Программа курса по выбору для предпрофильного обучения "Азбука искусства"
рабочая программа по мхк (9 класс) по теме

Курс «Азбука искусства» предоставляет возможность учащимся выбора индивидуальной образовательной траектории для реализации своих способностей в сфере искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kursa_azbuka_iskusstva.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 32 им. акад. А.А. Ухтомского

г. Рыбинск

ПРОГРАММА

 курса по выбору для предпрофильного обучения

Азбука искусства

Автор

Э.Ю. Щербак,

преподаватель высшей категории

2013

Пояснительная записка

Курс «Азбука искусства» предоставляет возможность учащимся выбора индивидуальной образовательной траектории для реализации своих способностей в сфере искусства.

Актуальность данного курса обусловлена тем, что в г. Рыбинске практически нет профессиональных образовательных учреждений, связанных с подготовкой специалистов для работы в различных сферах искусств. Вследствие этого выпускник школы, желающий связать свою жизнь с искусством, не всегда понимает специфику данных профессий.

Таким образом, задачами данного курса с точки зрения учащихся являются:

  • удовлетворение любопытства к деятельности в области искусства,
  • профессиональная ориентация,
  • интеграция имеющихся представлений о профессиях, связанных с искусством, в целостную картину.

С точки зрения школьного сообщества данный курс является переходом от традиционного школьного образования к освоению учащимися способов деятельности для решения практических, жизненных задач. У учащихся развиваются способность к самостоятельной работе, инициативность и личностно ориентированный интерес к предмету «Искусство». С помощью элективного курса «Азбука искусства» осуществляется преемственность от обязательных предметов по разделу «Искусство» в первых-девятых классах к выбору предметов в разноуровневой системе обучения в десятых-одиннадцатых классах, связанных с профессиональной деятельностью в области искусства (например, мировая художественная культура и литература).

Цель элективного курса: подготовка учащихся к осознанному и ответственному выбору будущей профессиональной деятельности в сфере искусства.

Задачи элективного курса:

  1. Обучить новому материалу по предмету «Искусство» с опорой на знания, полученные учащимися в течение восьми лет.
  2. Развивать способности понимать значение различных видов искусства в жизни человека.
  3. Обучать применению изученного материала в условиях ролевой игры и имитационной деятельности в области искусства.
  4. Развивать способности ученика анализировать деятельность людей в различных сферах искусства так, чтобы ясно выступала структура этой деятельности.
  5. Способствовать обобщению (синтезированию) учащимися имеющихся представлений о профессиональной деятельности человека в области искусства.
  6. Развивать способность оценивать собственные способности для реализации их в области искусства.

Учебно-тематический план

Содержание курса

Кол-во часов

1.

Создатели произведений искусства

7

1.1.

Индивидуальное творчество в различных сферах искусства

1.1.1.

Архитектура, скульптура

1

1.1.2.

Живопись

1

1.1.3.

Искусство предметного мира

1

1.1.4.

Музыка

1

1.2.

Коллективная творческая деятельность

1.2.1.

Виды и жанры театрального искусства

2

1.2.2.

Экранные виды искусства

1

2.

Хранители произведений искусства

2

2.1.

Классификация музеев

1

2.2.

Хранение и изучение произведений искусства

1

3.

Заключительное занятие

1

Всего:

10

Основные компоненты содержания курса

 1. Создатели произведений искусства

Материал раздела дает представление о своеобразии «языка» каждого вида искусства, показывает подчинение всех видов искусств единым нормам; о синтетичности искусства театра и кино; о создании спектакля, как результата коллективного творчества. Раздел  знакомит  с «творцами кинематографической реальности».

Основные понятия: стиль, рельеф, барельеф, ансамбль, музей, архитектура, ландшафт, арка, дизайн, декор, кинематография, телевидение, актер, декорация, роль.

1.1. Индивидуальное творчество в различных сферах искусства

1.1.1. Архитектура, скульптура. Виды архитектуры. Структурные элементы и основные конструкции. Виды архитектурных композиций. Архитектурный ансамбль. Современная архитектура.

Пластическая форма как материал скульптуры. Задачи и выразительные особенности монументальной и станковой скульптуры. Скульптура как оформление конструктивных элементов. Произведения мелкой пластики в вашем доме и городском музее. Произведения садово-парковой скульптуры, украшающие город.

1.1.2. Изобразительное искусство. Связь живописи, архитектуры и скульптуры. Монументальные произведения искусства в России и за рубежом. Станковое искусство. Произведения выдающихся мастеров в экспозициях музея нашего города.

1.1.3. Искусство предметного мира. Виды искусства предметного мира. Соотношение пользы и красоты в произведениях. Силы традиций народного искусства. Задачи художника в области народного искусства, дизайна, декоративно-прикладного искусства.

1.1.4. Музыка. Язык музыки. Создатели музыки. Исполнители музыкальных произведений. Современные музыкальные жанры.

1.2. Коллективная творческая деятельность

1.2.1. Виды и жанры театрального искусства. Рождение драматического спектакля. Роль режиссера и актера в создании спектакля. Знакомство с театральными профессиями. Виды и жанры театра.

1.2.2. Экранные виды искусства. Место экранных искусств в жизни современного человека и в системе других искусств. Телевидение сегодня. Типы телепередач.

2. Хранители произведений искусства

В разделе рассказывается о способах сохранения творений прошлого и о видах музея.

Основные понятия: реставратор, фреска, классификация.

2.1. Классификация музеев. Признаки классификации музеев.

2.2. Условия хранения произведений искусства. Этапы работы художника – реставратора. Достижения в сохранении облика памятников архитектуры монументалистов – реставраторов. Музейные работники.

Раздел 3. Заключительное занятие по курсу «Азбука искусства»

Методы и формы обучения

  • Словесные методы: рассказ, описание, объяснение, беседа;
  • Наглядные методы: демонстрация произведений искусств, пособий, схем;
  • Проблемно-поисковый метод (простейшая исследовательская деятельность);
  • Дискуссия;
  • Ролевая игра;
  • Имитационная деятельность в области искусства;
  • Самостоятельная домашняя творческая работа учеников;
  • Самостоятельная работа учеников с глоссарием «Азбука искусств».

Результаты изучения курса

В соответствии с поставленными задачами ученики к окончанию курсов:

  1. знают употребляемые в искусстве термины, конкретные факты из различных областей искусства, перечень основных профессий в области искусства;
  2. понимают «язык искусства»; объясняют свою точку зрения на произведения искусства;
  3. используют термины «языка искусств» в новых ситуациях; демонстрируют правильное применение простейших законов и принципов создания произведения искусства;
  4. разбивают единый процесс создания произведения искусства на отдельные этапы; выявляют взаимосвязи между творчеством представителей различных сфер искусства для осуществления единого проекта; осознают принципы организации труда работников искусств;
  5. систематизируют взаимосвязь между различными видами искусства;
  6. оценивают значимость произведения искусства, исходя из критериев, заданных учителем и с точки зрения собственного мнения.

Формы контроля уровня достижений учащихся

и критерии оценки

Учебный курс предполагает самостоятельное выполнение учащимися следующих заданий:

  • составление глоссария «Азбука искусства»,
  • выявление основных профессий в области искусства,
  • выявление этапов создания произведения искусства (подготовительного, основного и заключительного),
  • выполнение творческих заданий: создание театральной программки,
  • установление взаимосвязей между видами искусств и профессиями в области искусств (создание схемы),
  • оценочные суждения ученика, основанные на ярко очерченных критериях.

Для контроля уровня достижений учащихся предусматривается:

  • выполнение проектного задания,
  • проверка записей в рабочих тетрадях,
  • анализ точек зрения ученика (их устных ответов и письменных работ),
  • наблюдение за активностью на занятиях.

Примерный перечень проектных заданий

  1. История Рыбинска в скульптуре
  2. Архитектура купеческого Рыбинска.
  3. Экспозиции Рыбинского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника
  4. Вещи, создающие уют вашего дома.
  5. Музыкальная жизнь Рыбинска.
  6. Театральная афиша Рыбинска.
  7. Основатели Голливуда – братья Шенки.
  8. Музеи Рыбинска.


Литература

  1. Герасимов С.А. Художественное кино // Детская энциклопедия. – 3-е изд. – М., 1977. – Т. 12. – С. 511-512.
  2. Гоголев К.Н. Мировая художественная культура. Универсальный словарь-справочник от «А» до «Я». – М.: «Фирма МХК», 2000. – 208 с.
  3. Данилова Г.И. и др. Мировая художественная культура. От истоков до XVII века. 10 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений гуманитарного профиля. – М.: Дрофа, 2007. – 333 с. 
  4. Декоративно-прикладное искусство // Большая советская энциклопедия – режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/83223/
  5. Музееведение. Музеи исторического профиля: Учебное пособие для вузов по спец. «История» / Под ред. К.Г. Левыкина, В. Хербста. – М.: Высш. шк. – 1988. – 431 с.
  6. Никифоров Н.Ю. Оперный спектакль // Детская энциклопедия. – 3-е изд. – М., 1977. – Т. 12. – С. 486-489.
  7. Образцов С.В. Из истории кукольного театра // Детская энциклопедия. – 3-е изд. – М., 1977. – Т. 12. – С. 481 – 483.
  8. Проняев Б. Все музеи Москвы. – М.: Эксмо, 2008. – 384 с.
  9. Сац Н.И. Из истории детского театра // Детская энциклопедия. – 3-е изд. – М., 1977. – Т. 12. – С. 483-486.
  10. Структура и виды работы в музее. – режим доступа: http://i.museumschool-gomelroo.ru/u/d8/6a58e880604655b606173e2b49dec0/-/Музееведение..pdf
  11. Театр // Большая советская энциклопедия. – режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/138571
  12. Телевидение. Искусство телевидения // Образовательный портал CLAW.RU. Все для семьи, школьника, студента и абитуриента. – режим доступа: http://ickust.claw.ru/shared/icks/3640.htm
  13. Цирк (вид искусства) // Большая советская энциклопедия – режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/149118/Цирк
  14. Уланова Г.С. Искусство балета // Детская энциклопедия. – 3-е изд. – М., 1977. – Т. 12. – С. 491-492.
  15. Юренев Р.Н. Язык кино // Детская энциклопедия. – 3-е изд. – М., 1977. – Т. 12. – С. 509.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курсов по выбору "Комбинаторика и элементы статистики" для предпрофильной подготовки.

В работе представлена программа предметно-ориентированных курсо по выбору, в ней также представлено поурочное планирование с теоретической и практической частью....

Программа курса по выбору для предпрофильной и профильной подготовки учащихся 9 -11 класса. " Астрономия - звездная азбука "

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ    ЗАПИСКА.Информацию о нейтронных звездах , черных дырах  и  других небесных телах , а также о всей Вселенной в целом учащиеся воспринимают как заманчивую , но ...

Программа курса по выбору предпрофильной подготовки.

Основной целью курса является знакомство учащихся 9 классов с основными видами профессиональной деятельности в области права, создание предпосылок для осознанного выбора профессии,   последу...

Программа курса по выбору предпрофильной подготовки «Индустрия моды»

Предлагаемый элективный курс предпрофильной подготовки «Индустрия моды» знакомит с профессиональной спецификой мира моды, даёт возможность осуществить пробы и оценить свои способности, помогает опреде...

ПРОГРАММА КУРСА «СЛАГАЕМЫЕ ВЫБОРА ПРОФИЛЯ ОБУЧЕНИЯ» ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9-го КЛАССА /В РАМКАХ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ/

Программа элективного ориентационного курса «Слагаемые выбора профиля обучения» для обучающихся 9 класса составлена с целью обеспечения реализации предпрофильной подготовки ОУ, а именно, создани...

Рабочая программа курса по выбору для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов

Аннотация к рабочей программе курса по выбору для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов Курс по выбору “Английский язык и основы страноведения”  предназначен для предпрофильной подгот...