Рабочая программа элективного курса«Физика и астрономия»
рабочая программа по физике (11 класс) на тему
Рабочая программа элективного курса«Физика и астрономия»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_fizika_i_astronomiya.docx | 40.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Бобровская средняя общеобразовательная школа №2
Рассмотрено на заседании ШМО «Утверждаю»
Протокол №1 Директор школы
от29.09.2014 г. ___________Н.И. Гайворонская
Приказ № 77 от 01.09. 2015 г
«Согласовано»
Зам. директора по НМР
________ О.С.Ким
Принято на заседании педагогического совета
Протокол № 13 от 28.08. 2015 г.
Рабочая программа
элективного курса
«Физика и астрономия»
для 11 класса
учителя
Григорьевой Ж.В.
на 2015-2016 учебный год
- Пояснительная записка
Элективный курс «Физика и астрономия», предназначен для учащихся 11 класса (дети, оставшиеся без попечения родителей -1 человек), который призван показать, как современная астрономия связана с физикой и математикой.Астрономия – это наука, формирующая не только единую научную картину мира, но и познавательные интересы, и интеллектуальные способности учащихся.
Изучение элективного курса «Физика и астрономия» осуществляется в соответствии со следующими нормативными документами:
- Закон № 273-ФЗ от 29.12.12 г. « Об образовании РФ»;
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы Сан-Пин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993;
- Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 18.07.2002№2783
- Программы введения предпрофильной подготовки и профильного обучения в образовательных учреждений Воронежской области №547 от 18.08.2004 г.
- Приказ №253 от 31.03.2014 г. «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
- Общая характеристика курса
Актуальность
Изучение данного элективного курса позволит учащимся значительно расширить свои знания в области физики и астрономии, познакомит учеников с методами решения задач по астрономии, подготовит базу для более осмысленного изучения физики. Важную роль в развитии астрономии, космонавтики всегда играла наша страна, тогда и сейчас занимала и занимает лидирующие позиции в мире. Программа данного элективного курса предусматривает широкое использование физических, математических знаний учащихся. Особое внимание уделяется решению задач. Решение задач учит правильно применять полученные теоретические знания на практике.
Цель курса:формирование естественнонаучной грамотности и научного мировоззрения.
Задачи курса:сформировать у учащихся представление о Вселенной, ее строении и свойствах, о физической природе небесных тел и систем; познакомить школьников с научными методами познания законов Вселенной, наиболее важными астрономическимиоткрытиями, определивших развитие науки и техники.
- Место курса в учебном плане
Элективный курс «Физика и астрономия» рассчитан на 1 час в неделю 35 часов в год.
- Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностными результатами являются:
- в ценностно-ориентационной сфере — чувство гордости за российскую физическую науку, гуманизм, положительное отношение к труду, целеустремленность;
- в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
- в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять своей познавательной деятельностью.
Метапредметными результатами являются:
- использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование и т. д.) для изучения различных сторон окружающей действительности;
- использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;
- умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации целей и применять их на практике;использование различных источников для полученияфизической информации, понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата.
Предметными результатами являются:
Повышение мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе. Включение учащихся в учебно-исследовательскую и проектнуюдеятельность, которая имеет следующие особенности:
- цели и задачи этих видов деятельности учащихся определяются как их личностными мотивами, так и социальными. Это означает, что такая деятельность должна быть направлена не только на повышение компетентности подростков в предметной области определенных учебных дисциплин, не только на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других;
- учебно-исследовательская и проектная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы учащиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей и т.д.
Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подростки овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе;
- организация учебно-исследовательских и проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. В этих видах деятельности могут быть востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности.
- Содержание курса
1.Физика и астрономия
Предмет астрономии (что изучает астрономия, роль наблюдений в астрономии, связь астрономии с другими науками, значение астрономии).
Научные методы изучения Вселенной. Законы света.
2.Движение
Механическое движение (виды, основные характеристики).Свободное падение тел (теория Галилея). Суточное движение небесных тел. Годичное движение Солнца. Представление ученых древности о строении Солнечной системы (геоцентрическая система мира). Гелиоцентрическая система Коперника.
3.Практические основы астрономии
Небесные координаты. Звездная карта. Годичное движение Солнца. Эклиптика.
Структура и масштабы Солнечной системы. Определение расстояний до тел Солнечной системы.
4.Движение небесных тел
Законы Кеплера. Движение космических объектов под действием сил тяготения. Орбиты космических аппаратов. Закон всемирного тяготения.
5.Физические условия в Солнечной системе
Звезда по имени Солнце. Строение Солнечной системы. Планеты земной группы. Система Земля-Луна. Планеты –гиганты. Малые тела Солнечной системы. Современные представления о происхождении Солнечной системы.
6.Методы астрофизических исследований
Исследование электромагнитного излучения небесных тел. Определение физических свойств и скорости движения небесных тел по их спектрам. Спектральный анализ.
7.Солнце и звезды
Звезды– основные объекты во Вселенной. Эволюция звезд. Физическая природа звезд (цвет, температура, спектры и химический состав, светимости, радиусы, массы, средние плотности). Связь между физическими характеристиками звезд (диаграммаГерцшпрунга – Рассела). Солнце– ближайшая к нам звезда.
8.Наша галактика
Наша Галактика – Млечный Путь. Виды галактик. Вращение Галактики.
- Тематическое планирование
№ п/п | Содержание занятий | Часы | Дата |
1 | Природа и человечество. Физика | 1 | |
2 | Астрономия – наука о небесных телах | 1 | |
3 | Эксперимент – метод проверки физических законов | 1 | |
4 | Явление свободного падения тел – пример опровержения ложной гипотезы | 1 | |
5 | Решение задач по теме «Баллистическое движение» | 1 | |
6 | Законы света | 1 | |
7 | Виды телескопов | 1 | |
8 | Решение задач по теме «Законы света» | 1 | |
9 | Физическая теория. Как измерили радиус Земли | 1 | |
10 | Механическое движение. Решение задач | 1 | |
11 | Суточное движение небесных тел. Небесная сфера | 1 | |
12 | Небесные координаты | 1 | |
13 | Решение задач по теме «Небесные координаты» | 1 | |
14 | Развитие учения о Солнечной Системе | 1 | |
15 | Годичное движение Солнца | 1 | |
16 | Экваториальные координаты | 1 | |
17 | Работа ПКЗН | 1 | |
18 | Законы Кеплера | 1 | |
19 | Решение задач по теме «Законы Кеплера» | 1 | |
20 | Закон всемирного тяготения | 1 | |
21 | Решение задач по теме «Закон всемирного тяготения» | 1 | |
22 | Уточнение Ньютоном законов Кеплера | 1 | |
23 | Решение задач по теме «Законы Кеплера» | 1 | |
24 | Введение понятия параллакса. Определение расстояний то тел Солнечной системы | 1 | |
25 | Решение задач по теме «Определение расстояний то тел Солнечной системы» | 1 | |
26 | Размер и форма Земли | 1 | |
27 | Определение размеров светил | 1 | |
28 | Физическая природа тел Солнечной системы | 1 | |
29 | Методы астрофизических исследований | 1 | |
30 | Солнце- ближайшая звезда | 1 | |
31 | Важнейшие закономерности в мире звезд | 1 | |
32 | Наша Галактика | 1 | |
33 | Защита проектов | 1 | |
34 | Защита проектов | 1 | |
35 | Заключительный обзор | 1 |
- Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Для обучения учащихся старших классов в соответствии со стандартами второго поколения необходимо реализовать системно-деятельностный подход к процессу обучения. Данный подход при обучении учащихся реализуется при организации экспериментальной деятельности как в урочном, так и во внеурочном формате, решении различных задач (предметных, межпредметных и метапредметных).
Оборудование и программное обеспечение | Характеристика (или название) |
Компьютер | есть |
Проектор | есть |
Доступ в Интернет | есть |
Операционная система | Windows 2000/XP |
- Планируемые результаты изучения курса
Учащиеся должны знать смысл понятий: активность, астероид, астрология, астрономия, астрофизика, атмосфера, болид, возмущения, восход светила, вращение небесных тел, Вселенная, вспышка, Галактика, горизонт, гранулы, затмение, виды звезд, зодиак, календарь, космогония, космология, космонавтика, космос, кольца планет, кометы, кратер, кульминация, основные точки, линии и плоскости небесной сферы, магнитная буря, Метагалактика, метеор, метеорит, метеорные тело, дождь, поток, Млечный Путь, моря и материки на Луне, небесная механика, видимое и реальное движение небесных тел и их систем, обсерватория, орбита, планета, полярное сияние, протуберанец, скопление, созвездия 6 и их классификация, солнечная корона, солнцестояние, состав Солнечной системы, телескоп, терминатор, туманность, фазы Луны, фотосферные факелы, хромосфера, черная дыра, Эволюция, эклиптика, ядро;
должны знать определения физических величин: астрономическая единица, афелий, блеск звезды, возраст небесного тела, параллакс, парсек, период, перигелий, физические характеристики планет и звезд, их химический состав, звездная величина, радиант, радиус светила, космические расстояния, светимость, световой год, сжатие планет, синодический и сидерический период, солнечная активность, солнечная постоянная, спектр светящихся тел Солнечной системы;
должны знать смысл работ и формулировку законов: Аристотеля, Птолемея, Галилея, Коперника, Бруно, Ломоносова, Гершеля, Браге, Кеплера, Ньютона, Леверье, Адамса, Галлея, Белопольского, Бредихина, Струве, Герцшпрунга-Рассела Хаббла, Доплера, Фридмана, Эйнштейна;
должны уметь: использовать карту звездного неба для нахождения координат светила; выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы; приводить примеры практического использования астрономических знаний о небесных телах и их системах; решать задачи на применение изученных астрономических законов; осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников, ее обработку и представление в разных формах;
Литература:
1. Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е.К. Страут. Астрономия 11 кл. Дрофа М 2007г.
2. Е.П. Левитан Астрономия 11кл. М. Просвещение 2000г.
3. Г.И.Малахова, Е.К.СтраутДидактические материалы по астрономии М. Просвещение 2000г.
Интернет-ресурсы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса «Физика в задачах» для 11 класса
Рабочая программа по физике для 11 класса составлена на основе авторской программы курса по выбору «Методы решения задач по физике» (авторы: В. А. Орлов, профессор ИСМО РАО, г. Москва, Ю. А. Сау...
Рабочая программа. Элективные курсы. Физика 10-11 класс.
Рабочая программа к элективному курсу "Решение физических задач" рассчитана для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений где физика преподается по базовому уровню...
Рабочая программа элективного курса "Физика и медицина" 9 класс
Рабочая программа элективного курса «Физика в медицине» разработана на основе авторской программы С. М Новикова (Программы элективных курсов. Физика. 9-11 классы. Профильное обучение/ сост...
Рабочая программа элективного курса Физика вокруг нас 8 класс
Рабочая программа по факультативному курсу «Физика вокруг нас» 8 классВоротневой Натальи Андреевны...
Рабочая программа элективного курса«Физика и астрономия»
Рабочая программа элективного курса«Физика и астрономия»...
Рабочая программа элективного курса ФИЗИКА В ЗАДАЧАХ И ЭКСПЕРИМЕНТАХ
Предлагаемый элективный курс в 7 классе рассчитан на 34 часа (1 ч в неделю) для учащихся, проявляющих повышенный интерес к физике. Программа предусматривает не только расширение знаний учащихся по...
Рабочая программа элективного курса Физика и экология
Рабочая программа элективного курса Физика и экология...