||
32 | Ускоренное расширение Вселенной и тёмная энергия | |||||||||||
33 | Обнаружение планет возле других звёзд | |||||||||||
34 | Поиск жизни и разума во Вселенной |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по астрономии 2012-2013 учебный год
Рабочая программа+хронограф по астрономии...
Рабочая программа по астрономии 10 класс
Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с нормативно-правовыми документами:Областной базисный учебный план (Приказ ГУОиН №01-453 от 20.05.2003 г.).Федеральный компонент го...
Рабочая программа по астрономии 11 класс
Рабочая программа по астрономии 11 класс. По учебнику Е. П. Левитан....
Рабочая программа по астрономии 11 класс
Данная рабочая программа составлена на основе программы «Физика и астрономия» для общеобразовательных учреждений 7 – 11 классов, рекомендованной «Департаментом образовательных программ и стандартов об...
Рабочая программа по астрономии (Элективный курс)
Формирование и развитие у учащихся астрономических представлений - длительный процесс, который как предмет начинается в 10 классе, или не включен в программу обучения. Данный курс дает возможность уча...
Рабочая программа по астрономии 10 класс
Данная рабочая программа составлена на основе программы "Физика и астрономия " для общеобразовательных учреждений...
Рабочая программа по астрономии 10 класс
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и основываясь на рабочую программу к УМК Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. С...