Рабочая программа элективного курса«Физика и астрономия»
рабочая программа по физике (11 класс) на тему

Григорьева Жаннета Васильевна

Рабочая программа элективного курса«Физика и астрономия» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivnyy_kurs_fizika_i_astronomiya.docx40.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

                                 Бобровская средняя общеобразовательная школа №2

Рассмотрено на заседании ШМО                                                       «Утверждаю»    

Протокол №1                                                                                   Директор школы

от29.09.2014 г.                                                                 ___________Н.И. Гайворонская

                                           

                                                                         Приказ № 77  от 01.09. 2015 г

«Согласовано»

 Зам. директора по НМР

 ________ О.С.Ким

Принято на заседании педагогического совета

Протокол № 13 от 28.08. 2015 г.

Рабочая программа

элективного курса

«Физика и астрономия»

для 11 класса

учителя

Григорьевой Ж.В.

на 2015-2016 учебный год

  1. Пояснительная записка

Элективный курс «Физика и астрономия», предназначен  для учащихся 11 класса (дети, оставшиеся без попечения родителей -1 человек), который призван показать, как современная астрономия связана с физикой и математикой.Астрономия – это наука, формирующая не только единую научную картину мира, но и познавательные интересы, и  интеллектуальные способности учащихся.

          Изучение элективного курса «Физика и астрономия» осуществляется в соответствии со следующими нормативными документами:

  1. Закон № 273-ФЗ от 29.12.12 г. « Об образовании РФ»;
  2. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы Сан-Пин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993;
  3. Концепция профильного обучения на старшей ступени  общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 18.07.2002№2783
  4. Программы введения предпрофильной подготовки и профильного обучения в образовательных учреждений Воронежской области №547 от 18.08.2004 г.
  5.  Приказ №253 от 31.03.2014 г. «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
  1. Общая характеристика курса

Актуальность

Изучение данного  элективного  курса позволит учащимся значительно расширить свои знания в области физики и астрономии, познакомит учеников с методами решения задач по астрономии, подготовит базу для более осмысленного изучения  физики. Важную роль в развитии астрономии, космонавтики всегда играла наша страна, тогда и сейчас занимала и  занимает лидирующие позиции в мире. Программа данного элективного  курса предусматривает широкое использование физических, математических знаний учащихся. Особое внимание  уделяется решению  задач. Решение задач  учит правильно применять полученные теоретические знания на практике.

Цель курса:формирование естественнонаучной грамотности и научного                   мировоззрения.

Задачи курса:сформировать у учащихся представление о Вселенной, ее строении и свойствах, о физической природе небесных тел и систем;  познакомить школьников с научными методами познания законов Вселенной, наиболее важными астрономическимиоткрытиями, определивших развитие науки и техники.

  1. Место курса в учебном плане

Элективный курс «Физика и астрономия» рассчитан на 1 час в неделю 35 часов в год.

  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностными результатами являются:

  • в ценностно-ориентационной сфере — чувство гордости за российскую физическую науку, гуманизм, положительное отношение к труду, целеустремленность;
  • в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
  • в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять своей познавательной деятельностью.

Метапредметными результатами  являются:

  • использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование и т. д.) для изучения различных сторон окружающей действительности;
  • использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;
  • умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации целей и применять их на практике;использование различных источников для полученияфизической информации, понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата.

Предметными результатами являются:

Повышение мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе. Включение учащихся в учебно-исследовательскую и проектнуюдеятельность, которая имеет следующие особенности:

  1. цели и задачи этих видов деятельности учащихся определяются как их личностными мотивами, так и социальными. Это означает, что такая деятельность должна быть направлена не только на повышение компетентности подростков в предметной области определенных учебных дисциплин, не только на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других;
  2. учебно-исследовательская и проектная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы учащиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей и т.д.

Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подростки овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе;

  1. организация учебно-исследовательских и проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. В этих видах деятельности могут быть востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности.

  1. Содержание    курса

1.Физика и астрономия

Предмет астрономии (что изучает астрономия, роль наблюдений в астрономии, связь астрономии с другими науками, значение астрономии).

Научные методы изучения Вселенной. Законы света.

2.Движение

Механическое движение (виды, основные характеристики).Свободное падение тел (теория Галилея). Суточное движение небесных тел. Годичное движение Солнца. Представление ученых древности о строении Солнечной системы (геоцентрическая система                                           мира). Гелиоцентрическая система Коперника.

3.Практические основы астрономии

Небесные координаты. Звездная карта. Годичное движение Солнца. Эклиптика.

Структура и масштабы Солнечной системы. Определение расстояний до тел Солнечной системы.

4.Движение небесных тел

Законы Кеплера. Движение космических объектов под действием сил тяготения. Орбиты космических аппаратов. Закон всемирного тяготения.  

5.Физические условия в Солнечной системе

Звезда по имени Солнце. Строение Солнечной системы. Планеты земной группы. Система Земля-Луна. Планеты –гиганты. Малые тела Солнечной системы. Современные представления о происхождении Солнечной системы.

6.Методы астрофизических исследований

Исследование электромагнитного излучения небесных тел. Определение физических свойств и скорости движения небесных тел по их спектрам. Спектральный анализ.

7.Солнце и звезды

Звезды– основные объекты во Вселенной. Эволюция звезд. Физическая природа звезд (цвет, температура, спектры и химический состав, светимости, радиусы, массы, средние плотности). Связь между физическими характеристиками звезд (диаграммаГерцшпрунга – Рассела).    Солнце– ближайшая к нам звезда.

8.Наша галактика

Наша Галактика – Млечный Путь.  Виды галактик.  Вращение Галактики.

  1. Тематическое планирование

№ п/п

Содержание занятий

Часы

Дата

1

Природа и человечество. Физика

1

2

Астрономия – наука о небесных телах

1

     3

Эксперимент – метод проверки физических законов

1

4

Явление свободного падения тел – пример опровержения ложной гипотезы

1

5

Решение задач по теме «Баллистическое движение»

1

6

Законы света

1

7

Виды телескопов

1

8

Решение задач по теме «Законы света»

1

9

Физическая теория. Как измерили радиус Земли

1

10

Механическое движение. Решение задач

1

11

Суточное  движение небесных тел. Небесная сфера

1

12

Небесные координаты

1

13

Решение задач по теме «Небесные координаты»

1

14

Развитие учения о Солнечной Системе

1

15

Годичное движение Солнца

1

16

Экваториальные координаты

1

17

Работа ПКЗН

1

18

Законы Кеплера

1

19

Решение задач по теме «Законы Кеплера»

1

20

Закон всемирного тяготения

1

21

Решение задач по теме «Закон всемирного тяготения»

1

22

Уточнение Ньютоном законов Кеплера

1

23

Решение задач по теме «Законы Кеплера»

1

24

Введение понятия параллакса. Определение расстояний то тел Солнечной системы

1

25

Решение задач по теме «Определение расстояний то тел Солнечной системы»

1

26

Размер и форма Земли

1

27

Определение размеров светил

1

28

Физическая природа тел Солнечной системы

1

29

Методы астрофизических исследований

1

30

Солнце- ближайшая звезда

1

31

Важнейшие закономерности в мире звезд

1

32

Наша Галактика

1

33

Защита проектов

1

34

Защита проектов

1

35

Заключительный обзор

1

  1. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Для обучения учащихся старших классов в соответствии со стандартами второго поколения необходимо реализовать системно-деятельностный подход к процессу обучения. Данный подход при обучении учащихся реализуется при организации экспериментальной деятельности как в урочном, так и во внеурочном формате, решении различных задач (предметных, межпредметных и метапредметных).

Оборудование и программное обеспечение

Характеристика (или название)

Компьютер

есть

Проектор

есть

Доступ в Интернет

есть

Операционная система

Windows 2000/XP

  1. Планируемые результаты изучения курса

Учащиеся должны знать смысл понятий: активность, астероид, астрология, астрономия, астрофизика, атмосфера, болид, возмущения, восход светила, вращение небесных тел, Вселенная, вспышка, Галактика, горизонт, гранулы, затмение, виды звезд, зодиак, календарь, космогония, космология, космонавтика, космос, кольца планет, кометы, кратер, кульминация, основные точки, линии и плоскости небесной сферы, магнитная буря, Метагалактика, метеор, метеорит, метеорные тело, дождь, поток, Млечный Путь, моря и материки на Луне, небесная механика, видимое и реальное движение небесных тел и их систем, обсерватория, орбита, планета, полярное сияние, протуберанец, скопление, созвездия 6 и их классификация, солнечная корона, солнцестояние, состав Солнечной системы, телескоп, терминатор, туманность, фазы Луны, фотосферные факелы, хромосфера, черная дыра, Эволюция, эклиптика, ядро;

должны знать определения физических величин: астрономическая единица, афелий, блеск звезды, возраст небесного тела, параллакс, парсек, период, перигелий, физические характеристики планет и звезд, их химический состав, звездная величина, радиант, радиус светила, космические расстояния, светимость, световой год, сжатие планет, синодический и сидерический период, солнечная активность, солнечная постоянная, спектр светящихся тел Солнечной системы;

должны знать смысл работ и формулировку законов: Аристотеля, Птолемея, Галилея, Коперника, Бруно, Ломоносова, Гершеля, Браге, Кеплера, Ньютона, Леверье, Адамса, Галлея, Белопольского, Бредихина, Струве, Герцшпрунга-Рассела  Хаббла, Доплера, Фридмана, Эйнштейна;

должны уметь: использовать карту звездного неба для нахождения координат светила; выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы; приводить примеры практического использования астрономических знаний о небесных телах и их системах; решать задачи на применение изученных астрономических законов; осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников, ее обработку и представление в разных формах;

Литература:

1. Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е.К. Страут. Астрономия 11 кл. Дрофа М 2007г.

2. Е.П. Левитан Астрономия 11кл. М. Просвещение 2000г.

3. Г.И.Малахова, Е.К.СтраутДидактические материалы по астрономии М. Просвещение 2000г.

Интернет-ресурсы:

http://www.astronet.ru/

http://www.astronews.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса «Физика в задачах» для 11 класса

Рабочая программа по физике для 11 класса составлена на основе авторской программы курса по выбору «Методы решения задач по физике» (авторы: В. А. Орлов, профессор ИСМО РАО, г. Москва, Ю. А. Сау...

Рабочая программа. Элективные курсы. Физика 10-11 класс.

Рабочая программа к элективному курсу "Решение физических задач" рассчитана для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений где физика преподается по базовому уровню...

Рабочая программа элективного курса "Физика и медицина" 9 класс

Рабочая программа  элективного курса «Физика в медицине» разработана на основе авторской программы С. М Новикова (Программы элективных курсов. Физика.  9-11 классы. Профильное обучение/ сост...

Рабочая программа элективного курса Физика вокруг нас 8 класс

Рабочая программа по   факультативному курсу «Физика вокруг нас» 8 классВоротневой Натальи Андреевны...

Рабочая программа элективного курса«Физика и астрономия»

Рабочая программа элективного курса«Физика и астрономия»...

Рабочая программа элективного курса ФИЗИКА В ЗАДАЧАХ И ЭКСПЕРИМЕНТАХ

Предлагаемый элективный курс в 7 классе рассчитан на 34 часа (1 ч в неделю) для учащихся, проявляющих повышенный интерес к физике. Программа предусматривает не только расширение знаний учащихся по...

Рабочая программа элективного курса Физика и экология

Рабочая программа элективного курса Физика и экология...