РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Дорожная грамотность» 6 класс
рабочая программа (6 класс) на тему

Фролов Владимир Петрович

Рабочая программа «Дорожная грамотность» разработана  в целях предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма и профилактики дорожно-транспортных происшествий среди учащихся начальной школы, направлена на решение задач по обучению детей  безопасному поведению на улицах, дорогах и в транспорте. Рабочая программа направлена на реализацию умения, относящегося к  культуре безопасности жизнедеятельности в рамках внеурочной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Новохоперского муниципального района Воронежской области «Елань-Коленовская  средняя общеобразовательная школа № 2»

«Согласовано»

Зам директора по ВР

Г. А. Смольяковой

__________________

«Утверждаю»

Директор школы

Н.С. Терентьев

______________________

«_____»_________2016 год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 «Дорожная грамотность»

6   класс

Автор: Фролов В.П.

учитель ОБЖ

Елань-Коленовской школы №2

2016 -2017 учебный год

I. Пояснительная записка

Рабочая программа  «Дорожная грамотность»  составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами :

  • Федеральным  законом  от 29.12.2012г.  № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утверждённым приказом Минобрнауки России от 16.10. 2009 № 373 (п. 19.5);
  • Санитарно – эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.2821 -10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждёнными постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010г. № 189;
  • Основной образовательной программой  начального  общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1», утверждённой приказом МБОУ «СОШ № 1» от 02.09.13г№220;
  • Концепцией духовно-нравственного  развития и воспитания  личности гражданина России.
  • Учебным планом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1» на 2014-2015 учебный год, утверждённым приказом МБОУ «СОШ № 1» от 30.08.2014г. № 228;
  • Календарным учебным графиком на 2014-2015 учебный год, утверждённым приказом МБОУ «СОШ № 1» от 25.08.2014г. № 213;
  •  Положением об организации внеурочной деятельности учащихся  в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 1», утверждённым приказом МБОУ «СОШ № 1» от 30.08.2013г.  № 213.

Рабочая программа «Дорожная грамотность» разработана  в целях предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма и профилактики дорожно-транспортных происшествий среди учащихся начальной школы, направлена на решение задач по обучению детей  безопасному поведению на улицах, дорогах и в транспорте. Рабочая программа направлена на реализацию умения, относящегося к  культуре безопасности жизнедеятельности в рамках внеурочной деятельности.

Цель - приобретение знаний и навыков поведения на улице и проезжей части и воспитание культуры пешехода.

Задачи:

  • обучающие – приобретение знаний по правилам дорожного движения;
  • воспитательные – формирование культуры поведения и дорожной этики в условиях дорожного движения;
  • развивающие - развитие умения ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации.

II. Общая характеристика программы

       Рабочая программа «Школа дорожной грамотности»  является тематической и имеет социальную направленность. Она включает теорию и практику безопасного поведения человека на улицах и дорогах, а также в общественном транспорте. Реализация данной программы рассчитана на 2 года обучения в начальной школе и позволит учащимся получить систематизированное представление об опасностях на дороге и о прогнозировании опасных ситуаций, оценить влияние их последствий на жизнь и здоровье человека, выработать алгоритм безопасного поведения с учетом своих возможностей.

     Рабочая программа  разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО и составлена на основе авторской программы  начального общего образования Тошевой Л.И. («Основы безопасности дорожного движения» - М: «ВАКО», 2011г.), областной программы автотехнической инспекции и пропаганды ПДД отдела ГАИ УВД администрации Кемеровской области «Программа по обучению обучающихся общеобразовательных школ правилам дорожной безопасности». Утверждена департаментом образования и отделом ГАИ УВД администрации Кемеровской области (Приказ № 533/13 от 09.07.1993)

                                                

III. Описание места программы

  • Срок реализации программы – 2 года.
  • Программа рассчитана на детей от 11 - 12 лет.

В 5 – 6 классах – по 34 часа (1 час в неделю, 34 учебных недели).

Место проведения занятий: кабинеты начальных классов.

Формы организации занятий

  Форма организации работы по программе – коллективная, групповая и индивидуальная.

  Работа проводится в форме теоретических и практических занятий. Рабочая программа «Школа дорожной грамотности» построена по принципу от «простого к сложному» и углубления теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе обучения. На каждом занятии органически сочетается изучение нового и повторение пройденного материала. Занятия проходят в классе с использованием мультимедийной установки, настольных игр, наглядно-раздаточного и демонстрационного материала, просмотра фильмов по ПДД. Для закрепления пройденного материала эффективно будут использоваться настольные, дидактические игры «Ближе – дальше», «Что мы видим из окна», «Найдём знаки», «Исправим подписи к знакам», «Спрашиваем — отвечай»; подвижные игры.

Формы занятий:

Теоретические занятия:

  • беседы;
  • просмотры видеоуроков;
  • сообщения;
  • составление памяток.

  Практические занятия:

  • занятие-игра;
  • инсценировка;
  • изготовление дорожных знаков;
  • экскурсии;
  • заочное путешествие;
  • конкурс знатоков;
  • творческие проекты, презентации.

Ценностные ориентиры содержания программы:

Рабочая программа «Школа дорожной грамотности» способствует:

  • умственному развитию – учащиеся получают и закрепляют знания по Правилам дорожного движения, учатся логически мыслить, обобщать, составлять рассказы по темам, делиться жизненным опытом, грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы;
  • нравственному воспитанию – на занятиях у учащихся формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки соблюдения Правил дорожного движения. Учащиеся учатся безопасности жизнедеятельности в окружающей среде, уважению к людям;
  • эстетическому воспитанию – учащиеся участвуют в конкурсах рисунков, плакатов, фотоконкурсах по ПДД.
  • физическому воспитанию – на каждом занятии с детьми и подростками проводятся подвижные игры и различные двигательные игровые задания по темам.

Формы подведения итогов – выступление на линейке «Безопасность на улицах и дорогах», участие в акции «Внимание – дети!», оформление классного уголка безопасности, выступление на родительском собрании «Безопасность на дорогах ради безопасности жизни», участие в смотр-конкурсе агитбригад «Безопасность на дороге глазами детей», выпуск и распространение пропагандистских листовок по БДД «Водитель, внимание, дети!»        

IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы  «Школа дорожной грамотности»

В процессе изучения рабочей «Школа дорожной грамотности» у учащихся будут сформированы:

личностные УУД:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учёбе;

- установка на здоровый образ жизни;

- способность к самооценке

регулятивные УУД:

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- способность принимать и сохранять цели предстоящей учебной деятельности, поиска способов её осуществления;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- устанавливать причинно-следственные связи

познавательные УУД:

- осуществлять анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков;

- проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

- ориентироваться в материале: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы, определять круг своего незнания;

-  отвечать на простые  и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в разных источниках;

- подробно пересказывать прочитанное или прослушанное,  составлять простой план;

- наблюдать и делать самостоятельные   простые выводы

коммуникативные УУД:

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;

- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

- читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное;

- выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);

- не создавать конфликты и находить выход из спорных ситуаций

предметные УУД:

учащиеся должны знать

название, назначение и расположение на дорогах дорожных знаков, дорожной разметки;

дорожную разметку на проезжей части ив местах остановок маршрутных транспортных средств;

 условия, обеспечивающие безопасность пешеходу на дорогах в населённых пунктах и вне населённых пунктов (загородных дорогах);

опасные и безопасные для пешеходов участки дорог в микрорайоне или городе в целом;

значение сигналов светофора для транспорта и пешеходов;

виды автомашин специального назначения и особенность их движения;

положения регулировщика, соответствующие сигналам светофора для участников дорожного движения;

виды перекрёстков;

значения сигналов, подаваемых водителями транспортных средств: звуковые, световые, рукой;

наиболее характерные и частые ошибки в поведении пешеходов на дорогах, приводящие к ДТП;

должны уметь

выбирать безопасные места и определять условия, обеспечивающие безопасность при переходе проезжей части дороги, железнодорожного переезда;

определять виды перекрёстков в районе расположения школы, дома;

пользоваться общественным транспортом, выполняя правила безопасного поведения пассажиров при входе, выходе и во время движения, находясь в салоне общественного транспорта;

выполнять условия, обеспечивающие безопасность, на остановке маршрутных транспортных средств;

выполнять требования сигналов регулировщика и водителей транспортных средств.

V. Содержание программы

Содержание рабочей программы «Школа дорожной грамотности» включает теорию и практику безопасного поведения человека на улицах и дорогах, а также в общественном транспорте. Реализация данной программы рассчитана на 2 года обучения в средней школе и позволит учащимся получить систематизированное представление об опасностях на дороге и о прогнозировании опасных ситуаций, оценить влияние их последствий на жизнь и здоровье человека, выработать алгоритм безопасного поведения с учетом своих возможностей.

Содержание программы 1 года обучения

Вводное занятие

Основные правила поведения учащихся на улице. Игра-путешествие «В стране дорожных знаков».

Основы безопасности

Понятие «дорога». Элементы дороги. Наиболее опасные места на дороге. Опасности по дороге в школу. Движение к маршрутному транспорту, на посадку, посадка в транспорт, поездка и высадка из транспорта, движение после высадки. История происхождения дорог.

Правила дорожного движения

Правила перехода нерегулируемого перекрестка. Опасные ситуации при переходе нерегулируемого перекрестка. Нерегулируемые перекрестки в микрорайоне школы.

Виды пешеходных переходов. Правила перехода проезжей части с двусторонним и односторонним движением. Правила перехода проезжей части при отсутствии пешеходного перехода, средств регулирования дорожного движения. Дорожные ловушки.

Места для игр. Правила движения на самокатных транспортных средствах в городе и за городом. Опасность игр вблизи железнодорожных путей. Места, разрешенные для игр в микрорайоне школы и дома.

Дорожные знаки

Дорожные знаки: информационно-указательные, знаки приоритета, знаки сервиса. Экскурсия «Дорожные знаки». Моделирование и изготовление дорожных знаков.

Государственное страхование

Что такое «правовое воспитание». Понятия «безопасность», «дорожная безопасность». Отношение к дорожному движению его участников и осознание ими своего места в нем: права, обязанности. Ответственность.

Роль и ответственность Государства в обеспечении безопасности дорожного движения. Ответственность участников дорожного движения за нарушение ПДД.

Мы – пассажиры

Правила перевозки людей и требования безопасности. Правила перевозки детей в транспортных средствах. Требования безопасности к техническому состоянию транспортных средств, перевозящих пассажиров. Средства безопасности автомобиля.

Экскурсия «Мы пассажиры».

Медицина

Дорожно – транспортный травматизм. Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения (права участников дорожного движения и обязанности государства). Принципы организации помощи и последовательность действий на месте дорожно – транспортного происшествия:

определение состояния пострадавшего;        

ушибы и переломы;

потеря сознания, остановка дыхания и нарушение кровообращения;

черепно – мозговые травмы;

травмы позвоночника.

Проектная работа

Работа над проектом по теме «Азбука дорожного движения»

Содержание программы 4 года обучения

Дорога, ее элементы и правила поведения на ней 

Элементы на дороге. Правила поведения участников дорожного движения на дороге. Обязанности пешеходов при движении по тротуару. Опасности, подстерегающие пешехода на тротуаре. Движение по дороге группой. Правила движения в жилых зонах.

Остановочный путь и скорость движения автомобиля 

Скорость движения и тормозной путь автомобиля. Остановочный и тормозной путь автомобиля. Особенности движения пешеходов в различное время суток.

На загородной дороге

Дорога. Проезжая часть. Обочина. Пешеходная дорожка – место движения пешеходов.

Места перехода дороги. Переход через железнодорожный переезд. Место перехода пешехода через железнодорожные пути. Дорожные знаки. Запрещение хождения по рельсам, насыпям, запрещение игр вблизи железнодорожных путей.

Безопасные места для детских игр

Дорога — не место для игр. Опасности, возникающие при игре в футбол или хоккей на проезжей части или около нее (мяч или шайба выкатываются к движущемуся автомобилю, ребенок, бегущий за ними, не видит его).

Опасность катания на лыжах или санках с горок, выходящих на дорогу (ребенок и водитель не ожидают появления друг друга, изменить направление движения трудно из-за скользкого покрытия). Опасность «пустынной улицы».

Машины во дворе вашего дома.

Сигналы, по которым можно определить направление движения автомобиля (сигналы поворота, сигналы движения задним ходом). Выход из подъезда во двор. Игровые площадки и стоянки автомобилей.

Ты — пешеход

Дорога используется для движения транспортных средств. Особенности дорог в городе и в сельской местности («полевые пути», «зимники»). Части (элементы) дороги: проезжая часть; тротуар, обочина, разделительная полоса. Правостороннее движение.

Перекресток — место пересечения, примыкания или разветвления дорог. Разные виды перекрестков (четырехсторонний, трехсторонний, круговой). Регулируемый перекресток. Светофоры с дополнительными секциями. Правила поведения пешехода в соответствии с направлением движения стрелок дополнительных секций светофора. Регулировщик, особенности его внешнего вида (форма, отличительные знаки, жезл, диск). Поведение пешехода в зависимости от сигналов регулировщика.

Дорожные опасности: правила перехода дороги на нерегулируемом участке дороги (где нет пешеходных переходов и перекрестков). Правила движения в темное время суток.

Правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения. Предупреждающие знаки: «железнодорожный переезд со шлагбаумом», «железнодорожный переезд без шлагбаума». Запрещающие знаки: «движение на велосипедах запрещено». Предписывающие знаки: «велосипедная дорожка». Знаки для водителей, которые должны знать пешеходы: «дорога с односторонним движением», «жилая зона», «конец жилой зоны».

Маршрутные транспортные средства. Безопасность пассажиров.

 Транспортные средства общего пользования. Знакомство с понятием «остановка». Остановка  общественного транспорта — зона  повышенной опасности. Правила ожидания транспортного средства. Обозначение остановок транспортных средств (указатель, дорожные знаки). Знакомство с дорожными знаками: «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса» (5.16); «Место установки трамвая» (5.17). Правила посадки и высадки пассажиров автобуса. Правила безопасного перехода дороги после выхода из транспортных средств общего пользования. Опасность внезапного выхода на проезжую часть из-за стоящего у тротуара (обочины) транспортного средства Поведение пассажиров в салоне автобуса.

Дорожные знаки

Наши друзья – дорожные знаки.  Назначение дорожных знаков, их классификация. Повторение дорожных знаков, изученных в предыдущих классах. Выбор знака для обозначения пешеходного перехода. Места установок дорожных знаков.  Группы дорожных знаков, их внешний вид, отличие, назначение.

Предупреждающие:  «Пешеходный переход» (1.22), «Дети» (1.23).

Запрещающие:  «Движение на велосипедах запрещено»,  «Движение пешеходов запрещено».

Предписывающие знаки и знаки особых предписаний.

Информационные знаки.

Изготовление макетов дорожных знаков.

Разбор дорожных ситуаций с применением дорожных знаков и дорожной разметки.

Проектная работы

Работа над проектом по теме «Безопасное колесо»

Итоговое занятие-викторина «Правила дорожные знать каждому положено» (1 час)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Тренинг грамотного письма" 7 класс

Цель программы: Обеспечить условия для успешного освоения обучающимися трудных случаев орфографии, для формирования и развития коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуровед...

рабочая программа "Финансовая грамотность" 5 класс

laquo;Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 5 классов в сфере экономики семьи.Элективный курс финансовой грамотности – это учебный курс, в о...

Рабочая программа "Финансовая грамотность" 3 класс и 8 класс

Программа 3 класса разработана на основе пособия по финансовой грамотности С. Федина «Финансовая грамотность» для 2-3 классов, а также Методических рекомендаций для учителя Ю.Корлюговой &l...

Рабочая программа. Финансовая грамотность, 5 классы

Рабочая программа: Финансовая грамотность 5 классы...

Рабочая программа «Финансовая грамотность»_6 класс_2022_2023

Рабочая программа «Финансовая грамотность»_6 класс_2022_2023...

Рабочая программа. Информационная грамотность. 7-9 классы

Рабочая программа «Технология» создана на основе материально-технических условий ОО и соответствует вполне социальным запросам родителей (законных представителей). На уровне 7-8 классов пр...