Квадратное уравнение
презентация к уроку по алгебре (9 класс)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Кв. уравнения в Древнем Вавилоне. Главное меню Необходимость решать уравнения не только первой, но и второй степени ёщё в древности была вызвана потребностью решать задачи, связанные с нахождением площадей земельных участков и с земляными работами военного характера, а также с развитием астрономии и самой математики. Квадратные уравнения умели решать около 2000 лет до нашей веры вавилоняне. Применяя современную алгебраическую запись, можно сказать, что в их клинописных текстах встречаются, кроме неполных, и такие, например, полные квадратные уравнения: Правило решения этих уравнений, изложенное в вавилонских текстах, совпадает с современным, однако неизвестно, каким образом дошли вавилоняне до этого правила. Почти все найденные до сих пор клинописные тексты приводя только задачи с решениями, изложенными в виде рецептов, без указаний относительно того, каким образом они были найдены. Несмотря на высокий уровень развития алгебры в Вавилонии, в клинописных текстах отсутствуют понятие отрицательного числа и общие методы решения квадратных уравнений.
Кв. уравнения в Индии. Главное меню Задачи на квадратные уравнения встречаются уже в 499 г. В Древней Индии были распространены публичные соревнования в решении трудных задач. В одной из старинных индийских книг говорится по поводу таких соревнований следующее: "Как солнце блеском своим затмевает звезды, так ученый человек затмит славу другого в народных собраниях, предлагая и решая алгебраические задачи. Задача знаменитого индийского математика Бхаскары: Обезьянок резвых стая Всласть поевши, развлекаясь. Их в квадрате часть восьмая На поляне забавлялась. А 12 по лианам..... Стали прыгать, повисая. Сколько было обезьянок, Ты скажи мне, в этой стае?
Квадратные уравнения в Европе 13-17 в.в. Главное меню Формулы решения квадратных уравнений в Европе были впервые изложены в 1202 г. итальянским математиком Леонардом Фибоначчи . Общее правило решения квадратных уравнений, приведенных к единому каноническому виду х2+вх+с=0 , было сформулировано в Европе лишь в 1544 г. Штифелем . Вывод формулы решения квадратного уравнения в общем виде имеется у Виета, однако Виет признавал только положительные корни. Лишь в 17 в. благодаря трудам Декарта, Ньютона и других ученых способ решения квадратных уравнений принимает современный вид.
Определение Главное меню Уравнение вида ax2+bx+c=0 , где a, b, c - действительные числа, причем a не равно 0, называют квадратным уравнением. Если a = 1 , то квадратное уравнение называют приведенным; если a ¹ 1, то неприведенным . Числа a, b, c носят следующие названия : a -первый коэффициент, b - второй коэффициент, c - свободный член. Корни уравнения ax2+bx+c=0 находят по формуле Выражение D = b2- 4ac называют дискриминантом квадратного уравнения. Если D < 0, то уравнение не имеет действительных корней; если D = 0, то уравнение имеет один действительный корень; если D > 0, то уравнение имеет два действительных корня. В случае, когда D = 0, иногда говорят, что квадратное уравнение имеет два одинаковых корня. Используя обозначение D = b2- 4ac, можно переписать формулу в виде Если b = 2k , то формула принимает вид: Итак, где k = b / 2 . Последняя формула особенно удобна в тех случаях, когда b / 2 - целое число, т.е. коэффициент, b - четное число.
Неполные кв. уравнения Главное меню Если в квадратном уравнении ax2+bx+c=0 второй коэффициент b или свободный член c равен нулю, то квадратное уравнение называется неполным . Неполные уравнения выделяют потому, что для отыскания их корней можно не пользоваться формулой корней квадратного уравнения - проще решить уравнение методом разложения его левой части на множители. Способы решения неполных квадратных уравнений : 1) c = 0 , то уравнение примет вид ax2+bx=0. x( ax + b ) = 0 , x = 0 или ax + b = 0 , x = -b : a . 2) b = 0, то уравнение примет вид ax2 + c = 0 , x2 = -c : a , x 1 = или x 2 = - 3) b = 0 и c = 0 , то уравнение примет вид ax2 = 0, x =0.
Полное квадратное уравнение Главное меню Если в квадратном уравнении второй коэффициент и свободный член не равны нулю, то такое уравнение называют полным квадратным уравнением.
Теорема Виета Главное меню Теорема. Сумма корней приведённого квадратного уравнения равна второму коэффициенту, взятому с противоположным знаком, а произведение корней равно свободному члену. Доказательство . Рассмотрим приведённое квадратное уравнение. Обозначим второй коэффициент буквой p , а свободный член - буквой q : Дискриминант этого уравнения D равен Пусть D >0 .Тогда это уравнение имеет два корня: и Найдём сумму и произведение корней:
Теорема, обратная теореме Виета. Главное меню Теорема. Если числа m и n таковы, что их сумма равна – p , а произведение равно q , то эти числа являются корнями уравнения Доказательство . По условию m + n =- p ,а mn = q . Значит, уравнение можно записать в виде Подставив вместо x число m , получим: Значит, число m является корнем уравнения. Аналогично можно показать, что число n так же является корнем уравнения: По праву в стихах быть воспета О свойствах корней теорема Виета. Что лучше, скажи, постоянства такого: Умножишь ты корни и дробь уж готова: В числителе С, в знаменателе А, А сумма корней тоже дроби равна Хоть с минусом дробь эта, что за беда- В числителе b, в знаменателе a.
Кв. уравнения с комплексными переменными Главное меню Сначала рассмотрим простейшее кв. уравнение где a -заданное число, а z -неизвестное. На множестве действительных чисел это уравнение: На множестве комплексных чисел это уравнение всегда имеет корень. Задача1. Найти комплексные корни если а=-1 1) Т.к. =-1, то это уравнение можно записать в виде , или . Отсюда, раскладывая левую часть на множители, получаем Ответ : 1)Имеет один корень z =0, если а=0; 2)Имеет два действительных корня , если а>0. 3)Не имеет действительных корней, если a <0.
Решение кв. уравнений с помощью графиков. Главное меню Не используя формул квадратное уравнение можно решить графическим способом. Например Решим уравнение Для этого построим два графика(рис.1): X -3 -2 -1 0 1 2 3 Y 9 4 1 0 1 4 9 1) y = x 2 2) y = x +1 1) y = x 2 , квадратичная функция, график парабола. D ( f ): 2) y = x +1, линейная функция, график прямая. D ( f ): X -1 0 1 Y 0 1 2 Рисунок 1 Ответ: Абсциссы точек пересечения графиков и будет корнями уравнения. Если графики пересекаются в двух точках, то уравнение имеет два корня. Если графики пересекаются в одной точке, то уравнение имеет один корень. Если графики не пересекаются, то уравнение корней не имеет.
Разложение кв. трехчлена на множители Главное меню Многочлен вида ax 2+ bx + c , где a , b , c - некоторые числа, x переменная, называется квадратным трёхчленом. Пример 3 x 2+7 x +9 Квадратный трехчлен разлагается на множители , где и корни трехчлена. Дано: - квадратный трехчлен; и -корни его Доказать : Доказательство : по теореме Виета следует,
Применение кв. уравнений Главное меню Решение квадратных уравнений широко применяется в других разделах математики: в разложении квадратного трехчлена, в исследовании квадратичной функции, в решении уравнений высших степеней, в решении текстовых задач и задач по геометрии. Некоторые уравнения высших степеней можно решить, сведя их к квадратному. 1) Иногда левую часть уравнения легко разложить на множители, из которых каждый - многочлен не выше 2-ой степени. Тогда приравнивая каждый многочлен к нулю, решаем полученные уравнения. ПРИМЕР: 2) Если уравнение имеет вид ax2n+bxn+c= 0, его можно свести к квадратному, введя новую переменную t = x. ПРИМЕР: 3) В геометрии: Гипотенуза прямоугольного треугольника равна 10. Найти катеты, если один из них на 2 см. больше другого. РЕШЕНИЕ: по теореме Пифагора a2+ b2= c2 Пусть х см.-1 катет, тогда (х+2) см.-2 катет. Составим уравнение: x2+ (x+2)2= 102 Пифагор
Стр.1 Практикум Главное меню Неполные кв. уравнения Далее
Стр.2 Практикум Главное меню Метод выделения полного квадрата. Далее
Стр.3 Практикум Главное меню Решение кв. уравнений по формуле b 2 -4ac Далее
Стр.4 Практикум Главное меню Приведённые кв. уравнения. Теорема Виета Записать приведённое кв. уравнение, имеющее корни : 1) 2) 3) 4) Решение Воспользуемся т.Виета. Далее
Стр.5 Практикум Главное меню Решение кв. уравнений по теореме обратной т. Виета Далее 1) Составьте уравнение, если q = p = Ответ: 2) Составьте уравнение, если q = p = Ответ: 3) Составьте уравнение, если q = p = Ответ: 4) Составьте уравнение, если q = p = Ответ: 5) Составьте уравнение, если q = p = Ответ:
Стр.6 Практикум Главное меню Решение задач с помощью кв. уравнений. Процессы Скорость км / ч Время ч. Расстояние км. Поезд до задержки x 150 Поезд после задержки x+15 450 По расписанию x 600 _____________________________________________________________________ Зная, что поезд был задержан на 1,5 часа, сост.ур ОДЗ Далее
Стр.7 Практикум Главное меню Решение задач с помощью кв. уравнений. Процессы Скорость км / ч Время ч. Расстояние км. Вверх по реке 10- x 35 Вверх по протоку 10-x+1 18 V течения x V притока x+1 _____________________________________________________________ Зная, что скорость в стоячей воде равна 10 км / ч, сост.ур ОДЗ Далее
Стр.8 Практикум Главное меню Решение задач с помощью кв. уравнений. Было Изменилось Стало Первый год 20000 200 x 20000+200x Второй год 20000+200x 200x+2x 20000+400x+2x _____________________________________________________________________ Зная, что за 2 года население около 22050, сост.ур Ответ : 5% Далее
Стр.9 Практикум Главное меню Решение кв. уравнений по формуле k2-ac . т.к. D 1<0, то корней нет. Ответ: К.Н . Ответ: Ответ: Ответ: Ответ:
Заключение Главное меню Делая этот доклад, я открыл для себя много интересного и нового о кв. уравнениях чего не мог прочитать в учебнике. Например, я узнал о том, что ещё в древности люди пользовались ими не зная, что это –кв. уравнения. В наше время невозможно представить себе решение как простейших , так и сложных задач не только в математике, но и в других точных науках , без применения решения кв. уравнений. Надеюсь и вы открыли для себя что-нибудь новое.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения. План-конспект урока в 8 классе с использованием ЭОР
Представлен план-конспект урока изучения нового материала с использованием ЭОР в технологии деятельностного метода. Первый урок в теме. Используются индивидуальная и фронтальные формы организации урок...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Квадратные уравнения. Неполное квадратное уравнение.
Предложенный урок по теме с использованием ЭОР....
АЛГЕБРА 8 класс Урок - практикум по теме «Квадратные уравнения. Неполные квадратные уравнения».
Цели урока:Закрепление навыка решения неполных квадратных уравнений.Развитие логического мышления, речи, навыков самоконтроля и самооценки.3. Воспитание навыков самостоятельной работы и умений р...
Конспект урока "Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения."
Конспект урока "Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения."...
План конспект урока математики(алгебра)в 8 классе по теме:"Определение квадратного уравнения.Неполное квадратное уравнение"
Урок изучения нового материала.Предметы точных дисциплин(раздел – алгебра ,8 класс)Богомолова Татьяна ЕфимовнаУчитель математикиМБОУ «Верхнекармальская ООШ» Черемшанского муниципального районаРеспубли...
Квадратное уравнение. Неполные квадратные уравнения
Материал может быть использован на первом уроке по теме "Неполные квадратные уравнения" в классах , работающих по учебнику для 8 класса общеобразовательных учреждений. Авторы: Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндю...
Итоговый контроль по темам № 1, 2, 3, 4: «Рациональные уравнения. Иррациональные уравнения. Квадратное уравнение и приложения теоремы Виета. Исследование квадратного трехчлена»
Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к государственной итоговой аттестации (ГИА) и единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, ...