Рабочая программа кружка "Математическая грамотность"
рабочая программа по алгебре (9 класс)
Данный курс направлен на расширение знаний учащихся, повышение уровня математической подготовки, формирование устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие математических способностей, выбор профиля дальнейшего обучения. Материал курса содержит нестандартные задачи и методы решения, позволяющие учащимся более эффективно решать широкий класс заданий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya-programma-kursa-matematicheskaya-gramotnost-9-klass_podpisano.docx | 42.01 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Саратовской области
Администрация Пугачевского муниципального района
Филиал МОУ «СОШ № 1 г.Пугачева имени Т.Г.Мазура" - СОШ с.Старая Порубёжка имени И.И. Лободина"
РАССМОТРЕНО На заседании педагогического совета Приказ № | СОГЛАСОВАНО Зам.директора _______________ | УТВЕРЖДЕНО Приказом № Директор _____________ . |
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Математическая грамотность»
для обучающихся 9 класса
Пояснительная записка
Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с нормативными документами:
- Федеральным законом от №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральным законом от г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;
- Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
- Инструктивно-методическим письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от №09-1672 «Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»;
- Письмом Роспотребнадзора от № 01/476-16-24 «О внедрении санитарных норм и правил», определяющее особенности организация внеурочной деятельности;
Данный курс направлен на расширение знаний учащихся, повышение уровня математической подготовки, формирование устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие математических способностей, выбор профиля дальнейшего обучения. Материал курса содержит нестандартные задачи и методы решения, позволяющие учащимся более эффективно решать широкий класс заданий, подготовиться к олимпиадам и успешной сдаче ОГЭ.
Рабочая программа по курсу «Математическая грамотность» разработана для обучающихся 9 классов. На изучение курса «Математическая грамотность» в 9 классе выделяется 1 ч в неделю, всего 34 часа.
Актуальность курса
Математика является одним из самых важных достижений культуры и цивилизации. Без нее развитие технологий и познание природы были бы немыслимыми вещами! Эта точная наука крайне важна не только для человечества в целом, но для интеллектуального совершенствование конкретного индивида. Ведь математика позволяет развить важные умственные качества. Она организует наше мышление и дает опыт применения самых разных умственных приемов: от парадоксальных утверждений до моделирования. Математический язык способствует формированию устойчивой связи между словесным, изобразительным и знаковым способом передачи информации. Умение считывать информацию, поданную разными способами, приобретает особое значение в эпоху информатизации, и роль математического образования в развитии способности оперировать любой системой представления информации становиться ключевой.
В Федеральном государственном образовательном стандарте обозначена необходимость, и важность привести современное школьное образование в соответствие с потребностями времени, современного общества, которое отличается изменчивостью, многообразием существующих в нем связей, широким и неотъемлемым внедрением информационных технологий. Главным становится функциональная грамотность, так как это "способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний". Одним из ее видов является математическая грамотность.
Цель курса:
формирование математической грамотности, обеспечивающей способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах.
Задачи курса:
-распознавать, формулировать и решать проблемы, возникающие в окружающей действительности с помощью математического аппарата школьного курса математики;
-выбирать и обосновывать оптимальные методы решения реальных ситуаций с помощью применения математики;
-формулировать и записывать результаты решения и давать им интерпретацию в контексте поставленной проблемы;
-развивать социальную компетентность учащихся, используя широкий социальный контекст для постановки и решения различных проблем личностного, общественного, профессионального и научного характера.
Планируемые результаты курса внеурочной деятельности.
Курс внеурочной деятельности «Математическая грамотность» направлен на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
- развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
- формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
- воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
- формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
- развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
- готовности к самообразованию и самовоспитанию;
- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
- устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Метапредметными результатами является формирование регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
- самостоятельно контролировать своѐ время и планировать управление им;
- адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение;
- выдвигать способы решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
- осуществлять констатирующий контроль по результату и по способу действия;
- оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия;
- определять цели, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
- самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учѐта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
- планировать пути достижения целей;
- устанавливать целевые приоритеты;
- принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- предполагать развитие будущих событий и развития процесса.
Коммуникативные УУД:
- оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
- осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнѐра;
- в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнѐру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнѐра, уметь убеждать;
- работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
- основам коммуникативной рефлексии;
- использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
- отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий, как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи;
- вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
- следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнѐрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнѐрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
- устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
- в совместной деятельности чѐтко формулировать цели группы и позволять еѐ участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.
Познавательные УУД:
- выполнять задания творческого и поискового характера (проблемные вопросы, учебные задачи или проблемные ситуации);
- проводить доказательные рассуждения;
- самостоятельное создание способов решения проблемы творческого и поискового характера;
- синтез как основа составления целого из частей, в том числе с восполнением недостающих компонентов;
- использование приемов конкретизации, абстрагирования, варьирования, аналогии, постановки аналитических вопросов для решения задач;
- умение понимать и адекватно оценивать язык средств массовой информации;
- владеть смысловым чтением текстов различных жанров: извлечение информации в соответствии с целью чтения;
- выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от условий;
- анализировать объект с выделением существенных и несущественных признаков;
- выбирать основания и критерии для сравнения, классификации объектов;
- осуществлять подведение под понятие, выведение следствий;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- проводить синтез как составление целого из частей, в том числе с восполнением недостающих компонентов;
- комбинировать известные алгоритмы решения математических задач, не предполагающих стандартное применение одного из них;
- исследование практических ситуаций, выдвижение предложений, понимание необходимости их проверки на практике;
- самостоятельное выполнение творческих работ, осуществляя исследовательские и проектные действия, создание продукта исследовательской и проектной деятельности.
Предметные результаты:
- развить представление о числе и роли вычислений в человеческой практике;
- сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;
- овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;
- изучить свойства и графики элементарных функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
- развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами;
- получить представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
- развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
- сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
Виды внеурочной деятельности и режим занятий
Виды деятельности, применяемые при изучении курса «Математическаяграмотность»:
-игровая деятельность
-познавательная деятельность
-проблемно-ценностное общение
-художественное творчество.
Формы проведения занятий:
-практические занятия;
-лекции
-самостоятельная работа (индивидуальная, парная и групповая).
Содержание программы Математика в повседневной жизни (10 часов)
Математика как средство оптимизации повседневной деятельности человека: в устройстве семейного быта, в семейной экономике, при совершении покупок, выборе товаров и услуг, организации отдыха и др.
Геометрические задачи в заданиях ОГЭ (6 часов)
Умение находить часть информации, представленную в виде графиков, рисунков, карт; выбирать элементы информации, которые сообщаются не в нужном порядке; работа с информацией в графическом виде. Чтение условия задачи. Выполнение чертежа с буквенными обозначениями. Перенос данных на чертеж. Анализ данных задачи.
Математика и общество (6 часов)
Применение математических знаний при осуществлении основных обязанностей гражданина: при получении основного общего образования, в повседневной жизни, в т.ч. для соблюдения законов РФ и уплате налогов, в бережном отношении к природе и др.
Задачи на чертежах (6 часов)
Формирование умения читать чертеж. Перевод информации из одного вида в другой. Умение находить часть информации, представленную в виде графиков, рисунков, карт.
Математика и профессии (6 часов)
Математика и профессии. Применение математики для формирования позитивного отношения к труду, интереса к осуществлению различных видов деятельности, осознания своих интересов и профессиональной направленности личности. Демонстрация возможностей математики для оптимизации решения профессионально ориентированных задач.
Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов, тем | Всего, час |
1 | Математика в повседневной жизни | 10 |
2 | Геометрические задачи в заданиях ОГЭ | 6 |
3 | Математика и общество | 6 |
4 | Задачи на чертежах | 6 |
5 | Математика и профессии | 6 |
Итого | 34 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Темы занятий | Кол-во часов | Дата | ЦОР | |
План | Факт | ||||
Математика в повседневной жизни | 10 | ||||
1 | Чтение чертежей | 1 | https://xn-- p1ai/library/ konspekt_ur oka_raschy ot_byudzhet a_semi_140 | ||
2 | Участок | 1 | |||
3 | Практическая работа по теме «Участок» | 1 | |||
4 | Задача про «Шины» | 1 | |||
5 | Практическая работа по теме «Шины» | 1 | |||
6 | Покупки | 1 | |||
7 | Решение задач на покупки | 1 | |||
8 | Карманные расходы | 1 | |||
9 | Практическая работа по теме «Покупки. Карманные расходы» | 1 | |||
10 | Проектная работа по теме «Математика в повседневной жизни» | 1 | |||
Геометрические задачи в заданиях ОГЭ | 6 | ||||
11 | Геометрические фигуры | 1 | |||
12 | Упражнения, направленные на освоение терминологии | 1 | |||
13 | Верные утверждения и неверные | 1 | |||
14 | Работа с текстовой информацией: анализ, интерпретация, представление в графическом и символьном виде | 1 | |||
15 | Работа с текстовой информацией: анализ, интерпретация, в графическом и символьном виде анализ, интерпретация, представление в графическом и символьном виде | 1 | |||
16 | Проверочная работа по теме «Геометрические задачи в задачи в заданиях ОГЭ» | 1 | |||
Математика и общество | 6 | ||||
17 | Права человека | 1 | |||
18 | Практическая работа по теме «Права человека» | 1 | |||
19 | Охрана окружающей среды | 1 | |||
20 | Межкультурная коммуникация | ||||
21 | Проектная работа по теме «Математика и общество» | 1 | |||
22 | Проверочная работа по теме «Математика и общество» | 1 | |||
Задачи на чертежах | 6 | ||||
23 | Задачи на готовых чертежах | 1 | |||
24 | Упражнения, направленные на формирование умений читать чертеж | 1 | |||
25 | Задания, направленные на на перевод информации одного вида в другой | ||||
26 | Геометрия на клетчатой бумаге | 1 | |||
27 | Геометрия на клетчатой бумаге | 1 | |||
28 | Проверочная работа по теме «Задачи на чертежах» | 1 | |||
Математика и профессии | 6 | ||||
29 | Математика в профессиональной деятельности | 1 | |||
30 | Математика в в профессиональной деятельности моих родителей | 1 | |||
31 | Математические задачи в профессиях задачи в профессиях | 1 | |||
32 | Проектная работа по теме «Математика и профессии» | 1 | |||
33 | Промежуточная аттестация в форме творческой работы | 1 | |||
34 | Защита проектов | 1 |
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Литература
1. Алгебра. 7 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных организаций / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. – М.: Вентана-Граф.
2. Алгебра. 7 класс: методическое пособие / Е.В. Буцко, А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. – М.: Вентана-Граф.
3. Алгебра: дидактические материалы: 7 класс: пособие для учащихся общеобразовательных организаций / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, Е.М. Рабинович, М.С. Якир. – М.: Вентана-Граф.
4. Математика: программы: 5-11 классы / [А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир и др.]. – М.: Вентана-Граф.
5. Алгебра. 8 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных организаций / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. – М.: Вентана-Граф.
6. Алгебра. 8 класс: методическое пособие / Е.В. Буцко, А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. – М.: Вентана-Граф.
7. Алгебра: дидактические материалы: 8 класс: пособие для учащихся общеобразовательных организаций / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, Е.М. Рабинович, М.С. Якир. – М.: Вентана-Граф.
8. Алгебра: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / А.Г. Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир. – М.: Вентана-Граф, 2018.
9. Алгебра: 9 класс: методическое пособие / Е.В. Буцко, А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. – М.: Вентана-Граф., 2018.
10. Алгебра: 9 класс: дидактические материалы: пособие для учащихся общеобразовательных организаций / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, Е.М. Рабинович, М.С. Якир. – М.: Вентана-Граф, 2018.
11. Геометрия, 7 – 9 кл.: учеб. для общеобразоват. организаций / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2017.
12. Геометрия. Сборник рабочих программ. 7 – 9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / [составитель Т. А. Бурмистрова]. – М.: Просвещение.
13. Геометрия: задачи на готовых чертежах для подготовки к ГИА и ЕГЭ: 7 – 9 классы / Э.Н. Балаян. – Ростов н/Д : Феникс.
14. Геометрия: 9 класс: контрольные измерительные материалы / А.Р. Рязановский, Д.Г. Мухин. – М.: Издательство «Экзамен».
15. Математика 9 класс. Тренажер по новому плану ГИА. Алгебра, геометрия, реальная математика: учебно-методическое пособие / под ред.Ф. Ф. Лысенко, С. Ю. Калабухова. – Ростов-на-Дону: Легион.
16. Планиметрия: пособие для углубл. изуч. математики / В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, Э.Г. Позняк и др.; под ред. В.А. Садовничего. – М.: Физматлит.
17. Промежуточное тестирование. Геометрия. 9 класс. ФГОС / Ю.В. Садовничий. – М.: Издательство «Экзамен».
Электронные учебные пособия
1. Д1 – Интерактивный плакат «Графики функций». Электронное наглядное пособие. / Л.В. Кудрявцева, А.А. Кудрявцев. – М.: ООО «Новый диск».
2. Д2 – «Алгебра 7 класс ФГОС». Видеоуроки. – ООО «КОМПЭДУ».
3. Д3 – «Алгебра 8 класс ФГОС». Видеоуроки. – ООО «КОМПЭДУ».
4. Д4 – «Алгебра 9 класс ФГОС». Видеоуроки. – ООО «КОМПЭДУ».
5. Д5 – «Геометрия 7 класс ФГОС». Видеоуроки. – ООО «КОМПЭДУ».
6. Д6 – «Геометрия 8 класс ФГОС». Видеоуроки. – ООО «КОМПЭДУ».
7. Д7 – «Геометрия 9 класс ФГОС». Видеоуроки. – ООО «КОМПЭДУ».
Интернет-ресурсы
1. Единая коллекция ЦОР. Режим доступа:
2. Видеоуроки для учителей. Режим доступа: .
3. Материалы по математике. Режим доступа: .
4. ФИПИ. Открытый банк заданий ОГЭ. Режим доступа: .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Совершенствование грамотности в 5-9 классах"
Дополнительный курс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Дорожная грамотность» 6 класс
Рабочая программа «Дорожная грамотность» разработана в целях предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма и профилактики дорожно-транспортных происшествий среди учащихся начальной ш...
Рабочая программа "Тренинг грамотного письма" 7 класс
Цель программы: Обеспечить условия для успешного освоения обучающимися трудных случаев орфографии, для формирования и развития коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуровед...
рабочая программа "Финансовая грамотность" 5 класс
laquo;Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 5 классов в сфере экономики семьи.Элективный курс финансовой грамотности – это учебный курс, в о...
Рабочая программа "Финансовая грамотность"
Актуальность данной программы продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению...
Рабочая программа "Финансовая грамотность "
Рабочая программа по внеклассной работе в 8-9 классах изучения финансовой грамотности обучающихся .Финансовая грамотность -это знания в области финансов ,способность человека принимать обоснован...
Рабочая программа "Финансовая грамотность" 3 класс и 8 класс
Программа 3 класса разработана на основе пособия по финансовой грамотности С. Федина «Финансовая грамотность» для 2-3 классов, а также Методических рекомендаций для учителя Ю.Корлюговой &l...