Рабочая программа элективного курса "Астрономия"
рабочая программа (10 класс) на тему

Элективный курс разработан для учащихся 10 класса, изучающих физику на профильном уровне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_astronomiya_10-1_2014-2015.doc888 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа элективного предмета «Астрономия» для 10 класса предназначена для изучения астрономии в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательную программу среднего  с (полного) общего образования. Срок реализации программы 1 год.

Рабочая программа составлена на основе:

Федерального     компонента    государственного     стандарта     общего     образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1089 от 05.03. 2004;

Модифицированной программы «Астрономия 11 класс»,  Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е.К. Страут.

ЦЕЛЬ: формирование и развитие у обучающихся астрономических  знаний и умений для понимания явлений и  процессов, происходящих в космосе, формирование единой картины мира.

ЗАДАЧИ:

 - Приобретение знаний и умений для использования в практической деятельности и повседневной жизни;

 - Овладение способами познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной  деятельностей;

 - Освоение познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной компетенций.

Программа рассчитана на 35 часов обучения (10-11 класс). Согласно базисному учебному плану школы на изучение астрономиив 10 классе отводится 1 часа в неделю.

Для изучения астрономии выбран электронный учебник Воронцов-Вельяминов Б. А., Страут Е. К. «Астрономия. 11 класс». Учебник с электронным приложением.  

В программе контроль знаний осуществляется в виде зачетов. В конце триместров выставляется зачет/незачет. Итоговая оценка за учебный период – зачет/незачет.

  1. Содержание курса

Название раздела

Содержание

Введение в астрономию (1 ч)

Предмет астрономии (что изучает астрономия, роль наблюдений в астрономии, связь астрономии с другими науками, значение астрономии).

Практические основы астрономии (5 ч)

Звездное небо. Изменение вида звездного неба в течение суток (небесная сфера и ее вращение, горизонтальная система координат, изменение горизонтальных координат, кульминации светил). Изменение вида звездного неба в течение года Способы определения географической широты. Основы измерения времени (связь времени с географической долготой, системы счета времени, понятие о летосчислении).

Строение солнечной системы (5 ч)

Видимое движение планет. Развитие представлений о Солнечной системе (астрономия в древности, геоцентрические системы мира, гелиоцентрическая система мира, становление гелиоцентрического мировоззрения). Законы Кеплера - законы движения небесных тел (три закона Кеплера), обобщение и уточнение Ньютоном законов Кеплера (закон всемирного тяготения, возмущения, открытие Нептуна, законы Кеплера в формулировке Ньютона). Определение расстояний до тел Солнечной системы и размеров небесных тел (определение расстояний по параллаксам светил, радиолокационный метод, определение размеров тел Солнечной системы).

Физическая природа тел солнечной системы (6 ч)

Система "Земля – Луна» Солнечные и лунные затмения. Природа Луны. Планеты земной группы (общая характеристика атмосферы, поверхности). Планеты-гиганты (общая характеристика, особенности строения, спутники, кольца). Астероиды и метеориты (закономерность в расстояниях планет от Солнца и пояс астероидов, движение астероидов, физические характеристики астероидов, метеориты). Кометы и метеоры

 Солнце и звезды (10 ч)

Общие сведения о Солнце (вид в телескоп, вращение, размеры, масса, светимость, температура Солнца и состояние вещества на нем, химический состав). Строение атмосферы Солнца (фотосфера, хромосфера, солнечная корона, солнечная активность). Источники энергии и внутреннее строение Солнца (протон - протонный цикл, понятие о моделях внутреннего строения Солнца). Солнце и жизнь Земли. Расстояние до звезд (определение расстояний по годичным параллаксам, видимые и абсолютные звездные величины). Пространственные скорости звезд, эффект Доплера. Физическая природа звезд (цвет, температура, спектры и химический состав, светимости). Связь между физическими характеристиками звезд (диаграмма "спектр-светимость", соотношение "масса-светимость", вращение звезд различных спектральных классов). Двойные звезды. Физические переменные, новые и сверхновые звезды (цефеиды, другие физические переменные звезды, новые и сверхновые).

Строение и эволюция Вселенной (8 ч)

Наша Галактика (состав - звезды и звездные скопления, туманности, межзвездный газ, космические лучи и магнитные поля; строение Галактики, вращение Галактики и движение звезд в ней; радиоизлучение). Другие галактики (открытие других галактик, определение размеров, расстояний и масс галактик; многообразие галактик, радиогалактики и активность ядер галактик, квазары). Метагалактика Происхождение и эволюция звезд (возраст галактик и звезд, происхождение и эволюция звезд). Происхождение планет Жизнь и разум во Вселенной.

  1. Календарно-тематическое планирование

дата

Тема урока/раздела

Домашнее задание

примечание

план

факт

ВВЕДЕНИЕ 1ч

1

Предмет астрономии. Звездное небо.

§ 1§ 2

ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АСТРОНОМИИ  5ч

2

Изменение вида звездного неба в течение суток

§ 3. 3 (4)

3

Изменение вида звездного неба в течение года

§ 4.  3 (3).

4

Способы определения географической широты

§ 5. .З (5)

5

Основы измерения времени

§ 6

6

Зачет 1 Введение в астрономию

СТРОЕНИЕ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ

7

Видимое движение планет. Развитие представлений о Солнечной системе

§ 7, § 8

8

Законы Кеплера

§ 9

9

Обобщение и уточнение Ньютоном законов Кеплера

§ 10

10

Определение расстояний до тел Солнечной системы и размеров небесных тел

§ 11

11

Зачет № 2«Строение Солнечной системы»

ФИЗИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ТЕЛ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ 6ч

12

Система «Земля — Луна»

§ 12

13

Природа Луны

§ 13

14

Планеты земной группы

§14 3(1)

15

Планеты-гиганты

§ 15 3(2)

16

Астероиды и метеориты

Кометы и метеоры

§ 16, § 17 3(2)

17

Зачет  № 3«Физическая природа тел Солнечной системы»

СОЛНЦЕ И ЗВЕЗДЫ  10ч

18

Общие сведения о Солнце

§ 18

19

Строение атмосферы Солнца

§19(1)

20

Источники энергии и внутреннее строение Солнца

§ 20

21

Солнце и жизнь Земли

§ 21

22

Расстояние до звезд

§ 22

23

Пространственные скорости звезд

§23

24

Физическая природа звезд

§ 24

25

Связь между физическими характеристиками звезд

§ 24

26

Двойные звезды. Физические переменные, новые и сверхновые звезды

§25 3(3), § 26 3 (2)

27

Зачет  № 4«Солнце и звезды»

Строение и эволюция Вселенной 8 ч

28

Наша Галактика Другие галактики

§ 27,28§ 29

29

Метагалактика

§ 30

30

Происхождение и эволюция звезд

§ 31

31

Происхождение планет

§ 32

32

Жизнь и разум во Вселенной

§ 33

33

Контрольная работа № 5«Строение и эволюция Вселенной»

34

Астрономическая картина мира

35

Астрономическая картина мира

IV. Формы и средства контроля

Контроль знаний  осуществляется в виде устных зачетов по теме. Система оценивания - зачет/незачет. Зачет проводится в форме презентации, доклада, сообщения по теме.

№ раздела

Зачеты

1

Введение в астрономию

2

Строение Солнечной системы

3

Физическая природа тел Солнечной системы

4

Солнце и звезды

5

Строение и эволюция вселенной

Итоговая оценка не выставляется. Используется система зачет/незачет.

  1. Требования к уровню подготовки учащихся  10 класса

должны знать:

смысл понятий: активность, астероид, астрология, астрономия, астрофизика, атмосфера, восход светила, вращение небесных тел, Вселенная, вспышка, Галактика, горизонт, гранулы, затмение, виды звезд, зодиак, календарь, космология, космонавтика, космос, кольца планет, кометы, кратер, кульминация, основные точки, линии и плоскости небесной сферы, магнитная буря, Метагалактика, метеор, метеорит, метеорные тело, дождь, поток, Млечный Путь, моря и материки на Луне, небесная механика, видимое и реальное движение небесных тел и их систем, обсерватория, орбита, планета, полярное сияние, протуберанец, скопление, созвездия и их классификация, солнечная корона, солнцестояние, состав Солнечной системы, телескоп, терминатор, туманность, фазы Луны, фотосферные факелы, хромосфера, черная дыра, Эволюция, эклиптика, ядро;

определения физических величин: астрономическая единица, афелий, блеск звезды, возраст небесного тела, параллакс, парсек, период, перигелий, физические характеристики планет и звезд, их химический состав, звездная величина, радиант, радиус светила, космические расстояния, светимость, световой год, сжатие планет, синодический и сидерический период, солнечная активность, солнечная постоянная, спектр светящихся тел Солнечной системы;

смысл работ и формулировку законов: Аристотеля, Птолемея, Галилея, Коперника, Бруно, Ломоносова, Гершеля, Браге, Кеплера, Ньютона, Леверье, Адамса, Галлея, Белопольского, Бредихина, Струве, Герцшпрунга-Рассела, , Хаббла, Доплера, Фридмана, Эйнштейна;

должны уметь:

использовать карту звездного неба для нахождения координат светила;

выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

приводить примеры практического использования астрономических знаний о небесных телах и их системах;

решать задачи на применение изученных астрономических законов;

осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников, ее обработку и представление в разных формах;

владеть компетенциями: коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, смыло поисковой, и профессионально-трудового выбора.

VI. Перечень учебно-методического обеспечения

1. Телескоп.

2. Спектроскоп.

3. Теллурий.

4. Модель небесной сферы.

5. Звездный глобус.

6. Подвижная карта звездного неба.

7. Глобус Луны.

8. Карта Луны.

9. Карта Венеры.

10. Карта Марса.

11. Справочник любителя астрономии.

12.Школьный астрономический календарь (на текущий учебный год).

Наглядные пособия

1. Вселенная.

2. Солнце.

3. Строение Солнца.

4. Планеты земной группы.

5. Луна.

6. Планеты-гиганты.

7. Малые тела Солнечной системы.

8. Звезды.

9. Наша Галактика.

10. Другие галактики

Электронные и технические средства обучения

Персональный компьютер.

SMART-доска.

Цифровые Образовательные Ресурсы (Приложение 2)

  1. Список литературы

  1. Воронцов-Вельяминов Б. А., Страут Е. К. «Астрономия. 11 класс». Учебник с электронным приложением.

2. Методическое пособие к учебнику «Астрономия.11 класс» авторов Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страта.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "Правовые основы предпринимательства" 10 класс

Настоящая программа предназначена  для организации  обучения   по  элективному курсу «Правовые основы предпринимательства»,  учащихся 10 - 11 х классов.   Рабочая п...

рабочая программа элективного курса по математике 10 класс

рабочая программа элективного курса "Уравнения и неравенства с параметрами" содержит пояснительную записку, содержание курса, тематическое планирование и список литературы...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Проектирование на компьютере в программе Компас 3D» (КЛАССЫ 8-9)

Данный курс – элективный. Входит в состав профиля обучения средней ступени школы. Рекомендуемые профили – естественно-научный, физико-математический, технологический, универсальное обучение. Базируетс...

Рабочие программы элективных курсов по русскому языку для 10-11 классов и программы кружков "Язык мой- друг мой"-11 класс, "Работа с текстом"-9 класс

Рабочие программы  элективных курсов " Русское правописание: орфография и пунктуация"  по русскому языку для 10-11 классов  и предметных кружков,  прошедших рецензирование на кафед...

Авторская рабочая программа элективного курса по физике "Избранные вопросы по физике" + реценция на программу.

Тип курса – предметно-ориентированный, количество часов 68 (34 часа в 10 классе и 34 часа в 11 классе). Данный курс формирует у учащихся систему знаний для решения основных типов расчетных задач...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по английскому языку для среднего общего образования (базовый уровень) «ТЕХНОЛОГИИ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА» Срок освоения программы 2 года (с 10 по 11 класс)

Элективный курс «Технологии изучения английского языка» с входящими в него модулями выполняет следующие функции:позволяет развить базовый курс английского языка и помочь подготовиться к сд...