Рабочая программа по географии 2012-2013 г. 8-9 класс
рабочая программа (география) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7»
«Рассмотрено»
Руководитель МО
___________О.Ф.Соломонова
Протокол № ____ от
«___»___________20___г.
«Согласовано»
Заместитель руководителя по УВР «МКОУ СОШ № 7 »
____________Н.В.Топчиева
«___»____________20___г.
«Утверждаю»
Приказ №____ от
«____»_________20__г.
Директор школы _____Л.И.Гребенникова
Рабочие программы
учебного курса : «География»
для 6 - 9 классов
учителя географии Крупинской Н.В.
2012-2013 уч. год.
Пояснительная записка
Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли. Такой подход позволяет рассматривать природные, социальные и экономические факторы, формирующие и изменяющие окружающую среду. Это наиболее эффективный путь формирования системы геоэкологических, геоэкономических, социокультурных взглядов, ценностей, отношений учащихся не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне.
В основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества.
Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знание основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умение правильно ориентироваться в пространстве.
Педагогический синтез общеземлеведческих и страноведческих основ учебного предмета позволяет организовать деятельность учащихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармонического взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в то же время, формирует бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре своего Отечества и родного края.
Рабочая программа по курсу географии России составлена согласно Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования, разработанного в соответствии с законом Российской Федерации (с.7) и Концепцией модернизации российского образования на период 2011г.
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.
Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.
Главная задача курса – сформировать знания у учащихся о родной стране и подвести их к пониманию своего места в стране и мире.
На изучение курса отводится 2 часа в неделю, в общей сложности – 70 часов.
Практических работ 6 (оценочные);
Тренировочных-8;
Всего-14;
В 8 классе изучается 1-я часть курса «География России» - «Природа и население», которая состоит из «Введения» и трех разделов: «Пространства России», «Природа и человек», «Население России». По сравнению с традиционным подходом по-новому раскрыт раздел «Природа и человек»: природа рассматривается как ресурс для хозяйства, как среда жизнедеятельности населения, условие его физического и нравственного здоровья. Содержание раздела существенно обновлено в соответствии с новыми научными представлениями.
Программа курса «География России» построена с учетом реализации научных основ содержания географии, раскрытия методов географического познания (картографического, исторического, сравнительного, статистического и др.), широкого использования источников географической информации (картографических, графических, статистических, текстовых и др).
Рабочая программа направлена на достижение следующих целей:
освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий России; о России во всем ее географическом разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
овладение умениями ориентироваться на местности; использовать географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
воспитание любви к своей местности, своему региону, своей страны; взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде;
применение географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Рабочая программа соответствует обязательному минимуму содержания основных образовательных программ.
Особое место занимают требования, связанные с применением приобретенных знаний: сравнивать, оценивать, объяснять.
Программа курса «География России» построена с учетом реализации научных основ содержания географии, раскрытии методов географического познания (картографического, исторического, сравнительного, статистического и др.). Формирование знаний, умений и навыков предусматривает также применение разнообразных источников географической информации, а также географические характеристики регионов страны; таблиц, картосхем, простейших карт, моделей, отражающих географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия.
Рабочая программа построена с учетом реализации научных основ содержания географии, раскрытия методов географического познания, широкого использования источников географической информации.
Используемые программы:
- География России (VII—IX класс): Примерная программа основного общего образования по географии.
- Авторская программа по географии. 6-10 классы. Под редакцией И. В. Душиной. - М.: Дрофа, 2006.
8 класс
Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов и тем. | Кален дарные сроки | Виды занятий | Виды деятельности и формы | Наглядные пособия и технические средства | Виды контроля | Повторение |
Что изучает география России | Вводный урок | П.р. Анализ карт административно-территориального и политико-административного деления страны | Настенная карта. Атласы | Вводная беседа | Наука география | ||
Россия на карте мира | Урок изучения нового материала | Эвристическая беседа. | Настенная карта. Атласы | Фронтальный устный опрос | Страны мира. Географические координаты | ||
Границы России | Урок актуализации знаний и умений |
| Настенная карта. Атласы | Индивидуальный устный опрос. | Страны мира | ||
П.р. характеристика географического положения России. Сравнение географического положения России с географическим положением других стран. | Практикум | Коллективная, индивидуальная | Настенная карта. Атласы | Фронтальная письменная работа. | Страны мира | ||
Россия на карте часовых поясов | Практикум | Определение поясного времени для разных пунктов России. | Настенная карта. Атласы | Фронтальный устный опрос | Меридианы | ||
Формирование территории России | Урок актуализации знаНИй И Умений | Самостоятельная. Коллективная, индивидуальная | Настенная карта. Атласы | Индивидуальный устный опрос. | |||
Географическое изучение территории России | Практикум | Самостоятельная. Коллективная, индивидуальная | Настенная карта. Атласы | Фронтальный письменный опрос | Ученые-географы | ||
Итоговый урок раздела «Пространства России» | Урок обобщающего повторения | Коллективная, индивидуальная | Тестирование | ||||
Строение земной коры на территории России | Урок изучения нового материала | П.р Анализ карт «Тектоника и минеральные ресурсы», «Геология» | Настенная карта. Атласы | Фронтальный устный опрос. Фронтальная письменная работа | Строение земной коры Земли | ||
Важнейшие особенности рельефа России | Урок актуализации знаний и умений | П.р Анализ физической карты России | Настенная карта. Атласы | Фронтальный устный опрос. Фронтальная письменная работа на контурной карте | Основные формы рельефа | ||
Современное развитие рельефа | Практикум | П.р. Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых | Настенная карта. Атласы | Фронтальный устный опрос | Внутренние и внешние силы Земли | ||
Использование недр | Урок актуализации знаний и умений | Коллективная, индивидуальная | Настенная карта. Атласы | Индивидуальный устный опрос | Полезные ископаемые | ||
Итоговый урок темы | Урок обобщающего повторения | Коллективная, индивидуальная | Тестирование | ||||
Общая характеристика климата России | Урок изучения нового материала | Коллективная, индивидуальная | Настенная карта. Атласы | Фронтальный устный опрос | Климат Земли | ||
Закономерности циркуляции воздушных масс. | Исследование | П.р 1. Определение по картам закономерностей распределения солнечной
| Настенная карта. Атласы | Фронтальный устный опрос, фронтальная письменная работа | Воздушные массы | ||
Распределение температур и осадков | Урок актуализации знаний и умений | Коллективная, индивидуальная. Анализ климатической карты: выявление осо | Настенная карта. Атласы | Фронтальный устный опрос | Климат Земли | ||
Типы климата нашей страны | Урок актуализации знаний и умений | П.р Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды | Настенная карта. Атласы | Фронтальный устный опрос | Климатические пояса Земли | ||
Итоговый урок темы | Исследование | П.р Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны (своего региона) для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности человека | Настенная карта. Атласы | Фронтальная письменная работа. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям | |||
Реки | Урок изучения нового материала | Эвристическая беседа. П.р | Настенная карта. Атласы | Фронтальный опрос | Внутренние воды | ||
Озера, подземные воды, болота, многолетняя мерзлота и ледники | Урок актуализации знаний и умений | П.р 1.Анализ карты 2.Составление характеристики одной из рек с использованием климатических карт и климатограмм. Выявление использования | Настенная карта. Атласы | Фронтальный устный опрос, проверочная письменная работа | Внутренние воды | ||
Человек и вода | Урок актуализации знаний и умений | П.р Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата | Настенная карта. Атласы | Фронтальный устный опрос, проверочная письменная работа | Экология вод | ||
Итоговый урок темы | Практикум | П.р Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России, составление прогноза их использования | Настенная карта. Атласы | Фронтальная письменная работа | |||
Почвы - особое природное тело | Урок изучения нового материала | Эвристическая беседа. | Фронтальный устный опрос | ||||
География почв России | Практикум | П.р Выявление условий почвообразования основных типов почв (количество тепла, влаги, Выявление условий почвообразования основных типов почв (количество тепла, влаги, рельеф, растительность) и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности | Настенная карта. Атласы | Индивидуальный устный опрос | География почв мира | ||
Почвы и урожай | Урок актуализации знаний и умений | Эвристическая беседа. | Настенная карта. Атласы | Индивидуальный устный опрос | Природные особенности России | ||
Рациональное использование и охрана почв | Урок обобщающего повторения | Коллективная, индивидуальная | Настенная карта. Атласы | Тестирование | Экология почв | ||
География лесов России | Урок изучения нового материала | Коллективная, индивидуальная | Настенная карта. Атласы | Индивидуальный устный опрос | Природа мира | ||
Лес и окружающая среда | Урок актуализации знаний и умений | Коллективная, индивидуальная | Настенная карта. Атласы | Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа | |||
Безлесные просторы России. Луга | Путешествие | Коллективная, индивидуальная | Настенная карта. Атласы | Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа | |||
Тундра и степи | Путешествие | Коллективная, индивидуальная | Настенная карта. Атласы | Индивидуальный устный опрос | |||
Болота | Практикум | Коллективная, индивидуальная | Настенная карта. Атласы | Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа | |||
Животный мир | Путешествие | Коллективная, индивидуальная | Настенная карта. Атласы | Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа | |||
Понятие о природно-территориальном комплексе | Практикум | Коллективная, индивидуальная | Настенная карта. Атласы | Индивидуальный устный опрос | |||
Свойства природных территориальных комплексов | Путешествие | П.р Анализ карты «Природные святыни России. Памятники всемирного наследия» | Настенная карта. Атласы | Индивидуальный устный опрос | |||
Человек в ландшафте | Путешествие | П.р Составить характеристику природной зоны своей местности по типовому плану | Настенная карта. Атласы | Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа | Экология и окружающая среда | ||
Итоговый урок | Практикум | Коллективная, индивидуальная | Настенная карта. Атласы | Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа | |||
Учение о природной зоне | Урок актуализации знаний и умений | Коллективная, индивидуальная | Настенная карта. Атласы | Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа | Природные зоны мира | ||
«Безмолвная Арктика» | Путешествие | Коллективная, индивидуальная | Настенная карта. Атласы | Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа | |||
Чуткая Субарктика | Путешествие | Коллективная, индивидуальная | Настенная карта. Атласы | Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа | |||
Таежная зона | Путешествие | Коллективная, индивидуальная | Настенная карта. Атласы | Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа | |||
Зона смешанных и широколиственных лесов | Путешествие | Коллективная, индивидуальная | Настенная карта. Атласы | Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа | |||
Лесостепи и степи | Практикум | П/рОценка природных условий и ресурсов природной зоны (по выбору) на основе анализа общегеографических и тематических карт. Прогнозирование изменений в результате хозяйственной деятельности человека. | Настенная карта. Атласы | Фронтальная писменная работа. Работа с картами атласа | |||
Полупустыни, пустыни и субтропики | Путешествие | Коллективная, индивидуальная | Настенная карта. Атласы | Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа | |||
«Многоэтажность» природы гор | Практикум | Коллективная, индивидуальная | Настенная карта. Атласы | Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа | |||
Человек и горы | Практикум | Коллективная, индивидуальная | Настенная карта. Атласы | ||||
Природная среда, природные условия, природные ресурсы | Урок изучения нового материала | Коллективная, индивидуальная | Настенная карта. Атласы | Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа | |||
Рациональное использование природных ресурсов | Урок актуализации знаний и умений | Коллективная, индивидуальная | Настенная карта. Атласы | Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа | |||
Охрана природы и охраняемые территории | Урок актуализации знаний и умений | П.р Анализ карты «Природные святыни России. Памятники всемирного наследия» | Настенная карта. Атласы | Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа | Охраняемые территории мира | ||
Итоговый урок | Урок обобщающего повторения | Коллективная, индивидуальная | Тестирование | ||||
Численность населения | Урок изучения нового материала | Коллективная, индивидуальная | Фронтальный устный опрос | ||||
Воспроизводство населения | Урок изучения нового материала | Коллективная, индивидуальная | Фронтальный устный опрос | ||||
Соотношение мужчин и женщин (половой состав населения) | Урок изучения нового материала | Коллективная, индивидуальная | Настенная карта. Атласы | Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа | |||
Возрастной состав населения России | Урок изучения нового материала | Коллективная, индивидуальная | Настенная карта. Атласы | Фронтальный устный опрос | |||
Миграции населения России | Семинар | Коллективная, индивидуальная | Настенная карта. Атласы | Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа | Страны мира и СНГ | ||
Внешние миграции - в Россию и из нее | Семинар | Коллективная, индивидуальная | Настенная карта. Атласы | Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа | |||
Территориальная подвижность населения | Урок обобщающего повторения | П.р Анализ карт населения | Настенная карта. Атласы | Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа Тестирование | |||
География рынка труда | Исследование | Коллективная, индивидуальная | |||||
Этнический состав населения | Урок изучения нового материала | П.р Выявление и объяснение территориальных аспектов межнациональных отношений | Настенная карта. Атласы | Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа | Этнический состав населения мира | ||
Этническая мозаика России | Урок актуализации знаний и умений | П.р Анализ карт населения | Настенная карта. Атласы | Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа | |||
Религии народов России | Урок актуализации знаний и умений | П.р Анализ карт населения | Настенная карта. Атласы | Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа | Мировые религии | ||
Плотность населения | Урок актуализации знаний и умений | П.р Анализ карт населения | Настенная карта. Атласы | Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа | |||
Расселение и урбанизация | Урок актуализации знаний и умений | П.р Анализ карт населения | Настенная карта. Атласы | Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа | |||
Города России | Семинар | П.р Анализ карт населения | Настенная карта. Атласы | Тестирование | Функции городов | ||
Сельская Россия | Урок актуализации знаний и умений | П.р Анализ карт населения | Настенная карта. Атласы | Тестирование | |||
Итоговый урок темы «Население России» | Урок обобщающего повторения | П.р Определение и анализ основных статистических показателей, характеризующих население страны в целом и ее отдельных территорий | Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа | ||||
Обобщающее повторение курса | Урок обобщающего повторения | Коллективная, индивидуальная | Настенная карта. Атласы | Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа | |||
Обобщающее повторение курса | Урок обобщающего повторения | Коллективная, индивидуальная | Настенная карта. Атласы | Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа | |||
Итоговая контрольная работа | Урок итогового контроля | Коллективная, индивидуальная | Тестирование | ||||
Итоговый урок | Коллективная, индивидуальная | Настенная карта. Атласы | |||||
Резервное время. |
УМК:
- Учебник: Алексеев А. И. География России. Природа и население /А. И. Алексеев. - М.: Дрофа, 2009.
- Географический атлас. 8 кл. - М.: Дрофа, 2009.
- Сиротин В. И. Рабочая тетрадь по географии. 8 кл. / В. И. Сиротин. - М.: Дрофа, 2009.
Дополнительная литература:
1. Дронов В. П. География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 кл. / В. П. Дронов, И. И. Баринова, В. Я. Ром, А. А. Лобжанидзе. - М.: Дрофа, 2007.
- Дронов В. П. Рабочая тетрадь / В. П. Дронов, И. И. Баринова, В. Я. Ром, А. А. Лобжанидзе. - М.: Дрофа, 2007.
- Маерова Н. Ю. Уроки географии. 8-9 кл. / Н. Ю. Маерова. - М.: Дрофа, 2004.
- Моисеева О. П. Тематический тестовый контроль по географии России. 8 кл. / О. П. Моисеева. -М.: Творческий центр, 2002.
- Сиротин В. И. Тесты для итогового контроля. 8-9 кл. / В. И. Сиротин. - М.: Дрофа, 2003.
Пояснительная записка
Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли. Такой подход позволяет рассматривать природные, социальные и экономические факторы, формирующие и изменяющие окружающую среду. Это наиболее эффективный путь формирования системы геоэкологических, геоэкономических, социокультурных взглядов, ценностей, отношений учащихся не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне.
В основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества.
Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знание основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умение правильно ориентироваться в пространстве.
Педагогический синтез общеземлеведческих и страноведческих основ учебного предмета позволяет организовать деятельность учащихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармонического взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в то же время, формирует бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре своего Отечества и родного края.
Рабочая программа по курсу географии России составлена согласно Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования, разработанного в соответствии с законом Российской Федерации (с.7) и Концепцией модернизации российского образования на период 2011г.
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.
Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.
Главная задача курса – сформировать знания у учащихся о родной стране и подвести их к пониманию своего места в стране и мире.
На изучение курса отводится 2 часа в неделю, в общей сложности – 70 часов.
Практических работ 11 (оценочные);
Тренировочных-6;
Творческих-14;
Всего-31;
В 9 классе изучается 2-я часть курса «География России» - «Хозяйство и географические районы», которая состоит из двух разделов: «Хозяйство России» и «Районы России». В заключительной части учебника «Россия в мире» рассматриваются внешние связи, особенности взаимоотношений соседних государств с Россией, раскрываются их существующие и перспективные хозяйственные и социальные связи.
Программа курса «География России» построена с учетом реализации научных основ содержания географии, раскрытия методов географического познания (картографического, исторического, сравнительного, статистического и др.), широкого использования источников географической информации (картографических, графических, статистических, текстовых и др).
Рабочая программа направлена на достижение следующих целей:
освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий России; о России во всем ее географическом разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
овладение умениями ориентироваться на местности; использовать географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
воспитание любви к своей местности, своему региону, своей страны; взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде;
применение географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Рабочая программа соответствует обязательному минимуму содержания основных образовательных программ.
Особое место занимают требования, связанные с применением приобретенных знаний: сравнивать, оценивать, объяснять.
Программа курса «География России» построена с учетом реализации научных основ содержания географии, раскрытии методов географического познания (картографического, исторического, сравнительного, статистического и др.). Формирование знаний, умений и навыков предусматривает также применение разнообразных источников географической информации, а также географические характеристики регионов страны; таблиц, картосхем, простейших карт, моделей, отражающих географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия.
Рабочая программа построена с учетом реализации научных основ содержания географии, раскрытия методов географического познания, широкого использования источников географической информации.
Используемые программы:
- География России (VII—IX класс): Примерная программа основного общего образования по географии.
- Авторская программа по географии. 6-10 классы. Под редакцией И. В. Душиной. - М.: Дрофа, 2006.
9 класс
Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов и тем. | Кален дарные сроки | Виды занятий | Виды деятельности и формы | Наглядные пособия и технические средства | Виды контроля | Повторение |
Введение | Урок изучения нового материала | Беседа | Настенная карта. Атласы | Вводная беседа | Экономическая география | ||
Понятие «хозяйство». Структура хозяйства | Урок изучения нового материала | Лекция | Частично поисковая беседа | ||||
Этапы развития хозяйства | Урок актуализации знаний и умений | Коллективная, индивидуальная | Эвристическая беседа | ||||
Географическое районирование | Урок актуализации знаний и умений | | Настенная карта. Атласы | Беседа по результатам анализа карт | Природное районирование | ||
Сельское хозяйство. Растениеводство | Практикум | П.р. Определение по картам и статистическим материалам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства. (Оц.) | Настенная карта. Атласы | Учебное исследование по картам, решение географических задач, составление таблицы по результатам сравнения карт, индивидуальная работа по заполнению контурных карт | Природные условия России | ||
Животноводство. Зональная специализация сельского хозяйства | Практикум | П.р. Анализ карты «Животноводство» | Настенная карта. Атласы | Природные условия России | |||
Агропромышленный комплекс. Лёгкая и пищевая промышленность | Исследование | Коллективная, индивидуальная | Настенная карта. Атласы | Население России | |||
Лесной комплекс | Урок актуализации знаний и умений | П.р. Анализ карт «Растительность», «Животный мир» | Настенная карта. Атласы | Составление таблицы по результатам сравнения карт, индивидуальная работа по заполнению контурных карт | Лесная зона России | ||
Топливно-энергетический комплекс. Топливная промышленность | Урок изучения нового материала Практикум | П.р. Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим данным, (оц.) | Настенная карта. Атласы | Частично-поисковая беседа. Сопоставление карт атласа | Топливные ресурсы | ||
Электроэнергетика | Практикум | Настенная карта. Атласы | Частично-по-исковая беседа. Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт | Водные ресурсы | |||
Металлургический комплекс | Практикум | П.р. Определение по картам главных факторов размещения металлургических предприятий по производству меди и алюминия, (оц.) | Настенная карта. Атласы | Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт, индивидуальная работа по заполнению контурных карт | Рудные ресурсы | ||
Машиностроительный комплекс | Исследование | П.р. Определение главных районов размещения отраслей наукоёмкого и металлоёмкого машиностроения | Настенная карта. Атласы | Работа с контурными картами. Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт, работа по заполнению контурных карт | Трудовые ресурсы | ||
Военно-промышленный комплекс | Исследование | Коллективная, индивидуальная | Настенная карта. Атласы | Учебное исследование по картам, решение географических задач | |||
Химическая промышленность | Урок актуализации знаний и умений | П.р. Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам | Настенная карта. Атласы | Частично-поисковая беседа. Сопоставление карт атласа | Минеральные ресурсы России | ||
Транспорт | Урок изучения нового материала |
| Настенная карта. Атласы | Учебное исследование по картам, составление таблицы по результатам сравнения карт | Природные условия России и население | ||
Информационная структура | Урок актуализации знаний и умений | Коллективная, индивидуальная | Настенная карта. Атласы | Эвристическая беседа с использованием и сопоставлением карт атласа | |||
Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство | Урок изучения нового материала | Коллективная, индивидуальная | Настенная карта. Атласы | Эвристическая беседа с использованием и сопоставлением карт атласа | Население | ||
Территориальное разделение труда | Урок актуализации знаний и умений | П.р. Моделирование вариантов нового районирования | Настенная карта. Атласы | Учебное исследование по картам, решение географических задач | |||
Восточно-Европейская равнина | Урок актуализации знаний и умений | Коллективная, индивидуальная | Настенная карта. Атласы | Учебное исследование по картам. Индивидуальная работа по заполнению контурных карт | Природа региона | ||
Волга | Семинар | П.р. Экологические и водные проблемы Волги: оценка и пути решения | Настенная карта. Атласы | Групповая работа. Составление по карте маршрута путешествия. Беседа по результатам анализа карт | Природа региона | ||
Центральная Россия: состав, географическое положение | Урок изучения нового материала | Коллективная, индивидуальная | Настенная карта. Атласы | Эвристическая беседа с использованием карт атласа, работа по заполнению контурных карт | Природа региона | ||
Центральный район: особенности населения | Урок актуализации знаний и умений | П.р. Объяснение взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России | Настенная карта. Атласы | Эвристическая беседа с использованием карт атласа, работа по заполнению контурных карт | |||
Хозяйство Центрального Района | Урок изучения нового материала | П.р. Составление картосхемы размещения народных промыслов Центральной России | Настенная карта. Атласы | Эвристическая беседа по результатам групповой работы: обсуждение особенностей природы, природных богатств и хозяйства | Природа региона | ||
Москва - столица России | Практикум | П.р. Сравнение географического положения и планировки двух страниц -Москвы и Санкт-Петербурга | Настенная карта. Атласы | Эвристическая беседа с использованием карт атласа | |||
Города Центрального района | Урок актуализации знаний и умений | Коллективная, индивидуальная | Настенная карта. Атласы | Природа региона | |||
Центрально-Черноземный район | Урок изучения нового материала | Коллективная, индивидуальная | Настенная карта. Атласы | Природа региона | |||
Волго-Вятский район | Урок изучения нового материала | Коллективная, индивидуальная | Настенная карта. Атласы | Эвристическая беседа с использованием карт атласа, работа по заполнению контурных карт | |||
Географическое положение и природа Северо-Западного района | Урок актуализации знаний и умений | Коллективная, индивидуальная | Настенная карта. Атласы | Учебное исследование по картам, составление таблицы по результатам сравнения карт | |||
Города на старых водных торговых путях | Практикум | Коллективная, индивидуальная | Настенная карта. Атласы | Учебное исследование по картам, составление таблицы по результатам сравнения карт | |||
Санкт-Петербург -новый «хозяйственный узел» России | Практикум | Групповая работа | Настенная карта. Атласы | Учебное исследование по картам, составление таблицы по результатам сравнения карт | |||
Санкт-Петербург -вторая столица России | Практикум | исследование по картам | Настенная карта. Атласы | Учебное исследование по картам, составление таблицы по результатам сравнения карт | |||
Калининградская область | Практикум | исследование по картам | Настенная карта. Атласы | Учебное исследование по картам, составление таблицы по результатам сравнения карт | |||
Географическое положение и природа Европейского Севера | Урок актуализации знаний и умений | исследование по картам Коллективная, индивидуальная | Настенная карта. Атласы | Учебное исследование по картам, составление таблицы по результатам сравнения карт | |||
Этапы развития хозяйства Европейского Севера | Урок изучения нового материала | Коллективная, индивидуальная | Настенная карта. Атласы | Учебное исследование по картам, решение географических задач | Природа региона | ||
Роль Европейского Севера в развитии русской культуры | Урок актуализации знаний и умений | П.р. Составление и анализ схемы хозяйственных связей Двинско- Печорского района | Настенная карта. Атласы | Учебное исследование по картам, составление таблицы по результатам сравнения карт | Природа региона | ||
Обобщающее повторение: Северо-Западный район, Европейский Север. | Урок актуализации знаний и умений | Коллективная, индивидуальная | Настенная карта. Атласы | Учебное исследование по картам, составление таблицы по результатам сравнения карт | |||
Географическое положение и природа Поволжья | Урок актуализации знаний и умений | П.р. Экологические и водные проблемы района | Настенная карта. Атласы | Учебное исследование по картам, составление таблицы по результатам сравнения карт | Природа региона | ||
Население и хозяйство Поволжья | Урок изучения нового материала | Коллективная, индивидуальная | Настенная карта. Атласы | Учебное исследование по картам, составление таблицы по результатам сравнения карт | |||
Северный Кавказ. Природные условия. | Урок актуализации знаний и умений | | Настенная карта. Атласы | Учебное исследование по картам, составление таблицы по результатам сравнения карт | |||
Хозяйство района. | Урок актуализации знаний и умений | П.р. Определение факторов развития и сравнение специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья. (оц) | Настенная карта. Атласы | Учебное исследование по картам, решение географических задач | |||
Народы Северного Кавказа. | Урок изучения нового материала | П.р. Определение по картам и статистическим материалам крупных народов и закономерностей их размещения. (оц.) | Настенная карта. Атласы | Учебное исследование по картам, составление таблицы по результатам сравнения карт | |||
Южные моря России. | Практикум | Коллективная, индивидуальная | Настенная карта. Атласы | Учебное исследование по картам, составление таблицы по результатам сравнения карт | |||
Обобщающее повторение : Поволжье,Северный Кавказ. | Урок актуализации знаний и умений | Коллективная, индивидуальная | Настенная карта. Атласы | Учебное исследование по картам, составление таблицы по результатам сравнения карт | |||
Географическое положение и природа Урала | Урок актуализации знаний и умений | П.р.Оценить экологическую ситуацию в разных частях Урала и предложить пути решения экологических проблем. (творч.) | Настенная карта. Атласы | Учебное исследование по картам, составление таблицы по результатам сравнения карт | |||
Этапы развития и современное хозяйство Урала | Урок изучения нового материала | П.р. Определение тенденций хозяйственного развития Северного Урала (составление картосхемы) | Настенная карта. Атласы | Учебное исследование по картам, решение географических задач | |||
Города Урала. Проблемы Района | Практикум | Коллективная, индивидуальная | Настенная карта. Атласы | Учебное исследование по картам, составление таблицы по результатам сравнения карт | |||
Итоговый урок раздела «Европейская Россия» | Исследование |
| Настенная карта. Атласы | Учебное исследование по картам, составление таблицы по результатам сравнения карт | |||
Природа Сибири | Урок актуализации знаний и умений | Коллективная, индивидуальная | Настенная карта. Атласы | Учебное исследование по картам, решение географических задач | Природа региона | ||
Природа и ресурсы гор Южной Сибири | Урок актуализации знаний и умений | Коллективная, индивидуальная | Настенная карта. Атласы | Частично-поисковая беседа, анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт, работа по заполнению контурных карт | Природа региона | ||
Арктические моря | Практикум | Коллективная, индивидуальная | Настенная карта. Атласы | Учебное исследование по картам, составление таблицы по результатам сравнения карт | Природа региона | ||
Население Сибири | Урок актуализации знаний и умений | Коллективная, индивидуальная | Настенная карта. Атласы | Эвристическая беседа по результатам групповой работы: обсуждение особен- ностей населения Западной Сибири | Природа региона | ||
Хозяйственное освоение Сибири | Урок изучения нового материала | Коллективная, индивидуальная | Настенная карта. Атласы | Групповая работа. Составление по карте маршрута путешествия. Беседа по результатам анализа карт | Природа региона | ||
Природные условия и ресурсы Западной Сибири | Урок актуализации знаний и умений |
| Настенная карта. Атласы | Учебное исследование по картам, решение географических задач | Природа региона | ||
П.р. Изучение и оценка природных условий Западно - Сибирского района для жизни и быта человека. Составление характеристики нефтяного (газового) комплекса: значение, уровень развития, основные центры добычи и переработки, направления транспортировки топлива. Экологические проблемы | Урок актуализации знаний и умений | Коллективная, индивидуальная | Настенная карта. Атласы | Учебное исследование по картам, решение географических задач | Природа региона | ||
Хозяйство района | Урок изучения нового материала | Коллективная, индивидуальная | Настенная карта. Атласы | Эвристическая беседа по результатам групповой работы: обсуждение особенностей хозяйства Западной Сибири | Природа региона | ||
Природные условия и ресурсы Восточной Сибири | Урок актуализации знаний и умений | Коллективная, индивидуальная | Настенная карта. Атласы | Учебное исследование по картам, составление таблицы по результатам сравнения карт | Природа региона | ||
Байкал | Семинар | Коллективная, индивидуальная | Настенная карта. Атласы | Групповая работа. Составление по карте маршрута путешествия. Беседа по результатам анализа карт | Природа региона | ||
Хозяйство района | Урок изучения нового материала | П.р. Составление характеристики Норильского промышленного узла ГП, природные условия и ресурсы, набор производств и их взаимосвязь, промышленные центры | Настенная карта. Атласы | Эвристическая беседа по результатам групповой работы: обсуждение особенностей хозяйства Восточной Сибири | Природа региона | ||
Формирование территории Дальнего Востока | Урок актуализации знаний и умений | Коллективная, индивидуальная | Настенная карта. Атласы | Учебное исследование по картам, решение географических задач | Природа региона | ||
Природные условия и ресурсы | Урок актуализации знаний и умений | П.р Выделение на карте индустриальных, транспортных, научных, деловых, финансовых, оборонных центров Дальнего Востока.(оц.) | Настенная карта. Атласы | Учебное исследование по картам, решение географических задач | Природа региона | ||
Моря Тихого океана | Практикум | Коллективная, индивидуальная | Настенная карта. Атласы | Частично-поисковая беседа, анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт, работа по заполнению контурных карт | Природа региона | ||
Население района | Урок актуализации знаний и умений | П.р. Предложение и обоснование своего варианта прокладки новых железных дорог по Сибири и Дальнему Востоку | Настенная карта. Атласы | Эвристическая беседа по результатам групповой работы: обсуждение особенностей населения Дальнего Востока | Природа региона | ||
Хозяйство района | Урок изучения нового материала | П.р. Учебная дискуссия по теме: «Свободные экономические зоны дальнего Востока - проблемы и перспективы развития» | Настенная карта. Атласы | Эвристическая беседа по результатам групповой работы: обсуждение особенностей хозяйства Дальнего Востока | Природа региона | ||
Итоговый урок раздела «Азиатская Россия» | Исследование | Коллективная, индивидуальная | Настенная карта. Атласы | Учебное исследование по картам, составление таблицы по результатам сравнения карт | Природа региона | ||
Россия в современном мире | Исследование | Групповая работа, исследование по картам, работа по заполнению контурных карт, таблиц по результатам сравнения, тестирование | Настенная карта. Атласы | Групповая работа. Составление по карте маршрута путешествия. Беседа по результатам анализа карт | |||
Повторение первого раздела курса | Урок актуализации знаний и умений | Коллективная, индивидуальная | Настенная карта. Атласы | Учебное исследование по картам, решение географических задач | |||
Повторение второго раздела курса | Урок актуализации знаний и умений | Коллективная, индивидуальная | Настенная карта. Атласы | Учебное исследование по картам, решение географических задач | |||
Итоговая контрольная работа | Тестирование | Настенная карта. Атласы | Учебное исследование по картам, решение географических задач | ||||
Итоговый урок по теме «Регионы России» | Урок актуализации знаний и умений | Коллективная, индивидуальная | Настенная карта. Атласы | Учебное исследование по картам, решение географических задач | |||
Резервное время. |
Рабочая программа предусматривает требования к уровню подготовки учащихся по формирование у них общеучебных умений и навыков, овладение ими универсальными способами деятельности:
- умения работать с картами различной тематики; выделять, описывать и объяснять признаки географических объектов и явлений;
- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения разных территорий России, обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связях России;
- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе источников географической информации и форм ее представления;
- определять по карте расстояния, направления и высоты точек; местоположение географических объектов;
- объяснять положения, ситуации, явления и процессы;
- выявлять причинно-следственные связи;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни.
В результате изучения географии России ученик должен знать:
- основные географические понятия и термины;
- географические явления и процессы, взаимосвязи между ними, их изменения в результате хозяйственной деятельности человека;
- географические особенности природы своей страны; географию народов России; различия в хозяйственном освоении различных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями и хозяйством между отдельными территориями страны;
- специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации;
- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений.
УМК:
- Учебник: Алексеев А. И. География России. Хозяйство и географические районы, / А. И. Алексеев. - М.: Дрофа, 2009.
- Географический атлас. 9 кл. - М.: Дрофа, 2009.
- Сиротин В. И. Рабочая тетрадь по географии. 8 кл. / В. И. Сиротин. - М.: Дрофа, 2009.
Дополнительная литература:
- Дронов В. П. География России. Природа. Население. Хозяйство. 9 кл. / В. П. Дронов, И. И. Баринова, В. Я. Ром, А. А. Лобжанидзе. - М.: Дрофа, 2009.
- Дронов В. П. Рабочая тетрадь / В. П. Дронов, И. И. Баринова, В. Я. Ром, А. А. Лобжанидзе. -М.: Дрофа, 2007.
- Маерова Н. Ю. Уроки географии. 8-9 кл. / Н. Ю. Маерова. - М.: Дрофа, 2004.
- Сиротин В. И. Тесты для итогового контроля. 8-9 кл. / В. И. Сиротин. - М.: Дрофа, 2003.
5. Плисецкий Е. Л. Коммерческая география. Россия и мировой рынок. В 2-х то
мах / Е. Л. Плисецкий. - М.: ACT-ПРЕСС ШКОЛА, 2006.
- Пятунин Б. Б. Новые контрольные и проверочные работы по географии. 8-9 кл. / Б. Б. Пятунин. -М.: Дрофа, 2005.
- Родионова И. А. Экономическая география России / И. А. Родионова. - М., 2001.
Мультимедийные обучающие программы:
География России 8-9 класс: Россия: природа и хозяйство.
Библиотека электронных наглядных пособий по курсам географии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА на 2012/2013 учебный год ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ
Рабочая программа по физической культуре для 1-4 классов разработана на основе:«Комплексная программа физического воспитания 1-11 классы», автором - составителем которой являются В.И.Лях и А.А.З...
Календарно-тематическое планирование на 2012-2013 уч.год, Геометрия 9 класс по учебнику А.С. Атанасян
Календарно-тематическое планирование на 2012-2013 учебный год. Учебник А.С. Атанасян...
Календарно-тематическое планирование на 2012-2013 уч.год, Геометрия 9 класс по учебнику А.С. Атанасян
Календарно-тематическое планирование на 2012-2013 учебный год. Учебник А.С. Атанасян...
Календарно-тематическое планирование на 2012-2013 уч.г. Геометрия 7 класс по учебнику А.С. Атанасян
Календарно - тематическое планирование составлено на основе авторской программы А.С. Атанасяна, М., Просвещение ,2008г....
Тематические и рабочие планы на 2012-2013 учебный год (1-4), (5-9) и (10-11) классы
Всё планирование составлено с учётом проводимых уроков по плаванию с 1-го по 11-й класс, каждый третий (оздоровительный) урок....
Рабочая программа на 2012 -2013 учебный год к программе «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» С. Г. Шевченко (второй год обучения, подготовительная группа)
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы с детьми в подготовительной группе с задержкой психического развития составлена на основе рекомендаций программы «Подготовка к школе детей с задержкой...
ПРИКАЗ № 2008 от 05.12.2012 о дополнительных занятиях с победителями по географии 2012-2013 уч.год
В данном приказе представлен список учителей, которые готовили учащихся победителей муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по географии в 2012-2013 учебном году на участие в региональ...