Программа курса по выбору "Решение нестандартных задач"для учащихся 9класса
календарно-тематическое планирование по алгебре (9 класс) по теме
Пояснительная записка, тематическое планирование, список литературы для учителя и учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kursy_po_vyboru_na_2014-2015.doc | 126.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №24» города Чебоксары
Чувашской Республики
Рассмотрено на заседании ТЛ естественно-математического цикла Руководитель ТЛ _____________ Е.В.Константинова Протокол № 4 от «28 » августа 2014 | Согласовано: Зам. директора по УВР _________ А.В.Егорова « 29 »августа 2014 г. | Утверждаю: Директор МБОУ «СОШ №24» г. Чебоксары ___________ Л.А.Иванова Приказ №161 от 30.08.2014г. |
Программа курса по выбору
«Решение нестандартных задач»
для учащихся 9 б класса
Срок реализации программы: 2014-2015 учебный год
Автор составитель:
Константинова Елена Васильевна
МБОУ «СОШ №24» г. Чебоксары
г. Чебоксары- 2014 г.
Раздел I
Пояснительная записка.
Место курса в образовательном процессе
Основная функция курсов по выбору в системе предпрофильной подготовки по математике – выявление средствами предмета математики направленности личности, её профессиональных интересов.
Предметно-ориентированные курсы являются пропедевтическими по отношению к профильным курсам по математике, которые имеют более высокий уровень. Присутствие таких курсов в учебном плане учащегося повышает вероятность того, что выпускник после 9-го класса сделает осознанный и успешный выбор профессии, связанной с математикой.
Программы предметно-ориентированных курсов по выбору включают углубление отдельных тем базовых общеобразовательных программ по математике, а также изучение некоторых тем, входящих за их рамки.
Курс «Решение нестандартных задач» дополняет базовую программу, не нарушая её целостность.
Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования, а также в профессиональной деятельности, требующей достаточно высокой математической культуры.
Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющего в определённых умственных навыках. В процессе решения задач с модулями в арсенал приёмов и методов человеческого мышления естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ, классификация и систематизация, аналогия.
Именно задачи с модулями обладают диагностической и прогностической ценностью, которые позволяют проверить знания основных разделов школьного курса математики, уровень логического мышления, первоначальные навыки исследовательской деятельности.
Задачи, предлагаемые в данном курсе, интересны и часто не просты в решении, что позволяет повысить учебную мотивацию учащихся и проверить свои способности к математике, позволяет подготовить учащихся к сдаче ГИА на высоком уровне и продолжению обучения в 10 классе с последующим поступлением в ВУЗы или поступлению в СУЗы, тем самым, исключая противоречие между требованиями системы среднего и высшего образований и итоговой подготовкой выпускников общеобразовательных учреждений. Вместе с тем, содержание курса позволяет ученику любого уровня активно включаться в учебно-познавательный процесс и максимально проявить себя: занятия могут проводиться на высоком уровне сложности, но включать в себя вопросы, доступные и интересные всем учащимся.
Изучение курса способствует процессу самоопределения учащихся, помогает им адекватно оценить свои математические способности, обеспечивая системное включение учащегося в процесс самостоятельного построения знаний.
Цель данного курса перейти от репродуктивного уровня усвоения материала к творческому. Научить применять знания при выполнении нестандартных заданий. При решении таких задач школьники учатся мыслить логически, творчески. Это хороший материал для учебно-исследовательской работы, что является пропедевтикой научно-исследовательской деятельности.
Основная задача курса как можно полнее развить потенциальные творческие способности каждого слушателя, не ограничивая заранее сверху уровень сложности задачного материала. Решение задач способствует систематическому углублению изучаемого материала и развитию навыка решения сложных задач.
Цели и задачи изучения курса
Цель – подготовить учащихся таким образом, чтобы они смогли на итоговой государственной аттестации успешно справиться с задачами, содержащими модули
Задачи:
- Углубить знания по математике, предусматривающие формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету;
- выявить и развить их математические способности;
- расширить математические представления учащихся о приёмах и методах решения задач с модулями;
- повышение уровня математического и логического мышления учащихся;
- развитие навыков исследовательской деятельности,
- обеспечить подготовку к поступлению в СУЗы и продолжению образования;
- обеспечить подготовку к профессиональной деятельности, требующей высокой математической культуры.
Методы и формы обучения
Методы и формы обучения определяются индивидуальными и возрастными особенностями учащихся. Основные приоритеты методики изучения курса:
- междисциплинарная интеграция, содействующая становлению целостного мировоззрения;
- обучение через опыт и сотрудничество;
- учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся;
- работа в малых группах,
Важное место в обучении курса отводится методом исследовательского характера, стимулирующего познавательную активность учащихся. При этом развивая самостоятельную работу с различными источниками учебной информации.
Система форм контроля уровня достижения учащихся и критерии оценки
- Рейтинг – таблица
- Уроки самооценки и оценки товарищей
- Самостоятельная работа
- Контрольная работа
- Устный опрос
- Промежуточная аттестация по курсу «Решение нестандартных задач» согласно учебному плану проводится в форме контрольной работы.
Система проверки результативности изучения курса учащимися.
1. Оценка письменных работ обучающихся по математике.
Ответ оценивается отметкой «5», если:
- работа выполнена полностью;
- в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
- в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится в следующих случаях:
- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
- допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
- допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.
Оценка устных ответов обучающихся по математике
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
- изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
- правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
- продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
- возможны одна – две неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
- допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке обучающихся» в настоящей программе по математике);
- имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
- при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Общая классификация ошибок.
При оценке знаний, умений и навыков обучающихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.
Грубыми считаются ошибки:
- незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
- незнание наименований единиц измерения;
- неумение выделить в ответе главное;
- неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;
- неумение делать выводы и обобщения;
- неумение читать и строить графики;
- неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
- потеря корня или сохранение постороннего корня;
- отбрасывание без объяснений одного из них;
- равнозначные им ошибки;
- вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
- логические ошибки.
К негрубым ошибкам следует отнести:
- неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;
- неточность графика;
- нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
- нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
- неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
Недочетами являются:
- нерациональные приемы вычислений и преобразований;
- небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
Раздел II. Содержание курса
№ | Тема занятий | Количество часов |
1 | Определение, свойства, геометрический смысл модуля | 1 |
2 | Преобразования выражений, содержащих модуль | 2 |
3 | Решение уравнений, содержащих модуль | 2 |
4 | Решение неравенств, содержащих модуль | 2 |
5 | Решение уравнений и неравенств, содержащих модуль | 2 |
6 | Построение графиков функций, содержащих модуль | 2 |
7 | Решение уравнений и неравенств, содержащих модуль, графическим способом | 2 |
8 | Модуль в заданиях ГИА | 2 |
9 | Контрольная работа | 1 |
10 | Итоговый урок | 1 |
Раздел III. Тематическое планирование курса по выбору
«Решение нестандартных задач»
№ ур. | Тема | Дата | Кол-во час. | Тип урока | Промеж. и итог. контроль | Примеч. коррект. |
Определение, свойства, геометрический смысл модуля | 1 | Комб. | ||||
Преобразования выражений, содержащих модуль | 1 | Комб. | ||||
Преобразования выражений, содержащих модуль | 1 | Комб. | ||||
Решение уравнений, содержащих модуль | 1 | Комб. | С.р. | |||
Решение уравнений, содержащих модуль | 1 | Комб. | ||||
Решение неравенств, содержащих модуль | 1 | С.р. | ||||
Решение неравенств, содержащих модуль | 1 | Комб. | ||||
Решение уравнений и неравенств, содержащих модуль | 1 | Комб. | ||||
Решение уравнений и неравенств, содержащих модуль | 1 | Комб. | С.р. | |||
Построение графиков функций, содержащих модуль | 1 | Комб. | ||||
Построение графиков функций, содержащих модуль | 1 | Комб. | С.р. | |||
Решение уравнений и неравенств графическим способом | 1 | Комб. | Тест | |||
Решение уравнений и неравенств графическим способом | 1 | Комб. | ||||
Модуль в заданиях ГИА | 1 | Комб. | С.р. | |||
Модуль в заданиях ГИА | 1 | Комб. | ||||
Контрольная работа | 1 | Урок контроля знаний, умений | К.р. | |||
Итоговый урок | 1 | Комб. | ||||
Итого | 17 |
Раздел IV.
Ожидаемые результаты изучения курса.
Требования к уровню подготовки учащихся:
- Должны иметь элементарные умения решать задачи повышенного по сравнению с обязательным уровнем сложности;
- точно и грамотно формулировать изученные теоретические положения и излагать собственные рассуждения при решении задач;
- правильно пользоваться математической символикой и терминологией;
- применять рациональные приемы тождественных преобразований;
- использовать наиболее употребляемые эвристические приемы.
В результате изучения данного курса учащиеся должны знать:
- понятие модуля
- алгоритмы решений уравнений и неравенств с модулем;
- зависимость количества решений неравенств, уравнений с модулем;
- свойства решений уравнений, неравенств и их систем с модулем;
- свойства функций в задачах с модулем.
должны уметь:
- уметь решать линейные уравнения с модулем;
- уметь решать линейные неравенства с модулем;
- строить графики уравнений и применять их при решении задач с модулем;
- уметь решать рациональные уравнения с модулем;
- уметь решать квадратные неравенства с модулем ;
- знать и уметь применять нестандартные приемы и методы решения уравнений, неравенств и систем с модулем.
Раздел V. Список литератур для учителя и учащихся
Литература для учащихся
- Макарычев Ю.Н. Миндюк Н.Г. Алгебра 8. Алгебра 9. Дополнительные главы к школьному учебнику. Москва. «Просвещение». 2001год.
- Галицкий М.Л., Гольдман А.М., Звавич Л.И. Сборник задач по алгебре 8-9. Москва. «Просвещение». 2001год.
- Горнштейн П.И., Полонский В.Б.,Якир М.С. Задачи с параметрами. - М.:Илекса; Харьков: Гимназия,2005
- Мочалов В.В., Сильвестров В.В. Уравнения и неравенства с параметрами. – Чебоксары: Изд.Чувашского университета, 2000.
- Сборник задач по математике для поступающих во втузы/ В.К.егерев, В.В.Зайцев, Б.А.Кордемский и др.; Под ред. М.И.Сканави, - 6-е изд.-М.: ООО «Издательство Оникс », 2006.
Литература для учителя
1.Горнштейн П.И., Полонский, В.Б.,Якир М.С. Задачи с параметрами. - М.: Илекса; Харьков: Гимназия,2005.
2. Горнштейн П.И., Полонский, В.Б.,Якир М.С. Экзамен по математике и его подводные рифы. - М.: Илекса; Харьков: Гимназия,1998.
3. Моденов В.П. Изучение сложных тем курса алгебры в средней школе: Учебно-методические. М.: Экзамен;2007.
4. Лебединская Е.А. и др. Задания для обучения и развития учащихся.- М.: Интеллект-центр, 2002
5.Учебно-методическая газета "Математика" 2003-2007 гг.
6. Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С.Алгебраический тренажер :Пособие для школьников и абитуриентов.-М.:Илекса;1998.
7.Симонов А.Л.Система тренировочных задач и упражнений по математике.- М.:Просвещение,2001
8.Мочалов В.В., Сильвестров В.В. Уравнения и неравенства с параметрами. – Чебоксары: Изд.Чувашского университета, 2000.
9. Севрюков П.Ф. Школа решения задач с параметрами - М.: Илекса, 2007.
Электронные издания
1.Экспресс – подготовка к экзамену 9-11 кл. (учебник, тренажер экзамена, конспекты) Новая школа
Интернет ресурсы
- ЕГЭ по математике, подготовка к тестированию http://www.uztest.ru
- Математика в помощь школьнику и студенту http://www.mathtest.ru
- Материалы по математике в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/collectio.matematica
- Вся элементарная математика: Средняя математическая Интернет-школа http://www.bymath.net
- Занимательная математика – школьникам http://www.math-on-line.com
- Математические этюды http://www.etudes.ru
- Демонстрационные тесты ЕГЭ http://www.bitnet.ru/demo-ege
8.Помощь в ЕГЭ http://www.egehelp.ru
9.КИМ ГИА-9 2014, математика
- 10.Сайт А.А. Ларина http://alexlarin.net/ege.html
- 11.Официальный информационный портал http://www1.ege.edu.ru/gia/
- 12.9 класс. Открытый банк заданий ГИА по математике. ГИА 2014
- 13.Система подготовки к ЕГЭ и ГИА
- 14.Диагностические и тренировочные работы
- 15.Варианты тестов. http://www.ctege.info/content/category/15/67/48/
- 16.Сайт Ким Натальи Анатольевны http://uztest.ru/exam
- 17.Тестирование http://www.mathtest.ru/
- 18.Тестирование http://www.school-tests.ru/online-ege-math.htm
- 19.Открытый банк заданий ГИА 9http://79.174.69.4/os/xmodules/qprint/afrms.php?proj=
- 20.Сайт Д.Гущина «Сдам ГИА»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного предмета «Решение нестандартных задач» для учащихся 10-11 класса
Рабочая программа элективного предмета «Решение нестандартных задач » для учащихся 10-11 классавключает в себя:пояснительную записку с определением целей и задач курса; принцип...
Элективный курс 8класс "Решение нестандартных задач по математике"
Профильное образование в старших классах стало требованием времени и ученик должен сделать осознанный переход к нему. Элективный курс способствует интенсификации образовательного процесса и призван по...
Программа курса по выбору "Решение нестандартных задач"для учащихся 9класса
Пояснительная записка,. тематическое планирование, список литературы для учителя и учащихся...
Рабочая программа спецкурса по математике «Нестандартные задачи в школьном курсе математики» для 10-11 классов»
Рабочая программа спецкурса по математике «Нестандартные задачи в школьном курсе математики» для 10-11 классов» на 2014-2015 учебный год...
Программа курса по выбору "Решение задач" для учащихся 11 классов
Программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО).Данный курс расширяет возможность закрепления и совершенствования з...
Рабочая программа индивидуальных занятий курса «Методы решения нестандартных задач» для 8 класса
Данная рабочая программа сотавлена для профильных классов...
Рабочая программа индивидуальных занятий курса «Методы решения нестандартных задач» для 9 класса
Данная рабочая прграмма составлена для профильных классов...