Развитие вычислительных навыков с помощью приёмов быстрого счёта
методическая разработка по алгебре по теме
Формирование вычислительных умений и навыков традиционно считается одной из самых «трудоемких» тем. Вопрос о значимости формирования устных вычислительных навыков на сегодняшний день является весьма дискуссионным в методическом плане. Широкое распространение калькуляторов ставит необходимость «жестокой» отработки этих умений под сомнение, поэтому многие не связывают хорошее овладение арифметическими вычислениями с математическими способностями и математической одаренностью. Однако внимание к устным арифметическим вычислениям является традиционным для образовательной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_vychislitelnyh_navykov.docx | 66.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие вычислительных навыков
с помощью приёмов
быстрого счета
КРОПОТИНА
ГАЛИНА НИКОЛАЕВНА,
учитель математики МОАУ СОШ № 11
Белогорск – 2014 г.
ВВЕДЕНИЕ
Изучение почти любого предмета в школе предполагает хорошие знания математики, и без нее нельзя освоить эти предметы. Может показаться, что на уроках музыки, рисования, физкультуры и труда математика не нужна. Но это неверно. И на этих уроках мы встречаемся с разного рода вычислениями и измерениями.
В обыденной повседневной жизни мы тоже не можем обойтись без математики, а именно без ее вычислительной составляющей. Так как часто встречаемся с разного рода расчетами, измерениями, просто даже не замечая этого.
В наш век новых технологий и развития компьютерной техники разговор об устном счете может показаться неуместным, однако и по сей день гибкость ума является предметом гордости людей, а способность, например, быстро производить в уме вычисления вызывает откровенное удивление.
Для того чтобы производить вычисления в уме, надо знать некоторые «хитрые» способы быстрого счета. Производя математические вычисления в уме, человек пользуется, по сути, теми же правилами, что и при письменных вычислениях.
Необходимо отметить, что в некоторых частных случаях удобнее отойти от стандартных правил, и воспользоваться способом, более удобным для устного применения, причем в письменном виде этот способ будет, скорее всего, неудобен.
Правилами сложения и вычитания многие люди пользуются автоматически, т.к. эти правила находятся в подсознании: или мы где-то узнали об этих правилах и заучили наизусть, или сами додумались до них, причем, в последнем случае, как показывает практика, результаты лучше, чем при заучивании. Оттого, что знание “идет от себя самого” и мы не задумываемся над его происхождением. Правила для устного умножения и деления более сложны и представляют особый интерес.
.1СПОСОБЫ БЫСТРОГО СЛОЖЕНИЯ ЧИСЕЛ
1.1 Поразрядное сложение двузначных чисел
К разрядам первого слагаемого прибавляют разряды второго слагаемого, начиная с высших (сотни, десятки и т.д.).
76 + 38 + 47 + 86 + 45 = (70 + 30 + 40 + 80 + 40) +(6 + 8 + 7 + 6 + 5) = 260 + 32= 292.
1.2 Сложение путем последовательного прибавления к одному числу отдельных разрядов другого числа, всегда начиная с высших
К разрядам первого слагаемого прибавляют разряды другого слагаемого.
56 + 47 = (56 + 40) + 7 = 96 + 7 = 103;
8375 + 473 = ((8375 + 400) + 70) + 3 = (8775 + 70) + 3 = 8845 + 3 = 8848.
1.3 Сложение путем округления
Если слагаемые близки к круглым числам, то их заменяют разностью или суммой между круглым числом и дополнением.
3916+991+1998+2002=(4000+1000+2000+2000)–(84+9+2)+2=9000–95+2=8907.
1.4 Сложение с использованием свойств действий с числами
Слагаемые разбивают на такие группы, которые в сумме дают круглые числа
12 + 63 + 28 = (12 + 28) + 63 = 40 + 63 = 103;
3013 + 74 + 2187 + 126 = (3013 + 2187) + (74 + 126) =5200 + 200 = 5400.
Прибавляют к какому-нибудь числу сумму чисел; можно прибавлять к данному числу каждое слагаемое отдельно
863 + (346 + 137) = 863 + 346 + 137 = 863 +137+ 346 = 1000 + 346 = 1346.
Если одно слагаемое близко к круглому числу, то его заменяют разностью и дополнением между круглым числом
549 + 94 = 549 + (100 – 6) = 549 + 100 – 6 = 643.
Если оба слагаемых близки к круглому числу, то они заменяются разностью между круглым числом и дополнением
298 + 397 = 300 – 2 + 400 – 3 = 700 – 5 = 695;
504 + 497 = 500 + 4 + 500 – 3 = 1001.
1.5 Сложение десятичных дробей путем поразрядного сложения, начиная с высших разрядов
Отдельно сложить целые части, десятичные доли, а затем сложить полученные результаты.
8,4 + 6,51 = ((8,4 + 6) + 0,5) + 0,01 = (14,4 + 0,5) + 0,01 = 14,9 + 0,01 = 14,91.
2. СПОСОБЫ БЫСТРОГО ВЫЧИТАНИЯ ЧИСЕЛ
2.1 Поразрядное вычитание
574 - 243 = (500 - 200) + (70 - 40) + (4 - 3) = 300 + 30 + 1= 331.
Если число единиц какого-либо разряда вычитаемого больше числа единиц того же разряда уменьшаемого, то последнее число единиц увеличивается на 10 путем заимствования одной единицы следующего высшего разряда уменьшаемого.
647 – 256 = (500 - 200) + ( 140 - 50 ) + ( 7 - 6) = 300 + 90 + 1 = 391.
2.2 Вычитание с использованием свойств действий с числами
1358 – (158 + 78) = (1358 – 158) – 78 = 1112;
(973 +747) - 873 = (973 - 873) + 747 = 100 + 747 = 847;
5861 + (1414 – 884) = (5861 + 1414) - 884 = 7275 - 884 = 6391;
1093 - (1494 - 907) = (1093 + 907) = 2000 - 1494 = 506.
2.3 Вычитание путем уравнивания числа единиц последних разрядов уменьшаемого
67 - 48 = (67+1) - 48 = (68 - 48) - 1 = 20 - 1 = 19;
453 - 316 = 453 – (313 + 3) = (453 - 313) - 3 = 140 - 3 = 137.
2.4 Вычитание путем округления уменьшаемого или вычитаемого или одновременно обоих
Если уменьшаемое и/или вычитаемое близки к круглому числу, то их заменяют разностью или суммой между круглым числом и дополнением
713 - 65 = (700 + 13) - 65 = (700 - 65) + 13 = 635 + 13 = 648;
824 - 396 = 800 – (400 - 4) = (824 - 400) + 4 = 424 + 4 = 428;
395 – 98 = (400 – 5) – (100 – 2) = 400 – 100 – 5 + 2 = 297.
3. СПОСОБЫ БЫСТРОГО УМНОЖЕНИЯ ЧИСЕЛ
3.1 Умножение на 4, 8,16 и т.д.
Чтобы число умножить на 4, 8, 16 его последовательно удваивают.
213 8 = (213 2) 4= (4262) 2 = 852 2= 1704.
3.2 Умножение на 5; 50; 0,5; 25; 2,5; 0,25; 125; 12,5; 1,25; 0,125
Чтобы умножить число на 5, нужно умножить его на 10 и разделить на 2 .
138 5 = (138 10) : 2 = 1380 : 2 = 690.
Чтобы умножить число на 50, нужно умножить его на 100 и полученное произведение разделить на 2 .
87 50 =(87100) : 2 = 4350.
Чтобы умножить число на 0,5, нужно разделить на 2 .
3600,5 = 360 : 2 = 180.
Чтобы умножить число на 25, нужно умножить его на 100 и полученное произведение разделить на 4.
34825 = 34800 : 4 = 8700.
Чтобы умножить число на 2,5, нужно умножить его на 10 и полученное произведение разделить на 4.
962,5 = 960 : 4 = 240.
Чтобы умножить число на 0,25, нужно разделить его на 4.
1960,25 = 196 : 4 = 49.
Чтобы умножить число на 125, нужно умножить его на 1000 и разделить на 8.
32 125 = 32 : 8 1000 = 4000.
Чтобы умножить число на 12,5, нужно умножить его на 100 и разделить на 8.
24 12,5 = 24 : 8 100 = 300.
Чтобы умножить число на 1,25, нужно умножить его на 10 и разделить на 8.
64 1,25 = 64 : 8 10 = 80.
Чтобы умножить число на 0,125, нужно разделить его на 8.
16,8 0,125 = 16,8 : 8 = 2,1 (см. Приложение I).
Если множитель не делится нацело на 2, 4 или на 8, то деление производится с остатком. Затем частное умножают соответственно на 10, 100 или 1000, а остаток – на 5, 25 или 125.
53 5 = 26 10 + 1 5 = 265 (53 : 2 = 26 и 1 в остатке) ;
43 25 = 10 100 + 3 5 = 1075 (43 : 4 = 10 и 3 в остатке) ;
66 125 = 8 1000 + 2 125 = 8250 (66 : 8 = 8 и 2 в остатке) .
3.3 Умножение на 1,5 и на 15.
Чтобы умножить число на 1,5, нужно к исходному числу прибавить его половину. Чтобы умножить число на 15, нужно исходное число умножить на 10 и прибавить половину полученного произведения.
1) 24 1,5 = 24 + 12 = 36; 2)129 15 = 1290 + 645 = 1935.
3.4 Умножение на 11.
1 способ.
Чтобы число умножить на 11 , к нему приписывают ноль и прибавляют исходное число.
24111 = 2410 + 241 = 2651,
2 способ.
Следует “раздвинуть” цифры числа, умножаемого на 11, и в образовавшийся промежуток вписать сумму этих цифр, причем если эта сумма больше 9, то, как при обычном сложении, следует единицу перенести в старший разряд.
34 11 = 374, т.к. 3 + 4 =7, семерку помещаем между тройкой и четверкой,
68 11 = 748, т.к. 6 + 8 = 14, четверку помещаем между семеркой (шестерка плюс перенесенная единица) и восьмеркой.
3.5 Умножение двузначного числа на 101 и на 10101.
Пожалуй, самое простое правило: припишите ваше число к самому себе.
1) 57 101 = 5757. 2) 89 10101 = 898989.
3.6 Умножение на 9, 99 и 999.
К первому множителю приписать столько нулей, сколько девяток во втором множителе, и из результата вычесть первый множитель (cм. Приложение I).
1) 286 9 = 2860 – 286 = 2574; 2) 23 99 = 2300 – 23 = 2277;
3) 18 999 = 18000 – 18 = 17982.
3.7 Применение распределительного закона умножения относительно сложения и вычитания к множителям, один из которых представлен в виде суммы или разности
8 318 = 8 (300 + 0+8)= 2400 + 80 + 64 =2544;
2) 7 196 = 7 (200 - 4) = 1400 – 28 = 1372.
4. СПОСОБЫ БЫСТРОГО ДЕЛЕНИЯ ЧИСЕЛ
4.1 Последовательное деление
Если делитель является составным числом, то разлагаем его на два или большее число множителей, а потом выполняем последовательное деление.
1)720 : 45 = (720 : 9) : 5 = 80 : 5 = 16 или 2) 9324 : 36 = ( 9324 : 3 ) : 12 = 3108 : 12 = 259.
4.2 Деление на 0,5; 5; 50 и 500
Чтобы число разделить на 0,5; 5; 50 или 500, надо это число разделить на 1; 10; 100 или 1000 соответственно, и затем результат умножить на 2.
1) 21600 : 50 = 21600 : 100 2 = 432. 2) 42400 : 5 = 42400 : 10 2 = 8480.
3) 214000 : 500 = 214000 : 1000 2 = 428. 4) 218 : 0,5 = 1218 2= 436.
4.3 Деление на 25; 2,5; 0,25
Чтобы число разделить на 25, надо это число разделить на 100 и умножить на 4 . Чтобы число разделить на 2,5, надо это число разделить на 10 и умножить на 4. Чтобы число разделить на 0,25, надо это число умножить на 4.
1) 12100 : 25 = 12100 : 100 4 = 484 . 2) 31 : 0,25 = 31 4 = 124 .
3) 240 : 2,5 = 240 : 10 4= 24 4 = 96.
4.4 Деление на 125; 12,5; 1,25; 0,125
Чтобы число разделить на 125; 12,5; 1,25; 0,125, надо это число умножить на 8 и разделить на 1000; 100; 10; 1 соответственно (см. Приложение I).
1) 4000 : 12,5 = 4000 : 100 8 = 320. 2) 9000 : 125 = 9000 : 1000 8 = 72.
3) 18 : 1,25 = 144 : 108 = 14,4. 4) 11 : 0,125 = 118 = 88.
5. ВОЗВЕДЕНИЕ В КВАДРАТ ЧИСЛА, ОКАНЧИАЮЩЕГОСЯ ЦИФРОЙ 5
Чтобы возвести в квадрат число, оканчивающееся цифрой 5 (например, 65), умножают число его десятков (6) на число десятков, увеличенное на 1 (на 6+1=7), и к его полученному числу приписывают 25 (6 7 = 42. Ответ: 4225).
952 = 9025; 1252 = 15625.
9*10 12*13
Можно предложить учащимся самостоятельно разрабатывать схемы быстрого умножения и деления на 0,5; 5; 50;25; 2,5; 0,25; 125;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Необходимым условием успешной работы, так или иначе связанной с вычислениями, является владение культурой счета. Культура счета аналогична культуре речи. В разговоре стараются употреблять слова, точно выражающие мысль, говорить ясно и кратко, избегать лишних слов, следовать правилам русской грамматики. Вычисления также должны выполняться рационально, аккуратно и без ошибок. Основу культуры счета составляют вычислительные навыки, совершенствование которых возможно только в практической деятельности.
Счет является простым и легким делом только тогда, когда владеешь особыми приемами и навыками. Каждый ученик может улучшить вычислительные навыки с использованием приемов быстрого счета. Наработка вычислительных навыков должна быть систематической, ежедневной, надо стремиться к тому, чтобы как можно больше освоить “хитрых” приемов.
В заключение подчеркнем, что устный счет развивает механическую память, быстроту реакции, умение сосредоточиться, а поиски и обоснование новых приемов служат формированию логических умений.
Литература
Гольштейн Д.Н. Техника быстрых вычислений. - М., Учпедгиз, 1948.
Перельман Я.И. Быстрый счет. - Л., Союзпечать, 1945.
Сорокин А.С. Техника счета. - М., Знание, 1976.
Ткачева М.В. Домашняя математика. - М., Просвещение,1993.
Зайкин М.Н. Математический тренинг. - Москва, 1996.
Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Задачи на смекалку.– Москва «Просвещение», 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Приёмы быстрого счёта на уроках математики"
Одно из условий обучения математике - хорошо развитые у учащихся навыки устного счета. Именно в 5-7 классах закладываются основы обучения математике, поэтому с первых уроков учителю необходимо обращат...
РАЗВИТИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ С ПОМОЩЬЮ УСТНЫХ УПРАЖНЕНИЙ.
В связи с введением обязательного ГИА и ЕГЭ по математике возникает необходимость научить учащихся старших классов решать качественно задачи базового уровня. Важность формирования ...
Приёмы быстрого счёта
Данная разработка приводит способы повышения вычислительной культуры учащихся, что очень важно для учащихся и должно быть отработано до автоматизма....
Развитие вычислительных навыков с помощью примеров быстрого счёта
Как удивительна, заманчива, всесильна и интересна математика! Каждый урок мы пытаемся приблизить ребят к тому, чтобы они ...
Обобщение опыта по теме:"Использование занимательных приёмов при выработке и развитии вычислительных навыков на уроке математики".
Занимательные задания по математике рассчитаны на закрепление и углубление знаний по основным темам программного материала. Они разнообразят виды деятельности детей на уроке, воспитывают интерес...
Приёмы быстрого счёта.
Как научиться быстро считать....
Презентация " Приёмы быстрого счёта" 5-6 класс
Приёмы умножения на 11, 25, 101, 99 и т.д....