Урок " Решение практико-ориентированных задач на уроках математики" , 9 класс
план-конспект урока по алгебре (9 класс)
Технологическая карта урока " Решение практико-ориентированных задач на уроках математики" , 9 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_reshenie_praktiko-orientirovannyh_zadach.docx | 326.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок алгебры для 9 класса с элементами функциональной грамотности.
Учитель: Кузнецова Алеся Сергеевна
Тема урока: Решение практико-ориентированных задач
Тип урока: урок систематизации знаний (общеметодологической направленности), комбинированный урок
Цель: формирование умения применять математические знания при решении практико-ориентированных задач.
Планируемые результаты:
Предметные: умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера, овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира.
Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности.
Метапредметные: умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения; умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в окружающей жизни; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, умение работать в группе.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
- Словесные: рассказ-вступление,
- Наглядные: метод демонстраций,
- Метод самостоятельной работы.
Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная с элементами проблемно-ориентированного урока в части функциональной грамотности.
Основные понятия: площадь геометрической фигуры, единицы измерения.
Межпредметные связи: русский язык, литература.
Информационно-образовательное пространство (виды деятельности в рамках урока, занятия):
Оборудование: мультимедийный проектор.
Презентация: «Решение практико-ориентированных задач.
Раздаточный материал: рабочие листы
Технологическая карта урока:
Этапы урока, задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемый результат с учетом формируемых УУД |
Задача: мотивировать обучающихся на предстоящую деятельность | Приветствие учащихся, создание эмоционального настроя Отрывок из романа «Таинственный остров» ( читаю). Приложение 1 | Приветствие учителя, настрой на плодотворную работу. Отвечают на вопрос. | Личностные УУД: … |
#1057;ообщение темы и цели. | Существует мнение, что большинство жизненных задач решаются математически. Согласны ли вы с ним? Как вы себе представляете, что такое задача? (Если посмотреть любую задачу, то она представляет собой вопрос, на который нужно найти ответ, опираясь на условие). Что значит решить задачу? (Решить задачу – это значит найти решение или доказать, что задача не имеет решения). Существуют способы решения задач? (арифметические, с помощью уравнения, таблицы). Давайте посмотрим на задачи, которые я приготовила к сегодняшнему уроку. В чем эти задачи отличаются и что между ними общего? В чем их сходство и различие? (Различие – они из разных областей, сходство – одинаковые приемы решения, прикладные). Давайте выделим предметы (области знаний) к которым относятся данные задачи: (на доске переворачиваются карточки с предметными областями)
- Очень часто я от вас слышу фразы: «Зачем нужна нам эта тема?», «Где нам это понадобиться, где пригодиться в жизни…» - У каждого из Вас наверняка существует аккаунт в социальной сети, к которому есть пароль, содержащий различные символы. Сколько мне понадобиться времени и различных паролей чтобы взломать страницу, если пароль состоит из 4 символов? - Или в пароле забыли две последних цифры? - Что делать? - Какую пару чисел набрать? - А сколько таких способов или вариантов надо перебрать, чтобы найти подходящий? Или
при выполнении ремонта, изображённого на слайде, надо знать длину и ширину комнаты, найти площадь пола, площадь плитки На все эти вопросы отвечает МАТЕМАТИКА. Ну, а для того, чтобы найти ответы на эти вопросы нужны математические знания Сформулируйте тему нашего урока (Решение задач из разных предметных областей). «Решение практико-ориентированных задач». - Запишите тему нашего урока. - Какие цели и задачи вы для себя ставите на сегодняшний урок? (Дети высказывают возможную цель урока, учитель поправляет и записывает на доске) | Высказывают свои предположения Высказывают свои предположения Отвечают на вопросы Записывают в рабочих тетрадях тему урока. Высказывают свои предположения | Личностные: самоопределение, самовыражение Познавательные: постановка проблемы, установление причинно следственных связей Регулятивные: принимают учебную задачу, совместно планируют учебную деятельность |
3Актуализация знаний | Ребята, к сегодняшнему уроку вы должны были повторить формулы : Периметр прямоугольника: Р=2(а +b) Периметр квадрата: Р =4а Площадь прямоугольника: S = ab Площадь квадрата: S = а2 Единицы измерения: 1 м= 100см 0,5м =? (50 см) 1,3 м = ? (30 см) | Один ученик выходит к доске и записывает , остальные учащиеся записывают в тетрадь | |
4. Изучение нового материала. | Багаж знаний у нас есть, и мы можем приступить к решению задач. На столах у вас лежит задача. (Работа в группах) Внимательно прочитайте задачу и ответьте на вопросы -В старинных русских сказаниях повествуется, как богатырь, доехав до распутья, читает на камне: "Вперёд поедешь – голову сложишь, направо поедешь – меча лишишься”. А дальше уже говорится, как он выходит из этого положения, в которое попал в результате выбора (Слайд 4). - А можете ли вы привести примеры из жизни или литературных произведений? - Скажите, а вам приходиться делать выбор, подсчитывать способы? - В каких ситуациях? - Первые упоминания о вопросах близких к комбинаторным, встречаются в китайских рукописях 12-13 вв до н.э. В древней Греции изучали фигуры, которые можно было составить из частей квадрата, разрезанного особым образом. Позже появились такие игры как нарды, карты, шашки, шахматы и т.д. Не только игры давали пищу для комбинаторных размышлений математиков. Еще с давних пор дипломаты, стремясь к тайне переписки, изобретали сложные шифры, а секретные службы других государств пытались эти шифры разгадать. Стали применять шифры, основанные на комбинаторных принципах, например, на различных перестановках букв с использованием ключевых слов и т. д. Многие ученые проводили исследования по комбинаторике. И только в 1666 г. была опубликована работа Готфрида Вильгельма Лейбница «Об искусстве комбинаторики».(Слайд 5) С этого момента комбинаторику рассматривают как самостоятельный раздел математики. -И сегодня мы научимся находить возможные комбинации для решения элементарных комбинаторных задач и рассмотрим сферы их применения. - Рассмотрим некоторые способы решения комбинаторных задач. (работа с учебником ) - В учебнике на стр. 182-185 представлены 3 вида комбинаторных задач. - Предлагаю Вам прочитать текст рассмотреть примеры. (учащиеся работают с текстом учебника, зарисовывают схему в тетрадь (слайд 6 ) . Совместный разбор нескольких задач: 1. Метод перебора – На завтрак Вова может выбрать плюшку, бутерброд, пряник или кекс, а запить их может кофе, соком или кефиром. Из скольких вариантов завтрака Вова может выбирать?
Решение: КП КБ КПр КК СП СБ СПр СК К-рП К-рБ К-рПр К-рК Ответ: 12 вариантов (слайд 7). 2. Дерево – Несколько стран в качестве символа своего государства решили использовать флаг в виде 3-х горизонтальных полос одинаковых по ширине и цвету: синий, красный и белый. Сколько стран могут испытать такую символику при условии, что у каждой страны свой отличный от других флаг? Решение: Будем искать решение с помощью дерева возможных вариантов. Ответ: 6 вариантов.(слайд 8) #1050;омбинаторное правило умножения -Мы рассмотрели пример № 2, но тот же ответ можно получить используя другое правило. Получим совершенно одинаковые ответы, решение которое основано на общем правиле умножения: Пусть имеется n элементов и требуется выбрать из них один за другим к элементов. Если первый элемент m1выбрать n1 способами, после чего второй элемент m2 выбрать n2 способами из оставшихся, затем третий элемент m3 выбрать n3 способами из оставшихся и т.д., то число способов могут быть выбраны все к элементов, равно произведению Применим это правило к решению задач с флагом: выбор верхней полосы - из 3-х цветов, т.е. n1=3; средняя полоса – из 2-х цветов, т.е.n2=2; нижняя полоса – из 1-го цвета, т.е. n3=1.
| Учащиеся работают в группах Учащиеся самостоятельно в группах работают с текстом с последующей проверкой у доски Работа у доски и в тетрадях Работа у доски и в тетрадях Работа в тетрадях | Коммуникативные: используют монологическую и диалогическую формы речи, в соответствии с нормам родного языка и современных средств коммуникации. Познавательные: постановка вопросов, владение навыками смыслового чтения, осуществляют анализ, строят логическую цепь рассуждений. Учатся критически воспринимать информацию.. Регулятивные: учатся слушать собеседника |
5. Самостоятельное применение новых знаний. | Самостоятельная работа в группах: Рассчитать смету ремонтных работ согласно техническому заданию:
Порядок расчета сметы на ремонт
Длина = ______*0,4=_____ м2 кол-во клеток Ширина = _______*0,4=_____м2 кол-во клеток S пола= _______________м2
S плитки= _______________м2
S пола : S плитки =___________________ м2
________ * 100 руб. = _________ руб – общая стоимость плитки 5.Подсчитать общую стоимость ремонта пола (требуется сложить общую стоимость плитки, стоимость доставки и разгрузки, оплату труда рабочей бригаде) ________+_________+_________= _______________ руб. Смету составили: (фио группы) Ребята, попрошу вас сдать листочки . По результатам проверки будут выставлены оценки в журнал. | Работают в группах, обсуждают способ решения. Сдают работу учителю | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Личностные: самоопределение |
6. Рефлексия | - Достигли ли мы поставленных целей и задач? -Я рада слышать ваши ответы. Я сегодня увидела в вас энергичных, предприимчивых, ярких личностей. Я уверена, что каждый из вас найдет достойное место в жизни. Одна Одна предметная область у меня осталась не закрытой. (открываю) Ответ «ЖИЗНЬ» Это огромная предметная область, в которой нас ждут как прост простые, так и сложные задачи, но запомните, для решения любой задач задачи вам потребуются знания, полученные в школе! Учитель выставляет оценки с комментариями: - за работу на уроке; - за работу в группах. | Отвечают на вопросы
Самооценка: -дают оценку своей деятельности -обмениваются мнениями | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой точностью выражать свои мысли; Личностные: смыслообразование. |
7. Домашнее задание | - Мы познакомились с одним типом задач, которые встречаются в ОГЭ. В журнале будет ссылка на аналогичную задачу, вам нужно будет зайдя по ссылке, ее решить и оформить в тетрадь | Запись домашнего задания |
Приложение 1
Дата написания романа 1875 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок «Решение практико-ориентированных задач с физическим содержанием»
План-конспет урока в 10 классе содержит задания № 10 ЕГЭ по математике с физическим смыслом. На уроке рассматриваются физические задачи, которые можно решать двумя способами: физическим и матема...
Домашнее задание к уроку "Решение практико-ориентированных задач"
Задания №1, 2, 3 для закрепления навыка решения задач. Похожие задачи могут встретиться в ОГЭ. Вариант создан с помощью портала "https://oge.sdamgia.ru"Ответы на задания можно отправить на м...
Урок математики. 6 класс. Урок по теме: "Решение практико-ориентированных задач"
Тема урока: "Решение практико-ориентированных задач". В данном уроке обучающимся предлагается представить себя работниками туристического агентства "Модуль икс", к которым обратилс...
Технологическая карта Урока – консультации по математике «Решение практико-ориентированных задач при подготовке к ГИА по математике в 9 классе»
Технологическая карта урока-консультации "Решение практико-ориентированных задач при подготовке к ГИА по математике в 9 классе"...
Решение практико-ориентированных жизненных задач
Решение практико-ориентированных жизненных задач...
Конспект урока "Решение практико-ориентированных задач"
Урок по расчету стоимости поездки 6 класса в музей...
Конспект урока "Решение практико-ориентированных задач"
Цель занятия: в ходе выполнения проектной работы создать условия для развития умений выполнять задания №1 - №5 ОГЭ 2024 года....