Разработка урока "Арифметическая прогрессия"
план-конспект урока по алгебре (9 класс)

Ажеева Ирина Александровна

Технологическая карта урока алгебры 9 класс "Арифметическая прогрессия"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teh_karta_moya.doc122 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема урока: Арифметическая прогрессия

Учебный предмет: алгебра

Учитель: Ажеева Ирина Александровна

Класс: 9

УМК: Алгебра 9 класс,  А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир.

Тип урока: комбинированный урок.

Цель урока: сформировать  понятие арифметической прогрессии и умение применять формулы к решению практических задач.

Задачи: 

  • Закрепить теоретические знаний учащихся по теме ;
  • Развивать умения и  навыки работы учащихся с формулами;
  • учить учащихся планировать свою работу и работу в паре;
  • развитие грамотной математической речи;
  • развить навыки продуктивного общения со сверстниками.

Используемые ресурсы: авторская презентация, задания

Технические средства и ПО:

Основные понятия: Арифметическая прогрессия, разность арифметической прогрессии, формула  n-члена арифметической прогрессии.

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Формы организации учебной деятельности

Содержание учебной деятельности

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

Организационный этап

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Включаются в деловой ритм урока.

Включаются в деловой ритм урока. Концентрируют внимание на работе на уроке.

Формирование навыков самоорганизации

1.Мотивационно-целевой этап

Знакомство с листом самооценки.

Сообщение темы урока

Определение цели урока.

Выбор мыслей наиболее подходящие для работы и дополнить их.

  1. Умение применять формулы …
  2. Умение грамотно говорить …
  3. Умение обобщать, систематизировать …
  4. Умение логически мыслить …
  5. Умение пересказывать …
  6. Умение молчать …

Знакомство с картами самооценки.

Формулируют цели урока

Развитие навыков целеполагания

Включаемость в коллективное обсуждение вопросов.

Выделение и формулирование познавательной цели.

Развитие познавательных интересов, учебных мотивов.

2.Актуализация опорных знаний

Выявляет уровень опорных знаний и способов действий знаний.  Выявляет пробелы в знаниях. Активизирует знания учащихся.

1)Фронтальный опрос

1. Дайте определение арифметической  прогрессии.

2. Что называют разностью арифметической прогрессии? Как обозначают?

3. В чем заключается свойство арифметической прогрессии?

4. Какие бывают арифметические прогрессии?

5. Какой вид имеет формула арифметической прогрессии после алгебраических преобразований?

2) Вам предлагается карточка, в которой вы вместе с соседом по парте должны «Найти пару» соединив их стрелкой.

Фронтальный опрос

Работа в парах

Выполняют задание, отвечают на вопросы учителя, высказывают свои предположения.

Работают  в парах. Обсуждают алгоритмы выполнения заданий и выполняют их .

освоение обучающимися компонентов учебной деятельности, умение учиться в общении со сверстниками.

Знание определения арифметической прогрессии, характеристические свойства арифметической прогрессии, формулы п-го члена арифметической прогрессии.

3.  Закрепление изученного материала

Задача: Родители ко Дню рождения своего сына Андрея решили купить и обновить ему мобильный телефон. Для этого, они в первый месяц отложили 650 рублей, а в каждый следующий месяц откладывали на 50 рублей больше, чем в предыдущий. Какая сумма будет у родителей Андрея через 10 месяцев, и смогут ли они купить ему телефон 

Ответ: да, смогут.

Устная работа

   На слайде даны последовательности чисел.   Какие из последовательностей являются арифметическими прогрессиями?

  • 3, 6, 9, 12,…..                          
  • 5, 12, 18, 24, 30,…..
  • 7, 14, 28, 35, 49,….
  • 5, 15, 25,….,95….
  • 1000, 1001, 1002, 1003,….
  • 1, 2, 4, 7, 9, 11…..
  • 5, 4, 3, 2, 1, 0, -1, -2,….

Чему равна разность арифметических прогрессий?

1; 5; 9………

105; 100….

-13; -15; -17……

11;       ; 19,….

  •           Выразите через  а 1     и    d    а8   , а33  , а 100 .
  •  Найдите   а5   , если   а 1  = 4,  d =7.
  • Найдите   а12  , если   а11   = 20,  а13 = 30.

Оцените свою работу на этапе устного решения и поставьте себе оценки

4. Контроль и оценка

Тестовая самостоятельная работа (с последующей самопроверкой) (Приложение 3)

Самостоятельная работа

Выполняют самостоятельную работу, оценивают, анализируют свою работу,  делают выводы.

Выполняют проверку, обсуждают возможные ошибочные решения, исправляют свои решения.

стремление к саморазвитию, формирование самооценки

5. Рефлексия

Заполнение листов самооценки и выставление оценки за урок.

Кто доволен своей работой?

Кто не доволен своей работой?

Почему?

Какую тему необходимо повторить?

Подводят итоги своей работы. Работают с картами самооценки Анализируют свою работу, делают выводы

Отвечают на поставленные вопросы.

6.


Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приемы, методы, формы работы, технологии

Прогнозируемые результаты

Предметные

УУД

1.Организационный момент

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Включаются в деловой ритм урока.

Приветствие, настрой на работу

Обучающиеся готовы к работе на уроке

2.Мотивация учащихся

Предлагает выполнить устно задания презентации слайд №2, 3. Эти темы учащимися уже изучены, поэтому сформулировать тему и цели урока учащиеся смогут самостоятельно.

Определяют вид последовательности, обосновывают свой ответ.

Формулируют тему урока и цели.

Устная работа по слайду

Знание определения арифметической прогрессии, характеристические свойства арифметической прогрессии, формулы п-го члена арифметической прогрессии, формулы для нахождения суммы п первых членов арифметической прогрессии

Включаемость в коллективное обсуждение вопросов.

Выделение и формулирование познавательной цели.

Развитие познавательных интересов, учебных мотивов.

3.Актуализация знаний

Выполнение заданий презентации

Слайд № 3.

Определяют вид прогрессий и составляют формулы.

Алгоритмические упражнения

Умение применять теоретические знания для решения основных типов заданий по теме

Поиск и выделение необходимой информации, выбор способа действия.

Выполнение заданий (приложение №1)

Слайд №4

Обсуждают алгоритмы выполнения заданий и выполняют их .

Работа в тетрадях по слайду

Умение применять теоретические знания для решения основных типов заданий по теме

Умение осознанно применять полученные знания на практике.

4.Творческое применение полученных знаний

Предлагает выполнить задания презентации слайды № 5, 6.

Обсуждают возможные варианты решений, предлагают свои способы решений.

Метод дискуссии

Личностные: стремление к саморазвитию, формирование самооценки

Включаемость в коллективное обсуждение вопросов, умение аргументировать свою точку зрения.

5.Самостоятельная работа учащихся в группах

Предлагает разделиться на 4 группы для выполнения заданий самостоятельной работы на 2 варианта(презентация слайды № 7,8 или приложение №2)

Обсуждают в группах способы решения заданий, по возможности – решают их.

Работа в группах

Метапредметные: освоение обучающимися компонентов учебной деятельности, умение учиться в общении со сверстниками.

Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме.

Предлагает выполнить взаимопроверку результатов по вариантам и самопроверку по слайду № 7, 8. Помогает выполнить разбор заданий, вызвавший затруднения.

Выполняют проверку, обсуждают возможные ошибочные решения, исправляют свои решения.

Работа в группах, самопроверка и обсуждение трудных моментов

Метапредметные: освоение обучающимися компонентов учебной деятельности, умение учиться в общении со сверстниками.

Умение аргументировать свою точку зрения.

6.Подведение итогов.

Предлагает ответить на вопросы:

  1. Какая из представленных задач ,на Ваш взгляд, более сложная?
  2. Почему?

Отвечают на поставленные вопросы.

Беседа

Совместный вывод

Систематизация и обобщение знаний

Развитие оценки и самооценки.

Умение аргументировать свою точку зрения.

7.Домашнее задание

Предлагает подвести итоги урока, задает вопросы

Записывают Д/з.

Фронтальный опрос и вывод

Выделение и формулирование главного вывода о полученных и отработанных знаниях.


Приложение №1.

Укажите правильные утверждения:

1) -3; 5; -7; 9; ..- арифметическая прогрессия (an );

2) -4; -2; 0; 2;.. - арифметическая прогрессия (cn);

3) число 20 – член арифметической прогрессии

(bn ): 1; 7; 13; …

4) Верно ли, что а10 = а1 + 9∙d?

5)В арифметической прогрессии (xn ):-5; 0; 5; 10;..

разность d = - 5?

6) В арифметической прогрессии (yn ): 5; 15; 25; …

разность d = 10?

7) В арифметической прогрессии (zn ): -2; -6; -10;..

разность d = 4?

8) Если а1 = 2; d = 4, то а3 = а1 +2d = 2 +2· 4 =10?

9) 5; 5; 5; … - не арифметическая прогрессия.


 Посмотрите внимательно на эти последовательности и ответьте на вопросы (Слайд 12):

  1. Какие из этих последовательностей являются арифметическими прогрессиями и почему?
  2. Назовите первый член и разность арифметической прогрессии.
  3. Назовите возрастающие и убывающие прогрессии.
  4.  Выясните,  при каком условии прогрессия возрастает или убывает? Сделайте вывод.

  (an):  0, 2, 4, 6, 8, …

  (bn):   1, 2, 3, 5, 8, …

  (cn):   -7, -10, -13, -16…

  (dn):   5, 5, 5, 5, 5, …

  (хn):   3, 5, 7, 9, 6, …

   (кn): - 8; -4; 0; 4; 8, …

Приложение 2

пифагор

Приложение 3

№1    Дано: (аn) – ариф. прогрессия

                   а1=-6; d=4.   Найти: а6

А. -14       Б. 14       В. 12      Г. -2

№1   Дано: (аn) – ариф. прогрессия

                   а1=-12; d=-4.            Найти: а5      

   А. 20     Б. -8     В. -28     Г. 16

№2  Дано: (аn)=2n-4

                   Найти: а24

  А. 4         Б.  6         В. -4       Г. -6

№2   Дано: (аn)=3n+3

                   Найти: а35

  А. 27     Б. 30     В. -6        Г. 33

№3  Дано: (аn) – ариф. прогрессия

                   аn: -6; а2; 6; …

                   Найти: а2

  А.-4        Б. 4          В. 12       Г. 0

№3  Дано: (сn) – ариф. прогрессия

                   сn: 24; с2; -12; …

                   Найти: с2

 А. 6       Б. -6      В.12         Г. 0

№4   Дано: (аn) – ариф. прогрессия

                   аn: -13; -8; а3; 2; а5; …

                   Найти: а3;  а5

 А. -3; 7   Б. 3; 7      В. 3; -7   Г. -3; -7

№4   Дано: (хn) – ариф. прогрессия

                   хn: -20; х2; -26; -29; х5; …

                   Найти: х2;  х5

 А. 23; 32 Б. -23; 32 В. 23; -32  Г. -23; -32


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока математики в 9 классе по теме «Арифметическая и геометрическая прогрессии».

Цель урока: формирование учебно-познавательных, информационных, коммуникативных  компетенцийЗадачи урока:дидактические: систематизировать знания по теме арифметическая и геометрическая прог...

Разработка урока по теме: "Арифметическая прогрессия"

Разработка представлена в виде презентации...

Методическая разработка урока по теме Арифметическая прогрессия

Цели урока:образовательная: повторить и обобщить знания учащихся об арифметическом корне натуральной степени и его свойствах;воспитательная: активизировать работу учащихся на уроке за счет вовле...

Методическая разработка темы: "Прогрессия"

Методические рекомендации по использованию метода укрупнения дидактических единиц при изучении темы «Прогрессии»....

Разработка урока на тему: "Определение геометрической прогрессии. Формула n-го члена геометрической прогрессии.

Определение геометрической прогрессии. Формула n-го члена геометрической прогрессии. На уроке мы должны познакомиться с геометрической прогрессией,  знаменателем геометрической прогрессии, с форм...

Разработка урока "Прогрессии и банковские расчеты"

Урок алгебры в 9-м классе с использованием групповой формы работы....

Методическая разработка урока алгебры по теме «Определение арифметической прогрессии. Формула n-го члена арифметической прогрессии» 9 класс

Тема учебного занятия: «Арифметическая прогрессия. Формула n – го члена арифметической прогрессии»Тип урока: урок постановки проблем и их решения.Цель урока:Предметные: формирование ...