Тематическое планирование подготовки обучающихся к Олимпиаде по предмету «История».
рабочая программа по истории
Предметная олимпиада – один из способов определения глубины интереса ребенка к предмету, выявления особых способностей к изучению определенной предметной области. Выстраивая собственную систему подготовки к олимпиаде по истории, определены следующие цели:
• стимулирование интереса детей к истории;
•создание условий для формирования умений и навыков работы с заданиями олимпиадного уровня; историческими источниками;
• расширение информационного пространства в области истории. Данная программа расчитана на среднюю и старшую школу 6-11 классы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskoe_planirovanie_podgotovki_obuchayushchihsya_k_olimpiade_po_predmetu.docx | 20.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование подготовки обучающихся к Олимпиаде по предмету «История»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Сегодня проблема обучения одаренных детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области знаний. Одним из основных направлений общего образования в соответствии с ФГОС является развитие системы поддержки талантливых детей. В условиях стандартизации образования, ориентация на «среднего» ученика, одной из первоочередных задач является создание эффективной и постоянно действующей системы выявления одаренных детей. И так как не существует точной диагностики одаренности ребенка, свою работу я начинаю со всем классом. Методика выявления одаренных детей проходит три этапа:
I этап протекает в рамках урочных занятий на которых необходимо заинтересовать детей истории как учебному предмету.
II этап – внеурочные формы работы, где появляется возможность у ребенка в полную силу проявить себя, раскрыть свои таланты.
III этап – заключительный. На этом этапе проводятся работы с узким кругом учащихся, которые проявили академические способности и заинтересованность в истории. Формами работы этого этапа является, проектная и исследовательская деятельность, участие в конкурсах, олимпиадах разного уровня.
На уроках истории целесообразно использовать такие формы занятий как, урок-дискуссия (круглый стол), уроки-суды, «мозговой штурм», написание эссе-сочинения. На них учащиеся выражают свою гражданскую позицию по тому или иному вопросу. Широкое распространение должны получить групповые формы работы, разного рода творческие задания, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность.
Предметная олимпиада – один из способов определения глубины интереса ребенка к предмету, выявления особых способностей к изучению определенной предметной области.
Выстраивая собственную систему подготовки к олимпиаде по истории, определены следующие цели:
• стимулирование интереса детей к истории;
•создание условий для формирования умений и навыков работы с заданиями олимпиадного уровня; историческими источниками;
• расширение информационного пространства в области истории.
Для реализации поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
- освоение школьниками методики комплексного анализа исторических текстов и умения работать с различным историческими источниками;
- повторение и систематизация основных понятий по истории России и Всеобщей истории;
- расширение круга знаний, связанного с историко-культурным контекстом и творческой историей изучаемых произведений;
- проработка подходов к созданию собственного текста-эссе.
Ожидаемые результаты
Предлагаемые факультативные занятия позволят учащимся:
- расширить, углубить и закрепить основные базовые знания по истории; ключевые понятия истории по эпохам; алгоритмы работы с визуальными и текстовыми историческими источниками
- формировать историческое мышление у учащихся;
- помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
- формировать творческое мышление;
- повысить их языковую и речевую культуру;
- успешно выступать на олимпиадах различного уровня.
Программа рассчитана на 34 часа, т.е. 1 час в неделю.
УМК, применяемый при подготовке к олимпиадам разного уровня:
- Зубанова С.Г., Чеботарева Н.И. Занимательная история На уроках и внеклассных мероприятиях. Задания, олимпиады, викторины, тесты, игры, сценарии. М., «Глобус», 2015
- Оганесян М.Р. Задания школьных олимпиад по обществознанию. 10-11 классы. М., «Вако», 2013
- Пазин Р.В. Обществознание. Сборник олимпиадных заданий. Школьный и муниципальный этапы. Ростов – на – Дону, «Легион», 2017
- Уткина Э.В. Школьные олимпиады. История. 5-9 классы. М., «Айрис – пресс», 2011
- Сборник ФИПИ «Отличник ЕГЭ. История». Решение сложных заданий. М., «Интеллект – Центр», 2018
- Сборник ФИПИ «Отличник ЕГЭ. Обществознание». Решение сложных заданий. М., «Интеллект – Центр», 2018
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Название раздела или темы | Кол-во часов |
1. | Вводный урок | 1 |
2. | Раздел I. Задания с рядами понятий, имен, фактов | 5 |
3. | Раздел II. Задания на соответствие элементов | 3 |
4. | Раздел III. Работа со схемами, таблицами, графиками и диаграммами по анализу приведенных данных | 6 |
5. | Раздел IV. Задания по работе с изобразительным рядом | 2 |
6. | Раздел V. Работа с историческими текстами | 6 |
7. | Раздел VI. Решение познавательных задач | 4 |
8. | Раздел VII. Выполнение заданий с развернутыми текстами | 6 |
9. | Обобщающее тестирование | 1 |
Итого: | 34 |
Основное содержание:
Введение -1 час
Зачем нужны олимпиады. Виды олимпиад. Основные требования к олимпиадам и основные виды олимпиадных заданий.
Раздел I. Задания с рядами понятий, имен, фактов -5 часов
Задания по принципу образования и продолжения рядов. Задания типа «Заполни пропуски». Задания на выявление лишнего элемента
Раздел II. Задания на соответствие элементов - 3 часа
Соответствие элементов из двух перечней (Даты – события, имена – идеи и т.д.)
Раздел III. Работа со схемами, таблицами, графиками и диаграммами по анализу приведенных данных - 6 часов
Заполнение пропусков в схемах, составление схем, составление и заполнение таблиц, анализ диаграмм
Раздел IV. Задания по работе с изобразительным рядом - 2 часа
Опознание элементов изобразительного ряда, их группировка, соотнесение с понятиями, теориями, явлениями
Раздел V. Работа с историческими текстами - 6 часов
Заполнение пропущенных слов и словосочетаний. Выделение в тексте положений, характеризующих различные позиции задания к тексту по его анализу. Поиск примеров, характеризующих основные теоретические положения, содержащиеся в тексте. Поиск и исправление ошибок в тексте.
Раздел VI. Решение познавательных задач - 4 часа
Анализ правовых ситуаций, экономических ситуаций. Рассмотрение исторического примера через призму обществоведческого анализа.
Раздел VII. Выполнение заданий с развернутыми текстами – 6 часов
Формулирование кратких и развернутых ответов. Написание характеристик деятелей. Написание сочинений – эссе.
Тестирование с различными видами заданий - 1 час
Выполнение итогового теста
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ:
№ п/п | Название раздела, темы | Общее количество часов | Из них практическая работа | Количество часов на самостоятельную работу |
1. | Введение: зачем нужны олимпиады; виды олимпиадных заданий | 1 | ||
Раздел I. Задания с рядами понятий, имен, фактов | 5 | 4 | 1 | |
2. | Общая характеристика заданий данного типа | 1 | ||
3. | Задания по принципу образования и продолжения рядов | 1 | 1 | |
4. | Задания типа «Заполни пропуски» | 1 | 1 | |
5. | Задания на выявление лишнего элемента | 1 | 1 | |
6. | Самостоятельное выполнение заданий | 1 | 1 | |
Раздел II. Задания на соответствие элементов | 3 | 2 | 1 | |
7. | Общая характеристика заданий этого типа | 1 | ||
8. | Выполнение заданий с учителем | 1 | 1 | |
9. | Самостоятельная работа с тестами этого типа | 1 | 1 | |
Раздел III. Работа со схемами, таблицами, графиками и диаграммами по анализу приведенных данных | 6 | 4 | 1 | |
10. | Общая характеристика заданий данного типа | 1 | ||
11. | Как выполнять задания со схемами | 1 | 1 | |
12. | Анализ таблиц и построение таблиц | 1 | 1 | |
13. | Работа с графиками | 1 | 1 | |
14. | Задания на анализ приведенных в диаграмме данных | 1 | 1 | |
15. | Самостоятельная работа с заданиями данного типа | 1 | 1 | |
Раздел IV. Задания по работе с изобразительным рядом | 2 | 1 | ||
16. | Общая характеристика заданий | 1 | ||
17. | Практическое выполнение заданий | 1 | 1 | |
Раздел V. Работа с историческими текстами | 6 | 5 | 2 | |
18. | Общая характеристика заданий этого типа | 1 | ||
19-20. | Работа с историческими текстами | 2 | 2 | 1 |
21-22 | Работа с историческими источниками | 2 | 2 | 1 |
23. | Самостоятельная работа с текстом | 1 | 1 | |
Раздел VI. Решение познавательных задач | 4 | 3 | 1 | |
24. | Общая характеристика заданий | 1 | ||
25. | Решение познавательных исторических задач | 2 | 2 | |
27. | Самостоятельная работа с задачами познавательного характера | 1 | 1 | |
Раздел VII. Выполнение заданий с развернутыми текстами | 6 | 5 | 2 | |
28. | Общая характеристика заданий | 1 | ||
29-31 | Написание сочинения - эссе | 3 | 2 | 1 |
32-33 | Составление исторических текстов из заданных слов | 2 | 1 | 1 |
34. | Тестирование с различными видами заданий | 1 | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа и тематическое планирование подготовки учащихся к олимпиаде по астрономии. 11класс.
Данная публикация будет полезна преподавателям, занимающихся подготовкой обучающихся в 11 (общеобразовательном) классе к олимпиаде по астрономии. Программа разработана на основе программы и рекомендац...
Личностно-ориентированные технологии при подготовке обучающихся к олимпиаде. Проблемы подготовки и пути выхода
Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, когда после прохождения которого вся работа быстро затухает. Результаты ежегодных олимпиад, про...
Подготовка учащихся к олимпиаде по предмету "Искусство" тесты для учащихся 9-х классов.
При полготовки учащихся к олимпеаде по предмету "Искусство" бывает трудно подобрать задания. Предлагаю использовать задания 2014-15 уч. года (школьный этап)....
Подготовка учащихся к олимпиаде по предмету "Искусство" тесты для учащихся 9-х классов.
При полготовки учащихся к олимпеаде по предмету "Искусство" бывает трудно подобрать задания. Предлагаю использовать задания 2014-15 уч. года (школьный этап)....
Методические рекомендации по подготовке обучающихся к олимпиадам по истории.
Олимпиадное движение сегодня является одним из актуальных направлений, когда речь идет о работе с одаренными детьми. Участие учащихся в олимпиадах, их победы сегодня рассматривается одним из критериев...
План подготовки и проведения Олимпиады по предметам образовательной области «Технология»
На заседании методического объединения составляем план проведения Олимпиады по предметам образовательной области «Технология»...
Достижения обучающихся в Олимпиаде по предмету "Экономика организации"
Диплом I степени обучающегося группы Т1-18 по специальности 11.02.02 Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники (по отраслям в Олимпиаде по предмету "Экономика организации"...
- Мне нравится (1)