"Приёмы быстрого счёта на уроках математики"
статья по алгебре по теме
Одно из условий обучения математике - хорошо развитые у учащихся навыки устного счета. Именно в 5-7 классах закладываются основы обучения математике, поэтому с первых уроков учителю необходимо обращать особое внимание на устные вычисления. В данной статье предложены материалы для обучения приемам устного счёта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_priyomy_bystrogo_schyota.docx | 23.26 КБ |
Предварительный просмотр:
«Приемы быстрого счета на уроках математики»
Автор статьи: Пахарева Вера Александровна,
учитель математики ГБОУ лицея №590
Красносельского района Санкт-Петербурга.
Одно из условий успешного обучения математике - хорошо развитые у учащихся навыки устного счета. Именно в пятых-седьмых классах закладываются основы обучения математике, поэтому с первых уроков учителю необходимо обращать особое внимание на устный счет. Начальные уроки можно посвящать обучению приемам быстрого счета, которые помогают ускорять не какие-нибудь сложные вычисления, а самые обычные числовые выкладки, с которыми постоянно приходится иметь дело на уроках.
В наше время существует мнение, что человеку не надо знать приемы быстрых вычислений, что для этого существуют компьютеры. Однако польза устных вычислений огромна.
1) Применяя законы арифметических действий к устным вычислениям, можно повторить, закрепить, усвоить их не механически, а сознательно.
2) При устных вычислениях развиваются внимание, сосредоточенность, смекалка, самостоятельность.
3) Устный счет содействует тренировке памяти.
4) В то время как письменные вычисления однообразны и шаблонны, в устных вычислениях нет готового шаблона и приемы вычислений разнообразны, что способствует развитию чрезвычайно полезных качеств человека.
Приемы округления.
Пример: 599 + 387
Имеем: 599 + 1 + 387 – 1 = 600 + 386 = 986
Вывод: если одно из слагаемых увеличить на несколько единиц, а другое уменьшить на столько же единиц, то величина суммы не изменится. Округлением слагаемых можно пользоваться также при сложении обыкновенных и десятичных дробей.
Примеры: 173 + 59 = 172+60=232
8127 + 893 = 8120+900=9020
Приемы умножения.
Умножение на 5, 50.
Имеем: 5 = 10 : 2, 50 = 100 : 2
Вывод:
1) Чтобы умножить число на 5, можно его разделить пополам, потом умножить на 10.
2) При умножении на 50 надо число разделить на 2 и умножить на 100.
Пример: 7,4 ∙ 5 = 7,4 : 2 ∙ 10 = 3,7 ∙ 10 = 37
224 ∙ 5 =224 : 2 ∙ 10 = 1120
36 ∙ 50 =36 : 2 ∙ 100 = 1800
426 ∙ 50 = 426 : 2 ∙ 100 = 21300
Умножение на 25, 250.
Имеем: 25 = 100 : 4
250 = 1000 : 4
Вывод: чтобы устно умножить число на 25 или 250, надо его разделить на 4, а затем полученное частное умножить на 100 или 1000.
Примеры: 224 ∙ 25 =224 : 4 ∙ 100 = 5600
44 ∙ 25 =44 : 4 ∙ 100 = 1100
168 ∙ 250 =168 : 4 ∙ 1000 = 42000
72 ∙ 250 =72 : 4 ∙ 1000 = 18000
Умножение на 125.
Имеем: 125 = 1000 : 8
Чтобы умножить число на 125, надо его разделить на 8, а затем умножить на 1000.
Примеры:
896 ∙ 125 = 896 : 8 ∙ 1000 = 112000
120 ∙ 125 = 120 : 8 ∙ 1000 = 15000
240, 24 ∙ 125 =240, 24 : 8 ∙ 1000 = 30, 03 ∙ 1000 = 30030
Умножение на 15.
Имеем: 15 = 10 + 5 = 10 + 0,5 ∙ 10
При умножении на 15 надо число умножить на 10 и к произведению прибавить его половину.
Примеры: 64 ∙ 15 = 64 ∙ 10 + (64 ∙ 10): 2 = 640 + 320 = 960
72 ∙ 15 =720 + 360 = 1080
224 ∙ 15 =2240 +1120 = 3360
Умножение на 9 или 99.
Имеем: 9 = 10 – 1
99 = 100 – 1
При умножении на 9 или 99 надо число умножить на 10 или 100 и из полученного числа вычесть данное.
Примеры: 45 ∙ 9 = 45 ∙ 10 – 45 = 450 – 45 = 405
128 ∙ 9 =1280 – 128 = 1152
7 ∙ 99 =7 ∙ 100 – 7 = 700 – 7 = 693
67 ∙ 99 =6700 – 67 = 6633
Умножение на 11 и на 101.
Имеем: 11 = 10 + 1
1) Чтобы умножить число на 11, надо умножить его на 10 и к полученному результату прибавить само данное число.
Пример: 87 ∙ 11 =870 + 87 = 957
36 ∙ 11 = 360 + 36 = 396
2) При умножении двузначного числа на 11 можно раздвинуть цифры этого числа и вставить между ними их сумму. Получим нужный результат.
Пример: 24 ∙ 11 = 264
Если сумма цифр двузначного числа сама является двузначной, то ее единицы вставляем между цифрами данного числа, а десятки прибавляем к первой цифре.
Примеры: 67 ∙ 11 =737
59 ∙ 11 = 649
3) Особенно просто умножение двузначного числа на 101. Надо мысленно приписать справа к данному числу его само и прочесть то, что получится.
Примеры: 62 ∙ 101 = 6262
93 ∙ 101 = 9393
Умножение многозначных чисел.
«Умножение крестиком» двузначных чисел.
Пример: 53 ∙ 37 = 1961
Подпишем числа одно под другим
5 3 1) 5 десятков ∙ 3 десятка =15 сотен=1500
3 7 2) 3 ∙ 7 = 21
3) Итого: 1500 + 21 = 1521
4) Еще надо учесть произведение единиц каждого числа на десятки другого. Имеем 7 раз 5 десятков, т. е. 350, и 3 раза 3 десятка, т. е. 9 десятков или 90.
350 + 90 = 440
5) Итого: 1521 + 440 = 1961
Применение формул сокращенного умножения.
Возведение в квадрат.
Имеем: а² = а² - в² + в² = (а + в)(а - в) + в²
Пример: 988² = 988² - 12 2+ 12² = (988 + 12)(988 - 12) +12² = 1000 ∙ 976 + 144 = 976 144
27² =(27 + 3)(27 – 3) + 3² = 30 ∙ 24 + 9 = 729
Возведение в квадрат двузначных чисел, оканчивающихся на 5.
Имеем: пусть число десятков х
тогда все число 10х + 5
(10х + 5)² = 100х² + 100х + 25 =
= 100х ∙ (х + 1) + 25
Вывод: чтобы возвести в квадрат двузначное число, последняя цифра которого 5, надо умножить число десятков на число, большее на единицу, к произведению приписать 25.
Примеры: 85² =7225 (т.к. 8 ∙ 9 = 72)
45² = 2025 (т. к. 4 ∙ 5 = 20)
Быстрое умножение.
Имеем: (а – в)(а + в) = а² - в²
Пример: 783 ∙ 787 = (785 – 2)(785 + 2) = 785² - 2² =785² - 15² + 15² - 2² = (785 +15)(785 – 15) + 225 – 4 =
800 ∙ 770 +221 = 616000 + 221 = 616221
Для проверки усвоения пройденного материала можно предложить учащимся выполнить следующую работу.
Проверь себя!
Выполните действия и заполните таблицу.
В таблице зашифровано греческое слово, которое в русском прочтении означает “избыток”.
Этот термин используется в литературной речи для обозначения словосочетаний, содержащих
некоторое преувеличение.
Е= 652
П=128*5
А=280*50
И=72*11
Г=9852
О=168*125
Л=242*12
Б=37*101
Р=824*25
970225 | 792 | 640 | 4225 | 20600 | 3737 | 21000 | 3630 | 14000 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Ответ:
970225 | 792 | 640 | 4225 | 20600 | 3737 | 21000 | 3630 | 14000 |
Г | И | П | Е | Р | Б | О | Л | А |
В математике это слово – название линии, которое впервые было использовано в III веке до н.э. греческим математиком Аполлонием Пергским в научной работе, посвящённой линиям на поверхности конуса.
Литература:
- Г. Н. Берман «Приемы быстрого счета» - ОГИЗ, 1947
- Я.И. Перельман «Быстрый счет» - Ленинград, 1945
- И.Я. Депман, Н.Я . Виленкин «За страницами учебника математики» -М, Просвещение, 1989
- Я.И. Перельман «Занимательная арифметика» - М, Транзиткнига, 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приёмы быстрого счёта
Данная разработка приводит способы повышения вычислительной культуры учащихся, что очень важно для учащихся и должно быть отработано до автоматизма....
Развитие вычислительных навыков с помощью приёмов быстрого счёта
Формирование вычислительных умений и навыков традиционно считается одной из самых «трудоемких» тем. Вопрос о значимости формирования устных вычислительных навыков на се...
Приёмы быстрого счёта.
Как научиться быстро считать....
Некоторые приёмы устного счёта на уроках математики в 5-6 классах
Устные вычисления дают возможность не только быстро производить расчеты в уме, но и развивают память, культуру мысли, ее четкость, ясность и быстроту, сообразительность, умение отыскивать наибо...
Презентация " Приёмы быстрого счёта" 5-6 класс
Приёмы умножения на 11, 25, 101, 99 и т.д....
Проект по математике "Приёмы быстрого счёта"
Работа включает в себя паспорт проекта, презентацию и памятку....
Методическое пособие и игра "Приёмы быстрого счёта"
В методическом пособии собраны наиболее простые и лёгкие приёмы для быстрого вычисления. Усвоив рекомендуемые приёмы, можно выполнять быстрые расчёты в уме, без письменных вычислений. К методическому ...