Некоторые приёмы быстрого счёта
план-конспект занятия по алгебре (6 класс)
Быстрый счёт в уме — навык, который полезен не только с прагматической точки зрения. В данном материале рассказываю о некоторых математических секретах, которые помогут научиться легко считать в уме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
19_priyomy_bystrogo_schyota.docx | 154.55 КБ |
Предварительный просмотр:
19. Некоторые приёмы быстрого счёта.
Быстрый счёт в уме - навык который всегда может пригодится: рассчитать, сколько человек поместятся в лифт, сколько денег по процентному вкладу вам начислят через месяц или сколько конкретно стоит тот или иной товар в другой валюте.
Быстрый счёт в уме — навык, который полезен не только с прагматической точки зрения. Счёт развивает ваш мозг: улучшает кратковременную память и передачу нервных импульсов, тренирует быстрее принимать решения и лучше сосредотачиваться на задачах.
С чего начать
Тренировать быстрый счёт лучше с самого простого — со сложения. Это действие обычно даётся нам легче всего, поэтому с него и стоит начинать.
Доведите до автоматизма сложение однозначных чисел. Вы не должны ошибаться, а на подсчёт должно уходить не больше 2 секунд. Если вы этого добились, можно переходить к следующему шагу.
Сейчас я расскажу вам о 10 математических секретах, которые помогут научиться легко считать в уме. Для того, чтобы стать королём быстрого счёта, все приведённые мною методы не понадобятся, однако познакомиться с ними всё равно полезно – так вы поймёте, какие вам больше всего по душе. Эти правила срабатывают всегда !
Помните, на четвёртом занятии, которое называлось « Живая счётная машина», я показывала вам как легко на пальцах умножать на 9? Напомню: Чтобы умножить любое число от одного до девяти на девять, посмотрите на руки. Загните палец, который соответствует умножаемому числу (например, 9×3 — загните третий палец), посчитайте пальцы до загнутого пальца (в случае 9×3 — это два), затем посчитайте после загнутого пальца (в нашем случае — семь). Ответ — 27. Быстро? Быстро! Легко? В общем то не сложно!
- Вычитание из 1000
Чтобы выполнить вычитание из 1000, можете пользоваться этим простым правилом. Отнимите от девяти все цифры, кроме последней. А последнюю цифру отнимите от десяти:
1 000 - 648 1. От 9 отнимите 6 = 3 2. От 9 отнимите 4 = 5 3. От 10 отнимите 8 = 2 Ответ: 352 | 1 000 – 526
Ответ: 474 |
- Быстрое возведение в квадрат.
Этот приём поможет быстро возвести в квадрат двузначное число, которое заканчивается на пять. Умножьте первую цифру саму на себя +1, а в конце допишите 25. Вот и всё!
252 = 2 ∙ (2+1) & 25 => 2 ∙ 3 = 6 => 625.
352 = 3 ∙ (3+1) & 25 => 3 ∙ 4 = 12 => 1 225.
652 = 6 ∙ (6+1) & 25 => 6 ∙ 7 = 42 => 4 225.
- Умножение на пять.
Большинству очень просто даётся таблица умножения на пять, но когда приходится иметь дело с большими числами, сделать это становится сложнее.
Этот приём невероятно прост. Возьмите любое число и поделите пополам. Если в результате получилось целое число, припишите ноль в конце.
1 450 ∙ 5 => 1450 : 2 = 725 & 0 => 7 250.
3 600 ∙ 5 => 3600 : 2 = 1800 & 0 => 18 000.
44 800 ∙ 5 => 44800 : 2 = 22 400 & 0 => 224 000.
Если при делении пополам исходного числа не получилось целое число, не обращайте внимания на запятую и в конце добавьте 5.
35 ∙ 5 => 35 : 2 = 17,5 => 17,5 & 5 => 175.
99 ∙ 5 => 99 : 2= 49,5 => 49,5 & 5 => 495.
225 ∙ 5 => 225 : 2 = 112,5 & 5 => 1 225.
- Умножение на четыре.
Это очень простой приём, хотя очевидный лишь для некоторых. Хитрость в том, что нужно просто умножить на два, а затем опять умножить на два:
58×4 = (58×2) + (58×2) = 116 + 116 = 232.
112 ∙ 4 = (112 ∙ 2) + (112 ∙ 2) = 224 + 224 = 448.
1 056 ∙ 4 = (1 056 ∙ 2) + (1 056 ∙ 2) = 2 112 + 2 112 = 4 224.
- Деление на пять.
На самом деле делить большие числа на пять очень просто. Нужно просто умножить на два и перенести запятую:
195 : 5 = ?
195 ∙ 2 = 390; => переносим запятую 39,0 или просто 39.
2 800 : 5 = ?
2 800 ∙ 2 = 5 600 => переносим запятую 560,0 или просто => 560.
26 340 : 5 = ?
26 340 ∙ 2 = 52 680 = переносим запятую 5268,0 или просто 5 268.
- Проценты.
Сперва нужно понять значение слова «процент» (percent). Первая часть слова — про (per). Per = для каждого. Вторая часть — цент (cent), это как 100. Например, столетие = 100 лет. 100 центов в одном долларе и так далее. Итак, процент = для каждой сотни.
Вычислить 7% от 300.Итак, получается, что 7% от 100 будет семь. (Семь для каждой сотни, только одной сотни).
8% от 100 = 8.
35,73% от 100 = 35,73
Но как это может быть полезным? Вернёмся к задачке 7% от 300.
7% от первой сотни равно 7. 7% от второй сотни — то же 7, и 7% от третьей сотни — все те же 7. Итак, 7 + 7 + 7 = 21.
Если 8% от 100 = 8, то 8% от 50 = 4 (половина от 8).
Дробите каждое число, если нужно вычислить проценты из 100, если же число меньше 100, просто перенесите запятую влево.
8%200 =? 8 + 8 = 16.
8%250 =? 8 + 8 + 4 = 20,
8%25 = 2,0 (Передвигаем запятую влево).
15%300 = 15+15+15 =45
15%350 = 15+15+15+7,5 = 52,5
Сегодня я хочу познакомить вас с уникальной системой быстрого счета, которую придумал русский узник Освенцима.
Яков Георгиевич Трахтенберг родился в Одессе 17 июня 1888 года. Свой гений проявил еще в раннем возрасте. Окончив с отличием знаменитый Институт им. А.И. Берга в Санкт-Петербурге, стал инженером на тогда всемирно известном Обуховском заводе. В свои двадцать лет он был назначен главным инженером, под руководством которого работало более 10 000 человек.
После революции 1917 года, в 1919 году бежал в Германию. Берлин с его красивыми широкими улицами напомнил ему Санкт-Петербург и стал его новым домом.
С приходом Гитлера жизнь евреев в Германии стала опасной. В 1934 году, снова бежал в Вену (уже с молодой женой), чтобы спасти свою жизнь. Но в 1938 году произошел аншлюс (захват) Австрии. Как итог, в одну из ночей 1939 года за ним пришли. Конечным пунктом этапирования было одно из самых страшных мест на Земле за всю историю человечества - концентрационный лагерь Освенцим (Аушвиц).
Несмотря на то что его тело становилось все слабее, его ум отказывался сдаваться. Чтобы сохранить рассудок, Трахтенберг погрузился в иной мир - мир логики и порядка. Во время долгих лет пребывания в аду концентрационного лагеря, каждую свободную минуту он уделял разработке своей упрощенной системы математики. Трудности стали стимулом для его гениальности.
Весной 1944 года Яков узнал, что его ждет казнь. Супруга, узнав о смертном приговоре, заложила свои последние драгоценности и устроила тайный перевод его в другой лагерь в Лейпциг, едва успев до исполнения смертного приговора. В начале 1945 года ему опять таки при помощи супруги удалось бежать из лагеря и перебраться в Швейцарию.
Сейчас я хочу Вам показать совершенно удивительный мнемонический способ умножения. По подсчетам экспертов, прибавка к скорости относительно стандартного метода умножения в столбик составляет около 30 процентов и растет с ростом количества разрядов в числах. Да, реализовать в уме эти вычисления достаточно сложно, однако всё, что требуется на начальном этапе, так это записать числа в столбик. Все операции, которые показаны ниже, достаточно легко делать в уме, записывая только конечный результат справа налево.
Алгоритм такой: сначала умножаем самые младшие разряды, и записываем в ответ результат. Дальше - перемножаем и складываем крест-накрест следующие два разряда, правую цифру записываем в ответ, остальное - переносим на следующий шаг (если получится, например, 112, то переносим 11). Следующие шаги:
И это, реально, очень быстро делается в уме и походит на магию для тех, кто будет наблюдать за Вами!
Да, метод универсальный и работает, и для умножения чисел с разным числом разрядов. Кстати, с двузначными числами в уме справляться можно научиться быстро, а вот дальше - придется тренироваться.
Что стало с профессором дальше?
В 1950 году Трахтенберг основал в Цюрихе институт математики, где он обучал своему уникальному математическому методу. В ходе этой работы выяснилось, что система имеет весьма неожиданные «побочные» свойства. Студенты и слушатели курсов не только учатся быстро производить сложнейшие вычисления, но и значительно повышают свой коэффициент умственного развития. Оказалось, что процессы, которые происходят в мозге человека, когда он делает расчеты в уме (это — один из неотъемлемых элементов системы профессора) заметно улучшают память и способность концентрироваться.
Сегодня многие медики пропагандируют систему Трахтенберга, рекомендуя пожилым пациентам тренировать ум и память, чтобы предотвратить нежелательные эффекты, которые возникают обычно в процессе старения.
374 x 293 | 109582 | 1256 x 314 | 394384 | |
4 • 3 = 12 | 6 • 4 = 24 | |||
7 • 3 + 4 • 9 + 1 = 58 | 5 • 4 + 6 • 1 + 2 = 28 | |||
4 • 2 + 7 • 9 + 3 • 3 + 5 = 85 | 2 • 4 + 5 • 1 + 6 • 3 + 2 = 33 | |||
7 • 2 + 3 • 9 + 8 = 49 | 1 • 4 + 2 • 1 + 5 • 3 + 6 • 0 + 3 = 24 | |||
3 • 2 + 4 = 10 | 1 • 1 + 5 • 0 + 2 • 3 + 2 = 9 | |||
1 • 3 + 2 • 0 = 3 |
16 x 74 | 1184 | 6542 x 9861 | 64510662 | |
6 • 4 = 24 | 2 • 1 = 2 | |||
1 • 4 + 6 • 7 + 2 = 48 | 4 • 1 + 2 • 6 = 16 | |||
1 • 7 + 4 = 11 | 2 • 8 + 4 • 6 + 5 • 1 + 1 = 46 | |||
2 • 9 + 4 • 8 + 5 • 6 + 6 • 1 + 4 = 90 | ||||
6 • 6 + 4 • 9 + 5 • 8 + 9 = 121 | ||||
6 • 8 + 5 • 9 + 12 = 105 | ||||
6 • 9 + 10 = 64 |
Древние египтяне тоже пользовались десятичн ой системой, но она была не позиционной, различные числа обозначались иероглифами, а способы умножения и деления вызывают восхищение и по сей день.
Для умножения египтяне записывали числа в две колонки. В первой колонке числа начинаются с единицы и удваиваются до тех пор, пока число не приблизится к одному из умножаемых чисел. Во второй колонке записывается второй множитель, который затем с каждой строчкой удваивается.
Допустим, нам надо умножить 38 на 17.
1 | 17 |
2 | 34 |
4 | 68 |
8 | 136 |
16 | 272 |
32 | 544 |
Следующий шаг — найти в левой колонке числа, которые в сумме дают 38.
32 + 4 + 2 = 38
Теперь надо сложить числа в правой колонке напротив чисел 32, 4 и 2.
544 + 68 + 34 = 646
Ну вот — мы с вами умножили числа так, как это было принято в эпоху фараонов: 38 умножить на 17 равно 646.
Ещё пример: 26 х 74 или 74 х 26, что не имеет разницы.
26 х 74 | 74 х 26 | |||
1 | 74 | 1 | 26 | |
2 | 148 | 2 | 52 | |
4 | 296 | 4 | 104 | |
8 | 592 | 8 | 208 | |
16 | 1184 | 16 | 416 | |
32 | 832 | |||
64 | 1664 | |||
1 924 | 1 924 |
---------------------------------
Вот алгоритм, которому стоит следовать, чтобы научиться быстро складывать однозначные числа.
1. Возьмём числа 8 и 7. Округлите большее число до 10 и посчитайте, сколько ему не хватает до 10. Например, 8 до 10 не хватает 2.
2. Сложите 10 и 7 — это 17. После этого отнимите от 17 столько, сколько 8 не хватает до 10 — это 2. В итоге получится 15.
Есть и другой способ. Возможно, вам он покажется легче.
1. Возьмём другие числа — 7 и 5. Точно так же округлите большее число до 10 и посчитайте, сколько ему не хватает до десятки. В нашем случае это 7, а до 10 ему не хватает 3.
2. Представьте 5 как сумму 3 и ещё какого-либо числа. В нашем случае 5 — сумма 3 и 2.
3. Прибавьте к 7 сначала 3, то есть «доведите» семёрку до десятки. А потом прибавьте к 10 «оставшуюся» часть от числа 5 — это 2. В итоге получим 7 + 3 + 2 = 12.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Приёмы быстрого счёта на уроках математики"
Одно из условий обучения математике - хорошо развитые у учащихся навыки устного счета. Именно в 5-7 классах закладываются основы обучения математике, поэтому с первых уроков учителю необходимо обращат...
Приёмы быстрого счёта
Данная разработка приводит способы повышения вычислительной культуры учащихся, что очень важно для учащихся и должно быть отработано до автоматизма....
Развитие вычислительных навыков с помощью приёмов быстрого счёта
Формирование вычислительных умений и навыков традиционно считается одной из самых «трудоемких» тем. Вопрос о значимости формирования устных вычислительных навыков на се...
Приёмы быстрого счёта.
Как научиться быстро считать....
Презентация " Приёмы быстрого счёта" 5-6 класс
Приёмы умножения на 11, 25, 101, 99 и т.д....
Проект по математике "Приёмы быстрого счёта"
Работа включает в себя паспорт проекта, презентацию и памятку....
Методическое пособие и игра "Приёмы быстрого счёта"
В методическом пособии собраны наиболее простые и лёгкие приёмы для быстрого вычисления. Усвоив рекомендуемые приёмы, можно выполнять быстрые расчёты в уме, без письменных вычислений. К методическому ...